FantLab ru

Аластер Рейнольдс «Обречённый мир»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.24
Голосов:
183
Моя оценка:
-

подробнее

Обречённый мир

Terminal World

Роман, год

Аннотация:

Далекое будущее, умирающая Земля, последний город человечества — гигантский Клинок, пронзающий всю толщу атмосферы. И небоскреб, и планета разделены на враждующие зоны. В одних созданы футуристические технологии, в других невозможны изобретения выше уровня XX века. Где-то функционируют только машины не сложнее паровых, а в самом низу прозябает доиндустриальное общество.

Ангелы-постлюди, обитатели Небесных Этажей, тайно готовят операцию по захвату всего Клинка. Куиллон, их агент среди «недочеловеков», узнает, что его решили ликвидировать, — информация, которой он обладает, ни в коем случае не должна достаться врагам. Есть только один зыбкий шанс спастись — надо покинуть город и отправиться в неизвестность.

Самое необычное на сегодняшний день произведение Аластера Рейнольдса, великолепный образец планетарной приключенческой фантастики!

Номинации на премии:


номинант
Финская премия "Блуждающая звезда" / Tähtivaeltaja-palkinto, 2012 // Научно-фантастическая книга (Великобритания)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Обреченный мир
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Terminal World
2010 г.
(английский)
Terminal World
2011 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В любом приличном мире, имеющем сколь-нибудь длительную историю, должно быть такое место или символ, на которые можно было бы показать и сказать: вот тут произошло нечто, изменившее ВСЕ. Должен быть некий символ могущества или гордыни, славы или поучительного урока, из которого прорастают подлинная история и сопутствующие ей мифы и сказки.

В этом мире такой символ есть. Громадное творение давно ушедших поколений, пронзающее атмосферу и устремляющееся к звездам. Клинок — памятник забытым свершениям и центр, к которому, как сироты к неласковой матери, жмутся люди. Вавилонская башня, на поверхности которой борется за жизнь и страдает разделенное таинственными зонами последнее человечество этого умирающего мира. Легендарный Этеменанки, в буквальном смысле Дом краеугольного камня неба и земли.

Рейнольдс по-прежнему верен себе. Все, как всегда: великолепная задумка, бодрое начало, постепенно сходящий «на нет» сюжет и совершенно невразумительная концовка.

Что может быть лучше для фантастического сюжета? Умирающая планета, негостеприимный мир с постепенно сужающейся зоной обитания, атмосфера упадка и приближающегося печального конца. И существующее в этих жестких условиях человечество, какой-то таинственной технологией, злой волей, несчастным случаем или космической катастрофой разделенное на враждующие племена, где одни пользуются всеми благами цивилизации, а другие вынуждены жить едва ли не в средневековье.

Две эти составляющие дают практически неограниченные возможности для развития сюжета, в центре которого история странствий жителя одного из Верхних, цивилизованных миров, вынужденного спасаться от преследователей (по весьма надуманному и нелогичному поводу, к слову) в мирах Низших, где технологии по непонятным причинам перестают работать. Эти странствия наполнены замечательными находками: описаниями хитроумных приспособлений, которые изобретают люди, чтобы сохранить достигнутый уровень жизни, странных обычаев и условий быта, возникающих в условиях постоянного стресса, когда неизвестно, в мире какого уровня технологий завтра окажешься. Прибавить сюда совершенно таинственные вещи в виде технологий, наделяющих людей особыми способностями, боевых андроидов, искусственных интеллектов, роботов, которые из помощников и защитников стали убийцами и «охотниками за головами». И над всем этим витает главная загадка: — что такое этот таинственный Клинок на самом деле?

И поначалу, кажется, что столь замечательные задумки находят полное воплощение в сюжете. Без проволочек вместе с полуангелом-получеловеком Кильоном мы отправляемся в долгое странствие по мирам Клинка, из зоны в зону, спускаясь по спирали от высоких технологий к дирижаблям, паровым котлам и конной тяге. Открывая по пути все больше скрытых фактов истории и настоящего, сталкиваясь с ожившими легендами, изучая детали, которые все более интригуют и не дают приблизиться к разгадке главной тайны.

Но вот где-то во второй половине книги что-то начинает меняться. Новизна исчезает. С момента попадания в Рой сюжет все больше отклоняется в сторону личностных проблем героев. Все меньше фактов о главной тайне этого мира, и даже если такие находятся, то остаются практически незаметны на фоне раскрытия заговора внутри Роя, борьбы разных фракций, межличностных конфликтов и мелких подробностей гуманитарной миссии героев. К примеру, самый интригующий эпизод — обнаружение и изучение разрушенного второго Клинка, который должен прояснить, зачем и кем были созданы Вавилонские башни этого мира, проходит практически незаметно, теряясь на фоне спасательной операции Роя. А ведь именно там, вскользь промелькнет картинка, которая дает намек, и несет огромный потенциал для всей истории, если бы...Если бы на нее уделили больше пары абзацев.

К слову, весь роман не оставляло впечатление, что автор, порой, сам не знает, куда повернет сюжет. От этого часть интересных задумок так и остается нереализованной, а многообещающие сюжетные ответвления обрываются на полуслове. Так оборвался интересный ход с оружием ангелов, о котором подробно рассказывалось, как его собирают, какое оно совершенное и наделенное интеллектом, как оно преобразуется (в подробностях) и приспосабливается к условиям низких технологий...И что? Ничего! Буквально ничего. А ведь столько открывалось возможностей...

Ну и финал. Финал... рейнольдовский! Скороговоркой, быстренько обо всем накопившемся. Без объяснения мотивов, раскрытия тайн или истории. И, порой, даже без логической связки между событиями и фактами. Все вот так. Почему? А потому.

Это самое обидное в романах Рейнольдса. Каждый раз, сталкиваясь в начале с огромным потенциалом, все же надеешься, что вот в этот раз «ружья» выстрелят не холостыми патронами. Приключения в оригинальном и атмосферном мире не закончатся очередным разочарованием. Сюжет, взлетевший на вершину в начале, останется там до самого финала. Но... опять чего-то не хватает. Хотя, хочу отдать должное, в этот раз осталась все же работа для читательской фантазии. Та самая маленькая и почти потерявшаяся картинка на дне разрушенного Клинка, которая оправдывает все долгое путешествие.

Оценка: 8
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Самое необычное на сегодняшний день произведение Рейнольдса, поскольку вообще ни с какого боку не космоопера, а самая настоящая планетарная приключенческая фантастика.

Далёкое-предалёкое будущее, умирающая Земля*, и последний город человечества — гигантский небоскрёб, выходящий за пределы атмосферы. И небоскрёб, и планета вокруг разделены на «технологические зоны», определяющие функционирование самой реальности — в одних работают футуристические технологии (бластеры, наноботы, кибермодификации человеческого тела), в других невозможны никакие изобретения сложнее уровня 20 века, ещё где-то могут функционировать только машины не сложнее паровых, в самом низу живёт полностью доиндустриальное общество — любая техника сложнее лошадиной повозки или кремневого пистолета отказывается работать.

В таком необычном мире разворачивается остросюжетное приключение, ставка в котором — судьба всего мира, а возможно, и не только его. Погони на машинах, приводимых в действие гигантскими маховиками, схватки с сумасшедшими бандитами-маньяками, как будто сбежавшими из «Безумного Макса», адские киборги, которые для поддержания жизни в низкотехнологичных зонах начали подпитываться человеческими мозгами, гигантский флот из дирижаблей, колоритные герои, тайны, интриги, предательства — такой круто замешанный коктейль ждёт читателя «Терминального мира».

Тем не менее, книга не идеальна: несмотря на все намёки, щедро разбросанные по книге, главных тайн автор нам не открывает. Впрочем, многие загадки* удаётся отгадать, как следует обдумав эти намёки, так что допускаю, что моего ума просто не хватило для обнаружения ответа на главный вопрос. В любом случае, в конце романа явно остаётся мощнейший задел для продолжения — так что есть шанс, что нас ждут и дальнейшие приключения в данном сеттинге, одном из необычнейших в современной научной фантастике.

[* Все герои называют свой мир Землёй, да. Намёки на реальное положение вещей щедро разбросаны по всей книге.]

Оценка: 8
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Действие происходит в неопределенно далеком будущем (но не в «конце времен»), когда человеческая популяция сократилась до 30 с лишним миллионов. Из них — подавляющее большинство проживает в одном огромном небоскребе Клинок, выстроенном на стилобате из неразрушимого темного материала неизвестной природы, корнями уходящего к ядру планеты, а шпилем центральной башни — в стратосферу. Граждане Клинка предпочитают называть его куртуазно — Богоскреб.

Как всегда, имеются и несознательные элементы, ведущие пиратский образ жизни на постепенно остывающей под непременным красным солнцем, почти безводной планете, чьи размеры непонятным образом сократились по сравнению с нашей эпохой, а период вращения заметно увеличился. Пираты конкурируют за выживание вне пределов Богоскреба не только с силами природы, но и с волкоподобными киборгами, охочими до человеческой нервной ткани, которую твари активно используют в своих биософтах.

Богоскреб делится на зоны, постепенно расширяющиеся из некоторой исходной сингулярной точки далеко под стилобатом (она известна как Око Бога) и охватывающие, в конечном счете, не только здание, но и всю планету.

Ну как? Где-то мы это уже видели, правда? Совершенно верно. Рейнольдс взял за основу революционную концепцию Зон мысли Вернора Винджа и реализовал ее в пределах отдельно стоящего здания размером с континент.

Поэтому комплименты автору за оригинальность сеттинга вызывают в лучшем случае усмешку — уж лучше бы похвалили за довольно тонкие и изящные, обильно разбросанные по тексту указания на то, что действие происходит отнюдь не на умирающей Земле, а

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
на кривокосячно терраформированном китайскими колонистами Марсе: тут вам и Мать-гора в окружении двух великих Дочерей, причем три вершины эти расположены по наклонной прямой, подобно пулевым отверстиям после очереди, и предание о закладке двух первых городов мира братьями-принцами Спиритом и Оппортьюнити, и почти двукратное увеличение продолжительности года против нынешнего земного, и попытки объяснить наличие у планеты двух спутников расколом Луны на обломки неправильной формы.

Кстати, русский «азбучный» перевод названия книги не вполне удачен, я отдаю предпочтение тому, какой советовал изначально: «терминальный» одновременно и несет те же коннотации обреченности и апокалиптичности, и намекает, что «terminal»-то в оригинале — существительное.

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рейнольдс, конечно, графоман, но у него есть одно хорошее качество — он умеет выдумывать всякие готично-перверсивные миры в стиле Босха. Качество прекрасное, но чтобы получилась хорошая книга, этого мало. Нужны ещё персонажи, сюжет, конфликты, характеры. А тут у Рейнольдса беда.

Вот читаю Terminal World — ну всё хорошо, интересный мир, далёкое будущее Земли, сюрный вертикальный город, разделённый на «зоны», причём в одной зоне работают компьютеры, в другой — компьютер не заводится, а бензиновый двигатель вполне, в третьей зоне — только конная тяга, и так далее, и всё это бок о бок, и всюду живут люди. Отличная идея, ну чего там. Завязка тоже отличная — некий доктор с тёмным прошлым, у доктора в голове хранится какая-то суперинформация, которую хотят заполучить адские злодеи, и доктор от них убегает сквозь все эти зоны, начиная с технологичных и до самых дремуче-средневековых. Пока всё круто.

Некруто то, что доктор всю книгу не делает вообще ничего. Его куда-то везут, тащат, волокут какие-то люди, защищают от бандитов, а доктор то погружён в свои мысли, то вдруг начинает вырываться и кричать «стойте! вон лежит умирающий бандит! пустите меня к нему! я желаю пожертвовать жизнью и вылечить его!», то опять погружён в мысли. Так повторяется несколько раз циклически, потом книга кончается. У Рейнольдса вообще всегда был странный подход к изображению положительных персонажей, но тут он превзошёл себя. Читать книги про глубоко интеллигентных идиотов — это удовольствие сильно на любителя.

Когда выясняется, что действие книги происходит...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
вовсе не на Земле, а на Марсе, а население мира просто случайно забыло, что тысячу лет назад они все переселились на Марс и вымахали до 4 метров роста
— это даже почти не усиливает ощущение маразма, потому что усиливать уже некуда.

А когда выясняется, что у доктора в голове хранилось...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
а никто (включая автора) не представляет, что же такое там хранилось, ну забыли придумать, бывает
— тут уже остаётся только махнуть рукой и не читать больше Рейнольдса.

Оценка: 5
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд самый слабый роман Рейнольдса из опубликованых на русском,Хотя «самый слабый» у Рейнольдса был бы шедевром у многих и многих графоманов бессчетно издающихся на наших родных просторах.

Для меня лично это разочарование но опять же я не говорю что роман не интереный или плохочитаемый,разочарование именно в том что на мой взгляд автор не дотянул до планки им же выставленной на исключительно большую высоту в «пространстве откровения» и лично меня напрягает некая ходульность противопоставление «демократического» общества воздухоплавателей и погрязшего в коррупции оседлого обитателей клинка ну и третья сила ОПГ правда совершенно не понятен механизм их существования и взаимодействий даже самая отмороженая банда должна иметь сплачивающую идею и цель а в романе все объясняется наркотой.

Не очень понятно зачем одного из героев делать франкенштейном если это стеб-по моему не очень удачный.

Сам мир у меня ассоциируется с мирами Мьельвиля что то такое на грани шизофрении но талант автора делает все крайне убедительным вот здесь то, и зарыта собака по моему у Мьельвиля получается, у Рейнольдса нет

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пересказывать сюжет не буду, в других отзывах этого предостаточно. Напишу о своих ощущениях. Первая треть романа читается тяжело. Автор придумал странный мир с какими-то Зонами, но нигде никак не объясняется что это за Зоны, как возникли и почему. Поэтому через текст вначале приходится буквально продираться и я пару раз хотел вообще бросить читать дальше. Останавливало меня только имя автора — мне все произведения Рейнольдса нравятся, одни — больше, другие — меньше, но все. И я продолжал читать. И не пожалел об этом.

Да, придется смириться, что автор так и не объяснит что это за Зоны, что за Метка и прочее. Понять что «Землей» называют далеко не Землю мне удалось где-то на двух третях романа, что это Марс (как пишут в одном отзыве) я лично вообще не понял и до сих пор не уверен в правильности. Но созданный автором мир со временем начинает завлекать все больше и больше, главный герой постепенно начинает не просто тащиться от локации к локации, а что-то делать, влиять на судьбу. Да и «локации» сами по себе весьма интересные — у Рейнольдса вообще с фантазией все в порядке, он в каждом романе умеет «накидать» разных идеи, и этот роман не исключение. И до самых последних страниц этого романа автор продолжает подбрасывать разные интересные мысли, повороты сюжета, намеки. Не зря читал.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Представьте, что Луна раскололась, Земля вымерзает и высыхает, а на экваторе открылось Око Бога, которое разделило всю планету на зоны, отличающиеся степенью прогресса. На Оке Бога (неверующие называют это место Меткой) стоит 30-миллионный город Клинок, также разбитый на зоны. На Небесных Этажах Клинка обитают крылатые люди-ангелы, кровь которых наполнена наномеханизмами. Ниже работают управленцы Схемограда. Электричество правит бал на Неоновых Вершинах, но не функционирует в Парограде. В Конеграде у подножия Клинка используется только мускульная сила. А дальше простирается Глушь с редкими поселениями, где заготавливают дрова и огнесок для Богоскрёба (как в народе называют Клинок). На просторах Глуши также живут бедняки-землеройки, которых терроризируют разбойники-черепа. Черепа доставляют пленных к плотоборгам (выродившимся в плотоядные киборги роботам), которые в обмен на возможность высасывать мозги людей синтезируют для черепов антизональные препараты. Дело в том, что пересечение зон проходит очень болезненно, вызывает тошноту, галлюцинации и жуткую головную боль, вплоть до потери сознания и смерти. Воюют черепа и с Роем, воздушным городом из 150-ти дирижаблей, считающего себя хозяином неба и последним маяком просвещения в мире, неуклонно погружающемся во мрак. Ройщики обеспокоены тем, что планета всё больше остывает, а лесов становится всё меньше, как и запасов огнесока для двигателей дирижаблей. Кроме того, зоны стали нестабильными и меняют свои границы, что многие обыватели связывают с воздействием легендарных тектомантов, отмеченных особым знаком. С представителями всех этих групп населения приходится столкнуться доктору Кильону, ангелу, модифицированному для жизни на Неоновых Вершинах. В 5283-м году от открытия Ока Бога Кильон вынужден бежать с Клинка в Глушь и принять участие в событиях, способных изменить судьбу мира. А читателям предстоит, кроме всего прочего, разгадать загадку Клинка и всей планеты, ведь согласно Писанию «прежде люди были как дети и жили в два раза дольше». В целом, «Обречённый мир» — отличный роман для любителей приключенческой фантастики.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мир неизведанного будущего глазами постчеловека

***

«Обреченный мир» — еще один роман Аластера Рейнольдса, который я прочитал. До этого был «Звездный лед» и «Дождь забвения». Эти две книги, хоть и различались достаточно сильно, имели общие элементы – путешествие через космос, столкновение с реликвиями (или технологиями, как посмотреть) пришельцами. В этом плане «Обреченный мир» — тот роман, который выделяется на фоне уже прочитанного.

Отличия бросаются в глаза практически сразу – здесь лишь один главный герой (Кильон), полное отсутствие космооперы. Здесь даже инопланетян нет. «Обереченный мир» — книга совсем о другом.

В центре повествования находится Кильон – постчеловек, который был модифицирован под условия жизни среди людей. И чтобы были понятны подобные расстановки на шахматной доске, придется выдать один из главных козырей автора – мир, в котором происходит действие.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Это мир крайне далекого будущего – речь о тысячелетиях. Изначально Рейнольдс говорит, что в «живых» остался только один город – Клинок, который пронзает всё от земли и до атмосферы планеты. Позже становится понятно, что есть жизнь и вне Клинка. Клинок – спиралевидная высотка, поделенная на ячейки путём зон. Каждая ячейка – это город. На самом верху живут постлюди – ангелы. Они совершенны в глазах «недолюдей». Зоны – ещё одна находка автора. Это некоторые физические характеристики пространства, влияющие на прогресс. Зоны могут идти как на убыль, так и на рост. Если она идет на убыль, то город опускается ниже в иерархии прогресса, то есть регрессирует. Переход между зонами дается людям сложно, отказывают органы и предметы быта и орудия труда (переход с пистолетом в самую «убогую» зону превратит пистолет в дубинку). Интересно и то, что зоны могут произвольно меняться – это сложно предсказать. Города воюют между друг другом за любые пустяки. Ангелы же держат хорошую мину при плохой игре
. И вот в этом котелке варится Кильон. На него объявлена охота, бывший ангел вынужден пуститься в яркую авантюру, которая повлечет за собой погони, перестрелки, спасения жизней и их утраты. В экшене Рейнольдс совсем не отказывает читателю. Вместе с квестом открывается и мир, созданный автором. В итоге читатель со временем узнает, кто такие тектоманты, борги, что такое Пропасть и так далее. И всё равно некоторые элементы мира останутся необъясненными. Поэтому можно считать «Обреченный мир» не просто фантастикой, но фантастикой с вкраплениями вейрд-фикшена.

Нет претензий ни к переводу (он очень хорош, текст гладкий, шероховатости отсутствуют). Ошибка за пятьсот с лишним страниц найдена только одна, и то, это ошибка переводчика\наборщика\редактора, а не автора.

Произведение, как уже привычно у Рейнольдса, достаточно многоплановое. Здесь и естественный отбор, и стремление к толерантности, здесь и жуткий образ будущего, в котором люди даже не осознают, что они живут на [Марсе. Каюсь, сам я это понял только из отзывов на фантлабе]. Наконец, одна из тем – это самопожертвование. Центральная, на мой взгляд.

Заключение: «Обреченный мир» — драйвовая фантастика, которую интересно читать. Автор вышел за рамки космооперы, эксперимент можно считать успешным. Книга полна интриг, неожиданных сюжетных ходов. Отдельный плюс – это созданный Рейнольдсом мир. Очень колоритный и любопытный. Хотелось бы увидеть продолжение (сиквел \ вбоквел, что угодно), можно даже в виде рассказов или повестей, чтобы приоткрыть завесу тайны над некоторыми моментами. Но вряд ли это произойдет. Определенно стоит к прочтению.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если первые главы казались началом чего-то оригинального, необычного, в духе остальных книг Рейнольдса, то вскоре пришло разочарование – «Обреченный мир» не смог похвастаться даже несколькими сюжетными линиями, пусть даже в одном времени происходящими, чтобы в финале сплестись самым причудливым образом – опять же, как в других книгах автора.

Здесь только одна история, и та линейная. Она похожа на старый локомотив, который совершает свой последний путь, теряет по дороге детали – сюжетные зацепки, ответы на которые нам не суждено узнать, но упорно движется к цели.

Перед нами раскрывается очень интересный мир: далекое будущее, гигантский небоскреб как последнее сосредоточение цивилизации на всей планете, загадочные зоны, необъяснимым образом позволяющие работать механизмам или наглухо их блокирующим.

Ангелы, вид постлюдей, обитающих на верхних этажах небоскреба.

А кроме того, Рой, государство-флотилия дирижаблей и «черепа», так похожие повадками и внешним видом на Пожирателей из «Светлячка».

Вот только – к чему все это?

Вся суть сюжета сводится к случайному стечению обстоятельств. Если бы главный герой Кильон не покинул вынужденно небоскреб, то не стал бы причиной всех волнений, последовавших для всех. И Рой, и небоскреб, и черепа продолжили бы летать, копошиться и пытками делать себе подобных.

Выходит, весь мир вертится вокруг одного персонажа, какими бы важными в своем истинном предназначении не были бы остальные. Только он и движет историю вперед, каким бы покладистым и миролюбивым не старался казаться читателю.

Кроме того, касательно самого мира – он порождает множество вопросов, и не отвечает почти ни на один. Мы не узнаем, почему планета стала такой, откуда взялись и как действуют Зоны, и прочее, и прочее. Другим книгам автора была присуща, скажем так, понятная сложность, а здесь же очень много недосказанности. И это, само собой, заставляет думать, что «Мир» хуже.

Но это не так на самом деле. Книга интересная. Несмотря на вопросы, несмотря на одну сюжетную линию. Несмотря на отсутствие космоса, так здорово получающегося у автора. В «Обреченном мире» все же есть дух авантюры и дальних приключений по неизведанным землям, которые, к тому же, еще и меняются постоянно. В ней есть то, что выделяет ее, и идет на пользу – отсутствие злодеев, как таковых, к примеру. Перед нами люди, мнение которых не совпадает, в большей степени, или в меньшей. Каждый пытается гнуть свою линию или подстроиться под кого-то (не забываем при этом, что Кильон движет сюжет), но чтобы намеренно причинять вред – такого нет. Даже черепа – и то представлены в виде обезличенной стихии, пусть и скоординированной и оттого опасной.

И интрига, конечно. Пусть не оправданная в итоге, но тем не менее. По прочтении желание узнать, что будет дальше, всегда перевешивало чувство разочарования от простоты истории.

А значит – книга в большей степени хорошая.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сложно оценить этот роман. Как уже справедливо заметили, «Обреченный мир» получился очень неровным. Первая треть книги вышла очень динамичной — знакомство с новым миром и его обитателями происходит вполне себе в ритме, герои бегут от погони. Описание разнообразных приключений в необычной обстановке затягивает с первых же страниц и читается с огромным интересом. Но стоит героям остановить свой бег, как сюжет провисает, динамизм уступает место малосодержательным разговорам и выяснению второстепенных (с точки зрения основного сюжета) деталей. Главные герои становятся прямодушными, скучными, неинтересными и что еще хуже — черно-белыми. И так практически до самой концовки. Множество интересных авторских задумок и многообещающих деталей так и остались нереализированными. Финал же получился скомканным и невыразительным. Не сказано даже, чем закончилась попытка главных героев спасти мир от катастрофы. И никаких ответов на глобальные вопросы насчет того, что это вообще за мир и что собственно с ним происходит. Что такое Клинок, Зоны, Метка, Око Бога — догадывайтесь сами, дорогие читатели.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рейнольдc обладает поразительным талантом сводить оригинальные миры и увлекательные интриги в своих книгах к невыразительным концовкам. Но еще невероятнее, что несмотря на смазанный финал «Обреченный мир» получился достаточно удачным романом, оставляющим умеренно приятные впечатления.

История доктора-патологоанатома Кильона начинается на Неоновых Вершинах, одной из секций гигантского Клинка, возносящегося над исковерканной, страдающей планетой. Поначалу повествование выдержано в стильных нуарных тонах — обреченность на скорую гибель, неотступные преследователи, предчувствие катастрофы.

Обитатели Клинка считают себя едва ли не единственным осколком цивилизации в мире, тонущем среди хаоса и варварства. Но и внутри исполина есть иерархия — Небесные Этажи с чудесными наномашинами, Схемоград с кибернетикой, Неоновые Вершины с электричеством и дизелем, а также ретро-Пароград и примитивный Конеград. Четкое разделение по уровню технического и научного развития объясняется наличием особых зон — которые влияют на свойства пространства, физические константы и субатомные характеристики. При переходе ломаются не только устройства — даже люди могут перенести его лишь с помощью препаратов.

И вот в странствие по такому странному, умирающему, искалеченному миру отправляется Кильон, бывший обитатель Небесных Этажей, беглец с Неоновых Вершин, будущий член экипажа «Репейницы». Рейнольдс пестро смешивает не только антураж — высокие технологии, древние руины, флот дирижаблей, примитивный быт, но и жанры — нуар, постапокалиптику, приключения, роуд муви, НФ, создавая увлекательную историю.

Итог: приключенческий роман с элементами нуара и постапокалиптики.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не важно, кому нравится больше Виндд или Рейнольдс, а может быть, оба этих автора ценны для некоторых одинаково. Важно, что читавшие «Пламя над бездной», взявшись за недавно переведенный у нас «Обреченный мир» сразу смогут узнать идеи Винджа. Те самые Зоны, перемещенные с масштабов галактики на маленький людской умирающий мирок. И своя Бездна в романе Рейнольдса есть, и остальные Зоны, только размноженные до нескольких десятков. В одних из них паровой век, в других — конный, в третьих — индустриальный, ну а в четвертых и далее — постчеловеческий. Разве что скорость света к этому всему не привязана, но вот перемещения теперь внутри этого лоскутного одеяла из рейнольдовских Зон значительно ограничены автором с помощью физиологического фактора. Кстати, в отличие от Вернора Винджа, Аластер предлагает некоторое объяснение появившихся в реальности его книги физических границ, правда не доводит это объяснение до конца.

До конца он в «Обреченном мире» много чего не довел, и молчание с недоговорками разбавил нелогичными поступками героев, странноватыми действиями и диалогами героев, иногда ну чрезмерно выглядящие клишированными, неразумными и рояльными. И не забыв про все эти минусы, фантастическое допущение, которое является заимствованным (не отрицаю, что как дань уважения — Зоны, во всяком, Зонами и остались), про то, что чудесный и радующий глаз город Богоскреб, Клинок, в качестве места событий используется в объемах меньше половины книги, в целом произведение мне понравилось. Все-таки идея основная не настолько еще заезжена, даже самим Винджем, да и Рейнольдс хоть как-то, но пытается ее разбавить своими нововведениями. Некоторые детали сюжета, в том числе не сразу поднимаемый вопрос о сути данного мира и его обыгрывание (пусть и не неожиданно для меня, уже знавшего ответ), мне понравились. И в целом книга мне доставила большее удовольствие после прочтение, чем «Дождь Забвения» (который, надо заметить, в поступках, поведении и репликах героев логичнее выглядит), ведь выглядит ее мир более интересным и завершенным. Даже сюжет, чтобы тут не говорили, оставляет вопросов в разы меньше, чем в том же «Дожде...». Концовка вполне убедительная, а почти все оставшееся «за кадром» можно додумать самому.

В плане реализации концепции Зон советую читать цикл Вернора Винджа, конечно, но как новое интересное произведение данного автора — вполне себе. И достойно прочтения больше, чем «Дождь Забвения».

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Фонтан прекрасных идей первой сотни страниц быстро иссякает, и роман скатывается в довольно утомительное приключение с погонями и баталиями.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сразу хочу предупредить, что этот роман не относится к категории научной фантастики. Скорее всего, жанр можно определить, как смесь приключений в разрушенном мире и мягкой фанатастики.

Определить время действия, довольно сложно. Однозначно, это очень далекое будущее, ушедшее вперёд на несколько тысячелетий. Разрушенная и уничтоженная планета, который в этом времени состоит из одного огромного города, в свою очередь состоящего из множества этажей. Чем выше этаж, тем лучше там сохранились технологии. На верхнем этаже остались технологии будущего, чуть ниже люди живут в условно нашем времени, а в самом низу находится доиндустриальное общество.

К сожалению, шикарная концепция мира будущего, в котором есть масса тайн и загадок, останется для читателей закрытой и полученной информации будет катострофически мало. То есть, автор смог заинтриговать меня, но в итоге толком ничего не объяснил в подробностях. Это особенно обидно, потому что такого количества интересных идей, которые хотелось бы увидеть в более развёрнутом виде, далеко не в каждом произведении встретишь.

Для любителей приключений, причём, самого разного направления, будет настоящий праздник. Это и пересечение сразу нескольких уровней этого мира, знакомство с обитателями разных миров, которое всегда оборачивается стрельбой и смертью кого-либо из участников событий. Плюс к этому, читателей ждёт путешествие по воздуху, воздушные бои и описание жизни существующих в этом мире организаций, больше похожих на крупные банды.

Фантастические линии будут менее важными, что само по себе странно, так как именно это является ценностью данного романа. От Рейнольдса ждёшь самых разных идей, к которым привыкаешь после прочтения других его книг, но в итоге получаешь банальные приключения. Такое ощущение, что автор по какой-то причине решил не разрывать главные тайны и приберёг это на следующие книги. Вполне возможно, что он когда-то и вернётся в этот мир, чтобы рассказать о судьбе маленькой девочки и всего мира.

Прочитав все изданные издательством «Азбука» книги, я могу с уверенностью сказать, что эта книга одна из самых необычных. В то же время, это и одно из самых недосказанных произведений, которые я прочитал. Ни в коем случае не рекомендую начинать знакомство с творчеством Аластера Рейнольдса с этой книги, потому что у него есть более достойные внимания романы.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очередной качественный роман от Рейнольдса. Как обычно герои получились довольно картонными, да и диалоги так себе, но все это перекрывает динамичный сюжет, яркий и интересный мир, и приятный язык автора (перевода).

Этот роман отличается от всех прочих изданных Азбукой тем, что тут автор очень много всего напридумывал, причем связал все это в один клубок весьма гармонично. Фантазия и описание мира — самая сильная сторона Рейнольдса, и тут он развернулся на полную катушку. Кто сказал, что пост-апокалипсис это скучно? Чего тут только нет! Хм, космических полетов разве что.

Также я не понял претензий некоторых насчет концовки — она нормальная, там нет ничего недосказанного. Просто как и весь роман она состоит из намеков и подмигиваний, мол, додумай сам как это все работает.

Эх, если бы еще автору удалось выписать героев поживее, то это была бы одна из самых сильных его работ! А так — просто хорошо.

Отдельный респект художнику за обложку.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх