fantlab ru

Сергей Лукьяненко «Лорд с планеты Земля»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.01
Оценок:
4587
Моя оценка:
-

подробнее

Лорд с планеты Земля

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 143
Аннотация:

Чем может закончиться обычное знакомство в парке, когда супермен районного масштаба защищает в жестокой драке девчонку? Свадьбой, дуэлью, сражением в космосе, галактической войной?..

И тем, и другим, и третьим с четвертым вместе: уж если девчонка оказывается принцессой далекой звездной империи, то всё остальное приложится — бластеры и звездолеты, паутинные мины и Храмы предтеч-Сеятелей. А еще атомарные мечи, чьи лезвия затачиваются волнами пламени, — мечи острее косы Смерти и бритвы Оккама.

И разве может не увлечь приключение, где давнишнее желание переиграть, исправить ошибку исполняется, легко врастая в реальность из разноцветного миража компьютерных игр. Религиозные фанатики, вооруженные до зубов, и вампиры, не прячущие свои клыки. Странные друзья и необыкновенные враги, дуэли на орбите и фокусы с временем — всё впереди у героя, решившегося из всех женщин галактики выбрать одну — Принцессу.

С этим произведением связаны термины:

В произведение входит:


7.98 (2864)
-
56 отз.
7.98 (2557)
-
25 отз.
7.74 (2295)
-
34 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Похожие произведения:

 

 


Лорд с планеты Земля
1994 г.
Лорд с планеты Земля
1996 г.
Лорд с планеты Земля
1997 г.
Лорд с планеты Земля
1997 г.
Лорд с планеты Земля
1999 г.
Рыцари Сорока Островов. Мальчик и Тьма. Лорд с планеты Земля
2004 г.
Лорд с планеты Земля
2006 г.
Лорд с планеты Земля
2011 г.
Книга гор
2015 г.
Лорд с планеты Земля
2019 г.
Книга гор: Рыцари сорока островов. Лорд с планеты Земля. Мальчик и тьма
2021 г.
Лорд с планеты Земля
2022 г.

Аудиокниги:

Лорд с планеты Земля (аудиокнига MP3 на 2 CD)
2008 г.

Издания на иностранных языках:

Lord z planety Ziemia
2003 г.
(польский)
Lord z planety Ziemia
2006 г.
(польский)
Lord z planety Země
2009 г.
(чешский)
Лордът от планетата Земя
2018 г.
(болгарский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перед нами необычная трилогия. Это, наверное, один из начальных этапов становления Лукъяненко, как действительно талантливого писателя, как автора действительно интересной саги о далеких мирах, о будущем и о совершенных технологиях.

Тут вы не найдете какие-то пестрые гаджеты или примочки, нет они определенно есть, даже через 15 лет все это представляется и смотрится довольно актуально, в это до сих пор можно верить и представлять, но на первый план выходит что-то намного глубокое, намного глобальное, что-то, что идет по пятам за читателем от тома к тому. Если в первой книге это были хроники человека, который пытался бороться за свою мечту, который вдруг разом в одночасье был оторван от привычных реалий и заброшен на неизвестную планету со своими законами и порядками, то во второй книге — это уже поиск истины, открытие великих тайн, анализ и прогноз будущего, фантазия в чистом его виде, ну а в третьей — это проблематика понимания иной формы жизни, попытка охватить и понять возможности человеческого сознания, а так же возможности бога, как высшей формы сознания. Я не могу охарактеризовать и обозначить эту «изюменку» каждой книги одним термином, определить ее производную и наконец разгадать тайну: почему данная трилогия для меня оказалась настолько захватывающей и интересной. Конечно в ней свои минусы, она во многом рельефна, и к концу третьего тома немного сбавляет обороты, но в целом — это целая вселенная, которая имеет свои отличительные черты, которые отражаются в перечисленных мною формах и реалиях.

Так же нельзя не заметить возрастающий фактор глобальности трилогии. Автор в каждой книге, идя поступательно от простого к сложному, от частного к общему, повышает этот градус фантазии, доходя итоге практически до предела. Он использует некую тенденцию эволюции сознания, постепенно расставляя фигуры на шахматной доске сюжета, пряча за пешками ферзя, а потом раскрываясь и стремительно попадая в дамки. В каждой книге была какая-то тайна, глобальная тайна, представляющаяся в виде некой вышей расы, о секретах которой главный герой узнавал в самый неожиданный момент. Можно построить даже некоторую иерархию этих цивилизаций: люди -> сеятели -> фанги -> отрешенные. В какой-то определенный момент каждое из этих звеньев оказывалось определяющим фактором для главного героя, недостижимой целью, которой, казалось, невозможно достигнуть, но в конечном итоге все происходило наоборот, и вслед за преодоленным препятствием, раскрытой тайной, возникала новая, но уже на каком-то более высоком уровне восприятия.

Так же из плюсов не могу не заметить метаморфозы со временем, что-то типа «Дня сурка», ну и конечно же ответы на самые главные вопросы для меня оказались более чем исчерпывающими, за что автору огромное спасибо. Кто такие сеятели на самом деле, кто такие отрешенные, в чем основная проблема в понимании с фангами. Автор дает ответы, и им действительно веришь.

Это отлично продуманная трилогия, не затертая какими-то штампами, имеющая некий всевозрастающий фактор, из-за которого каждая из трех историй воспринимается на каком-то новом уровне. Это творение действительно достойно высшей оценки.

Оценка: 9
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что-то захотелось перечитать «классику» и начало писательского пути одного из самых известных фантастов современной русскоязычной литературы.

Первый раз я прочитал «Лорда с планеты Земля» в правильном возрасте – 16-17 лет. Тогда для меня, читавшего только фантастику «Золотой» эры и классику, эта книга стала откровение. Как же человек живущий одновременно со мной пишет интересную историю про парня, который старше всего на 5-6 лет! Такого до этого я не читал. Позже я ещё раз перечитывал на третьем курсе на летней практике, и вот вновь открыл страницы «Лорда». Сейчас книга воспринимается несколько иначе, но всё равно стоит отметить высокое качество слога и довольно небанальный сюжет и сюжетные повороты.

Первое на что обращаешь внимание – это настроение начала книги, напомню она писалась в период с 1992 по 1994 года, такого уровня привычной безысходности и общей растерянности сейчас не встретишь, тем более что автор описывает жизнь в уже несуществующем городе Алма-Ата (сейчас называется Алматы) для помнящих то время ничего удивительно, для тех кто не помнит многое, наверно, будет странно и не понятно. Именно из этой среды и будет наш Главный Герой, которого сейчас назвали бы «попаданцем», но во времена написания романа такой типаж и сюжетный ход ещё не вызывал отторжения у избалованного читателя. Однако про главного героя ещё можно сказать, что Лукъяненко писал про нестандартных «попаданцев» ещё до того, как это стало трендом. Да, герой вроде бы собрал все штампы: военный прошедший «горячие точки», недоучившийся студент, красив, высок, спортивен и так далее. Но всё-таки он не шаблонен, самое главное чем наградил его автор – чувство собственного достоинства и понятие чести, которые проснулись и стали главенствующими как только герой покинул Землю 90-х. И вместе с герое раскрывается и само повествование – оно становится настоящим рыцарским романом, с несчастной принцессой, благородным злодеем и счастливым финалом в конце первой части романа – «Принцесса стоит смерти». По сути, первая часть романа – это классическая космоопера и ничего больше, читается легко и забавно.

Вторая часть романа, «Планета, которой нет», пример классической «мягкой» научной фантастики с элементами хронофантастики. Вместе с героем мы чуть больше узнаём про мир книги, знакомимся с новыми второстепенными героями и находим ответы на все вопросы, появившиеся во время прочтения первой части романа. Читается легко, но начинают появляться философствования и элементы постмодернизма.

Третью же часть романа, «Стеклянное море», я бы отнёс к симбиозу философской и боевой фантастики, с явным превалированием первого над вторым. Герой романа вырос и стал ставить перед собой более глобальные вопросы, а тут ещё появился и соответствующий противник. Вообще-то автор хорошо показал проблематику первого контакта с иной культурой, цивилизацией и чем опасно несовпадение ключевых понятий. По сути, эта часть похожа на классические произведения Шекли, Азимова и многих других. Лукъяненко в этой части выплеснул своё виденье всего того, что происходило пред его глазами и одновременно попытался заглянуть за горизонт. Самое печально для нас и самое хорошее для автора, что его вариант будущего человечества с социальной точки зрения выглядит более реальным чем двадцать пять лет назад.

Из положительного ещё хочется отметить высокий уровень художественности письменной речи книги. Несмотря на то, что это был один из первых романов Лукьяненко прекрасно справляется и с композицией, и с драматургией сцен, иногда буквально двумя тремя предложениями предают всю сцену, сейчас в литературе такое встречается очень редко. После сравнения с десятками современных писателей понимаешь почему он стал одним из признанных мастеров современной фантастики.

Теперь перейдём к минусам произведения, как же без них. Основным и главным минусом всего романа является его героецентричность – есть только главный герой, остальные прописаны намного слабее, а их поступки так или иначе направлены только на взаимодействие с ним. И самой печальной жертвой такого подхода стала Принцесса, та которая стоит смерти, если в начале повествования ещё была надежда на нормально прописанную личность, как ни как ключевой персонаж и главный любовный интерес героя, то к концу она стала напоминать пиломатериалы и выпускницу картонной фабрики – дубовая и плоская. И так со всеми второстепенными героями и злодеями произведения.

Оценка: Хороший представитель фантастики начала 90-х годов, очень живой язык и дубовые второстепенные герои. Четыре футурстических меча из пяти возможных.

Оценка: 8
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть главный герой.

Он вполне себе обычный, правильный человек: не слишком умен, не слишком амбициозен, умеет получать удовольствие от малого, обязательно знает толк в алкоголе, разбирается в каких нибудь «деликатесах» будь то коллекционирование чего либо, или те же самые познания на тему «изысканные алкогольные напитки и иже с ними».

Этот главный герой наделяется какой нибудь сверхчеловеческой способностью или силой, которой он никак не заслуживает и толком не понимает почему и как он это делает. Или может что-то такое находит, что делает его тем же мессией-сверхчеловеком, но при этом он тоже толком ничего не понимает и остается «своим парнем».

Его сила начинает экспоненциально расти до масштабов «божественной», «вселенной».

Главный герой встает перед выбором: либо отказаться от «дара»-«силы» и остаться обычным человеком (оставить всё таким, как было) либо стать супер-пупер-сверхчеловеком.

И, само собой, «свой парень» выбирает полную маленьких радостей обычную жизнь.

Практически универсальный сюжет автора.

Каким может быть к этому отношение? Литературный ширпотреб: редкий читатель, потребитель литературной пищи для ума, не употреблял в качестве оной творчество автора, не слишком напрягает, почитать можно, но лишь в перерывах между более серьезными произведениями.

Оценка: 6
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лукьяненко начала 90-х, это, наверное, уже классика российской фантастики.

Появившийся на прилавках наших книжных магазинов, в то время он был одним из авторов, с которых я начал свое путешествие по миру фантастики и фэнтези, вместе с Перумовым, Никитиным, Головачевым,Олди и другими корифеями отечественной фантастической литературы.

Он был тем, чьих книг ждешь, за чьим творчеством было интересно следить, наблюдать, а затем обсуждать перипетии его сюжетов со школьными/институтскими товарищами.

Кто-то может скажет – «фу, Лукьяненко ваш…Азимов, Стругацкие, Лем – вот с кого нужно было начинать!

Ну как знать, чтобы увлечь заинтересовать, приобщить, а затем уже потчевать более монументальными авторами, иногда требуется лёгкость, ненавязчивый стиль повествования, интрига, динамизм.

Всем этим автор нас одарил сполна.

История Сергея, это классическая история Героя, волею судеб оказавшегося единственным, кто мог помешать планам жестокого тирана и спасти Принцессу с чужой планеты.

И если поначалу сюжет кажется предсказуемо-известным, то так только кажется.

Отыграв вводную и добившись победы над супостатом, Сергей лишь только вступает на долгий и тернистый путь обретения покоя, счастья, Дома и всего того, что полагается по канонам в историях со счастливым концом.

Отправляя героя в странствие по Галактике, в которой он мало того что чужак, так еще и происходит с прОклятой планеты, уничтожить которую считают своим долгом некоторые особо радикально настроенные товарищи, автор заставляет Сергея буквально колесить из одного края Галактики в другой, и ладно бы только в пространстве….

Вселенная, куда заносит героя поиск ответов на все пребывающие вопросы, богата на события, стоит только попытаться расслабиться, разрешив очередной кризис и помечтать об уютном домике на берегу песчаной реки, о тихой спокойной жизни с возлюбленной, как выясняется, что это ни разу еще не финал.

Не отказывается автор и от своей излюбленной темы – глобальное противостояние с Врагом, который, по сути своей и не враг, и не зло, а так уж вышло…

Просто мировоззрение у неожиданных противников — фангов оказалось весьма своеобразным, зацикленные на красоте, они ошибочно увидели ее в том, что едва не погубило как людей, так и самих фангов.

Завершая прочтение этой трилогии, я поймал себя на мысли, что через пару – тройку лет обязательно перечитаю Лорд с планеты Земля.

Не за какую-то супер-пупер философию или оригинальные идеи, а просто потому, что такие книги возвращают ощущение времени, когда книжные стеллажи в магазинах не пестрели десятками, а то и сотнями авторов, когда даже не было возможности зайти в интернет за рецензией и книги покупались по наитию, но зато каждая покупка была дорогой и желанной, а открывающийся за страницами мир новым, дарящим дни незабываемых впечатлений.

Все три части под одной обложкой давно и прочно заняли свое законное место в личной библиотеке.

Оценка: 9
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

На некий период жизни этот роман стал для меня практически судьбоносным.

Напомню, он начинается фразой: «В вас можно влюбиться?». Мне по молодости казалось, что это удивительно тонкая, нежная и лиричная фраза. И однажды, во время очередной попойки с друзьями я в два часа ночи отправил смс-ку с этой фразой одной дамочке, с которой на тот момент общался. Отправил — и забыл. На следующее утро, часов в десять, пришел ответ: «Можешь попробовать». Так в моей жизни начались отношения, которые продолжались два года и стали на данный момент самыми продолжительными из всех, что были.

Впрочем, если вынести за скобки сию лирику, имеющую к книгу весьма опосредованное отношения, то цикл получился так себе. Банальная космоопера, каких много и браться за которую во второй раз не тянет совершенно.

Оценка: 7
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть такой почти забытый нынешней киберпанковкой публикой американский классик Эдмонд Гамильтон. И в далеких 50-х годах он ниписал в некотором роде «оригинал», прообраз этого лукьяненского цикла — «Возвращение к звездам». Может, Лукьяненко и не читал той саги и никогда о ней не слышал — но мое личное и бескомпромисное ИМХО, что он попросту все содрал у Гамильтона. Обставил свои декорации, русский герой, но суть та же самая — человек из современного мира попадает в реалии «космической оперы» и учиняет там разборки. Та же любовь к галактической принцессе, тот же титул галактического принца, тот же злодей из оппозиционной галактической аристократии. Повторюсь, не факт плагиата, есть же теории о едином пространстве мыслей и идей, откуда гении черпают вдохновение, но прочтите ради интереса тот, американский цикл — и сходство нельзя не заметить. Поскольку классиков я читал раньше современников, то и особого удовольствия от «Лорда..» не получил. К тому же эта детская тема звездных войн уже достаточно приелась и не несет никакой свежей идеи. Но для тинейджеров, наверно, хит.

Оценка: 5
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Лорда с планеты Земля» нужно читать рано, в подростковом или даже детском возрасте. Но может ли книга понравиться взрослому человеку? Чтобы ответить на этот вопрос, я перечитал книгу в уже более сознательном возрасте и могу ответить: Может. Но по-другому.

--

Некоторые люди любят вешать ярлыки, пытаясь одним предложением охарактеризовать целую книгу. Например: «Пацифистская хронокосмоопера о любви, взрослении и непонимании, наполненная лиризмом и жёстким драйвом». Можно говорить такими ярлыками о «Лорде»? Можно. Но отдельно про каждую часть трилогии.

1. «Принцесса стоит смерти» — Читая первый роман из трёх, легко можно жестоко обмануться. Потому что перед нами типичнейший образец космического боевика со всем типовым набором. Реализовано абсолютно классическим эскапистским методом – простой парень из Алма-Аты совсем засох в серости городских казахских будней, но всегда подозревал о своей исключительности. И вот, наконец, галактика взывает к его помощи. Далее следует весёлый космический боевик с рядом интересных идей и всеми, какие можно вспомнить, лукьяненковскими примочками, включая пресловутого маленького мальчика, которому приходится рано взрослеть от «жестоких чудес». В итоге ставим честно заработанную «6» и подумываем читать ли дальше, ожидая лишь новых сгустков крови на бластере с некоторым усилением неубедительного самокопания.

2. «Планета, которой нет» — Здесь меня ожидала настоящая радость в виде полной идейной расшифровки мира, в котором протекает сюжет. Это получилось по-настоящему интересно и оригинально, впрочем за счёт некоторого снижения градуса экшена. Если первая часть – самая разухабистая, то вторая – безусловно самая интересная в плане структуры нарисованного мира, как бальзам любителям космогонических построений. Какая же третья часть?

3. «Стеклянное море» — третья часть самая сильная. Экшен здесь стремится к минимуму. Сравнивая с «Принцессой», трудно поверить, что это фрагменты одной книги. Зато мыслей и эмоций лично у меня после прочтения было очень немало. Всю книгу стоит прочитать хотя бы ради реализации причины войны между фангами и человечеством.

В итоге – что-то для себя в этой книге может найти каждый. Яркий экшен, интересные идеи и глубокие мысли. Но и нельзя не отметить неровность книги и отсутствие единой красной линии. Любитель космического боевика разочаруется к концу, а сторонник умного чтения может просто бросить в начале. Я не бросил, и не пожалел.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Его меч вращался как резец в токарном станке, стачивая руки парнишке до самых плеч» — это оттуда. :)

С одной стороны — действительно уже классика жанра, что-то типа русского Гамильтона 90-х... Но, помню, с трудом дочитал до конца. Жутко бесил герой — совершенно картонный «рыцарь без страха и упрёка», который никогда не ошибается, даже в мелочах, и всех обязательно победит. Интрига с тем, почему Земля не была включена в общегалактическую сеть, думаю, ни для кого интригой не была, обо всём догадываешься задолго до даже середины романа... В общем, если бы Сергей Василич и дальше писал в том же духе, нынешнего успеха ему бы не видать.

Оценка: 6
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда-то я впервые взял в руки книгу Сергея Лукьяненко. Это был «Лорд...».

Жизнь была такова, что покупка одной книги считалась для меня настоящим праздником. Как же повезло, что это был Лукьяненко! Попадись мне тогда какой-нибудь мусор, и всё могло сложиться по-другому. И не открыл бы я для себя тогда (а может — никогда) безусловно одну из лучших в мире — русскую фантастическую литературу. Ведь от первого впечатления очень многое зависит.

На первый взгляд — обычная космоопера. Только вот в третьей части философии слишком много. Ну как же! Принцесса там, Император, герой главный женишком Принцессы стал, Прынц стало быть. Всё чин-по-чину, классика жанра. Теперь надо драйву ещё, чтоб интересно было! Ну что ж, и его у нас имеется. Пажалте!

Только ведь не империи и экшены всякие — цель автора. Не только ради сюминутного удовольствия читать его книги стоит. Нельзя при этом мозг выключать.

Мне кажется, главная книга трилогии — третья. ЗДЕСЬ то, что автор хотел нам в книге сказать. Первые две? В них лишь строится та сцена, где разыграется главное действие. Нет, не думайте, что я считаю их книгами более низкого качества, чем третья. Просто у каждой части — своя цель. Пусть первая выглядит как обычная космоопера, пусть в ней преобладают «приключения тела» над «приключениями духа»; пусть вторая часть кажется лишь романом о поиске или погоне и спасении в последнюю секунду (как много всего этого было до Лукьяненко и будет после него), они — необходимая часть общей линии повествования. Важная часть. Хорошая.

Но почему меня изумила третья книга? А меня всегда удивляет взгляд на человека под иным углом. Попытка выйти за грань, посмотреть на наши ценности и мысли, взвесить их и переоценить, попробовать подтолкнуть то, что кажется незыблемым.

В книгу веришь. Веришь в людей, в фангов, веришь во всесильного но равнодушного Бога, побуждением к действию для которого являемся мы сами (смотрите, как интересно: не Бог побуждает человека к действию, а наоборот!). Веришь в то, что цивилизация Земли способна на большой обман всей Вселенной — проект «Х». Чёрт возьми, такие мы и есть! Не так?

Спасибо автору вот за что: сцена с купанием Даньки в ночном озере, когда светили несколько лун. Я вдруг так ясно представил себе это небо чужой ночи и цветные тени на земле! Очень захотелось самому там оказаться, хоть на минуту. Вот поверьте, у меня теперь подобная заставка рабочего стола.

Так-то.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ввиду относительного небольшого размера каждой из частей трилогии и их тесной связи друг с другом оценивать их буду как одно целое, чем, в общем-то, эти книги и являются. Первая часть — идеальная в своём изяществе и лаконичности. Вторая — скучная в своей стандартности и неоригинальности. Третья — занудная в своём умничании и философии. Если бы Лукьяненко ограничился написанием одной только <Принцесса стоит смерти>, этого было бы абсолютно достаточно для кладовой научной фантастики. Но публика требует продолжений хороших историй, и <мыльная опера> живёт дальше. Но такая жизнь, увы, не радует и не приносит в мир ничего нового и светлого. Всё равно, что Пушкин, к примеру, не погиб после дуэли, а счастливо вылечился и дотянул бы до ста лет, кропая дальше безобидные, правильно сложенные стишки, опередив в этом случае изобретение жевательной резинки на добрую сотню лет. Конечно, всё это было бы хорошо и приятно с нормальной человеческой точки зрения, но искусство от этого ничего бы не выиграло, а скорее, наоборот. Как сейчас Макаревич перечёркивает всю прежнюю историю <Машины времени> своими нелепыми экзерсисами, или братья Вачовски убивают весь эффект и ауру первой <Матрицы>. Иногда нужно просто вовремя остановиться.:frown:

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Оооочень слабо. Совершенно плоские персонажи, куча логических нестыковок (особенно в связи с путешествиями во времени), абсолютно правильный, немеряно мудрый и человечный главный герой. Короче, слащавый примитив.

Оценка: 2
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читаю отзывы на эту книгу, и обращаю внимание на разного рода недостатки, которые указывают читатели. Например то, что идея далеко не новая, и книга представляет собой практически копию произведения зарубежного классика. Возможно и так, но ведь истории про космические приключения, битвы со злодеями, спасение принцесс и целых народов... кому только это не приходило в голову? Конечно будет чувствоваться идентичность. Можно сравнить это с музыкой. Если мне очень нравится определенный стиль, то мне абсолютно не важно, являются ли новые произведения клонами отцов-матерей-основателей, или нет. В любом случае подражатель привнесет что-то новое от себя, и в данном случае авторский стиль узнается. Еще упреки в том, что главный персонаж выглядит как «картонный рыцарь без страха и упрёка», и в целом суть такая, что очень быстро проходит процесс адаптации к новой абстановке. Вот тут можно согласиться, но дело в том, что я понимаю, что по-хорошему передо мной разыгрывается СКАЗКА, и сказка эта хоть и обозначена как «космоопера», но суть свою она не меняет от этого. И в ней процесс адаптации и обретения качеств и свойств настоящего рыцаря (может и немного картонного:lol:), является чистейшей формальностью (но честно говоря, мне больше нравиться рыцарь, чем тот гопник в начале книги). Да и вообще я думаю, что мало кто из героев подобных произведений прошли бы этот процесс без определенных проблем для психики.

Так что, не надо судить строго, и относиться к этому очень предвзято, ведь с поставленными задачами книга справляется. А главные ее задачи, как мне кажется, развлечь и напомнить то, что главное в этом мире — это любовь и справедливость:dont: (для кого-то может это и банально), и обыграно это очень даже хорошо, особенно радует концовка.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Шорр Кан подозрительно прищурился:

— Это прозвучало так, будто вам понравилось быть принцем.

Гордон невесело рассмеялся:

— А кому бы это не понравилось? Там, в моём времени я был никто, бедный бывший солдат. После того как Зарт Арн предложил мне этот удивительный обмен, я оказался членом императорской семьи, правящей самой большой державой в Галактике. Кому бы не понравилась такая перемена?»

Э. Гамильтон «Звёздные короли»

Фантастические боевики Гамильтона написаны исключительно ради развлечения не очень требовательных читателей и куска хлеба с маслом для писателя, но, как ни странно, существенных претензий к его произведениям не возникает. И если так писать можно было в середине прошлого века, то в его конце строить сюжет космооперы на фундаменте, представляющем из себя очевидный мыльный пузырь, как минимум не солидно. Это по сравнению с Гамильтоном шаг назад. Вот какова основа романа. «В две тысячи сто тридцать втором году звездолёт «Тулуза» впервые в истории Земли вступил в контакт с инопланетной цивилизацией...». Фангов* были триллионы против «тридцати миллиардов людей на двенадцати обитаемых планетах.» Война, в которой поражение людей гарантировано, казалась неизбежной. Люди нашли нестандартный выход (несимметричный ответ), высадив десант в очень далёкое прошлое. «Все области космоса, кроме ближайших к Земле, должны были быть засеяны семенами жизни.» К моменту начала войны (к 2133 году) против фангов могла выступить уже примерно равная им по численности цивилизация. Замысел удался, Галактика людей к войне с фангами готова. Читатель может спросить (а лорд Сергей так и делает), почему нельзя навестить фангов в их прошлом и «уничтожить, пока фанги не стали развитой цивилизацией?». Некто Стас (что-то вроде дежурного по Галактике, в обязанности которого входят ответы на вопросы разнообразных «малышей») даёт ответ, от которого глаза у читателя лезут на лоб: «Сергей! Они стали развитой цивилизацией! Это — в основном потоке истории. Это уже случилось.» Проще говоря, ничего с фангами в прошлом сделать нельзя, а вот с человеческой цивилизацией можно по той, видимо, причине, что она не находится в основном потоке истории. Но ведь то, что людей всего 30 миллиардов, это тоже факт, имеющий место во Вселенной к началу войны с фангами. Итак, окончательная формулировка вопроса — почему Автор отдаёт предпочтение враждебной людям цивилизации, утверждая, что её прошлое (и, следовательно, настоящее) изменить нельзя, а прошлое человечества (и, следовательно, его настоящее) изменить можно? Для чего понадобилось Автору это вытаскивание козырей из рукава, т.е. совершенно ни на чём не основанное распределение цивилизаций по потокам истории (кто в основном, а кто нет)? Ответ ясен — чтобы написать роман. Если бы в «основном потоке истории» оказались люди, то фанги были бы ликвидированы в зародыше, и воевать стало бы не с кем.

Собственно, сама идея войны с человекообразными существами с нечеловеческой логикой как носилась в воздухе, так и продолжает носиться. Я уже писал о повести Громова «Погоня за хвостом», в которой человечеству вынесен смертный приговор. Писатели, каждый по своему, реагируют на складывающуюся в мире ситуацию, когда некие «фанги» после разгрома Японии Советским Союзом, сбросив на неё две атомные бомбы, утверждают, что это они заставили Японию капитулировать. Эта историческая линия, неуклонно развиваясь, через много лет, привела к разрушению Югославии, Ливии и Ирака, продвижению НАТО на восток, странной борьбе потомков тех «фангов» с терроризмом на ближнем Востоке и самым последним событиям, связанным с так называемыми химическими атаками в Сирии и Великобритании. У Лукьяненко фанг Нес, демонстрируя специфическую логику своего народа, говорит массу ерунды. Например, заявляет, что фанги делают то, что люди считают красивым, но даже многое повидавший бывший спецназовец отворачивается при виде снимков замученных фангами людей. А такой, например, афоризм Неса, как «Исключение из правил всегда красиво», является очевидной, бесспорной глупостью. Сергею в романе удаётся убедить фангов прекратить войну, когда Нес транслирует на всю Галактику, что смерть безобразна, а процесс создания жизни, катализируемый кровным братством людей и фангов, наоборот, прекрасен. Но это не выглядит убедительным, поскольку убедительно оно лишь по человеческим меркам, а у фангов, логика, повторяю, нечеловеческая.** И эта неудача (неудача ли?) Автора, по моему, довольно прозрачно намекает на то, каким должен быть путь решения этой проблемы, гарантированно приводящий к успеху. Путь, на котором промедление смерти подобно***.

Анализировать образ ГГ нет желания, как уже многие отметили, это довольно таки картонная фигура, и Автор, кажется, сам это понимает, когда сценой появления Сергея на планете Принцессы пародирует появление в прошлом Терминатора в виде голого Арнольда Шварценеггера (интересно, что и в дальнейших событиях чувствуется пародийная связь с этим фильмом, только всё наоборот по сравнению с ним — новоявленный лорд натыкается на настоящих Терминаторов, которые только чудом его не убивают). Сергей вообще противоречив, шит белыми нитками, он, совсем не имея в жизни времени на чтение, оказывается, «случайно» читал «Письма к сыну» Честерфильда, а, уже будучи в ранге Принца, в силу непреодолимой привычки к свинству выкидывает на берег божественной красоты инопланетного лесного озера пустую бутылку из-под вина. В 22-м веке, в мире Полдня Стругацких, Сергей осваивается даже медленнее совсем чужой для Земли Принцессы Терри, тяжёлый груз 20-го века мешает ему. Ну и достаточно о Лорде.

В заключение пара слов о ещё одном недопустимом техническом допущении Автора. Это возможность перехвата патрульным звездолётом, находящимся в обычном пространстве, кораблей, идущих в гиперпространстве, которое, по словам Автора, суть пятое измерение (возможно и обратное — наблюдение из гиперпространства за объектами, находящимися в обычном пространстве). Скорость на гиперпереходе многократно превышает скорость света. Поэтому никакие переговоры между патрулём и пролетающим кораблём также, как и вообще между обычным пространством и пятым измерением, невозможны, если уж это хотя бы в малой степени научная фантастика. А пока командир патрульного корабля примет решение (если на секунду допустить, что ведутся переговоры между кораблями), а он это делает с обычной скоростью человеческого мозга, перехватываемый корабль окажется не просто далеко от патруля, а заведомо выйдет за пределы зоны патрулирования. И это ещё сильнее напоминает бред сумасшедшего, чем тот фокус со временем, с которого я начал эту заметку.

Итак, в целом, роман ниже среднего (за исключением его идеологической составляющей), но в нём много хорошо написанных отдельных эпизодов, например, дуэль звездолётов, разгадка тайны Храмов Сеятелей, принятие Сергея в клэнийскую семью (и в подтексте перекличка этого эпизода с отношением Сергея к роддерам). Есть два любопытных предсказания. Одно из них нуждается в авторском комментарии, другое — нет. Первое — сильное землетрясение в Алма-Ате в 2070 году. Что бы это значило?! Второе — большое сходство стандартного галактического языка с китайским. Я вижу здесь намёк на то, что к тридцатым годам 22-го века из тридцати миллиардов людей китайцев будет не менее 25-и миллиардов, что не может не отразиться на этническом составе Сеятелей.

Есть ещё один вопрос к Автору (всё, заканчиваю, сколько можно испытывать терпение читателей?). Почему он рекламирует в романе именно коньяк «Кутузов» (семилетней выдержки), а не какой-нибудь другой? Не «Багратион» и даже не «Наполеон» (хотя этот в рекламе не нуждается, да к тому же импортный)? Ну, о вкусах не спорят, но всё-таки?

*) Внешность фангов не оставляет сомнений в том, что Лукьяненко хорошо знаком с описанием геррнов из «Возвращения к звёздам» Эдмонда Гамильтона.

**) Критерий истины для фангов — красота. Но из земных живописцев им ближе всех Сальвадор Дали (в романе есть интересная ассоциация с одним из наиболее страшнокрасивых произведений этого художника «Предчувствие гражданской войны», хотя прямо эта работа не названа), который использовал красоту с целью испытания психической устойчивости зрителей. А противостоящий фангам представитель человечества, похоже, больше склоняется к упомянутому в романе Шишкину.

***) Об этом ещё до начала Второй Мировой очень хорошо сказал Хайнлайн в своей самой, вероятно, политизированной во всей мировой фантастике повести «Никудышное решение». Вот эти слова в переводе Ковалевского и Штуцер: «Перед нами выбор — стать ли нам мертвецами, внешне сохранив порядок, конституционность и соблюдение буквы закона или же сделать то, что должно быть сделано, и остаться в живых, а уж после постараться привести всё в соответствие с законами.»

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Лорд с планеты земля» — это первый фантастический цикл Сергея Лукьяненко, и вообще одна из первых его повестей. Книга состоит из трех частей: «Принцесса стоит смерти», «Планета, которой нет» и «Стеклянное море». Первые две части были написаны с 1990 по 1992 год, а третья чуть позже. Жанр, в котором выполнено это произведение – приключенческая фантастика, с элементами драмы.

Сюжет произведения заключается в том, что молодой парень с именем Сергей живет на Земле, в настоящее время. Однажды, он спасает от хулиганов девушку, а та неожиданно задает ему совершенно идиотский вопрос, можно ли в него влюбиться. После утвердительного ответа она дает ему колечко, просит ждать ее и исчезает. Проходит несколько лет. Сергей ведет разгульный образ жизни, периодически предаваясь размышлениям на тему, какое он ничтожество и изредка вспоминает загадочную девчонку. Однажды, в очередной раз занимаясь самоедством, он начинает говорить вслух и неожиданно слышит голос той самой девушки, как оказалось – из кольца, которое играет роль передатчика и, заодно, карманного телепортатора. Девчонка оказывается принцессой планеты Тар и зовет его на помощь, своего возлюбленного. Он понимает, что терять на Земле ему уже нечего и отзывается на просьбу о помощи. После чего попадает на другую планету и принимается спасать свою любовь.

Как приключенческая фантастика эта книга вышла весьма неплохой. С динамичным сюжетом, космическими Империями, корабельными сражениями в вакууме и разнообразными гуманоидными расами. Некоторые авторские задумки очень интересны и даже использовались в других творениях разнообразных авторов. Я говорю про различные кварковые бомбы, одноатомные мечи и прочие гравикомпенсаторы.

Как драматическое произведение «Лорд с планеты Земля» удалось уже не так хорошо. Лукьяненко постарался максимально расширить читательскую аудиторию, чтобы даже школьники начальных классов могли все понять, а от этого пострадала как раз эмоциональная составляющая. В итоге все переживания скатились к каким-то примитивным страданиям, выбору правильного решения и наивным переживаниям. Так же в некоторых местах явный перебор с героическим пафосом. Сергей придумал своего тезку изначально не очень хорошим человеком, где-то грубым, где-то жестоким, но так и не смог внятно объяснить причины его превращения в славного малого, стремящегося помочь всем окружающим.

Если в первых двух книгах эти налеты переживаний не так заметны и в целом не сильно портят восприятие книги, то в «Стеклянном море» моральные страдания главного героя уже откровенно надоедают. Ведь он, такой бедняжка, как лорд и муж принцессы Тар должен принимать сложные решения, от которых гибнут люди, а потом пускать несколько страниц подряд слезы и сопли над несправедливостью мира. Честно, если шестиклассника эти переживания и тронут, то людям за двадцать будет откровенно скучно их читать. Хотя, возможно это конкретно я такой циничный.

К счастью, в последующих своих работах в жанре «космической фантастики» Сергей повысил свой писательский уровень и там все эти моральные заморочки если и остались, то стали куда легче для восприятия. «Лорд с планеты Земля» хорошая книга. Возможно немного неопределенная с позиции охвата читательской аудитории, но любителям отечественной фантастики стоит ее почитать, это факт.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитав аннотацию книги, что это лучшая российская «космическая опера» мне очень захотелось ее прочесть, так как до этого с космической фантастикой я был не знаком, и я не ошибся, так как книга получилась интересной.

Начнем с мира. Здесь Лукьяненко очень постарался сделав его очень интересным и насыщенным. Начнем с того, что в нашей Галактике существует множество планет с разумной формой жизни. Большинство цивилизаций — это гуманоиды. Некоторые неотличимы от людей, другие имеют необычный цвет кожи или же могут переносить очень низкие или высокие температуры. Есть даже раса вампиров. Большинство цивилизаций уже освоили межзвездные полеты, для них это уже стало рутиной как для нас полет на самолете. Более развитые цивилизации колонизируют «отсталые планеты», население которых еще не вышло из средневековья, и даже не догадываются что не одни во вселенной. У этого мира есть и свои боги загадочная раса Сеятелей, которая и подарила жизнь всему живому в галактике, а сама исчезла, оставив после себя Храмы, представляющие собой огромные шары, держащиеся на одной тонкой колонне, использующиеся как маяки и средства связи с другими планетами. Храмы находятся на всех планетах с разумной формой жизни кроме Земли, поэтому ее и не могут найти другие цивилизации, презирающие за это, и называют «планетой, которой нет».

О мире, пожалуй, все. Теперь перейдем к самому сюжету, который у Лукьяненко получился, по моему мнению, очень захватывающий. Повествование разделено на три части расскажу только о первой.

Начало немного банально: главный герой Сергей — обычный парень из Алма-Аты спасает девушку от гопников, получив за это необычный перстень. Он дает ей обещание, что будет вечно ее помнить, после чего девушка исчезает. Проходит около пяти лет, и Сергей (уже бывший десантник) вдруг начинает слышать голос исходящий из перстня. Он просит помочь. Сергей не отказывает в помощи и попадает в странный мир, и встречает нового друга Эрнадо, который и объясняет ему, что его родную планету оккупировали силы одной воинственной империи и захватили в плен принцессу, которую Сергею и предстоит спасти.

Теперь перейдем к достоинствам и недостаткам книги.

Первое и самое главное достоинство — это мир, который создал Лукьяненко немного похожий на звездные войны с бластерами, световыми мечами и много чем еще, но в нем есть и что то новое что и притягивает читателя. Также стоит отметить, что персонажи здесь очень хороши как главные, так и второстепенные. Сюжет хоть и заезжен, но интересен своими загадками, которых здесь не мало, да и главный герой не похож на терминатора, убивающего врагов сотнями без капли эмоций. Здесь же он переживает из за каждого убитого им человека.

Главным недостатком книги является малое количество боевых сцен — экшена здесь практически нет, да и то что есть происходит как-то вяло. Сюжет больше построен на путешествиях главного героя по мирам и разгадке тайн, чем на битвах.

Я ставлю книге 7/10 за интересный мир, захватывающий сюжет и хорошо проработанных персонажей.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх