fantlab ru

Стивен Кинг «Тьма, — и больше ничего»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.34
Оценок:
576
Моя оценка:
-

подробнее

Тьма, — и больше ничего

Full Dark, No Stars

Сборник, год

Аннотация:

Четыре повести под одной обложкой, объединенные мотивом зловещего Незнакомца, своего рода темной сущности, живущей в душе каждого человека, и заставляющей его совершать неожиданные и страшные поступки.

Примечание:

В новом издании сборника к четырем изначальным повестям добавился рассказ “Нездоровье”, включенный в западное издание сборника в 2011 году.



В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


8.30 (1037)
-
35 отз.
7.65 (763)
-
24 отз.
7.74 (747)
-
20 отз.
7.75 (47)
-
8.16 (948)
-
22 отз.
8.10 (346)
-
3 отз.
7.19 (501)
-
12 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Награды и премии:


лауреат
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 2010 // Авторский сборник

лауреат
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2011 // Сборник

Номинации на премии:


номинант
Портал, 2012 // Переводная книга ("Повна темрява. Без зірок")


Тьма, — и больше ничего
2012 г.
Тьма, — и больше ничего
2014 г.
Тьма, — и больше ничего
2015 г.
Тьма, — и больше ничего
2015 г.
Тьма, — и больше ничего
2019 г.
Тьма, — и больше ничего
2022 г.
Тьма, — и больше ничего
2023 г.
Тьма, — и больше ничего
2023 г.

Издания на иностранных языках:

Full Dark, No Stars
2010 г.
(английский)
Full Dark, No Stars
2011 г.
(английский)
Full Dark, No Stars
2011 г.
(английский)
Повна темрява. Без зірок
2011 г.
(украинский)
Full Dark, No Stars
2018 г.
(английский)
Повна темрява. Без зірок
2020 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Четыре повести — наиболее удачная форма для Стивена Кинга. Взять хоть «Четыре сезона», хоть «Четыре после полуночи». Все четыре — суть разные аспекты одного и того же. И если в «Четырех сезонах» чаще всего шел реализм, и говорилось о вещах мудрых, вечных и важных, а в «Четырех после полуночи», грубо говоря, повести были в фантастическо-ужасающем ключе. То сборник «Тьма, и больше ничего» — сборник страшного реализма. Четыре модели отчаяния. Кинг и сам говорит в послесловии, что хотел показать, как люди себя ведут и чувствуют в ситуациях отчаяния. Сборник еще необычен тем, что сами-то сюжеты — банальны донельзя. Ну что такое сделка с дьяволом, извините? А пересказ истории Синей Бороды? А повторение Долорес Клейборн, только наизнанку? А вечный штамп «изнасилование-и-месть-за-него»? Ну издевательство, так ведь? В очередной раз Степан Королев убеждает, что главное не «что», а «как» рассказано.

«1922» — кровавая и жестокая история об убийстве женщины ее мужем и сыном, за 100 акров хорошей земли. Такое, своего рода, «преступление и наказание на американской ферме». Здесь примечателен сам рассказ гг, его объяснение, его деревенская узость восприятия мира в конце концов, также хороша атмосфера тех лет, особенно что касается отношения к земле и хозяйству, и череды ограблений в конце. Не обошлось здесь и без схожести с «Долорес Клейборн», только история рассказывается не как повод для оправдания, а как исповедь злого человека, как признание. Цепляет в основном своей мрачностью.

«Громила» — клишированная история мести за изнасилование. Хрупкая писательница детективов перенесла ад и начинает колебаться, мучиться, как же ей быть-поступить. Финальные локации лично мне напоминали «Куджо», а в целом это отличный переживательный (с мыслями героини) триллер в прозе. Он вполне хорош.

«На выгодных условиях» — не ожидал, что эта повесть (рассказ) так меня зацепит. Начало в духе «Нужных вещей», только как-то кривовато. Но вот потом, с начала описания злобы гг на своего друга детства, и последующее — это очень страшно. Лично мне показалось страшнее всех убийств и изнасилований желание самого худшего близкому человеку. Действительно, в каждом скрыт дьявол. И крайне удачно построенные мини-главы с хронологией трагедий семьи друга главного героя. Думаешь, что всё. А тут еще. Прям по голове. Бам — смерть от рака. Бам — мертворождение. Бам — развал компании. Бам — деменция сына. Бам. Бам. Бам. Бам. Бам. Эффект очень хороший, вкупе с короткими паузами и размышлениями гг о том, как у него всё хорошо. Отлично.

«Счастливый брак» — а здесь я вообще растаял с первых страниц и был в таком вот состоянии растаявшего эскимо всю повесть. Во-первых, гармония хорошего брака описана так приятно и чисто, мудро и трогательно, что диву даешься. Во-вторых, чувство тревоги и тайны передано ослепительно чувственно. Слышим каждый шорох, каждая нотка в голосе. Кажется, если бы Кинг написал историю банальной супружеской измены, у него бы это вышло просто гениально. А так, история супер. Концовка спорна с выходом из ситуации, но мы и не должны соглашаться с финалом. Однако чувство сохранения тайны после финального диалога со старым копом добавляет таинственности и уюта.

Настоятельно рекомендую этот сборник.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не покривлю душой сказав, что прочитала прекрасный сборник. Итак,Стивен Кинг в который раз показал за что мы его любим. Перед нами прекрасный сборник психологических триллер рассказов с нотками мистики. Каждый рассказ по своему интересен и уникален.Абсолютно каждый погружает в свою атмосферу безысходности,потерянности,мерзости,но где-то далеко-далеко мелькает небольшой лучик надежды на хороший исход. Мне понравилось реалистичность рассказов.Такие ситуации действительно могут происходить в нашем мире. Прочитав всю книгу я поймала себя на мысли,что не осталась равнодушна ни к одному рассказу Кинга,а для меня это самый важный показатель мастерства писателя. Всё таки тяжело серьёзно относится к творчеству автора,когда истории не находят отклика в душе читателя.

Выделить какой-либо рассказ лично для меня очень сложно,т.к. каждый из них находится на одном уровне.

Потраченного времени на чтения не жалею ни капельки. Поклонникам творчества автора читать обязательно!

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Четыре повести в этом сборники связанны одной тематикой, а именно темной, до поры дремлющей личностью, которая скрывается внутри каждого человека. Но никто не знает, когда и под воздействием какого фактора, эта личность даст о себе знать. Иногда это защитные, иногда корыстные и пагубные причины, но всегда приводящие к трагедии. В данном случае соответственно этими факторами являются:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
алчность, месть, зависть и чувство нравственности или справедливости.

Но никто об этой книги не скажет лучше самого Стивена Кинга (из послесловие): в этом сборники я попытался показать, на что способны люди в отчаянном положении. Мои герои вовсе не лишены надежды, но на их примере становится ясно, что наши самые заветные мечты – в том числе и в отношении окружающих и общества, в котором мы живем, — могут так никогда и не осуществиться. Величие зиждется не на успехе, а на стремлении поступить правильно… а когда мы проявляем слабость или осознанно пасуем перед брошенным нам вызовом, вот тогда и наступает ад.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Калейдоскоп жестких триллеров. Все как на подбор. Действительно, читается увлекательно.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепнейшие рассказы, Громила понравился больше всего, очень уж я люблю истории про месть.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это сборник о людях, вернее о тех, кто только с виду похож на человека, а на самом деле является самым уродливым существом на свете. Четыре истории, в которых низменные и мерзкие качества выходят на новую ступень, когда просто человекоскот становится бешеным зверем.

«Тьма, — и больше ничего» — сборник не имеющий никакого отношения к мистике или потустороннему, где-то на задворках что-то может и просматривается, но в основном все вполне реально. Автор пытается найти те мотивы, которые зачастую приводят к трагедии. Вообще, тема психического состояния, как жертв, так и преступников, в этом сборнике вынесена на первый план.

Все истории разные, но объединяет их одно — поиск хоть чего-то светлого в образах завершенных негодяев. Не случайно, у каждого из главных героев есть какие-то черты, которые характеризуют человека положительно. То есть, Стивен Кинг наглядно демонстрирует, что не обязательно быть плохим во всем, совсем наоборот, но именно «темная» сторона почему-то одерживает вверх.

Создание психологического портрета требует от писателя гораздо большего таланта, чем простое умение придумывать интересные истории. Именно этим, Кинг и полюбился своим поклонникам. В его произведениях, которых написано довольно много, на первом плане всегда психология, а уж потом кровь, ужасы и маньяки.

Смог ли Стивен Кинг показать нам Тьму? Конечно, он провел читателей по самым темным закоулкам человеческой души, показал насколько черные мысли и поступки могут совершать обычные с виду люди. Прекрасный сборник, в котором нет слабых историй и он полностью соответствует своему названию.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Стивен Кинг и в 21-м веке остается профи высшего класса. Сборник «Тьма, — и больше ничего» — прекрасное тому подтверждение.

В новую книгу мастера входят 4 повести, читать их можно в любом порядке, а сюжет укладывается в одну фразу. Фермер из корыстных побуждений убивает жену. Женщина мстит насильнику. Дьявол предлагает умирающему от рака продление жизни. Домохозяйка неожиданно узнает, что ее любимый муж — серийный маньяк. В кратком пересказе все это не слишком впечатляет, но не сюжетами силен Стивен Кинг. Из массы сочинителей хорроров его всегда выделяли великолепно проработанная атмосфера, психологизм, внимание к деталям, талант рассказчика... Актуально это и для цикла «Тьма, — и больше ничего».

А вот название книги, честно говоря, не показалось мне удачным. По-моему, Кинг ведет разговор как раз о другом. В душе человека перемешано и светлое, и темное. Доктор Джекил и мистер Хайд есть в каждом из нас. Убивший жену Уилфред Джеймс («1922») — книголюб и для фермера прекрасно образован. Садист и убийца Боб Робинсон (повесть «Счастливый брак») — вообще муж, каких мало. Может показаться, что Кинг тем самым оправдывает зло, делает его привлекательным. Но дело, наверное, в другом. Жизнь сложнее любых придуманных схем.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

В сборнике четыре повести, я все их отношу к жанру реализма. Разве не в окружающей реальности Писатель находит источники для сюжетов своих произведений? Стивен Кинг профессионально умеет показать «изнанку» человека. Под влиянием такой книги меняется угол зрения на поступки и их мотивы. Писатель дает возможность увидеть, что творится в непроглядных потемках чужой души.

Все познается в сравнении. Четыре повести — фонарики, которые помогают нам выйти из царства Тьмы в привычный мир. После таких приключений, какой же он яркий, солнечный и прекрасный!

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не претендую на конечную истину, но абсолютно не соглашусь с мнением большинства комментаторов, считающих, что герои каждой из четырех крепких новелл сборника — воплощение тьмы.... и больше ничего.

Безусловно, беспросветный мрак царит в душах добропорядочного фермера-убийцы и не менее внешне «причесанного» законопослушного бухгалтера, убивших близких им людей — реально или с помощью потусторонней силы.

Но никогда не соглашусь что «тьма» царит у душах двух женщин -героинь повестей « Громила» и «счастливый брак». Ну, уж нет. Воплощение мрака там семейство братьев-насильников и убийц, с покрывающей их мамочкой и серийный маньяк Биди, ведущий жизнь добропорядочного американца, хорошего отца, примерного супруга и гражданина.

Убивших их женщин Кинг ставит перед неразрешимым выбором — пойти законным путем и обратиться к полиции, или совершить справедливость самим, избавив других потенциальных жертв от страшной мучительной смерти?

Абсолютно убедительны мотивы, руководящие каждой из них. Тесс не может допустить огласки, ибо общество наше по сей день живет принципом: — изнасиловали? — Сама Виновата! Напросилась! А еще она публичная персона, что только усугубляет дело: в ужасе Тесс представляет, как на какой-нибудь встрече с читателями кто-то спросит: «А вы об этом напишете?» . И что ей делать? ПРомолчать и проглотить, как это делают 80% изнасилованных женщин? Но как быть с трупами в трубе, частью компании которых она чуть не стала сама? Ведь их будет становиться все больше! Она уже не сможет забыть об убитых женщинах и жить с чистой совестью, оставив все, КАК ЕСТЬ!

Еще ужасней положение Дарси, хорошей матери двоих взрослых детей, которые начинают свою жизнь грядущей свадьбой и выгодными заказами для фирмы. Заявить на весь мир, что их отец — чудовище? Что он годами насиловал и убивал женщин? И что же теперь будет с бывшей семьей монстра? Как смогут они доказать, что ничего не подозревали и не знали? КАк смогут вообще жить дальше в стране, где каждый теперь будет показывать на них пальцем? Как жить в мире, где они уже никогда не смогут укрыться и отмыться от клейма семьи МОНСТРА?

НА мой взгляд, две женщины, осуществившие негласное правосудие, нашли баланс между преступлением и наказанием, не расплатившись за это муками совести. Ибо как прошептал Дарси на ухо старый детектив, распутавший следы маньяка уже после его смерти — «Вы поступили правильно».

И поцеловал ее в щеку.

Согласен с ним целиком и полностью.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В каждом из нас живёт Коварный человек. Сумрачная личность, эдакий мистер Хайд, воплощение всех пороков и зла, что таятся в человеке. Кто-то умеет усмирять эту сущность, но многие регулярно её подкармливают и она вырастает в настоящее чудовище, которое может полностью поглотить личность. И это Чудовище может в любой момент оказаться рядом. Это может быть простой прохожий, который дружелюбно предлагает вам поставить запаску колеса. Или ваш лучший друг. А может быть и вовсе ваш муж или жена.

«Тьма, — и больше ничего» — именно об этом. О живущей в людях мерзости. Кинг периодически уходит от привычной ему сверхъестественной мистики и возвращается к своей главной теме. Чудовища — это люди.

Но при этом, к счастью, этому злу можно противостоять. Иногда на пути кошмара встаёт справедливое возмездие. Или судьба. Или всё вместе. Король ужаса, погружая читателя в мир невыносимого психологического кошмара, в этом сборнике даёт яркую надежду для всех жертв на воздаяние и оправданную месть. И тех, кто ответил жестокостью на очевидное жуткое зло не хочется винить, а незыблемые рамки совести и морали раздвигаются до общечеловеческого стремления к правосудию — порой без всякого закона.

Замечательный сборник из четырёх прекрасных повестей, которые отлично сочетаются друг с другом в одну общую идею. Ничем не хуже «Четырёх сезонов» или «Четыре после полуночи», а местами — даже сильнее их.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из самых жутких (в хорошем смысле) образчиков творчества Кинга. Первый же рассказ, «Счастливый брак», хватает до глубины души. В нем достаточно психологизма и натуралистичных сцен, да и персонажи достаточно яркие.

Мне больше всего понравился рассказ «На выгодных условиях», написанный с долей черного юмора, но прочие тоже на уровне.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из лучших книг Стивена Кинга.

Зрелый Кинг мне более интересен, чем ранний. Очень хорошо, что Кинг перестал писать про монстров. Разве могут упыри и вурдалаки сравниться с человеком? Страшнее человека зверя нет. Хочешь увидеть настоящего монстра — погляди в зеркало.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный сборник. Ни на минуту не пожалела, что купила его в бумаге. И с удовольствием предложу книгу некоторым друзьям.

Хороши все четыре повести, каждая по-своему. Что объединяет все работы — отлично прорисованные герои, глубокий психологизм. Это то, что называется — читать всем!

Оценка: 9
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наконец-таки и я добрался до данного сборника.

Ну что могу сказать?... Книга удалась на славу, в очередной раз продемонстрировав те грани таланта Мастера, за которые большинство из нас его так любят.

Но, обо всем по-порядку...

А первой по-порядку следует повесть «1922» — мощная психологическая и порой весьма жуткая притча, в основу которой положена старая как мир истина — «не рой яму другому, а то сам в нее попадешь».

Произведение удивительно достоверное и в повествовательном (мелких деталей бытоописующих жизнь американских фермеров и маленьких городков начала XX века не просто много, их — великое множество) и в психологическом плане (с одной стороны переживания главного героя, которые хоть и поданы им же самим несколько отстраненно, но всё равно таящие в себе глубокую боль от совершенных им деяний, а с другой — упадок рассудка сына фермера, ставящий крест на его дальнейшей счастливой жизни вместе с отцом на родной земле).

И хотя вторая часть повести получилась «слабее», концовка — бескомпромиссная, как приговор судьи, и стремительная, как удар палача, — поставила эффектную точку в произведении.

Вслед за «1922» Кинг знакомит нас с не менее отталкивающей историей, полечившей в русском переводе название «Громила».

Как мне кажется, создавая данную повесть, Мастер руководствовался принципом писать «несерьезно в серьезном жанре», поскольку сама тема изнасилования хоть и придает мрачный оттенок повествованию (не может не придавать), общее повествование в массе своей полно некоего черного юмора (достаточно вспомнить как героиня вся в крови по-сути покидала место преступления на лимузине или как она просматривала фильмы о насилии над женщинами и последовавшим после этого возмездии преступникам и составляла план своей собственной мести пресловутому Громиле...).

Также замечу, что произведение несет на себе легкий отпечаток литературного стиля «двойника» Кинга — Ричарда Бахмана, который косвенно даже упоминается в тексте:

«Легковушка — это оказалась легковушка, а не пикап — проскочила мимо, не снижая скорости. Из нее донеслись громогласные аккорды группы «Бэкмэн-Тернер овердрайв»: «…тебе еще не довелось видеть такое…» Она проводила глазами промелькнувшие задние габариты и, почувствовав, что может вновь отключиться, хлопнула обеими руками по щекам.»

«Бэкмэн-Тернер овердрайв» — не что иное, как «Bachman-Turner Overdrive», канадская рок-группа, инициатором создания которой был бывший участник «The Guess Who» — Рэнди Бэкмен (Randy Bachman), чья фамилия была использована Кингом при создании псевдонима.

Еще одна любопытная деталь в повести связана с табаком «Принц Альберт»:

«Тесс услышала шаги больших ног и встала в пол-оборота, так чтобы свет сквозь граненое стекло выхватывал лишь малую часть ее лица. Отняв от груди блокнот, она притворилась, будто что-то записывает. Опустив плечи и слегка ссутулившись, она вполне могла сойти за даму, проводившую опрос воскресным вечером; она устала, и ей всего лишь надо узнать у очередной женщины название ее любимой зубной пасты (ну, или там насчет табака «Принц Альберт» в банке) и — скорее домой.»

Любопытной она становится, если вспомнить следующий эпизод из романа «Оно»:

«Бен открыл рот, чтобы ответить, чтобы сказать, что Пеннивайз, наверное, рехнулся, если думает, что он, Бен, поднимется по лестнице, но тут же понял: произнеси он хоть слово, все повернутся к нему, все подумают, а не псих ли он?

- Ладно, я знаю, что ты не можешь ответить, — крикнул Пеннивайз вниз и захихикал. — Хотя я чуть не провел тебя, правда? Извините, сэр, принц Альберт* в вашем сортире?.. Это так?.. Лучше выпустите бедолагу. Извините, мэм, это ваш холодильник убегает?.. Ваш?.. Тогда не стоит ли вам его поймать?

Клоун на верхней лестничной площадке запрокинул голову и визгливо расхохотался. Смех отразился от купола ротонды, будто стая летучих мышей, и Бену лишь невероятным усилием воли удалось удержать руки внизу, не дать им подняться и заткнуть уши.

* — Шутка, в которой обыгрывается трубочный табак «Принц Альберт»...»

Простое совпадение?... Вряд ли... Ведь дальше следует такой эпизод:

«Они добрались до гостиной. На стенах висели трогательные картинки — клоуны, большеглазые зверушки, — а полочки со столиками захламляли многочисленные безделушки типа стеклянных шаров со снегом, разных статуэточек и фигурок в стиле Марии Хуммель, умилительных медвежаток и керамического домика, будто из сказки о Гансе и Гретель.»

В общем и целом, повесть удалась: читается легко и с большим интересом, а ее финал (я имею ввиду заключительные строки, подводящие итог всему произведению) лично для меня займет достойное место среди моих любимых концовок у Кинга, вместе с уже упоминавшимися «1922» и «Оно», а также «Противостоянием», «Ловцом снов» и «Томминокерами».

Далее, по-очередности, следует небольшой рассказ «На выгодных условиях», показавшийся мне вариацией мастера на рассказ «Кнопка, кнопка...», одного из его любимых писателей — Ричарда Матесона.

Впринципе, история достаточно занятная, но уж слишком короткая, чтобы можно было сказать о ней что-то существенное.

Большим плюсом для меня стал тот факт, что Кинг решил не наделять своего героя какими-либо моральными принципами, создав по настоящему злого и алчного персонажа.

Теперь перейдем к «Счастливому браку», оказавшемуся, как и следовало ожидать, не таким уж и счастливым, словно спелое зеленое яблоко с червоточиной глубоко внутри.

И хотя по-началу сюжет повести кажется несколько фантастичным, то к концу вопросов о его «подлинности» уже не возникает... Настолько силен талант автора «оживлять» любую выдумку по-средством зелья, замешанного на мелких (реалистичных) деталях...

И, как и всегда, старина Кинг не обошелся без черного юмора (только он мог поселить маньяка, скрывающегося под маской добропорядочного семьянина по адресу Шугар-Милл-лейн, 24: «Sugar Mill Lane» — по-факту «Переулок «Сахарная тюрьма»...).

Подводя итог, скажу, что сборник, несмотря на свою предсказуемость, получился весьма разносторонним, на редкость мрачным и пугающе достоверным — еще одна прогулка читателя во тьме вместе с ее преданным поклонником.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший кинговский сборник, состоящий из четырех повестей,объединенных одной общей темой.Темой незнакомца внутри.Темной половиной .Того,что обитает в темных глубинах человеческой души.И не всегда всплывает на поверхность.До определенной поры.

Тема — стара как мир, но Стивен преподносит ее читателю по особому,по-своему.Начинается все довольно просто,иногда кажется,что даже банально.Нам дается стандартная,жестокая жизненная ситуация(на одинокую женщину на пустынном шоссе нападает маньяк, или муж убивает свою жену из-за продажи земельного участка) но как он ее обыгрывает!Как перестраивает сюжет до такой степени,что угадать чем все это может закончится становится практически невозможно. Кинг ведет с читателями игру,и вы ни за что не сможете угадать что он выкинет в следующий момент!Психология героев, их поведение, мотивации, мысли,чувства,всему этому веришь по-настоящему.И от этого действительно пробирает холодок.Потому что так бывает.Как говаривал герой одной из повестей , Shit happens,

Если ты хочешь писать правдиво, ты должен отбросить жалость.Кинг не жалеет никого.Ведь каждый убивает тех, кого любит.

Книга конечно не дотягивает до вершин творчества мастера, возможно кое-где читатель может провести параллели с другими работами автора, выявив схожие мотивы(например,читая «1922» постоянный читатель вспоминает «Долорес Клейборн» ), но несомненно, сборник заслуживает пристального внимания и осмысления. Он того стоит. :smile:

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх