fantlab ru

Паоло Бачигалупи «Разрушитель кораблей»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.29
Оценок:
479
Моя оценка:
-

подробнее

Разрушитель кораблей

Ship Breaker

Роман, год; цикл «Разрушитель кораблей»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Поражающая контрастами картина будущего: ресурсы исчерпаны, города мертвы, пропасть между нищими дикарями и состоятельными владельцами новых технологий непреодолима. Ценой изнуряющего труда, упорства, предательства и везения на затопленных берегах Мексиканского залива подростки должны выбраться из «низов» и выжить. В заброшенных нефтяных танкерах они добывают цветные металлы, рискуют, мечтают, взрослеют. И в лучших традициях приключенческих историй и романов воспитания выбирают между чувством — и разумом, благородными, «правильными» поступками — и сиюминутной выгодой.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Локус / Locus Award, 2011 // Подростковый роман

лауреат
Michael L. Printz Award, 2011 // Лучшая книга для подростков

Номинации на премии:


номинант
Премия блогеров в области детской и подростковой литературы / Children's and Young Adult Bloggers' Literary Awards / Cybils Award, 2010 // Фэнтези и научная фантастика для подростков

номинант
Национальная книжная премия / National Book Awards, 2010 // Детско-юношеская литература

номинант
Небьюла / Nebula Award, 2010 // Премия Андре Нортон

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2013 // Научная фантастика (США)

номинант
Другая Земля / Une autre Terre, 2014 // (США)

номинант
Премия «Боб Моран» / Prix Bob Morane, 2014 // Переводной роман (США)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (5)

Разрушитель кораблей
2014 г.
Разрушитель кораблей
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Ship Breaker
2011 г.
(английский)
Ship Breaker
2011 г.
(английский)
Ship Breaker
2011 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Признаюсь, я очень люблю подростковые романы Хайнлайна. Люблю за верность выбранной теме и умение доходчиво и занимательно, без пафоса и излишних сантиментов объяснить молодому человеку, почему надо быть честным, справедливым, милосердным и мужественным в мире, где эти качества мало кому принесли богатство и благополучие. Почему надо защищать слабых, помогать людям, овладевать знаниями. Почему жизнь — любая, даже одна единственная, драгоценна.

Но моего любимого Хайнлайна очень часто критикуют сегодня за «старомодность». А ведь тема — воспитания и взросления — никуда не делась! Может, сегодня еще более актуально, чем во времена Отцов Основателей, разъяснять юным читателям, что простые человеческие ценности — верность, честь, сострадание, самопожертвование — никуда не исчезли, не растворились в потоке информации и событий. Они по-прежнему есть, может, менее заметные, но от того еще более значимые и драгоценные. Поэтому я очень рада, что появился такой роман — «Разрушитель кораблей». Рассказ о взрослении, поиске собственного пути и немеркнущих моральных ценностях.

Я нашла множество «плюсов» у этого романа. Мир, в котором мы оказываемся, тот самый, которым нас регулярно пугают экологи. Глобальное потепление состоялось, великие льды растаяли, поглотив города, целые страны и привычный для нашего века образ жизни. В моральном плане человечество откатилось к самым темным временам: кровь за кровь, зуб за зуб, выживает сильнейший, слабым здесь не место, если не убьешь ты — убьют тебя и т.д. В таком мире родился и живет юный герой Гвоздарь, неграмотный парнишка, который ничего не видит вокруг, кроме рабского труда и озверелых взрослых.

Этот мир описан исключительно красочно, так, что невольно представляешь и кварталы полузатопленных городов, и бушующий ураган, уничтожающий жалкие лачуги бедняков, и грозное море, мстящее людям за хищническое отношение к природе.

Старт истории довольно традиционен. Молодой герой из самых «низов» мечтает любыми путями выбраться «наверх». Он готов на все, чтобы избавиться от нищеты, тяжелого труда и озверевшего отца. Но вот оказывается, что цена за это может быть слишком высока: убийства невинных и предательство друзей.

И далее — все действие — шаг за шагом — путь взросления и обретения собственного морального кодекса. Разговор о том, что знакомо современного подростку: молодежные банды, наркотики, детская преступность, насилие в семье, социальное неравенство.

Через занимательное действие с погонями, драками и морскими приключениями доходчиво объясняется «что такое хорошо, и что такое плохо». И почему «плохое» остается «плохим», даже если это дает деньги или положение в обществе. При этом откровенного морализаторства и нотаций автору удалось избежать за счет динамичного действия и минимума разговоров — роман краток и лаконичен настолько, что даже жалеешь, что он так быстро закончился.

В результате, получился очень симпатичный подростковый роман, который можно прочитать и взрослому. Пусть герои немного схематичны, а смысловая часть — прямолинейна. Но это не особо беспокоит: сюжет раскручивается быстро, мир ярок и оригинален, а простые человеческие чувства близки и понятны. В нем нет особо жестких сцен: уровень жестокости не превышает то, что подросток может прочитать в «Принце и Нищем» или «Острове Сокровищ», а уровень «сексуальности» не идет далее невинных намеков «Гарри Поттера». Так что, можете смело ставить на «детскую» полку. Да и сами прочитайте: я неплохо отдохнула за этой книгой, которой хватает на один-два вечера.

Оценка: 8
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Маленький, буквально на один вечер, роман Бачигалупи. Мир победившего глобального потепления, где шапки полюсных льдов растаяли, затопив прибрежные города и изменив жизни миллионов людей. Берега Мексиканского залива, изрядно продвинувшегося вглубь континента, усеяны выброшенными на мелководье «тушками» нефтяных танкеров. Тысячи людей разбирают этих гигантов на маленькие кусочки и влачат при этом жалкое существование.

Гвоздарь -- главный герой романа, подросток с быстро растущим организмом. Скоро он не сможет лазить по внутренностям корабля в поисках меди и других цветных металлов, а значит перестанет быть нужным в этом сообществе. Тут нет социальных лестниц. Нет возможности получить образование, да и не требуется оно на тех работах, что он может получить в этом перенаселенном будущем. Тут нет современной и доступной медицины, так что скорее всего герой умрет надышавшись ядовитыми испарениями и пылью внутри танкера, или от заражения через бесчисленные порезы, так как не найдет денег на элементарные антибиотики. И вот герою улыбается удача -- он находит разбившийся после урагана корабль, содержимое внутренних помещений которого может сделать его богатейшим человеком на побережье. Надо лишь совершить ужасный поступок -- убить полумертвую владелицу «сокровищ», обнаруженную им внутри.

В принципе Бачигалупи просто осовременивает «Оливера Твиста» с безграничной верой Диккенса в лучшую сторону человеческой природы. Его герой тоже совершает «правильные» поступки, а не гонится за сиюминутными выгодами. В предложенных декорациях из этого получается напряженный боевик с погонями, перестрелками, но и с моралью. Ключевыми для романа становятся сцены разговоров Гвоздаря с членами команды корабля, на который в конце-концов его забрасывает судьба. Он делает свой выбор в пользу добра в каждом конкретном случае скорее вопреки обстоятельствам, подчиняясь, возможно, совести, но разговор с капитаном заставляет его задуматься о том, что же на самом деле стоит за его поступками. А потом, в результате еще одного разговора, он приходит к поразительному лишь на первый взгляд выводу: «Кровное родство -- ничто. Все зависит только от людей. Если они тебя прикроют, а ты прикроешь их, то, может, они более достойны называться твоей родней».

От «Разрушителя кораблей» остаётся двойственное впечатление. С одной стороны Бачигалупи берет ураганный темп и действие не просядет до самого финала. С другой стороны ради этого он вымарывает из текста все «излишества», всё не относящиеся к основному сюжету. Картину мира приходится собирать по крупицам, из обрывочных фраз в диалогах. Многое приходится принимать на веру. Интересные ответвления от основного сюжета, связанные со значимыми для романа персонажами не получают должной развязки, просто исчезая из поля зрения (например, история усовершенствованного воина Тула).

С одной стороны для подростковой литературы (а я настаиваю, что целевая аудитория, в которую целился Бачигалупи именно мальчики-подростки) здесь достаточно высокий уровень реализма. Тут тебе и насилие в семье (взаимоотношения Гвоздаря и его отца одна из главных тем книги), и общая жестокость окружающего мира. Написано без особого натурализма и смакования, но драки до смерти, сломанные конечности, предательства на страницах книги сплошь и рядом. С другой стороны сложно поверить, что клятвопреступницу, девушку бросившую члена своей команды умирать ради личной выгоды, в наказание всего лишь изгоняют из общины. Да и вера в лучшую сторону человеческой природы в предложенных обстоятельствах слишком уж наивна.

Как боевик «Разрушитель кораблей» смотрелся бы идеально, но видно же, что Бачигалупи хотел создать нечто большие.

Оценка: 7
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для начала — о форме.

Да, я понимаю — на издание в три тысячи экземпляров — не особенно тратятся.

Да, я понимаю — художник взял за основу оформление «Заводной», добавил портрет девушки, пририсовал украшение на носу — и сказал, что всё так сойдет.

Да, я понимаю — издатели ждут выхода второго романа, получится нормальная книжка в шестьсот страниц формата А4.

Но это не повод клепать на обложку фотошопную аппликацию!

Теперь — о содержании.

В сущности это повесть, которая не дотягивает до романа ни по размерам, ни по внутренней эволюции персонажей.

По сюжету — без спойлеров — это типичная романическая история молодого подмастерья, который стал рыцарем и теперь весьма симпатичен принцессе. Когда читал, постоянно ловил себя на мысли, что тут как-то многовато взято приключенческих штампов. Только вот автор совершенно правильно обрывает её... Мы так и не узнаем истинных чувств принцессы.

Потому как мир там описанный — это проигрыш человечества.

Повесть — гипертрофированная иллюстрация, что будет с нами, если мы не пройдем «фазовый барьер», который отделяет индустриальное общество от когнитивного.

Постепенно кончится нефть — или её месторождения станут слишком дороги в разработке.

Цветные металлы придется добывать не из земли — а больше перебирать старые механизмы. (натурой для той общины, где живет герой, автору послужило громадное кладбище кораблей на побережье Бангладеш — сейчас туда пригоняют старые суда, и местные жители разбирают их вручную. Все жутко токсично и там адский уровень смертности)

Поднимется уровень океана, но, что важнее, люди крайне плохо смогут перенести цивилизацию на новые места — на это просто не будет ресурсов.

Прогресс в части технологий сохранится (Япония у автора традиционно выступает оазисом технологий), и вертикальное человечество, в котором люди реально различаются по уровню интеллекта и физических возможностей — будет построено...

Вернется часть феодально-общинных ритуалов.

Вернется восточный базар — как основная форма торговли...

Вернется и полноценная торговля людьми.

И останется жуткое ощущение безнадеги: молодые люди что-то слышали о прошлом, они каждый день разбирают танкеры, как-то догадываются, что построившие их люди жили малость иначе, чем натуральные дикари на побережье, у которых нет электричества и нормального обучения грамоте.

Но проще вернуться в прошлое, чем попасть на один из тех клиперов, что проносятся на горизонте.

Герой стал «рыцарем». Вырвался из привычного круга общения, с проклятыми вопросами и скорой смертью — его единственный шанс оказался точкой, с опорой которую он перевернул свой личный мирок. Он раздал все долги — железом и кровью, лекарствами и беседами. Перед ним новая ступенька...

Но в счастливый исход второго романа — если в нем будет участвовать этот же герой — веришь куда меньше, чем даже начиная читать первый. Такое количество удачи не может выпасть человеку дважды, и слишком далеко «рыцарю» по образу мышления до «принцессы».

Или автор слишком многого недоговаривает...

Итого: вещь на семь баллов. В линейном сюжете нет крупных провалов, автор к описанию мира прибавляет внутренние дилеммы персонажей.

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Побережье с дымом от коптилен, запахом нефти и жгучими лучами солнца не лучшее место для подростков. А ржавые громады танкеров, выброшенных на отмель, и вовсе не предназначены, чтобы по ним лазили, выковыривая ценные металлы, но для многих это единственный шанс на выживание. Ползи, выкручивайся в тесных коробах вентиляции, ищи поживу и надейся, что не заплутаешь, не сдохнешь в темном углу. Где тут мечтать, даже просто смотреть на проносящиеся у горизонта прекрасные клипера.

Бачигалупи обращается в романе к излюбленному мотиву катастрофичного будущего, где потепление растопило льды и погубило уйму городов, где чудовищный разрыв между нищими дикарями и богатенькими владельцами высоких технологий. Юный добытчик Гвоздарь привык к тяжелой жизни, почти лишенной шанса на чудо. Ведь мало удачи, ею нужно распорядиться с умом. Но когда в его руках оказывается судьба богачки Ниты, он вынужден разрываться между желанием сорвать легкий куш и стремлением поступать по совести. Ведь запереть сердце в скорлупе равнодушия легко, также как и предать друзей, ожесточиться, стать полубезумным убийцей. И Гвоздарь сперва вынужден решать, а потом сражаться за свое решение, за свою веру в дружбу и честность.

Увы, по сравнению с «Заводной» из «Разрушителя» выдрали большую часть переборок ветвистых сюжетных линий, откачали нефть жестокости и тайн прошлого, собрали скобы идей и скрутили кабели изящных поворотов сюжета. Небольшой роман предельно функционален, точно выверен, чтобы производить впечатление, но при этом потерял что-то важное.

Итог: классические подростковые приключения для малоискушенных читателей.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это, как принято, сейчас говорить, «young adult»: герои-подростки, первая любовь, первая ненависть, первый выбор, первое убийство. Это увлекательный «young adult», во всяком случае, для меня: все время хотелось вернуться к книге и дочитать до конца. И это очень взрослый, первобытно-жестокий «young adult» -- мир, в котором живут юные герои, сильно смахивает на камеру пыток. Впрочем, я уже знаком с этим миром по роману «Заводная» и ряду рассказов Бачигалупи. А после «Моря осколков» Аберкромби я не удивлен – такова, видимо, сейчас литература для детей и юношества.

Оценка: нет
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мое первое знакомство с писателем.

Вот отличная книга, а больше 7-8 баллов не поставишь... Увы, я уже не подросток, а это все-таки Young Adult со всеми характерными жанровыми ограничениями. Поэтому главное мое впечатление — я прочла чудесную книгу от автора, который вполне способен написать более «взрослое» и серьезное произведение.

У романа небольшой объем, по мне это — скорее повесть, которая так и просится быть переработанной в произведение побольше. Упрощенный, прямолинейный сюжет, герои в момент взросления — по сути дети, вынужденные принимать сложные, «взрослые» решения, динамичный стиль повествования, сюжет несется к развязке подобно локомотиву. Но главное в книге — это мир.

Вот вроде автор рассказывает историю своего героя линейно, без отступлений и описаний, но перед глазами появляется живая и поражающая контрастами картина будущего, в котором ураганы 6-й категории «убийцы городов» опустошили побережье. Где глобальное потепление, истощение нефтяных месторождений, расслоение общества превратило жизнь тех, кто оказался на дне, в настоящий ад. Никаких «лестниц наверх». Даже за право работать в команде и в нечеловеческих условиях разбирать «по бревнышку» выброшенные на берег танкеры нужно как минимум заплатить, да еще и иметь поручителя. И вот тот убогий мирок, из которого так отчаянно рвется Гвоздарь, описан очень хорошо и живо.

К сожалению, о других персонажах автор говорит мало. Еще лучше книга была бы, если бы написали и вторую сюжетную линию. Скажем, о поисках Ниты, о жизни «богачей» и «богачек», об экономике и политической структуре мира, где все еще существуют «конвенции», запрещающие определенные технологии, как особо губительные для экологии. О Туле, который был-был на страницах книги, и сгинул в никуда. Даже отец героя, не последний персонаж произведения, просто «наркоман», «алкоголик» и «психопат». Как-то слишком это топорно.

В общем, мир романа настолько хорош, что лично я хотела бы узнать о нем побольше.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ну и лично мне не очень понравилось то, что главным противником Гвоздаря оказался его отец. Тему «отцов и детей» в довольно топорной современной литературной интерпретации я с некоторых пор тихонько ненавижу. Здесь было бы уместней, ИМХО, взять какого-то другого персонажа.
Опять же, герой, который убивает по ходу книги 2 человек — еще куда ни шло, но
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
отцеубийство
как-то... слишком?

Хорошая книга. Обязательно прочту у автора что-то еще.

8 баллов.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Меня можно назвать любителем творчества Бачигалупи. Однажды прочитав «Помпу номер шесть» я полюбил этого писателя и теперь стараюсь читать всё что он пишет. Этот роман отличается от остальных произведений автора. В первую очередь тем, что по моему Бачигалупи впервые пишет для подростковой аудитории. Поставив такую цель перед собой, он загнал себя в определенные рамки, которые, на мой взгляд, не дали полностью развернуться Паоло.

Конечно это всё же тот самый Бачигалупи, так как мир, который рисует нам автор, это наше будущее, то как его видит Паоло. И тут он остался верен себе, мир будущего, в котором человечество заходит в тупик, где человечество борется за выживание, где планета восстает перед людишками и показывает кто хозяин. Но так как эта книга для подростков, то это мир не «Заводной», это похожий мир будущего, но без такого большого количества подробностей катастрофы человечества. При этом классических для Бачигалупи штрихов мира достаточно, мир продуман и придраться можно только по мелочам, но придираться не хочется.

Так какое главное отличие от других произведений автора? Тут мне приходит на ум только одно – этот роман скорее приключенческий, чем трагичный. В большинстве произведений Бачигалупи происходит какая-то трагедия, автор делает большие акценты на возможных ошибках человечества и к чему они могут привести. В «Разрушителе кораблей» это есть, но в меньшей степени. Да, Паоло показывает своим читателям, что если человечество будет идти сегодняшним курсом, то оно придет к миру, где ещё больше будет контраст между богатыми и бедными. Всё это нам показывается глазами молодого героя, который как раз на дне мира находится. Гвоздарь (так зовут мальчика) получается шанс увидеть другой мир, противоположный тому, где он живет. Вихрь событий уносят его в опасное путешествие, где есть место толике морских пиратских приключений.

Для подросткового романа приключения это одно из главных составляющих, и они тут присутствуют, увлекают и затягивают, по этому книга читается значительно легче той же «Заводной». Мне же, как всё-таки уже не подростку, а взрослому человеку хочется читать всё-таки другого Бачигалупи, того, который не боится шокировать читателя своим мировоззрением и который готов вести читателя до конца по жестокой животной натуре человечества, а также его глупости и злобы. Я не говорю, что роман не удался, в рамках задумки более чем получился, я считаю я прочитал его не зря, но конечно я буду ждать от Паоло других, что отдохнув на «Разрушителе кораблей», он возьмется за что-то «своё» и ещё не раз меня поразит, а может быть и шокирует ).

Подытожу – хороший подростковый роман, не детский, так как детям младше 14-ти лет всё-таки неверное ещё рановато браться за такие книги. Приключения и акценты на том, что всегда надо поступать правильно, по совести. Надеюсь что подростки нормально восприимчивы к такой легкой морали и учениям и Бачигалупи старался не зря.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Может ли быть так, что родной человек будет относиться к тебе хуже, чем тот, кто с тобой не связан одной кровью? Конечно, может. То, что осознает главный герой данной книги, я осознал примерно в его же возрасте – в пятнадцать лет, когда ушел из дома и попал под крыло добрых людей. Спустя многие годы все вернулось на круги своя, но осадочек, как говорится, остался. Казалось бы, тема очень правильная и трогательная, но доведенная автором до абсурда, она как сорокалетний «молодой» человек на родительском попечении – не добилась ничего. Я даже не могу объяснить это. По крайней мере, без спойлеров.

Ладно, может, покрутить тему социального неравенства? Мальчик и девочка, бедняк и богачка, которых связала судьба, их пикировки порой вызывают легкую улыбку, но ожидать чего-то большего вроде и не следовало. Взрослые, что мелькают рядом, теряются на фоне даже не особо сложных подростков, а самый интересный персонаж (Тул) на половине истории сворачивает с пути так же, как и встал на него – необъяснимо и бесповоротно.

Роман беззастенчиво короткий и обескураживающе-лаконичный. Так и хочется сказать: беззубый, особенно если вспомнить, как автор умеет и практикует, если захочет. Пара мазков экзотики, бегло обрисованный постапокалиптический мир, подростки, познающие простые истины жизни через кровь, пот и слезы, первый скомканный поцелуй, неумелый экшон на ножах, разборки с отцом, морские погони на клиперах, и… резкий финал, буквально в несколько страниц. Да весь роман пролетел мимо, как скорый поезд, если уж по правде.

И все-таки что-то не дает мне закончить на печальной ноте. Может, красота первозданного мира, обрушивающегося на людей ураганами и штормами так, что чувствуешь брызги на коже, и беспощадность разудалого ветра приключений. Может, черно-белая аура отсутствия меры, когда дикость и разбой граничат с верой в клятвы и людей, или страсть и специфика постапокалиптических картин: громадные мертвые танкеры и целые поселения, оказавшиеся под водой. Черт его знает. Но что-то в этом определенно есть.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман о взрослении, о понимании, что не все можно делать, что делать можно. Что нельзя убить ради денег. Даже ради очень больших денег. О дружбе и верности, о готовоности пойти на риск ради дорогого человека. О том, что семья — это не обязательно кровные родственники.

Но роман именно что подростковый, слишком простой, что ли. Но прочитать интересно

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший образец постапокалипсической фантастики, по уровню целевой аудитории — юношеская. Разрушители кораблей — «это профессия, которая будет востребована в отдаленном будущем» (с.) по факту это хитрым умышлением автора такой метод разборки старых судов, выброшенных на юго-восточное побережье бывших Соединённых штатов Америки, где используется исключительно детский труд — чтобы пролезть в любой трюм, и если повезёт обнаружить там остатки топлива.

Глупость, конечно, но описания автором голодных подростковых банд, ужасов застрять и погибнуть, а так же того, что в детской банде — как в крысиной стае — каждый сам за себя и все против одного — превосходны.

Но это — профи одного из ключевых персонажей, а их ещё как минимум двое — профессиональный генно-модифицированный «плюсовой» боец Тул и «золотая девочка» — наследница огромного состояния, волею судеб оказавшаяся на своей разбитой яхте неподалеку от промышляющих подростков.

А дальше — каждый элемент срабатывает согласно своему функционалу. Много отличных остросюжетных моментов — от драк подростков до морского боя на пластиковых клиперах, много резкой политики, мало общего объяснения, как люди дошли до жизни такой, изменения климата не повод для деградации.

В общем описания и динамика сюжета — отличные, а вот логика мира — это уже похуже.

Читать интересно и не только подростку, который букварь не скурил, но ощущения примерно как у взрослого человека, который смотрит Звёздные войны (не последние два эпизода) — забавно, но не для души.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман из тех, которые читаешь в один присест за пару часов и за столько же забываешь. Было бы мне 15, я бы поставила десятку. Отличный приключенческий роман по всем канонам жанра — тут и погони, и драки, и пираты, и парусники, и становление героя. Но жанр диктует и недостатки.

Во-первых, это одномерность героев. Если главный герой еще изредка мучается проблемой выбора, то остальные просто исполняют функции. Во-вторых, полная предсказуемость. Во всяком случае, для более искушенного читателя. Поначалу меня увлек и мир, и сюжет, но во второй половине уже заскучала, настолько предсказуемы все сюжетные шаги, вплоть до каждого эпизода. Слишком уж очевиден канон и развешанные «ружья».

А вот мир романа мне понравился, хотелось бы почитать о нем, но только что-нибудь для взрослых, более глубокое.

Отдельно хотелось бы посетовать на перевод. Конечно, видали и похуже, но все-таки. Вы можете себе представить, чтобы подростки из трущоб употребляли слова вроде «скверно» и «изрядно»? Или чтобы кому-то дали кличку Везучая Девочка? Лично я — нет. И очень вас прошу, дорогие переводчики, перестаньте уже ставить местоимения в конец фразы. «И пучина сия поглотила ея». Неужели вы так разговариваете в реальной жизни?

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весьма средненькое произведение, даже по меркам подростковой развлекательной фантастики. Проблем здесь сразу несколько.

Во-первых, наличие той самой фантастики, которая здесь как костыль, помогающая автору писать что вздумается и не вникать в детали определенного социума. Ей-Богу, замени местный постапоклипсис на бедные районы какой-нибудь южноамериканской страны – мало бы что поменялось. Там сейчас и без всяких катастроф многие живут очень не очень, а между богатыми и бедными разрыв колоссален, гляньте на ту же Венесуэлу. То же касается и героя, и всего остального. Так и хотелось начать напевать себе под нос «За что вы бросили меня, за что…» Те же геномодифированные мордовороты спокойно могут быть заменены на обычных бандитов без какого-либо ущерба для повествования. И если судить по «Водяному ножу», эта проблема присутствует и в последующих произведениях автора.

Во-вторых, персонажи. Заглавные герой и героиня – набор стереотипов вроде «беспризорник с золотым сердцем» и «богатая девочка с кучей неприятностей». Остальные персонажи – еще больший картон. Или не используются вовсе. Например, в самом начале одна из товарок предает героя, ее с позором изгоняют, сотоварищи обсуждают, как она попытается отомстить… Банальная, но при должном умении многообещающая завязка. Вот только автор про этого персонажа больше не вспомнит. Вообще. Если и есть сему демиургу чему поучится у раннего дедушки Мартина, так это тому, что персонажей-функций из завязки как только они становятся не нужны, можно быстро пускать в расход, а не оставлять болтаться где-то за пределами повествования.

Ну и в-третьих, сам сюжет, достаточно штампованный и предсказуемый. Богатая девочка говорит, что скоро приедут свои и ее спасут. Так, еще середина книги, значит либо не приедут, либо приедут, но не те (конкуренты, чтобы хватать и убивать). И так в итоге оно как-то и выходит. Попытки же нарисовать любовной треугольник столь топорны и нелепы, что лучше бы их и вовсе не было. Тут как бы изначально ясно, кого в итоге выберет герой, аки в той древней шутке про игру Command and Conquer («Чтобы мне выбрать? Взвод пехоты или мамонт-танк? Бронетранспортер или мамонт-танк? Вертолет или… ?») К тому же одна из сторон (которая не мамонт-танк) треугольника в последней трети в произведения вообще отваливается, видимо даже автор так и не придумал, что же с ней делать. Да и концовка тут весьма куцая, ведь нынче у многих творцов даже запись на салфетке делается с прицелом минимум на трилогию.

В итого имеем достаточно проходное произведение, без явных раздражителей и достаточно гладко написанное, но и не обладающее хоть какими-то запоминающимися чертами. За ним можно скоротать вечерок, если в попытках немного разгрузить мозг вы наткнулись именно на эту книгу, но не более того.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Два подряд подростковых романа воспитания, да еще и первые части серий — на мой вкус это уже слегка перебор. :)

После «Оттенков серого» Ффорде решила почитать бОльший «жесткач», взялась за эту книгу и обломилась — получив практически то же самое, но в другом антураже. Теперь понятны виденные мною отрицательные отзывы обманутых в своем ожидании фэнов историй Бачигалупи.

Ну, разумеется, не совсем то, что в «Оттенках» — здесь не ироничная антиутопия, а фантастика про Землю после экологической катастрофы, но опять-таки роман воспитания и становления личности юного ГГ. Другое дело, что Эдди пришлось снять розовые очки и увидеть окружающий мир во всей его неприглядности и жестокости, а Гвоздодеру этого и не требовалось, скорее наоборот.

Итак, что здесь от прежних книг автора? Чернушность и натуралистичность — особенно в первой половине книги, которые в подростковых романах если не избегают полностью, то обычно сглаживают. И генные манипуляции с людьми, здесь — для получения идеальных телохранителей и слуг — человекопсов. Кстати, так как по возрасту я не вхожу в целевую аудиторию книги (она все-таки явно подростковая, не смотря на), мне больше был интересен Тул — брутальный персонаж со специфическим чувством юмора, сумевший преодолеть свою генетически заложенную рабскую природу.

Итак, показан мир, в котором царствует не человек, а природа — ураганы «убийцы городов». А люди? Люди остались прежними. Даже без «квартирного вопроса».

Наиболее богатая прослойка занимается торговыми операциями по всему миру, там более, что высокие технологии позволяют бороздить океаны — лишь бы на сибирских пиратов не нарваться. :)

Основная масса (по крайней мере — показанная в первой части) не живет, а выживает: тяжелая, смертельно опасная работа, наркотики и право сильного помыкать остальными.

Главный герой — почти мальчик, но это для него и большой плюс в том мире, потому как именно субтильное телосложение позволяет входить в бригаду, растаскивающую сидящие на мели нефтяные танкеры, и не помереть с голоду, потому как от подсевшего на наркоту отца проку мало. Тощий и маленький Гвоздодер пролезает в любую щель и способен выполнить дневную норму по цветным металлам.

Главное событие начала книги

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Гвоздодер был на краю гибели, а его напарница подло бросила его, понадеявшись на этом обогатиться

что-то меняет в душе ГГ, превращая клятву верности команды из ритуала в саму основу его существования. Именно команда — точнее те, кого он ею считают — и становится для него основой существования и мотивацией поступков — в отличие от кровных уз. Развитию этой линии — в приключенческом антураже — и посвящена книга, кульминацией которой становится последняя сцена с отцом.

Не обошлось и без стандартного для подростковых книг последнего времени любовного треугольника — мальчик и две девочки: подруга детства, с которой пройдены «огонь, вода и медные трубы», и «везучая девочка» — богатая и красивая, которая дает шанс вырваться с берега разрушителей кораблей.

Кстати,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
если бы вместо хорошенькой и молоденькой Ниты ребята нашли — к примеру — богатую старушку, каков шанс, что Гвоздодер остановился бы перед отрезанием пальцев для снять кольца? На мой взгляд — нулевой, не настолько он перевоспитался в гуманиста, даже после всего с ним случившегося.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно среднее произведение, как по замыслу, так и по исполнению.

Что здесь хорошего:

- Достоверный сеттинг, эдакий «ржавый» постапокалипсис. Герой живёт в общине, занимающейся раскурочиванием древних кораблей. Жизнь и порядки общины описаны с должной глубиной, и даже веришь, что примерно так оно всё и было бы устроено в реальности.

Где-то за горизонтом лежит мир условного изобилия, «богачей». Он почти не прописан, но это оправданно, поскольку для самих героев этот мир остаётся загадкой.

Есть своя мифология, но автор не стал её продумывать, ограничившись парой имён и названий.

Ещё есть полулюди-полусобаки.

Словом, ничего выдающегося и изобретательного, но вполне достаточно для основы повествования.

- Нетривиальная для подростковой вещи идея о том, что кровное родство — штука переоценённая, и что по-настоящему близких людей человек может (должен?) выбирать самостоятельно. Пройти мимо этого посыла невозможно, поскольку он несколько раз проговаривается прямым текстом, а главным антагонистом является, внезапно, отец главного героя — бандит, убийца и наркоман.

Что здесь плохого:

- Очень много воды. Причём автор льёт воду довольно необычным способом. Обычно, пресловутая «вода» — это излишне обильные описания и/либо лишние сцены и персонажи. Здесь же наращивание объёма происходит за счёт того, что персонажи постоянно и подробно обсуждают происходящее. Они попадают в некую ситуацию, останавливаются и начинают препарировать её во всех подробностях. Порядка 30% книги составляют именно разговоры в духе «что же мы будем делать дальше?».

- Мало жести и мало приключений. Книга бедна на события, но за счёт упомянутых выше обсуждений автор сумел раздуть до объёмов романа то, что тянет в лучшем случае на повесть. Да и сам сюжет вызывает лёгкое недоумение, поскольку для взрослого читателя в нём маловато жести и сеттинга, а для подростка — приключений и всяческих лихачеств.

- Странная романтическая линия. Она как бы есть, а как бы её и нет. Девушка, которая по всем признакам должна была в финале достаться израненному герою, просто уезжает домой, и почему-то героя это не сильно расстраивает. Хотя весь сюжет в итоге свёлся именно к спасению девушки, и все моральные выборы по ходу сюжета строились именно на том, готов ли герой рискнуть всем ради иноземной красавицы. Кажется, что автору не хватило времени прописать романтику, либо она была вырезана по каким-то структурным соображениям.

В романе нет откровенно раздражающих или провальных элементов, но читал я его без интереса. Мне не хватило событий, глубины сеттинга и психологической проработки персонажей. Автор поднимает непростую тему противостояния главного героя с отцом, но совсем не пытается углубиться в эмоции и психологию. А жаль.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Увлекательное приключение юных героев в жестоком мире. Пляж, море, затонувшие города, кровь, предательство, смерть, топливо, ржавый металл и палящее солнце. Чем-то даже напоминает фильм Кевина Костнера «Водный мир».

Роман несёт в себе экологическую подоплёку. Но она, конечно же, отодвинута на второй план. Бачигалупи описывает Америку после природных катаклизмов, связанных с негативным воздействием человечества на природу. Вторичная переработка сырья и нефть играют весомую роль в экономике. Всё больше людей оказалось на самом «дне». Видна чёткая граница между богачами и всеми остальными. В этом, если можно так выразится, несерьезном произведении подняты серьезные темы.

У Паоло получилась вкусная конфетка с подростковой начинкой и взрослой обёрткой. Я дочитывал последнюю страницу, будучи полон оптимизма и веры в светлое будущее.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх