FantLab ru

Джесс Буллингтон «Печальная история братьев Гроссбарт»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.20
Голосов:
255
Моя оценка:
-

подробнее

Печальная история братьев Гроссбарт

The Sad Tale of the Brothers Grossbart

Роман, год; цикл «Печальная история братьев Гроссбарт»

Аннотация:

Средневековая Европа. Убийцы и грабители братья Гроссбарт отправляются в путешествие из германских земель на юг, спасаясь от гнева местных жителей и надеясь разбогатеть. В семье Гроссбарт уже несколько поколений промышляют разорением могил, и братья намерены прославить себя и предков, добравшись до легендарных склепов Гипта. Чтобы добраться туда, им придется пройти через опасные и неизвестные земли в компании самых разных путешественников: купцов и убийц, падших священников и жуликов всех мастей. Только мир Гроссбартов одновременно знаком нам и бесконечно далек: это мир живых святых и вполне реальных демонов, мир монстров, безумцев и чумы, мир оборотней, сирен, мантикор и чудовищ, которых сложно описать, а еще труднее назвать. Братьям предстоит узнать, что у всех легенд есть своя правда, а смерть — это далеко не самое страшное для тех, кто вступил на дорогу зла.

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Премия Дэвида Геммела / David Gemmell Legend Award, 2010 // Лучший дебют

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2018 // Лучший роман / авторский сборник зарубежного автора

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2018 // Книги — Фэнтези года

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
Е. Лихтенштейн (1)

Печальная история братьев Гроссбарт
2018 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 сентября 2018 г.

«Желаете прогуляться по заповедным буколическим уголкам средневековой Европы, повстречать немало честного люда и близко познакомиться с его укладом жизни, нравами и верованиями? Или воочию узреть блеск и нищету прекрасной Венеции? А, быть может, желаете укрыться от промозглой осенней ночи в тёплой избушке посреди горного леса и отужинать сочным ароматным куском козьего сыра? Всё это и многое другое — только здесь и только у нас, в агентстве Гро… кхе-кхе… Лангобард Турс. Ещё ни один клиент не оставил жалобы на наши туры! В незабываемом путешествии Вас ждут знакомства с интересными людьми (и уж будьте уверены, никто из них не успеет Вам наскучить), экскурсии по аутентичному монастырю, круиз по тёплым водам Средиземного моря под пение прелестных дев и отдых на солнечных пляжах мифического Гипта. И даже не переживайте насчёт языкового барьера, ведь Вы и представить себе не можете, каким благом он может обернуться. Всю дорогу Вас будут сопровождать два наших лучших гида из местных. Это Гегель, и нет, он у нас не философ, зато уж если почует беду, готовьтесь – её не миновать. А это Манфрид, большой знаток по части богословия и не только. Что, простите? Зачем им лопаты? Даже если и узнаете ответ, Вам едва ли будет до него дело, так что и знать его незачем. Ах да, совсем забыли предупредить – история, что вот-вот разыграется, будет печальной, вихрем сметёт множество судеб. Многие умрут. Да, Вы тоже. Но право же, будь Вы благочестивым почитателем Девы Марии, стоит ли беспокоиться о мелочных и суетных драмах земного мира? Заботу и работу оставьте нашим гидам. Словом, знакомьтесь — это братья Гроссбарт, и они придут ограбить Вашу могилу.»

Джесси Троллингтон, турагент.

«Печальная история братьев Гроссбарт» — дебютный роман Джесса Буллингтона в жанре Dark Fantasy, и в рассказе о нём не обойтись без нескольких оговорок. Для начала, как бы лукав и ехиден ни был автор в отношении персонажей, образов эпохи и читателя, в одном он честен однозначно. Главные герои, расхитители гробниц Гегель и Манфрид Гроссбарты, уже на первой странице текста обозначены отъявленными отморозками. Не верите? Что же, к завершению первой главы однозначно в этом убедитесь, и тем, кто не готов к столкновению с подобными персонажами, лучше бежать от их зловещего наступления прочь по хлюпающей средневековой грязи, назад в сытый покой XXI века. В противном случае иным неожиданным хранителям совести человечества может стать очень не по себе, и вишнёвый цвет «здравомыслия и адекватности» гулко грохнется о землю желудями натужного морализаторства. Вам это не грозит? Тогда о главном моменте — для должного восприятия романа очень желательно понимать, что же он в действительности собой представляет.

Роман Буллингтона, являясь тёмным фэнтези до мозга костей, от собратьев по жанру отличается разительно — нечего и тратить время на поиски аналогий в эпических работах Бэккера, Эриксона и тем более Мартина. И совсем немного общего можно найти у Аберкромби, и это деконструкция жанра. Куда лучшее начальное представление о «Печальной истории…» смогут дать «Роман о лисе», «Легенда об Уленшпигеле» и прочие исторические плутовские романы, но сгодятся и сказки братьев Гримм, до которых не дотянулись коварные ручонки цензоров. Потому здесь и линейное повествование, путешествие из точки Б в точку Г, в процессе которого персонажи столкнутся со всевозможными В., С. и всякими прочими П., и характерные для подобных историй штампы вроде исключительной везучести центральных персонажей присутствуют. Фэнтези же это в том смысле, что любые страхи и суеверия, бывшие для жителей XIV века непреложной истиной, реальны и с позиций автора и читателя. Скажем, чума считалась происками Дьявола, здесь порождения ада её и распространяют, и как знать, каких ещё чудовищ можно встретить на просторах этой Европы…

Братья Гроссбарты. Дремучие и озверелые расхитители гробниц, вечно пьяные воры и убийцы, не испытавшие за жизнь ни проблеска совести. Истовые почитатели Девы Марии, неотступно следующие собственному кодексу чести (окружающим, правда, легче не становится). Исключительная ОПАСНАЯ мразота, но исключительной же харизмы. По очевидным причинам сопереживать им решительно невозможно, но Дьявол разбери, наблюдать за этой безбашенной парочкой есть истинное удовольствие. В особенности за роскошно выписанными диалогами братьев и разговорами с теми, кого нелёгкая угораздила оказаться поблизости. Их прямолинейная манера общения, с умильным коверканьем слов и непрестанным потоком быдлячества по отношению к окружающим и друг другу, на удивление хорошо сочетается с регулярными диспутами о вопросах теософии, социологии, лингвистики, зоологии и даже кулинарии. Все эти разговорные эпизоды диво как хороши и часто смешны до истерики, контраст религиозного фанатизма братьев и их же представления о вопросе — в особенности. Что до части приключенческой, то она столь же проста, сколь увлекательна. Гроссбарты, свято блюдущие традиционное для семьи ремесло гробокопателей, направляются на юг, в загадочное царство Гипет. Само собой, с целью разграбить богатейшие усыпальницы царей древности. В дороге они встречаются с людьми различной степени гроссбартности, среди которых наиболее приметны монах-расстрига Мартин, профессиональный араб Аль-Гассур и пара подозрительно вменяемых для этой истории венецианцев. Наблюдают и творят человеческие драмы. Сталкиваются с нечеловеческими тварями и прочими проявлениями потустороннего. С регулярным скатыванием всего происходящего в гротескную и малость абсурдную дичь, сочным и донельзя натуралистичным описанием демонья и многочисленными сценами сражений. Таковые справедливо упрекнуть в сумбурности, но так и не мастера клинка в них участвуют, а главным подспорьем Бородатых в любой битве служат ярость и матюги (ну и благоволение Пресвятой Девы, само собой). А где-то за их спинами вершится трагедия действительно заслуживающего сочувствия человека с начисто разрушенной жизнью. Человека, добровольно превращающегося в вестника действительно жуткого зла. В итоге же закольцованная история с весьма красивой игрой смыслами и резкой, но естественной переменой читательских симпатий и обязательная для плутовского романа мораль. Помимо прочего, разумеется, и издевательская — случись законченному отморозку обрести хоть ореол святости, один чёрт отморозком он и останется, ни капли не раскаявшись в содеянном и не переменив образа мыслей.

Постоянно проверяя на прочность разом нервы, желудок и лёгкие читателя, Джесс Буллингтон в своей постмодернистской литературной игре вокруг европейских истории, фольклора и истории, ставшей фольклором, жонглирует образами и традициями Средневековья вроде «корабля дураков» и чумных докторов как заблагорассудится. Но дух эпохи неизменно показывает как он есть, без уютного флёра романтизма, и со знанием дела. Историку и немудрено. Контрастные Гроссбарты становятся неким символом своего времени, и задачу наглядно показать разницу ментальностей автор отрабатывает по полной. Другое дело, что не всякий выхоленный условной цивилизованностью нашего времени читатель рискнёт столкнуться лицом к роже с оголтелой дремучей чернью с полученным по многократно сломанному телефончику представлением о мире. Но попробовать взглянуть сквозь эпохи стоит. «Печальная история братьев Гроссбарт» — это обильно политая кровью и гуморальными жидкостями чёрная сказка у ночного костра, по совместительству отменный цитатник весёлого циника. Она же весьма обстоятельный и ненавязчивый экскурс в средневековое мировоззрение и жизненный уклад, способный задать вопрос о восприятии веры, стоит лишь иметь представление об эпохе чуточку большее, чем полузабытый учебник шестого класса. Наконец, это попросту яркая, эпатажная и мастерски исполненная и переведённая книга.

Оценка: 10
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 декабря 2018 г.

Начну с ответа на вопрос — чего я ожидал и что получил от данного произведения? Несмотря на жанр, всё равно хочется либо «обоснованной» жестокости, либо преступления и наказания. Что же получаешь в итоге? А в итоге выходит всё с точностью наоборот — море «необоснованной» жестокости (страниц примерно на 622) и скромное такое наказание (на пару строк), причём в общей своей массе произведение смотрится, точнее читается, как гимн злодейству, то ли совсем беспринципному, то ли с извращёнными принципами.

Теперь более приземлённо. Перед нами история о двух похожих своей аморальностью братьев, причём аморальными их считают другие, но никак не они сами, и это самый «реалистичный» момент произведения — кто из придурков считает себя таковым? И кого же может заинтересовать такая история? Оказывается многих, достаточно почитать отзывы, некоторых она даже вдохновляет и воодушевляет. Блеск — автор добился желаемого, многие писаются от «прикольных» диалогов двух тупиц, которые, представьте себе, в свои 25 умудрились придумать свой «гроссбартский» язык, чтоб никто не догадался... Помню в свои 20 я сам пИсался от фразы «– Клянусь медными яйцами Имбала!» из «Короля поневоле» Лайона Спрэг де Кампа, но это прошло, и поэтому вставка слова «пи...дюк», причём неоднократная, не заставила дернуться на моём лице ни один мимический мускул. Зато линия ведьмы очень даже мягко зашла в мой извращённый мозг, поскольку имела и драматическую предысторию и заслуженный трагический конец.

Читая «Гроссбартов» невольно всплывают образы братьев Пол в х/ф «Няньки» или «Варвары», только те малость подобрее, а вот в общении между собой всё те же обнимашки и мордобития. Так что общая канва о братской любви абсолютно не оригинальна.

Любителям «реалистичности» в фэнтези, где Вы её здесь нашли? Гроссбарты — типичные Марти Стю. При своём среднем росте, щуплом телосложении и непонятном происхождении, бухАя каждый день, по воле случая или Девы Марии, они одинаково просто справляются как с крестьянами-ополченцами, так и с солдатами, ведьмами и демонами... Зачем магические школы для ведьмаков или рутинная подготовка воинов? Обращайтесь к алкашам, и всем врагам будет капут! И ещё, у каждого из братьев есть одно преимущество перед любой боевой единицей и это ЛОМ, а против лома, как известно, нет приёма!!!

Кому же всё-таки будет интересна сия литература? Думаю в основном молодому поколению, как бы это не было печально. И, дорогие издательства, поверьте мне, самой лучшей рекламой является ваша метка (18+). А вот равняться в этом произведении как раз и не на кого, так что о благородстве в скором времени стоит забыть.

В завершение обращу внимание коллег на благодарности и список использованной автором литературы. Складывается такое впечатление, что автор создал как минимум — исторический научный труд, а как максимум — шедевр литературы. По мне — нет, а как Вам?

Несмотря на общее негативное отношение к данному произведению, что-то профессиональное в авторе ощущается, возможно есть некий намёк на сарказм, иронию или пародию. Попробую прочитать что-нибудь ещё.

Оценка: 6
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 июля 2018 г.

Первые страниц пятнадцать этой книги действительно впечатляют своей бессмысленной жестокостью и неподдельной брутальностью, что я даже воодушевился и вдохновился.

...А потом началась вторая глава и в мою голову стали закрадываться разные сомнения.

Окончательно эти сомнения подтвердились к сотой странице.

Сплаттерпанк, «темное фэнтези», достоверное описание? Да не смешите моего мехового медвежонка!

Это очередной мери-марти сью роман, 620 страниц которого два неуязвимых, непобедимых и супер удачливых брата Гроссбарта побеждают всех, выходят победителями в самых скверных ситуациях и так далее по списку. В какой-то момент у меня даже начало складываться ощущение, что Буллингтон вдохновлялся кем-то из локальных авторов академок, потому что его герои ну настолько удачливы, что противно.

В реальности свое бегство эти персонажи закончили бы во второй главе.

Но нет — у них то стрелы попадают во всех, кроме них, то перерезанная глотка не перезается, то ведьма спасает их от неминуемой смерти, то... Список роялей огромен, даже от чумы они оба спаслись в детстве (все вокруг вымерли, а они вот переболели).

Теперь что касается натуралистичности... На самом деле, кроме первой главы ее просто нет. есть фантазии школьника-пубертата, который поиграл в брутал дум и насовал бессмысленной кровищи в свою дебютную историю. В реальности противная сцена только одна — роды Николетты. Все остальное — я еще в 14 лет читал это у Буссенара.

Достоверность? Да ладно, это когда у крестьян во второй главе у крестьян появляются арбалеты и мечи (кто-нибудь, расскажите автору сколько в те времена стоили эти штуки и откуда обычный бедняк мог добыть их), я начал хохотать в голос. Лошадь, крупом дробящая бедра (что делает, простите?).

Кстати, насчет секса. Так вот, кроме одной сцены, секса в книге нет от слова совсем. Наши тупые деревенские парни выдумывают свой язык, ведут заумные теологические беседы со священником, бездумно режут все и всех, матерятся — сапожник позавидует, синячат почти на каждой странице, но вот чтобы сексоваться — нет, нельзя. Они же пуритане до мозга костей. Автор, серьезно?!

Единственное, что есть хорошего в этой книге — приятный язык. Все остальное — увы, не убедительно.

Это не реализм, это детская сказка, в которую засунули, чтобы казаться взрослой, пару мерзотных сцен. Убрать их — и получится вполне такой себе миддл грейд.

Оценка: нет
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 мая 2018 г.

Создавая самое натуральное ведьминское варево, Буллингтон дерзко смешал ядреное темное фэнтези с густой исторической прозой, щедро кинул склизких ошметков хоррора и сушеных лапок от фольклора, а для пущего аромата добавил галлюциногенного гротеска и шипучего черного юмора. В предисловии автор честно предупреждает, что книга содержит немало жестокостей, а в первой главе исчерпывающе характеризует Гегеля и Манфрида Гроссбартов, как законченных отморозков, чудовищных убийц и алчных расхитителей гробниц, нисколько не кривя душой и не заигрывая с читателями. Братья Гроссбарт действительно настолько корыстолюбивы, безжалостны и омерзительны, что могли бы уверенно рассчитывать на победу, если бы кто-то учредил конкурс на звание «самого отвратительного ублюдка». Однако стоит понимать, что само по себе достоверное описание средневековых нравов и обычаев уже представляет собой весьма серьезное испытание для психики современных людей.

За основу Буллингтон явно взял фольклор немецких земель, причем не приглаженный цензурой поздних обработчиков. Однако он использовал не только сказочные, но и мистико-религиозные мотивы, относящиеся к периоду безграничной власти Черной Смерти. Весьма вероятно, что автор сам придумал братьев Гроссбарт, завуалировав якобы существовавшими первоисточниками веселую литературную игру. С другой стороны, даже если бы братьев Гроссбарт не существовало, то их следовало бы выдумать, поскольку они идеально отражают состояние своей эпохи, в которой умудрялись сочетать истовую набожность и лютые богохульства, сентиментальную чувственность и ледяную черствость, безграничное милосердие и изощренный садизм.

В сюжетном плане роман представляет собой типичное дорожное приключение, где герои перемещаются между ключевыми точками-локациями, в каждой из которых разворачивается небольшая история. Начинает путешествие читатель в Бад-Эндорфе, небольшом городке возле Альп, а затем пересекает перевалы, сражается с чудовищем-людоедом и якшается с ведьмой в долинах, натыкается на демона, едва спасается от чар сирены-никсы и сходится в решающей схватке со всеми, кого успели обидеть, изуродовать и ограбить братья за время пути. При этом Буллингтон то создает шикарные этюды, например, история ведьмы или городок, из которого неведомым образом пропали все обитатели, где чутко выдержана атмосфера и пойман баланс между экшеном, описаниями и юмором, то следом же пускается во все тяжкие, экспериментируя, что еще можно сделать в рамках прожженой чернухи, на которой клеймо негде ставить. И далеко не все плоды оказываются съедобными, по крайней мере, для широкой публики. В результате получилась крайне специфичное чтение, откровенно испытывающее на прочность нервы читателя, поскольку Буллингтон перебрал всевозможные варианты чернухи: от кощунств и цинизма до сплаттерпанка и садизма. В качестве своеобразного возмещения ущерба прилагается обширный ненавязчивый экскурс в нравы и традиции Священной Римской империи XIV века, морские обычаи, структуру католической церкви и организацию Крестовых походов. Стоит ли первое второго, на мой взгляд, каждый должен решить сам.

Итог: натуралистичное темное историческое фэнтези с элементами фольклора и сплаттерпанка.

Оценка: 7
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 сентября 2018 г.

Книгу можно разделить на две части: путь в Венецию, путь в Египет. Первая часть эпизодами напоминает сказки, этакий «средневековый» фольклор — те самые страшные истории, которые интересно слушать (и рассказывать) сидя у костра тёмной ночью. Вторая часть сильно проигрывает первой, «печальная история» превращается в «унылую историю».

Из названия произведения и первых событий ясно, что братья абсолютно неуязвимы. Их не берёт ни голод, ни холод, ни демоны, ни случай; в то время как всех вокруг поражают: чума, шальные стрелы, болты, крокодилы в кустах и т.д. от чего схватки с людьми и монстрами хочется скорее пролистать чем прочитать. Остаются диалоги, но и здесь не за что зацепиться — юмор не самый свежий, и не самый смешной, а чего-то остроумного от Гегеля и Манфреда ждать не приходится. Глупость действий и рассуждений главных героев умиляет только на первых страницах, и изрядно надоедает к концу книги.

Братья Гроссбарт не злодеи, и тем более не конченные злодеи, это продукт своего времени, обстоятельств. Злодей, в первую очередь, осознаёт творимое зло и... всё равно его совершает, а братья верят в свою исключительность и в своих действиях видят лишь проявление ЕЁ воли.

Вместо погружения в интереснейший период Европы, читатель получает погружение в облёванный нужник на все времена. Не верьте рекламным отзывам — в книге отсутствует «описание уклада жизни, верований и нравов»; вы не сможете оценить «блеск и нищету средневековой Венеции» — автор запер Гроссбартов в доме с безлимитным абонементом на выпивку. Очень удобно для писателя, и невероятно скучно для читателя.

Библиография в конце книги выглядит не как список использованной литературы, а как список рекомендованной — фундаментальные труды, из которых Буллингтон выбрал лишь нескольких стереотипных образов Средневековья: чумной доктор, чёрная и жёлтая желчь, корабль дураков и пр. Если бы меня попросили описать книгу в трёх словах — «смесь блевотины, гноя и... репы.»

Интересные факты:

1. В компьютерной игре «Ведьмак 3» есть квест с названием «Грустная история братьев Гроссбарт», в котором Геральду предлагается выследить и убить троих братьев-разбойников в жёлтых шляпах (Хегель, Манфред и Йессе).

2. В произведении встречается явление «матрифагии» (дословно с др. греч. «поедание матери») было открыто в 70-х годах прошлого века немецким ученым Эрнстом Кульманом. В настоящее время известно несколько видов пауков, которые питаются соками своей матери до самой ее смерти.

Оценка: 6
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 июля 2018 г.

Увы и ах, но ознакомление с данной книгой закончилось для меня весьма быстро. Искал я в ней хорошей, пусть и мрачной стилизации под средневековые мистические истории, но нашел немного не то…

Практически с порога автор продемонстрировал мне, что основная цель его произведения – это демонстрация показушной жестокости, а вот с реализмом тут конкретные проблемы. Если он и изучал ту эпоху, то весьма поверхностно. Уже во второй главе крестьяне вооружаются мечами и арбалетами… Почему сразу не катапультами и баллистами? Дело в том, что подобное оружие в те времена – удовольствие крайне недешевое. С арбалетчиками даже в армиях до определенного периода были проблемы, так как небогатые ополченцы не могли себе позволить себе такое вооружение, а господа посостоятельней вкладывались в иное обмундирование. Были, конечно, и более дешевые деревянные самострелы, но это был скорее браконьерский, а не боевой инструмент. Меч и вовсе долгое время был оружием так сказать «благородным», статусным. Под него даже на турнирах особые правила были. Это уж не говоря о том, что любое оружие требует энной тренировки для своего применения. Поэтому толпа мужичья, одалживающая подобные инструменты смертоубийства для поимки парочки головорезов, выглядят столь же нелепо, как современные стражи правопорядка, которые просят на задержание бронированную Ламборджини и пулеметы. И по идее получающие закономерный кукиш. Потому что, во-первых, не положено по статусу, а во-вторых, откуда все это у их начальства.

И оно казалось бы мелочь, подумаешь, напутал автор в деталях, с кем не бывает. Но меня подобный подход отвратил от книги почти сразу же. Потому что изучать повесть о похождении парочки жестоких средневековых маргиналов, которые к тому же являются этакими «темными Марти Сью» – для меня так себе удовольствие. Если и читать такое, то ради того, чтобы посмотреть, как писатель обыграл быт и легенды той эпохи. А тут с самого начала демонстрируется то ли невежество, то ли пренебрежение исходным материалом. И Дева Мария его знает, каких вольностей автор допустил в изложении средневекового фольклора, насколько его стилизации хоть как-то соответствуют байкам того времени. А читать просто очередное мрачное якобы реалистичное фентези (где вся реалистичность снова измеряется в количестве кровавых ошметков на квадратный метр) мне не особо хочется.

Оценка: нет
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 июня 2018 г.

Пожалуй, одни из самых харизматичных и неординарных персонажей, о которых мне довелось читать. Максимально комфортно, приятно и интересно следить равно как за действиями, так и за диалогами этих НАТУРАЛЬНЫХ БЫДЛЯТИН, преданных Деве Марии. Диалоги в этом романе — воистину мощь, а ту самую харизму хоть ковшами черпай. То, как братья взаимодействуют между собой и дополняют друг друга, воистину прекрасно. Не могу отказать себе в удовольствии пробежаться еще раз по страничкам и привести тут примеры, которые запали в душу своей ИЗВРАЩЕННОЙ МИЛОСТЬЮ. (привожу чуть укороченные цитаты)

— То, что лежит в могилах, открывает лишь будущее, а не прошлое. Содержимое этого каменного домика нам предскажет будущее. Если в нем полно богатств, мы разбогатеем, если нет, то — нет.

(Из диалога о ведьме):

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

— Веруй! — кричал Манфрид.

— Херня! — отозвался Гегель и принялся рубить стол мечом.

— Она следит за нами!

— Вот уж точно! Такое нам проклятье удружила, что до конца дней хватит!

— Не она, недоумок! Мария!

А то, как они коверкают имена, воистину меня очаровало. Капитан Бар Гусь, манти-дура, мантилюпа… Всё это неизменно вызывало улыбку и шло В ПОЛЬЗУ моего благорасположения к братьям.

(Из разговора об их родственнике):

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

— Истории о царстве пресвитера Иоанна десятки лет!

— Гроссбарты идут на юг с тех пор, как Моисей пешком под стол ходил, — воззрился на священника Манфрид. — Говорю тебе, не был он ни Иоганном, ни Свитером или как там его. Так что хлебальник закрой, пока я тебя не подвесил серым собачкам на забаву.

После отчаянной паузы, во время которой оба Гроссбарта незаметно взялись за оружие, поскольку даже Гегель считал, что поносить их родню можно только им самим, Мартин сказал:

— Ну, простите тогда мой хлебальник!

Интересен обыгрыш их фамилии и ее производных:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

1) Именно такие своеобычные свалки отточили боевые умения Гегеля и Манфрида, ставшие преимуществом в борьбе с людьми менее гроссбартными, чем они.

2) А зачем, думаешь, я это сделал? Думаешь, только и мечтал гроссбулку свою какой-то ведьме в дырищу засунуть?

Братья — настоящие отморозки:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Шевалье Жан не стал бы учить немецкий, даже представься ему такая возможность, поскольку полагал, что Священная Римская империя и ее гортанное наречие не заслуживают даже презрения благородного человека. Посему он лишь слегка улыбнулся в ответ на выходку неотесанного пейзаинна, за что тот выплеснул ему в лицо вино.

О забавах одного из братьев с одной из старых ведьм:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

— Что?! — расхохотался Манфрид. — Не заливай хоть мне, Гегель. ЭТА старушенция?

— Знаешь, у кого вкус есть, те понимают, что баранина лучше ягнятины.

Совершенно безумна и крута маниакальная мысль Гегеля, что после парочки исцелений он стал святым. И постоянный троллинг религии и всех причастных лиц (особенно монаха Мартина) вызывал неистовый смех.

(Из признаний о содеянных грехах):

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

— Я свой бурдюк водой из ее ванны наполнял.

[…]

Манфрид не поднимал головы, пока не услыхал странный звук.

— Ты что, смеешься надо мной, ведьмоеб драный?

— Ну-ну! То, что ты прощен, не значит, что ты перестал быть драным сукиным сыном. Но ВОДА ИЗ ВАННЫ, братец? Гадость-то какая!

— Да пошел ты, ведьмосос тупой! — огрызнулся Манфрид.

— Успокойся. Насмехаться над исповедью — грех худший, чем те, что мы с тобой совершили, так что в этом я тоже каюсь, ладно? Черт, если хочешь пей ее дальше, воду эту, потому что я тебя благословляю и воду эту благословляю, теперь она святая! Все в порядке, брат.

— Вот уж нет! — заревел Мартин.

— Закрой рот в присутствии святого! — заревел Манфрид.

Или вот:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

— Убил этих свинорылов — вот и вся епитимья, какая тебе нужна, мальчик, так что объявляю тебя очищенным, — провозгласил Гегель.

— Еретики! — воскликнул Мартин, указывая на них. — Клянусь Целомудренным лоном Девы Марии, вы все — еретики!

— Шуметь прекрати, — сказал Гегель, — а то я тебя разжалую в епископы.

Вообще, их удивительная прямолинейность и своеобразная туповатость чудесным образом переплетаются с интереснейшими размышлениями о религии, народах, мироустройстве и любых житейский мелочах. Чем-то такие контрасты напомнили Логена из книг Аберкромби.

Книгу можно растаскивать на цитаты. Ситуационные ходы, выходы и следующие за ними нелепицы потрясают и зачастую дико смешат. Я давно так не проникался героями.

К слову, их похождения и манера взаимодействия с окружающим миром напомнили персонажей из «Сказок темного леса», хе-хе.

Ритм произведения отличный, постоянная движуха. Лишь во второй половине, уже в Венеции, действо чуть застопорилось, но потом пошло снова. Это не смутило. Читать интересно, постоянные сражения, яркий контраст между холодной Европой и жарким Гиптом. Атмосфера прекрасная, действия братьев абсолютно логичны и сообразны их интеллекту. При этом, несмотря на постоянные потасовки друг с другом, Гроссбарты преисполнены любви и верности, своеобразной заботы к брату.

Концовка, конечно, печальна, но это мы понимаем и из названия. Расставаться с героями было искренне жаль. Но черт! Как же они круты!

Прекрасный, просто прекрасный роман.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 августа 2018 г.

Надо сказать, книга получилась противоречивая, но запоминающаяся.

В плюс идет самобытность авторского стиля и манеры описания истории. Здесь, пожалуй, можно поблагодарить не только автора, но и переводчика. Читать интересно — не столько в сюжетном, сколько в описательном плане. Диалоги братьев и их спутников «о высоком» (а именно о вере, обществе и классификации чудовищ) зачастую дивно хороши.

Я склонна поверить некоторым отзывам, разглядевшим в книге авторскую иронию по отношению к читателям. Ну или хотя бы постоянное заигрывание с ними. И уж точно нельзя не увидеть стремления эпатировать и шокировать читателя в некоторых местах.

Сюжетно история относительно проста, что соответствует духу и манере описания жизни братьев. Меняются спутники и декорации, братья же постепенно движутся на юг, к своей мечте.

Из эпизодов можно выделить немало запоминающихся (в самых разных смыслах), мне же больше всего понравилось галлюциногенное путешествие по горам братьев и монаха. Это было весело и по-хорошему абсурдно.

Теперь минусы. Эпатирует автор постоянно, порой его заносит за условную грань комфорта (тут все индивидуально, конечно). История мрачная, полная всевозможных мерзких описаний, убийств и маленьких трагедий. С моралью все сложно — герои вполне могут считать себя святыми, быть уверенными в собственной правоте, считать всех с иной точкой зрения еретиками, придерживаться собственных принципов и творить при этом такое, что выходит за рамки представлений других, менее эпатажных персонажей. Очень много смертей. Причем зачастую неожиданных (это скорее в плюс, но к финалу все же начинаешь обращать внимание на необыкновенную на фоне всех остальных везучесть главных героев). А еще автор страдает о самоповторов — в том смысле, что галлюциногенные сумасбродства с участием братьев только в начале истории выглядят оригинально, ко времени морского путешествия они уже — обыденность, случающаяся вообще без причины. Или же просто устаешь от всего этого калейдоскопа сумасбродств к середине книги. Теряется чувство меры.

Финал истории во многом логичен, особенно что касается судьбы братьев. Весьма неплохо завершились линии, просто без особого катарсиса.

Подводя итог. Не «моя» книга по атмосфере и героям, но в достаточной степени занимательная, чтобы ознакомиться с ней один раз.

Оценка: 7
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 июля 2018 г.

Не было печали, черти накачали.

Вы мало читали в детстве сказок братьев Гримм? Пропустили в юности такие хиты Короля и Шута, как «Некромант» и «Проклятый старый дом»? А, может быть, даже не смотрели «Святых из Бундока»? В таком случае, глубокоуважаемый неофит, книжица сия обязательно придется Вам по вкусу, и станет причиной всяческих и восторженных словесных излияний. А всем остальным от творения Булллингтона, скорее всего, сделается ни убытку, ни приварка. Мрачно? Да. Омерзительно? Вне всяких сомнений! Но вот по какой ещё причине взрослому человеку тратить своё время и читать сказку, главные герои которой — гробокопатели, детоубийцы, алкоголики и вообще все такие из себя антигерои — я и сам не могу понять. Ну да ладно. Кто-то ведь и дедушку Мартина читает.

Самое основное и по делу — роману категорически не хватает чувства меры. Как три белых коня уносят героя одной известной песни, так Буллингтона уносят собственные идеи. Начав однажды, остановится он уже не может, и поэтому книжные страницы вскоре начинают страдать какой-то гипертрофированностью, избытком. Для фэнтезийной составляющей это не так уж плохо: чудовища, ведьмины чары и речевые обороты вроде «...светлыми пятнами на их почерневшей коже оставались мокрые пустулы, которые блестели гноем, точно луны» — вышли действительно запоминающимися и эпичными. Но столь же и гротескной явлена и «реальность» с её вульгарными (способными, пожалуй, неподготовленного читателя даже вогнать в краску) теологическими измышлениями, бытовым невежеством и волюнтаризмом. Забудьте про КиШа и представьте, что пару дней подряд слушаете только одни и те же хиты Ленинграда начала 00-х — непременно ведь умом тронешься. То же самое и с «Печальной историей». Когда автор в первый раз смачно описывает, как некто убиенный блюет и делает в штаны, думаешь что-то вроде: «Ого. Достоверно. Жуть». Но когда эти процессы вдруг обнаруживают свойство повторяться снова и снова — начинает попахивать какой-то жёлтой прессой. «25 стукачей задушены импотентом из спецназа!» По схожему принципу построены и все сражения: люди и не-люди то и дело отрывают от Гроссбартов куски, пальцы и бороды, а также проводят в их отношении иные кровопускательные процедуры, но братья, несмотря на все получаемые увечья, остаются в строю и по щучьему велению движутся к намеченной цели. Возможно, таким образом нам намекают на неисповедимость путей Господних, следуя которым, убийцы и грабители в конце концов оказались там, где оказались; но (что более вероятно) всё не так мудрёно, ведь в противном случае книга закончилась бы куда быстрее, хехе.

Итак, достань у автора сил — и читатель мог бы почувствовать себя человечком, изображённом на таком полотне как «Триумф смерти» или, скажем, «Сад земных наслаждений», но Средневековье Буллингтона — это, увы, не Босх, а 18+ трешевая сказка. Уровнем она, ясное дело, значительно превосходит какой-нибудь абсурд из серии «Магия фэнтези», но зачем это надо, когда есть другие братья (Вильгельм и Якоб бишь) — тот еще квест.

Справедливости ради, напоследок можно добавить, что, по крайней мере, в одном автор не ошибся: не перевелись Гроссбарты на свете, и (с Вашего позволения, разрешу себе привести подобный пример) у меня по переулку до сих пор кочуют подобные личности. Правда, ищут они уже не «Гипет», а дом самогонщиков.

Вот такое вот гумористическое приключение. По усам текло, а в рот не попало.

Оценка: 5
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 июля 2018 г.

Любите ли вы истории о реальных пацанчиках? Если да, вы попали по адресу: братья Длиннобороды как раз такие и есть. Не вызывающие ни интереса, ни сопереживания. Незамысловатое быдло. Автор честно пытается придать их общению некоторый изысканно-интеллектуальный оттенок, но выходит у него так себе.

Возможно читателя завлечет колорит эпохи, ведь вокруг средневековая Германия, а рассказываемая история имеет непосредственное отношение к сказкам братьев Гримм? И тут провал.

Ну тогда, наверное, захватывающие приключения? Разочарую: описания боев сумбурны и уныло однообразны. Хотя встречаются, не скрою, шедевры: один из братьев, скромного телосложения молодой человек, умудряется зубами перегрызть горло гончей. Зубами! Даже у Фармера Тарзан вел себя скромнее. Автор верно и не знает, что гончие в средневековой Германии – это такие звери, которых натаскивали на кабанов и волков.

Да что там горло, второй брат сунул руку в пасть другой гончей, и ломом ловко проломил ей голову! Храбро и решительно действуя ломом и подобранными камнями братья-длиннобороды смогли отбиться от целой своры гончих и шестерых всадников с арбалетами! Такой вот германский Шаолинь. И это еще только начало…

Я не буду растекаться мыслью по древу, но автор совершенно не знает вопроса, о котором пишет. На Самиздате такого добра полно. Стоит ли тратить на роман время – решайте сами.

Резюме: линейный квест со скучными персонажами. Я не рекомендую.

Оценка: 3
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 марта 2019 г.

Это одна из самых грязных и мерзких историй, которые мне пришлось прочитать за последнее время. Ни в коем случае не скажу, что сама книга плохая, просто она довольно специфичная.

Я думаю, что многие читатели представляют себя в роли персонажей той или иной истории. В этой книге, на мой взгляд, невозможно себя с кем-то ассоциировать, так как практически все участники событий являются завершёнными подонками и негодяями. То есть, если вы не являетесь маньяком, психопатом или таким же моральным уродом, как братья Гроссбарт, то кроме презрения к ним, вряд ли какие-то могут возникнуть чувства.

Авторское представление о Европе конца 14-го века во многом совпадает с моим, поэтому происходящее я воспринимал, как экскурсию по средневековью. Конечно, путешествие получилось чересчур мрачным и кровавым, но всё-таки выглядит довольно реалистично из-за правильного подхода автора к деталям.

Я хочу отдельно остановиться на рассказе об условно исторической части и отдельно на фэнтезийной. Первая глава сразу же вводит читателей в курс, показав все «прелести» жизни в то время. Бессмысленное и чудовищное по своей жестокости убийство станет точной невозврата для очень многих людей, которые жили обычной работой и заботами о семье. Знакомьтесь — братья Гроссбарт, натуральный продукт эпохи, тупые и злобные существа, промышляющие грабежами могил. В принципе, именно им предстоит провести для вас не очень приятную экскурсию по городам и сёлам Европы. Я понимаю, что рассказчики из них не очень, но приходится исходить из того, что есть. События происходят во время очередной вспышки эпидемии чумы, которая уничтожила целые города. Поход Гроссбартов во многом схож с эпидемией, они также несут смерть и кровь, разрушения и слёзы. Помимо этого, братья очень любят рассуждать на разные темы, особенно на религиозные, попутно объясняя мироустройство и порядки того времени.

Во второй части, которая имеет непосредственное отношение к жанру фэнтези, читателей ждёт много нелицеприятных моментов. Совсем не зря, на книге стоит метка значка +18. Встреча с ведьмой в лесу и описание её «взаимоотношений» с одним из братьев может ввести в шок, причём, всерьёз и надолго. Автор совсем не стесняется описывать такие вещи, которые не просто мерзкие, не просто гадкие, а по-хорошему находятся далеко за гранью нормальности. Не менее, а в чём-то и более чудовищные проявления этих отношений появятся в дальнейших главах, которые вызывают чувство отвращения. Вообще, всё что касается мира колдовства и магии, несёт в себе только мерзость.

Не знаю, может в каких-то моментах автор и перегнул с негативными описаниями. Может какая-то часть читателей и написала негативные отзывы из-за чрезмерной кровавости происходящего, а ещё из-за бессмысленности подобного насилия. Но напиши автор всё по-другому, это была бы совсем другая книга и вряд ли бы она вызвала подобный резонанс у читателей.

Такие произведения нельзя трактовать однозначно. Если у вас есть противопоказания к чтению сцен насилия и описаний сексуальных извращений, то эту книгу нельзя читать ни в коем случае. Всем остальным, особенно любителям мрачной и гнетущей атмосферы, нужно хотя бы начать чтение, чтобы составить собственное мнение.

Это один из немногих случаев, когда я согласен с мнением и противников текста, и тех кому он очень понравился. Читайте сами и делайте собственные выводы.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 декабря 2018 г.

Удивляет количество негативно-ругательных отзывов, прямо-таки ожесточение и озлобление. Такое впечатление, что автор подманил читател сладостной песней сирены, а потом «людоед у джентельмена неприличное отгрыз»))

По мне так замечательная книжка. Контрастная, яркая, хулиганская. Читая эту печальную историю я «ржал и бился», пару раз даже чуть родимчик не случился. (Например, при описании путешествия по горам под ЛСД). И хотя по страницам романа текут потоки гноя и прочих гуморов, ничего особо отвратного я не заметил. Хорошо и драйвово прописаны поединки с чудовищами, блестящие теософские диалоги, кол-во черного юмора только человеческим выделениям уступает))

Главный недостаток книги — КМК — не чувствуется Высокое Средневековье. Не хватает готики, основательности ее и вертикальности. Хорошо отражен кризис католицизма 14 века, но в остальном все это больше напоминает расцвет Ренессанса и раннее Новое время. Особенно персонажи похожи на людей эпохи Реформации и религиозных войн, такое от них было ощущение. И вообще роман слишком раблезиански-карнавальный, контрастный, аляповатый. Так могли описывать эпоху после Черной смерти скорее современники Шекспира.

А в остальном отличный дебют. Роман молодой, дерзкий, непричесанный. Мне Буллингтон очень хорошо зашел, не хуже чем Алекс Маршалл) Так что издавайте, дорогой Монополист, и остальные его книги, прочтем с удовольствием!

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 августа 2018 г.

«Печальную историю братьев Гроссбартов» не стоит рассматривать как целостное произведение. Лучше — как некий эксперимент. Хромой сюжет книги опирается на десятки вовремя подставляемых автором костылей, второстепенные персонажи напрочь лишены индивидуальности и сливаются в единый тупоголовый фанерный фон для предельно мэррисьюшных братьев, которые тоже не больно-то блещут умом и воспринимаются не как два персонажа, а как одно целое – это, кстати, даже плюс.

В целом же история откровенно слабая. Мерзость-кровь-кишки прописаны исключительно ради мерзости-крови-кишков и необходимой сюжетной составляющей не являются, сам сюжет мягко и услужливо стелется под братьев, кромсая в лоскуты всех, кто им встречается, и оберегая главных героев, за которых со временем попросту перестаешь переживать, ибо становится понятно, что им ничего не грозит. Собственно, в процессе чтения интерес к повествованию, как таковому утрачивается, сменяясь ожиданием новых сумасбродных вывертов от братьев, а потом – скукой, от которой худно-бедно спасают забавные диалоги на религиозную тему.

Создается впечатление, что Буллингтон не ставил перед собой цель создать полноценное произведение, делая основной упор на фарс, черный юмор и жестокость, в абсолютном большинстве случаев – необоснованную. Увы, но для интересного романа, способного завладеть вниманием читателя, этого слишком мало.

Оценка: 5
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 августа 2018 г.

В общем прочитал я «Братьев Гроссбартов».

Углублятся в фабулу и перепитии романа не стану, ибо уже написано в достатке более разборчивых отзывов. Скажу что да, все так. ГГ все маргиналы, отщепенцы и вообще малоприятные личности. Имеет место быть буйный коктейль из ужасов (мерзкие ошметки, кровь, гной и прочие изыски), исторического романа (любопытные сноски про пап римских), черного юмора (хотя бы бой с одним из монстров в начале романа) и тривиальной роуд-стори (таки да, герои из пункта А проследовали в пункт Б). Но я не про это, я про свои впечатления.

Все вы наверняка помните ярких, перетягивающих, чуть ли не все, внимание на себя, второстпенных героев мультфильмов? Таких как белка в «Ледниковом периоде», миньёнов из «Гадкий я», пингвинов из «Мадагаскара». Все они были изрядной долей изюма в каждом из фильмов, особенно, конечно, в первых частях. Как они влюбляли в себя всех кто видел фильмы, и как на волне данного фавора, студии мастерили полнометражные истории с этими гг. И они уже не получались столь яркими и динамичными, теряли что-то в сольной истории. Вот у меня и сложилось впечатление что братья Гегель и Манфрид, были в какой-то книге яркими, самобытными и интересными, но, в тоже время второстепенными героями. И тут им выделили целую книгу. И они потеряли свой шик и блеск, хоть конечно и сомнительный и малоприятный. В книге куски яркие не столь уж продолжительны, а подводящие к ним описания часто долги. И уж перерывы, между активной частью, бывает отделены долгими промежутками в которых не хватает драйва. И вся яркость героев, в коротких моментах, теряет свой пыл на долгой дистанции книги.

Может автору и не стоило соединять отдельные легенды в общую канву, а попробовать сделать роман в рассказах? Не знаю.

В итоге, книга не произвела столь сильного положительного эффекта, который можно было ожидать после некоторых отзывов. И дело не только, и не столько, в том что описывается, хотя не стоит исключать и данную возможность, но в какой форме это подано. Так мне показалось.

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 апреля 2018 г.

Книжка одновременно мрачная и смешная. Автор все умеет здорово: и напугать, и напряжения нагнать, и повеселить. При этом, Гроссбарты конченные подонки, никакого отождествления себя с ними нет и быть не может, но все равно ловишь себя на сопереживании. Хотя не жалко их совсем. Очень хорошее, нестандартное темное фэнтези.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх