fantlab ru

Майкл Крайтон «Рой»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.86
Оценок:
613
Моя оценка:
-

подробнее

Рой

Prey

Другие названия: Добыча

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 47
Аннотация:

Как всегда у Крайтона, всё начинается с ученых. Вывели мельчайших роботов и решили, что всё в порядке. А роботы собрались вместе и отправились уничтожать лишних. И спрятаться от них невозможно.

С этим произведением связаны термины:

Номинации на премии:


номинант
Немецкая фантастическая премия / Deutscher Phantastik Preis, 2003 // Переводной роман

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2004 // Книги — Лучшая зарубежная фантастика

Похожие произведения:

 

 


Добыча. Разные берега. 2-ая попытка. Жестокие мили
2004 г.
Рой
2004 г.
Рой
2006 г.
Рой
2012 г.

Самиздат и фэнзины:

Штамм «Андромеда»
2017 г.

Аудиокниги:

Рой
2008 г.

Издания на иностранных языках:

Prey
2013 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительно, как по этому роману ещё не сняли фильм — текст ощущается очень кинематографичным. Роман читается очень легко и быстро, сюжет увлекает. Сцены с уходом за детьми меня не напрягали, хотя вопрос, зачем в подобном (технотриллер) романе столько подобных подробностей, всё же возник. Герой не показался неудачником или нытиком, просто у него пошла не самая удачная полоса, а тут ещё жена, похоже, нашла другого — что ему в таком случае делать — веселиться и удаль выказывать? Нормальная себе реакция обычного человека.

Крайтон, как автор, определённо мне нравится. Это уже четвёртый роман, который я у него не без удовольствия прочитал, а ещё видел несколько неплохих экранизаций. Но именно роман «Рой» всё портит техническая составляющая, она абсолютно нереалистична, а так как для «технотриллера» эта составляющая с приставкой «техно-« не просто так входит даже в название поджанра, то это даже не ложка дёгтя, а нечто сродни плохому фундаменту, на котором зиждется всё повествование. За техническую составляющую я бы вообще больше шестёрки не поставил. Да и кроме неё много нестыковок и нелогичностей. С этой ямы роман вытягивает лишь общая лёгкость чтения и умение автора интересно продвигаться по сюжету. Правда и начало немного затянуто. Можно было бы обойтись без памперсов и отрыжки.

Нет, возможно, человеку с более гуманитарным складом ума это всё было бы легче воспринять на веру. Но мне, больше технарю, всё это оказалось абсолютно неподъёмным. Главный герой, который многократно подчёркнуто программист и которого пригласили разобраться с кодом, ничего так и не кодировал, то что автор преподносил как программу, программой не является. Мне не понятно как именно вообще эти нанороботы программировались, автор описал, как они физически собирались на молекулярном уровне. Хорошо, допустим, а как на этот молекулярный уровень попадала программа, где она хранилась, как исполнялась? Автор пишет, что в нанороботов были добавлены блоки памяти, пьезоэлементы, блоки аккумуляторов, фонарики, движители какие-то должны быть и т.д., это кроме основных функций, ради которых они создавались. И как это всё себе автор представляет на нано- или молекулярном уровне? Нет, может нанотехнология, как впрочем и любая другая технология, может быть опасной, но в одном я спокоен — такого, как описал автор и в том виде, как он это видит, — быть не может.

Далее, по логике и причинно-следственным связям. Для чего Формана пригласили на фабрику? Я так и не понял, что он там должен был сделать. На момент, когда он прибыл, на лицо был кризис, конечный продукт не был готов к выпуску, но фабрика упорно, что-то производила. Что она производила и что делали с конечным продуктом, в коробки складывали? Кому было нужно, то что они производили, ведь конечного продукта, коммерческих заказов как таковых ещё и в помине не было, а работа производственной линии была остановлена лишь финальным взрывом. Когда уничтожали гнездо «диких» роёв, герои взобрались по крутым стенкам термитника и спрыгнули внутрь, как потом внутри оказался вездеход, который подорвали? Погибло уже несколько человек, но по тексту ни у кого я не заметил никаких эмоциональных проблем, более того, что-то хотели праздновать с шампанским и даже мысли о погибших. На той фабрике регулярная смертность сотрудников, типа программистов, являлась нормой, вошла в привычку или что? А как вообще программирование связано с производством? На производстве должны были быть совершенно другие специалисты, а не вся бывшая команда уволенного Фултона и т.д и т.п.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Крайне затянутый роман. В качестве рассказа мог бы быть неплох, в качестве фильма — ещё лучше, но в виде существующем — тоска смертная. Все персонажи картонные и скучные. Кроме этого самого «роя» в книге абсолютно ничего интересного.

Оценка: 4
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Майкл Крайтон! Майкл Крайтон! И ещё раз — контрольный — Майкл Крайтон! Если имя действительно как-то влияет на судьбу человека, то человек с таким именем просто обязан сделать что-нибудь выдающееся.

В надежде найти подтверждение моим мыслям я просмотрел последние отзывы других читателей с фантлаба, и... у меня сложилось впечатление, что на автора наговаривают. Я неоднократно видел, как посредственным романам под непонятными предлогами выставляются слишком завышенные оценки, но с обратной картиной я столкнулся впервые. Я разбит, и я расстроен, и конечно же я дам в комментариях свой отзыв за такие вот слова!

Кто-то пишет, что роман затянут. Бывает, что прочитаешь сто страниц, и кажется, будто попал под сильный ливень — столько вылили на тебя воды! А тут всего страниц триста, и на каждой нежданчик: загадки, научные термины, иногда даже юмор! Текст разбит на небольшие, логически завершенные фрагменты, и в конце каждого автор оставляет интригу, ответ на которую для особо нетерпеливых читателей зачастую дает сразу в следующем абзаце. Можно посидеть-подумать, можно, не отрываясь, броситься вперед. Взахлеб прочитал роман за два дня и очень расстроился, когда он закончился.

Персонажи картонные? Тогда можете считать, что человек, написавший эти строки, вырезан из бумаги. Чтобы понять, как придирчиво автор разрабатывал портреты своих героев, достаточно взглянуть на детей, на их поведение, манеру говорить, на их привычки. Каюсь, я до сих пор думаю, что он их с кого-то списал. Ибо очень сложно не фальшивя передать всю эту детскую непосредственность. Так, как это сделал Крайтон.

Я получил огромное удовольствие от чтения романа, книга — заслуженную оценку, автор — мое глубочайшее уважение и нового читателя.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наконец-то осилила книгу, в определенные моменты она начинала казаться мне бесконечной. Сам по себе роман неплохой, но начисто загублен исполнением. Рассказ от первого лица определенно не в кассу, в итоге выходит слишком много нытья главного героя. А делать это Джек определенно любит. В добавок у него чудовищная мнительность, из-за чего быстро теряется доверие к его рассказу, поскольку непонятно, действительно ли у всех окружающих глазки бегают, или Джек просто себя накручивает. Практически полное эмоциональное безразличие к гибели полудюжины человек на протяжении книги так же не добавляет симпатий персонажам и самому роману.

Описания и само повествование добротны, но тяжеловесны и избыточны. Разными словами объясняется состояние главного героя, но лишняя пара предложений не добавляет ничего к уже обозначенному образу. В тексте много необязательных и лишних деталей, например вставка программного кода. Его зачитывание, пожалуй, является самой безумной вещью, слышанной мною за все пять с лишним лет общения с аудиокнигами.

Отвлеченные околонаучные вставки, щедро рассыпанные по всему тексту, поначалу радовали меня. Но на фоне патологической медлительности в складывании два и два абсолютно всех персонажей эти теоретизирования с умной мордой лица и претензиями на откровение вызывали все больше раздражения. В добавок к этому с приближением к финалу накапливается все больше логических нестыковок. Чем дальше, тем больше кажется, что Джек поддается роям, а те в свою очередь Джеку, и так по кругу. Нормальные герои, конечно, всегда идут в обход, но здесь окольные пути столь долги, запутаны и просто глупы, что остается только дивиться количеству кретинов на одном отдельно взятом заводе.

В итоге, эта книга весьма кинематографична, и в этом вся ее беда. В формате фильма вышел бы неплохой боевичок на модную нано-тему. Но поскольку в романе Крайтону пришлось еще и прописывать переживания главного героя, экшен, на волне которого можно было бы бодро все завершить, рассеивается, как рой под порывами сильного ветра. Как и читательский интерес.

Алексей Россошанский очень хорошо читает с технической точки зрения, и тембр голоса у него приятный, но поначалу я не могла отделаться от ощущения, что декламирует он механически, без оглядки на смысл текста. Но по ходу сюжета привыкла и перестала обращать внимание.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасная твердая фантастика. ГГ — весьма толковый и амбициозный ученый, ставший жертвой коррупционных схем, потерял работу и перспективы, отчего погружается в уныние. Работает супруга, а он сидит с детьми и чувствует себя ничтожеством. И вот подкатывает кое-какая работенка... Здесь будут секретные изолированные лаборатории, научные разработки, корпорации, ложь, предательство, страх. Сюжет долго завязывается, но это ни разу не скучно. Наоборот, интригует. Научная составляющая вполне актуальна, и можно было бы и больше. Из недостатков — экшн, он тут немного присутствует, но не нужен, у нас же триллер, а не боевик. Ну и не хватает «жизненной драмы» и прочих отношений, они есть в первой трети книги, они вполне реалистичные и прекрасно дополняют производственную драму, но потом они несколько вытесняются. Есть хорошие примеры, где эта жизненная драма является краеугольным компонентом, это «Спин» Уилсона и «Гадкие лебеди» Стругацких, но, впрочем, это все разные книги, я не уверен, стоит ли их сравнивать. Но почитать «Рой» явно следует.

Оценка: 10
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самым ярким признаком нашего вида является, наверное, склонность к самообману.

Человеку всегда было свойственно чего-то бояться. Некоторые боятся темноты, некоторые — высоты, одни — замкнутых пространств, другие — открытых. Это всё страхи личные или, если можно так выразиться, персональные. Бывают так же страхи, которые охватывают всё общество или какую-либо его часть: страх войны, страх конца света, страх перед природными бедствиями. Есть страхи рациональные, то есть вызванные объективными причинами, и иррациональные — беспричинные. Страхов множество. Есть даже особый вид страха — боязнь испугаться. В общем, поводов потрястись от души у человека всегда было навалом, некоторые со временем исчезли или стали выглядеть не такими уж пугающими, зато во множестве возникли новые. И развитие техники, а так же научной мысли, дало человечеству массу новых поводов для появления свежих фобий. Внедрение почти всех новых технологий служило причиной для возникновения новых страхов: при постройке первых железных дорог многие землевладельцы не разрешали прокладывать пути через их угодья, опасаясь того, что паровозы станут причиной падежа скота, надышавшегося вредного дыма. Появление первых самолетов вызвало не только вполне объяснимый страх полета, тесно связанный со страхом высоты, но и боязнь задохнуться при полете с слишком большой скоростью. Многие до сих пор опасаются страшных космических лучей и верят, что от них прекрасно защищают шапочки из фольги, другие перепуганы наступлением ГМО- и трансгенных продуктов, которые обязательно сделают из них мутантов. А довольно свежая истерия, связанная с запуском коллайдера, который обязательно породит черную дыру, радостно сжующую нашу многострадальную планету? И таких «технострахов» легион, так что грех таким изобилием не воспользоваться. Многие писатели плодотворно эксплуатируют эту богатую и благодатную тему. Одним из них является Майкл Крайтон, не раз касавшийся в своих произведениях различных фобиогенных тем. Есть в обществе боязнь глобального потепления? Нате вам «Государство страха«! Клонирование вызывает больше опасений чем радости? Получите «Парк Юрского периода». Про космическую чуму он писал «Штамме Андромеда», а в «Сфере» рассказал про неведомую хреновину из глубин космоса. В романе «Рой» он решил пощекотать мягкое подбрюшье общества рассказом о «прелестях» развития нанотехнологий.

Джек Форман, главный герой романа, переживает не лучшие свои дни: он потерял работу и уже с полгода не может найти новую, хотя является специалистом высокого класса в черезвычайно востребованной и перспективной области — распределенной обработке данных. А самое обидное заключается в том, что со своей предыдущей работы он вылетел фактически ни за что. Он поймал своего шефа на том, что тот сбывает на сторону разработанные его же фирмой исходные коды, за что получает на свой личный счет на Каймановых островах гонорары за «консультационные услуги». О чём и сообщил одному из членов совета директоров компании, на беду тоже оказавшемуся в этом замешанным. На следующий день его обвинили в преступной халатности и злостном неисполнении служебных обязанностей, стали грозить судебным процессом. Он с превеликим трудом уволился оттуда, чтобы вскоре обнаружить, что никто не хочет брать его на работу. Оказывается, что в Силиконовой долине о нём стали расходиться слухи как о неуживчивом скандалисте, вспыльчивом смутьяне и вообще личности, которую «поймали на горячем». Таким образом Джек, поневоле, примерил на себя роль домохозяина. Вся ответственность за воспитание троих детей, младшей из которых, Аманде, всего девять месяцев, тоже легла на его плечи. А всё для того, чтобы его жена Джулия, занимающая высокий пост в «Ксимос Текнолоджи», занимающейся разработкой наномеханизмов, могла больше времени уделять своей работе, ведь теперь она стала кормилицей семьи. Но в последнее время Джулия разительно переменилась, как физически — постройнела-помолодела, так и эмоционально — стала более холодной, резкой, раздражительной, конфликтной. Джек стал замечать за супругой некоторые странности: она стала лгать по поводу задержек после работы, изменились её вкусы и привычки, уменьшилась привязанность к детям. Первой мыслью, закравшейся ему в голову стала мысль об измене. Он попытался разузнать о ней у своего знакомого, тоже работающего в «Ксимос», но толку не добился. И тут, вдруг, ему позвонил сотрудник компании, из которой его уволили и предложил Джеку вновь поработать на них, только уже в качестве независимого консультанта. Дело в том, что они поставляли для «Ксимос» некий програмный продукт, который не так давно разрабатывал как раз Джек и с этой программой у получателя начались какие-то проблемы, в которых поставщик сам разобраться никак не может. Джека попросили лично прибыть на завод «Ксимос» в Неваде, чтобы на месте разобраться в щекотливой ситуации. Он, конечно же, обеими руками ухватился за возможность попасть в компанию жены прояснить для себя многие неясные моменты. Если бы он знал, к чему это всё приведет...

Все события, описанные в романе, занимают ровно семь дней, причем рассказ о первых пяти укладывается где-то в треть текста и знакомит читателей с семейством Форманов. Событиям на невадском заводе «Ксимоса», занявшим неполные два дня, отведено гораздо больше места. В начале книги главный герой предстает перед читателями в нарочито антигеройском амплуа, не имеющем ничего общего со сложившимися стереотипами. Джек ведет себя как типичная домохозяйка: следит за детьми, водит их на прием к врачу, готовит, ходит по магазинам, обсуждает со знакомыми преимущества и недостатки разных моделей подгузников, читает женские журналы. Да и круг проблем, с которым он сталкивается, характерен скорее для женщин, чем для мужчин, и связан по большей части с воспитанием детей, хлопотами по дому, конфликтами с вечно занятой женой, которая начинает всё более отдаляться от Джека. И последнее волнует его очень сильно, так сильно, что он находит нужным проконсультироваться со своим адвокатом по поводу бракоразводных процессов и позвонить своей сестре, работающей психологом, чтобы поговорить с ней о сложившейся ситуации. Автор специально делает акцент на гипотетической измене Джулии, которая занимает всё внимание Джека. Странности, происходящие в его доме и с его близкими всего лишь ненадолго отвлекают его от главной заботы. Только странное и пугающее происшествие с Амандой заставляет его окинуть окружающую действительность более трезвым взглядом. Таким образом главная тема как бы маскируется. Хотя, при ближайшем рассмотрении, и эта самая главная тема (нанотехнологии) оказывается не такой уж главной: в романе гораздо больше внимания уделяется вопросам создания искусственного интеллекта, распределенной обработки данных и моделированию искусственной жизни. В конечном итоге именно вопросы обычной эволюции и эволюции механической жизни и вопросы её самоадаптации и взаимной приспособляемости становятся во главу угла: «Люди привыкли считать, что без центрального руководства любую организацию захлестнет хаос, и организация будет не способна выполнить никакую существенную задачу. С такой точки зрения крайне трудно поверить, что исключительно тупые существа, с мозгом меньше булавочной головки, способны строить сооружения, гораздо более сложные по конструкции, чем всё, что было когда-либо построено людьми». Автор уделяет описанию процесса создания нанороботов от силы пару страниц текста и бегло касается принципов их самовоспроизводства. Зато к вопросам появления у роя наномашин безусловных и условных рефлексов, а так же обусловленных моделей поведения возвращается снова и снова, пытаясь на аналогиях с живой природой подробно рассмотреть механизм коэволюции небиологической формы жизни: «...Даже странно, насколько редко люди мыслят категориями эволюции... Мы воспринимаем мир как череду застывших картинок, хотя на самом деле жизнь — непрерывно изменяющийся процесс. Конечно, мы понимаем, что мир меняется, но ведем себя так, как будто ничего не происходит. Мы отрицаем реальность изменений. Поэтому изменения всегда нас удивляют». Он планомерно развивает мысль о том, что «паразитирование и симбиоз лежат в основе эволюционных изменений», причем не имеет никакого значения кто выступает в роли субьектов.

Это, конечно, весьма серьезные вопросы, которые крайне сложно раскрыть в формате одной книги, к тому же художественной. Поэтому автор лишь показывает читателю нужное русло, по которому в дальнейшем должны течь читательские мысли. Не надо забывать о том, что автором книги является ни кто иной, как Майкл Крайтон, который заработал себе имя, как создатель динамичных технотриллеров, а значит все умные мысли будут служить лишь пикантным соусом для динамичного и захватывающего приключения, которому отведены две трети текста. Причем всё это подано весьма кинематографично и, прям таки, просится на экран. Особенно впечатляюще и необычно выглядит описание операции по уничтожению гнезда диких роев в пустыне. А некоторые сцены отдают сюром, как, например, та, где ночью нанороботы волоком тащят по пустыне человеческий труп. Богатый на яркие образы текст не дает заскучать ни на минуту, хотя некоторые «голливудские» условности явно не идут ему на пользу, лишая его логичности. Каким образом рой, состоящий из нанороботов можно увидеть невооруженным глазом, если сами роботы можно разглядеть лишь в микроскоп? Зачем рою понадобилось воспроизводить именно облик человека? Ляпов тоже хватает: чем кроме маразма может быть вызвана попытка загеметизировать щель, дабы не пропустить в неё рой, с помощью шерстяного одеяла? А попытка укрыться от роев в машинах? Они что настолько герметичны? И, хотя автор впоследствии сам отвечает на все эти вопросы, возникает другой вопрос: как специалисты могли вообще до такого додуматься? И ещё: почему помещение Аманды в магнитно-резонансный томограф полностью дезактивировало всех находящихся в ней роботов, а в сцене борьбы Джека и Джулии в помещении с импульсным магнитом мощные магнитные поля лишь на время лишали рой активности? Да и идея борьбы с роем с помощью заражения его фагами не выглядит особо действенной, ведь далеко не все роботы существовали в парах с модифицированными кишечными палочками, это было нужно лишь ассемблерам, соответственно фаги действовали лишь на часть роя, хотя, в дальнейшем, рой и терял способность к размножению. Но такого мгновенного эффекта, как описан в книге, быть никак не могло.

Итог: очень крепкий, динамичный и, вместе с тем, неглупый роман, дающий повод поразмышлять на многие интересные темы. Автор в который раз поднимает вопрос ответственности науки за свои плоды, хотя сам же старается её несколько оправдать, размышляя на тему невозможности предугадать все возможные последствия. «Система, которую мы называем биосферой, настолько сложна, что предопределить последствия нашего влияния на неё не представляется возможным». Рекомендую как поклонникам приключений, так и любителям более серьезной литературы — в «Рое» каждый найдет что-нибудь своё.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Скажу сразу: я – не любитель оставлять отзывы после прочтения трети книги, однако в данном случае прошу понять и простить, ибо накипело. После интригующей аннотации и хвалебных отзывов «лаборантов», ожидал от Крайтона чего-то наподобие шедеврального и по динамике и по содержанию «Непобедимого» Станислава Лема, однако вскоре понял, что глубоко заблуждался…

Определённая настороженность возникла при чтении введения (или пролога?), сразу вызвавшего стойкую ассоциацию с научной работой СССР времён застоя. Отличие состоит лишь в том, что вместо подробного и научного обоснования влияния классовой борьбы трудящихся на капиталистическое воспроизводство(а без этого в СССР просто невозможно было написать любую научную работу – те, кто постарше, прекрасно это помнят), Автор путём долгих, мучительных и, порой, притянутых за уши излияний пытается объяснить нам актуальность (и потенциальную опасность) нанотехнологий. По идее, это должно было заставить нас проникнуться идеей и возбудить интерес, но… язык, которым это всё подается, ничего, кроме раздражения и зевоты лично у меня не вызвал.

И вот – наконец-то! – начинается долгожданное повествование. И… к вышеперечисленной гамме чувств примешивается еще и отвращение. Отвращение к образу ГГ — эдакому типичному неудачнику-домохозяину (домохозяйке?) с латентными параноидальными наклонностями, к суконному примитивному языку, которым этот образ написан, к провисающему со старта повествованию. В отзывах на все лады нахваливали его «динамизм» – о каком, к дьяволу, динамизме может идти речь, если страниц десять – пятнадцать вместе с ГГ мы ходим по супермаркету, выбираем какие-то салфетки, судачим с бывшим коллегой по работе – и все это перемежается непонятным нытьём и жалобами протагониста, отождествления с которым не происходит и произойти не может?

Возможно, так и было задумано – скажут некоторые. Для большей атмосферности. Не исключаю. Но давайте обратимся к «привязанному» к «Рою» в жанровом классификаторе «Непобедимому» Лема (написанному, кстати, за полвека до Крайтона). Так вот, там за счёт языка Автора атмосферность такова, что почти сразу же чувствуешь текстуры и запахи – не знаю, как для кого, а для меня (сугубо ИМХО) – вершина погружения в текст. Хотя… учитывая то, что первая часть «Роя» проходит сплошь в смене подгузников и описании технологии по принуждению новорожденного срыгнуть — может, оно и к лучшему. Не спорю, может, Автор пытался сыграть на контрасте «ГГ до апокалипсиса – ГГ во время апокалипсиса», но... до начала сего действа необходимо еще добраться, а сделать это, продираясь сквозь обывательскую нудятину описания суровых будней американской домохозяйки, сквозь нелепые описания псевдонаучной теории работы нанитоидов, сквозь параноидальные подозрения протагониста, у которого, похоже, на почве безработицы и вынужденного сидения с детьми, «едет крыша» — я, например, не смог, хоть и старался. Да и Читателю советую – сугубо на свой собственный страх и риск.

Итог: посредственный сценарий на псевдоактуальную тему, написанный убогим языком.

Оценка: нет
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очередной роман показывающий ответственность науки перед обществом. Но науку в основном государство принуждает создавать опасные ситуации, а творческие люди всегда увлекаются.

Роман конечно затянут, но фильм можно создать увлекательный. Майкл Крайтон в своём стиле-технотриллер.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мурашки-букашки... теперь к моей инсектофобии добавилась и нано-рое-фобия.

У деда была пасека 80 ульев. Два летних дела: прополка и сбор урожая. Всё всегда происходит совсем не так, как ты того ожидаешь. Ледяной ужас пронзает меня до самых костей.

Бедный Джек Форман! Мае улыбается — это плохие новости!

Неужели снова вернутся кошмары с чёрными дышащими облаками? Они будут периодически расширяться и сжиматься, истончаться и уплотняться, подниматься выше и почти распластываться над землёй...

Впечатлительные, не читайте! Ужасно интересный роман: у-ж-а-с-н-о и-н-т-е-р-е-с-н-о будет ночью вглядываться в раздевающуюся перед зеркалом супругу ))

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман держит в напряжении практически до конца-события развиваются весьма интенсивно, несмотря на то, что по сюжету проходит всего 6 дней! Описания четкие, сюжет достаточно интересный и закрученный, а уж всякие технические описания выше всех похвал! Научная фантастика высшей пробы что называется! Автор довольно смело обрисовывает нам возможное будущее человечества, причем описывает довольно понятно, хотя и много научных описаний. Для любителей описания Мира это существенный плюс! 9 баллов от меня!

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Типичный образчик «современных» романов Крайтона, уже 2000-х гг. Как и в «Timeline», опять производственная фантастика ближнего прицела, опять безответственные бизнесмены, ведущие безответственные исследования и безответственно приносящие безопасность человечества на алтарь своих узколобых интересов. Особую пикантность сюжету придаёт тот факт, что опасность, которую обрушивают на зазевавшееся человечество безответственные бизнесмены и учёные — это нанотехнологии. Книга довольно схематичная и в целом сделана слабее, чем даже «Timeline» (уж не говоря про более ранние романы), но в известном динамизме нельзя отказать и ей, а уж описание страшного порождения демонических нанотехнологий — жуткого «роя» (swarm) — выполнено на вполне высоком, истинно крайтоновском уровне: аж по хребту продирает.

Оценка: нет
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

С детства люблю “твердую” НФ, поэтому, встретив в отзывах к аудиокниге намеки на «твердо-энефность», я немедленно скачал ее и не пожалел! Благодарю чтеца и еще больше благодарю автора за незабываемые увлекательные часы.

Книга понравится тем, кто предпочитает сюжеты, основанные на научно обоснованных идеях. Готовьтесь к долгим экскурсам в биологию (автор серьезно подошел к подготовке повествования) и кратким — в программирование (все-таки, чувствуется, что это не его стихия)! Здесь не будет бесцельной беготни и пальбы по врагам, но будет анализ событий и фактов. Автор смог описать размышления героя таким образом, что эти места в книге читаются также интересно, как и динамичные сцены.

В основу сюжета автором положена идея эволюции разумного роя мелких существ. Следует заметить, что эта идея не нова. Несколько десятилетий назад разумный рой уже описал Станислав Лем в своем романе «Непобедимый», но это не преуменьшает достоинства романа Майкла Крайтона и отнюдь не снижает его увлекательности.

Если бы этот роман был издан в эпоху существования СССР, его русское издание непременно бы сопроводили примерно такой рецензией: :smile:

«Рой» Майкла Крайтона является романом-предупреждением, призванным заставить человечество задуматься о последствиях бездумного и опасного экспериментирования с новейшими био- и нанотехнологиями в угоду наживе в современном буржуазном обществе, ставящим идеи достижения материальной выгоды выше общечеловеческих ценностей».

В романе действительно есть и «идеи наживы в буржуазном обществе» и их конфликт с «общечеловеческими ценностями». К тому же, Крайтон достаточно детально показал мир «Силиконовой Долины», отметив высокий уровень благосостояния её обитателей (уж это бы советская цензура наверняка бы вырезала :wink:). Вместе с тем, писателю удались и психологические портреты героев. Никто из них не выглядит плоско и шаблонно.

Думаю, что эта книга займет у меня почетное место произведения, к которому интересно возвращаться вновь и вновь.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Крайтон, если не ошибаюсь, лет тридцать входил в золотой топ поставщиков литосновы для Голливуда. Точнее, занимал самую макушку этого топа. Ведь по его книгам поставили «Юрский парк» с продолжениями. Остальные фигуранты списка типа Гришема и Клэнси таким подвигом похвастаться не могут, их экранизации успешны, но не эпичны. А Кингу, который вне конкуренции, в синематографе просто не прет.

Но для меня Крайтон дорог не этим, и даже не тем, что он последний твердый научный фантаст, если успешных брать.

Для меня он один из мостиков, соединяющих советскую жизнь с нынешней российско-мировой. Забавно до смерти, что автор «Штамма Андромеды», опубликованного в «Библиотеке зарубежной фантастики» в начале 70-х и заслуженно расхваленного решительно всеми, от Стругацких до заскорузлых функционеров (за прогрессивность и мастерство, понятное дело) – так вот, этот автор тот же самый дяденька, славу которого помимо юрских фантужасов укрепили экранизации политтриллера «Восходящее солнце», харрасменттриллера «Разоблачение», зооприключений «Конго» и прочих «Сфер» со «Стрелой времени». Причем и «Штамм», и «Разоблачение» я читал с равным удовольствием.

«Рой» оказался фирменной крайтоновской книгой – линейный сюжет с нарастающим саспенсом, симпатичные герои, мощные семейные заморочки и очень ясно прописанная научная сторона вопроса, который тюкает героев по мягкому темечку.

На сей раз автор докопался до нанотехнологий. Оказывается, мелкие таракашки молекулярного размера могут собираться хоть в микрокамеру, путешествующую по человеческим артериям, а хоть и в танк. В связи с этим Пентагон дает мегазаказ безответственной компании, та выпускает вошек на волю, вошки собираются в рой, как в мультике про Винни-Пуха, и принимаются хавать все подряд. А то и человека из себя лепят. Жуть, короче. Не зря российские академики, говоря о необходимости научного рывка, активнее всего трындят о нанотехнологиях.

Не скажу, что мне это не понравилось. Но к середине книги я от сюжета как-то устал и дочитывал уже из принципа (концовка вышла профессиональной, но совсем банальной). А самым интересным мне показалась первая полусотня страниц, посвященная мелким проблемам главного героя, которого ни за что вышибли с работы, и теперь он возится с детьми – а жена содержит. Именно и только этот кусок показался мне интересным и интригующим. Это при моей-то нелюбви к мелодраме и бытовым тонкостям. То ли я старый совсем стал. То ли самому Крайтону интереснее писать не про объедание человеческого лица мелкой сволочью, а про то, как супруги на нерве обсуждают, желтые или розовые салфетки лучше купить.

Не дает «Рой» ответа.

Но это жжж явно неспроста.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Научно-фантастико-производственный роман с элементами ужасов.

Очередной ящик Пандоры, открытый неразумными хомо сапиенсами.

Которым, как обычно, везёт.

Добротно, как всегда у Крайтона.

Готовый сценарий для очередного голливудского блокбастера.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Осилил только треть. Главный герой такой неудачник по жизни, что следить за происходящими событиями становится невыносимо из-за его словоблудной жалости к себе. А с научной точки зрения – идея романа очень неплохая.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх