fantlab ru

Олаф Стэплдон «Странный Джон»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.06
Оценок:
72
Моя оценка:
-

подробнее

Странный Джон

Odd John: A Story Between Jest and Earnest

Роман, год

Аннотация:

Трагическая история взаимоотношений человечества с мутантами-сверхлюдьми, о котором весьма скупой на похвалы Станислав Лем сказал: «Никто еще лучшей вещи [о становлении сверхчеловека] не писал, и, сдается мне, вряд ли кто-либо сможет Стэплдона перещеголять».

© Paf
Другая аннотация:

Философский роман о тайном мире мутантов, веками живущих среди «нормальных» людей, которые в 20 веке обрели лидера, способного изменить и их судьбу, и судьбу всего человечества. Размышления автора о модификации биологии человека путем направленных генетических изменений ставят его в один ряд с основоположниками трансгуманизма.


С этим произведением связаны термины:
Примечание:

В Сети доступен перевод А.Д. Мироновой.



В произведение входит:


-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— антологию «A Century of Science Fiction», 1966 г.


Номинации на премии:


номинант
Премия Ноктюрн / Prix Nocturne, 2009 // (Великобритания, роман)

Похожие произведения:

 

 


Создатель звезд
2021 г.

Самиздат и фэнзины:

Странный Джон
2013 г.
Создатель звёзд
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Odd John
1935 г.
(английский)
The Portable Novels of Science
1945 г.
(английский)
Odd John
1951 г.
(английский)
Rien qu'un surhomme
1952 г.
(французский)
Odd John
1959 г.
(английский)
A Century of Science Fiction
1962 г.
(английский)
A Century of Science Fiction
1963 г.
(английский)
A Century of Science Fiction
1966 г.
(английский)
Odd John and Sirius
1972 г.
(английский)
A Century of Science Fiction
1972 г.
(английский)
Rien qu'un surhomme
1974 г.
(французский)
Odd John
2012 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Странный Джон» Олафа Стэплдона при относительном литературном несовершенстве на редкость богат разнообразными философско-социальными идеями. Особенно это чувствуется в сопоставлении его с аналогичными произведениями собратьев по перу — в первую очередь с романом Вейнбаума «Новый Адам». Если вейнбаумовский мутант-свехчеловек подан в ключе романтики, чувств, любви, то стэплдоновский более рационален в своих действиях и ближе к образам и стилям послевоенной фантастики (в первую очередь вспоминается Станислав Лем). Вейнбаум написал романтическую сказку с метаниями главного героя-мутанта по жизни, испытаниях его в разных ипостасях и оборванным сюжетом в конце — словно не понимал, куда в конце-концов приведет его супермена жизненный путь. Автор же подчинил историю (биографию, написанную от первого лица) о кучке несовершенных, но могущественных в интеллектуальном смысле генетических мутантов во главе с их лидером (сочетающим черты сразу Ленина,Христа,Сократа и Будды) стройной логике,которая не скатывается в хаотичный сюжетный произвол и решает строго определенные литературные задачи — критически осмысливает современное автору человечество через восприятие существ, мыслящих не совсем человеческим образом (тут заметно влияние современных автору бихевиористических концепций из психологии). Ничего случайного у Стэплдона нет и в помине, каждый эпизод — как подогнанное и уложенное в мозаику стеклышко. Видно, что автор именно что не развлекает (развлекается), а ведет с читателем диалог. Манера письма Стэплдона до странности напоминает подход Лема: он сам задается вопросами, отвечает на них в логике, допустим «обывателя» (все легко и просто), а потом их же и переосмысливает с точки зрения философа и ученого. По сравнению с «Последними и Первыми людьми» автор заметно эволюционировал как писатель, и маленький вставной эпизодик из упомянутой книги он перенес в наш мир, развернул его как веер в «нормальное» литературное повествование, приспособив тем самым под более рядового читателя НФ. По большому счету кредо Стэплдона-философа высказано именно в этой книге — ее можно прочитать и как осмысление событий «Последних и первых людей» с точки зрения морали, нравственности, гуманизма. В чем-то его воззрения напоминают русских космистов, во многом — современных автору сторонников генетической трансформации людей и соответствующих трансформациях общества (Холдейн,Хаксли,Бернал).

Почти вечный (как библейский Агасфер) мутант-уродец, носитель IQ в сотни тысяч пунктов Странный Джон, пройдя путь от странного подростка-уродца до лидера таинственного клана сверхлюдей, по ходу сюжета выдвигает (через диалоги со своим биографом — собственно Стэплдоном) диковинную трансгуманистическую по своей сути теорию «2х путей» к обретению смысла существования. Первый проходит через деятельное преобразование человечества через науку (сначала его генетического когда, а потом и всей цивилизации) с целью построения гармоничного, насыщенного высокими технологиями хипстерского общества из соединенных телепатическим «интернетом» свободных, голых и счастливых «илонов масков». Второй путь более заковырист и идет тропой буддистских,йогических и сексуально-тантрических практик к эктазу-оргазму (агностик Стэплдон внезапно использует в тексте баптистский термин «служение через восхваление» — сказалась квакерская молодость) телепатического слияния с Космосом в стиле примерно того, чем занимались хиппи под лсд в 60е и Константин Циолковский (без лсд) в 20-е. Предполагается, что и первый и второй путь поднимают Дух по сказочных перспектив, сулящих райское и едва ли не сексуальное блаженство для его носителей-людей (под духом Стэплдон понимает что-то вроде коллективного опыта человечества за всю его историю, обобщаемого через информационные каналы всевозможной природы: от книг до телепатического интернета или ноосферы Вернадского).Удивительно, что идея следующего романа Стэплдона — «Создателя звезд» описана в «Странном Джоне». Это итоговый философский трактат, который сообщество мутантов вывели из коллективной йогической медитации перед гибелью от рук глупого, завистливого и коварного человечества. «Главный вопрос жизни, Вселенной и всего остального» подан с «Странном Джоне» как некое космическое откровение. В метафорическом смысле его описание концептуально восходит больше к «Последним и первым людям», чем к идеям Уайтхэда/Спинозы, как в «Создателе Звезд».

Кстати у Странного Джона был... реальный прототип (!) — некий мальчишка Кристиан Хейнекен из города Любек (Германия), живший в 18 веке и неофициально считающийся носителем самого высокого IQ чуть ли не за всю историю. Его история заметно повлияла на ряд «мутанстких» романов начала 20 века.

Интересно также, что автор подробно описывает причины будущей мировой войны и анализирует фашизм, совмещая при этом социальные теории и психологию с неким общественным томлением (в терминологии Стэплдона — духовным кризисом). Причиной всех бед, которые приведут в будущем к войне (в которой он не сомневался начиная еще с 1930 года!), по мнению писателя, станет отсутствие космического мышления — аналог «всеединства» и «монизма» Циолковского. Почувствовав ответственность за существование человека как биологического вида, живущего на хрупком земном шаре в окружении страшного и загадочного космоса, люди должны отбросить фашизм, национализм и прочие «измы» и сосредоточится в области модернизации общества на принципах прогресса, науки и т.п. Гуманизм при этом не отбрасывается, но видоизменяется с позиций толерантности — например гомосексуализм (в те времена в Англии за него грозила тюрьма) предлагается считать нормой.

Отдельно стоит отметить некоторые характерные моменты — Стэплдон явно увлекался социализмом, но при этом не отбрасывал и гуманизм. Теории, вокруг которых вращается сюжет, лежат далеко за пределами современной автору реальности 30-х годов — например ведется дискуссия не только между гуманизмом и трансгуманизом (модернизация биологии человека), но и между трансгуманизмом и постгуманизмом (модернизация общества). Сексуальные (главный герой романа — бисексуал!), религиозные и даже социальные табу он подвергает пересмотру, что выделяет его даже на фоне поздней НФ 20 века. Также Стэплдон наводнил свой роман аномальным количеством самых разных внутрижанровых сюжетных ходов, которые позже кто только не применял, но при этом проработал научную сторону своей книги на редкость подробно (вплоть до анатомических подробностей и физиологических особенностей) и пугающе реалистично (и столь же пугающе психологически достоверно). Текст похож на отель «все включено» — только задаешься вопросом, как автор тут же подает ответ на блюде — расписано буквально все до мелочей: как мутанту-сверхчеловеку набраться знаний, как протекает его сексуальная жизнь (и есть ли в ней место любви), верят ли мутанты в бога и если да, то в какого, существует ли дьявол для атеистов и т.п. и т.д. Похоже, что этим романом вдохновлялись создатели и комиксов вселенной «Марвелл» в США (например со Странного Джона списан Магнето),и сериала «Горец», и серий про кланы вампиров-долгожителей.

Сам же Стэплдон, судя по некоторым источникам, вдохновлялся в том числе и романом «Орландо» Вирджинии Вулф, с которой был знаком и которую очевидно вывел как персонаж в главе «Жаклин». Во всяком случае я лично не зная о такой взаимосвязи двух авторов почувствовал тематическое родство между так никогда и не экранизированным «Странным Джоном» и экранизацией романа Вулф в 1992г. Вероятно в планах Стэплдона стоял роман о «женской» версии Странного Джона, т.к. сюжетные наброски его есть в самом тексте книги — о нереализованных планах стоит только сожалеть... В некотором роде экранизацией женской линии романа (бессмертная девушка, живущая веками) можно также считать фильм «Век Аделин» (2015), в котором есть легко узнаваемые сюжетные детали из романа Стэплдона.

Читать в первую очередь любителям авторов типа Кларк,Лем,Оруэлл,Хаксли,Рэнд — это серьезная и ясная, как небо после дождя литература размышлений. Книга написана простоватым (но не примитивным!) языком и обладает интригующим «конспирологическим» сюжетом (особенно проникнутся почитатели фильмов «Человек с Земли» и «Интервью с Вампиром»). Она полна логических ловушек ,меняющих восприятие реальности у читателя, но без обычного для подобного рода литературы давления на читателя или самодовольного проповедования.

И да, готовьтесь, что вам будут рассказывать о неприятных вещах в мире вокруг и в вас самих — Стэплдон прежде всего писатель-реалист, а уж потом — фантаст. Он «режет» сразу по живому, беспощадно и даже с каким-то особым язвительным цинизмом. Наверняка вы не раз смутитесь, тяжко задумаетесь или даже всплакнете при чтении. Стэплдон очень чуткий, ЖАЛОСТЛИВЫЙ и тонкий писатель, в котором человечность, гуманизм и психологизм сочетаются с рационализмом философа-позитивиста. Ближе всего к Стэплдону подходит сравнение с Лемом, который как-то прямо сказал, что сожалеет, что сэр Олаф его хронологически опередил.

Его романы — эталон трансгуманистической НФ, написанной еще без юмора «Доктора Хауса», но уже с ехидством Станислава нашего Лема.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая половина романа представляет собой как бы плотное погружение в личность Джона Уэйнрайта – и в самом деле очень странного мальчика. Во многих отношениях он только внешне напоминает человека. И дело тут не только в сверхспособностях, которыми его щедро наделила природа. Чуждое естество, переливающееся и сочащееся между страницами посредством рассказов подчёркнуто среднестатистического обывателя Фидо, верного оруженосца Джона, вызывает у читающего противоречивые, взаимоисключающие чувства. Наверное, так наши далёкие предки смотрели на крупных, изворотливых и по-своему грациозных рептилий. В этом взгляде – сонм несовместимых эмоций: от восхищения до отвращения.

За грустной историей супермальчика Джона и его последователей стоит одна важная фантастическая (а может и не совсем) проблема, которую поднял Стэплдон. Венец ли творения Человек? Если нет – каковым должен быть алгоритм взаимодействия с Homo superior?

Однажды в истории человеческого вида уже был прецедент, когда два разумных вида схлестнулись в неравной борьбе за ресурсы. Речь о кроманьонцах и неандертальцах. Довольно тёмная история, попахивающая геноцидом. Некоторые действия Джона и ему подобных шокируют. Однако вправе ли мы подходить со своим пониманием к действиям высшей расы? Если бы зачатки нового вида начали объединяться в наше время, не думаю, что события могли бы развиваться по более оптимистическому сценарию. Слишком агрессивны основы нашей современной культуры, слишком ограничено мышление власть предержащих…

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Выдающийся роман Стэплдона.Год издания -1935!

На тему — а на какой ступени развития находится человек как вид ?На эту тему нет единого и достоверного мнения и по сей день у науки, а Стэплдон в те годы сумел создать свою гипотезу развития человека. Он главным героем романа выставил человека сверхразумного, который родился среди нас как вроде обычный ребёнок и взрослея изучает наш мир -Homo Sapiens.

Его зовут Джон. Джон со временем понимает, что мы , его окружающие, разумом не вышли. Не развились мы, и ему с нами тоскливо. Яркое сравнение приводит автор его словами: Джон относится к нам всем как мы относимся к крысам. Вот такой разрыв в развитии! В итоге Джон занимается успешно поисками на Земле таких же выдающихся людей и создаёт колонию на острове Тихого океана с мечтой создать расу Сверхчеловека. Не удалась мечта- не выдержала столкновения с тупым человечеством.

А насколько роман соответствует реальности?Прошло более 80 лет.Посмотрите на окружающий вас мир. Сколько дебилизма окружает нас. Разум подавляющего большинства людей не развивается. Он не является творческим, критически осмысливающим события и реальность. Насколько он подвержен внешнему зомбированию телевидением и прочим. Как люди убивают и ненавидят другие расы. Как они ненавидят и убивают людей других верований. Как они не любят успешных людей.

Стэплдон это видел уже в 30-е годы 20-го столетия и роман этот был как вызов тогдашней обстановке перед 2-й Мировой войной (с 1939 года).

Это очень значимое философское произведение!

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Потихоньку, страница за страницей, вникал в повествование, ловя себя на ассоциациях и задаваясь вопросами... Постепенно находя ответы...

Потом уже просто вчитался и вжился в книгу. Ассоциации всё же множились.

В голове всплывали образы- Маленький принц, Звёздный мальчик, даже Голлум.

Вспомнились Герои фильмов: «Через тернии к звёздам», «Дети индиго».

Увиделся альбинос среди негроидов, этакая «белая ворона»... Но это лишь образы, к тексту отношения не имеющие.

Книга понравилась, ощущение от прочтения не однозначное — за я или против такого вот Главного Героя? Поддерживаю, сопереживаю, или «так тебе и надо»?

Автор не выступает третейским судьёй (как мне запомнилось), не даёт явной оценки поступкам и происходящему — «Думайте сами, решайте сами» —

и это хорошо, по-моему.

Морализаторствовать может каждый, выводы зависят от воспитания. Альтруист ты или эгоист, филантроп или мизантроп и т.п.

В любом случае, это не рядовая повесть.

Это оставляет послевкусие и даёт жвачку для мозгов.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Гибель колонии созданной «Странным Джоном» лично я воспринял с чувством удовлетворения. Сейчас объясню почему. Просто задумался, а что бы было если бы Джон и компания смогли бы развернуться на всю катушку? Ответ очевиден: с обычными людьми они поступили бы как с аборигенами острова, который им ну очень понадобился. И рано или поздно им понадобилась вся Земля. Конечно, нет и речи, что бы свернормалы (авторский термин) воспринимали обычных людей, ка равных: равенства между ними нет априори. Но признавать за людьми хотя бы элементарные права, хотя бы право на жизнь. Тут нет даже этого. О чём вообще можно говорить, если один из суперов убивает женщину, мать его собственного ребёнка, между прочим, что бы извлечь и поизучать зачатый им эмбрион. Всё ради великой цели, конечно, поисков космической гармонии. Ну, а то, что она будет на кровище — это же такая мелочь. На фоне этого у меня возникло удивление, что они решили, что лучше умереть и не защищаться, иначе мол слишком привыкнут к убийствам. Да им и привыкать не надо. Для них человека замочить, что прихлопнуть муху.

Даже к своему верному оруженосцу — рассказчику Джон относится как к собаке. Чего одна телеграмма стоит «Домой». К стати, при внимательном чтении, очевидно, что его разумом Джон тоже манипулировал. Иначе не объяснить почему вспышки отвращения к действиям сверхнормалов у него мгновенно проходят.

Читая этот текст начинаешь немного понимать почему идеи ницшеанства и фашизма были в своё время так популярны у интеллигенции.

«Если бы все они были так же приручаемы, как ты» — говорит одна из суперов рассказчику. Даже интересно, что она имеет в виду под этим словом. Наверное, то что со всем человечеством можно было бы поступить как с аборигенами острова, которые по телепатической команде суперов покончили с собой.

Да, ненависти к людям у суперов нет, ну и что? Наверняка японские врачи-преступники второй мировой тоже ненавидели своих подопытных, просто опыты на них ставили. Чего там со всякими годзенами церемониться. Рассказчик утверждает, что узнав о колонии люди на подсознательном уровне почувствовали угрозу своему превосходству. Какое там: они почувствовали угрозу всему существованию своего вида, причём прямую и обоснованную. Даже любопытно, как бы выглядел роман если бы автор писал его после ужасов второй мировой. Но что имеем, то имеем.

А вот, что было реально интересно, так взгляд Джона на человечество, это автору удалось блестяще.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне кажется, это первое произведение о новой породе людей, которая превзошла своих предшественников и в конечном итоге должна овладеть миром. Однако, автор являясь реалистом описал совершенно фантастическую ситуацию в совершенно реалистичном, практически правдоподобном ключе, чего так и не поняли и не смогли повторить все его последователи. В мире человеков сверхчеловекам нет места и никогда не будет. Произведение грандиозное, охватывает огромное количество философских проблем, но написано так просто, что должны понять все. Однако меня удивило другое — стиль изложения материала. Я обычно с трудом читаю беспрерывный описательный текст, который сухо констатирует факты, разбирает в деталях какие-то философские проблемы, диалоги идут лишь вкраплениями... Но в данном случае, я читал не пропуская ни слова, неспеша (для меня большая редкость), мне было почему-то интересно, словно я ждал еще чего-то необычного, я словно что-то открывал в себе самом. Одним словом книга произвела впечатление. Я думаю, что лучшая фантастика и должна быть именно такой.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наконец-то прочитал у Стэплдона хоть что-то кроме «Создатель Звезд» и «Первые и Последние люди». И рад, что этим «чем-то» стал «Странный Джон».

Итак, роман Олафа показывает нам, как объединившиеся Гомо Супериус, как их прозвал рассказчик, пытаются стать чем-то вдали от мира обычных людей и выжить там. Но, в отличии от «Слан»'а Ван Вогта, здесь перед читателем предстает описание сложного, но понятного внутреннего мира этих иных людей. Более того, детально описана история одного из, персонажа, которого и зовут «Странный Джон». Попытки понять окружающий мир, осознание его неидеальности и убогости человеческой цивилизации и даже вида, любовь, ненависть к нему...

Получилось очень правдоподобно и вместе с тем пугающе. Слишком нечеловечно и не по-человечески, ведь опасно, когда одни люди, пусть они и взаправду лучше нас и уже мало схожи с нами, считают себя выше нас, называют «недочеловеками», используют нас, играют, как куклами, пусть и любят — но как домашних верных животных. По-этому слановско-ванвогтовские новолюди мне симпатизируют более, чем стэплдоновские.

Так же книга наполнена удивительными различными способностями сверхлюдей, от псионического изучения прошлого и будущего и общения с ним до бессмертия, чем-то, что может сказать, почему история человечества в «Первых и Последних людях» такая цикличная и размышления о религии, философии, человеке и Боге, пусть и не всегда радостные...

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга, написанная в древнем 1935 году....

Хотя, конечно, наверное объяснимо почему именно в те годы автор обратился к этой теме. Уже совсем скоро фашизм с его отношением к «хомосапиенсам» — людям обычным, провозгласит свою богоизбранность и «арийность».

Пришла к мнению что почти что всё написанное (и снятое!) после — вторично.

Это великолепное созвездие авторов — Стэплдон, Бредбери, Саймак, Азимов, Дик, Шекли — буквально написали наше будущее...

И теперь понятно откуда Марвел черпал свои идеи для комиксов, а голливуд для фильмов со всеми этими «капитанами америк» и прочими людьми Х...

Сама книга оставляет гнетущее впечатление: мира между нормами и сверхлюдьми не возможно. Можно ли чувствовать себя собачкой сверхчеловека и при этом не испытывать злости, зависти, ненависти?

А можно ли быть сверхразумным и общаться с тупыми глупыми на его взгляд людьми? Это скучно, это противно, это мерзко — если можешь читать его мысли...

Удивительно то как автор подмечает равнодушие Джона к смерти. Уже в детстве он убивая, не сожалеет нисколько о смерти человека. Он говорит что это «вынужденное обстоятельство», как это делают неразумные дети, отрывая крылышки бабочкам и наблюдая: смогут ли летать...?

И на мой взгляд, как бы автор не восхвалял ум и сверхспособности этих черствых и бездушных НЕЛЮДЕЙ, на одной планете нам с ними не жить.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Odd John:A Story Between Jest and Earnest — полное название. «Странный Джон: история между шуткой и серьёзностью».

Я должен был прочитать этот роман ещё в 2011 году, когда начал пользоваться электронными библиотеками Project Gutenberg! Небольшую подборку произведений писателя (писателя, философа, провидца) нашёл сначала на австралийском филиале Проекта, а затем куда более полное собрание в библиотеке университета Адеалиды (тоже Австралия; сайт был совершенно замечательный — представленными там книгами — но потом почему-то закрылся). К тому времени я уже успел кое-что прочитать, из «гутенберговского», но ограничился лишь небольшими по объему произведениями. Поражен был и мощью авторского воображения и, как это ни удивительно, языком повествования — казалось бы совершенно бесхитростным, лишённым какого-либо украшательства, но предельно точным, практически идеально выполняющим поставленную задачу (как сказал когда-то человек, научивший меня многому: «Хороший язык — это тот, который не замечаешь»; ну вот у Стэплдона, наверно, такой язык; ничего лишнего). А далее... далее я отложил обращение к более фундаментальным трудам Стэплдона на потом. И вот это «потом», видимо, всё-таки наступает.

Если вернуться всё же к «истокам», то надо сказать, что впервые наткнулся на это имя, должно быть, в 90-е, в каких-то статьях о западной фантастике, предисловиях-послесловиях и т.п. Например, к переизданию «Города» Саймака. Мол, он шёл по стопам Стэплдона. Что-то очень чуднОе писал про фантаста Казанцев. Называл его почему-то Стебельдогом (или типа) — якобы тот предсказал Манхеттенский проект, и за это ему прилетело от властей предержащих. А в середине нулевых два романа Стэплдона — «Последние и первые люди» и «Создатель звезд» вышли в переводе, между прочим в серии «Philosophy«! И эти два казалось бы сухих текста я прочитал тогда запоем...

Не меньше меня захватил сейчас и «Странный Джон» — история сверхчеловека (сверхнормального, Хомо Супериор) Джона Уэйнрайта, родившегося в заурядной в общем-то английской семье. Правда, в утробе матери он провел одиннадцать месяцев, а появившись-таки на свет, выглядел как недоношенный, семимесячный ребенок. И сначала скорее сильно отставал в развитии, чем демонстрировал гениальные задатки. Зато потом...

Повествователь, конфидент Джона, которого тот называл сначала The Benefactor (Благодетель — затем сократил до Бенни, а после и вовсе до Боба, стручкового — Bean), а после именовал Фидо (Fido, якобы от греческого Phaido — «бриллиантовый, блестящий»), подробно прослеживает всю недолгую, но предельно насыщенную жизнь Странного — от младенчества до финала. Это поучительная, шокирующая, а в какие-то моменты всё же трогательная история.

Образ сверхчеловека выведен в книге очень убедительный и совсем неблагостный. Сверхнормальные способны на самопожертвование — ради высшей цели. Но так же не колеблются и перед ликвидацией низших особей, обычных людей — ради своей высокой цели... (И схожую черту Уиндем взял для «высших» в своих «Куколках», возможно, из романа Стэплдона)

Впрочем, из этой истории можно извлечь и мысли критические в адрес рода человеческого. Во всяком случае, мысли такие могут возникнуть при чтении...

Проза Стэплдона — это, наверно, не совсем сайенс-фикшн, хотя кое-то и считает автора этаким столпом именно твердой НФ. Насколько, допустим, научны надежды на потенцию к телепатии? Сверхнормальные, по мере развития, становятся очень к ней способны. Более того, они могут телепатически общаться с людьми из прошлого и будущего! И вообще, как мог бы заметить какой-нибудь средний преподаватель марксистко-ленинской философии советских времен, Стэплдон был тем ещё идеалистом! Расщепление атома «психическим образом»... Такие кунштюки продвинутые сверхлюди тоже вполне себе осуществляют. А впрочем... Впрочем, Олаф Стэплдон — это настолько голова (куда больше голова, чем Бриан, Гинденбург, Гувер и Чемберлен вместе взятые), что лично я не осмеливаюсь потешаться над его странными идеями. Он видел куда дальше и глубже, чем обычный sapient (т.е. разумный). Может, он и сам был сверхнормальным...

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неприятное подсознательное чувство отвращения к этим телепатам и их колонии — вот, пожалуй, главное, что на все сто удалось передать автору. Они действительно не такие, как мы, они рассматривают нас так же, как мы животных («Вот бы они они были все такими же ручными, как ты» — обращение одной телепатки к ведущему рассказ герою, которое он даже не воспринимает как унижение) и , скорее всего, если бы Странный Джон решил бы, что на Земле есть место только для одной расы, все бы кончилось глобальной бойней и истреблением людей.

А так...кончается неправильно, хотя, зная характер Стэплдона как фантаста, финал логичен, хоть и трагичен. Но трагичен с небольшой ноткой облегчения — «Слава богу, их больше нет...»

Отдаю должное — писатель сумел передать общество телепатов, их общение, поступки и цели так великолепно, что ни секунды не возникло сомнения, что эти существа действительно уже не люди.

Холодноватый, немного отстраненный роман, который я вряд ли когда либо рискну вновь прочитать.

Уж больно ярко здесь представлено незавидное будущее человечества, если эволюция сознания и общества не растянется на тысячи лет, а произойдет спонтанно, здесь и сейчас.

Безусловно, книга очень сильно опередила свое время.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх