fantlab ru

Александр Дюма, Огюст Маке «Граф Монте-Кристо»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.11
Оценок:
1891
Моя оценка:
-

подробнее

,

Граф Монте-Кристо

Le Comte de Monte Cristo

Роман, год; цикл «Граф Монте-Кристо»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 202
Аннотация:

Молодой моряк Эдмон Дантес считал себя счастливчиком — прибыльное дело, красавица-невеста. Но власть во Франции меняется так же часто, как ветер. Донос завистника — и невинный Эдмон оказывается за решёткой на долгих четырнадцать лет...

Пройдя через каменные мешки замка Иф, закалив волю, разбогатев на пиратских кладах, герой под псевдонимом «Граф Монте-Кристо» возвращается во Францию, чтобы отомстить предателям, сломавшем ему жизнь. Не убить их — он не настолько милосерден. Граф использует интриги, подкуп, влияние и провокации, чтобы сломать жизнь им самим...

Примечание:

Первый русский перевод романа, который осуществлен был Василием Васильевичем Дерикером, появился в 1845—1846 годах в журнале «Библиотека для чтения». Практически одновременно с ним в 1845—1846 годах отдельными выпусками типографией Ольхина и типографией А.А. Плюшара публиковался перевод Владимира Михайловича Строева, однако со временем потребовалась новая редакция текста, которую в 1931 году выполнила Л. И. Олавская. Все дальнейшие переиздания делались с этого перевода, правда часто без указания переводчика. Еще одна попытка создать новую редакцию перевода была предпринята сразу после войны известной переводчицей Норой Галь, но, как она сама вспоминает, работа не была завершена:

«А еще готовился к печати очень слабый старый перевод «Графа Монте-Кристо», Вера Максимовна взяла меня на эту работу чуть ли не полноправным соредактором. Насколько возможно было, еще и в спешке, мы убрали грубые смысловые ошибки и самые страшные словесные ляпы, и в таком виде перевод перепечатывается почти полвека. Но В.М. учила еще одному: переписать плохой перевод невозможно. А заново эти 80 с хвостиком печатных листов едва ли кто-нибудь когда-нибудь переведет»

Нора Галь: Воспоминания. Статьи. Стихи. Письма. Библиография

Составитель сборника «Нора Галь: Воспоминания. Статьи. Стихи. Письма. Библиография» Д. Кузьмин пишет:

«В издании 1946 г. указано: «Перевод под редакцией Н.Галь и В.Топер» – такая формула использовалась в 40-70-е гг. для старых переводов, подвергшихся полной переработке. Однако, как пишет Нора Галь, «для переиздания в 50-х гг. нам не дали пересмотреть и еще раз поправить текст, как всегда со всякой своей работой делала ВМ и делаю я, и потому мы свои фамилии с титульного листа сняли» (Е.Комаровой, 20.04.1987). В некоторых последующих изданиях были восстановлены имена авторов старого перевода Л.Олавской и В.Строева.

К изданию 1991 г. (Дюма А. Собр.соч. в 15 тт., тт.9-10. – М.: Правда, 1991. – Библиотека «Огонек») НГ заново пересмотрела роман, подвергнув его значительной правке; однако итог работы все-таки не удовлетворил НГ полностью, а потому она настояла на том, чтобы в выходных данных этого издания был указан особый псевдоним – «Г.Нетова».


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003

лауреат
1001 книга, которую необходимо прочитать / 1001 Books You Must Read Before You Die, 2006

Экранизации:

«Загадка графа Монте-Кристо» / «The Count of Monte Cristo» 1934, США, реж: Роулэнд В. Ли

«Граф Монте-Кристо» / «Le comte de Monte-Cristo» 1954, Франция, Италия, реж: Робер Вернэ

«Граф Монте-Кристо» / «Le comte de Monte Cristo» 1961, Франция, Италия, реж: Клод Отан-Лара

«Граф Монте-Кристо» / «The Count of Monte Cristo» 1964, Великобритания, реж: Питер Хэммонд

«Граф Монте-Кристо» / «The Count of Monte-Cristo» 1975, Великобритания, Италия, реж: Дэвид Грин

«Граф Монте-Кристо» / «Le comte de Monte-Cristo» 1979, Франция, Канада, реж: Дени де Ла Пательер

«Узник замка Иф» 1988, СССР, Франция, реж: Георгий Юнгвальд-Хилькевич

«Граф Монте-Кристо» / «Le Comte de Monte Cristo» 1998, Франция, Германия, Италия, реж: Жозе Дайан

«Граф Монте-Кристо» / «The Count of Monte Cristo» 2002, Великобритания, США, Ирландия, Швейцария, реж: Кевин Рейнольдс



Похожие произведения:

 

 


Граф Монте-Кристо. Том I
1946 г.
Граф Монте-Кристо. Том II
1946 г.
Граф Монте-Кристо. Книга вторая
1955 г.
Граф Монте-Кристо. Книга первая
1955 г.
Граф Монте-Кристо. Том 1
1955 г.
Граф Монте-Кристо. Том 2
1955 г.
Граф Монте-Кристо. Том I
1955 г.
Граф Монте-Кристо. Том II
1955 г.
Граф Монте-Кристо. Том 1
1977 г.
Граф Монте-Кристо. Том 2
1977 г.
Том 8. Граф Монте-Кристо. Части 1, 2, 3, 4
1979 г.
Том 9. Граф Монте-Кристо. Части 5, 6. Сильвандир. Новеллы
1979 г.
Граф Монте-Кристо. Том 1.
1980 г.
Граф Монте-Кристо. Том 2.
1980 г.
Граф Монте-Кристо. Книга I
1983 г.
Граф Монте-Кристо. Книга II
1983 г.
Граф Монте-Кристо. Том 1
1989 г.
Граф Монте-Кристо. Том 1
1989 г.
Граф Монте-Кристо. Том 2
1989 г.
Граф Монте-Кристо. Том 2
1989 г.
Граф Монте-Кристо. Части 1-3
1991 г.
Граф Монте-Кристо. Части 4—6
1991 г.
Собрание сочинений в 15 томах. Том 10
1991 г.
Собрание сочинений в 15 томах. Том 9
1991 г.
Граф Монте-Кристо. Том 1
1992 г.
Граф Монте-Кристо. Том 1
1992 г.
Граф Монте-Кристо. Том 2
1992 г.
Граф Монте-Кристо. Том 2
1992 г.
Граф Монте-Кристо. Книга 1
1993 г.
Граф Монте-Кристо. Книга 2
1993 г.
Граф Монте-Кристо. Части первая, вторая, третья
1994 г.
Граф Монте-Кристо. Части четвертая, пятая и шестая
1994 г.
Граф Монте-Кристо. Том 1
1996 г.
Граф Монте-Кристо. Том 2
1996 г.
Граф Монте-Кристо. Книга 1
1997 г.
Граф Монте-Кристо. Книга 2
1998 г.
Граф Монте-Кристо. I том
2000 г.
Граф Монте-Кристо. II том
2000 г.
Граф Монте-Кристо. Том 1
2006 г.
Граф Монте-Кристо. Том 2
2006 г.
Робинзон Крузо
2007 г.
Граф Монте-Кристо
2008 г.
Граф Монте-Кристо
2009 г.
Граф Монте-Кристо
2010 г.
Граф Монте-Кристо. Том I
2010 г.
Граф Монте-Кристо. Том II
2010 г.
Граф Монте-Кристо. Книга 1
2011 г.
Граф Монте-Кристо. Книга 2
2011 г.
Граф Монте-Кристо. Шедевр приключенческой литературы в одном томе
2011 г.
Граф Монте-Кристо
2011 г.
Граф Монте-Кристо. Том I
2013 г.
Граф Монте-Кристо. Том II
2013 г.
Граф Монте-Кристо. Том 1
2015 г.
Граф Монте-Кристо. Том 2
2015 г.
Граф Монте-Кристо
2017 г.
Граф Монте-Кристо. Том 1
2017 г.
Граф Монте-Кристо. Том 2
2017 г.
Граф Монте-Кристо. Том I
2017 г.
Граф Монте-Кристо. Том II
2017 г.
Граф Монте-Кристо. Том 1
2018 г.
Граф Монте-Кристо. Том 2
2018 г.
Граф Монте-Кристо
2019 г.
Граф Монте-Кристо. Том 1
2019 г.
Граф Монте-Кристо. Том 2
2019 г.
Граф Монте-Кристо. Том 1
2019 г.
Граф Монте-Кристо. Том 2
2019 г.
Граф Монте-Кристо кн.1
2020 г.
Граф Монте-Кристо кн.2
2020 г.
Граф Монте-Кристо
2021 г.
Граф Монте-Кристо
2022 г.

Периодика:

Библиотека для чтения. Том 72
1845 г.
Библиотека для чтения. Том 73
1845 г.
Библиотека для чтения. Том 74
1846 г.
Библиотека для чтения. Том 75
1846 г.

Аудиокниги:

Граф Монте-Кристо
2004 г.
Граф Монте-Кристо. Части 1, 2
2006 г.
Граф Монте-Кристо. Части 3, 4
2006 г.
Граф Монте-Кристо. Части 5, 6
2006 г.
Граф Монте-Кристо
2008 г.

Издания на иностранных языках:

Граф Монте-Крісто
2018 г.
(украинский)
Граф Монте-Крісто
2018 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Граф Монте- Кристо — это имя стало нарицательным, для мститилей. Да произведение великое и гениальное. Но, что меня всегда настораживало, а что бы было если бы Эдмонд не встретил в застенках аббата Фарриа, не получил бы от него знания и ключ к богатству. Как бы сложилась его судьба, как судьба многих других невинно осужденных. Ведь вся фабула мести, мести изощренной — не убить, а именно унизить и растоптать, держится на богатстве. А если бы его не было? Как бы повел себя он?

Не получилось бы из него обычного мстителя с пистолетом и кинжалом, или бы понял жить надо дальше и забыл бы годы застенков, как страшный сон. Ведь только сокровища и дали ему возможность организовать своё отмщение. Мне могут возразить — он бы своим умом и знаниями добился того же, ох сомневаюсь. Ведь только аббат разяснил ему подоплеку предательства и вложил в него зачатки знаний, и дал возможность совершить задуманное.

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительно, ведь многие страницы книги, диалоги главных действующих лиц я помню чуть ли не наизусть. Но, все равно, иногда хочется открыть книгу и вновь окунуться в мир, созданный гениальным автором.

Наверное, в подростковом возрасте видел лишь одну сторону книги, месть. Очень хотелось справедливости, чтобы все негодяи получили по заслугам, счастливого конца истории.

При последующих прочтениях романа стал обращать внимание на детали, описания жизни и быта современного автору высшего света, чиновничьего люда, да и простых людей.

И уже позже стал задумываться над причинами тех или иных поступков людей, хороших и не очень.

Ведь человечество почти не изменилось за последние, ну скажем, 5 000 лет более-менее доступной нам истории. Движущими силами большинства поступков, как во все времена, у автора являются ревность и зависть, стремление к власти и богатству. А что, сейчас по-другому?

На пути к цели допускаются вероломство и предательство даже близких людей. Впрочем, предают только свои. Ну и бывают случаются «ситуации». «..Не бывает плохих людей, бывают плохие обстоятельства..»

Но, если одни люди попирают заповеди Божьи и человеческие, то другие могут наказать их за это, или, по крайней мере, за вред, причиненный себе. Я думаю, самым важным в книге является именно это, а не тот факт, что волей судьбы, претерпев огромные страдания и лишения, чудом сохранив рассудок, из простого моряка Дантес становится могущественным графом Монте-Кристо.

Люди в те времена были гораздо более религиозны, чем ныне, и мировоззрение их явно отличалось от нашего. И судить о том, что новоиспеченный граф, обладая колоссальным состоянием, впустую и мелко растратил себя на примитивную месть, мне кажется, будет неверно.

Тем более, что и концовка романа указывает на это. Ведь ему всего 40, он сказочно богат, все еще впереди. И больше ничего его не гнетет, все долги розданы.

А то, что ГГ поставил себя на одну доску с провидением и выступает чуть-ли не как десница Божья – ну, таково видение автора.

Ну, и, конечно, главное. Как бы ни хороша и важна была идея, еще более важно умение ее изложить. А уж этого у автора не отнять. Прекрасный легкий язык, диалоги, яркие, харизматичные, запоминающиеся герои. Сюжет динамичный, увлекательный, отступления всегда по месту и не отвлекают от главного.

Но описывать сюжет или стиль Дюма в его лучших романах дело неблагодарное, поэтому просто скажу – всем, кто не читал – читать обязательно!

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Напишу кратко: неверно воспринимать действия Монте-Кристо как месть. Дорогие читатели, поймите: для мести достаточно нанять десяток братков и перестрелять из-за угла всех своих обидчиков. Роман намного глубже, чем банальное «я всем отомщу». Граф предоставляет каждому возможность спастись, изменить свою карму, не совершать рокового поступка, и лишь выбор самих персонажей (из-за их преступной натуры, скрытой от общественности) толкает их в заготовленную Монте-Кристо пропасть.

Обратите на это внимание, пожалуйста.

Наиболее ярко это видно на примере Кадрусса (старый трактир на забытой дороге, свалившийся нежданно в подарок бриллиантовое кольцо).

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

В советское время эту книгу достать почитать было почти невозможно, пока она не издалась в 1977 году миллионным тиражом и её можно было приобрести в обмен на 40 кг. макулатуры. Одним нашим знакомым повезло они достали книгу, у них то я и взял её почитать и до сих пор благодарен им за это. Вот уже прошло более тридцати лет как я прочитал «Графа Монте-Кристо», и все эти годы она была одной из моих любимых книг. До сих пор помню почти всех персонажей, весь сюжет и даже мелкие подробности. В романе хорошо показаны жадность, равнодушие, зависть одних и доброта, порядочность и благородство других, мне было 14 лет когда я его прочитал и он стал для меня путевкой в жизнь.

Преклоняюсь перед великим Дюма, но не надо забывать и Огюста Маке, именно в соавторстве с ним были написаны лучшие романы Александра Дюма.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Граф Монте-Кристо» из тех книг, какими зачитываются в подростковом возрасте. Не знаю, как сейчас, но я в свои четырнадцать читала ее взахлеб, сопереживала и страшно жалела, что нельзя влезть на страницы книги самой: помочь, защитить, исправить всю несправедливость, которой буквально выстлана дорога героев. Спустя годы, взявшись перечитывать, словно вернулась в детство, к тем же самым эмоциям, с которыми переворачивала страницы.

И как же хорошо, что Эдмон смог перерасти себя, свою боль и свою любовь. Остановиться у той самой черты, после которой его месть перестала быть эдаким «священным таинством». Сделав этот шаг он, не смог бы уже оправиться. Радостно, что он понял это и не завершил свой план, хотя Данглар заслуживал страшной участи гораздо больше, чем все остальные жертвы мести. Как же я была счастлива, когда последним утешением графа стала именно Гайде – девушка, которая так мало видела в жизни хорошего, но в сердце которой было так много любви. Если бы Эдмон и Мерседес воссоединились, ничего бы хорошего уже не вышло, они бы утопили друг друга в горьких воспоминаниях и сожалениях. А так, он смог обрести покой и отбросить прошлое.

Жаль только, что он утянул за собой Мерседес и Альбера. Если в судьбе юноши еще сможет зажечься счастливая звезда, то Мерседес остается провести остаток жизни в сожалениях и терзаниях, как бы ни пытался граф успокоить ее, облегчить ее участь.

Дюма жестоко относится к своим героям, руководствуясь тем же постулатом сравнения, что и граф. И он, и Гайде, и Моррель с Валентиной выстрадали достаточно, чтобы получить в награду счастье и любовь. Зато Мерседес, по мнению Дюма, недостаточно познала отчаяние, и он ввергает ее еще глубже, заставляя мучиться, ожидая известий о сыне.

Даже сейчас люблю перечитывать отдельные моменты просто под настроение: следить, как падает и вновь поднимается Дантес, как он вырастает из своих заблуждений о божественности мести; как тихая и скромная Валентина в меру своих сил борется за желаемое. Обязательно найдется какой-нибудь момент, который сможет взволновать, заставит задуматься.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман, который может на равных состязаться «Тремя мушкетерами» за звание лучшей книги Дюма.

Лично я не знаю, чему отдать предпочтение – но со временем стал склоняться в сторону «Графа Монте-Кристо» (особенно после прочтения книги Нечаева «Три Д’Артаньяна», где рассказывается, как все было в действительности). Все-таки в трилогии о мушкетерах Дюма достаточно вольно обращается с историческими фактами. Я понимаю, что у писателя есть право на вымысел, и, обращаясь к его известной фразе «История – это гвоздь, на который я вешаю свою картину», видишь, что картина великолепна, но...

Книга же про Монте-Кристо – чисто приключенческая. Да, там есть элементы исторического романа – но их немного. Дюма изумительно преобразил историю Пико, которая, если ознакомиться с ней хотя бы в Википедии, выглядит достаточно блеклой.

Пожалуй, единственный недостаток романа – его многословность. Естественно, что журнальная публикация с продолжением требует как можно дольше оттягивать развязку – тираж и соответствующая прибыль тут во главе угла. Но из-за этого роман неоднороден по качеству. Лично мне не очень интересна первая часть – вплоть до встречи с Фариа. И многие главы тоже можно или сократить или вообще выбросить. Я не читал «Матиаса Шандора» и «Теннисные мячики небес», созданные по мотивам «Графа Монте-Кристо», но если заглянуть на их страницы здесь, видно, что они гораздо короче.

Но в то же время у Дюма есть просто блестящие главы, чтение которых искупает все длинноты – например, «Сокровища аббата Фариа», главы про отца и сына Кавальканти, «Прейскурант Луиджи Вампа»... Но самая моя любимая – это «Протокол», поистине гимн силе духа! Даже удивительно, почему Дюма не написал о Нуартье отдельный роман!

Подводя итог – «Граф Монте-Кристо» это книга на все времена. И читать ее нужно обязательно.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень удивился что мало отзывов... По мне отличное произведение, читается легко и приятно. Часто создается ощущение что это происходило на самом деле, а не вымышленная история. Образы героев прописаны настолько тщательно, что иногда думаешь что они могут просто встретиться на улице! Читал также «Учитель фехтования» и «Черный тюльпан» Дюма, не понравилось, а «Графа» перечитывал множество раз!

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из самых впечатляющих историй о любви, предательстве и воздаянии каждому по заслугам их.

Молодой человек Дантес привозит с острова на котором заключен диктатор письмо и становится жертвой одновременно нескольких завистников, которые все по отдельности приобретают выгоду от политического навета на юношу. Юноша влюблен в прекрасную Мерседес и в день свадьбы, молодого человека арестовывают. Королевский прокурор де Вильфор, в деле углядел обычную человеческую зависть и собрался уже отпустить молодого человека, как внезапно юноша говорит имя адресата письма — отца де Вильфора. В отчаянии, Вильфор заточает юношу в неприступной тюрьме. Волею судьбы, в камеру к Дантесу по подкопу пробирается аббат Фариа. Человек недюжинного склада ума и образованности, который и становится для Дантеса вторым отцом и наставником.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Смерть которого становится шансом побега

Из впечатлительного юноши, Дантес превращается через многие годы ожиданий и душевных мук в холодного графа Монте-Кристо, воздающего клеветникам по заслугам.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман хороший, написан захватывающе, стиль написания вкусный. Единственное что мне не понравилось- несправедливая месть. Объясню- все причастные к беде Дантеса конечно заслуживают наказания и понятно что законным путем правосудие не свершится, поэтому он устраивает изощренный самосуд. Но из всех заговорщиков самым подлым был Данглар, он единственный кого я не могу чем-либо оправдать, в отличии от остальных, он умышлено ломает жизнь Дантесу из завести и ненависти, самый низменный порок, а получил по заслугам в самом конце и меньше всех- всего лишь разорен и опозорен. Судя по книге Данглар был настолько гнилой человек, что месть Дантеса мне кажется ему что с гуся вода- отойдет от шока, отрехнется и найдет возможность снова где-нибудь нажить свои денежки. К мести над Фернаном Мондего у меня претензий нет, все справедливо, а причина толкнувшая его на подлость более возвышенная чем у Данглара- любовь к Мерседес. С местью над Кадруссом согласна, он покарал себя сам из-за жадности, хотя когда писалось роковое письмо, он был против, но будучи трусливым не смог помочь Дантесу. А вот с прокурором де Вильфором считаю был перебор, пострадало слишком много невинных людей, его родственников. Вездесущий и всезнающий Дантес наверняка мог бы отомстить иначе, но не стал и по-моему вышло слишком жестоко. Конечно де Вильфор сажая Дантеса в тюрьму боялся за свою шкуру, но оправданием прокурора могу назать и любовь к отцу и страх за него и свое будущее. Его застали врасплох, и он был вынужден поступить подло. Также поражает холодность Дантеса к Мерседес, понятно что у него есть обида и разочарование, но Мерседес ни в чем перед ним не виновата и он это знает. Она думала что он умер и не знала о причасности Фернана, она просто продолжила жить дальше и это разумно. Сложилось впечатление что пока Дантес мстил своим обидчикам от менее виноватого к главному зачинщику Данглару он растерял свои пыл, по-полной получили Кадрус, Фернан и прокурор, и на их фоне слишком легко отделался Данглар. Не справедливо, правда?

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великая книга, которая не утратит своего шарма и через сотни лет.

В юности я почему-то прошел мимо книги. То ли потому, что я читал тогда мало, то ли потому, что читал что-то другое. Но в этом есть и плюс. В 29 лет иначе смотришь на мир, чем в 15. Есть даже мысль, что стоит перечитать те книги, которые читал в юности, чтобы сравнить впечатления. Есть ощущение, что прочти я сейчас «Три мушкетера», я бы в их образах увидел не только благородных и самоотверженных друзей, но еще и шалапаев, которые любят ввязываться в неприятности, ставить под угрозу безопасность государства и драться лишь по той причине, что « я дерусь потому что я дерусь!»=)

Но речь сейчас не о мушкетерах.

«Граф Монте-Кристо» — это, вопреки многим мнениям, не совсем история мести. Книга гораздо глубже. Она не раз заставит читателя вместе с главным героем оценить тот или иной оступок через призму Священного Писания. Да, да! Дантес очень верующий человек. И эта вера у него в душе никогда не умирала. Он мог быть или горячим, или холодным, но никогда всего лишь теплым. Возможно, поэтому Бог его и не оставил, хоть и медлил прийти...

Перед нами раскрывается полотно жизней, несметное количество образов и постоянное закладывание в душу человеческую. Мы сможем увидеть и души чистые, и души, «в них же гади, их же несть числа», мы сможем увидеть, что человек всегда жнет то, что сеет, и неважно, что человек и думать забыл, что он что-то там посеял годы и десятки лет назад. Мы сможем узнать себя полностью или частично в этих образах и будем иметь возможность поразмыслить, была ли это история про месть, или это было кое-чем иным, поглубже.

Стоит ли говорить, что почти всю книгу можно разобрать на цитаты? Все-таки классика это классика. Плотность закладываемых идей, мыслей, вопросов просто зашкаливает.

Лично для меня эта история была не столько про месть, сколько о «промысле Божьем» в его понимании как постоянной постановке человека перед выбором добра или зла. Более всего, как это уже отмечали ранее, это заметно на примере Кадруса, но, если вдуматься, то и на примере других это заметно. Ведь вся месть Монте-Кристо как раз и заключалась в том,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
чтобы поставить человека перед выбором. И он никогда этого выбора не отнимал. Разве не могли «князья Кавальканти» не учавствовать в затее? Могла супруга Вильвора не убивать? Мог Вильфор не лицемерить? Мог де Морсер признать вину? Могли. Но они настолько укоренились в своих страстях, в своем образе мышления, в своем самооправдании, что не нашли в себе силы поступить иначе, измениться.

Одно из лучших, если не лучшее произведение, прочитанное в 2020-и году.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Помню, как читала впервые и «проглотила» роман за три дня, в двенадцать лет. После чего, надолго «Граф Монте-Кристо» стал настольной книгой, наряду с «Тремя мушкетерами», капитаном Бладом, «Островом сокровищ», рассказами Джека Лондона, Томом Сойером — Твена и «Белым отрядом» Конан Дойла.

«Три мушкетера» в свое время были «зачитаны до дыр», но сейчас, по зрелому размышлению, первенство отдаю «Графу Монте-Кристо». В романе удивительный баланс ярких жизненных поворотов, мрачного прошлого, интриг, правосудия, приключений, путешествий, романтики. Разнообразие персонажей, каждый из которых неповторим и по-своему интересен.

Увлекательный динамичный сюжет, сочные зарисовки событий, прочно застревающие в памяти герои. Казалось, оценить подобное может каждый. Как ни странно, среди моего круга нашелся человек не сумевший дочитать роман до финала, несмотря на любовь к фильму «Узник замка Иф». Очевидно, любовь к приключенческой литературе лучше прививать с детства, тогда подобные произведения непременно займут нишу в сердце читающего.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Если бы, на беду, в эту минуту кто-нибудь вошел, стук сердца выдал бы Дантеса...»

Помнится, в юности, когда роман попал мне в руки, я прочитал его избирательно и урывками — те главы, где описывались долгие переговоры или историческая хроника, просто игнорировал и перелистывал. А вот главы, посвященные общению аббата Фариа и Дантеса, перечитывал неоднократно. Сейчас же, по случаю приобретения иллюстрированного 3-х-томника, прочитал две памятные первые части полностью.

Я бы оценил его как одно из лучших произведений о воле Провидения. Все эпизоды из первой части соединяются в невероятно складную цепочку. Причем это не примитивные совпадения, каковыми были наводнены многие прочие старые фельетонные романы, а тщательно продуманные взаимосвязи.

Последовательность событий такова, что ежели убрать оттуда одно звено — все распадется. Вот некоторые удивительные примеры (причин и последствий):

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

- человеческий фактор: неожиданная болезнь капитана «Фараона» Леклера. Дантесу приходится собственноручно принять письмо из рук маршала Бертрана на Эльбе;

— фактор удачи соперника: донос Данглара-Феррана бьет точно в цель, потому что у Дантеса и на самом деле находят бонапартистское письмо. Хотя Данглар не мог заранее предвидеть насколько удачным для него будет содержание данного послания;

— исторический фактор: де Вильфор мог освободить Дантеса из тюрьмы уже спустя пару месяцев по просьбе Морреля, но приближение повторной Реставрации рубит эту идею на корню;

— еще один человеческий фактор: первичное агрессивное поведение Эдмона в камере вынуждает стражников перевести его в нижний №34, близкий к номеру 27, где томился «сумасшедший» аббат;

- фактор везения (ключевой): аббат ошибается с направлением подкопа и вместо набережной прорывается в камеру Дантеса. Позднее он доверяет молодому товарищу тайну острова с кладом;

- продолжение везения: тюремщики, несмотря на замеченную ими тяжесть мешка, сбрасывают Дантеса точно в море. Хотя перед этим один из них замечает, что в прошлый раз труп «не долетел до места и разбился о камни»;

- и опять удача: морские навыки Дантеса. Не будь он моряком, вряд ли он смог бы найти путь в темноте и добраться вплавь до безлюдного каменистого острова Тибулен после побега, а позднее закрепиться в качестве матроса на «Амелии».

«Прощай, прощай, навек прощай...К берегам своих мечтаний отчаль..»

P.S. [дописано 09/04/20]

Ввиду увеличившихся нерабочих дней выдалась возможность углубиться и во 2-й том (части третья и четвертая) с иллюстрациями Виктора Глебовича Бритвина (к изданию «Вита Новы» он подготовил ещё и интересную статью о работе над книгой, предоставляющую редчайший шанс ознакомиться с видением романа от лица художника). По сути эти части можно рассматривать уже как отдельную книгу, новую историю. В первую очередь отмечу замечательный перевод Л.И. Олавской и В.М.Строева. Так уж получилось, что в последнее время мне попадались книжки исключительно с плавающим уровнем безобразности перевода, и на их фоне 2-й том «Графа» читается с великим удовольствием, как глоток воздуха.

В этом томе множество запоминающих эпизодов — это и великолепнейший рассказ Бертуччо, и полный двусмысленности (линия г-жа Данглар- де Вильфор) ужин в Отеле, и диалоги с участием парализованного Нуартье, и случай с работником телеграфного участка (во время рассказа во Франции еще действовал телеграф по семафорном типу)...и многое др.

Но все же более всего понравился первый диалог Монте -Кристо с господином де Вильфором. Это неподражаемая классика словесности.

»-Милостивый государь, исключительная услуга, оказанная вами вчера моей жене и моему сыну, налагает на меня в отношении вас долг, который я и явился исполнить. Позвольте выразить мне мою признательность....[...]

- Милостивый государь, — отвечал с такой же ледяной холодностью граф...[...]....это счастье, выпавшее на мою долю, избавляло вас от необходимости выполнять то, что вы называете долгом и что для меня является честью, которою я, разумеется, очень дорожу, так как знаю, что господин де Вильфор редко кого ею удостаивает, но которая, сколь высоко я ее ни ставлю, менее ценна в моих глазах, чем внутреннее удовлетворение».

Отдельного разговора заслуживает и мастерство автора завершать каждую главу какой-нибудь тончайшей ремаркой, подводящей промежуточный итог, либо намекающей на будущие события.

«Я еще и сам не знаю, и вам тоже незачем знать. Лукулл обедает у Лукулла, вот и все».

И еще,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Возможно, мне показалось, но создалось впечатление, что Эжени Данглар и Луиза Д'Арбильи немного больше, чем просто подруги...

Ну и несколько эпизодов Дюма, честно говоря, запорол.

Зачем он так быстро вскрыл детективную интригу с отравлениями в доме Вильфоров, на скорую руку написав о зловещей ухмылке супруги королевского прокурора. Вполне можно было потянуть с разгадкой ещё несколько глав, ничто ведь не обязывало делать столь прозрачный намек на ранней стадии. Скорее тут имело место быть желание как то поэффектней закончить очередной выпуск.

Чуть ранее и сам де Вильфор демонстрирует чудеса тугодумия, никоим образом не извлекая выводы из полученной информации — когда понимает, что Граф говорит ложь о найденных захоронениях в саду дома в Отейле. Хотя незаурядный ум королевского прокурора должен был подсказать ему, что существует третье лицо, узнавшее тайну. Но он, наведя минимум справок, быстро успокаивается.

Сидение Монте Кристо в вильфоровском шкафу у Валентины на протяжении четырех ночей это тоже так себе ход. Пинкертоновщина какая то, совсем не вяжется с предыдущими возвышенными деяниями графа.

Вообще, развязка линии, связанной с девушкой, обладающей прекрасным именем Валентина, тоже как-то подкачала. То, что граф помучил как следует Морреля младшего это хорошо, ему надо было дать всю тему прочувствовать. Но ожидал более внятного объяснения чудесного воскрешения его невесты. Что то вроде второго тела, положенного в гроб, магических пилюль или ещё чего то. Но нет, Монте Кристо ее просто вылечил, хотя два светоча медицинской науки ранее однозначно зафиксировали смерть непорочной девушки. И это при том, что один из них, семейный врач Вильфоров, был явным профессионалом, с лёгкостью определявшим сложнейшие виды отравлений от различных экзотических ядов.

Говорят, что А.Дюма написал «Графа Монте-Кристо», вдохновившись «Записками из архива полиции» Жака Пеше. В этом наверное и есть настоящий талант писателя — небольшой криминальный эпизод из той книжки он превратил в длинный и могучий роман.

Итого получается, что первый том — это Душа романа, второй том — это Мозг, а третий — его Сердце.

На мой скромный взгляд эта книга намного превосходит другое популярное творение А.Дюма «Три мушкетера» — в первую очередь по продуманности сюжета, мысли, глубине интриги.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из любимейших книг, прочитанная мною еще в юности. До сих пор помню, как переживала за главного героя, как хотела, чтобы все негодяи были наказаны, а всем добрым персонажам воздалось за их доброту. А больше всего запомнилась загадочная и немного детективная история спасения Валентины де Вильфор. После прочтения несколько дней ходила под сильнейшим впечатлением.

Одним словом, прекрасный приключенческий роман обязательный к прочтению.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающая книга, которая затронула до глубины души. Дюма — великолепен!

Граф Монте-Кристо встал на одну ступень с моими самыми любимыми персонажами. Он действительно великий. Пережить такие страдания, такой ад и вернуться, чтобы всем отомстить, и как отомстить! Никого не забыл, воистину кара небес всех постигла.

Если кому и мстить, то только так.

Мерседес ни капли не жаль. Я ожидала, что они в конце сойдутся, но слава Богам, Дюма выше этого.

Роман читается легко, с книгой нет желания расставаться, хоть и по объёму она большая.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень странно что я пропустил эту книгу в детстве, когда активно читал всякие приключенческие романы из домашней библиотеки. Помню, что всегда откладывал её прочтение, пугал объем книги, в подростковом возрасте всегда с опаской относился к большим толстым томам, это сейчас только рад почитать «кирпич». Помню меня на тот момент отогнала сестра, книга ей показалась скучной и очень длинной. Так вот и переступил порог 30 лет, под руки попался «Граф Монте Кристо».

Что могу сказать, книга была проглочена меньше чем за месяц и произвела самое лучшее впечатление. Увлекательнейший роман, и я считаю что даже лучше что он попал ко мне сейчас, а не в 15 лет, я вряд ли бы им так проникся. Объём не такой уж и большой, удивительно, но я вообще не нашёл в книге скучных моментов, каждая сцена и эпизод были к месту. Что уж говорить, язык автора хорош, написан в старом «романтизированном» стиле, диалоги увлекательны и объёмны. Сам сюжет, если смотреть с высоты множества прочитанных книг, не блещет оригинальностью, но как он раскрывается, как интересно наблюдать за событиями и героями книги, коих в романе множество.

Много говорить о книге смысла нет — это настоящая классика приключенческой литературы, и если ты ещё не читал ее, то обязательно прочти, она того стоит.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх