fantlab ru

Сьюзен Коллинз «Голодные игры»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.89
Оценок:
2069
Моя оценка:
-

подробнее

Голодные игры

The Hunger Games

Роман, год; цикл «Голодные игры»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 131
Аннотация:

Панем. Это всё, что осталось от Северной Америки после глобальной катастрофы. Панем. Город-государство, который разделён на утопающий в роскоши и богатстве центр — Капитолий и тринадцать областей — дистриктов, обеспечивающих эту роскошную жизнь своим тяжёлым трудом.

Около трёх четвертей века назад Дистрикт-13 поднял восстание против Капитолия, но его утопили в его же в собственной крови, а жители этой области были стерты с лица земли. В назидание другим дистриктам Капитолий назначил ежегодные Голодные игры, которые проводились между выбранными по жребию участниками, по два от каждого дистрикта.

И вот на арену Голодных игр, от Дистрикта-12, попала главная героиня романа — Китнисс. А вместе с ней Пит, который когда-то давно спас Китнисс и её семью от голодной смерти. Но чтобы выиграть Игры и вернуться домой к семье, в которой она была главным кормильцем, юной героине придётся убить всех, в том числе и Пита...

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия блогеров в области детской и подростковой литературы / Children's and Young Adult Bloggers' Literary Awards / Cybils Award, 2008 // Фэнтези и научная фантастика для подростков

лауреат
Golden Duck Award, 2009 // Специальная премия Хола Клемента

лауреат
Премия Инки / Inky Awards, 2009 // Серебряная Инки (зарубежные авторы) (США)

лауреат
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2011 // Переводная книга НФ (США)

лауреат
Книжная премия Рунета, 2011 // Художественная литература (выбор пользователей)

Номинации на премии:


номинант
Premi Ictineu, 2010 (II) // Роман, переведённый на каталанский (США)

Экранизации:

«Голодные игры» / «The Hunger Games» 2012, США, реж: Гэри Росс



Похожие произведения:

 

 


Голодные игры
2010 г.
Голодные игры
2010 г.
Голодные игры. И вспыхнет пламя
2011 г.
Голодные игры
2012 г.
Голодные игры. И вспыхнет пламя. Сойка-пересмешница
2012 г.
Голодные игры
2017 г.
Голодные игры
2020 г.

Аудиокниги:

Голодные игры
2013 г.

Издания на иностранных языках:

Голодні ігри
2010 г.
(украинский)
The Hunger Games
2011 г.
(английский)
Los Juegos del Hambre
2012 г.
(испанский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  68  ] +

Ссылка на сообщение ,

Бывают такие странные книги: вроде и не придерёшься, а впечатления никакого. Слишком обыкновенные, слишком «серые», лишённые какой-либо изюминки.

У «Голодных игр» есть пара козырей в рукаве. Формально «всё на месте». Обыграть миф о Тесее? Отличная мысль. Персонажи? Довольно яркие индивидуальности, многие из них вызывают больше сопереживания, чем главные герои. Взять, хотя бы «Лису», сумевшую перехитрить почти всех. Экшн? Отличный экшн с ловкими приёмами, вроде яблок, сброшенных на мины, применения бешеных ос и отравления противника ягодами. Неплохо описаны и способы выживания в дикой природе. Правда, рояли в кустах, спасающие героиню в последний момент, чересчур часты.

Но при этом книга вышла не выше среднего. Почему?

1. Ни малейшей интриги. Всё ясно заранее. Аннотация гласит, что герои будут участвовать в смертельном состязании. Кто же останется в живых? Открываем книгу, и первое же слово — «Я». Дальше можно не читать.

Интересно, кто-нибудь, когда-нибудь объяснит авторам приключенческих книг, когда можно, а когда нельзя писать от первого лица? Герой, говорящий «я», бессмертен до последних страниц книги. Это приемлемо, если интрига не в том, выживет ли он (например, в «Острове сокровищ» Джим «якает», но интрига сохраняется — добудут ли герои клад, победят ли пиратов). Но в этой-то книге всё как раз завязано на выживание. А мы сидим в голове у заведомо бессмертной героини.

2. Автор не понимает, про что интересно читать. Это чудовищно подробная книга, самая подробная, какую я читал в своей жизни. В читателя запихивают каждую секунду жизни героини. То, что другой автор упомянул бы вскользь, здесь занимает много страниц. В книге практически отсутствует «монтаж» эпизодов: с первой минуты до последней мы не пропускаем ничего. Героиня поспала, поела, пописала, пошла на охоту, разделала добычу, приготовила, поела, поспала, проснулась... Вместо того, чтобы следить за развитием сюжета, мы следим за ежедневной гигиеной и питанием молодой женщины.

Еда и одежда, одежда и еда. Не помню другой книги, где столько внимания уделено еде и одежде. Каждый приём пищи превращается в огромное меню с описанием вкуса каждого пункта. А переодеваниям героини посвящено столько текста, что хватило бы на модный журнал. Всю первую треть книги к играм только готовятся: откармливают героев, одевают и переодевают их, позволяют предаваться воспоминаниям. Читатель вынужден ждать, пока героиня всласть повертится перед телекамерами и перепробует всё вкусненькое.

3. Сильное желание обозваться на героиню «Мэри Сью». Нет, то, что девочка из самого захудалого дистрикта оказывается сильнейшим бойцом, это ладно. В конце концов, о ком писать, как не о лучших. Но почему-то всё, что происходит с ней, происходит впервые. Неужели за десятилетия, что проводятся «Голодные игры», ничего подобного не было?

Китнисс — первый за много лет приличный трибут своего дистрикта, до неё все были слабаками. Неужели?

Они с Питом первые, кто додумался прикинуться влюблёнными. Неужели?

Они первые из своего дистрикта, кому достался нормальный стилист. Неужели?

Они первые, кто отказался убить друг друга в финале. Неужели?

Неужели всё, что должно было сотни раз случиться за десятилетия на играх (хотя бы по теории вероятности), случается впервые именно с Китнисс?

4. Из этих «неужели» вытекает четвёртый минус, и он называется «Не верю!»

Как вообще могли возникнуть такие игры? Всё, что описывается, всё это феерическое шоу с костюмами, жизнь в роскоши перед играми и кровавая бойня на них возможны только в одном случае: если гладиаторы идут на это добровольно, ради денег или славы. Пленники, ведомые насильно, так себя не ведут и так с ними не обращаются. Неужели никто не выпрыгивал из поезда на ходу? Неужели никто не кончал с собой перед играми? В тренировочном зале им выдают оружие — неужели никто не поднимал бунт? Они демонстрируют владение оружием перед комиссией и Китнисс запросто стреляет в поросёнка на столе — неужели никто не пытался захватить заложников на демонстрации?

Тем более, что игры созданы для унижения мятежных дистриктов. Значит, на момент возникновения игр был сильнейший антагонизм дистрикты-Капитолий. Значит, на арену для игр высаживали 24 мятежника, ненавидящих огранизаторов, выдавали им оружие и припасы. Как можно было рассчитывать, что они начнут убивать друг друга, а не составят отряд и не рванут прочь с арены? Кстати, почему-то никому эта простая мысль — побег с арены — не пришла в голову. Никаких границ арены не названо. Да и из дистриктов люди должны были уже давно массово уходить, раз границы охраняются так слабо, а лес даёт хорошее пропитание.

И наконец, пятое и последнее. Нет впечатлений.

Происходящее выглядит как передача «Остаться в живых». Два десятка полуголых, оборванных, грязных и потных людей барахтаются в грязи, бегают по лесу, едят подножный корм и время от времени пытаются друг друга зарезать. Это не оставляет никакого визуального впечатления. В этом проблема, которую не умеют решить многие авторы «антиутопер» и развлекательного постапокалипсиса. Развлекательная фантастика должна впечатлять, оставлять яркие образы, детали фантастического антуража. Корабль-древо у Симмонса. Эльфы у Толкина. Дроиды у Лукаса. Даже метро у Глуховского — яркий образ. А от «Голодных игр» в глазах не остаётся ничего ярче, чем мешок с яблоками, висящий над минами. Запомню ли я эту книгу надолго, буду ли сравнивать образы из других книг с её образами? Вряд ли.

Так и выходит, что всего достоинств у книги — лихой экшн да пара неплохих персонажей, не раскрытых из-за нарциссизма главной героини. Бодрый боевик, неплохое «чтение в метро», но не более.

Оценка: 6
– [  34  ] +

Ссылка на сообщение ,

Богатая девочка пишет сочинение о бедности:

«Жила-была бедная девочка. Ее слуги были еще беднее, горничная совсем бедная, а уж садовник…» (бородатый анекдот).

Некоторые вещи вызывают у меня смутные вопросы самим фактом своего существования. Например, безалкогольное пиво. Mortal Kombat без крови на старых приставках. Соевое мясо. Или, прости Господи, подростковые антиутопии.

Чем антиутопия подростковая отличается от нормальной? Ну тем же, чем «нулевочка» от крепкого алкоголя. Из нее старательно убрано все, что придает ей горечь. Мир максимально карикатурен и неправдоподобен. Вот расфуфыренные плохие, вот несчастные хорошие. Причем автор очень смутно представляет, как должны по идее жить угнетаемые и как разнообразно их могут притеснять угнетатели. Ну как та девочка из эпиграфа представляет себе бедность. Схематично и совсем не страшно. Многим в реальном мире в номинально свободных странах куда хуже живется, чем этим несчастным якобы притесняемым панемцам. Вроде бы смертельное состязание напоминает тот самый Мортал Комбат (ну или в нашем случае да, ту самую «Королевскую битву») без крови и фаталити. Герои пред непосредственно самими играми, да местами и во время, ведут себя так, будто бы приехали на пикник, а не убивать друг друга. Ну и в конце нам дают диетическое мясо вместо ломтя с кровью. Если в нормальных антиутопиях мир обычно ломает героев, то тут герои ломают мир и его правила о колено.

В общем и целом, лично я такими «обезжиренными продуктами» в более-менее зрелом возрасте питаться не намерен, да и вам не советую. Оставьте их целевой аудитории, тем самым девочкам-подросткам. Надеюсь, до постапокалипсиса подобные тенденции не доберутся? Что вы говорите? Какая еще «Сотня?» Да е-мое… Беги, киберпанк, БЕГИ!

Оценка: 4
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кто читал Бажова, тот меня поймет.

Чудовищно мрачный антиутопичный мир. Страна, подыхающая под гнетом столицы, большая часть жителей которой вынуждены работать на износ, чтобы удовлетворить потребности правящей верхушки и самим как-нибудь не подохнуть.

Хорошее начало, правда?

Только в несчастных стонущих под игом правительства районах дети учатся в школе до восемнадцати лет. Восемнадцати. В школе. Они не работают в шахтах с младых ногтей, а пинают балду и получают образование восемнадцать лет.

Зачем вообще учить рабочих? Любой капиталист знает, что лишее образование — лишние проблемы. Почему не используется детский труд в этом ужасном жестоком обществе? Почему детишки делают что угодно, но не работают? До восемнадцати, повторяю, лет, здоровые чудовищные лбы. Бездельничают.

И кстати, пропаганда вообще не налажена.

Плоские герои, игрушечные эмоции, общий мэрисьютизм главной героини — все это просто меркнет по сравнению с вышеописанным.

Оценка: 4
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не буду рассказывать, в последствии каких прискорбных событий мне пришлось прочитать эту книгу, но все же я это сделал. Увы. И пусть фанаты серии закидают меня камнями, но я напишу свое мнение, как парня 23 лет.

Для многих «Голодные игры» открыли жанр сурвайвала, связанного с реалити-шоу и всякими секретными программами. И именно после выхода «ГИ» такой жанр стал моден и популярен. Популярен и моден в основном среди тех, кто никогда не смотрел\читал «Бегущего человека» и «Королевскую битву». Оба выше указанных произведения я знаю только по экранизациям, но все таки они оставили приятные впечатления. «Бегущий человек» — из-за картонного, но все же колоритного Шварценеггера, а «Королевская битва» из-за задумки и присущей японцам жесткости сюжета.

Голодные игры не обладают ничем из вышеуказанного. Главная героиня за неимением другого термина — ТУПАЯ! Я понимаю, что мне, парню, сложно судить о том, что твориться в душе у девочки подростка, но все же. Постоянные колебания и поступки героини сильно натянуты за уши и до ужаса нелогичны. По логике вещей, роман ориентирован на девушек-подростков, а значит в нем акцент больше должен ставиться на чувства героини и сюжет должен крутится вокруг внезапных трагических поворотов и тому подобных вещей(как это, например, происходит у Николаса Спаркса....да,да и такое мне тоже довелось в руках подержать и почитать=D). Но как то не вышло.

Вообще персонажи плоские и примитивные. Хотя все же нет — Хеймитч все таки мне понравился. Не тем, что пьет постоянно,а тем, что ведет себя адекватно тому,как должен вести себя человек, переживший «нечто ужасное».

Капитолий и его жители — излишне вычурно описаны. Понятно, что жизнь там как бы лучше, но все таки должны же быть рамки реалистичности какие то.

В целом — поведение персонажей, окончание романа и основные события — аж слишком предсказуемы. Ну то есть совсем. Да и жесткости и саспенса явно не хватает. Мне не удалось обнаружить неожиданный поворот сюжета и дочитывал я — просто чтоб не оставлять книгу недочитанной(уж извините за тавтологию).

В общем и целом — мне не понравилось. Хотя книга и ориентированна больше на девушек-подростков и мне она и не должна была понравиться. Вывод: если эта книга стала первой для вас в подобно жанре — не останавливайтесь и читайте и других авторов(того же Дашнера, Рот и т.д. а там,глядишь, и попадется в руки «Бегущий человек», «Долгая прогулка» и «Королевская битва»). Если же по непонятным мне причинам она вам понравилась. Ну что ж — значит у нас с вами слишком разные интересы и взгляды на мир) Так или иначе — книга точно нашла и найдет своего читателя.

Все мира ;-)

Оценка: 1
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Непонятно для меня самой получилось так, что именно эта книга оказалась первой в очереди на прочтение. Мистика какая-то, не иначе. Тем не менее, я рада, что так случилось. Книга обладает определенной индивидуальностью, ярко выраженной. С одной стороны, это, безусловно, «подростковый роман». А с другой стороны, повеяло любимыми книжками Роберта Хайнлайна и другими из старой и доброй фантастики. Конечно, «Королевская битва» вспоминалась, и прочтение было уже несколько смазано эффектом собственного понимания этой Игры.

Герои мне понравились. Автору удалось создать образ главной героини, чистый, как некий кристалл. Та манера, с которой она размышляет, действует, планирует, анализирует, очень соответствует образу девушки-подростка в жестких обстоятельствах, и скорость смены событий напоминает мне гонку с преследованием, уж такая у книги динамика. Динамика и определенный прессинг. Главная героиня видна нам с разных сторон, глазами других героев тоже, но вот что важно: признание этой девочки приходит не оттуда, оно приходит сразу и основательно с первых страниц знакомства.

Ощущение присутствия «там» и реальности мира Автору, на мой вгляд, удались. Я с удовольствием читала, практически не отрываясь. Книга затягивает cвоей трогательностью, живостью героини, интригой, а также некоей свежестью, оригинальностью. Автор легко и непринужденно перемешивает разные планы — то героиня в своей лачуге, то на охоте, то в платье из сверкающих драгоценностей в эпицентре внимания всей местной вселенной, то спит, умело расположившись на ветвях деревьев, то бьется на-равных с бойцами профи.

Жаль, что романтические сцены однозначно провалились. Я так думаю, что причин две. Автор не знала до какого конкретно уровня надо (или можно) опускать планку в сексуальности, принятой на страницах романов для подростков, и в итоге мы имеем сильно «кастрированный» вариант взаимоотношений двух главных героев. Второй причиной может быть попытка нарисовать именно такой образ главной героини, когда она отвергает отношения в-принципе. Но. Безусловно, от включения именно чувств, а не безэмоциональных описаний личных взаимоотношений героев, получилось бы действительно интересное произведение. Достойное высоких оценок.

Концовка заставляет предположить, что Автор либо спешила, либо все это ей определенно наскучило. Все не просто скомкано, а как-то брошено. С намеком, что уж в сле-едующей серии... ну и так далее. Удручает также и то, что образ Китнисс был бы интереснее при наличии хоть сколько-нибудь выраженных недостатков. Как, впрочем, и образы остальных положительных героев. Все исключительно черно-белое, как уже омечено mrakofess.

При этом две еще темы я хотела бы отразить. Про трогательность я уже писала, но здесь есть еще один главный герой. Голод. Он сопровождает почти каждую страницу этой книги. Голод — это основное пугало и самый страшный враг. Девочка столкнулась с ним лицом к лицу и жила с ним бок о бок почти все годы своей жизни, а остальные игроки — нет. Она давно играет в эту игру со смертью, и голод — основное действующее лицо, его присутствие является частью жизни героини.

И еще показалось важным, как здесь уже отмечали, умение думать сначала о других. Заботиться. Принимать ответственность и решения.

Итак, резюме, — очень неплохая фантастика, хоть и не без недостатков. Воспринимается как хорошо забытое старое, про юных, сильных и смелых. Про ошибающихся, но дерзких. Про новых героев, завоевывающих сердца читателей.

Оценка: 7
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне не хватило объема картинки. Мне не хватало цвета, запаха и вкуса. Мне не хватало описаний. Подробный конспект событий у меня был в наличии. А еще по десять раз в уме героини пережевывались одни и те же, постоянно одни и те же мысли.

Я не верю в Китнисс. В неё как в образ. Не верю. Я не вижу особенностей её психики, а ведь эти особенности есть у всех людей.

Меня бесит недоделанность, недодуманность системы, её дистрикта, непрописаность, бесцветность. Мерисьюшность героини — она сильная, твердая... и все. Больше никакая. НИКАКАЯ.

Не было у неё смешанных чувств. Должно было бы быть агрессивное отношение ко всем учредителям и просто замешанным в этом деле людям. Или же, наоборот, ощущение, что по логике вещей она должна их ненавидеть, а не получается – как-то глупо, но взяли и сплотились. И парень-стилист – он ей очень нравится, сразу, с первого взгляда, он не похож на эту ораву клоунов, в нем есть что-то от тех людей, с которыми она выросла. Но он – не они, он – чужой, он все равно из этой шайки. И что тогда делать с чувствами? — Ну вот где это? Зато были занудные пережевывания одних и тех же мыслей по второму, по третьему кругу...

Налет «реалити шоу» со всеми этими интервью, одеваниями — несколько взбесил. Представляла по-другому. И животные-мутанты тоже почему-то вызвали раздражение.

Если было бы слегка адекватнее прописано устройство мира — было бы в принципе здорово.

Захватила последняя треть. До этого раскачивались, раскачивались очень долго. Сами Игры по увлекательности — шикарные, а то, что было в первых двух третях можно было написать лучше.

Концовка игр — серьезно? Я вас умоляю. Ягоды. Манерно, напоказ. Тупо. Господи, прости...

Опять хочется повторить вопрос, который здесь уже звучал — почему было бы не сколотить команду и не попытаться выбраться? Даже, если это верная смерть, юношеский пафос, как по мне состоял бы именно в этом — не подчиниться. Ладно у Китнисс семья, она не может. А если бы несколько ребят взяли бы и сколотили бы банду, сели бы на землю и сказали: «а не пошли бы вы, дорогие учредители? Не будем убивать друг-друга. Просто не будем». А если бы попытались выбраться, то погибли бы не просто так. А то все знают, что погибнут ВСЕ , кроме одного-единственного человека и каждый уверен, что этим человеком будет он. Все погибнут, так зачем погибать бессмысленно? Но, может, я идеализирую подростков и на самом деле все довольно реалистично.

С «Темными началами» не сравнимо. Может все дело, что «Начала...» я читала в восьмом классе, а для этой книги уже возраст не тот, но все-таки.

Итого: сами Игры увлекательны, даже очень, ГГ плоская, мура с костюмами, гримами, интервью — это мура.

Оценка: 8
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все совпадения с фантастикой случайны. Нет, не так — все совпадения с фантастикой и антиутопией не случайны, а злонамеренно сворованы. Кроме одного: треклятые смывающиеся водой волдыри. Следы от химических ожогов, которые смываются с нежной подростковой кожи обычной водой из ручейка. Такого еще фантасты не выдумывали. Пришлось Коллинз постараться, чтобы Хеймитчу не пришлось второй раз баночку с мазью высылать. Но она плохо постаралась, даже не объяснила, как это работает.

Я попробую предположить, что ядовитый газ содержит в себе компоненты, которые при взаимодействии с водой вызывают мгновенную регенерацию кожи. Идея с ручьем, в котором течет живая вода, на мой взгляд, слишком избита и заезжена детскими сказками.

Оценка: 2
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книги и (даже в большей степени) фильмы из серии «должен остаться только один» — не редкость, однако меня они чем-то цепляют, так что книга сразу привлекла мое внимание. Но серия, в которой книга была изначально издана, обложка, издательская аннотация… «Нет, это что-то из другого жанра», — подумала я, и покупать ее не стала. Мое решение изменил один толковый англоязычный отзыв. Книгу я прочла очень быстро и получила немалое удовольствие.

Разумеется, это не философский трактат, а так называемая «жанровая литература» (и даже – о ужас! — подростковая) со своими характерными особенностями/недостатками, как то отсутствие стилистических изысков, четкое деление хороший/плохой и некоторое количество роялей в кустах. Однако простота языка (не примитивность — язык грамотный и работает на образ главной героини) в данном случае оправдана: книга написана от первого лица (16-летней девушки), и сохраняет хороший темп повествования, что, вместе с напряженным сюжетом, действительно «держит» (хотя концовка и угадывается с самого начала). Что касается персонажей, было бы удивительно, если бы в сюжете «дети убивают детей на потеху публике» автор придерживался размытой нравственной позиции. Кстати, смакования жестокости и грязи в книге нет. В принципе, нет и глубокой проработки поведения подростков в экстремальной ситуации: вместо этого автор акцентирует внимание на положительных качествах героини (и окружающих — среди них много достойных людей), поэтому книга, как ни странно, показалась мне довольно доброй. Местами даже слишком – все-таки Коллинз часто подыгрывает Китнисс, некоторые ситуации показались мне притянутыми за уши, да и перед по-настоящему сложной моральной дилеммой автор свою героиню так и не поставила. Тем не менее, в романе есть очень удачные моменты (интервью Китнисс, менторство Хеймитча, хлеб из Дистрикта-11…), но что меня действительно подкупило – это образ главной героини и неразрывно связанный с ним идейный посыл книги. Помимо очевидным образом вытекающей из сюжета идеи «как остаться человеком в нечеловеческих условиях», которая успела уже порядком поистрепаться, сквозь весь роман красной нитью проходит следующая мысль: умей позаботиться о себе, умей позаботиться о тех, кто тебе дорог. Эта мысль не то, чтобы свежая, но в последнее время какая-то непопулярная, особенно, если речь идет о молоденькой девушке. Китнисс — образ, которого очень не хватает среди экзальтированных дурочек со свалившимися на голову сверхспособностями.

P.S. Да, и не бойтесь вы этой дурацкой обложки – романтическая линия в романе, конечно, присутствует, но, во-первых, она подана не совсем стандартно, а во-вторых, не вылезает на первый план и совершенно не «сопливая» (Китнисс озабочена собственным выживанием, а не поиском/охмурением очередного бойфренда). В общем, не думаю, что она будет кого-то сильно раздражать.

P.P.S. Думала, будет похоже на «Королевскую битву», но нет, не похоже.

Оценка: 8
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга на удивление понравилась. Решил прочитать из-за фильма, так как люблю читать источник, а уже потом смотреть фильм, который пока не нашёл времени глянуть.

Честно говоря, книга откровенно порадовала. Изначально я ожидал чего-то типа Сумерков, то есть тупейшего чтива с соплями без смысла, да и в серии соответствующей издавалась. Конечно, я не буду говорить, что книга шедевр, но на удивление хорошо сделана (можно, я буду избегать слова «написана»? =)). Я полагал, что не прочитаю и половины, но сей труд осилил полностью и с удовольствием.

Безусловно, сразу стоит оговорить (и это сделано в предисловии), что книга для подростков. Следовательно, ожидать глубокого смысла и хардкора не стоит. Несмотря на как бы серьёзную тему, это исключительно развлекательная книга, где не надо икать глубокий смысл, философскую составляющею вселенной и т. д.

Если говорить по сути самой книги, то здесь всё на уровне, учитывая, какая планка ставится изначально. Читается легко, так как автор не пыталась использовать умные и закрученные фразы. Сейчас читаю Алиениста и контраст прямо-таки с ножами бросается в мозг. Книга динамичная, в отличие от тех же Сумерек, где на протяжении книги произошло аж почти ничего. Здесь повествование ровное, динамичное, редко когда автор отходит в размышления или воспоминания ни о чём. Это, конечно, плюс.

Сами действия в известном смысле нереалистичны. Концовка, само собой, известна заведомо. Ну кто подумает, что в попсовом романе может быть иной исход? События, которые ровным пластом намазаны по сюжету, радуют своей фантастичностью, девочка развита как Эйнштейн. Всё замечает, всё понимает, всё умеет... да и везучая. В общем, для подростков, так что без претензий. =)

Что мне действительно понравилось, так это грамотная картина мира. На протяжении книги становится понятным устройство будущего, достаточно интересно. В отличие от многих книг, включая даже отличных писателей (Шекли, скажем), здесь всё понятно и дополнительных вопросов, связанных с откровенным непониманием, не возникает.

Есть и любовная линия. Не люблю такое в книгах, но тут как-то не раздражает, акцент на ней особо не делается, хотя и постоянно об этом речь. В общем, в качестве любовного романа читать не пойдёт. =)

Вывод: годная книга для школьного возраста, или просто отдыха от серьёзных книг. В расслабленном состоянии приятно отвлечься в хорошо слепленную сказку без особых излишеств. Отсюда и высокая оценка.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жёсткая, сумрачная антиутопия. Правда проработка внутренней логики романа выдаёт явную подростковую прозу. Здесь нет полутонов — люди или хорошие или плохие. Сама система очень условна и напоминает некую вариацию «Трёх толстяков» — злые буржуины угнетают и морят голодом несчастных пролетариев мечтающих о свободе. Кто бы в давние времена мог подумать, что у советской и американской революционной мифологии столько общего? :smile:

Впрочем подростковая направленность совсем не грех — тот же Хайнлайн прекрасно играл на этом поле, да и многое из Стругацких, изначально написанное для подростков, сейчас вошло в золотой фонд фантастики.

Как с этим у Коллинз? А пожалуй и тут всё очень неплохо. Атмосферно книга построена великолепно — давящая нищета Дискрита и зловещее сибаритство Капитолия венчает ужас и кровь Арены. Герои, как и положено в хорошей подростковой прозе — остаются героями и не подличают даже перед лицом смерти. Внутренняя цельность и сила юной Китнисс, доброта и жертвенная любовь Пита прочно цепляют читательское сопереживание на крючок и неумолимо влекут нас бешеным вихрем по страницам романа. При всей несложности сюжета оторваться от книги трудно — ничего лишнего, действие рвёт, как стальная пружина.

Это честная и хорошая работа. Не знаю, как будет с дальнейшими книгами трилогии, но первая хороша и если цинизм не до конца сковал ваше сердце, она заслуживает внимания. :smile:

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень хотел прочитать книгу до выхода фильма, чтобы потом сравнить, обычно экранизации получаются намного слабее художественного произведения, но бывает и с точностью до наоборот. «Голодные игры» написаны женщиной и как это ни прискорбно сознавать, но и основные читатели у этого романа должны быть женщины, потому что происходящее действие сильно смахивает на гибель «Титаника», только в фантастическом или утопическом варианте, любовная парочка наперегонки жертвует собой для спасения своего суженого.

Где в этой книге жестокость? Может быть автор и попытался сделать свою книгу реалистичной и зрелищной, используя убийства одних людей другими, но у Коллинз совсем ничего не получилось. Вроде бы мир, в котором происходят события и ужасен, и жесток, и бесчеловечен, но это только на первый взгляд, а если копнуть глубже, то проявится обычная диктатура одного человека или группы людей. Есть доминирующий класс, есть группы подневольных и бесправных, обязанных работать и выполнять определенные правила. Конечно между ними существует пропасть и понять им друг друга сложно, но к большому сожалению Коллинз ничего не рассказывает о своем мире, общих сведений недостаточно и картина происходящего не раскрывается в полной мере, поэтому судить тех или других не получается. А просто принять сторону униженных и угнетенных — слишком наивно и несерьезно.

Для поддержания в головах низшего класса покорности придумали специальный турнир, названный «Голодными играми». Для этого из каждой области выбирают девушку и мужчину, в возрасте от 12 до 18, так как областей или дистриктов ( как их назвала автор) всего 12, то участников должно быть 24 и выжить может только один. Если вы рассчитываете прочитать историю противостояния двух десятков подростков и узнать каким образом будут они друг друга убивать, наверное автор поразит читателя описаниями жестоких убийств, но все гораздо проще. Будут осы-убийцы, будут несчастные случаи, будут выстрелы из-за угла, чтобы вдруг не увидеть лицо или глаза жертвы, но не будет обещанного — жестокого противостояния между желающими выжить любой ценой.

Книга про подростков, написана для подростков и читать желательно тоже подросткам, особенно девушкам. Надеюсь фильм получился более зрелищным, так как книга изначально писалась под будущую экранизацию, поэтому и получилась слишком слащавой и приторной.

Оценка: 6
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я бы, скорее всего никогда не прочел данный роман рассчитанный на юношескую аудиторию и ставший бестселлером на другом конце океана, ибо во-первых мои литературные интересы весьма обширны и становятся еще обширнее (не в последнюю очередь благодаря сайту «Лаборатория фантастики»), и во вторых мне хватило за глаза первой книги творения Майер и книги литературного дяди Тома «Я четвертый», но есть одно но…

Я узнал, что данная книга весьма понравилась Эбигейл Бреслин и она даже была в претендентках на роль главной героини в грядущей экранизации ,но в итоге кастинг выиграла восходящая звезда голливуда и недавняя номинантка на премию Оскар Дженнифер Лоуренс.

Так вот желание узнать, что же читает милая Эбби и оправданно ли Лоуренс получила роль, и заставило меня прочесть эту антиутопию для девочек среднего и старшего школьного возраста.

Итак, экспозиция;

Имеется некое государство Панем, которое находится на территории нынешнего США.

Оно состоит из столицы Капитолия и двенадцати дискритов , которые угнетаются метрополией посредством миротворцев.

Каждый дискрит специализируется на чем-то одном и имеет порядковый номер в порядке его процветания.

Главная героиня Китнисс родилась в самом бедном 12 дискрите, который добывает уголь.

Отец девочки погибает в шахте, когда ей едва исполняется 11.Для того чтобы прокормить маму и младшую сестренку Прим Китнисс вынуждена браконьерствовать в близлежащих лесах со своим другом Гейлом.

Начиная с 12 лет каждый житель дискрита участвует в лотерее и «победитель» данной лотереи вместе с девушками и юношами из других районов отправляется на «голодные игры» для того чтобы выжить и обеспечить преференции своему городу.

Причем количество «билетов» увеличивается с каждым годом, и можно получить скудный годовой паек на одного человека за дополнительный билет или билеты кратные возрасту.

Наша героиня набрала 20 билетов (5 за возраст и 15 за три годовых пайка), но разумеется судьба злодейка решила так что «победила» ее сестренка Прим со своим одним захудалым билетиком.

Китнисс разумеется поменялась с ней местами и в сопровождении сына пекаря Пита, чиновника от метрополии Эффи Бряк ,и бывшего победителя голодных игр Хеймитча отправляется в столицу на роскошном поезде…

Все это уже было и не раз. Достаточно вспомнить роман «Рыцари сорока островов» Сергея Лукьяненко или фильм «Королевская битва» Киндзи Фукасаку ,но как известно в мире не более полутора десятка сюжетов, да и вряд ли американские подростки в массе знакомы с данными произведениями искусства (да и сама Коллинз тоже).

Можно еще вспомнить фильм «Бегущий человек» Пола Майкла Глейзера по роману Стивена Кинга ,ибо «Голодные игры» тоже превращены в телевизионное шоу с тотализаторам и спонсорами для каждого из участников. Но все это неважно, неважно, неважно ,ибо в романе Коллинз имеется множество достоинств.

Зачатки социальной фантастики. Читая роман начинаешь задумывается о том что не все в этом мире входят в золотой миллиард и некоторые вынуждены усердно трудиться чтобы прокормить себя и родных.

В отличие от прочих романов, здесь нет супергероев и Китнисс не косит всех направо и налево. Здесь есть моральная рефлексия и убийство остается убийством даже если оно сделано ради выживания.

В некотором роде в романе много меньше ляпов чем в «Симбиотах» Олега Дивова и тем более «Младшего брата» Доктороу, который показался мне более чем не однозначным.

Здесь не распластывают малолеток по столу, не натягиваю презервативы и не ведут инфантильных разговоров.

Именно поэтому это подростковый роман, без малейших допущении и натяжек.

По ощущением «Голодные игры» лишь немного уступают подростковым романам Лукьяненко да и то это касается не психологизма а сложности построений «игрового» фона.

Само собой наша сладкая парочка пройдя огонь ,воду и 22 трупа победила в голодных играх,но почему то не испытывает оголтелой радости, а рефлексует и сожалеет о содеянном.

Мало того мне даже интересно о чем написано продолжение .Поднимутся ли герой против коварных жирующего Капитолия?

Полюбит ли Китнисс Пита или предпочтет давнего друга охотника Гейла?

Пожалуй прочту через пару месяцев.

Еще раз повторяю в качестве продукта массовой культуры «Голодные игры» ничуть не хуже «Гарри Поттера» к коему я никогда не питал особой слабости и интереса.

Мало того я даже схожу на премьеру «Голодных игр», а ГП я видел только урывками по зомбиящику.

В общем 7 из 10.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал «голодную историю» менее, чем за сутки...

Думаю, что из первой строки моего отзыва уже можно сделать определенный вывод. Все-таки, четыреста страниц романа для человека, который не бездельничает, не сидит дома с утра и до вечера, которому, как и большинству других вставать в 6 утра на работу, а ей любимой придется посвятить целый день и отдать себя самого, прочтение любой книги менее, чем за сутки, а значит ночью вместо отдыха, вместо обеда или перекура, в ущерб некоторым рабочим моментам, по пути домой и обратно — серьезный показатель!

Идея для меня, как и для многих других, не является оригинальной, ведь перед этим была «Королевская битва», но вот как ее нам приподнесли, как обыграли каждого из героев, да и само устройство Панема — определенно более интересно! А все произошедшее во время игр более трогательно и грустно.

И дело вовсе не во взаимоотношениях Китнисс с Питом или Китнисс с Гейлом, как многие из нас ожидали, дело отнюдь не в любовной истории или романтической линии, которая, надо признать, вовсе и не получилась (а таковая наверняка должна была быть для усиления впечатления и эмоций), нет... Дело в других эпизодах, к которым можно и нужно обращать внимание людей! А таких эпизодов в данной книге более, чем досаточно!

Это вся жизнь Китнисс с момента смерти отца: бесконечные походы в лес, которые, шутка ли, наказывались смертной казнью, старание прокормить свою семью, отдать родным все до последней крошки, не жалея себя. Это самопожертвование в отношении младшей сестренки, когда ей выпадает страшный жребий (за всю историю Голодных игр Китнисс первая из Д-12, кто так поступил, а значит страх и ужас перед ГИ пропитали каждый камень данного поселения, а значит надо иметь бесконечную силу воли и стойкий характер, чтобы на это пойти даже вместо родного человека). Это отношение к стилистам и ментору, которому стоит уделить особое внимание, потому как именно его я считаю настоящим Героем сего произведения. Ну, и конечно же — это отношение Китнисс к Руте. Данный эпизод особый, настоящая кульминация произведения. Подумайте только, 24 подростка собрали на одной локации, чтобы они убивали друг друга, каждый из них загнан в угол, каждому не оставлено выбора, каждый должен и будет хвататься за жизнь до последней капли крови, каждый будет убивать дабы остаться в живых, именно так и будет, здесь нет места каким-то другим эмоциям и чувстам, нет места жалости... Но только не для Китнисс! Ее отношение к маленькой Руте вызывает настоящий восторг, заслуживает наибольшей похвалы, завораживает! Даже потеряв ее, Китнисс украшает ее тело цветами, зная что организаторам и президенту это совсем не понравится, и провожает свою маленькую подругу в последний путь, вызывая наружу огромное стадо мурашек, разбегающихся по всему телу.

Но дело не только в главной героине. Отнюдь! Здесь же, когда наружу должно показываться истинное лицо человека, его настоящее Я, которое все чаще в современном мире становится более ужасным, мы видим поступки Пита, который не стесняется прикрывать собой Китнисс, получая за это сполна (даже в случае с хлебом), это и Цеп, который совершил по-настоящему добрый и смелый поступок, потеряв из-за него жизнь, это и Хеймитч, ведь именно благодаря последнему наши герои из Д-12 дожили до окончания книги, так что не стоит называть его пьяницей и бездельником, ведь в самые нужные моменты он был рядом и он по-настоящему помогал, а на счет выпивки... Кто ж его знает, как сложилось 24 года назад, когда он участвовал в своих Голодных играх только не с 23, а с 47 соперниками, воспоминания об этом, об их смертях и вынужденных убийствах могли бы сломать любого без разбора!

Вся книга на фоне крови и жестокости пропитана добродеятелью, человеколюбием и теплом!

Коллинз сумела погрузить в сой мир, да так глубоко, что вынырнуть из него смогу теперь очень нескоро... Ведь впереди еще 2 книги трилогии, а там и фильм не за горами, а через год — второй, в 2014 — третий. И, скажу откровенно, меня это очень радует! Прямо сейчас м возьмусь за «И вспыхнет пламя», ведь за каких-то 15 минут уже заскучал по персонажам этой замечательной истории...

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Без прелюдий, «Голодные игры» приятно удивили.

Да, это фантастика для подростков. Да, гениальных идей и сюжетных поворотов здесь не наблюдается. И да, язык автора не блещет новаторством. Но лично я от книг подобного жанра этого и не жду. Достаточно того, что она сделана добротно и грамотно.

* О подростковой фантастике *

Честно говоря, трудно написать что-либо о произведениях данного толка, не сделав кивок в сторону небезызвестной Стефани Майер. Хотя, наверное, будет не честно всерьёз сравнивать творение Коллинз с упомянутой дамой. Всё-таки «Сумерки» представляют собой не более, чем бессюжетный набор «АХов» и «ОХов» на фоне клыков и светящейся кожи, под аккомпанемент всхлипываний главной героини. И единственное, за что хочется поблагодарить Майер, так это за возвращение тинейджеров в ряды читателей книг. Здесь же ситуация совсем иная.

Во-первых, мы имеем несколько довольно неплохо прописанных персонажей с правильной жизненной мотивацией (с точки зрения воспитания подростковой аудитории): Китнисс и Гейл со своей неустанной заботой о семье; Питт, транслирующий читателям идею истинной и бескорыстной любви; Цина – художник большого таланта, вынужденный жить в обществе абсурда, но при этом не отступающий от своих принципов. И особенно радует Хеймитч — человек с тяжелой судьбой, ведущий скверный образ жизни, но при этом по сути своей являющийся истинным наставником и обладателем большого доброго сердца. По правде сказать, эпизодические персонажи также оставили приятное послевкусие.

Во-вторых, многие по-настоящему важные мысли и идеи поданы легко и ненавязчиво. Идея о том, как важно оставаться Человеком, невзирая на обстоятельства. Понимание преступности бездействия и ужасов тирании. Осознание необходимости борьбы за справедливость и за своих близких. Повторюсь, ничего нового Коллинс нам не сообщает, но о подобных вещах не грех послушать в 50ый, 100ый раз.

В-третьих, всё действие не сводится к одной лишь романтической линии, чем часто грешат произведения в жанре подросткового фэнтази/фантастики. Конечно, любовь является движущей силой повествования, но её следует воспринимать в более широком смысле слова. Героями движет не только любовь друг к другу, но и любовь к семье, к дому, к самой жизни.

Конечно, если ставить «Голодным играм» оценку в контексте мировой литературы, то она навряд ли превысила бы даже 4 из 10 баллов.

Но мне кажется, что справедливым будет оценить данную книгу в рамках жанра «подростковая литература». И в этом свете она вполне достойна получить 8 из 10. В конце концов, со своей аудиторией нужно говорить на понятном ей языке, и Сьюзен Коллинс это прекрасно удается.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если бы меня попросили вкратце рассказать, о чем «Голодные игры», я бы сказала, что это антиутопия для старшего школьного возраста. В самом деле, заменить героев-подростков взрослыми, убрать любовную линию — и получится что-то вроде «Бегущего человека», игра на выживание, приз в которой — безбедная жизнь для победителя и его семьи. Декорации соответствующие: государство, разделенное на районы-дистрикты, подчиняющиеся столице и снабжающие ее жителей всем необходимым, подавленный в прошлом мятеж дистриктов и тяжелая жизнь их обитателей.

Но поскольку целевая аудитория «Игр» — подростки (более того, девушки-подростки), то тема жестокой игры и выживания в ней отступает на второй план, уступая место другим — семье, дружбе, любви.

Читать книгу определенно стоит. Сначала ее, а потом переходить к другим вещам на ту же тему — «Долгой прогулке», «Бегущему человеку», а дальше как пойдет.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх