FantLab ru

Дэвид Марусек «Счёт по головам»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.67
Голосов:
242
Моя оценка:
-

подробнее

Счёт по головам

Counting Heads

Роман, год; цикл «Counting Heads»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Будущее. Программы омоложения, клоны, заточенные под выполнение разных функций (стражи, работники, сиделки, компаньонки), развитый искусственный интелект, отсутствие межнациональных конфликтов.

На этом фоне рассказ о судьбе художника, вследствие ошибки правоохранительной системы потерявшего доступ к омоложению и стареющего в небольшой общине, о судьбе этой общины, о семейной паре клонов. Рассказ о том, что программы омоложения и персональный искусственный интелект в личных помощниках — еще не гарантия счастья

Входит в:

— цикл «Counting Heads»


Номинации на премии:


номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2006 // Лучший НФ-роман

номинант
Премия «Индевор» / Endeavour Award, 2006 // Лучшая книга в жанрах фантастики и фэнтези

номинант
Локус / Locus Award, 2006 // Дебютный роман

номинант
Премия «Боб Моран» / Prix Bob Morane, 2009 // Переводной роман (США, 2005)

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2009 // Научная фантастика (США)

номинант
Дни Фантастики в Киеве, 2010 // Переводной роман (США)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
Н. Виленская (1)

Счет по головам
2010 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Киберпанковский роман о жизни художника и дизайнера которого по странной ошибке спутали с зараженным человеком и подвергли ужасной процедуре — прижиганию. Так он лишился всех преимуществ общества будущего.

Ну и о пареньке который живет теперь в одном доме, в коммуне с этим бывшим дизайнером.

Что я могу сказать? Для меня это эталон киберпанка.

Мир который создал автор завораживает. Все эти электронные образы людей которые существуют в сети и на экранах, и дополняют живых людей прописаны замечательно. Роботы в виде насекомых хорошая задумка.

Все привыкли к англосакским именам в фантастике. Однако славянское имя — Богдан, одного из главных героев абсолютно не коробит, а очень гармонично звучит в этом удивительном мире.

P.S.

Утверждают, что над этим дебютным романом автор работал на протяжении половины жизни. Ну что ж, чувствуется, что он вложил в него свою душу. В итоге получился весьма хороший роман. На мой взгляд эталонный — киберпанк.

И последнее, не жалейте пасты на своих помощников.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Нетривиальность первых книг серии «Сны разума» поневоле заставляет сравнивать с ними последовавшие. Роман малоизвестного у нас американского фантаста в этом ряду смотрится, к сожалению, «выдающимся» совсем в другую сторону. Возможная издательская «сиюмесячная» выгода может опять загубить (возможно) замечательную серию истинно «научной» фантастики…

Книга сама по себе неплоха, после выхода (2005) в «Локусе» её назвали даже «“Нейромантом” ХХI века». На рубеже ХХI-ХХII веков на территории Объединённых Демократий нанотехнологии рулят! После Агрессии города защищают фильтры-биокуполы; граждане, имеющие постоянный доход, практически бессмертны; хотя с «неблагонадёжными» обращаются не лучшим образом, «прижигая» каждую клетку… ИскИны (ментары) имеют почти равные права с людьми, вот только люди здесь тоже очень разные: аффы-аристократы, чартисты-дикари, итеранты-клоны (десятки видов).

История возвышения, падения, воскрешения рода Старк-Харджер отличается множеством персонажей и «развешанных ружей» (по Чехову – если на сцене висит ружье, оно должно выстрелить). С персонажами всё более-менее пристойно, совсем лишних нет, мир «выписан» реалистично, но вот с вопросами беда. Главные детективные загадки: кто же дал команды «прижечь» известного художника Сэмми Харджера и устроить катастрофу с космической яхтой супер-бизнес-вумен Элинор Старк и её дочери Эллен – так и не ясно… В жизни оно так и остаётся «неясным», но хоть в романе желательно было «прижечь» виновников – разве не таковы законы жанра?

Приключения головы Эллен и всё, с этим связанное, составляющее большую часть романа, достаточно занимательно, но недостаточно концептуально… «Куда идёт история, выяснится только со временем» — есть в книге такая фраза. Вот и выясняется – почти никуда, ружья-то не выстрелили…

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читать можно. Но сюжет скомкан, похож на дерево с главным стволом и множеством ветвей.

Автор как будто писал для телесериала.

Куча забавных ляпов — это плохой перевод, или плохое знание базового материала автором.

Чего только стоят «заряженные фотонные частицы».

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Давно стоял данный роман на полке, но все никак не доходил до него. И вот наконец выдалась свободная минутка и я таки с ним познакомился.

Роман разбит на несколько сюжетных линий, которые временами идут параллельно, но так по большему счету и не пересекаются.

В наличии у нас ИИ и его аватары, нанотехнологии, клоны разных сортов и предназначений, даже подобие виртуальной реальности есть.

Вроде бы составляющие неплохие, но чего то не хватает...

Чтобы это могло быть? Ах да, для классического киберпанка не достает хакера-одиночки противостоящего паре-тройке дзайбацу.

Обложка книги завлекает — «Нейромант XXI века», но прав был дядька Стерлинг — «Киберпанк мертв». Мертвое тело Эллен Старк все никак не желающее возвращаться к жизни, что тот киберпанк в романе Марусека, не жив ни мертв.

Тем не менее роман интересно читать, но к его прочтению следует приступать скорее с оглядкой на работы Пола Ди Филиппо, чем на труды Билли Гибсона.

Подводя итог, скажу что это такой себе техно-триллер, автор создал довольно интересный мир будущего, но мне кажется в какой то момент так много в него намешал, что сам запутался в этом многообразии. Сюжет скачет от одного героя к другому, (за кем то наблюдать интересно, за кем то — не очень) лишь для того чтоб на последней странице книги сделать нам ручкой и оставить в ожидании второй книги (которой скорее всего мы с вами не увидим).

Оценка: 7
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Даже не ожидала от себя, что будет настолько интересно читать. А почему не ожидала – мне немного сложно в одном месте (в истории) принять и уследить за всякими штучками–заморочками и выдумками, которые представляют авторы, а тем более если их такое количество, как в этой книге. Но Автор всё так классно подал и рассказал, что я не испытала никаких сложностей, а наоборот от души поудивлялась авторским задумкам, их разнообразию и применению.

Пройдя первые страницы, мне показалось, что я очутилась в удивительном мире, наполненном чудесами. Здесь состоятельные люди уже и не люди вовсе, а высшая каста – аффы – получившие возможность продлевать жизнь до бесконечности, приостанавливать по–необходимости взросление на одном уровне. Но даже, если кто–то и имеет возможность продлевать жизнь, то не обязательно застрахован от прижигания: сегодня ты известная и успешная личность, но в один миг, по ряду причин твоя жизнь рушится и тебя ждёт незавидное существование вонючки. А менее состоятельные люди объединяются в кланы – чартеры – для совместного проживания и помощи каждому члену чартера. Рождение детей – большая редкость и великая превилегия, да и происходит оно невероятно сложно–облегчённым способом. Здесь множество клонов разных моделей: рассов, евангелин, джерри, дженни, найков и т.д. и каждый из них имеет своё имя, возможно семейную пару, каждая модель клонов предназначена для определённого вида деятельности: найки – наёмники, джерри и белинды — полиция, рассы — дворцовая гвардия, евангелины – компаньоны и прочее. У каждой модели клонов есть своё брадство или объединение, существующее по установленным правилам. Помимо всего у каждого аффа, организации, дома есть свой ментар, который думает, отслеживает и действует почище любого управляющего и у ментара есть двойник, а то и не один. Осы, пчёлы, слизни неусыпно следят за каждым членом общества, всё про каждого знают и действуют при малейшей необходимости. И ещё много чего классного придумано Автором и прописано в книге и всё это уживается вместе всё больше и больше подчёркивая многообразие жизни общетсва под куполом.

Основная часть истории разворачивается вокруг охоты за головой наследницы огромной финансовой империи – правда она сама об этом не имеет возможности знать, но страсти кипят нешуточные. Поначалу Автор познакомил читателя с предысторией основного действа, а после постепенно, рассказывая и показывая тонкости жизни, удивляя читателя, т.е. меня, на каждом шагу и рассказывая всё довольно без спешки, постепенно подводит к довольно активному и динамичному финалу, разбитому на разные фрагменты. Сюжетных линий в повествовании было несколько и в финале Автор свёл их всех вместе и каждый персонаж сыграл свою роль. Но по той же причине, что персонажей в истории учавствовало много, некоторые из них заканчиваются, к сожалению, на полуслове. Практически ко всем персонажам я отнеслась с сочувствием – совсем непросто им живётся–существуется в столь супермодернизированном мире. Особенно жаль чартер Кодьяков – как–то очень грустно за них, да и Самсона очень жаль, а остросоциальные вопросы не обходят стороной даже клонов.

Несмотря на неторопливость событий книга написана бодро и живо, в размышлениях и комментариях некоторых персонажей присутствует ирония и где–то даже сарказм. Читается невероятно легко. У книги множество достоинств, которые не дадут заскучать во время чтения и позволят оценить воображение Автора.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Так получилось, что читал роман сразу после «Дома дервиша» Макдональда. Понравилось ничуть не меньше. Сам текст, конечно, гораздо сложней для восприятия, но может это чисто для меня? В любом случае, мир Объединённых Демократий, описанный в романе, поражает воображение. Очень качественная проработка картины будущего, корни которого легко угадываются в настоящем. При чтении постоянно возникали ассоциации с «Рибофанком» Ди Филиппо и «Концом радуг» Винджа, но без разухабистого стёба первого и ненужного умничанья второго :))) То, что Марусек мало объясняет свой новояз, что многие критикуют, для меня — лишний простор воображению, да и понятно всё более или менее становится ко второй части книги.

В общем, для любителей киперпанка, нанов, искинов, генных модификаций, омоложения, клонов и многого другого.

По моему мнению, на 10 вполне тянет.

Единственное, о чём жалею — вряд ли дождёмся русского перевода второй книги цикла «Counting Heads»...

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

По способу подачи материала «Счет по головам» Дэвида Марусека напомнил мне «Игру престолов» Джорджа Мартина: героев, от лица которых ведется повествование, несколько, каждый из них имеет свой взгляд на мир и сталкивается с собственными проблемами, не все герои встретятся или даже узнают друг о друге. Плюс ко всему, мир проработан очень тщательно, видно, что автор очень старался выписать его как можно ярче и лучше. Основное отличие состоит в том, что для Мартина внутренний мир и взросление/развитие персонажа все же важнее (оттого и ругают «Пир стервятников» и «Танец с драконами»: действия мало, в основном герои думают и решают внутренние проблемы). Для Марусека же, по моему мнению, важнее сам мир и идеи (персонажи тоже важны, но чуть меньше, они развиваются, ведут себя как живые люди, но на них не делается основной акцент). В этом плане «Счет по головам» напоминает «Заводную» Паоло Бачигалупи.

Итак, перед нами мир 2092 года. Вместо того чтобы допиливать свой сук и устраивать апокалипсис, человечество пошло по пути науки, и в результате мы видим целую россыпь интересных идей: жить можно сколь угодно долго, были бы деньги; клонирование стало нормой жизни; семья потеряла биологическую составляющую, став только социальным явлением (пусть и не все это понимают); развитые нанотехнологии; особый тоталитарный режим, основанный на исследованиях генов; интересные биозащиты городов и т.д. И несмотря на тоталитаризм, убийства, интриги, в этом мире есть любовь, человеческие ценности и гуманизм. Сказать, о чем конкретно роман, очень сложно, слишком уж много в нем всего, да и глубже он, чем кажется. Поэтому ограничусь двумя предупреждениями:

1) Киберпанк – одна из ветвей развития научной фантастики, так что книга не является киберпанком в полном смысле этого слова, в ней есть примеси и других жанров.

2) Книга – первая часть цикла, который еще даже не закончен. Роман, конечно, более-менее завершен, однако многие вопросы явно оставлены на продолжения.

Сознательно не даю конкретного описания романа, потому что понимаю, что ответить на вопрос «О чем же произведение?» я просто не смогу. Не смогу сделать это внятно, вот и получается всякий сумбур в отзыве. Однако если вам нравится научная фантастика, нравится читать о новых, качественно прописанных мирах, нравится серия «Сны разума», в конце концов, то эту книгу точно стоит прочитать. Хотя бы ради знакомства.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

По заявленному жанру — это киберпанк. Лично для меня этот жанр не является приоритетным. Из киберпанка по пальцам пересчитать что мне понравилось... и этот роман — один из них.

Очень, очень, очень интересно. Наш мир такой, каким его увидел автор примерно через 150 лет. И знаете... очень даже может быть...

Развитые города — под куполами биозащиты. Биозащиты от всевозможнейших вирусов биоатак террористов. геном КАЖДОГО жителя города занесён в банк данных, все жители города постоянно тестируются (массово блуждающими по городу киберами-слизняками) и при несоответсвии полученного результата с хранимым в банке данных — человек уничтожается либо «прижигается»...

От привычных нам рас и национальностей почти ничего не осталось. теперь есть аффы (что-то вроде политической элиты, богачей), есть полезные люди — клоны, есть ЧАРТЕРЫ — гено-семьи... при наличии денег на омолаживающие процедуры жить можно практически вечно.... нанотехнологии — обыденность, кровь, организм ЛЮБОГО человека насыщены наночастицами, дающие нам многие возможности. Система воспроизводства... ну то есть рождения и воспитания детей стала такой, что... в двух словах и не описать.

Да что тут рассказывать — читать надо.

Я лучше о другом скажу. все эти дикости что я начал перечислять выше... не о них книга. Это НЕ спойлер. Это всё лишь фон, мир, в котором происходит действие. Перед нами НЕ антиутопия, а роман-рассказ о жизни одного человека и окружающих его в ходе жизни людей. да, как-то так примерно... просто не о всей жизни, а о нескольких этапах жизненного пути...

И тут есть всё. и драма и экшен и политические игры и искусство нового времени и ещё много всего.

Книгу критики и читатели сразу по выходу окрестили «НОВЫМ СЛОВОМ в киберпанке». Подтвержаю, так оно и есть. Начав читать роман как киберпанк, я уже вскоре и забыл про это слово и просто втянулся в новое, оригинальное, многогранное научно-фантастическое произведение.

И ещё скажу... официальная аннотация к книге просто убогая. меня она едва не оттолкнула от прочтения

(ну посудите сами. цитирую фрагмент с задней обложки книги:

»...именно здесь ведётся охота за головой наследницы колоссальной финансовой империи. голова не должна быть приживлена к новому телу.»)

просто дешёвый экшен какой-то получается...

да, само собой, эта сюжетная линия имеет место быть во второй половине романа, но всё совсем не так, как может вам представиться из строк аннотации. всё значительно сложнее и интереснее.

Ну и ещё, как мне кажется, важный момент... у нас некоторые издатели очень полюбили киберпанк, стимпанк и тому подобные произведения запихивать в книжную серию «фантастика-альтернатива», фактически приравняв её к андеграунду.... так вот, свидетельствую, здесь НЕ так. Это «просто» современная фантастика. из лучших её образцов.

Оценка: 9
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хотя аннотация АСТ, по сложившейся в наших палестинах традиции, безбожно врет с первой же фразы (не получал роман Theodore Sturgeon Award, да и в целом Марусек как-то обделен престижными заокеанскими премиями, не в последнюю очередь из-за своеобразного характера и скептического отношения ко нравам американской фэндомной тусовки), это как раз тот случай, когда концепт-образ, должный возникнуть в моей голове при взгляде на четвертую страницу обложки, идеально соответствует громогласным эпитетам под кислотно-яркой картинкой (привет «Станциям Ангелов» Гэри Гибсона, откуда ее недолго думая скопировали, обрезав полу плаща пылкого рыжеволосого вьюноши на крыше мегаэтажника).

«Киберпанк мертв, а мы еще нет». Изрядно надоели эти рефрены, периодически раздающиеся из самых темных уголков Фантлаба, Либрусека/Флибусты и БСЧ, аки алчное шипение Чужого из вентшахты «Ностромо». Неужто прав великий Гибсон, неприметно сместивший свой писательский фокус не просто назад во времени, а из альтернативной реальности Pax Nipponica, орбитальных колоний и сенсориум-дек от «Оно Сендаи» к нашему, вполне себе узнаваемому миру YouTube, локативных браузеров и вирусоподобного кулхантинга?

Ну что же, в каком-то смысле они правы. Киберпанк ХХ века вполне себе мертв. А вы как думаете, было бы логичным его держать «на капельнице» в эпоху, когда поколения фотокамер, мобильников, ноутбуков и КПК сменяются с частотой времен года (эх, эти бы усилия да в мирных целях на создание ИИ, проходящего проверку по Тьюрингу), а «равновесие страха» осталось не более чем любопытным артефактом коллективного бессознательного времен централизованных низкоскоростных компьютерных сетей и государственно-корпоративной монополии на средства массовой информации? «Нейромант» и «Граф Ноль», в конце концов, не за то ценят, что там к мировой ноосфере с эффектом полной виртуальности хакеры подключаются по телефонному кабелю.

Киберпанк XXI века начинается, ясен пень, с полного переосмысления аппаратной и программной основы, «мокрухи» и «софтухи», говоря словами незабвенного Руди Рюкера. Безжалостный Марусек швыряет читателя в свою вселенную, как в море «ласточкой» с высокой скалы, окружая саранчовой тучей новых понятий (ментары, рассы, NASTIEs aka МОБИ (мобильные роботы-камикадзе, начиненные биологическим оружием), О-корабли, Внукор, чартеры (никак не связанные с авиацией, а восходящие, скорее, к Великой Английской хартии вольностей), арбайторы, скопы, мары), смысл которых доводится в поте лица разгадывать, приспосабливаться к принятому здесь программному коду.

Это тебе не танцы с бубном вокруг устаревшей модели, а окно в живой, полнящийся шепотами и криками, кишащий белковыми, кремниевыми и композитными формами жизни мир. Крутись тут, как знаешь. На произвол судьбы тебя никто не бросит, но и толкнуть падающего не преминет. В точном соответствии с заветами давно стертого из памяти людской (но не ментарской) прекраснодушного немецкого мечтателя. ИскИны Марусека разработаны с учетом всех погрешностей и обидных ляпов, на которые столько пеняли романтику Гибсону, отстучавшему «Трилогию Муравейника» на механической печатной машинке без единой микросхемы в потрохах. Они не просто обладают собственной личностью, они еще и активно защищают ее от окружающих, прекрасно отдавая себе отчет в одностороннем характере человеко-машинного симбиоза в мире после строго локального апокалипсиса. Ментары в совершенстве эмулируют достоинства и пороки своих хозяев, постепенно сращивая себя с человеком в такой степени, что становится затруднительным различить нашпигованное клеточными процессорами и омолаживающими нанороботами серое вещество коры и нейропасту дипломат-класса General Genius, деловито хлюпающую в облепленном адаптерами спутниковой связи контейнере. В этом мире каждый, кто хоть что-то значит и обладает пусть и символической властью над себе подобными, по сути своей – минотавр с искусственными глазами в лабиринте запечатанных биокуполами мегаполисов.

Третья мировая бактериологическая война, конечно, отняла у людей рыбалку на берегу моря или сбор ягод в загородном саду – все эти проступки, впрочем, бессмысленно пинговать в уголовных кодексах. Зачем, если внутриклеточная сигнальная система под натиском вездесущих микроботов просто спалит смельчака заживо?..

Она породила новый всеобщий эквивалент – инаковость, оригинальность, незашоренность. Вот что теперь ценится больше никчемного кэша. Ну и казавшиеся неисчерпаемыми ресурсы реального сектора: земля, вода, нефть, несинтетическая пища. И реальное, а не по голографической связи, общение между людьми (последнее, впрочем, отнюдь не свидетельствует о загнивании здешнего общества; в отличие от азимовских космонитов, оно в любых обстоятельствах сохраняет некоторую имманентную стабильность).

Старичина Мальтус костлявой рукой отдает честь последним героям среднего класса. Это ведь вы так ценили непыльную работенку в стеклянных крольчатниках? Вы засоряли Мировую Сеть лулзами, демотиваторами и холиварами? Вы примеряли на себя медали Специальной Олимпиады? Вы презирали брак и деторождение, видя в них волчьи ямы на пути к языками вылизанным конференц-залам и шоурумам?

Так вот, теперь расходы будут оптимизировать за ваш счет, и никакая кредитная история не будет достаточно благонадежна. Марусек – наверное, первый мастер киберпанка, который всерьез задался целью оснастить свой мир работоспособной и правдоподобной экономической системой. Если выкладки показали, что такую систему можно создать только за счет гекатомбы среднего класса –пусть будет так. Когда-то критики столь же добродушно, как сейчас Марусека, подначивали вихрастого очкарика, вышедшего под всеми парусами в Токийский залив от заброшенной пристани в префектуре Тиба, где вместо неба – телевизор, включенный на мертвом канале.

Ах да… а кого же, собственно, считать по головам? What the hell does it mean? В Римской республике, скажем, эту процедуру применяли при статистических подсчетах к представителям маргинальных слоев общества. Тем, кого поток истории отнес в отстойник цивилизации. От них не требовалось предоставлять никаких подробных сведений – достаточно было лишь знать, что capite censi, «сосчитанные по головам», существуют и в случае опасности могут быть мобилизованы на борьбу с варварами.

Теперь даже эта процедура – предмет особых привилегий и сопровождается шаманскими плясками натасканных на великолепное медицинское обслуживание клонов вокруг контейнера с амниотической жидкостью.

Это не киберпанк мертв. Это белые воротнички уже мертвы, только еще не знают об этом. Действительно, им ведь так никто и не скинул на мыло свидетельство о смерти.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Бралась читать, будучи настроенной весьма скептически. Штампы «Киберпанк» и «Новый Гибсон» сыграли роль красной тряпки для быка.

После завершения первой истории-завязки, которая сама по себе — отличный рассказ, казалось невозможным, что автор сможет удержаться на той высоте качества текста, которую он сам себе задал. Но у него получилось все! В моем представлении, у него получилась идеальная для данного жанра книга. И я готова после прочтения поставить ее в один ряд с лучшими произведениями Гибсона.

Мне не понятно, как кому-то может не хватать в тексте чего-то для понимания — контекст настолько исчерпывающий, что все новые технологии и их упоминание легко представляются, персонажи предельно конкретны, сюжетные линии приоткрываются ровно на столько, чтобы, будучи сложены в единое целое, дать гармоничную картину лабиринта, который пройден, постигнут, осмыслен к концу чтения.

У меня осталось впечатление о книге, как о прекрасной изящной конструкции, составные части которой очевидны, наполнены собственной жизнью и движением, и при этом она выглядит безупречно прочной и нерушимой.

Если вам нравится читать, потому что вы любите ту игру воображаения, которая разворачивается внутри головы, вас не пугает, что что-то надо додумывать самостоятельно — эта книга для вас. Эта книга — поле, засеянное огромным количеством идей и мыслей, наблюдать за ростом и развитием которых одновременно в тексте и в собственной голове — большое удовольствие.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Счет по головам» оставил меня в значительной степени равнодушным. Нет, книга хорошо написана, мир тщательно проработан автором и, наверное, способен увлечь. Наверное, способны на это и герои. Но вот у меня ни с миром, ни с героями не сложилось. Примерно на середине тома мой интерес потихоньку увял, и дочитывалась книга больше из чувства прилежности, чем из-за увлечения сюжетом, миром или же озабоченности судьбой персонажей. Я поставил 7 за авторский труд, однако с сожалением должен отметить, что это, по-видимому, просто не моя книга.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Впечатления от романа двоякое. С одной стороны множество крутых идей: гелиоток, О-корабли, разные типажи клонов, прижигание, сканирование с помощью специальных слизней и т. д. Читать и разбираться в этом очень интересно, тем более что автор не дает четкого объяснения, а лишь какие-то подсказки и отсылки к пониманию всего этого. С другой стороны это все как-то не связано что ли. Все это читается какими-то кусками, какими-то обрывками, не говоря о том, что многие сюжетные линии оборваны и не доведены до конца. Интересно наблюдать за попытками клона разобраться в себе, интересно наблюдать о жизни чартера с его проблемами, но опять же повторюсь это все как-то отдельно друг от друга, обособленно и не завершенно. Все это переплетается лишь в конце и слишком быстро.

На мой взгляд, Дэвид Марусек создал потрясающий мир, но рассказать о нем цельно он не смог. Читается интересно и до последней страницы не отпускает ощущение что вот, чуть-чуть и нам расскажут обо всем, о том случилось с остальными персонажами, о том, что осталось так сказать за кадром. Но этого не происходит, конец романа я бы сказал, получился открытым.

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Киберпанк XXI века»? Ой ли? На самом деле «Счет над головами» на киберпанк смахивает не больше, чем «Заводной апельсин» на Вархаммер. Нет «кибера», ибо развитие технологий в мире СпГ не унесло погрязшее в разврате человечество в виртуал. «Панка» тоже нет: движущими силами становятся не отщепенцы, противопоставившие себя системе, а вполне законопослушные, рядовые граждане, неожиданно для самих себя оказавшиеся в водовороте событий, не совсем понимающие, куда из этого водоворота плыть. Чтобы унять зуд расклеивания этикеток, по аналогии со сборником Ди Филиппо, роман можно назвать «социофанком».

У Марусека есть два козыря. Во-первых, он терпеть не может штампы. Я не нашел в «Счете по головам» ни одного затасканного сюжетного хода и на середине книги бросил тщетные попытки предсказать, что будет через пару страниц. «Фантазия кукловода» у автора не хуже «фантазии демиурга». По умению строить сюжет он вполне тягается с Желязны, хотя справедливости ради скажем, что местами так же сумбурен. «СпГ» — это целый арсенал, развешанный по стенам – никогда не знаешь, какое ружье и когда выстрелит. Соответственно, к концу романа накапливается куча «невыстрелившего» задела на продолжение. К сожалению то, что СпГ выиграл в сюжете, он проиграл в атмосфере мира – несмотря на все старания автора, какой-то разреженной и карандашно намеченной.

Второй козырь: Марусек не хочет читать мораль, как бы ни хотелось увидеть в отдельных «почти-нравоучительных» пассажах смысл книги – его там нет, или, вернее, он не там. Роман не прогноз и не предостережение. Не ради басен Марусек построил практически нереальную, но в то же время достоверную и продуманную модель общества. Он собрал всего понемногу, отдал дань уважения Юнгу (тема клонов-архетипов) и Шекли (тема бессмертия), помечтал об освоении космоса и оставил новое человечество привязанным к земле, пожертвовал всеми сюжетными ферзями – и все равно выиграл. На менее чем пятистах страницах содержится эпик размером с Ойкумену Олди.

С точки зрения особенностей текста, тоже получилось любопытно. Представьте, что человеку начала XIX века, не объясняя терминов и назначения прочно вошедших в повседневную жизнь приспособлений, читают, как мы живем в начале века XXI. Гость из прошлого может лишь приблизительно догадываться о значении слов «аэро», «порт», «микро», «волны», «теле», «передача» и пр. Марусек играет в ту же самую игру со своим читателем. Только к середине книги, и то в лучшем случае, вы запомните все марусековские «новояз»-ки и нарисуете относительно четкую картину.

У книги, при всех ее достоинствах, будет непростая судьба. Поскольку она ни на что не похожа, непонятно, кому ее рекомендовать. И все же дайте автору шанс: вчитавшись, свою станцию в метро легко пропустите.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это — роман о мире будущего. Именно этот мир — главный герой повествования, он присутствует во всех сюжетных линиях, для героев книги он привычен, они в нем живут и другого себе не представляют. А для нас этот мир непривычен и удивителен — ведь в нем все, ну буквально все — по другому. Мир клонов и искуственных интеллектов, нанотехнологий и космических полетов. Здесь по другому рождаются и практически не умирают, здесь по другому формируют семьи, по другому работают, хотя и остаются людьми. Поначалу хочется отнести этот роман к жанру ксенопсихологии, когда анализируется психология чуждого разума, только в роли этого чуждого разума выступают люди будущего. И только в процессе развития событий, когда человеческие чувства все больше проявляются в героях книги, или когда мир будущего понемногу становится привычным, начинаешь воспринимать действия героев просто по-человечески.

Один из главных недостатков научно-фантастических произведений — многочисленные объяснения устройства и назначения различных фантастических объектов, а также истории человечества, доведшей мир до описываемого момента. Как правило, лучшие авторы оставляют эти описания за кадром, придумайте, мол, сами. Попробуйте, например, представить звездолет класса «призрак» у Стругацких. Здесь же — ситуация обратная. Технических подробностей — множество, но вот описаны они не с точки зрения читателя, и без каких-либо пояснений, для читателя предназначенных, а с точки зрения человека будущего. Чрезвычайно сложный путь, тем более при таком широком взгляде на описываемый мир, причем путь, выглядящий совершенно естественным, не мешающим развитию сюжета.

А сюжет развивается — на удивление для этого мира бешеных скоростей и мгновенного принятия решений — неспешно, обстоятельно, из будней разных людей разных слоев общества, волею судеб сходящихся вместе в развязке романа. Этих людей волнуют какие-то повседневные проблемы, некоторые из которых и представить нашему современнику невозможно, но волнуют чисто по-человечески, понятно и — интересно! Может ли человек выйти за привычные рамки своего существования, стереотипы облика, поведения, психологии, если эти стереотипы внедрены в этого человека генетически? Как может выжить, да и прожить долгую жизнь человек, волею не то ошибки не то умысла поставленный вне общества — биологически и даже физиологически? Каково в этом мире ребенку — даже если ребенок этот уже лет двадцать поддерживает свой облик на уровне 12-летнего, чтобы не лишиться работы?

И как вообще живут эти наши праправнуки в условиях тотального контроля, замкнутые в куполах-городах, под завязку наполненные различными микроскопическими устройствами, дающими невероятные возможности, среди которых бессмертие — лишь одно в списке...

Что это — утопия или антиутопия? Хотелось бы жить в таком мире или нет? А решить-то непросто. Думать надо, рассуждать, да и перечитать книгу еще раз, пожалуй. Хорошую книгу.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Восхитительный классический научно-фантастический роман, потрясающий своей масштабностью, достоверностью, напряженностью и динамичностью.

Нет, здесь не показана история любви на фоне глобальной борьбы и катастрофы — здесь описывается личная трагедия, бесполезность протеста против системы, гонения за инакомыслие на фоне повседневности... И пускай вокруг шныряют роботы, мир находится под постоянным натиском нанотехнологий, космические корабли вот-вот примутся бороздить просторы вселенной, проблемы отдельно взятого винтика этого гигантского механизма показаны в разрезе без всяких прикрас. И пускай проблемы клонов отличаются от проблемы приговоренного к жизни однокого человека, а страдания миллионера не идут ни в какое сравнение с борьбой искусственных разумов, в реальность этих событий веришь. Причем, веришь сразу. На все сто процентов. А масштаб пробелм... Так ведь у каждого они свои: у кого-то хлеб чёрствый, а у кого-то — бриллианты мелкие...

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх