fantlab ru

Ольга Громыко «Год крысы. Путница»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.17
Оценок:
1734
Моя оценка:
-

подробнее

Год крысы. Путница

Роман, год; роман-эпопея «Год Крысы»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 80
Аннотация:

Альк, Рыска и Жар продолжают свой нелегкий путь: кто желает убежать от прошлого, кто — изменить будущее, а кто рад и настоящему, но судьба неумолимо гонит всех дальше. Туго приходится не только неунывающей троице: тучи сгущаются над обоими тсарствиями, год Крысы неумолимо набирает силу и избежать его, похоже, уже невозможно.

Куда придет Путница? Кому осветит дорогу Свеча? И, казалось бы, при чем тут гитара?

Читайте — и узнаете.

Входит в:

— роман-эпопею «Год Крысы»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 481

Активный словарный запас: высокий (3190 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 57 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 50%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Звёздный Мост, 2010 // Лучший цикл, сериал и роман с продолжением. 1 место "Золотой Кадуцей"

лауреат
Серебряная стрела, 2011 // Лучший женский образ

Номинации на премии:


номинант
РосКон, 2011 // Роман


Издания: ВСЕ (3)

Год крысы. Путница
2010 г.

Издания на иностранных языках:

Rok szczura. Świeca
2015 г.
(польский)
Rok szczura. Wędrowniczka
2015 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Автор рецензии не любит «легкого» чтива. Фэнтезюшки, юморные зарисовки, воительницы в бронелифчиках не несут никакой смысловой нагрузки. Шутки плоские и затертые длительным использованием, герои просты и недалеки. Именно поэтому рецензент бесконечно рад, что Ольга Громыко «держит» марку и не скатывается в общую кагалу авторесс-юмористок. Смеем надеяться, что этого не случиться никогда. Породив своей «Ведьмой» новый жанр ЖФ, она всегда выгодно отличалась от «молодых» и «талантливых» почитательниц ее творчества.

Писатель продолжает расти. Герои стали более реалистичными. Нет явных гротескных черт характера, их личности сложны и многогранны. Отрицательные персонажи не похожи на опереточных злодеев, а положительные совсем не смахивают на светлых паладинов.

Вторая книга цикла, в отличие от первой обладает более ровной динамикой событий, наполнена вроде бы ситуативным, но очень тонким юмором. Не скажу ничего нового, но фабуле действительно не хватает глобальной линии событий. Читателю не видится ЦЕЛЬ. Герои находятся постоянно в подвешенном состоянии, просто мечутся из огня да в полымя. Иногда кажется, что всю эту кутерьму автор затеял лишь для фона, на котором будут осуществляться веселые переругивания полюбившихся героев.

В какой-то степени это оправдано, ведь мы все с удовольствием смеялись над ехидством Алька, жуликоватостью Жара и наивной честностью Рыски. И все же… все же книга была бы ЛУЧШЕ, если бы к привычному очаровательному юмору Громыко добавился бы еще и динамичный, продуманный и логичный сюжет. Лучшее, несомненно, враг хорошего, но мы-то знаем, что Ольга Громыко может быть Творцом не только Мира книги, но и содержательной фабулы.

Устройство мира практически полностью раскрыто в первой книге. Не зря половина первого тома была почти полностью посвящена кропотливому описанию бытия простого народа.

Главная сюжетная линия прикрыта лоскутным одеялом отрывков, которые в итоге помогут собрать воедино калейдоскоп финальной сцены книги. К сожалению, второстепенным тропинкам повествования не хватало яркости, как содержания, так и персонажей. Возможно, автор просто не ставила перед собой цели создать полновесные дополнительные сюжетные линии.

Отдельного слова, вне всяких сомнений, достойны стихи Ольги Николаевны, которые она поместила в книгу под видом бардовских песен Алька. Они, чуть ли не единственные, кроме отвратительного характера героя, свидетельствуют о напряженной внутренней борьбе. Возможно, страдания Алька и стоило бы сделать чуть более эмоциональными, но скромное мнение рецензента абсолютно противоположное. Альк – состоявшийся персонаж, его действия логичны и человечны. Не стоит требовать от человека решительности супергероя, особенно, если на должность супергероя никто его не ставил.

Портрет Рыски гармонизирован в достаточной степени. Ольге пришлось изрядно попыхтеть над прописыванием главной героини, психика которой за пару месяцев изрядно перестроилась с позиции наивной и честной весчанки в сторону повидавшей жизнь путешественницы.

Легкое недоумение вызывает концовка книги. К некоторым элементам автор подводил повествование логически. Но складывается впечатление, что сцена с пещерами была втиснута в текст перед самой отправкой в издательство. В романе нет, как таковой, любовной линии. И тем больше я терялась в характеристике отношений между Рыской и Альком. Нет, я не требую любви до гроба, но и достаточно изящных полунамеков на чувства я здесь тоже не увидела. Возможно, злой рецензент требует слишком многого?

Конечно, дилогия достойна прочтения, и высокую оценку от меня, что уж кривить душой, она получила просто за приятно проведенное время. Я давно не читала книг «взахлеб», дано искренне не смеялась. Что совершенно неудивительно при таком обилии шлаковой юмористической литературы. Спасибо Ольге за хорошее настроение, прогресс и стремление к совершенству, за поддержку умирающего жанра ЮФ. Спасибо и удачи в творчестве!

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ждала продолжения после первой части — и вот дождалась! :super:

И оно мне понравилось даже больше.

В первую очередь, «народными» зарисовками. Да, на первый взгляд герои едут в никуда, без явной цели, или же цель какая-то расплывчатая. Но меня вполне устраивает путь в неизвестность — как в книгах, так и в жизни. Так отчетливее видно, что происходит вокруг. Глаз вбирает картины действительности, не отвлекаясь на конкретную цель. А картины, надо бы сказать, по большей части удручающие. Людские пороки, скотство разного калибра — все проступает в беспощадной ясности. И интерес толпы к публичным казням, к пыткам, и психология «мелкого собственника» — селянина, и чиновничий произвол и много всякого другого. То же было описано и в первой книге, но в «Путнице» — глубже. Вообще я не поклонница описаний пыток, убийств и т п, но Громыко обошлась, имхо, без перебора, и все у нее к месту. Даже проповеди безумного мольца. Каким бы гротескным не был его образ, какими бы гиперболами он не выражался, одна его фраза врезалась мне в память: «а равнодушных пожрет бездорожье»... Равнодушие и бесчувствие как раз и отображается в громыковских картинах народной жизни. Даже Жар — и тот оказался пораженным тем же вирусом равнодушия, что и остальные. Хотя, конечно, он уже явно в стадии выздоровления. :smile: Общение с Рыской и Альком пошло ему на пользу.

Отдельная тема — путники. С совершенно гнилым мировоззрением. Всегда ли цель оправдывает средства? Как говорится, ноу комментс.

Что до Алька... Ну что тут можно сказать? :smile: Я полюбила этого героя. Пусть характер его невыносим, но образ этот — цельный. Жизненные испытания (с крысой-то на двоих в одном теле!), хоть и надломили Алька, но не сломали. Скорее отточили и вытащили на свет все то лучшее, что в нем есть. Хотелось бы видеть более ясно прописанной романтическую линию между Альком и Рыской. А то лишь намек. Да и то все больше со стороны Рыски. Не знаю, будет ли Громыко писать еще одно продолжение «Года Крысы»... Я бы очень хотела его видеть.

Политические коллизии меня не сильно заинтересовали, я к ним отнеслась скорее, как к фону для дальнейших событий. Не вижу ничего непонятного и нелогичного в отношениях между Шаресом и Исенарой. В жизни все бывает, в том числе и среди «прынцев» и «прынцесс».

Небольшое нарекание по поводу слэнга в книге. Уж очень он местами современный. Так и ожидала, что кто-нибудь скажет «Превед, Альк!» Ну и столь любимые Громыко современные словечки, без них тоже никуда.

Как бы то ни было, все эти мелочи не испортили общего впечатления, и достоинств у книги немало. Так что закрываю глаза на все недостатки и ставлю десятку. :smile:

p s Еще забыла, стихи-то автора в исполнении Алька! Прямо хоть музыку к ним на самом деле сочиняй! :super:

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

В который раз перечитываю книгу, и в который раз все надеюсь, что она закончится чуть-чуть попозже, и моя романтическая натура-таки узнает, сложится ли у них там любовь и как именно. Но остается только гадать. Эх!..

Так и продолжает бродить по свету вся троица главных героев, то с целью найти, то — догнать, а то и убежать. Бродят они пешком, верхом и вплавь. Бродят порой мирно, но все чаще переругиваясь, а то даже и с тумаками друг к другу лезут. И каждый громко заявляет, что остальные ему не нужны, но в душе надеется, что компания их не распадется. Потому что они сдружились, хоть и не признаются в этом вслух. Альк — потому что перестал верить в дружбу. Рыска — потому что слишком долго ей прививали ненависть к саврянам. Жар — потому что хочет защитить от опасного и несносного спутника свою подругу.

Судьба занятная дама. Свела ж она-таки вместе эту странную компанию, подбросила им задачку и заставила ее решать. Чтобы герои не скучали, она не забывает подкидывать еще задачек, меняя на ходу условия игры. Идешь-идешь, ищешь-ищешь, и, казалось бы, вот она, цель, пара шагов осталось. Но судьба лишь посмеется и даст по носу, чтобы не радовались раньше времени. И снова дорога, снова выбор. А еще ненавязчиво вроде бы, но уверенно, судьба ввязывает троицу в политику. Воздух между соседствующими странами накаляется, монархи что-то темнят, а народ волнуется, потому что свежи еще воспоминания о прошлой войне. Казалось бы Рыску с компанией, блуждающих где-то в глуши страны, никак это не касается, но судьба подбрасывает детали, мимо которых они не могу просто пройти. Полусвихнувшемуся аристократу, вору-мольцу и простой весачнке предстоит принимать решения о судьбе двух тсарств. А ты сидишь и думаешь, они же свои проблемы решить не могут, куда уж им судьбами тысяч людей ворочать...

Вообще интересно было следить за преображениями героев. Ведь буквально пару месяцев назад, когда Рыска еще жила на хуторе, соседний небольшой город был просто пределом мечтания, а столица вообще находилась ужасно далеко и недосягаемо. Сама девочка была уверена, что воровать неправильно, даже если берешь то, что заслужил, что яркую одежду носить могут только высокородные, что богиня Хольга всегда накажет виновного, а если человек саврянин, то он обязательно подлец и сволочь.

«Воровать неправильно? А если умираешь от голода и холода, но без денег всем на тебя, такого правильного и честного, плевать? Убивать неправильно? А если иначе убьют тебя? Ох, как же все-таки хорошо было на хуторе: что хозяин приказал, то и правильно. И цели такие близкие, понятные: пол вымыть, суп сварить…»

Но оказалось, что люди везде одинаковы не зависимо от цвета глаз и волос. Важны даже не плохие и хорошие качества в человеке, а то, как он их использует. Привычные устои сильно пошатнулись. Нет больше веры в единую правду, нет веры в единственно верное решение. И жизнь с этими новыми знаниями не стала легче или понятнее, совсем наоборот.

Мило, весело, интригующе, серьезно, захватывающе. Мне очень полюбились герои. И я хочу еще!..

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Какая потрясающая сказка, захватывающая, удивительная, и трагическая, и радостная одновременно! Герои, которых невозможно забыть, неожиданные повороты судьбы, удивительный язык, — до чего же жалко, что это закончилось, что нельзя читать дальше и дальше.

И еще раз восхитила зоологическая фантазия автора. Как здорово придуманы эти верховые коровы и все, что с ними связано, — коровнюх, коровник (не здание, где живут коровы, а любитель коров, т.е. «лошадник»), коровязь. А верховые нетопыри — это же невероятно! А дикие животные, придуманные Ольгой Громыко, — все эти такки, плевуны, — так и кажется, что они не придуманы, а где-то есть на самом деле.

Отдельное спасибо за сцены с дойкой коз и с носком, — я ржала, как лошадь. Сцену с носком читала в электричке, на меня обернулся весь вагон.

Ну и если в отношении главной героини к профессии сказочника есть что-то автобиографическое, то я, как человек, который тоже любит свою работу, хочу сказать, что автору можно по-хорошему позавидовать, и еще раз хочу выразить ей свое уважение.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень понравилось! единственное жаль что не вышло законченной любовной линии, со стороны Рыски чувства были явно заметны, а вот со стороны Алька не особо, поэтому в конце хотелось чего-то глобального)) ну примерно как в конце второй ведьмочки) никто не знает, продолжения не будет?)

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Развитие отношений между главными героями — вот что меня интересовало в в «Путнице» даже больше основного сюжета. Очеловечивание окрысевшого (пусть и не полностью, но в значительной степени) Алька и взросление наивной Рыски...

Мне вторая часть понравилась несколько больше первой. Может быть потому, что «Путница» была «приправлена» малой толикой «политоты», за которой я так люблю наблюдать в фентезийных книжках. Но, так или иначе, книга особенно близка для меня не из-за интриг спятившего короля Редании, а из-заглавных героев, каждый из которых чем-то напоминал мне меня самого. Любопытно было наблюдать за тем, как Жар, изначально не принимающий Алька, находит с ним общий язык. Как вор становится священником, не имея при этом крепкой веры в Хольгу, но имея живое воображение и желание заработать. Действительно, если священникам платили за их духовный труд исключительно духовной пищей, было бы их столько, сколь их есть? Как Альк, благородный, гордый аристократ, изначально презирающий, кажется, всех, вдруг обретает друзей, вопреки своему характеру, и как, вопреки ему же, влюбляется. Пускай его симпатия к Рыске не так заметна, пускай он сам её не признает и не хочет признавать, маскируя под маской привычной похоти. И то, как Рыска ненавидит себя, не понимая вспыхнувшее в душе огнем чувство к Альку.

Считаю, что продолжение «Года крысы» будет явно лишним, если оно будет. Мне кажется, что история должна закончится именно так, открытым финалом. Впрочем, Ольга «Хольга» Громыко должна решить это для себя, а значит и для всех читателей, сама...

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая книга затягивает не меньше первой. Более подробно описан мир и мне он нравится больше Белории. Никаких нестыковок. Язык повествования как всегда у автора ровный, гладкий, увлекающий. Год крысы — лучшая серия у Громыко. А вместе с «Цветком камалейника» — одни из лучших книг русскоязычного фэнтези, очень даже пригодные для перечитывания. Итог: высший балл! На мой взгляд, лучший фэнтези роман первой половины 2010. Понравился даже больше «Стража» любимого мною Пехова. Первая книга в этом году, которую читал не отрываясь, взахлеб.

P.S. Уже хочется продолжения! Концовка вроде к этому располагает.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательная книга! Любые комментарии излишни — читайте и наслаждайтесь!

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне понравилась книга,хотя в ней нет той цельности и такой же четкой сюжетной линии как в первой,обидно что конец такой неопределенный,хотелось бы больше ясности в отношениях между Рыской и Альком.Не очень понравилось,что в этот раз юмор кое-где перешел границы,ей Богу столько шуток ниже пояса это уже не смешно.Но в целом,книга оставила приятное впечатление,наверное,не маловажную роль здесь сыграло впечатление от первой части.Думаю,если Ольга решится на написание продолжения, буду с нетерпением ждать и всенепременно посявящу этой книге немного своего времени:lol:

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сначала о плюсах.

1. Книга светлая. Возможно, потому и выбивается несколько финал Путницы с разливами-потопами, что диссонирует с общим настроением. Нет ощущения обреченности мира. Нет ощущения наличия угнетенных и угнетателей. И даже бог-антагонист здесь скорее злой шутник, чем дьявол с вилами и адом.

2. Герои живые. Жар с его хитроватостью. Рыска, порой прямодушная до дури. Альк, для которого дурной характер и спасение, и проклятие. На самом деле видим классическое противостояние инстинктов, разума и души. Альк рассчетлив. Рыска бездумна. Жар работает на рефлексах. Вместе неплохо дополняют друг друга.

3. Мир живой именно мелочами. Весковый быт, местечковые проблемы, скаковые коровы, вороны, которых считают, бойцовые зайцы.

И снова наступает диссонанс, когда автор пытается перейти на уровень глобальный, выплетая интриги политические и идиллические.

И вот теперь о минусах:

главный — отсутствие глобального сюжета.

Книга напоминает Рыскину байку, где герои идут и идут, летят на коровах али скачут. Встречают людей всякоразных, кому помогают, кто им помогает. Меняются от встрече к встрече, сживаются друг с другом.

И если в первом томе цель понятно — доставить Алька к деду, то второй начинается с разброда и шатания, в который попадает искусственный стержень политических интриг. Понятно, что автору нужно и дальше героев в дорогу двигать, но они-то двигаться не хотят. Они устали. И в какой-то момент — на Ямах — отчетливо ощущается, что вот он, статус равновесия.

но потом резко появляется мысль — Альк здесь погибнет (хотя никакого недовольства со стороны героя не видно, напротив, впервые он начал вписываться в хоть какое-то общество и появились те, кого приятелями назвать можно) — и автор под предлогом охоты за тайным посланием снова выпинывает всю троицу на большую дорогу.

Параллельно появляются попытки глобально охватить мир через несколько линий — тут и тсар, и тсаревич, и весчане на стройке, и молец. В результате получается размытие картинки и выход за пределы комнаты, в которой сидит троица. И возникают вопросы по логике глобальной...

Но несмотря ни на что, книга оставляет ощущение легкости и света. Доброты, которая зло победит, но не станет добивать молотком по затылку. Надежды для безнадежных. Счастья, для тех, кто не боится быть счастливым.

Можно относится как к просто увлекательной истории о путешествии через весь мир. Можно искать высший смысл. Но прочесть в любом случае стоит.

Автору спасибо за полученное удовольствие.

PS А линия Рыска-Альк вполне себе ясна. Намеков, начиная от записей Крысолова и разговора с Жаром, и заканчивая финальной сценой, с избытком-с.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дилогия прочитана. И могу сказать — как же я люблю творчество Ольги Громыко. Как приятно читать такие поризведения — добрые и немного злые, смешные и немного печальные, интересные и очень-очень увлекательные. Великолепно написано, отличным языком, хорошим стилем. Автор остается на высоте. А Брбржисщ — это просто прелесть. Хотелось бы

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
чтобы линия Алька и Рыски была как-то более определена: хотя все ответы даны, и результат понятен, но было бы приятно присутствовать при этом.

Были и не совсем для меня приятные моменты:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
сон в одеяле из крыс — это выше моих сил, даже не смотря на весь талант автора (больше крыс я боюсь только людей и змей:gigi:)

Отличное юморитстическое фэнтези. И конечно, я в ожидании новой книги автора.

Моя шкала оценок: 10 — шедевры уровня «Властелин колец», «Песня огня и льда», «Ведьмак», 9 — очень-очень хорошие произведения, попавшие в разряд любимых, который будут перечитываться не раз, 8 — хорошие произведения, которые однозначно надо читать. Дальше по ниспадающей.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Диагноз: плохое настроение и вообще…

— На что жалуетесь?

— Да вот, настроение плохое, аппетита нет, с любовью не в порядке, да и с дружбами не ладится, здоровьишко прихрамывает, гитара расстроена и никак не отстроить — в общем, по всем статьям полный швах. Что делать?

— Значит так, рецепт простой: берёте книгу Ольги Громыко (желательно первый том какого-нибудь цикла) и начинаете читать. Не обращая внимания ни на что вне вас и вне книги происходящее и сущее. На любой внешний раздражитель и на любую внутреннюю ощущаловку отвечаете новой главой.

— И что, так всё просто? А если книга закончилась, а поправка где-то в пути?

— Кончилась книга — берёте следующую. И не суетитесь, не мельтешите, не сучите по жизни ногами. Перестаньте пить чай из пакетиков — вскипятите водички в чайнике, неспешно заварите хорошую порцию чёрного чая, да с лимончиком и в прихлёбку — а глазами в очередные приключения громыкинских героев: Алька и Жара, Рыски и всех прочих. И поменьше сомнений и вообще всяких мыслей. Насладитесь этим мгновеньем! Только имейте ввиду, что книги от Громыко — средство сильнодействующее, так что читайте всё-таки вперемешку с прочими.

Удачи!

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая книга. Для любителей к чему придраться всегда найдется повод, но удовольствия получена масса. Во время чтения постоянно ловишь себя на ощущении какой-то двойсьтвенности. С одной стороны пусть бы действие продолжалось подольше и не кончалось и тут же хочется скорее узнать как все закончится, я почему-то сомневался в хорошем конце истории. Очень уж славные получились персонажи. И самое главное чувствуется, что автор не только любит творить, но и уважает своих читателей.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман действительно хорош и достоинств у него немало, а вот заметных недостатков вроде бы как и нет. Есть две небольшие претензии, но это уже, как говориться, «от жиру». Итак, о достоинствах. Интрига романа в основе имеет всё тот же квест, но сверх этого довольно запутана, сюжетных линий несколько, и всё это выстроено и соединено между собой практически безупречно. Более того, уже чуть ли не с первых страниц в мир «Путницы» полностью погружаешься и начинаешь ощущать его и живым, и реалистичным. В романе практически невозможно отыскать какое-нибудь явное неправдоподобие — все герои поступают именно так, как поступили бы реальные люди, и читатель всегда может понять и принять любой поступок любого из героев этой книги.

Кстати, о героях. Мало того, что они прекрасно выписаны, ярки и характерны, мало того, что они нам симпатичны и мы за них переживаем, но заметили ли Вы — у Громыко практически нет ни явно выраженных негодяев, ни явно выраженных положительных героев. У каждого из её героев всегда своя правда, своя мотивация поступков, своя логика поведения. И почти все они в той или иной степени хоть в чем-то, но симпатичны читателю.

Об увлекательности. Она в этом романе, как впрочем и в большинстве других произведений автора, неброская, часто в процессе повествования и вообще сходит почти «на нет», но вот что интересно — в целом, после завершения чтения книги, впечатление о ней остается как об очень интересной. Хотя, конечно, свою роль здесь играют и легкость пера писательницы, и её прекрасный слог.

А теперь о претензиях. Первая половина романа получилась у Громыко несколько вяловатой. Нет, читать её всё равно интересно, но прерваться, если надо, в любом месте этой половины особого труда не составляет. И второе: в произведениях Ольги Громыко местами встречается великолепный мягкий юмор, но, увы, с каждой новой книгой его становиться всё меньше и меньше. В этом романе от него вообще остались лишь жалкие крохи....

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

все-таки люблю я громыко, такие милые книги она пишет, при этом у нее и стиль с каждой книгой лучше и язык, в общем с удовольствием прочитала продолжение «видуньи»

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх