fantlab ru

Урсула К. Ле Гуин «Город иллюзий»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.04
Оценок:
841
Моя оценка:
-

подробнее

Город иллюзий

City of Illusions

Роман, год (год написания: 1966); цикл «Хайнский цикл»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 97
Аннотация:

В один прекрасный день в окрестностях обители одиноких лесных жителей появляется странный человек — по виду взрослый, но почти не умеющий разговаривать, кажется, что принадлежит могущественной цивилизации, но при этом ведущий себя как дикий зверь...

Так начинается непростой путь Фалька — путь к далёкому городу иллюзий, путь к самому себе, путь к обретению потерянного Я.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— антологию «Город иллюзий», 1993 г.

— сборник «Hainish Novels & Stories, Volume One», 2017 г.


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1992 // Крупная форма (перевод)

Похожие произведения:

 

 


Левая рука Тьмы
1992 г.
Хейнский цикл
1992 г.
Город иллюзий
1993 г.
Левая рука тьмы
1993 г.
Левая рука тьмы
1993 г.
Ожерелье планет Эйкумены. Том 2
1993 г.
Город иллюзий
1997 г.
Левая рука Тьмы
1999 г.
Ожерелье планет Экумены
2001 г.
Город иллюзий
2008 г.
Хайнский цикл
2009 г.
Левая рука тьмы
2016 г.
Левая рука тьмы
2021 г.

Аудиокниги:

Город иллюзий
2013 г.

Издания на иностранных языках:

Città delle illusioni
1986 г.
(итальянский)
Hainish Novels & Stories, Volume One
2017 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Город иллюзий», на мой взгляд, – самое неудачное из ранних произведений Хайнского цикла, оставляющее впечатление черновика, по какой-то причине попавшего в печать недоработанным. Действие, что необычно для «хайнских» произведений, происходит на Земле. В далеком будущем она захвачена пришельцами-Сингами, люди живут маленькими разобщенными группами и мало кто отваживается отдаляться от дома хотя бы на несколько десятков миль. На планете остался всего один город – расположенный где-то на западе Северной Америки Эс Тох, город Сингов, откуда они правят Землей. И вот главный герой, потерявший память странный человек по имени Фальк, начинает свой долгий путь с востока на запад в надежде вновь обрести память и узнать, кто же он такой на самом деле.

Налицо сюжетное сходство с «Миром Роканнона» из того же Хайнского цикла – типичное «путешествие к особой цели» на незнакомой планете. Однако на этом сходство и заканчивается: мне намного легче представить в уме вымышленный Фомальгаут-II с его географией, климатом, историей и прочим, чем Землю, какой она показана в «Городе иллюзий». Североамериканский континент здесь – всего лишь инертный и тусклый фон, на который Фальк наносит своим медленным продвижением к Эс Тоху отдельные маленькие оживающие пятна: здесь селение, тут территория кочевого племени, а тут подземное убежище. Но как только он уходит с очередного места, оно вновь «застывает» – о том, что там случилось потом, мы уже не узнаем. О других континентах не сказано вообще ничего, кроме того, что там живут мифические «бунтовщики». Неудивительно, что основные мои впечатления от знакомства с «Городом иллюзий» можно описать как сумбур и недоумение: неужели это та самая Урсула Крёбер Ле Гуин, мастер конструирования самых разнообразных социумов, человеческих и нечеловеческих, научно-фантастических и магических, – Ле Гуин, чьи книги я проглатывал за один вечер, не в силах оторваться?..

До своего прихода на «ФантЛаб» я думал, что это со мной что-то не так – не смог осознать глубину авторского замысла, сам виноват. Однако, почитав отзывы, я убедился, что не один задаюсь вопросом: зачем был вообще написан «Город иллюзий» и какую мысль он призван до нас донести? Мое мнение таково: кажется, будто он был создан просто под влиянием какого-то сиюминутного порыва, без заранее хорошо продуманного замысла, без детальной проработки картины будущего, образов и взаимоотношений персонажей. Иначе как объяснить предлагаемое нам здесь кое-как смётанное на живую нитку лоскутное одеяло из самых разнообразных анахронизмов, неувязок, странностей и нелепых поступков столь же нелепых действующих лиц, помещенных на невнятный фон? Перечислять их здесь смысла нет – их слишком много, да и многие из этих странностей уже были тут не раз упомянуты.

Но вот о чем нельзя не написать – это о сюжетной связи «Города иллюзий» с более ранним романом «Планета изгнания». Именно она, пожалуй, вызвала у меня наибольшее удивление: разительным контрастом с оптимистическим завершением «Планеты изгнания» здесь показано развившееся на Вереле крайне несвободное, строго иерархическое, почти теократическое общество, основанное на принципе ограничения доступа к информации. И тем более странно, что его придумала именно Ле Гуин, в то время (1967 год) сторонница анархизма и других подобных теорий. Верелианское общество у Ле Гуин – это не антиутопия, оно преподносится как благо, как антитеза правлению лжецов-Сингов: лучше утаить истину, чем солгать. Мутноватая альтернатива, прямо скажем, – не таким мне виделось будущее Вереля после знакомства с «Планетой изгнания»… И снова кажется, будто писательница ввела Верель в сюжет только оттого, что в своем нетерпении просто не имела времени и желания придумывать что-нибудь новое. В итоге Агад Рамаррен, далекий потомок Джакоба Агата, главы свободной колонии свободных людей, оказывается не более чем рабом своего ранга и вбитых ему в голову условностей и моделей поведения. Честное слово, даже Фальк в первых главах – ничего не помнящий беспомощный большой ребенок – был мне симпатичнее.

Так что же это был за внезапный импульс, которому «Город иллюзий» обязан своим появлением? Существует мнение, что это единственный в творческой биографии Урсулы Ле Гуин эксперимент с даосской философией, выведенной в романе под названием Древнего Канона. Однако если это и она, то какая-то странная, с буквальным толкованием пути как перемещения из одного места в другое. Для человека даосизм предполагает недеяние – интуитивное следование мировому порядку и избегание совершения любых осмысленных поступков, которые могли бы отклонить от этого пути. Для Фалька такое недеяние состояло в тихой и мирной жизни в Доме Зоува, где он волей случая очутился: освоиться в Доме, найти себе занятие по душе, жениться на девушке по имени Парт и прожить всю жизнь на одном месте. Ведь события, приведшие его к Зоуву, – это тоже часть дао. А Фальк наперекор всему отправился через полконтинента в Эс Тох. При желании можно усмотреть в «Городе иллюзий» и отсылки к философии Генри Торо (под названием Нового Канона) – однако Торо удалился от цивилизации, сознательно ища уединения и простой жизни на природе, в то время как люди на порабощенной Сингами Земле живут похожим образом просто потому, что ничего иного им не остается. Наконец, в заключительных главах даосские и буколические мотивы почти сходят на нет, а на передний план выходит вопрос о взаимоотношениях истины и лжи – что-то вроде известного «парадокса лжеца» в психологическом аспекте. Но и эта тема поднимается в романе в крайне сомнительной форме – вместо правды там фактически фигурирует полуправда, та, которая возведена в ранг величайшего принципа на Вереле.

В конечном итоге «Город иллюзий» кажется мне произведением то ли совершенно пустым, то ли, наоборот, сверх всякой меры переполненным различными обрывками идей, неявными намеками и туманными ассоциациями. А разницы между этими противоположностями в общем-то никакой нет: обе они производят ощущение полной бессмысленности подобного чтения. И уж тем более не стоит читать «Город иллюзий» после «Планеты изгнания» – надеюсь, я достаточно ясно объяснил, почему именно.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почитал отзывы — аж от души отлегло, а то боялся, что я тупой и один подумал, что роман будто не окончен и многое непонятно. Может, Ле Гуин торопилась, а может, это такой намеренный авторский ход в не очень удачном исполнении — оставить многое на фантазию читателя. Впрочем, книга всё равно берёт некоей атмосферой суровой сказки, в которой герой должен пройти кучу испытаний и узнать самого себя и своё прошлое.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Из нескольких уже прочитанных романов Хайнского цикла этот понравился меньше всего, произвёл впечатление крайне слабого и незавершённого произведения. Всё в книге как-то не так: и смешение стилей, шатания из крайности в крайность, множество оставшихся у читателя вопросов и зачастую совсем не логичное поведение героев. В итоге дочитывал, увы, практически из принципа, чтобы узнать, чем закончилась история.

На мой взгляд, слишком много эпоса — приключений героя, который умудряется попадать в нелепые передряги в ходе своего путешествия. Искать смысл в том, что ему сказал один из доброжелателей, отпустив его с миром, или другой доброжелатель, приютивший героя, как-то совсем поднадоело, и я просто махнул рукой — пусть делают, что хотят.

Потом эти Синги, сначала стёршие память Фальку, потом выловившие его и притянувшие к себе... Неужели при их могуществе они не могли воспользоваться более действенными приёмами, чтобы завлечь героя в свои объятия, а доверились сомнительному плану с участием Эстрел? Кстати, какая мотивация была у самой Эстрел? И чем объясняется её визит к Фальку, когда тот обрёл своё стёртое Я заново? Ну, и так далее...

К концу я совсем запутался и потерял интерес к происходящему. К сожалению. Видимо, ожидал чего-то другого, большего.

При всём уважении к автору не получается отметить в романе каких-либо удачных моментов и находок.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Город иллюзий», если использовать фразу Бората Сагдиева, мне понравился… не очень. Почему? Даже не знаю, что сказать. Идея интересная – показать не другие миры, а Землю, но Землю после нашествия врага и последующего падения.

На поляну возле дома семьи-общины, выходит мужчина. У него полностью стерта память и личность, а его глаза желтого цвета. Через несколько лет, мужчина, обученный и получивший имя Фальк, отправляется на запад, искать город Эс Тох. Фальк верит, что в Эс Тохе получит ответы на все свои вопросы, в частности о своем происхождении. Путь Фалька будет неблизким и полным опасностей, потому что Земля уже не та что была – таинственные Синги разрушили все, до чего смогли дотянутся. Или никаких Сингов не было, а люди лишь рассказывают страшные сказки о всесильном враге?

По традиции, в своем путешествии на запад, Фальк встретит много эксцентричных персонажей. Еще в лесу он натыкается на агрессивно-настроенную общину; ему помогает отшельник Слухач – непроизвольно слышащий все мысли окружающих телепат; Фальк наткнется на кочевое племя, вооруженное ракетами; немного поживет у Герцога Канзаса – любителя театральных речей. Где бы Фальк не проходил, везде Синги оставили свой след, а крупицы полученной информации часто противоречивы.

В отличии от «приключенческой» части, камерный финал получился намного интереснее. Автор достает из рукава парочку припрятанных, сюжетных поворотов, и расставляет точки над «і». Финал однозначен – история Фалька на Земле заканчивается, но это только начало.

«Но чем же не понравился роман?». Повторюсь – не знаю. Здесь словно чего-то не хватает. Конфликта? Но здесь есть конфликт, неявный вначале и очерченный в финале. Цели? Но цель Фалька очевидна – узнать о себе правду. «Нерва»? Скорее всего. Мне просто было не интересно читать. Не хочу сказать, что роман плох, лишь то, что я точно не целевая аудитория.

В английском языке есть термин «page-turner» — настолько захватывающая книга, которую хочется прочесть как можно быстрее. Увы, «Город иллюзий» для меня такой не стала.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая половина мне было откровенно понравилось, и возникло ощущение, что я читаю «Улитку на склоне» с североамериканской (прежде всего, географической) спецификой. Но едва герой ступил в стены Эс Тоха, как сюжет стал расползаться словно домотканое платье, провисевшее на заборе в течение долгого лета планеты Верель, а из прорех проглянула нежно любимая писательницей политота и третьесортная боёвка. Тут бы и смекнуть автору, что пора закругляться (а может и, на худой конец, убить героя), чтобы потом ретроспективно намекнуть на важность событий для мира бывшей Лиги. Но Ле Гуин упорно насилует сюжет до «логического» завершения, и из богатырского замаха в итоге выходит удар под стать сценаристу посредственного телесериала.

Для интриг Сингов, якобы, опасно соединение личностей Фалька и Рамаррена. Если это и вправду так, то

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
зачем они пытались (причём насильственно) пробудить в Фальке воспоминания о Рамаррене? И зачем они вообще тратили усилия на уговоры, если насилием они не гнушаются?

Герой теоретизирует, что Синги могли изначально быть

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
пиратами с необычными способностями, дерзнувшими основать империю. Но притом не оспаривается, что они мирно правят Землёй уже несколько тысяч лет.
И какая тогда нафиг разница, откуда они (когда-то) взялись? Если остатки Лиги незаметно слились, то кто же спасёт опозоренную Землю? Ну конечно же — раса, предки которой героически дрались луками, топорами и копьями на Вереле.

Не рекомендую роман к прочтению даже тем, кто осилил предшествующую по сюжету «Планету изгнания».

Оценка: 5
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кто не хочет словить спойлеров, тому не рекомендуется читать аннотацию, потому что она рассказывает все секреты, которые скрываются в романе.

А роман на самом деле чудесный. Я люблю произведения, в которых фигурирует амнезия. В «Городе иллюзий» действие происходит на планете, на которой размещено много небольших поселений. На одну из ферм приходит необычный человек, который немного отличается внешним видом и который ничего не помнит. Ни кто он, ни откуда. С этого начинается роман. Человек без памяти понимает, что у него была какая-то цель, из которой он и лишился памяти. Поэтому ему во что бы то ни стало нужно вспомнить все, что он забыл. Так начинаются его блуждания по поселениям, каждое из которые сильно отличается друг от друга нравами и обычаями. Но есть одна вещь, которая связывает все эти местечки — все они боятся неких шингов, которых дальше нельзя упоминать вслух.

Кто враг мне на далекой планете, кто друг? Как верить обманщикам? И вообще кому верить, если даже человек, дающий тебе любовь и тепло, обманывает?

По роману можно было бы снять отличный фильм.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Далекое будущее. Человечество все еще живет на Земле, но это не титаны и духа и не повелители пространства, а обитатели небольших сельских общин, над которыми надзирают пришельцы, имеющие абсолютную власть на Земле. И вот на эту Землю попадает человек явно с другой планеты и со стертой памятью. Пожив некоторое время в деревне (вполне комфортно пожив, быт в этой деревне налажен, воду из колодца таскать не надо и дрова колоть тоже нет необходимости), человек решает вернуть свою память и отправляется в далекое путешествие. И оказывается, что Земля разная и общины Земли тоже разные. Одинаково везде одно — незримый контроль пришельцев.

Книга интересна, но это не приключенческая книга. Она о странствиях и о том, на что готов пойти человек ради обретения себя самого, чем он готов пожертвовать и где та черта, которую он не перешагнет

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кто я? Зачем и почему?

Наконец-то мы вернулись из глубин дальнего Космоса на старушку Землю. Правда планета наша теперь уже выглядит совсем чуждой, да и немудрено по прошествии нескольких тысяч лет, ведь и со времени событий предыдущего романа прошло немного-немало, а всего пару тысяч лет. Изменился не только мир Земли, изменилась и вся ситуация с Лигой Миров. Тот самый Враг, о котором шла речь в предыдущих двух романах, всё-таки одолел содружество и подчинил всё и вся себе. И вроде как и на Земле теперь тоже правят и управляют они.

Однако узнаём мы обо всём этом постепенно. А для начала мы просто вникаем в жизнь одного из полудиких племён коренных землян. И вместе с ними воспитываем подобранного в лесу странного человека, потерявшего память до состояния едва ли не младенца. А потом, по мере привития ему навыков взрослого самостоятельного мужчины он отправляется в привычный для этого цикла романов квест. И более половины объёма книги мы следуем вместе с ним по бывшей родной планете, попадаем в разные ситуации и тем не менее упорно приближаемся к своей внезапно осознанной цели, к городу сингов.

Вторая часть романа состоит из проживания нашего героя в этом городе, и тут уже все происходящие с ним происшествия и события приобретают совсем другой смысл и другое содержание. И именно поэтому в тексте отзыва этот человек ни разу не назван мной по имени — просто потому, что и имя его меняется по ходу событий, и сущность открывается совсем иная. И это как раз и составляет часть интриги романа.

Наверное вот эта вторая половина романа чуть менее увлекательна, нежели вся его первая половина — и наукообразностей много, и всяких рассуждений. Однако в конце-концов всё более-менее проясняется, как для читателя, так и для главного героя.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Урсула Ле Гуин создает свою собственную версию постапокалипсиса. Земная цивилизация разрушена, ее контролируют Синги, искусственно ограничивающие развитие культуры жителей планеты.

В пределах Восточного Леса оказывается чужестранец, который не помнит ни своего имени, ни прошлого. В племени Доме Зоува он обретает новую личность и имя, но покидает обитель в поисках ответов на вопрос о собственном предназначении.

В плену дикого племени Басснаска герой находит союзника в лице пленницы Эстрель, Странницы, которая помогает Фальку сбежать и проводит его в Эс Тох, населенный Сингами, то ли Врагами, то ли истинными жителями древней Земли. Возвратив с помощью Сингов прежнюю личность Рамаррена, посланца с планеты Верель и потомка Джакоба Агата (герой «Планеты изгнания»), герою удается сохранить личность Фалька. Вооружившись главным своим оружием — правдой, ему предстоит разобраться, кто же такие Синги, и что означает, когда лжец говорит: «Я лгу»?

Продолжая Хайнский Цикл, писательница снова сгущает краски, создает напряжение, местами напоминающее «1984», ее герой практически лишен союзников, иногда кажется, что человечество обречено. Тем не менее, роман предстает в совершенно ином свете, когда осознаешь связь героев цикла, которые действовали в предыдущих произведениях и продолжают действовать здесь вопреки всем тяжелым обстоятельствам и собственным сомнениям. Вручая герою футуристическую версию Даосизма в виде книги Великого Канона, Урсула Ле Гуин не забывает про надежду на будущее, которая остается там, где для веры уже нет места.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман очень даже неплохой, постоянно держит в напряжении. За главного героя хочется переживать. Мир далекого будущего описан очень хорошо. Однако слишком невнятная концовка все портит. Да, на кое какие вопросы читатель все же получит ответ. Например, кто такой главный герой на самом деле, или кем являются поработители Земли. Но никакой конкретики ждать не придется. В процессе чтения у меня накопилось много вопросов, однако ответов на ни не получил и потому остался разочарован. А в остальном — крепкий такой боевичок на тему пост-апокалиптики

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Из предыдущих книг цикла известно, что у Лиги Миров был Враг, угроза столкновения с которым была одним из факторов, побуждающих Лигу расширяться, включая в свои ряды новые разумные виды (видимо все они были гуманоидными), которые могли помочь в войне с Врагом. Из романа «Город иллюзий» мы узнаём, что враг всё-таки победил, по крайней мере земная цивилизация была разрушена более тысячи лет назад. Земляне теперь живут маленькими разобщёнными группами — родовыми домами, селениями, кочевыми племенами. Великое прошлое сохранилось в преданиях и обрывках утраченных знаний и технологий.

Что понравилось особенно:

- Мастерская манера повествования, поэтичный язык — как всегда у Ле Гуин на высоте.

- Мир Земли далёкого будущего; цивилизация разрушена, но не всё так уж плохо, в жизни многих людей в этом мире есть и положительные моменты. Отдельного упоминания заслуживают говорящие животные.

- Главный герой Фальк-Рамаррен — сильный персонаж, гуманоид со стёртой памятью, желающий отомстить за то, что сделали с ним и с Землёй; побеждающий не физической силой, а силой духа.

- Захватчики Синги — оригинальный народ, тираны, не признающие убийств и открыто говорящие о своей лживости.

- Город Эс Тох — столица Земли, возможно один из самых запоминающихся городов в фантастике.

- Даосская философия — она всегда мудра и красива.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всем известно, что в шестидесятые в Америке был очень популярен «Дао дэ цзин». Вот и Ле Гуин его прочла — прочла да подумала: «Чертовски красиво, не написать ли мне свой текст на даосские идеи?» Сказано — сделано. И пусть идей позаимствовано всего две — путь и имя, — но ведь одни из главных, не подкопаешься. Так и появился на свет Фальк-Рамаррен, что шел-шел своим путем, чтобы обрести свое подлинное имя. А заодно мир спасти, ибо что за фантастика без спасенного мира, хотя это уже и не по-даосски (Лао-цзы-то советовал оставлять все как есть).

Впрочем, есть еще и третья главная идея романа — жить не по лжи. Идея мультикультурная, вечная, идеальная. Ложь отталкивает и мертвит, правда сближает и оживотворяет. Ле Гуин не хочет считаться с известной максимой «Правда у каждого своя», — подобно идеалисту Платону, она считает, что правда это Правда — единственная и неизменная, чему порукой у древних всегда был Бог. Бога в мире Гуин нет (не устаю удивляться отсутствию каких-либо религиозных представлений даже у самых примитивных племен Хайнского цикла — и это автор-этнограф!), на чем же обосновать такую великую Правду? Герой романа очень хочет жить — получается, только на этом. Уважение к жизни — четвертая идея «Планеты иллюзий» — формальное у сингов, глубоко прочувствованное — у Фалька-Рамаррена, одного из немногих, кто «увидел вблизи свет двух солнц». Но все это хорошо, когда есть Враг — по отношению к нему можно и Правды строго держаться, и Жизнь почитать. Не удивительно, что во всех ранних романах Гуин всегда есть некий практически безликий (и отталкивающий) Враг (синги, гааль) — ведь такого Врага легче ненавидеть, против такого Врага проще сплотиться, в такого Врага удобнее целиться. Не боязнь ли нападения «комми», угрозы атомной войны с Советским Союзом, столь явно ощущавшейся в Америке шестидесятых, обязана Ле Гуин этим довольно примитивным образом? Потому что на войне — просто. Вон Враг — беги-стреляй, ты прав, он не прав. А в мирное время куда сложнее. Тут Враг — не по ту сторону фронта, а среди нас, в нас. И у каждого, как говорилось, своя правда...

Нет, с идеями у Ле Гуин все в порядке, а вот прагматика сюжета подкачала. Совершенно неубедительным выглядит полуповрежденный мозг Фалька — допустим, смерть у сингов табуирована, но если они изобрели эквивалент ее, то почему это некое аккуратное стирание памяти, так что человек вновь может учиться и запоминать, вместо банальной лоботомии, превращающей человека в овощ, уже более никогда не способный учиться и запоминать? Жив-то он остается, но и только. Может, синги как-то по особому понимают жизнь? Нам это не известно. Нелепым выглядит и беспомощность могущественных сингов в деле узнавания координат Вереля. Ведь, насколько я понимаю, они обладают сверхсветовыми кораблями-автоматами, способными практически мгновенно посетить любую планету. Да, человека на них не отправить, но и не нужно. Достаточно обычной шпионской аппаратуры, несколько стартов на предполагаемые планеты и подлинный Верель обнаружен. За шесть дней, а не шесть лет, которые они искали Фалька. Что ж, по-видимому, за двенадцать веков после разгрома Лиги существенно деградировали не только люди, но и синги. ;)

Оценка: 6
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

...Они прилетели неведомо откуда, и захватили разорённую Землю. Они нанесли сокрушительный удар по Лиге Миров. Они правители. Но что они принесли с собой? Ничего. Им нечего дать, они сбежали от самих себя, и ищут утешения во лжи. Ложь — это их единственное искусство, в котором они достигли совершенства. Они — Синги.

Само собой, Синги у Ле Гуин — скорее воплощённая идея Абсолютной Лжи. Эта ложь разъедает всё — культуру, мораль, отдельных людей, уничтожает само понятие «цивилизация». Каково спасение — говорить Правду, всегда только Правду? Не лгать даже в мыслеречи, поскольку лгать ментально — врать самому себе. Вот и вся истина.

Роман хорош не только этим. Красивые панорамы пустынной, разорённой людьми планеты, поднимающейся с колен, впечатляют. И Ле Гуин — тонкий антрополог и этнолог-теоретик — заселяет причудливыми и необычными племенами, отчасти дикими, отчасти сохранившими память о былом величии. Красивый роман, чтобы не утверждали многие.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда-то давно была произнесена Ложь, которая, как волна, прошла по памяти поколений людей, порождая множество меньших обманов, создавая паутину из иллюзий и искажений, в которой, в результате, запутались не только те, кто стал ее жертвой, но и те, кто ее произнес. И из этой Лжи родился город Эс Тох, обманчиво прекрасный, где все не то, чем кажется.

Я могу понять тех, кто оказался разочарован этим романом. Читая Ле Гуин, мы ждем эмоциональной насыщенности и глубоких переживаний. Здесь — сухое описание встреч друзей, стычек врагов, и даже любовные сцены — обыденны и приземлены. И это подчеркивает ту трагедию, которая произошла с народами, преступление, которое совершили шинги против людей: земляне утратили не только свое техническое превосходство, они оказались отброшены на века в духовном развитии.

Эта эмоциональная ограниченность концентрирует внимание на важности того сражения, о котором рассказывает роман. Не того сражения, где гремят взрывы и свистят пули, а битвы разумов и интеллекта, в которой не брезгуют хитроумными ловушками, засадами, обманными маневрами, внезапными атаками, пытками и шпионажем. Битвы со своими героями и предателями.

И главный герой этого сражения — Рамаррен -Фальк, пришелец из последней свободной колонии землян Верель, дважды убитый на этой войне разумов и дважды воскрешенный, имеющий в последней линии обороны только память, и единственное оружие которого — правда. Из уникального опыта и наблюдений Фалька за жизнью землян во время долгого путешествия к Эс Тоху, из знаний и умений телепата Рамаррена, из пронесенных через века забвения традиций далекого Вереля и слов священной Книги последних землян выкуется новое, невиданное оружие против врага.

И, если взглянуть на этот роман с этой точки зрения, то окажется он не менее напряженным и динамичным, чем другие из Хайнского цикла. Роман о первом выигранном в долгой войне сражении, которое, может быть, приведет через годы к Победе, история возрождения надежды, слабом лучике в тумане из лжи и обмана.

И последнее. Роман тесно связан с другой книгой — «Планета изгнания». И читать их лучше вместе: сначала «Планету изгнания», затем — «Город иллюзий». Тогда становится более ясно, как появилась самобытная цивилизация Вереля, возникли ее традиции и верования, делаются понятны мотивы и логика поступков героя.

Оценка: 9
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прежде чем писать свое мнение, ознакомился с отзывами других читателей и понял что ДОЛЖЕН написать.

Согласен, сегодня все что есть в книге кажется устаревшим, а сюжет слишком растянутым, но это только кажется.

Давайте спросим мысленно, что хотела показать читателю Ле Гуин?

Грешную Землю? Вряд ли. Все мы и без того знакомы с действительностью...

Удивить невиданными технологиями. Да не смешите меня, даже в те далекие шестидесятые писалась фантастика в которой описывалась куда более изощренная наука и техника...

Разрушение цивилизации? Да каждая третья книга в фантастике посвящена этому...

Может всему вместе? И тоже не так, ведь так поступают когда не знают о чем писать, всего понемногу, авось сойдет...

Ле Гуин изначально поставила под сомнение главную ценность Западной цивилизации, стержневой корень, на котором вырастают терпимость, политкорректность, гомосексуализм и феминизм, современные социализм и нацизм.

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

Давайте задумаемся, что это такое?

Любовь? Чувство прекрасного? Но ведь не зря говорят, что о вкусах не спорят...

Справедливость? Тогда почему запад так возмущается справедливыми решениями суда Шариата(а мы — их западного суда, который решил посадить какого-нибудь русского, даже за реальное преступление)...

Право на жизнь? И вы дадите это право человеку, который изнасиловал и убил вашу жену(мать, сестру, дочь и т.п.)...

Автор еще тогда увидела ЛЖИВОСТЬ так называемых общечеловеческих ценностей. Истина недостижима, а правда у каждого своя, поэтому навязывать свое мнение окружающему миру — самое страшное преступление.

Именно об этом кричат говорящие животные(то есть преступники и мерзавцы, которые не имеют права голоса), именно об этом кричат шинги( власть, которая обманывает людей с первого же дня после выбров). Именно об этом говорит Ле Гуин с первой до последней страницы лучшего произведения Хейнского цикла — «Город иллюзий»

А что до сюжета и остального, так это всего лишь форма. Так же как хорошее вино не станет хуже от формы бутылки, так и хорошая идея не пострадает от нее. Те кто писал ниже, видимо просто читали буквы, а не книгу, потому за деревьями и не увидели леса.

Единственное, что меня удивило, так это наивная вера автора, что одной-единственной правдой можно победить всю ложь этого мира. И только поэтому — минус один балл.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх