Евгений Велтистов «Рэсси — неуловимый друг»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Роботы | Становление/взросление героя | Искусственный интеллект
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Подростковая литература
Рэсси — Редчайшая Электронная Собака, Страус и так далее. Так начинается книга Велтистова Евгения Серафимовича «Рэсси — неуловимый друг». Кроме знакомых нам по первой книге цикла «Электроник — мальчик из чемодана» Электроника, Сергея Сыроежкина и его одноклассников, мы встречаем новых героев. Это Ресси — электронная собака, созданная самим Электроником с помощью профессора Громова, коварный профессор Круг и его прислужник Урри. Нас ждут захватывающие приключения в джунглях, пустыне и глубинах океана. Герои попадают в труднейшие ситуации, но дружба и взаимовыручка помогают им с честью выйти из любых испытаний.
В произведение входит:
циклы
романы
повести
графические произведения
рассказы и пр.
Входит в:
— антологию «Бумбараш», 1971 г.
— журнал «Миша № 4 1988», 1988 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 131
Активный словарный запас: средний (2846 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 66 знаков, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 30%, что немного ниже среднего (37%)
- /языки:
- русский (54), английский (1), украинский (1), болгарский (1)
- /тип:
- в планах (1), книги (54), периодика (1), самиздат (1)
- /перевод:
- Н. Выдыш (1), Я. Стоевский (1)
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Groucho Marx, 6 октября 2020 г.
Эта повесть писалась уже после 1968 года, когда СССР оказался в изоляции и друзьями Советской Власти остались лишь африканские людеды, типа Иди Амина и Мугабе. Поэтому восторженный безграничный оптимизм первой повести про Электроника был бы неуместен. Вместо стремительного полёта в будущее Велтистов здесь предлагает юному читателю происки зловещих иностранных агентов, вылезших из смешного пародийного мультфильма «Шпионские страсти». Это симптоматично и делает честь политическому чутью Евг.Велтистова. В самом деле, шпионы, крадущие великие открытия советских учёных и отвинчивающие гайки у рельсов на советских железных дорогах — это персонажи сталинской литературы 40-50-х годов, а именно после 1968 года началась реаблитация Иосифа Сталина. По всей видимости, Велтистов рассудил: раз Сталин возвращается в советские фильмы и учебники истории как великий герой, то и сталинская литература может стать популярной на волне такой ностальгии. Поэтому он стилизовал своего «Ресси, неуловимого друга» под манеру шпионской фантастики «Тайны двух океанов» и «Арктании». Получилось динамично, но несколько поверхностно.
Кстати. Тут один из рецензентов удивляется корявой кличе киберсобаки «Рэсси» — по русски звучит ужасно, и расшифровка имени выглядит неестественно, и можно было бы подобрать что-нибудь более весёлое и благозвучное. А разгадка проста (с). Только немногие старики, типа меня, помнят, что во время написания повести в популярной телепередаче «В мире животных» показывали американскую короткометражную серию «Лэсси» про очень умную собаку, выручавшую своего юного хозяина из разных неприятностей. Это очень популярная серия короткометражек, шедшая по всему миру. И Велтистов, недолго думая, скопировал имя умной собаки, заменив одну букву. Он не знал, что к тому времени, когда книга будет опубликована, сериал про Лесси уже перестанут показывать и дети забудут приключения умной и доброй собаки-колли, которая всех спасает, и имя «Рэсси» будет неприятно удивлять читателей.
lubar, 17 января 2019 г.
В детстве не читал. Недавно прочитал, сразу после Приключений Электроника. Сказать, что не понравилась, наверное будет неправдой. Потому что прочитал и было интересно как всё развернётся. Но написано странным языком. Что-то типа учебника, который написал бы Элетроник для уроков программирования Тар-тарыча.
Время действия середина 21го века. Есть очень много разных технических побед. Космос завоёван как минимуму до Юпитера. Океан тоже не плохо изучен. При этом программирование в каких-то вопросах осталось в 50х годах 20 века. Общественно политический строй тоже не ясен. Как видно в СССР уже почти коммунизм, а вот что в Европе, США и Индии не ясно. Но похоже гигантские корпорации вполне готовы бросать вызов силам добра ООНов и учёных.
Фон Круг представляется достойным соперником, борящимся одновременно с гением Громова, двумя его не менее гениальными творениями и половиной мира.
Я как программист очень смутно понимал идеи и описания формул и даже понятия запрещающих теорем,поэтому не очень понятно, что из всего этого понимали не программисты, тем более в 80х годах, сейчас всё-таки уровень компьютерной грамотности людей повыше.
Переговоры между Космосом и Океаном скучны, лучше бы были радио сводки и ли газеты.
Самым интересным моментом мне показался поход за Нектоном Рэси и Белобочки. Ну и в целом наверное приключения самого Рэси иинтереснее чем приключение остальных героев, а также Индекса.
Сравнение книги с фильмом Приключение Электроника мне кажется некорректно. В фильме из Рэси взяли очень немного, только похищение, да и то всё поменяв.
Идеи экологии, развитие зоопарков и спасения видов не раскрыты. Много текста, много обсуждений. Примерно понятно что хочет фон Круг. Но как правильно не очень ясно. Похоже Велистов ведёт к мысли, что мы (человечество) должны управлять всем животным миром, но не жестокими радиопулями, как фон Круг, а умными собаками типа Рэси.
Я бы не рекомендовал читать, если нет желания узнать все детали погрузится в мир Электроника как можно глубже.
K3K, 25 октября 2019 г.
Странно читается, после стольких лет после выхода книги — читал недавно. Вроде, и интересно — но так много с тех пор изменилось... Вероятно, в свое время читалось лучше. Короче — кино лучше, намного, на мой взгляд.
Sergo2, 12 апреля 2016 г.
Увидев недавно фильм, вспомнил свое детство. У меня был уникальный томик — 4 повести про Электроника в одной. И вот что помню: любя безмерной любовью первую повесть, уже в детстве поражался корявости языка автора. Его ужасные построения предложений, невнятные описания, вымученные диалоги. Первую часть спасала новизна, обаятельность героев: Сыроежкина, Гусева, собственно Электроника. Спасала понятная для детей проблематика: каждый хотел в детстве — рраз — и стать отличником по всем предметам.
Вторую повесть всегда перелистывал и перечитывал по диагонали. Во первых, чего стоит только расшифровка имени главного героя — «Собака, Страус и так далее...» Детский мозг отказывался понимать, почему именно страус, а не лиса (был бы РЭСЛИ). Во-вторых — высосанная из пальца шпионская история, которая никуда не приводит, ни чем внятным не заканчивается. В третьих, язык стал еще хуже, эпизоды — обрывочней. А кроме того, задалбывающие диалоги Атронавта и Командора, Кит Юпитера, песенка «бали-бали» и множество других несуразностей.
Одним словом, Велтистов — не писатель. Он неплохой рассказчик, хороший научно-популярный публицист (третью повесть очень люблю — а ведь там одна наука). Но, увы. Тот редкий случай, когда авторы фильма значительно выручили автора книги, сделав его незаслуженно популярным.
Paganist, 15 декабря 2016 г.
Тема экологии, поднятая автором во второй повести цикла об Электронике, разумеется, полезна и важна, особенно направленная на податливые умы детей/подростков. Однако художественные достоинства произведения не произвели должного эффекта. Как-то уж совсем по-суперменски выглядит Рэсси. Да и повествование очень отрывистое, местами чуть ли не тезисное. Есть и просто откровенно слабые места. По факту, гуманитарная фантастика в бульоне советской приключенческой героики (иначе не назовёшь) не особо удалась. Впрочем, для своего времени и для своей аудитории — несомненный хит.
Лэйла, 31 октября 2011 г.
Когда я смотрела фильм, то даже и не знала какой удивительный на самом деле Рэсси. Об этом там просто ничего нет — собака и все. Книга же полностью посвящена Рэсси. Он оказывается может такое... Но при этом не застрахован и от ошибки в выборе хозяина. Но хорошо, что все хорошо завершилось.
Книга — хорошее дополнение к фильму, а вторая повесть намного лучше первой части.
glupec, 19 октября 2009 г.
Книга настолько проигрывает фильму, что и говорить-то не о чем.
С одной стороны — вроде бы тоже самое... и там, и там — заграничные злодеи (таки да, в те времена детям хотелось не про доблестных советских пионеров читать, а «про шпионов» и иже с ними. Ничего с этим не поделаешь. Потому и Булычёв своих космопиратов придумал, потому и в мульте про Врунгеля появляются гангстеры, отсутствующие в книге...) А с другой стороны... Что за имена — Манфред фон Круг (де ля Квадрат, ага...:wink:), Мик Урри (какой он национальности, кстати?..) Что за планы у этих злодеев —
Фильм — красив. Он «про красивую жизнь» (гангстерский Запад, где все рулят на мотоциклах и танцуют если не рок, запретный тогда, то хотя бы какой-нибудь твист). Про «не наше» (чего так хочется в юном возрасте). А книга — увы, слишком даже «про наше». Про обычные будни обычных пионеров... Потому она кажется преснее.
PS Скажете — «эффект утёнка»? Не посмотри я фильм первым, книгу бы воспринимал иначе? Оч. мож. быть... но любовь к фильму и великолепным песням Крылатова — Энтина всё равно в моём сердце навсегда :glasses:
Санёк Гончаров, 23 июня 2008 г.
Замечательная книга, достойное продолжение первой части. Читаешь и убеждаешься, что, действительно, собака — друг человека. Я до сих пор эту породу собак называю Рэсси.
sergvlab, 11 октября 2009 г.
Да, собака, что надо. И бегает, и плавает. Очень хотелось в детстве сделать себе такую же.
Nonconformist, 7 июня 2007 г.
Не мудрено, что и мне хотелось иметь такого четвероногого друга. Особенно благодаря иллюстрациям в книге, где было изображено милейшее лохматое создание с торчащей из спины антенкой :smile: