fantlab ru

Арно Шмидт «Республика учёных»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.45
Оценок:
11
Моя оценка:
-

подробнее

Республика учёных

Die Gelehrtenrepublik

Роман, год

Аннотация:

Написанный в 1957 году, роман изображает постапокалиптический мир 2008-го года. По окончании ядерной войны, в которой погибла Европа, часть Соединённых Штатов, противоборствующие стороны всё же смогли договориться и общими усилиями создали искусственный остров в Тихом океане, ставший домом для избранных представителей всего человечества — художников и учёных

Территории же, пострадавшие от радиоактивного излучения атомных бомбардировок, заселены кентаврами и другими не менее удивительными существами, нравы и обычаи которых автор рисует размашисто и не жалея красок.

Название пародирует трактат поэта Фридриха Готлиба Клопштока «Немецкая республика учёных», вместе с тем роман выдержан в неподражаемом постмодернистском стиле, сочетающем приёмы потока сознания и кинематографического монтажа, характерном для прозы Арно Шмидта.

Входит в:

— антологию «Гелиополис», 1992 г.


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)

Гелиополис
1992 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

К счастью, я не сторонник модернистской литературы, а также постмодернисткой и иных экспериментальных течений. Я сторонник классики. Поэтому данное произведение привлекло моё внимание лишь текстом: написано необычно и в чём-то даже лирично. В остальном оставляю на усмотрение любителей вышеуказанных жанров, ибо не беру на себя смелость критиковать и даже высказывать своё мнение. Пусть каждый решает сам, если есть время.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Изданный всего один раз, в начале 90-х, в сборнике «Немецкая антиутопия ХХ века», русский перевод романа давно уже стал раритетом. О самом Арно Шмидте в России известно тоже до ужаса мало... Впрочем, не все и немцы слышали о таком писателе, хотя он уже признан там классиком. Припоминаю забавную историю... Прощаясь с работавшим у нас немецким специалистом (программистом-электроником широкого профиля) Хольгером Шмидтом, я поинтересовался, читал ли он книги своего однофамильца? Выяснилось, что нет. И даже более того. «Do you know the guy?» — спросил меня Хольгер. Откуда! Ведь Шмидт умер ещё в 1979 году...

Сам же я — в силу какой-то странности — прочитал «Республику» не в середине 90-х, как это произошло у меня с «Городом за рекой» и «Гелиополисом» (они вышли под одной обложкой), а только в начале «нулевых». Пришел тогда в неистовый восторг — от особой манеры писателя, от его мастерства, стёбности и т.д. и т.п.

Роман, как уже несложно догадаться, антиутопия. Написанный в 1957 году, он изображает мир в 2008м — после атомной войны, уничтожившей всю Европу, часть Соединённых Штатов и, кажется, другие территории. Противоборствующие стороны смогли после войны договориться и общими усилиями создали искусственный остров в Тихом океане (в районе Саргассова моря), на котором живут избранные представители всего человечества — художники и учёные (название же пародирует трактат поэта Фридриха Готлиба Клопштока «Немецкая республика учёных» — текст найти не удалось).

Главный герой романа, он же рассказчик, журналист Чарльз Генри Уайнер, американец с немецкими корнями, проделывает удивительное путешествие сначала через территорию, населённую мутантами (гоминидами), из которых кентавры являются наименее странными, затем попадает на остров, где посещает сначала правую половину, контролируемую западниками, а затем — половину левую, коммунистического блока.

Как выясняется, холодная война продолжается и на острове... И вообще пост-апокалиптическое человечество предстаёт в не очень выгодном свете... всё те же комплексы и те же страстишки...

Про авторскую же манеру (она присуща не только «Республике», но и другим произведениям Шмидта) лучше сказать словами А. Дранова, автора предисловия и одного из переводчиков романа Шмидта: «... сначала возникают, как в убыстренном кинокадре, яркие разрозненные картинки, «фото», затем вокруг них в ходе дальнейшего «припоминания» группируются дополняющие и объясняющие их кусочки, фрагменты, отрывки — «тексты». На втором этапе в сознании писателя возникает некая связующая незначительные события повседневности нить, на которую он нанизывает «жемчужины» воспоминаний, впечатлений, переживаний. Затем наступает очередь «сна» и «игры мыслей» — возникает «рагу из древесной смеси, обломков и слов-окурков».» Такой фрагментарный стиль Дранов называет атомарным...

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх