Генри Лайон Олди «Дитя Ойкумены»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Космоопера )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное | Приключенческое | Философское
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Сверхъестественные способности, супергерои
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Мы уже были в этой вселенной. Мы видели взгляд на нее со стороны энергетов. Теперь нам предлагается взглянуть на нее по новому – со стороны техноложцев.
До шести лет Регина ванн Фрассен была совершенно обычным ребенком, но свадьба в детском саду перевернула жизнь семьи – малышка оказалась телепатом. Теперь ей предстоит жить в закрытом интернате «Лебедь» и учиться управлять своими способностями. В мире девочки, играющей на флейте, будет радость и горе, предательство, дружба и жестокость, но пока в холмах гуляет ветер, флейта будет петь.
Входит в:
— цикл «Ойкумена» > роман-эпопею «Urbi et Оrbi, или Городу и Миру»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 210
Активный словарный запас: невероятно высокий (3483 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 44 знака — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 31%, что немного ниже среднего (37%)
- /языки:
- русский (2), украинский (2)
- /тип:
- книги (2), цифровое (2)
- /перевод:
- Л. Тесленко (2)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Мартин, 30 августа 2010 г.
Само «Дитя Ойкумены» — это пролог и экспозиция. Структурно состоит из 3 «новелл» более-менее завершенных, в принципе, но играющих роль «глав» одного романа, первая треть которого и вошла в книгу :)
Это история девочки-телепатки, родившейся на самой «технологичной», «научно-продвинутой» планете Ойкумены. Три временных периода — открытие способностей, обучение в спец-интернете «Лебедь», выпуск и получение «аттестата социальной адаптированности», разрывы лет 5 между частями.
На страницах книги перед нами рисуется в чем-то утопический мир: общество, посвятившее себя технологическому прогрессу, и, в том числе, поставившее «производство счастья», личного и общественного, на научную основу. Но под яркой тканью «обложки» таиться много острых граней и общественных, а так же личных, проблем.
Одна из главных тем — в чем-то продолжение «исследовавшейся» в «Гарпии» проблемы толерантности, а так же — взаимоотношение «магии и технологии», «эволюцинного-естественного» и «прогрессивно-научного» пути развития общества. Отношение к телепатам, людям с «паталогией восприятия» и природным даром, в обществе, привыкшем переделывать природу под себя. И отношения этого общества с «энергетами», отвергшими «путь прогресса» и идущими «тропой животных».
И еще раз: это пролог, экспозиция, расстановка фигур. Фигуры расставлены, конфликты и проблемы обозначены, но очень много того, что намечено пунктиром, штрихами, контурами. Хотя подробностей, вроде бы, и по-олдевски много, но картинка (кроме главных действующих лиц) вырисовывается нечеткая. Много недоговоренностей, не виден фундамент, неотчетлива глобальная цель и смысл происходящего. На тактическом уровне все прекрасно, но к чему приведет стратегически — непонятно.
Книга понравилась, ждем продолжения. Планка «ойкуменического» цикла не опущена, расширена и сдвинута в сторону рассматриваемая область.
Дарья Сталь, 22 января 2011 г.
Олди, как всегда, гениальны и, кажется, недостижимы. За книгой видится гораздо больше, чем читаешь в строках: мир, продуманный вплоть до научных теорий будущего, глубокие образы, философские проблемы. Проблемы, которые прекрасно переносятся в наш реальный мир, например, тема расового превосходства.
Первая книга — книга-взросление, книга об осознании себя и мира необычной девочкой. Не просто особенной — телепатом — но и особенной среди других особенных. Мы наблюдаем важнейшие эпизоды ее детства и юношества, которые сформировали ее и ее подругу как личность. Что с ними будет дальше? Неизвестно, но ясно одно: Регину и Линду ждет необычная судьба.
Хочу добавить, что эту трилогию все же лучше читать после первой трилогии про «Ойкумену» — просто потому, что там более объемно и ясно описывается мир. В «Дитя Ойкумены» же лучше окунаться, когда имеешь представление о расах, историях и прочем, потому что здесь мы не видим таких объяснений, к ним просто не располагает сюжет и тема книги.
GoldenFox, 30 августа 2010 г.
Ну вот, эпилог дочитан, и можно систематизировать ощущения. Книга в очередной раз ИНАЯ. Да, это мир Ойкумены, но уже в чуть ином ракурсе. Первая трилогия была построена на контрастах восхитительно чуждых, своеобразных и удивительных возможностей (расы-энергеты, контактная имперсонация, антисы) и по-человечески понятных реакций, и духом ее была безграничность. Расовые конфликты энергетов и техноложцев были видны и здесь, но в новой трилогии авторы предлагают нам взглянуть на них не просто изнутри или с другой стороны – я бы сказала, уж ОЧЕНЬ с другой стороны, в который раз озадачивая читателя и переворачивая его представления об уже полюбившейся вселенной. И техноложцы, и их система мира, оказывается, не менее интересны, чем экзотические расы. Основная линия новой книги, пожалуй, даже более жесткая, чем история Лючано. Правда, на мой вкус, местами излишне политизированная – но лишь на мой вкус. Меняется и атмосфера: на смену безграничности приходит Ограничение. Не похожее на ритуальные ограничения вехденов или брамайнов, но направленное, по сути, на то же: отсечение лишнего, обретение своей подлинной сущности, освобождение через осознание границ – и порой очень болезненное. Взросление телепатов и эмпатов в мире обычных (да и необычных) людей – не такой уж легкий процесс, и авторы здесь, как всегда, на высоте: переживания героев ощущаешь кожей, разделяя и сдержанность воспоминаний, и эмоциональный шквал. Да и само «мыслечтение» — явление, столь часто встречающееся в фантастике, что уже успело наскучить — авторы умудряются подать под совсем непривычным углом...
И, как всегда, текст отточен и выверен, как музыкальная фраза: от «ученых титулов» и труднопроизносимых наук Ларгитаса, желто-зеленого демантоида Мондонга, античного мотива «изнаночной реальности» Регины – до колоритных спецназовцев и специфических космогоний овакуруа. Авторский почерк, что и говорить…
Вот только все равно безобразие получается, господа. Надо было удержаться от соблазна и не читать, пока на полке не будут стоять все три книги. А теперь вот сиди и думай, что же и как же там дальше. И все равно ведь не угадаешь. :smile:
Тимолеонт, 27 марта 2014 г.
Начало биографии Регины ван Фрассен. Её детство и истоки, без которых не понять её саму. В то же время, через жизнь маленькой девочки показывается жизнь и реалии самого технологичного и развитого мира Ойкумены, в котором, несмотря на все невероятные достижения, продолжают процветать шовинизм, предрассудки и просто глупость.
Повествование не является строго последовательным, фактически, «Дитя Ойкумены» — это зарисовки, части мозаики. Для создания общей картины равно важна каждая часть.
Для меня ещё роман ясно делится на три перемешанных части. 1 — дитя Регина, со всеми её детскими проблемами и переживаниями. 2 — множество других персонажей, каждый из которых интересен и уникален. 3 — общество Ларгитаса, его устройство и традиции.
Итого — блестящее начало ещё одной космооперы.
ворчун Гамми, 29 февраля 2012 г.
Не знаю, хорошо это или плохо, но есть такие книги, которые вызывают у меня не размышления, а чувства, образы, ощущения, эмоции. «Ойкумена» — из этих книг.
Есть такие картинки, на них сморишь под одним углом и видишь одно, а посмотришь под другим – видишь другое. Цикл «Ойкумена» как эти картинки. Наверное, многие, начиная читать про Регину, ждут того же самого, что было в цикле про Борготту. А на самом деле, авторы не меняя мир, поменяют угол восприятия, и читатель вдруг видит другое. Совершенно иные проблемы, цели и задачи стоят перед героями первой книги о Регине. Кто бы мог подумать, что социальные проблемы, терроризм, вопиющая ксенофобия, гордыня и снобизм процветают в мире Ойкумены. Быть значимым человеком на просторах этого мира оказывается тяжело и опасно.
«Urbi et Оrbi» — это мир телепатов, эмпатов, и жесткого контроля, в котором совсем нет места слабости. Первая книга – знакомство с Региной. С самого начала понятно, что это сильный и волевой персонаж, которого ждут в жизни трудные испытания. Справится ли она с ними? Дальнейшие события все расставят на свои места...
ДИР, 22 октября 2010 г.
Все так просто как будто: далекое будущее или просто параллельная реальность с освоенным космосом, с Лигой, с различными расами, с разделением на «научников», «техноложцев» и «энергетов», которые в отличие от первых основное направление своего развития сделали природным, с накоплением животной энергии... И дальнейшее развитие человека. Если в первой трилогии об Ойкумене это были лидеры, переставшие уже быть людьми и переходящими легко из тела в волну и обратно, да все на фоне бесконечногокосмоса, войн и коротких схваток в вакууме, шпионов, убийц на всех планетах, то теперь идет рассказ о самой богатой, самой передовой, самой «лучшей» планете, которая в первой трилогии не была «засвечена». Это хорошая планета, добрая. Там во главе всего стоят ученые. За ученые достижения они становятся баронами, графами, герцогами и даже королями своей науки. Они впереди Вселенной всей по развитию своей техники... Ну, только если не считать счетчиков-гематров и еще владеющих лучшими накопителями энергии эенергетов, да еще рабовладельцев помпилианцев, ну и еще кое-где по чуть-чуть...
Но в целом-то — они самые лучшие, богатые, развитые, благоустроенные. Равенство всех провозглашено на планете. Счастье изучается в учебных заведениях и является признанной дисциплиной. Вот только рождающимся иногда телепатам и эмпатам татуируют крылья носа, чтобы издали было видно — телепат. Только негласно запрещено принимать в ВУЗы энергетов. Только для получения визы просто для посещения этого рая наяву требуется пройти долгую и кропотливую проверку и доказать, что имеешь право на посещение.
Девочка Регина узнает, как можно управлять людьми. Знакомится с ужасом, хранящимся у каждого в подкорке. Совершает подвиг. тренируется в скрытии своих способностей. И смотрит вокруг широко открытыми глазами, пытаясь понять, с какого момента ограничения, без которых счастья не может быть — так говорит ее мать, герцогиня науки, становятся ущемляющими, давящими стенами, сходящимися все ближе и ближе и раздавливающими человека.
Олди опять написали роман, который непросто читать. Он злободневен. И если ты думаешь, открывая томик со словами «Миры Ойкумены», что опять будет широкий космос, юмор, смех, радость побед и счастье любви, то глубоко ошибешься. Тут будет теснота, запреты, террористы, расизм, и при этом учение, что счастья без ограничений не бывает.
Иногда мысли перескакивают на то, что острее, и рвутся нити повествования. Так и не ясно мне до сих пор, кто был спецназовцами — люди ли они? И если не люди, то кто? Кого не может проверить опытный телепат? У кого срастаются сами края раны, и спецназовец, накрывший своим телом бомбу, снова готов к бою? За мелочь цепляешься и ждешь, что в следующих томах, похоже, Регина снова встретится со спасителями. И боюсь, теперь они будут спасать не ее...
Жду вторую и третью книгу.
Потому что заинтересовало. Потому что некоторые мысли совпали с моими. Потому что по некоторым вопросам хочется посидеть и обсудить, поспорить.
ByZero, 7 мая 2014 г.
После очередной книги, дочитанной только «из принципа» решил вернуться к старому доброму Олди. Память о приятном впечатлении от цикла про Кукольника определила мой выбор, и 800 с лишним экранов читалки пролетели как один миг.
Хочу сказать, что не только эта книга, но вообще все творчество Олди отличается глубиной погружения в придуманный мир – практически без опоры на предшествующий опыт. Конечно, можно завязнуть в последующих книгах цикла, но первая читается на ура.
Цельные персонажи, сюжет, ненавязчиво прячущийся за биографической линией главной героини, продуманность деталей – плюсы можно перечислять и перечислять, но их не замечаешь, как не замечаешь отдельных хороших качеств того, что и целиком прекрасно.
Ruddy, 19 июня 2011 г.
Картина как маслом по холсту: играющий ребёнок, улыбающийся и прекрасный, желающий познать мир всеми гранями своего прекрасного Детства. Ребёнок чувствует себя в безопасности и чувствует, что не может навредить никому и никогда на этом белом свете. И нежданно, совсем негаданно в него врывается Нечто, что он признаёт слишком быстро — Чудо Волшебства, возможность обладания большими Возможностями, способность сделать Мир Сказкой. Одно только «но» — окружающие не готовы признавать это Нечто также быстро. Почему? Потому что боятся, что Дитё не сможет проконтролировать себя и... Что «и? У страха глаза велики.
Таким мы видим Игру с самого Детства Регины ванн Фрассен, маленькой телепатки, в которую ворвались новые возможности и полностью поменяли всю жизнь. Не только её жизнь, но и жизни тех, кого она любит. В хорошую или плохую — она об этом и не думает. Потому что это случилось — и ничто не может поменяться. Необходимо свыкнуться и приучиться жить с этим Чудом Волшебства, какие бы двери оно не открыло.
На протяжении всей истории ты видишь, как развивается самоосознание совсем ещё молодого Человека, как изменяется под воздействием Чуда, как Чудо привыкает к ней, а она — к нему. И что из этого получается? И радость, и боль, и ненависть людей, и страх матери с подругой. И тем не менее Регина ванн Фрассен не предаёт саму себя и старается действовать так, как велит ей Сердце. А в сердце юной телепатки хватает места для любви и к своим родителям, и к друзьям, и милосердия к врагам внутренним и внешним.
В книге-продолжении мира Ойкумены есть то, чего не хватало в предыдущих книгах про Тартальи — ощущения безмятежного таинства рождения Чуда. Там Чудо как бы уже было, но разрозненно и неявно. Здесь иная картина — Чудо рождается у нас на глазах и сливается в едином повествовании. И как знать, каким будет путь юной Регины — путь ли Кукольника Тартальи, ставшего прекрасной бабочкой перед бездонными безднами Ойкумены, или иной путь, уготованный только ей. По первой книге можно сказать, что путь будет полон и колких терний, и чудесных звёзд. И не в этом ли радость для нас, читателей, следить за этим путём?
koudiarov, 6 апреля 2023 г.
Это третье прочтение этой книги — и каждый раз она играет новыми гранями. Если в первый раз воспринимал скорее мир / сюжет со стороны Ренаты, ну и чуть чуть ее отца, где чувствовал, какие-то параллели, заинтересованность в жизни и развитии героев, конфликты, которые они проживают / взрослеют, как это влияет на их выбор и последующие романы большой картины Ойкумены — помню всех героев. В этот раз я обратил внимание на Ларгитасс.
Кстати, и все зацепки про будущие трилогии уже здесь как ружья развешаны — только умей подхватывать и расшифровывать. Раньше вторая трилогия — мне казалась менее эмоционально напряженной, но теперь — ощущения поменялись!
tkatchev, 25 ноября 2010 г.
По сравнению с трилогией про «Кукольника» тут гораздо более сложное и серьезное произведение. Если в «Кукольнике» вселый ералаш и космические мега-приключения, то в «Дите Ойкумены» уже небольшой и компактный сюжет, психологизм, серьезная и грустная тема. Дождемся окончания новой трилогии, но пока очень удачно.
Лэйла, 16 мая 2012 г.
Как-то тяжело читалась эта книга. Я ее забросила месяца на два, читала рассказы, потом взяла себя в руки и прочла. Конечно, приятно опять встретиться со знакомым миром, но на этом для меня все восторги книгой кончаются. Если в «Кукольнике» действие буквально летит и тебе надо успеть за ним, то тут все течет как-то так «Не шатко, не валко». Кроме того, как-то не нашла я ничего нового для себя в описании телепатов, да есть градации, да описаны способы обучения в интернате «Лебедь», но сама тема-то избита, столько всего написано о телепатах. Да, соглашусь, может не так как здесь, но это только тонкости. «Кукольник» — был для меня открытием, врезался в память и заслонил собой сюжеты других, средненьких книг. Ждала того же и от этой книги. Увы — я разочарована. Хотела поставить «7», но из любви к миру «Кукольника» поставила «8».
amak2508, 29 марта 2019 г.
Далёкое будущее, человечество, расселившееся по звёздам, Галактическое Содружество и... люди с чувствами и эмоциями, ничем не отличающимися от наших. Мир, придуманный Олди, отлично продуман, прекрасно выписан, а главное, предстаёт перед читателем совершенно реальным — в него веришь на все сто процентов. И этот очень реалистичный и невероятно интересный мир уже сам по себе одно из основных достоинств книги.
Но, кроме всего прочего, роман ещё и недюжинно увлекателен. Причём увлекательностью какой-то интеллигентной, без всяких там драк, стрельбы и погонь. Всего лишь несколько эпизодов из жизни девочки, затем девушки Регины ван Фрассен, активной телепатки, что не такая уж и редкость на просторах Ойкумены. Эпизодов, вроде бы, не очень и динамичных, но от знакомства с которыми порой весьма трудно оторваться.
Ну и, наконец, то, о чём мы не устаём повторять, читая книги Олдей — ну как же здорово они пишут! Читать их текст даже безотносительно его общего содержания — большое удовольствие.
Недостаток (если это можно считать недостатком) в книге всего один — в романе нет каких-то особенных проблем. Он умён, серьёзен, увлекательно рассказывает о жизни, но задуматься читателя, кроме как над некоторыми общепринятыми этическими нормами, совершенно не заставляет.
VovaZ, 28 декабря 2014 г.
После относительно богатого на агрессивные действия «Кукольника», авторы отрыли новый «подцикл» мира Ойкумены, решив исследовать социум звёздной империи, и интеракцию между различными группами этого социума. Проблему сожительства граждан, с сильными телепатическими способностями с обычными гражданами пытались исследовать многие фантасты, однако так глубоко показать проблему, как это сделали Олди, явно не удавалось ещё никому.
С этой целью авторы создали роман высокого драматического уровня, исследовав проблему в разные моменты жизни возраста телепата — от ребёнка, до юной девушки. Конфликтность нахождения такого существа в среде детей-ровестников, среди взрослых, в ситуациях кризиса.
Роман высок по всем параметрам, однако, на мой взгляд ему крайне тесно в рамках НФ жанра, как это не парадоксально звучит. Все эти космолёты и иные планеты кажутся лишними и мешающими рядом с основной линией романа.
Таким образом, роман читается не так уж легко, что совершенно не обесценивает его качеств для крепких читателей.
Slad-Ko, 29 ноября 2012 г.
Честно говоря, книга мне понравилась не особо. Не дотягивает она до планки, заданной Борготтой.
Интересно, конечно, скучно-то Олди не умеют делать, надо признать. Но не было тех «замирательных» ощущений, что не оставляли меня в книгах про Кукольника.
Очень понравилась история, показанная в фильме, интересная и неоднозначная. но пока я не вижу особо, какое это отношение имеет к главной героине. Неужели и впрямь,
Дальше читать, конечно, буду, всё равно все три книги разом купила. Хочется верить, что дальше Олди раскочегарятся
Sk0rp, 12 сентября 2010 г.
Необычное произведение, выполненное вполне в стиле дуэта Олди.
На первом месте в этом произведении — девочка регина и её жизнь. Так как это только первый том трилогии, то постепенное продвижение от детства к более взрослым годам при периодечских записях из её взрослого дневника об этих годах своей жизни, создаётся ощущение ожидаемого в будущем более резкого развития событий. Ну а этот том похож на простой рассказ. Рассказ о том как её нашли такой, как она росла, как общество, которое в курсе событий, воспринимало это, как маленькая девочка Регина стала уже девушкой, как она научилась понимать мир. Во всём этом и есть нынешняя книга.
Но полная оценка всей трилогии ещё впереди.