FantLab ru

Пол Андерсон «Дети морского царя»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.39
Голосов:
235
Моя оценка:
-

подробнее

Дети морского царя

The Merman's Children

Другие названия: Дети водяного

Роман, год

Аннотация:

Время старых богов и могущественных сил прошло. Христиане правят Европой. И когда посланник епископа датского осеняет крестом океанские воды, подданным морского царя Ванимена приходится искать себе новый дом. Но в странствиях они находят не только страну, готовую приютить их, но и бессмертные души.

В произведение входит:

9.00 (2)
-
7.00 (14)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Сломанный меч
1992 г.
Сказочная фантастика. Книга вторая
1993 г.
Дети водяного
1995 г.
Миры Пола Андерсона. Том 22
1998 г.

Издания на иностранных языках:

Le dernier chant des Sirènes
1982 г.
(французский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 декабря 2017 г.

«Детей морского царя» Пола Андерсона я одолел не сразу. Как-то начал их читать, но, увы, отвлекся. Хотя надо сказать, уже с самого начала впечатления были самые лучшие (правда, это же Андерсон, это ностальгия из детства, да и томик тот самый, «желтенький» СЗ) — но сейчас, по завершении книги, вообще впечатлен неимоверно. Чудеснейший текст. Красивый, поэтичный и зрелый одновременно, без инфантилизма. Мощная и самобытная работа, идеально сочетающая в себе сказочную поэтичность (или поэтичную сказочность?) и романтику с откровенным, без прикрас (но и без модной ныне чернухи) описанием раннего средневековья в скандинавских пределах. Плюс абсолютно живые и вызывающие подлинное сочувствие, сопереживание герои. Картина безжалостного перемалывания невинного и сказочного Волшебного мира наступающим христианством, со всей его нетерпимостью к инаковости, фанатизмом и догматизмом — предельно драматична. Но и здесь Андерсон легко и изящно прошел по тонкой грани, не скатившись в неоязыческие поделки, где тема подается примитивно, «в лоб», как грубая агитка. Причины торжества христианской идеи, во взаимосвязи с темой вытеснения из мира волшебства, обыграны им грамотно и достоверно. Хотя принять это душой решительно невозможно (разумом-то понятно, что иного выхода у племени «лири» не было — но уж больно их финальное «спасение» отдает банальным шантажом и безысходностью, за неимением других вариантов). Собственно, образы «новообратившихся» лири ничего кроме печальной ухмылки не вызывают — жалкое зрелище. Но и будущая судьба Тоно тоже печальна. Впрочем, как и тюленя-оборотня Хоо, и остальных созданий Волшебного мира. Грядет новая, жестокая и нетерпимая эпоха, и нет от нее спасения.

Прекрасная работа состоявшегося зрелого Мастера, серьезная вещь. За такие книги легко можно давать Мифопоэтику.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 ноября 2012 г.

Есть такая вроде бы общеизвестная сказочка под названием «Русалочка». Почти любой ребенок так или иначе знаком с ее содержанием. Вроде бы знаком. И не с ее содержанием, а с тем, что нафантазировали товарищи мультипликаторы-аниматоры по обе стороны океана. Устроить если опрос среди населения, так большинство респондентов уверенно ответит, что морскую деву влекла на сушу прежде всего любовь к принцу. И лишь немногие в курсе, что великий сказочник Андерсен на первое место ставил стремление русалки обрести бессмертную душу...

Поэтому не стоит думать, что Пол Андерсон испортил роман «Дети морского царя» тем, что якобы напустил в его содержание клубы будто бы неуместного теологического тумана. Некоторые явно бы предпочли, чтобы соплеменников морского царя Ванимена как можно больше бы пытали жестокие инквизиторы, чтобы к крещению их принудили угрозами неминуемой казни. И чтобы сам автор лил горючие слезы, сокрушаясь о том, что на смену яркому и веселому языческому миру идет унылое христианство с его постами, епитимьями и умерщвлением плоти...

Но вот Андерсон то рассматриваемый вопрос изучил хорошо. И знает главную причину, которая обусловила поражение язычества и поставила на грань вымирания всякие волшебные народцы из языческих мифов. Людям надоели холодные и безразличные к ним боги, охочие до жертвоприношений и аморальные, относящиеся к ним будто к пешкам, лишающие надежды и права на сопереживание. Люди захотели обрести бессмертную душу и связь с силой, которая поддержит их в горе и несчастье, а счастье сделает не разнузданной пляской на костях убитых врагов, а тихим праздником с искренней радостью на лицах...

Каждый, кто становится взрослым, имеет право на ностальгию по своему детству. Тем более, что услужливая память бережно хранит прежде всего хорошие воспоминания. Но возвращаться в детство вовсе не хочется. Дети ведь как язычники. Или язычники как дети? Веселы, игривы, наивны, шумны, аморальны, беспредельно жестоки, стремятся ради своей сиюминутной выгоды задобрить взрослых, живут одним днем. И тот, кто сокрушается о гибели язычества, сродни тому, кто мечтает взрослых людей снова сделать детьми. Взросление неизбежно, мы вырастаем из мира сказок и переходим в ведомство моральных категорий. Вместе с народом лири, вместе с морским царем Ванименом, вместе с Андерсоном и Андерсеном...

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 ноября 2012 г.

Если Вы читали «Сломанный меч», то, возможно, Вас, как и меня, зачаровал созданный Андерсоном скрытый мир древних созданий — эльфов, троллей, водяных, русалок. Мир волшебных существ, неразрывно связанных с самой природой, языческими богами и стихиями, который постепенно сдавал свои позиции под натиском новых верований и рационализма.

В «Детях морского царя» мы застаем последние дни этого Мира. Обитатели моря — народ Лири веками, как добрый сосед, жил рядом с людьми. Но настало новое время, когда волшебные создания объявлены демонами и слугами Сатаны и подлежат изгнанию из стран, которые человек считает только своими. Здесь больше нет места для волшебства, люди теперь бояться природы и видят в плеске волн, шелесте ветра, сумраке лесов только происки темных сил. Нет больше места рядом с людьми для народа Лири, и приходится ему отправляться в тяжелое, полное опасностей путешествие в поисках нового дома. И особенно трудным оно окажется для детей морского царя.

Если кто ждет такого же жесткого повествования, как в «Сломанном мече» — героической Саги со сражениями и подвигами, то такого не будет. Это, скорее, грустная сказка об умирании волшебства, когда от него один за другим отказываются его носители. Отказываются от того, что составляло самую их сущность, даже самые стойкие и преданные — из страха, от безнадежности, из опасения за свою жизнь и жизнь родных и близких, постепенно превращаясь в обычных и таких скучных людей.

Страница за страницей — рассказ о том, как исчезает Волшебный мир, а вместе с ним — связь человека с природой. Больше нет таинственных лесных чащ, которые манили и пугали, влекущих и загадочных морских глубин — лишь источники дров и рыбы. И на этом фоне — страстная и жертвенная любовная история: удивительный треугольник — смертной Ингеборг — презираемой и гонимой в мире людей , бессмертного жителя моря Тоно — последнего из Лири, оставшегося верным Волшебной стране, и призрака нежной и тихой девушки, проклятого церковью и людьми. Настоящее, неподвластное времени, церковным запретам и традициям, несущее надежду Волшебство -Любовь.

Но все же, при всех достоинствах, получилась эта книга более мягкой, чем «Сломанный меч», сглаживающей все острые углы, касающиеся христианства и его роли в человеческой истории, более эмоциональной и «женской», когда можно горестно повздыхать и пролить слезу-другую над судьбой волшебных созданий.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 декабря 2017 г.

Первое, что хочу отметить, так это то, что эта книга прежде всего для взрослых. Перед чтением я где-то нашла ее сравнение с «Русалочкой» Андерсена. Так вот это абсолютное заблуждение, примерно такое же, если в качестве книги о любви рекомендовать Камасутру. Мне даже после сопоставления с «Русалочкой» вспомнилось, как когда-то в подростковом возрасте я услышала скабрезные сказочки для взрослых и как они меня тогда поразили.

Кроме того, эта книга прям какая-то проповедь или антипроповедь, я так и не разобралась. С одной стороны, показывается христианский мир со всеми своими заповедями от «чти единого Бога» до «не возжелай жены ближнего своего» и «не прелюбодействуй», мира мрачного, унылого, серого, убогого и лицемерного, но мира людей имеющих душу. А с другой стороны мир, так сказать, бездушных морских жителей, которые не признают семью как таковую и где дети общие для всей общины, где никто не стыдится наготы и красоты, где нет веры во что-то эфемерное, а есть конкретное знание, к которому проявляется уважение и трепет, например, о том, что, где-то живет кракен или что в соседних водах проживает русалка. Вся книга построена на противопоставлении двух миров, но при этом автор изобразил все так, что оба мира оказались неприятными. Не знаю намеренно это у него вышло или просто напросто у нас с ним взгляды не совпали, но гибель мира Лири (водяных) у меня не вызвало сопереживания. А интимные сцены любви между водяными и людьми даже несколько были отталкивающими. Все-таки очень многое зависит от правильной подачи информации, а Андерсону явно не приходилось писать любовные романы и тем более порно рассказы, поэтому вероятно зря он на этом сделал в романе акценты.

В итоге в ответ на прочитанное могу сказать то, что наварено каждый из нас со временем пересматривает свои взгляды и отношение к окружающему миру и не факт, что, то что для нас сегодня является праведным и единственно возможным, завтра не станет аморальным и наоборот.

Давно хотела прочесть эту книгу и, ура, это случилось, хотя признаюсь, что ее содержание для меня оказалось неожиданным.

Оценка: 6
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 июля 2011 г.

Удивительно, что нет еще ни одной резензии, а ведь это, по-моему, одна из лучших книг Андерсона. Грустная и красивая сказка о конце Волшебного мира. Только раз, уже на последних страницах, встречается в тексте указание на дату, но с самого начала ощущается именно эта эпоха — начало XIV века. В Европе исчезают последние убещища нечеловеческих рас, разрушен город морского народа лири. Кто-то из выживших ищет новые земли, где пока еще возможно волшебство, кто-то искренне пытается очеловечиться и даже принять крещение. У Андерсона вообще, не только в этом романе, заметны симпатии к католичеству, несмотря на протестантские корни и образование, полученное в утилитарно-атеистическом духе. Книга получилась жесткой и мягкой одновременно, удивительно правдоподобной, пронизанной ощущением уходящей красоты. Элементы фэнтези отганически сочетаются с точно переданной исторической обстановкой. Андерсон, как известно, чувствует себя как дома в любой эпохе, умеет показать ее неповторимость. Многие эпизоды запоминаются навсегда — история Хакона и его рода, отчаянное плавание уцелевших лири в поисках нового дома, история вилии и вообще вся хорватская линия романа. Не все сцены приятны, но хорошая книга и не обязательно бывает во всем приятной.

Из недостатков можно отметить два. Первое — недостаточная психологическая убедительность персонажей, но это отличительная черта большинства фантастических романов всех времен и народов. Второе — слабая связь сюжетных линий, которые развиваются, лишь иногда пересекаясь.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 марта 2017 г.

«Мы не выбираем времена. Мы можем только решать, как жить в те времена, которые выбрали нас.»

/Дж. Р. Р. Толкин «Властелин Колец»/

Грустная история о том, как волшебство покидало наш мир.

Беззаботный народ Лири жил себе поживал в морских глубинах, пока их уж слишком вольные нравы не стали поперек горла католической церкви. И вот произведя обряд очищения над водной гладью, священники разрушили подводный город, оставив морских жителей без крова и обретя их на долгие скитания в поисках нового убежища, свободного от власти людей и Церкви.

Но не все пошли одной дорогой. Дети Морского царя, полукровки, рождённые от земной женщины, отбились от общего «косяка», чтобы спасти свою младшую сестру, принявшую христианство и от того потерявшую память.

Найдут ли Лири новую родину, и воссоединятся ли племя, в конце концов, — вот главная интрига романа.

Чтение книги было похоже на плавание бригантины, то попутный ветер легко нес по страницам, то полный штиль навевал дрёму и уныние, подталкивая забросить это «плавание» к черту. Штиля было много, и книга читалась медленно.

Слишком много рассуждений о бессмертных душах, слишком много неоднозначных выпадов в сторону религии, и очень много просто воды. Но, при этом, мало динамики, правдоподобных героев и слишком мало чудесного и сказочного.

Читая книгу, у меня создавалось впечатление, что Пол Андерсон задался целью проехаться по католической церкви и христианству в целом, но сделано это не прямо, а как-то исподволь, где-то и в чем-то даже оправдывая действия церковников. И вроде Автор на стороне морского народа, олицетворяющие собой первозданность природы, её изначальное невинное волшебство, но, в то же время, поведение этих детей, во взрослых оболочках, не всегда у меня находили поддержку. Думаю, нежелание делить всё на белое и черное было изначальной задумкой Автора. И наверное заставить читателя думать, сомневаться, решать этические, нравственные и религиозные ребусы – неплохая идея, но на деле получилось так, что я не переживал за главных героев, не злился на злодеев, а просто безучастно плыл по течению.

Выводила из себя нелепость морского народа. Целыми днями водить хороводы на глубине, да заниматься безудержной любовью на протяжении долгих веков это они завсегда пожалуйста, но вот случается небольшая заваруха, и они ведут себя как стадо баранов, и это с великим-то и мудрым вождём, которому не одна сотня лет. Что ему мешало за эти сотни лет изучить людское племя — неизвестно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Удручает и легкость, с которой они, в конце концов, сдались и все-таки приняли христианство, тем самым растворившись среди людей.
Дети царя, персонажи тоже далеки от идеалов: не слишком умные, капризные, полные гордыни и притом излишне похотливы. И если бы не их встречи и битвы с различными чудищами морскими, то повествование затянулось бы ряской и беспросветной тиной.

Пожалуй, мне была бы интересна линия продажной женщины Ингеборги-трески и молодого моряка Нильса, их становление в обществе, но этот сюжетный отрезок остался без должного внимания и показался мне скомканным. Хотя создавалось впечатление, что изначально Пол Андерсон хотел рассказать их историю более подробно.

Во время чтения я всё думал, какой бы аудитории больше всего понравился роман. Для детей он слишком жесток и откровенен, для мужчин слишком размеренный и неторопливый, женщинам же, как мне кажется, будет не хватать буйства чувств, а те, что есть, уж больно неоднозначны и надуманы.

Но в целом, если вы любите неспешное чтение, истории похожие на средневековые легенды и если хотите теологических внутренних споров, то книга вполне может понравиться. Действие хоть и движется неторопливо, но не стоит на месте, приключения разнообразны, персонажи необычны, локаций много и разбросаны по всем уголкам Европы.

Ну и всё-таки, больше всего Автору, на протяжении всей книги, удалось передать неминуемую гибель всего волшебного, что было на земле. Безысходность и невозможность ужиться двум таким разным мирам принимается практически безропотно и покорно, как бы ни было от этого грустно.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 мая 2014 г.

Оказывается и такие романы-катастрофы бывают... Речь, конечно, не идет о глобальном всепланетном бедствии (хотя, с какой стороны посмотреть...).

В романе Пол Андерсон повествует об исчезновении целого народа водяных лири. Началом конца явилось падение на головы мирных подводных обитателей церковного проклятия. Только потому, что лири «иные» и «бездушные твари», из-за чего наземные соседи их боятся. И в финале автор показывает практически полную ассимиляцию водяных людьми. Конец отдельно взятого вида необычных существ с вековой историей, традициями. В чем причина: в религии, науке, эволюции? А может, в человеческой природе: хочешь выжить — стань таким как все. Чудесному, отличному от шаблона, нет места в этом жестоком мире. А то, что еще и пугает до беспамятства, обязательно нужно истребить. На фоне этого, финал истории не такой уж и зловещий.

Гнетущая мрачная книга. Не только серой атмосферой средневекового бытописания, но и рассказами о лишениях и невзгодах морских жителей на протяжении безуспешных поисков незанятой территории дна морского. Использование Андерсоном отрицательных персонажей эскимосской, исландской, гренландской, южно-славянской мифологии только добавляет книге атмосферы безнадежности. Может быть, таким порождениям ужаса и кошмара не место даже в людской памяти, не то, что в реальном мире...

Истории о житье-бытье существ Волшебного мира дошли до современности в виде преданий, сказаний и легенд. Зачастую, фольклорные персонажи далеко не так страшны, какими они казались предкам, возможно, не придумавшим, а повстречавшим их на своем жизненном пути. В книге Пола Андерсона Волшебный мир во всей своей волшебности не показан, как раз к близкой гибели он выглядит почти очеловечившимся. Может, в этом и состоит полнота катастрофы: люди лишили себя чудесного соседства...

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 февраля 2018 г.

Великолепный роман, классика фэнтези ! Красивый язык, неторопливое описание, живой, очень натуральный мир, разве что персонажи не слишком выразительны. Мир магии — это не идеальный сказочный мир с чёткой градацией добро-зло, этот мир многогранен и неоднозначен, но всё же это мир гармонии разнообразных существ и стихий. Очень грустная история исчезновения магии и магических существ из мира Земли. Этот процесс описан во многих фэнтезийных произведениях, пусть и по-разному. Однако если у Толкиена (например) магический мир уходит в, скажем так, другое измерение, то у Андерсона магический мир просто умирает, ему некуда уходить. Думаю, такой процесс имел место в истории Земли. Причин этому процессу может быть множество, многие из них лежит за пределами понимания человеческого разума. Автор не углубляется в объяснение причин изменения мира, да в этом и нет необходимости — это просто происходит, и изменить ничего нельзя. Обреченность мира магии и тоскливая серость приходящего на смену мира вызывает чувство острой печали. Грустно и даже досадно наблюдать как люди утрачивают многовековую связь с окружающим их миром. Роман оставляет большой простор для размышлений и оценки происходящему могут быть диаметрально противоположными.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх