fantlab ru

Роман Злотников «Царь Фёдор»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.15
Оценок:
969
Моя оценка:
-

подробнее

Царь Фёдор

Цикл

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Эпический роман-утопия об альтернативной истории России первой половины 17 века.


Содержание цикла:


7.96 (1126)
-
27 отз.
8.05 (976)
-
19 отз.
7.90 (930)
-
18 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Награды и премии:


лауреат
Басткон, 2011 // Премия «Два сердца»

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (10)
/языки:
русский (10)
/тип:
книги (10)

Царь Федор. Еще один шанс...
2010 г.
Царь Федор. Орел расправляет крылья
2010 г.
Царь Федор. Орел взмывает ввысь
2010 г.
Царь Федор. Еще один шанс...
2012 г.
Царь Федор
2012 г.
Царь Федор. Орел расправляет крылья
2014 г.
Царь Федор. Орел взмывает ввысь
2014 г.
Царь Федор. Еще один шанс...
2018 г.
Царь Федор. Орел взмывает ввысь
2019 г.
Царь Федор. Орел расправляет крылья
2019 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это вершина патриотического порно, в которое постоянно впадают попаданческие опусы.

Порно это потому, что используется для мастурбации на национальное величие.

У Злотникова поводов помастурбирвоать на оное всегда полно. И тут конечно как всегда. Всех негодяев-англосаксов натянули (господи, ну почему эти дугинские бредни такие живучие то?), все на свете открыли, все земли захватили и людишек миллионы нарожали. Спасибо картошке.

Противно. Противно каждый раз нарываться на это «людишки», а людей у автора кроме ГГ и нет в книге. Сплошные функционалы. Ну и безымянная масса людишек.

Противно вязнуть в этом давно протухшем но непонятно живучем дугинском бреде с гадящей англичанкой и прочей геополитикой. Такая зомби-теория. Мертворожденная, вонючая, но мозги пожирает.

У читателя отзыва может возникнуть вопрос, зачем же я такое противное читаю... Затем, что я отдаю себе отчет — вот эта гадость, она же у людей в головах. Они же все это читают и впитывают.

И мне страшно от того, сколько людей впитало этих людишек и просит еще.

Оценка: 2
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не скажу, что прямо такой уж идеальный попаданческий цикл. Отнюдь. Встречались и покруче экземпляры. И тем не менее.

По отношений к циклу сему так и тянет употребить оценку «образцово — показательный». Не «идеальный», нет — ибо понятие идеала подразумевает и наличие желания и целесообразность копирования, повторения, подражательства. Здесь же речь — вовсе об ином: о некой соразмерности, комплектности, о компонентной полноте, что ли. О наличии и соответствующем «сюжетно — смысловом» обрамлении неких обязательных частей, составляющих суть попаданческого подЖанра. О тех важнейших элементах, кои — в итоге — и формируют «чудо проявления» критерия «нравится / не нравится».

Речь — именно о подЖанре попаданцев. Ни о чем ином. Все и всякие «исторические достоверности», «литературные обусловленности» и прочий маразм театра абсурда — гореть всей мерзости сей ярким пламенем. Мне глубоко по барабану, как все это сочетается — и с официальными правилами, и с замшелыми традициями, и с учебником истории, в конце концов. И дай Бог здоровья — и тому учебнику, и тому профессору, что его ваял.

Я — вовсе об ином. Я про «чтиво, которое нравится», уважаемый потенциальный читатель. Про Фантастику. Про кайф и прелесть «ЕслиБыДаКаБызма». Во всей его полноте

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Внимание! Книга не рекомендуется к чтению адептам идей либерализма и чистой демократии.

Как это не странно прозвучит, но жанр альтернативная история очень требователен к автору к его знаниям и фантазии – необходимо построить язык и повествование таким образом, что бы передать все признаки исторической эпохи и одновременно не утомить читателя «старой» речью. Но Злотников прекрасно справился с этой задачей – в «Царь Фёдор» огромное количество старинных, практически церковно-славянских, слов, речевых оборотов и приёмов повествования, но они абсолютно не вызывают отторжения и органично вписываются в современный литературный текст, показывая насколько богат русский язык. Именно эта особенность написания позволяет полностью погрузится в мир книги.

Трилогия написана при содействии довольно известного публичного историка Бориса Юлина и авторского дуэта известного как Александр Зорич и это чувствуется – само описание исторических реалий, насколько позволяют мои знания, подано довольно подробно и не противоречит современным взглядам, хорошо поданы технологические возможности государства того времени. Нет никакого «изобретения» казнозарядных орудий и пищалей, унитарных патронов и многого другого так популярного в этом жанре. С этой точки зрения произведение максимально продумано и при написании автор ориентировался не только на свои пожелания и стартовые исторические возможности, но и на социальные, ментальные, религиозные и политические реалии того времени. А то «изобрёл» паровик и большая часть рабочих на мануфактурах, промыслах не нужна – пусть мрут с голодухи. И такие продуманные действия наблюдаются во всём, что обуславливается «профессией» главного героя – предприниматель-управленец, то есть его знания и навыки заточены лишь на одно – организация деятельности других людей, остальные знания на уровне обывателя закончившего советскую школу. Благодаря этой позиции книги получились довольно не стандартны, как для жанра альтернативной истории, и заставляющие посмотреть на всё с другой стороны.

Оценка: Любителям альтернативной истории без политических шор однозначно стоит ознакомится.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

По сути тот же «Генерал-адмирал», на который у меня уже есть рецензия. Единственно на чём спотыкаюсь, так это откуда он деньги брал? Если в «Генерале» это было трансваальское золото, то откуда здесь он смог так отстроить Белкино в годы голода, сделать там кроме школы перевалочный пункт и тут же вслед отправлять богатые посольские приказы по странам. На какие шишы? В целом же добротное произведение.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

После некоторого перерыва вернулся к произведениям Злотникова и решил, ради разнообразия прослушать данный цикл в формате аудио книги.

И угадал с этим. Потому как засесть и с полным вниманием, вдумчиво прочитать текст у меня вряд ли получилось. А так, когда занимаешься своими делами, а фоном идет повествование о приключениях очередного «попаданца» , вполне не плохо вышло.

Причин для этого, на мой взгляд, несколько.

Во-первых ничего нового ни в стиле повествования, ни в сюжетных ходах, ни в продвигаемых автором мировоззренческих взглядах, ни в отношении к людям, истории, событиям и т.п. я не услышал. Откройте любой цикл Злотникова и прочтете все тоже самое, выраженное примерно теми же словами, с абсолютно с той же интонацией высказанное любым ГГ автора, без разницы кто этот герой в прошлой жизни — крупный бизнесмен, офицер спецназа или некий бессмертный, уже забывший сколько ему лет и сколько денег у него на тайных счетах.

Во-вторых, все время ловил себя на мысли, что автор описывает как он пару дней играл в какую-то стратегию, то ли «Цивилизация», то ли «Казаки».

Метод успешного прохождения подобных стратегий у автора отработан. Особо останавливаться на нем не имеет смысла, кто играл тот поймет о чем я.

Собственно из этого вытекает и абсолютная второстепенность ВСЕХ персонажей помимо ГГ, что отмечено в большинстве отзывов, и отмечено справедливо. А как вы пропишите индивидуальность полководца, инженера, врача, крестьянина или кого другого, если они всего лишь фигурки на мониторе, отправленные щелчком «мыши» игроком с «ником» « Царь Федор» добывать ресурсы, изобретать, побеждать врагов или выполнять какую другую функцию. Вот и выглядят они, думают, действуют, чувствуют то, что, по мнению автора, должны думать и чувствовать, пока он ожидает 20 минут игрового времени, когда в построенном первым делом университете, что абсолютно в духе Злотникова, ему изобретут очередную мего-полезную технологию. Ну а как иначе, ГГ нажал «иконку» изобрести — значит изобретут!

Собственно, все это я даже не в минус отношу, так как заранее примерно представлял, с произведением какого типа собираюсь ознакомится и чего жду от него.

И со своей основной задачей — скрасить фоном рутину рабочих будней (Ну повезло мне с работой — могу аудио книги слушать, пока делами занимаюсь))) — вполне справилось. А ожидать, что «Царь Федор» будет неким аналогом во всех отношениях, такому эпохальному труду, как « Петр I» — по крайней мере наивно! Хотя автор, как мне кажется, может быть и неосознанно, пытается в некоторых местах провести параллель, ну да это не так уж и страшно.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Данная трилогия на мой взгляд входит в тройку лучших из историй про «попаданцев» Романа Злотникова. Мне лично понравилось. Похоже было сперва автор хотел закончить на второй книге, но всё же дописал и третью, что стало закономерным окончанием цикла.

Тут некоторые рецензенты сетуют на то, что не всё соответствует той эпохе. Особенно «кипит» господин Кофейник. Могу согласиться с ним по некоторым пунктам, особенно по поводу денежной эмиссии, но это не даёт ему право снобистски обвинять всех, что КРОМЕ НЕГО тут никто не знает истории, на основании того, что ТОЛЬКО ОН читал Карамзина, Соловьёва и Ключевского, забывая, что это художественное произведение, а не исторический труд, в которых даже у наших корифеев истории может не совпадать с подлинной, так как они там не присутствовали, а машины времени пока увы не изобрели.

Читаются эти романы легко, на одном дыхании, чего уже в последующих произведениях не всегда у Злотникова получается. Думаю за этот цикл автор заслужил высшей оценки.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Понравилось.

Не могу сказать про автора ничего, так как других его книг вообще не читал.

По циклу.

из плюсов

- закончено. к чему автор вел, то и получили. Причем примерно такую концовку и ожидал, после описания как гг попал в прошлое

- очень хороши главы не от гг. сразу видно, что автор может писать, и усеет это делать

из минусов

- стиль повествования / главы от гг — еще немного и для меня бы это стало напоминать бухгалтерский баланс. немного не хватало живости чтоли

- очень напрягало, особенно к концу: гг живет там уже более 40, 50, ... лет. Можно брать в принципе любу. дату после лет двадцати. И при этом воспоминания о родном времени у него такие, как будто он только что попал в прошлое. Вот тут абсолютно не верил. Сам не помнишь при загруженности (а у гг она была огромная), что делала на прошлой неделе, а с такой живостью и ясностью вспоминать не отдельные моменты, а ВСЕ СРАЗУ — вот тут абсолюно и не верил. За столько лет уже просто-напросто ассимилировался с окружающей обстановкой, и не проскакивало что-то типа «я-они»

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тот редкий случай (пожалуй, первый для меня лично), когда всему циклу хочется поставить оценку выше, чем частям по отдельности. Ибо в отдельных произведениях отчётливо видно все слабые места. Но по сумме — роман-мечта. И мечта пореалистичнее и поправдоподобнее чем, скажем, мир воплотившейся мечты коммунизма и т.п. Не просто Утопия, а с показом как этого можно было достичь. Пусть и схематичным.

И чтобы ни говорили критики (а по фактическим литературным придиркам они, как правило, правы), но я считаю что такие книги нужны. Вы, посетители сайта, СССР не все помните. Многие знакомы лишь по рассказам и часто не понимаете откуда ностальгия по той жизни и как вообще так можно было жить — бедно, но счастливо. А литература, понятно что вкупе с другими факторами, и воспитывала настоящий патриотизм. А патриотизм нужен. И именно подобные книги вносят свой кусочек воспитания. Говоря «такие книги» я имею в виду, что по своему духу, а не потому что попаданчество и мечты. Для ориентира — цикл Зоричей «Завтра война». Умеренный правильный патриотизм и оптимизм. Главное, чтобы без перебора и чтобы автор писал хорошо, увлекательно. Злотников с этим справляется.

Что касается исторических ляпов (а их просто МОРЕ) — а не надо путать Мечту с действительностью, развлекалово с историческим романом. И не придётся морщиться.

По-моему, всё просто. Развлекает книга хорошо? Да более чем. Прочитывается залпом. А что касается идеалогии — вот вы бы хотели жить в этой России, России Злотникова? Я — да. И этим уже всё сказано.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный цикл!

Пробивает до слез!!!

Почему это не реальность?!!

Так получилось, что прочитал практически подряд «Отрок» Красницкого и «Царь Федор». Оба цикла — прогрессистские. Сильно подозреваю, что в свое время авторы играли в какую-нибудь стратегию типа «Цивилизации». И решили пофантазировать, добавив исторического колориту. «Отрок» оказался очень камерным и не претендующий на создание альтернативной истории, но зато очень душевным, практически семейным с очень обаятельными персонажами. А вот ЦФ это масштабный альтернативно-исторический эпос. Настолько масштабный что дух захватывает.

И самое главное в изложении Злотникова он не кажется нереальным.

П.С. Оказывается современный офисный планктон возмущает, что автор применяет термин «людишки» по ходу повествования. Планктон — это куда почетнее для креак-ов. До таких «людишек», про которых книга им еще предстоит долгая эволюция.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что-то тут не чисто... Столько гневных отповедей и ультро-критических оценок ещё поискать надо. Ну какой здравомыслящий «человече» будет оценивать фантастический роман с позиции исторической достоверности??? Три раза «ХА«! А вот то, что Злотников «прокатился» по либеральной интеллигенции, «креативному классу» (креаклам), «нашим западным партнёрам» и иже с ними, задел «тонкие струны души» хрупких и утончённых «наших эстетов»- вот причина их жидкого стула. Ну я так думаю, вот такое мнение моё.

Оценка: нет
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не могу спорить с профессионализмом автора. Трилогия читается, несмотря даже на то, что её с трудом можно назвать романом или циклом романов. Фактически, перед нами отчёт о сыгранной партии в некую длинную стратегическую игру.

Есть ресурсы, есть исследования, есть некие модификаторы. Есть развитие наук, есть приращение жителей — работников — денег — территорий. Всё это обильно заправлено дидактикой и моралите.

Православная церковь выступает как «плюс сто» к удачливости или, например, стойкости. Но это можно было бы и стерпеть.

Хуже то, что произведение является гимном «государственнического» взгляда на историю. Государство — всё, люди, его населяющие — ничто. Нет, разумеется, им нужно создавать условия для жизни, их нужно образовывать и лечить, ведь иначе они не смогут работать!

И слово-то какое выбрано верное — людишки! Потому что они ненастоящие. Кроме, может быть, центральной фигуры царя-попаданца все остальные персонажи есть просто необходимые функции. Нужен победоносный военачальник? Пожалуйста! Нужен мудрый патриарх или монах? Нет ничего проще. Это касается буквально всех! Даже супруга, самый близкий герою человек, тоже исполняет функцию: «моя жена, мать моих детей». Во всех этих людях нет глубины, они не обладают характерами, они действуют под диктовку автора.

Безусловно, трилогия тешит самолюбие.

Как же иначе? Натянули нос Англии и всем остальным, заграбастали треть мира.

Очень многим хочется занять место глобального гегемона.

И чего тогда ругать США и Европу?

Оценка: 5
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Анонс книжки (от автора):

»...Что было: абсолютно все, что в России сопутствует желанию делать большой бизнес и закаливает характер.»

Мне хватило и этого. Человек с верхним образованием не могет так писать (ударение ставьте, где хочите).

Островскому, слепцу необразоватому, космомолистому, знать бы надо — как закаливалась сталь-то...

Я не хочу и не буду обсуждать, тем паче — оспаривать историческую достоверность творений автора. В конце концов он — автор, автор худ.произведения, а не науч.труда и его право интерпретировать те или иные события нашей истории. Правда о которых, кстати, не известна никому ныне, согласитесь! Есть лишь «мнения», разной степени авторитетности, но и только...

Так что имеет право автор, имеет, что уж там, чай, не глупее историков-архивистов.

Вот только малограмотным он быть не имеет права.

И — не имеет права быть неубедительным. Читать не будут. Любить не будут. Помнить не будут.

А с убедительностью у автора — беда.

И это вторая беда, после грамотности. Итого — две.

Это уже перебор.

Простите, читать не буду, не смогу...

Оценка: нет
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Такое впечатление, что вышесказанные комментарии с критикой ждали чего-то РЕАЛЬНО исторического от фантаста, что уже ставит их на уровень, простите, не слишком умных людей. Да, Роман Злотников преподает историю в ми...пардон, полицейских учреждениях. Но книги его не должны вызывать критики на тему историзма. Почему-то мало критики другой фантастической литературы на тему «ахаха драконы-эльфы что за дурь». Да, книга написана в псевдоисторическом плане. Но, тем не менее, очень интересна и, на мой взгляд, она выполнила главную задачу — показать, что так могло бы быть, а, следственно, вызвать дикое и непреодолимое желание читателя к тому, чтобы так и было. А мне тут говорят про, грубого выражаясь, неверные кафтаны у описываемых персонажей. Критики, переключайтесь на космооперы и попробуйте критиковать всех там. Я уверен на 90%, что вы и сами в душе не знаете истории нашей страны, а лишь рассуждаете по какому-то одному факту, который вы вычитали на сайте «Очевидное-невероятное»

Оценка: нет
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очередной цикл-утопия от Злотникова, состоящий из трех книг “Еще один шанс…”, “Орел расправляет крылья” и “Орел взымает ввысь”. Этот цикл абсолютный брат-близнец цикла “Империя”, “Генерал-адмирал”, только если первый это утопия современного мира, второй конец XIX, начало XX века и царская Россия, то этот цикл как понятно из названия, времена правления Бориса Годунова, а точнее его сына Фёдора, а это начало XVII века.

Роман склеен по тому-же шаблону, что и “Генерал-адмирал”, если точнее, то конечно наоборот, “Царь Фёдор” вышел раньше, просто я до него добрался в другом порядке. В обоих случаях довольно не глупый успешный алигарх-предприниматель-управленец попадает в прошлое, причем не простым крестьянином, у которого восемь голодных детей и самое время за соху, а сразу в князи, вернее в представители царской семьи. Не долго думая, ГГ начинает кроить страну в экономическом и геополитическом смысле. Все остальное повествование это – как у главного героя получается или какие трудности он встречает на своем нелегком пути управления государством Российским.

От цикла к циклу автор меняет только декорации и соответственно исторические факты реальной истории той или иной эпохи, собственно это и можно считать интересным, все-таки автор опирается на реальные события, просто начинает размышлять, а что-бы было если бы… Но как источник исторических событий книги рассматривать все-же не стоит, ибо автор все-же искажает историю по своему усмотрению ввиду действий его персонажа.

Что еще объединяет три этих цикла, у них есть заключительная глава где ГГ возвращается назад в свое время, за исключением “Империи”, там и так настоящее, но там тоже есть такой ход, и герой лицезрит на результаты деяний своих, как-же все стало просто замечательно. Но если включить воображалку, хотя нигде это не подтверждается, по крайней мере я не нашел, есть еще одна серия автора – “Империя наносит ответный удар”, там действие происходит вообще в далеком будущем, где Российская Империя одна из великих уже галактических держав и вполне может считаться потомком любой их этих серий.

Оценка: 9
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Утопия в плохом смысле слова.

Невозможная в силу жутких внутренних противоречий, ляпов и ходульности.

Автор взял литературу по научной революции (Бэкон, Ньютон), что-то там почитал по техническому прогрессу (полевые кухни, ракеты. микроскоп), перехватил учебник по истории (даты) — и вперед, за орденами.

Глупость несусветная получается.

- персонажи быстро становятся чтецами инструкций. Главный герой изрекает что делать надобно, союзники повторают четко, оппоненты мямлят (и за это их больно бьют). Сопротивления своим гениальным задумках главный герой практически не встречает;

- реальный военно-политический и экономический расклад той эпохи — не заметен. Что герою делать-то надо? Ну, самозванца грохнуть, Романовых зачистить, и все, вперед к светлому будущему. Видны пожелания автора, который безбожно подыгрывает своему любимому персонажу, отчего внутренние и внешние враги валятся наподобие гнилых сараев. Описание побед — конспективно. Реальных сложностей, которые возгникают при управлении громадным государством — практически не видно.

- с точки зрения техники — традиционный триумф попаданца. То есть попаданец вспоминает какие-то обрывки из сведений своей эпохи, которые оказываются бесценными в прошлом, а внедряются с полтычка. Позволяют обрести государству невиданное техническое преимущество.

- разумеется, величие государства распухает до неприличных размеров. Все исторические противники посрамлены, инородцы массово стремятся перейти в православие и «стать русскими», прогресс несется вперед семимильными шагами, разве только с паровыми машинами главный герой решает погодить.

Автор не придумал оригинальных исторических вывертов, не показал эпоху, не смог представить персонажей. Основные «темы+локации» — война, завод, рынок, семья — все ходульно, все нечетко. Автор играл на бабалайке державности и фальшиво пел «Славься» — с такими «подпевалами» государству никаких врагов не нужно.

Да, в тексте есть «теория элиты», которая смотрится еще большей утопией, чем все остальное.

Итого: крайне слабый текст, который играет исключительно за счет лести «национальному сознанию» читателя. Все равно как фильм-карате, где любимый актер пальцем протыкает кирпичи и гнет рельсы.

Лучше уж перечитать незаконченный роман «Последний князь удела» Димыча.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх