fantlab ru

Тед Чан «Жизненный цикл программных объектов»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.41
Оценок:
589
Моя оценка:
-

подробнее

Жизненный цикл программных объектов

The Lifecycle of Software Objects

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 73
Аннотация:

Самая большая на сегодняшний день работа Теда Чана в определенной мере посвящена поискам путей создания AI (Artificial Intelligence) — Искусственного Интеллекта. Но, вероятно, в еще большей степени посвящена она людям, работающим с носителями AI, дигитантами — дигитальными сущностями, которые, облеченные в симпатичные аватары, развиваются и обучаются на специальных «планетах»-платформах, где они могут, освоив человеческую речь, общаться как со своими создателями, так и друг с другом.

Автор, сам работающий в компьютерной индустрии, точно и нередко безжалостно рисует проблемы, существующие в ней, технические (такие, как несовместимость платформ, с чем сталкивается и обычный пользователь сегодня), и человеческие: появление новых — пусть и виртуальных — существ (дигитантов) влечет за собой проблемы и этического характера. Многие, купив забавных питомцев, начинают понимать, что хлопот с ними предостаточно (обучение, необходимость совместных игр) и... нередко усыпляют их. То есть попросту выключают, убеждая себя, что делают это на время.

Разработчики, наделив дигитантов робо-телом, т.е. загрузив AI дигитантов в корпус робота, вводят их тем самым в наш, реальный мир, что влечет за собой целый ряд открытий и проблем, включая такую, как предложение использовать «воплощенных» дигитантов в качестве сексуальных партнеров.

Конфликты, возникающие между людьми — даже любящими людьми — возникают из-за того, что с такой ясностью выразил Антуан де Сент-Экзюпери: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».

Эта небольшая повесть Чана поднимает необычайно большой круг проблем: концептуальных (подход к проблеме AI у автора и оригинален, и глубок), технологических, этических. Эта книга в такой же степени о дигитальных сущностях, как и о нас.

Входит в:

— антологию «Kroki w nieznane 2010», 2010 г.

— журнал «Subterranean, Fall 2010», 2010 г.

— сборник «Выдох», 2019 г.


Награды и премии:


лауреат
Локус / Locus Award, 2011 // Повесть

лауреат
Хьюго / Hugo Award, 2011 // Повесть

лауреат
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2011 // Зарубежный рассказ года

лауреат
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第43回 (2012) // Переводной рассказ

лауреат
Премия «Италия» / Premio Italia, 2012 // Зарубежный роман (США; повесть)

Номинации на премии:


номинант
Небьюла / Nebula Award, 2010 // Повесть

номинант
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2013 // Зарубежный рассказ (США; повесть)

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2014 // Лучшая повесть / рассказ нерусскоязычного автора

Похожие произведения:

 

 


История твоей жизни
2014 г.
Выдох
2019 г.
Выдох
2020 г.

Электронные издания:

Subterranean, Fall 2010
2010 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

The Lifecycle of Software Objects
2010 г.
(английский)
Kroki w nieznane 2010
2010 г.
(польский)
Terra Nova: Antología de ciencia ficción contemporánea
2012 г.
(испанский)
Exhalation: Stories
2019 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно объёмная повесть, затрагивающая тематику создания и обучения искусственных интеллектов. В чём стоит однозначно похвалить автора, так это за оригинальный подход. В отличии от многих других похожих произведений на данную тему, Тед Чан не пытается рассказать историю о восстании машин и не пихает нравоучение про неидеальных творцов и их идеальных искусственных помощников. Местные ИИ здесь больше похоже на детей, которые не пригодны ни для чего другого, кроме как развлечения. Созданы они в первую очередь как этакая очень продвинутая разумная версия тех самых виртуальных питомцев «Tamagotchi».

Вместе с этим всплывает существенная проблема данного произведения – оно слишком затянутое и откровенно скучноватое, а все вопросы касаемо этики здесь не были раскрыты должным образом до логичного финала. Да и в целом концовка здесь кажется какой-то оборванной на полуслове. Эти существенные минусы смазывают благоприятное впечатление от данного произведения и сразу обнажают проблему того, что для данной истории Теду Чану стоило либо написать, либо полноценный роман, либо, наоборот, сократить события до обычного рассказа, сохранив самые цельные и рабочие места. Ну а так мы получили среднюю повесть на одно прочтение с претензией на что-то значимое, но не более. По факту здесь, кроме любопытного и оригинального взгляда на искусственные интеллекты в рамках жанра, нет больше ничего откровенно выдающегося.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне понравилось, долго не верил что дочитал до конца, настолько внезапный финал. Подняты интересные вопросы, после взрывного роста нейсросетевых движков повесь стала актуальней. Интересно, не скучно. Был бы рад продолжению:), хотя оно явно не нужно

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читать можно, но не бог весть что. Кислые будни «развитого капитализма».

Взялись создавать ИИ, как разумное живое существо, личность. А зачем? Для развлечения публики всего лишь. Дигитанты — по сути, новые тамагочи (хотя изложение крутое и продвинутое). Кормим, учим, воспитываем. Выводим их в реальность в роботоидных телах.

Спрос упал — фирма закрылась. Платформа устарела, бедным тамагочи нет хода в новую большую виртуальную реальность. А ведь они самые настоящие личности, молодые, как подростки. Им скучно в старой заброшенной ВР.

Какие варианты у энтузиастов? Что светит их питомцам, почти их детям?

Можно сделать своих тамагочи секс-игрушками. Можно слугами. Можно бессловесными трудягами, ИИ-батраками. Конечно, любое взрослое существо должно зарабатывать себе на жизнь, но — только по-человечески, не теряя достоинства, не унижая и не коверкая свою личность. Однако прав новых созданий, как разумных личностей, никто признавать не собирается. Мерзко и уныло...

Может, именно поэтому роботы-терминаторы безжалостно истребляли людей? Мстили за подобное же безжалостное рабство?

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересный взгляд на природу и смысл искусственного интеллекта. Герои Чана воспитывают искусственных существ — дигитантов от младенчества до подросткового возраста как собственных детей, точнее — вместо собственных детей, уделяя им сначала служебное, а затем и всё свободное время, получая от процесса определённое удовольствие и лелея скромную надежду вырастить «цифрового Алана Тьюринга» или ещё какого гения.

Полагаю, прежде чем создавать искусственный интеллект, стоит в масштабах планеты договориться о том, зачем он нам нужен, для каких задач может использоваться (тут речь не только о том, с чем он сможет справиться, но и о том, что ему можно доверить), какими правами мы готовы наделить его и какие обязанности готовы по отношению к нему на себя принять. Понятно, что речь далеко не о ближайшем будущем, хотя вот разнообразные художники-дизайнеры с этим могут и не согласиться, но о правилах всегда стоит договариваться на берегу, тем более, что река обещает быть быстрой и порожистой.

В годы моего детства считалось, что роботы вот-вот заменят людей на изнурительных отупляющих физических работах типа сбора клубники. Но внезапно оказалось, что проще заменить юристов, бухгалтеров и дизайнеров программными продуктами, а простой труд слишком дёшев, чтобы заморачиваться. Так что Тед Чан и тут молодец — заглядывает далеко вперёд, как и должно настоящему научному фантасту.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитав эту повесть, подумал, что одержал победу в финале ЧМ. Очень занудно пишет Чан в «Программных циклах». Почти как Воннегут. Но с этим смириться можно (осилил за 2 недели повесть, настолько она не шла). Наличие идей — выше, чем у условного Азимова или Кубрика. Честно говоря, никогда не читал такого подробного анализа эволюции ИИ ни у кого. И вряд ли прочту.

Тед Чан — всегда за идею. К его оформлению же придётся привыкать.

Пришла на ум мысль, что задача фантаста — быть правдоподобным — сложнее оной у реалиста. В эволюцию ИИ по Теду Чану очень легко поверить, и я не могу отделаться от мысли, что рассуждения Чана вытеснили мои собственные из головы и теперь занимают главенствующую роль.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Недавно Марк Цукерберг объявил о том, что на смену Facebook придут Метавселенные. Метавселенные будут трёхмерными, в них можно будет погружаться с помощью очков виртуальной реальности. Само собой, там будут аватары и возможность совместной деятельности. Надо думать, что частью аватаров будут разнообразные боты. Наверняка среди них со временем появятся и самообучающиеся боты...

Повесть написана мастерски: достоверно и в деталях описан не только сам мир, но и чувства главных героев — людей и их питомцев. По мере чтения готовишься к обстоятельному и неторопливому развитию событий, но конец оказывается внезапным и оборванным. По внезапности концовки мне эта повесть напомнила роман Станислава Лема «Непобедимый». Складывается такое ощущение, что автор замахивался на роман, но потом потерял вдохновение, устал, взял паузу и отложил написание романа на некоторое время. По прошествии некоторого, возможно значительного, времени не смог продолжить работу над ним и решил наспех дописать хоть какую-нибудь концовку, чтобы плод долгих усилий не пропал даром и мог быть опубликован хоть в каком-то виде.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

О Теде Чане и его творчестве я слышал/читал очень много. И о том, что он весьма «титулован» в плане профессиональных наград и о том, что по факту его творчество «заходит» далеко не всем. Мол, идеи у него частенько просто отличные, а вот их реализация — страдает.

Наконец-то начал по чуть-чуть проверять как его творчество понравится мне.

В «Жизненном цикле...» Чан затрагивает множество этических тем, связанных с ИИ. От «мы в ответе за тех кого приручили» до предположений о том, что развитие роботов и ИИ может привезти к весьма неожиданным изменениям в сфере сексуальных отношений/развлечений. Многие одну из этих тем растянули бы на длииииный роман, Чан же затронул несколько тем в короткой повести.

При этом стиль изложения и правда довольно неожиданный. В какой-то момент поймал себя на мысли что текст похож на сценарий (пседо)документального фильма. Фильма, который повествует об истории некой технологии и/или компании. Где часть инфы даёт закадровый голос, часть в интервью героев, а часть истории «разыгрывают» актёры. Надеюсь, понятно объяснил.

Пока вывод такой — творчества Чана лично мне кажется интересным!

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

По форме реализации и общему духу повесть напомнила мне другое произведение Теда Чана — «Тебе нравится, что ты видишь?» Причём НФ-идеи обоих произведений никак не пересекаются, речь идёт исключительно о форме повествования: репортаж-отчёт, хроника развития событий с доскональнейшим разбором множества нюансов проблемы через рассуждения и действия героев. Да, и ещё: личное мнение по затронутой теме автор в обоих случаях высказывает не со страниц самого произведения, а в комментариях к нему, да и то — неявно.

Пожалуй, ни у кого не встречал столь объёмного, красочного и исчерпывающего разбора проблемы искусственного интеллекта. Этой повестью Тед Чан, на мой взгляд, вообще хоронит тему, потому что после этого произведение по данной теме добавить что-либо будет очень-очень сложно, если вообще возможно. Любое последующее произведение по искусственному интеллекту будет казаться вторичным, наивероятнейшей реакцией читателя будет что-то вроде «так ведь это уже было у Теда Чана».

Не совсем понятно, почему многие считают данную повесть сухой, а героев картонными. На мой взгляд, правильнее говорить о своеобразии стиля, уходящего традицией ещё во времена Хемингуэя. Дядя Хэм, между прочим, тоже был скуп на эпитеты, да и многословными его героев назвать трудно. Внутренний мир передан через не всегда адекватные диалоги и решительные действия персонажей, однако ж у читателя сомнений в достоверности не возникает, а психологизм ситуации отрисовывается ярко, чётко, объёмно. И в этом внимательный, желающий разобраться в ситуации читатель наверняка найдёт сходство прозы умницы Теда Чана с творениями старины Хэма. Да и вообще — насколько уместными в современной повести о программистах будут обороты вида «она рыдала горькими слезами»?

Аспекты проблемы ИИ, как я уже упоминал ранее, в повести многочисленны и разобраны более чем досконально, поэтому затрагивать каждый из них мне представляется делом неблагодарным — гораздо интереснее будет ознакомиться с ними на страницах самого произведения — уверен, не пожалеете. Посему упомяну лишь один, на мой взгляд — центральный, хотя в явной форме в тексте не обсуждаемый. Кстати, не озвучивать самое главное — одна из особенностей автора, этакая фирменная фишка.

Проблема самосознания и личности объекта, наделённого искусственным интеллектом. Тысячу раз затронутая в научной фантастике тема, однако только у Теда Чана наконец показанная в истинном ракурсе, который кому-то может показаться неожиданным. Посредством копирования виртуальных ИИ-существ автор разворачивает перед читателем вереницу абсолютно идентичных между собой личностей. Кроме того, описана возможность отката искусственной личности к некоему промежуточному состоянию, точку восстановления (чекпойнт) выбирает при этом тренер-админ, курирующий развитие объекта. Понятно, что тренер выступает в данном случае уже даже не в качестве психохирурга, а в качестве творца, решающего, какой будет эта личность. Однако гораздо интереснее тут вопрос: какую из личностей тренер будет любить больше? И как он будет относиться к копии своего любимого питомца? Будет ли он вообще считать копию полноценной личностью?

Ведь как ни крути, человек — существо эмоциональное и привык одушевлять объекты окружающего мира. Соответственно, каким бы материалистом человек ни был, он будет подсознательно наделять другое существо, к которому испытывает эмоциональную привязанность, некими метафизическими свойствами, которые в обиходе принято называть душой (не следует здесь воспринимать этот термин в религиозном контексте). Так какую же из двух копий в таком случае тренер будет воспринимать в качестве настоящей, исходной, «аутентичной» личности? Умом, конечно, он понимает, что оба объекта стопроцентно идентичны, а вот как насчёт эмоционального, духовного уровня?

Герои повести единодушны во мнении: продажа копии любимого существа кажется им кощунством. А посему возникает резонный вопрос: так ли рационален и материалистичен в своих воззрениях современный человек? Готов ли к общению с искусственным разумом даже технически подкованный специалист, отдающий себе отчёт в том, что имеет дело не с живым существом, а всего лишь с последовательностью ноликов и единичек?

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Открытое письмо к скептикам ИИ.

В произведении много художественных минусов: слабые персонажи, ощущение незаконченности, странные (хоть и обоснованные) временные скачки между эпизодами и «никакой» финал.

Все это не так важно. Тед Чан хочет сказать: сильный ИИ будет отличаться от человеческого разума лишь в деталях (иначе невозможно). Любители «взбунтовавшегося ИИ» против, но в реальности все куда прозаичнее.

Для этого автор рассматривает различные этапы жизни искусственных дигитантов, изначально созданных для развлечения. Каждый этап легко проецируется на процесс взросления человека. Да, по отдельности вопросы на каждом этапе уже давно имеют ответ (например, вопросы самосознания, чувств и эмоций в ИИ), но Чан выступает в роли философа, показывая общую картину различия (или неразличия) биологического и искусственного разумов.

Произведение отлично отражает современное понимание ИИ. Здесь все повествование работает только на создание нужной автору ситуации. Все персонажи действуют так, как того желает Чан в поисках ответа на очередной вопрос. Но это того стоит.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Абсолютно согласен с теми, кто пишет о неживых персонажах, о сухости изложения, об ощущении «недоделанности» произведения. Также обратил бы внимание на невнятную концовку. И, самое интересное — всю дорогу не покидало чувство, что перечитываю кибер-вариант «Цветов для Элджернона» — соответственно, ничуть не удивился, заглянув в «похожие произведения». Скучно, затянуто и, простите за сленг, «ниочем»(((

Оценка: 4
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тед Чан решил написать полноформатную повесть на свою любимую тему – о реакции человека на стремительное изменение технологий.

Создание цифровых объектов, о которых необходимо постоянно заботиться, далеко не новинка. Достаточно вспомнить японских тамагочи. Но Чан решил внести усовершенствование, наделив их искусственным интеллектом на основе нейросетей. Получившиеся в итоге «программные объекты» необходимо было обучать как маленьких детей – управлению своим аватаром, речевому взаимодействию с другими дигитантами и людьми и еще многому другому. Но зато можно было надеяться, что они будут «расти» со своим владельцем.

Первоначально компания-разработчик рекламировала дигитантов, как новый тип игрушек, с которыми можно общаться. Но как только владельцы поняли, что перед ними полноценные дети, требующие постоянного ухода, начались массовые отключения. А самых стойких добил период «зрелости», когда «объекты» становились раздражительными и мало управляемыми.

В конечном итоге осталось два десятка фанатиков, для которых забота о дигитантах стала образом жизни. И среди них – Ана Альварадо, «тренер» маленьких «объектов», и Дерек Брукс – дизайнер аватар. Собственно, вся повесть – это описание борьбы Аны и Дерека за своих подопечных, в жертву которым приносится и личная жизнь, и финансы, и все свободное время. Ведь дигитанты существуют не только в виртуальном мире, в теле робота они могут выходить в реальность, но, по закону, только в сопровождении владельца. А еще им необходимо все время делать апгрейд, т.к. стремительное развитие базовых платформ их обитания приводит к несовместимостям с нейродвижком, что, фактически, обозначает изоляцию от всего остального мира в рамках старых версий.

В повести такая несовместимость с новыми платформами поставила владельцев дигитантов перед непростым моральным выбором. Либо дать согласие на сексуальную эксплуатацию своих питомцев и их копий, получив взамен перенос нейродвижка, либо прибегнуть к их отключению, что можно приравнять к убийству собственного ребенка.

Чан не дает готовых выводов и оценок. Он анализирует ситуацию со всех сторон, обозначаю проблему, с которой человечество столкнется в ближайшем будущем, и намечая возможные пути ее решения.

К сожалению, он не всегда справляется с выбранным форматом полноценной повести. Все-таки, Чан – мастер короткого метра, где не так заметны провисания, нестыковки сюжета и непрописанные характеры.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

У многих произведений Теда Чана есть один недостаток: он берёт оригинальную идею, при помощи художественных средств изображает её, подробно (иногда слишком подробно) описывает все аспекты этой идеи... и на этом всё. В сюжете нет ни кульминации, ни развязки.

В данной повести речь идёт о дигитантах — виртуальных существах, в которых заложен аналог генома (определённых «врождённых» свойств); эти существа способны обучаться и иметь индивидуальные черты характера и навыки в зависимости от воспитания и обучения. Представляет интерес и то, что в этой повести представляет из себя робот. Это не искусственный человек, как в классической фантастике, а аватар для существующего в Сети искусственного интеллекта. Тот или иной дигитант загружается в робота для существования в реальном мире.

Если бы такой сюжет использовал кто-то из классиков, например, Азимов или Желязны, история закончилась бы тем, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
дигитанты научились бы редактировать свой геном, добились бы для себя избирательных прав или загрузили бы себя в бортовой компьютер космического корабля и отправились бы покорять Марс. У Чана, вопреки ожиданиям, повесть просто ничем не кончается.

Конечно, главные герои повести не дигитанты, а люди, их воспитывающие. Это история о их чувствах.

Читал два раза; и оба раза на чтение небольшой повести уходило несколько дней. Поэтому увлекательной эту историю назвать не могу.

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот ведь скука смертная! Принудил себя дочитать, домучал-таки.

1. Повесть начисто лишена каких-либо художественных достоинств. Мои производственные инструкции на работе читать и то интереснее. Это скорее не литературное произведение, а план для создания такового. Герои неживые (даже те, которым положено такими быть), никого сопереживания не вызывают. Интрига отсутствует совсем.

2. Год написания 2010. На этот момент нет никаких новых фантастических допущений и идей. Все это мы уже видели и читали.

3. Важные философские вопросы можно было бы задать, они напрашивались. Но ни одного вопроса не было поставлено. Например:

А что такое сознание вообще?

Обладает ли искусственный интеллект сознанием?

Возможно ли пробудить сознание (или даже душу) в искусственном интеллекте?

Правоспособен ли искусственный интеллект? Можно ли ему вменить права и обязанности?

Зависит ли рождённое сознание (если такое возможно) от носителя? Ну и так далее.

Если бы у меня друг спросил стоит ли читать это, я бы уверенно сказал: «не стоит».

Оценка: 2
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Может, конечно, гики, которые живут на границе реального и виртуального миров, получили оргазм в процессе чтения этой небольшой повести (хотя почему-то тут везде читаешь, что произведение объемно). Но конкретно я откровенно скучал. Сюжетная тема для фантастики заезженна, даже кино уже переболело Симонами и ВАЛЛ-И и читатель со стажем имеет выработанные антитела к проблемам виртуальных персонажей. Но, главное — скучно. Начиная с названия, которое дословно не вспомнит и половина читателей до последнего изгиба мысли. Электронные котики-зверушки — это ми-ми-ми? Да ладно, тамагочи вам в плечи. Тем более, что написан «Жизненный цикл» языком мануала для какой-то мудреной программы.

И ведь уже был неудачный опыт чтения этого достаточно модного писателя (особенно в этих палестинах), но дал себе ещё одну попытку, надеясь на верный диагноз одобряющих. Увы, вряд ли больше наши параллельные прямые пересекутся. Разве что при обретения дзена гиперболической плоскости, что навряд ли.

Оценка: 4
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть достаточно большая по объему и поэтому успевающая охватить целый ряд тем. Но в самом простом обобщении эта повесть рассматривает определенный цикл, который проходит увлечение чем-либо в человеческом обществе. Появляется новинка, скачкообразно растет интерес к ней, вскоре достигается пик моды, а затем постепенно интерес масс сходит на нет и остается в рамках некоторого устоявшегося значения. В центре повести — члены такой устоявшейся группы. Собственно, перед нами своеобразная хроника, связанная с появлением способных к обучению дигитантов (программируемые создания, в перспективе способные дорасти до искусственного интеллекта). И конечно же речь в большей степени идет не о самих дигитантах, а о людях, чья жизнь оказалась тесно связана с ними. Попутно поднимаются вопросы ответственности, зависимости, самоопределения и сексуальности.

В общем, повесть интересная, объемная, но немного суховатая по изложению из-за формата хроники.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх