fantlab ru

Иэн Бэнкс «Несущественная деталь»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.38
Оценок:
354
Моя оценка:
-

подробнее

Несущественная деталь

Surface Detail

Другие названия: Черта прикрытия

Роман, год; цикл «Культура»

Аннотация:

Война, которая началась в мире мертвых, созданном для них живыми, и теперь грозит перекинуться в Реальность.

Война солдата, который вряд ли сам помнит, кто он такой, а уж тем паче — кому клялся в верности намедни.

Война наложницы, поклявшейся отомстить своему убийце и насильнику. Даже если тот — самый богатый предприниматель в мире.

Война ученого, потерявшего любимую на дне девятой преисподней.

Война агента спецслужбы анархо-либертарианской утопии, где некому охранять самих сторожей.

Война галактических сверхцивилизаций за контроль над послежизнью.

Война фанбоев за расположение вышестоящих.

Пятнадцать мирных столетий миновало со времени Идиранского конфликта. По-прежнему ли сила не в деньгах, а в Культуре?

Примечание:

Перевод Г. Крылова отличается практически полным отсутствием редактуры и изобилует расхождениями в передаче терминов/топонимов со связанными сюжетно книгами цикла. Например, вместо «Сублимированные» использовано «Сублиматы» и т. д.


Входит в:

— цикл «Культура»


Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2010 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 4-е место

номинант
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2010 // Научная фантастика (156 голосов)

номинант
Локус / Locus Award, 2011 // Роман НФ

номинант
Премия Курда Лассвица / Kurd-Laßwitz-Preis, 2012 // Лучший зарубежный роман

номинант
Немецкая фантастическая премия / Deutscher Phantastik Preis, 2012 // Переводной роман

номинант
Финская премия "Блуждающая звезда" / Tähtivaeltaja-palkinto, 2013 // Научно-фантастическая книга (Великобритания)

Похожие произведения:

 

 


Несущественная деталь
2015 г.

Самиздат и фэнзины:

Последнее слово техники
2012 г.
Черта прикрытия
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Surface Detail
2011 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  32  ] +

Ссылка на сообщение ,

В оригинале название книжки, как всегда у Бэнкса, весьма многозначно: surface здесь означает как физическую поверхность некоторого объекта, например, космического тела, отданного на растерзание наносборщикам миниатюрных процессоров виртуального мира, так и саму текстуру отрисовки виртуальных объектов в 3D, сетку оцифровки человеческого разума или — в переносном смысле — поверхностный, небрежный подход к тем или иным задачам; detail может трактоваться и как деталь какого-нибудь хитрого многоярусного плана с множеством интриг, и как фрагмент рисунка или татуировки, и даже как отряд наружного наблюдения.

Вариант перевода призван хотя бы примерно отразить игру слов.

В романе отсутствуют согласованные указания на время действия, не в последнюю очередь потому, что происходят события книги по большей части в симулированных средах, слабо связанных с базовой реальностью Культуры, но, возможно, это часть какого-то авторского замысла. Есть три варианта: 2770 (если опираться на сведения из инструкции, данной кораблем Квиетуса своей сотруднице), 2870 (если исходить из внутреннего монолога самой девушки) и 2970 г. (если верить интервью Бэнкса Wired).

Культура постепенно втягивается в смутное время, когда угроза самому ее существованию, пожалуй, достигает, а то и превосходит уровень опасности времен Идиранского конфликта. Несколько цивилизаций участвуют в своеобразном ристалище за право контроля над виртуальными мирами мёртвых, прозванном «Войной в Небесах». В среде этих клиентов (Бэнкс, как и в случае с «Алгебраистом», едко пародирует бриновскую сагу о Возвышении, чем-то ему этот автор явно насолил; кстати, есть в романе и Галактический Протекторат, и его Высший Совет, и система передачи знаний от высокоразвитых цивилизаций более примитивным...) существует фракция заговорщиков, чья цель — дождаться, когда отчаявшиеся противники выведут распрю из виртуального мира в реальный, и, свалив вину за это на Культуру, стравить её с цивилизациями примерно равного уровня.

Такое поведение резко противоречило бы исходной установке Культуры на невмешательство в структуру личности разумных существ, в том числе и оцифрованных в посмертии душ. Однако враги Культуры небезосновательно рассчитывают, что в сумятице межзвездного конфликта никто не станет вдаваться в эти тонкие детали, ведь челгрианский кризис (см. «Взгляд с наветренной стороны», к которому здесь имеются прямые отсылки стилистического и технологического рода) уже показал, что Культура в целом и ОО в частности в некоторых случаях способны весьма гибко трактовать собственные законы.

Поскольку, как ранее сказано, события романа отделены достаточно обширным временным промежутком от остальных книг цикла, здесь появляются некоторые новые организации, инопланетные расы и загадки мироздания, например, целых три новых спецслужбы Культуры, которые отпочковались от непомерно разбухшего Контакта.

Язык исключительно богат и сочен, разве что чрезмерно, как на мой вкус, сдобрен матом. Но этому тоже можно найти объяснение: «хорошие девочки» в Ад не попадут...

Если вы читали «Эксцессию» — помните, как обошелся корабль «Серая Зона» с комендантом концентрационного лагеря? Эта превосходная сцена бледнеет рядом с картинами Ада из «Черты прикрытия» — притом что и военный корабль Культуры «За пределами нормальных моральных ограничений» легко задаст жару своему предшественнику, с честью носившему кличку «Живодёр». Боевые сцены романа если и уступают по качеству проработки «Вспомни о Флебе», то мало, а некоторые эпизоды «сошествия во Ад» позволяют назвать этот роман одной из лучших вариаций на тему посмертия во всей европейской литературе. Со времен Данте.

Кстати, и с Вальхаллой, куда все никак не пробьется командир виртуального воинства Альтруистов Дьёрни Ватуэйль, не все так просто и однозначно. Если верить Снорри Стурлусону и Саксону Грамматику, лишь воин, погибший от удара вражеского меча, мог претендовать на попадание в загробные палаты Одина. Некоторые особо предприимчивые перцы, дожив до глубокой старости, даже нанимали удальцов, чтобы умереть от их оружия и соблюсти этот формальный критерий. Правда, скандинавские источники умалчивают о том, во всех ли случаях такой метод был эффективен.

Бэнкс, в общем, тоже: эпилог (в целом и последняя строчка в частности) книги переворачивает все восприятие сюжета с ног на голову и заставляет перечитывать роман еще раз, как собственное продолжение (прежде что-то подобное встречалось только у Приста в «Лотерее»).

Вот только... не обманывайтесь тем, что прочтёте. Следить, как известно, лучше не за кроликом, а за руками фокусника. У каждого свой Ад.

PS Русских переводов этого романа существует два, из них перевод, циркулирующий по сетевым библиотекам и иногда малотиражкам, отличается наличием ненормативной лексики и тщательными комментариями, а для перевода Г. Крылова характерно полное отсутствие и ненормативной лексики, и какой бы то ни было редактуры. Впрочем, с полиграфической точки зрения бумажное издание в серии «Современная зарубежная фантастика. Только бестселлеры» выполнено на достойном уровне и может послужить неплохим подарком знакомым-книгособирателям.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хочешь узнать что такое АД? Тебе сюда.

Мне казалось, что в «Танце отражений» я уже насмотрелся на ужасающие пытки. Но здесь... Даже стало интересно прочитать известную «Божественную комедию». Поскольку думал, что автор, возможно, взял идеи оттуда. Но комедия оказалась легкой версией по сравнению с происходящим здесь.

Описанием Ада книга не ограничивается. Он оказывается лишь одним из хорошо проработанных элементов Культуры будущего. Когда цивилизации развились настолько, что можно жить «бесконечно» в мире и покое(но не для живущих в аду).

Мне понравился момент скрытой силы. Объясню на примере «Властелина Колец». Там магия вроде бы и есть. Но это штука, которая применяется редко. Лишь в исключительных случаях. И это очаровывает. Как-будто мир людей. И ты там. Но «магия за углом». Она реальна.

Так и здесь с описанием сверх возможностей боевых кораблей. Корабли заявляют что таковые имеются. А сами себе летают, встречаются с помощью аватаров в барах, переписываются, уходят в свои размышления теряясь на радарах. И никто не воюет. Встаёт вопрос — могут ли вообще?

А потом «Бац«! И зритель через призму возможностей восприятия героини получает описание скоротечного боя во всех красках.

Цивилизации поделены на уровни своего развития. Чем-то напомнило «Пламя над бездной». Даже промелькнули «Силы». Правда, в немного другом исполнение.

Присутствует интересная сюжетная линия с «мстя моя будет жестокой» и перспективой межгалактической войны.

Оценка интересности:

Вселенная — 10

Технологии — 9

Сюжет — 8

Отношения — 7(понижено в т.ч. из-за акцентов про смены пола и описания сексуальных извращений)

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неожиданный утопически-танатологический роман из «Культурной» серии, этакие Pinturas negras от Бэнкса. Хотите узнать, что ощущает персонаж, насилуемый демонами, со всеми пикантными подробностями? Прочитав сей роман, Вы получите полное представление об этом удивительном процессе. А если серьезно, живописания ужасов ада вполне могут поставить Бэнкса в один ряд с Данте или Босхом.

Итак, в этом романе, как и в «Материи», кроме Культурианской цивилизации на арену выходят множество других галактических рас, появляется какой-то Галактический Совет, помимо Особых Обстоятельств начинают действовать разные другие подразделения Контакта. Иногда кажется, что это какой-то стеб Бэнкса над характерными сюжетными линиями космических опер, но пространные пояснения автора, которыми изобилует первая половина книги, говорят против такой версии. Так что все достаточно серьезно, и автор раскрывает поистине грандиозную картину виртуальных послежизней. Первые дуновения, простите за каламбур, ощущались в романе «Взгляд с наветренной стороны», а в «Несущественной детали» в виртуальных реальностях развернулась настоящая макабрическая схватка не на жизнь, а на смерть (после смерти). Воины в этой битве обречены на бесконечную череду перевоплощений, души умерших страдают в виртуальных Адах, галактические расы плетут интриги.

Честно говоря, на мой взгляд, в этом романе Бэнкс просто достиг вершин своей фантазии и книга читается с удовольствием. Все было бы отлично, если бы не два «минуса», маленький и большой. Первый, маленький «минус» – своеобразный перевод, изобилующий многоэтажным матом. Не знаю, насколько перевод мата аутентичен, но уверен, что книга не сильно бы проиграла, если бы переводчик был сдержаннее. И второй, главный «минус»: к сожалению, многие события романа противоречат логике и здравому смыслу. Почему Семзаринская Метелка сначала раскрыла все карты, а потом напала на Нсоквай? (Даже ссылки на её тайное нейросетевое кружево выглядят неубедительными…) Почему ГФКФ заняли определенную сторону в «Войне в небесах»? Чтобы подразнить Культуру? Зачем НР пыталась убить Нсоквай и её спутника? Да и вообще, почему те или иные расы занимают определенную сторону этого конфликта – кроме понятных побуждений Культуры, чем при этом руководствовались другие расы, не ясно… Да и в конце концов: почему Вепперс пошел ва-банк ради примитивно-сомнительной игрушки, обещанной ему иномирцами? – психология этого персонажа противоречит такому поступку… К концу романа все эти нелогичности и непонятности набираются как снежный ком, и оставляют определенное послевкусие неудовлетворённости, несмотря на шикарный эпилог.

А вообще, финал романа мне очень понравился! Должен признать, что несмотря на название, роман – существенная составляющая во Вселенной Культуры!

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Галактическая симфония

Почему решил прочитать: последний (как я думал) непрочитанный мной роман цикла Культура из доступных на русском языке

В итоге:

«Культура» Бэнкса – любовь с первых строчек и навсегда. Знакомство с циклом начал в 2011-м, с романа «Материя». Влюбился. Потом уже читал почти по порядку: «Вспомни о Флебе», «Игрок» и так далее. «Взгляд с наветренной стороны» прочитал в 2018-м и полтора года предвкушал чтение «Черты прикрытия». И не зря!

«Черта прикрытия» вышла уже на какой-то запредельный уровень масштабности и глобальности. Хотя казалось бы, куда ещё.

Десяток принципиально различных рас, россыпь экзотических локаций...

Но Бэнкс всё расширяет свой мир. В «Черте прикрытия» задним числом появились целых три новых подразделения Контакта Культуры. Теперь у нас помимо прославленных Особых Обстоятельств, специализирующихся на зачастую аморальных black ops, есть подразделения по сохранению древних артефактов, по общению с Сублимировавшимися цивилизациями и по общению с мёртвыми.

Всевозможным виртуальным Послежизням и посвящена, в основном, «Черта прикрытия». В какой-то момент все цивилизации, по Бэнксу, достигают такого технологического уровня, когда могут без проблем загружать полный слепок личности в виртуальность и с лёгкостью ревоплощать умерших. Но бесконтрольное увеличение популяции путём ревоплощения наталкивается на то, что Галактика, в общем-то поделена, и расширяться особо некуда. Поэтому большинство умерших продолжает существовать в компьютерно симулированных Послежизнях, где жизнь тоже бьёт ключом. Более того, многие цивилизации воплощают идею посмертного воздаяния грешникам. Так появились многочисленные Преисподнии с невероятными муками. Не всем такой садизм пришёлся по душе и в Галактике разгорается конфликт между Геенистами и Альтруистами, ратующими за уничтожение Адов и освобождение грешников.

Стоит заметить, что введение задним числом Послежизней в одном из последних романов цикла выглядит несколько странно. Так как, если бы эта, как заявляется, старая технология существовала в сюжетах первых романов, многие персонажи вели бы себя совсем по другому.

Тем не менее считаю, что тема «сохранения» и «загрузки» личности, с которой я часто сталкиваюсь у современных фантастов (см. «Видоизменённый углерод» Моргана, «Линию Грёз» Лукьяненко, «Идеальное несовершенство» Дукая, «Всесожжение» Збешховского, прочие), Бэнксом практически закрыта. Никто так полно, взвешенно и всесторонне не рассматривал влияния такой опции на вселенную.

Со всеми этими глобальными событиями связана история мести одной наложницы, практически рабыни, своему убийце-олигарху, самому могущественному человеку целой цивилизации.

Некоторые сетуют на недостаток действия и избыточное количество персонажей...

Я считаю, что Бэнкс прежде всего демиург и футурист, для которого живые и интересные декорации не менее важны, чем сюжет, в них разворачивающийся. А большое количество точек зрения и обилие героев необходимо, чтобы придать роману-панораме большую выпуклость и стереоскопичность.

Тем не менее, сюжет не рассыпается на череду эпизодов, всё очень цельно, все ружья выстреливают, а роман ненавязчиво пересекается с парой других произведений цикла Культура.

Анархическо-гедонистическую постдефицитную цивилизацию Культуры считаю идеальным обществом. Кто-то проводит жизнь в поисках все новых впечатлений и развлечений, кто-то целеустремлённо идёт к выбранной цели. Никто никому ничего не навязывает. Смысл жизни каждый ищет сам, если хочет. Миндалины, секретирующие любые вещества, от анальгетиков до тяжёлых наркотиков (вдумайтесь – наркотики без побочки и зависимости), смена пола по желанию, реализация любого хобби.

Дочитав «Черту прикрытия» даже расстроился, что цикл закончился! Но! Кто ищет, тот всегда найдёт, и, по счастливой случайности, у меня появилась возможность прочитать «Водородную сонату» на русском! Практически счастлив!

Роман читал в идеальном переводе Incanter'а. Спасибо!

10(ШЕДЕВР)

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Масштабный роман, который открывает несколько новых подразделений Особых Обстоятельств Культуры: отдел по работе с послежизнями (Квиентус) и отдел по борьбе с вредителями (саморазмножающимися машинами). Размах фантазии сумасшедший. Куча новых персонажей и цивилизаций. Имена, проникнутые смыслом. Это космоэпос.

Тяжело отследить все перепитии. Под конец тем невероятно убыстряется и нельзя оторваться. Сражения в конце книги интересные, они не надоедают. Есть цели и смысл ради цего они проводятся.

Жалко, что автор умер. Вряд ли такое кто-то сможет повторить. Даже написать книгу в мире Культуры с таким размахом как Бэнкс.

Да, в романе есть некоторая избыточность. Но мир Культуры настолько крут, что это всё прощает.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кого-нибудь наверняка проймёт охота порыться в очередном паутинном сплетении судеб воинов Вавилона, но я почему-то ожидаю, что их победы окажутся (как писал Дмитрий Быков) не нужными мне.

Ненормативная лексика русского перевода, говорите? Туда я не смотрел, но куда ж было переводчику деваться ото всяких “buggering fuck”? Надоело.

Оценка: нет
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Логически «Черта прикрытия» продолжает «Взгляд с наветренной стороны», точнее говоря, развивает одну из мыслей, заложенных в основу ее сюжета. Помните, в голову главного героя «Взгляда...» Квилана Тибайло был имплантирован хранитель душ с личностью давно умершего адмирала Хайлера? Идея о жизни после смерти в виртуальных пространствах является сюжетообразующей в рассматриваемой книге. Представьте себе, что после смерти ваша личность не исчезает бесследно, а записывается на жесткий диск и загружается в виртуальную Послежизнь. Это может быть Рай, а может быть и Ад. О противоборстве нескольких цивилизаций за контроль над виртуальными Преисподними и повествует нам Иэн Бэнкс в этой книге.

Как и в других книгах о Культуре, в «Черте прикрытия» переплетаются несколько сюжетных линий. Первая рассказывает о девушке по имени Ледедже Юбрек, наложнице богатейшего человека в Сичультском установлении, убитой своим хозяином. Благодаря имплантированной в ее мозг нейросетевого кружева Культуры личность в момент смерти была экстренно копирована и реинкарнирована в новом теле. Вернувшись с того света, Ледедже решает найти и убить своего убийцу, Джойлера Вепперса. Другая сюжетная линия посвящена Йиме Нсоквай, сотруднице секции Квиетус, отдельному подразделению Особых Обстоятельств. Ее миссия — не дать Ледедже осуществить задуманное. Третья рассказывает о капитане Ватуэйле, бойцу виртуальных миров. Это самый загадочный персонаж, его мотивация и цели неясны. Четвертая линия повествует о судьбе двух ученых, отправившихся в виртуальный Ад, чтобы достать доказательства его существования, и о тяжких муках, которые пришлось им вынести. Пятая посвящена самому Джойлеру Вепперсу и его тайных делах с другими цивилизациями. Шестая линия в сюжете объединят все предыдущие. Война за виртуальные Приеисподние переносится из виртуального мира в реальный. Главными игроками тут выступают две стороны, объединения нескольких цивилизаций. Гееннисты считают, что Ад необходим, а Альтруисты решительно против него. Культура сначала придерживается нейтралитета, хотя симпатизирует вторым, но против ее воли ей приходится ввязаться в войну.

Вот как-то так. Запутанно? Поначалу да, тяжело сориентироваться в хитросплетениях сюжета, но после все постепенно встает на свои места. Истории, поведанные в «Черте прикрытия», затягивают с головой сразу же, цепляют настолько, что оторваться уже невозможно. Повествование идет ровно, почти без резких перескоков, вначале несколько затянуто, но далее вполне нормальными темпами. А вот финал происходит очень быстро, благо все сюжетные линии завершены и сведены в общий итог. Но читая эпилог начинаешь по-иному воспринимать прочитанное, а последняя строка так вообще переворачивает с ног на голову вообще все. И возникает куча вопросов, ответить на которые автор предоставил читателю. Отдельного внимания заслуживают персонажи. Кроме эпизодических они все шикарно прописаны, к каждому вырабатывается свое отношение, за каждого по-своему переживаешь и радуешься. Ну и естественно описательный талант автора на высоте: детально проработанные боевые сцены, описания технических устройств столь подробные, что по ним хоть зачет сдавай, при этом все это не грузит, а весьма органично вплетено в сюжет. Каждая книга цикла «Культура» — это своя собственная и независимая история и свои персонажи. И в каждой из них присутсвуют свои нововведения. Для «Черты прикрытия» такими новшествами стали (кроме виртуальных Преисподних, конечно) целых три новых подразделения Особых Обстоятельств, побольше, нежели обычно, новых цивилизаций весьма непохожих на людей и Гегемон-роение, явление, когда происходит вспышка неконтролируемой активности роботов

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Крепкий роман, вполне себе на уровне, но явно не самый лучший в серии.

Создается впечатление затянутости, перегруженности, так сказать, несущественными деталями — в этом плане книга очень схожа с тем же «Алгебраистом».

Но, если, например, в такой же по объёму «Материи» читателя тащит сюжет, то тут его, на мой взгляд, маловато..

Интересных персонажей не то, чтобы очень много, правда за образ «Falling Outside the Normal Moral Constraints» можно простить почти всё ) Почти.

В общем и целом — всё равно читать, у настоящего фаната серии никакого выбора тут и нет )

Для того же, чтобы начать знакомство с «Культурой», книга решительно не подходит, берите лучше «Игрока»

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличная и интересная вещь. У Бэнкса получается понятно и продуманно описать тот весьма сложный вариант будущего, который он представляет в своих романах. Замечательно описываются как характеры действующих лиц, включая космические корабли, так и космическое пространство. Среди его героев нет суперменов или темных властелинов, просто люди, хорошие и плохие. Интересно описан конфликт, в который оказываются замешаны как отдельные личности, так и целые цивилизации

В общем, очень, очень хороший фантастический роман о далеком будущем космического масштаба.

Читал в самиздатовском переводе. Перевод хорош, но ему не хватает литературного редактора.

Потом читал в издательском переводе. Ну не ужас-ужас, но ему не хватает редактора больше, чем самиздатовскому

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Легко тасуя реальность и виртуальность, заигрывая с горизонтальной восьмеркой и временами впадая в занудные описания — автор «взял вес». Фантастический роман во всей красе, с уникальным, сложным и конфликтным космосом, с развивающимися персонажами и кучей точек зрения по любым вопросам.

И это хорошо.

Но особенно интересно смотреть, как автор, который начал цикл «Культура» в 1987-м, бережно развивает созданную им вселенную. С 80-х мир вокруг нас довольно много поменялся. И требуется как-то совмещать космическую оперу (корабли, которые бороздят просторы Большого театра), и многоэтажную виртуальность, которая растет вглубь себя куда быстрее, чем люди осваивают Луну.

Для мощного автора единственный способ совместить эти тенденции — и не убить созданный мир — это найти проблему, обнаружить конфликт, который придется решать в рамках заданных ограничений.

И такой конфликт — посмертные виртуальные реальности, где разумные существа могут блаженствовать, а могут страдать. Соответственно, есть две группы — одни хотят, чтобы после смерти все было хорошо, другая — что надо отвечать за свои грехи.

Конфликт между ними постепенно выходит на новые уровни — от дискуссий к виртуальным войнам, потом выплескивается в реальность...

Детективные и военные интриги присутствуют в полном объеме. Что удалось — так это развертывание этих интриг на бесконечной технологической шкале. Из современных явлений это можно сравнить разве что с конфликтом в Африке: два государства воюют, используя старые пулеметы, тысячи мобилизованных, парочку купленных самолетов, а в качестве военной хитрости могут и овечье стадо прогнать перед тепловизорами. При этом получить на свой арсенал управляемую ракету — хорошо. И точно известно, что есть где-то ядрёная бомба, которая может решить вообще все проблемы, но её отчего-то не продают.

Работа с посмертием, с сохранением души, с влиянием тысяч смертей на виртуальную личность, образ гегемон-роения (размножение кораблей, думающих захватить космос) — все упаковано в единую сюжетную структуру.

Персонажи свои роли исполняют — в ним испытываешь эмоции, пытаешься предугадать их следующие шаги и видишь тупики их развития.

Автор показывает своё трудолюбие. Надо продемонстрировать целую жизнь некоей ученой, которая отправилась с экспедицией в виртуальный ад, там угодила в жернова, а потом, лишенная надежды — была отправлена местным владыкой на психическую реабилитацию? Пожалуйста — целая жизнь разумной слонихи в монастыре таких же слоних, где они переписывали книги.

Надо описать устройство скафандра? Боевого, специального, чтобы человека не размазало по стенке? Нет проблем — по такому описанию можно зачет сдавать.

Что в минусе?

- неустранимые противоречия созданного космоса. Бесконечное развитие разумов практически без серьезных конфликтов? Развитие, которое потребует все больших ресурсов и трудовых затрат? Не верю. Образ кораблей — богов в своих колесницах, богов по своим возможностям — которые патрулируют космос, он весьма занятен. Но... автор устраняется от рассмотрения внутренних противоречий Культуры, заменяя их бюрократическими шероховатостями и всяческими психологическими отступлениями. Потому арзумы кораблей неизменно эксцентричны, забавныЮ ограничены, с подвохом, с придурью, с усталостью...;

- финал с одной стороны честен. Все сюжетные линии завершаются, у каждой своё решение, свой конфликт — но все равно он получается чрезвычайно кратким. Будто сложная карточная партия вдруг прерывается появлением на столе пятерки джокеров;

- образ богатейшего субъекта одной почти человеческой цивилизации. Это бизнесмен богаче всех остальных, чуть ли не вместе взятых. Он уже больше ста лет делает карьеру и влияние его сказочно. При том остается именно бизнесменом — не преобразуется ни в политика, ни в настоящего олигарха. Не верю :)

Итого: роман затянут, но если вы хотят насладиться современными вариациями космической оперы — прочитать его стоит.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Закалве!

Тут подавляющее число положительных отзывов, а вот я ничего не понял. Точнее я понял как все началось и чем все закончилось, но события происходящие в этот промежуток (т.е. сама основа, суть произведения) так и не нашли моего понимания.

Половина персонажей не оправдывают своего наличия в происходящем. Например, Йайм. К чему ее появления, ее действия (которых нет), ее описание и внимание к ней? Абсолютно левый и непонятный персонаж. В начале ей предполагалась некая масштабная роль, но по факту, если убрать все эпизоды с ее участием, сюжет не пострадает.

Тоже самое можно сказать про Ауппи, которая вообще появляется под конец всего этого, не внося изменений в события.

В эту компанию можно добавить и Ватюэйля, хотя его история раскрывает некоторые моменты, однако раскрывает не за счет его действий и участия в происходящем, а просто описывая что было когда то и что происходит сейчас.

Самые интересные действующие лица — корабли Культуры. Они занятные, описаны с любовью и выглядят они более интересными чем все остальные герои истории.

Читать мне было трудно, слишком много заумных слов, слишком много непонятных действий, персонажей, событий. Тяжело, глубоко, наверное, это надо читать вдумчиво.

Мне же хотелось чего-то попроще, событий поярче, больше взрывов, больше эмоций, больше действия.

Это моя 2 полная книга Бэнкса. Все-таки дается мне тяжело. Но отзывы и описание подкупают.

А еще, делая вывод на 2 прочитанных произведениях из цикла «Культура», скажу, что его последние строки ошеломляют. Я ошеломился аж 2 раза.

Оценка: нет
– [  -1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман конечно поражает масштабностью мира который создал автор. Гигантские корабли, симуляция масштабных битв, космические корабли имеющие разум и разгуливающие как обычные люди в виде аватаров. Столько масштабных событий.

Целый исскуственный мир АД, куда отправляются умершие. Где их терзают самыми жестокими пытками. Пытки и сам АД очень подробно описаны.

Короче тут столько придумано, что аж дух захватывает.

И все бы ничего, но концовка какая-то тупо примитивная (это я про приключения главной героини). Читать такой огромный роман, с таким огромным миром, что бы так тупо закончить сюжет? Может стоило еще недельку-другую поработать над концовкой? Наверняка это бы оправдалось бы многократно.

Но автор избрал другой путь, пойти на поводу моды в США. А что там у нас сейчас модно? Эмансипация. Поэтому роман закончился по модному, толерастненько. Таким образом мы получили в конце тот же штамп, что и в куче других тупых Голливудских фильмах. Не ожидал такое увидеть в целом неплохой книге.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Галактика со всеми своими миллиардами звезд оказывается местечком плотно обжитым, где любые, даже самые безумные сценарии, давно реализованы. И реализованы неоднократно с самыми разными результатами, а прошедшие этот путь цивилизации считают возможным указывать еще находящимся в дороге, что, как и когда им следует делать.

Перед нами еще один эпизод из жизни бурлящего сообщества цивилизаций разного уровня, где одним из главных игроков является Культура с ее спорными методами насаждения «цивилизованности» . Планету Сичульт трудно назвать райским местом. Здесь процветают олигархи, практически никак не контролируемые писанными и не писанными законами, хотя сама цивилизация по своему технологическому развитию уже готовится перейти в разряд галактических игроков. Однако один из сильных мира Сичульта – практически всемогущий Джойлер Вепперс не согласен с медленной эволюцией и решает подтолкнуть ход событий и поиграть в высшей лиге. И все бы хорошо, но одна маленькая и несущественная деталь – строптивая рабыня Ледедже И'брек, случайно оказавшаяся там, где ее и быть не должно, а именно в самой в Культуре, может разрушить хитроумные планы.

А планы эти объединяют интересы самых разных представителей галактических сообществ. Здесь и надежды на продвижение в рейтинге «цивилизованности», имперские амбиции, нравственные проблемы и религиозные трактовки. Рабыня Ледедже И'брек, как гравитационный узел притягивает к себе самые разные заинтересованные стороны: от параноидальных ИИ до представителей галактических спецслужб.

Роман интересен прежде всего тем, что мы практически в деталях узнаем не парадную, скрытую сторону жизни Культуры и можем лучше понять, какие цели преследует это сообщество. Главная героиня рабыня Ледедже И'брек- практически «чистый лист», так далека она от политики, науки и галактических проблем. Тем ценнее ее впечатления от чудес технологий, обычаев и повседневной жизни представителей Культуры.

И, с моей точки зрения, эта жизнь не впечатляет. Несмотря на все чудеса технологий, огромные возможности, почти божественную мощь, не оставляет впечатление, что все представители Культуры- органические и технологические- просто мучаются от скуки, потеряв где-то по дороге цель своего существования. Органические особи просто растрачивают свои жизни в поисках все новых впечатлений и развлечений. Не слишком отличаются от них и искусственные интеллекты, которые в ожидании случая реализовать на деле свои огромные возможности, просто потихоньку сходят с ума от скуки.

Кстати, хваленая Культура ничего не может предложить на этом этапе и в плане этическом. Все то же: манипулирование «менее развитыми» для достижения своих интересов, пренебрежение к их нуждам и даже жизни, презрительное отношение к тем, кто еще только идет по пути развития, все то же циничное использование отдельных людей.

И ничто так не демонстрирует существующий разрыв между целями и методами, как шокирующая и тщательно проработанная линия «адов», где виртуальные копии людей( либо уже расставшихся с материальным миром, либо попавших в виде копий туда еще при жизни носителя). Устрашающая история пойманной в ловушку виртуального Ада женщины-ученой с ее жуткой трансформацией в Ангела Смерти вроде бы не оставляет никаких других нравственных трактовок в приговоре Цивилизаций для этого вида наказания/развлечения/извращения. И внешне позиция Культуры кажется высоконравственной и гуманной, но вновь средства достижения целей сводят на нет любые благие намерения.

И кажется, что ореол Культуры, как высшего достижения Цивилизации, идеала, к которому следует стремиться в своем развитии, со времени первых романов значительно поблек. Но мнение предоставляется составить каждому читателю в зависимости от его предпочтений. И в этом, наверное, главное достоинство Бэнкса: ставить вопросы, на которые читатель должен сам искать свои ответы.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Моё знакомство с творчеством Бэнкса началось с «Алгебраиста» — космооперы, которая произвела ошеломляющее впечатление. Затем была «Материя» из цикла о Культуре. «Несущественная деталь» — последняя книга из этого цикла, романы которого можно читать в произвольном порядке. Мета-цивилизация Культура объединяет множество пан-видов. Граждане Культуры заняты тем, что получают удовольствие, принимая облик любого существа любого пола. Материальное благосостояние и управление обеспечивают Разумы (искусственные интеллекты). В отношении отсталых с точки зрения Культуры цивилизаций осуществляется Прогрессорская деятельность, которая периодически приводит к конфликтам и войнам с традиционными обществами (всё это очень напоминает современную политику Запада). Роман начинается в традиционной манере Бэнкса, с шокирующей кровавой сцены: богач Джойлер Вепперс убивает пытавшуюся сбежать от него интаглиатку Ледедже И'брек. Существующая на планете Сичульт система интаглиации заставлет должников оплачивать свой долг детьми, которые в результате генетического вмешательства рождаются с татуировками и служат живым украшением для воротил. После смерти Ледедже переходит в Виртуал и оказывается на всесистемном корабле Культуры «Здравый смысл среди безумия, разум среди глупости», где аватоид корабля Смыслия предлагает ей пройти реконфигурацию. Таким образом, роман представляет собой синтез космооперы и киберпанка, двух жанров, требующих от автора таланта создателя миров и способности генерирования нетривиальных идей. В последние годы киберкосмоопера — актуальный тренд в научной фантастике: по стопам Бэнкса пошли Райаниеми (цикл «Квантовый вор») и Э. Леки (цикл «Империя Радч»). В целом, «Несущественная деталь» -великолепный роман высочайшего качества.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая книга, которую я решил прочитать после не совсем удачного кратковременного знакомства с «Вспомни о Флебе». И что я могу сказать — это было по истине захватывающе путешествие в необычный, странный мир будущего. Больше всего поразило описание виртуальных загробных миров и сама философия их использования высокоразвитыми цивилизациями. Невероятно понравились корабли Культуры и их аватары. Порой казалось, что у этих ИИ больше характера и эмоций чем у любого органического существа. Основная история книги не особо понравилась, как и сухая концовка. Но за описание мира и его устройства, а так же за диалоги кораблей низко кланяюсь автору. Мир праху его...

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх