fantlab ru

Борис Акунин «Чёрный город»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.67
Оценок:
1223
Моя оценка:
-

подробнее

Чёрный город

Роман, год; цикл «Приключения Эраста Фандорина»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 102
Аннотация:

На этот раз Фандорину достался действительно серьёзный соперник. Уже с первых шагов ему удалось перехитрить сыщика. Однако теперь отделаться от Эраста Петровича будет непросто... Погоня за преступником приводит Фандорина в Баку — город нефти, Чёрный город. Тут другие законы: сотни тысяч рублей — почти не деньги, важность человека определяется уровнем нефтедобычи его компании, а обращаться в полицию не имеет смысла: «Это Баку».

Не отвернётся ли удача от Фандорина на этот раз?

Примечание:

Время действия — 1914 год. Эрасту Петровичу Фандорину — 58 лет.

В марте 2010 в интервью сайту fandorin.ru автор упомянул о том, что «Весь мир — театр» запланирован как дилогия и второй роман не за горами.

цитата
Бэквокал. Как быстро Вы определились с тем, кем должен стать повзрослев Сенька Скорик? Я имею в виду, Вы с самого начала, еще когда писали «Любовника смерти», видели в нем «мсье Симона» или он обрел черты предпринимателя позднее, когда Вы взялись за «Весь мир театр»?

Нет, за время пути Скорик успел подрасти. Он, собственно, в «Театре» только запускается в качестве кинопродюсера, а развернуться должен во второй части этой театро-кинематографической дилогии.

Запись в блоге автора 28 марта 2012 года:

цитата
Я чувствую, что скоро буду готов продолжить фандоринскую книгу. Только она, видимо, станет несколько иной по цветовой гамме. Сразу и название появилось: «Черный город». Может, еще поменяется, не знаю.



В произведение входит:


7.64 (240)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 309

Активный словарный запас: очень высокий (3334 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 52 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 35%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (5)

Черный город
2012 г.
Черный город
2014 г.

Аудиокниги:

Черный город
2012 г.
Черный город
2013 г.
Черный город
2016 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  42  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это, если так можно выразиться, «роман-Франкенштейн». Тело собрано из частей других произведений. Рука, нога, голова — все чужие, ничего живого, все уже где-то отрезано и тестировано на читательскую любовь. Тут к вашему вниманию и «Статский советник» (ход повторяется не то, что один в один, а просто его копирует — кто читал, тот поймет), и «Алмазная колесница» (стандартная любовная линия), и брусникинский «Герой иного времени» (кавказцы с кинжалами и т.д.), и «Коронация». Одинаковые враги, перенесенные из других книг с уже готовыми и стандартными по предыдущим романам характерами, одинаковые женщины с дивно предсказуемым поведением, после влюбленности в Фандорина тающие, аки воск (принцип Бонда соблюдается технично и строго, одна серия — одна новая женщина). Бездушная технологичная конструкция, авторская самоподделка Made in China, сделанная из бэушных деталей на радость обожающему любимого героя читателю. Все одно и то же, все уже где-то было: правда, читатели любят повторы, им нужно узнавать героя, а не удивляться — кто этот странный тип? Я сам не исключение.

Сам Фандорин, как послушный робот, в романе выполняет все, что ему положено по другим книгам: влюбляет в себя дам (но уже понятно, что дамы будут либо мертвы, либо не останутся с ним), играет в азартные игры и выигрывает, использует восточные единоборства и всех побеждает. Он уже давно не человек, а машина, действующая по придуманной автором схеме в каждой книги. Шаг вправо, шаг влево считается побегом. Наверное, автор думает, что читатели просто не поймут, если Фандорин поведет себя иначе. Великий сыщик комфортно чувствует себя в образе клише. Он так привык, и ему не хочется экспериментировать.

Техника повествования такая:

Убийство. Героя пытаются убить. Потом опять. Потом опять. Потом он едет на прием. Потом снова пытаются убить (и это уже треть книги). В кустах, став уже привычными, затаились мощные рояли: долго обсуждается, как Фандорин примет участие в расследовании убийства эрцгерцога Фердинанда, но мы-то знаем, что Первая мировая война состоялась, а это — не альтернативная история, и значит, у героя будут проблемы. Финал сделан как в сериях про Алексея Романова (тоже самозаимствование из серии «Смерть на брудершафт»), и призван поразить воображение, но столь же стерилен, как и предыдущие. Уже понятно, что если понадобится автору — он сумеет в следующей книге объяснить, почему так, а не эдак. И посему героя после этого как-то не жалко.

Тем не менее, прекрасный язык, слог и повествование — все на месте. Это неизменно. От книги трудно оторваться, пока не дочитаешь, хоть схема и пластиково-привычна, фандоринский голод читателя заставляет быстро насыщаться, как в «Макдональдсе». После съедения книги-гамбургера странное состояние — вроде бы ты набил желудок, голод утих. Но ожидаемого удовольствия от еды не получено. Даже появляется какая-то мысль — а стоило ли? Да, наверное, стоило. По крайней мере — это не «Беллона».

Оценка: 6
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну вот, наконец-то я прочитал новую книгу о Фандорине. Уже четырнадцатый роман в серии, надо же, как летит время. И время это, кажется, не очень благосклонно к автору. Последние вещи Акунина мне кажутся всё же в известной степени вымученными, даже натужными. Знаю, извечные обвинения в нетортовости — это такой устоявшийся уже тренд, знаю, что неоригинален. «Весь мир театр» точно так же критиковали и точно так же спешили «хоронить» Акунина. И, на самом деле, зря, потому как «Чёрный город» заметно лучше своего предшественника в серии. Но вот беда: только его он и лучше. Новый роман — своеобразная компиляция лучших идей и образов цикла, и, как и всякая осетрина второй свежести, до высочайшей планки ранних вещей недотягивает.

Образы второстепенных персонажей — один сплошной самоповтор. Жуликоватый полицай-начальник, до поры до времени старательно прикидывающийся верным и надёжным союзником — было? Было, порукой тому князь Пожарский. Одержимый революционными идеями подпольщик-фанатик? Грин, я узнал тебя. Верный, неоценимый в расследовании помощник, в решающий момент оказывающийся опасным врагом? Ба, да это же мадумуазель Деклик! Толстяк-богач, которого враги Фандорина коварно пытаются представить главным злодеем? Конечно, господин Цурумаки. Немыслимо угнетающе. Знакомые типажи, набросанные небрежно, штриховкой, чуть ли не теми же словами. Те же «неожиданные» сюжетные повороты. Уж лучше бы появление Кара-Гасыма так и осталось роялем в кустах, каким оно сперва кажется читателю. Я до середины романа ловил себя на одних и тех же повторяющихся мыслях: «Неужели Шубин марионетка Дятла, а Гасым — предатель? Да нет, не может быть, это же так примитивно и неизящно, это Акунин, а не какой нибудь Вася Петров.» Ну вот, приехали.

Даже лучшее, что есть в книге — образ Баку, Чёрного города, местами срисован с американского Дикого Запада, не антуражем, само собой, но общим настроением. Сам Фандорин, харизматик и обаяшка, который, казалось бы, способен один вытянуть какие угодно сюжетные завалы, безбожно тупит. Другого слова и не подберёшь. Если раньше за героем всегда оставалось последнее слово, финальный трюк, укладывающий на лопатки всех негодяев, то здесь... Чёрт, раньше в конце срабатывала сложнейшая конструкция из на первый взгляд незначительных штрихов, деталей и зацепок. И я, как и подобает при чтении хорошего детектива, восхищался прозорливостью героя и мастерством автора. Показать все кусочки мозаики, эффектно её собрать и оставить читателя восхищённо вздыхать — таким рецептом пользовался Акунин в ранних романах. А теперь всё на поверхности, даже не кусочки-детальки, а здоровенные кусищи, а Фандорин проигрывает. И это притом, что Акунин всячески подчёркивает, что нынешний Эраст Петрович не чета тридцатилетнему, он и умнее, и хитрее, и сильней в бою. Вот разве что последнее, ибо беготни и боёвки в «ЧГ» рекордно много. Если раньше Фандорин брал умом, то теперь физподготовкой. На смену тонкому и изящному детективу пришёл ладно написанный развлекательно-приключенческий роман. Ох, не так хотел бы я попрощаться с Эрасто-саном.

Кстати, о прощании. Аналогия с Рейхенбахским водопадом, которая просто напрашивается после чтения, очень показательна. Шерлок велик, он переиграл Мориарти, он вне всяких сомнений умнее. Его удел — равный поединок с достойным соперником и боевая ничья, потому что Холмс — мыслитель, а не боец. А вот Фандорин, незаметно превратившийся в этакого ретро-Бонда, проваливается полностью и с треском. Он жалок, связан и проиграл людям, и близко не стоящим криминальных гениев, над которыми когда-то брал верх. Пистолет, конечно, даст осечку, в последний момент появится Зафар или (что будет ещё трогательней) верный Маса, бледный и с перебинтованной грудью. Потому что великие сыщики не тонут, потому что читатели привязались к герою и не отпустят даже и такого недофандорина, потому что Акунину хочется кушать, в конце-то концов. Да и в ранних биографиях Фандорина недвусмысленно упоминалось, что в 1920 у него ещё и сын родится. Эраст Петрович прочно укоренён в многоцикловой акунинской вселенной, убить его до времени значит внести в уже написанные книги кучу неувязок и нелогичностей. Да и мстить людям из прошлого для героя стало доброй традицией. Молодой Фандорин упустил киллера Ахимаса в «Азазаеле», чтобы расправиться с ним в «Смерти Ахиллеса». Неуловимый Одиссей, он же Дрозд, он же Дятел, вчистую переигрывает Фандорина вторую книгу подряд. Хочется верить, что справедливость восторжествует. Потому что никто не смеет шутить с Эрастом Фандориным, никто. Ну, по крайней мере с тем крутым парнем с седыми висками, который мне так полюбился по ранним книгам. Нынешнее недоразумение вполне может снова проиграть и даже (о боги!) тихо лечь и умереть.

В результате получается довольно грустная картина. По-моему, Акунин уже устал от писательства. Куча псевдонимов, конвейерный темп работы, даже жежешечка уже пошла в печать. Как по мне, под псевдонимами пусть делает, что душе угодно, но Фандорин — это святое. Поэтому только три балла, и то из уважения к ранним вещам.

Оценка: 7
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Цикл романов о чиновнике для особых поручений при министре внутренних дел имеет одну знаменательную особенность, можно сказать — «фишку». Она четко прослеживается в всем сериале, но ее квинтэссенция особенно хороша выражена в «Черном городе». Заключается эта«фишка» в том, что вся деятельность Фандорина очень похожа на Сизифов труд. Бедный Эраст Петрович катит свой камень на холм российской государственности, катит его, давя врагов и — бывает — друзей, обдирает руки до крови, но каждый раз камень скатывается, с грохотом валится обратно вниз, вызывая страшные обвалы и оползни. И вроде побеждает своих врагов Фандорин, но победы эти пирровы, плоды их обманчивы, главное не достигнуто, все усилия уходят сквозь пальцы в песок. Бьется Эраст Петрович как рыба о лед, и кажется — протяни руку — ухватишь птицу счастья за хвост, получишь желаемое, исправишь кривое, починишь сломаное; но встает на пути злодей-акунин (вот уж воистину говорящий псевдоним!), смеется страшным смехом и оборачивается все мороком, поражением, майтрейей. Великий человек прожил деятельную жизнь, многих спас, многим помог, стыдится нечего, но главная-то борьба была не с преступниками, не со злодеями, и даже не с самим собой — телом и духом — а с энтропией. Энтропия, как и следовало ожидать, победила.

Оценка: 9
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лучше бы Акунин не ходил в политику... При всей моей любви к автору и фандоринскому циклу вынужден констатировать: роман неудачный.

Автор повторяется в сюжетных ходах -- что-то выдернуто из «Алмазной колесницы», что-то из «Нефритовых четок». Финал неожиданный, но нелогичный, слишком противоречит и характерам персонажей, и ходу событий, -- и автор загоняет в него героев насильно и натужно...

Странно читать в отзывах, что Фандорин погиб... Где это сказано? В него выстрелили и роман закончился. Ну выстрелили, ну в голову... Мало в цикле в Фандорина стреляли? Выстрелить -- не значит попасть. А попасть -- не значит убить. Фельдмаршал Кутузов дважды получал сквозное ранение головы, глаза лишился, но Наполеона одолеть это ему не помешало.

Намек на «воскрешение» Фандорина прозрачен, как Рейхенбахский водопад...

Оценка: 6
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Акунин стал для меня Писателем давно, еще с «Азазели». Много тогда, уже больше десяти лет назад, говорили о безупречном стиле, «вкусном», отточенном до тончайших нюансов бэкграунде, законченности и цельности образов. Ну и что теперь?.. У каждого творческого человека случаются кризисы. «Любовница смерти», по моему мннию, была неудачной, но «Любовник смерти», «Коронация» — это просто шедевры, написанные великолепным сочным, густым языком, а в сочетании с виртуозно выписанным сюжетом что еще нужно хорошей книге?

Но после катастрофического провала «Театра» новый роман уже не оставляет сомнений — муза покинула Акунина. Да, потуга вылезти из ямы все-таки принесла кое-какой успех, читается быстро и легко, но это уже не Фандорин. Это знакомый до деталей американский боевик/мелодрама, которую смотришь только потому, что, во-первых, завораживает экшен, во-вторых, приятно смотреть на знакомых актеров, в-третьих, смотреть все равно больше нечего. Но после просмотра удивляешься себе: зачем ты пришла на этот дурацкий фильм и выбросила деньги?.. Текст сырой. Материал не вылизан, как это было в ранних работах Акунина. Маленькая роль Масы (всегда очень выпуклая) совершенно невыразительна и абсолютно не выписана — ни концептуально, ни стилистически. Из любимейшего, потрясающего в своей законченности, психологической и речевой достоверности Сеньки выросло какое-то несуразное, нелогичное, неинтересное, искусственное пугало. В качестве спасения для речевого колорита выбирается новый персонаж, и это на какое-то время спасает ситуацию, но сюжетно все равно роман дышит на ладан — перекормленный дешевым чтивом читатель в первую очередь подумает, что Гасым и есть «засланный казачок». Как банально! В отношении других персонажей и фабулы в целом уже писалось — ппкс. Но что меня действительно поразило — это попытка Акунина скомпилировать из разных философских систем и религий какую-то новую, собственную этическую систему. В итоге получается катастрофа. Конфуций, Будда, Христос, попытка взять у каждого «лучшее» или «осудить худшее» — это месиво из до конца не понятых, не освоенных, порой откровенно невежественных рассуждений и на пустом месте построенных выводов, видимо, и есть отражение морально-этического мира писателя. В предыдущих романах обращение Акунина к синтоизму или христианству было, в общем, системно, и добавляло изюминку, остроту всему произведению. Но в «Черном городе» синкретизм достиг такого масштаба, что совершенно изуродовал и без того хлипкие внутренние скрепы романа. Видимо, посыл, что главный герой в неполных 60 лет плотно занялся своим духовным миром, является в какой-то степени сигналом того, что сам писатель занялся тем же самым и, как и его герой, переживает глубочайший не только творческий, но и духовный кризис. Все бы ничего, если бы Акуини писал свою «Никки-до» в стол или выбрасывал. Но он под видом для кого-то более, для кого-то менее интересного сюжета и эксплуатацией любимого героя (с которым так не хочется расставаться!) впаривает морально-нравственную лабуду на правах духовного гуру. Забылся грешный человек Чхартишви́ли, возомнил себя познавшим суть вещей и явлений, воззнесся над бренным миром Учителем Пути. Пришла гордыня — дар пропал. Кончился. Иссяк. Акинун еще пока истерически цепляется за его ошмётки, но ты или на правом берегу, или на левом. Невозможно служить двум господам. И «Черный город» — безусловное этому подтверждение.

Оценка: 1
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман мне показался вполне удачным – на уровне тех, которые Акунин писал до «Нефритовых чёток».

Наконец, четко сформулирована, пожалуй, главная максима всего цикла: «Благородному мужу только кажется, что у него есть выбор. На самом деле выбора никогда нет».

И когда это понимаешь – что, возможно, главное в цикле о Фандорине не детективная составляющая, а попытки ответить на вопрос, что же это за зверь-то такой – «благородный муж» – то и весь цикл может предстать в несколько ином свете.

Подчеркну, что Акунин именно пытается ответить на этот вопрос, а не занимается проповедью. Если физически Фандорин, действительно, от романа к роману становится всё более неуязвимым (хотя отсылка ко второму – жидкому – терминатору, когда голый, обмазанный нефтью Фандорин перетекает в темноте по темной комнате, лично мне пришлась по душе), то в морально-нравственном отношении вопросов от романа к роману к Фандорину становится всё больше, поэтому рассуждения о том, что Акунин возомнил себя духовным гуру, звучат, по меньшей мере, странно.

Весьма хорош, прямо как в лучших романах о Фандорине, и финальный финт.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я имею в виду не то, что бывший помощник оказался предателем – здесь как раз Акунин честно раскидывал подсказки, Гасым постоянно шептался со всеми, к кому у Фандорина были вопросы.

Финт заключается в словах Гасыма, который сформулировал главную ошибку Фандорина так: «Ты думал, я тупой дикарь. Ты относился ко мне свысока». И в этот момент понимаешь, что и мы, читатели, пойманы Акуниным в ту же самую ловушку, что и Фандорин. Мы тоже относились к Гасыму – нет, ни как к тупому дикарю – мы же толерантные люди – как к дикарю забавному, смотрели на него со снисходительной улыбкой, как на большого толстого котика.

Другими словами, Акунин поставил перед нами зеркало, из которого выглянул наш внутренний маленький националист. Хочется надеяться, что маленький.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Оглядывая ретроспективно цикл про Эраста Петровича Фандорина, я никак не могу отделаться от ощущения, что в финале «Черного города» автор поступил со своим персонажем образом циничнийшим — он его законсервировал.

Бросив Холмса в Рейхенбахский водопад, Конан Дойл пытался поставить точку в своих отношениях с литературным персонажем, затмившим личность автора. Это было негуманно по отношению к читателю, но хотя бы честно.

А Б.Ш. Акунин просто взял и поместил Эраста Петровича в криогенную камеру наших ожиданий. Если у автора будут время и желание, через несколько лет мы узнаем, кто кому выстрелил в затылок. Если дописать цикл почему-то не получиться, то всегда есть оправдание: вы что, читать не умеете? Убили Эраста Петровича выстрелом в затылок, точка. Серия окончена. По поводу сюжетных несоответствий и оборванных сюжетных линий — к Понсону дю Терраю, он объяснит.

Серия про Фандорина — грустный пример того, как на протяжении двух десятков лет достойный ретро-детективный цикл деградировал в математически рассчитанный коммерческий проект. Поначалу романы цикла искрились от авторского азарта, оживлявшего даже самые странные сюжетные конструкции. Но где-то начиная со «Статского советника» появились вопросы к главному герою, а после «Алмазной колесницы» — уже и к автору.

Далее цикл двигался на автопилоте, исключительно за счет ранее завоеванной приязни читателей. И если странность «Весь мир театр», спасая рассудок, объяснили литературным экспериментом, то «Темный город» — одна только инерция без какого-либо участия автора. Впрочем, ни когда не бывает плохо настолько, чтобы не могло стать еще хуже — «Планета вода» вовсе выглядит неким автофанфиком. Цикл обернулся лентой Мебиуса, а идеальный русский герой — пародией на себя самого.

За что так поступил с ним автор? За то, что благородство Фандорина входит в неразрешимое противоречие с либеральным догматизмом Акунина?

Так что единственным оптимистическим вариантом спасения Эраста Петровича остается, видимо, следующий: подоспевший Маса расправляется с автором и освобождает Фандорина от его произвола раз и навсегда.

Оценка: 3
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Обожаю читать романы, написанные историками по профессии. Богатая фантазия может, конечно, компенсировать отсутствие увесистой поклажи теории, но все-таки по-настоящему пропитать колоритом произведение получается только у человека, для которого закоулки истории — место обитания, а дела давно минувших дней отложены в памяти не менее ярко, чем вчерашний променад. Романы о Фандорине я, пусть не в первую очередь, но люблю именно за это. Главным магнитом эпопеи Акунина является все же сам главный герой — яркий, харизматичный, а важнее всего — не перестающий удивлять. В «Черном городе» Эраст Петрович именно таков и этого мне достаточно. Пыл и задор первых романов уже не вернуть, на смену им пришли мудрость и самокопание (хотя про старый добрый экшн никто забывать при этом не собирается, нет), но эта метаморфоза отнюдь не кажется притянутой за уши или фальшивой, а даже наоборот, ведь автор наконец сравнялся по возрасту со своим героем и теперь со спокойной совестью может предаться любимому занятию всех писателей — лепке из протагониста себя, родимого. Некоторые в процессе слишком увлекаются, но Акунин, будем надеяться, меру знает.

Что до последней сцены романа, то, выражая по этому поводу собственное мнение, я просто приведу цитату из самого произведения:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
– Когда я сообщил в корпус о вашей гибели, там ужасно удивились. Даже перезвонили. Лично от Жуковского. Знаете, я впервые в жизни удостоился чести разговаривать с командиром жандармского корпуса, товарищем министра внутренних дел. – Подвижная физиономия Тимофея Тимофеевича изобразила благоговение. – Его превосходительство сказал: «А, так тело Фандорина не нашли? Ну тогда еще бабушка надвое» – и повесил трубку. Я, правду сказать, счел сие начальственной дурью. А он, оказывается, был прав. Видимо, хорошо с вами знаком?

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

К Эрасту Фандорину можно относиться по разному. Точнее даже не к самому персонажу детективных произведений Б. Акунина, а к каждой из книг с его участием. Кто-то пишет возмущенные рецензии о кризисе идей автора, об отсутствии новизны, очевидности коллизий и т.д. Кто-то восхищается каждой новой книгой, называя автора талантом. В общем мнений очень много. Главное, что каждая новая повесть или роман об Э. Фандорине не оставляет равнодушными читателей, заставляя их ждать продолжения приключений знаменитого детектива. Очевидно, что все произведения автора не могут быть равными друг другу, они просто обязаны отличаться друг от друга. Иначе проект Б. Акунина превратился бы в мыльную оперу. «Черный город» еще раз подтвердил, что автор — замечательный рассказчик, увлекающий даже не самым своим заковыристым сюжетом. Во время прочтения я, как и многие другие, обратил внимание, что в последней книге Акунин ушел или точнее сказать вышел за рамки классического детектива, больше уделив внимания приключениям и экшену. Думаю, что автор тем самым экспериментирует, пытаясь выяснить, что же сейчас интереснее читателю — боевик или классический детектив. Мне лично захотелось в следующем произведении об Эрасте Фандорине увидеть именно детектив с элементами боевика, а не боевик с элементами детектива как в случае с «Черным городом». Не смотря на некоторую прямолинейность сюжета, свойственную боевикам, автор в конце книги сумел удивить. Общее мнение от книги подпортила, по-моему, фигура антагониста главного героя — революционера Дятла, уж больно он какой-то плоский получился. А в целом, книга получилась очень неплохая, ждем с нетерпением блистательного продолжения. Надвигается революция, эту тему можно очень интересно обыграть в следующей книге.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Истинно говорю вам, в следующей книге Эраст Петрович будет поднимать и допрашивать мертвых и передвигать предметы взглядом. Может быть немного лазера из глаз, кто знает?

С каждым десятком лет Фандорин становится все меньше похожим на человека, все больше на кибернетический организм, посланный к нам из будущего. Нередко случается, что автор начинает с графоманских мэрисьюшных упражнений и дорастает до вполне сносных рассказов. В данном случае мы наблюдаем уникальную картину — писатель перерождается в графомана-написателя фанфиков по собственным книгам!

Оценка: 5
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну вот, прочитал очередную книгу о приключениях Фандорина. Извините, если мои впечатления совпадут с ранее написанными, и возможно будут повторы... но к теме.

Да Акунин не уронил планку в своем творчестве, как всегда интересно и захватывающе и книга может достойно стать в ряд с остальными. Но немного, а может и много, изумил стиль повествования. Я знаю Фандорина, как немного флегматичного господина, не стремящегося влезать в ход действия и наблюдающего со стороны, но волею судьбы и расследования, и благодаря аналитическому уму становившегося главным героем расследования. Здесь же он стал игрушкой действия. Нет он во многих случаях и сам стремится к этому, но воля случая или чья-та рука подталкивает его к действию. И эти «страшилки» с нападениями, захватами и угрозами просто смешат. Ведь читаешь и глянув на объем страниц понимаешь- выберется\выкрутится. И получился не старо-знакомый многим Эраст Фандорин, а какой-то супермен в 60-летнем возрасте. А может это уже автор иронизирует над свои героем. А куда делась Акунинская скрупулезность, ведь если читать сей роман, то Баку в 1914 г. похож на Чикаго в американских фильмах 30-х годов. Прям банда на банде. И в почете только «мафиози». Но уж про политическую составляющую вообще промолчу, ибо как в свое время писали в школьных сочинениях «положительных героев» — нет. Может автор ударившись в политику и сам запутался, и запутал Эраста. Вообщем получился хорошо сколоченный боевичок с Фандориным, который здесь просто не уместен. Но вот концовка. Нет не надейтесь уважаемый автор, писать письма, как Конан Дойлу воскресить Холмса, вам не будут. Да и из самих последних строчек понятно, что Фандорин выживет, как выбрался из ямы с нефтью. Да и об этом, о продолжении просто проскальзывает среди строчек, не полностью раскрыт образ Дятла\Одиссея ( а вспомните Грина из «Статского...), а тема с австрийскими разведчиками- дипломатами (интересно, что-то про немцев не слышно...), ну и другое, так что «продолжение следует». А там глядишь и Гасым станет на его сторону, ведь у Мусы глаз наметанный и он поверил в него.

Вообщем не плохой роман, захватывающий боевичок, но увы. Если первые романы о Фандорине стоят на полке, как дань уважения к прекрасно написанному, то этому наполке места- нет. Извините, но чтение на раз.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я хорошо отношусь к Акунину, его книги действительно интересно читать.

Но вот в отношении «Черного города» буквально с первой десятке страниц меня преследовала мысль, что я наблюдаю не цельное повествование, а набор картинок, увязанных между собой более-менее сбитым сюжетом. То есть, упрощая, перед мной в печатной версии развернулся клип на тему очередных приключений Эраста Петровича. И по законам жанра, на первое место вышло не великолепно прописанное полотно жизни дореволюционной России, чем отличались романы ранней «фандоринской» серии, а нагнетание эмоций. Кульминацией которого оказывается то ли гибель Фандорина, то ли намек на его возможное воскрешение...

С другой стороны, может, все силы писателя ушли на семитомник истории российского государства...

Будем ждать.

Оценка: 5
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, не самое удачное произведение мэтра. Сначала, как обычно, о плохом.

Слабой стороной романа мне показался сам сюжет, и ведущая его интрига. Увлёкшись историческим антуражем, как самоцелью романа, Акунин не находит время для более тщательной отработки сюжетной линии. А поскольку эта линия крайне сложна, получаем ряд нестыковок, и сомнительных связок, свойственных скорее творчеству Александра Бушкова, нежели Бориса Акунина. Интрига, таким образом, выходит непривычно мелковатой и неубедительной. Ход событий, будучи выстроен по привычной «акунинской» схеме, чрезмерно предсказуем.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Убивая в конце романа своего героя, автор повторяет ошибку Коннан-Дойля. Господина действительного статского советника неизбежно придётся воскрешать. Уж больно скомканной и некрасивой получилась сцена смерти, да и в романы о будущем фандоринской эпопеи не укладывается. Причём, в отличии от создателя Шерлока Холмса, воскресившего героя с неохотой, под давлением читателей, мэтр несомненно осознаёт неизбежность воскресения героя, что после выстрела профессионалом в голову, будет не просто.

Сильнейшей стороной романа являетя исторический колорит событий, отработанный Акуниным идеально. Сценизм, образы героев, моральные линии — всё очень цельно и по акунинский увлекательно. Проигрывая остальному творчеству мэтра, роман прочёлся с интересом и легко.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Традиционно легко читаемый роман, в котором детективная составляющая почти полностью уступает остросюжетности: по-моему ни в одном другом романе столько не стреляют, дерутся и проч. Увы, знакомые механизмы сбоят и новаторством автор не порадовал. Косвенным признанием ошибки прошлой книги является часть, связаннная с актрисой-гражданской женной, которая совершенная карикатура, и от которой герою и автору пришлось избавляться. Вообще страницы, связанные с описанием фильпостановок в Баку, всяких страстей на уровне режиссера-актрисы и так-то очень плохи, а после прочтения серии Шумяцкой-Друбецкой( написанной не без влияния именно Акунина) читаются с большим скрипом. Не могу сказать, что восточная пряная натура с красавицей, рахат-лукумом и разбойником тоже очень впечатлили. Акунин определенно не знал, что делать с Мусой, ну так и оставил бы его по какой-нибудь надуманной причине в Москве( увлекся там купчихой или еще что). В целом достаточно проходной роман, в серии про Фандорина их все больше. Что совершенно не исключает возможности Акунина следующий роман написать на более высоком уровне.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитав первую книгу о Фандорине, я стала большой и преданной поклонницей творчества Б. Акунина. С нетерпением ждала выхода в свет продолжения цикла о приключениях Эраста Петровича и вот наконец-то на днях с большим наслаждением приступила к чтению нового романа. Хочу отметить, что сразу же в глаза бросается несколько измененная манера повествования автора, что в общем-то нисколько не снижает общий высокий уровень произведения. Сюжет, как всегда, интригует, затягивает, до последнего абзаца не знаешь, чем же дело окончится. А в этом романе и подавно, такого окончания я не могла ожидать. Очень надеюсь, что будет продолжение, ну не могу смириться с таким вот окончанием!!!!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх