fantlab ru

Май Шёвалль, Пер Валё «Смеющийся полицейский»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.36
Оценок:
132
Моя оценка:
-

подробнее

,

Смеющийся полицейский

Den skrattande polisen

Другие названия: В тупике; Рейс на эшафот; Ночной автобус

Роман, год; цикл «Мартин Бек»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 26
Аннотация:

13 ноября 1967 года в Стокгольме неизвестный застрелил из автоматического пистолета всех пассажиров городского автобуса и его водителя, а затем скрылся. Среди убитых оказался Оке Стенстрём, один из сотрудников Мартина Бека.

© Ank
Примечание:

В 1995 году этот роман занял 2-е место в категории «романов, в котором реалистично изображается работа полиции» из списка «100 лучших романов криминального жанра» ассоциации «Детективные писатели Америки».


Входит в:

— журнал «Вокруг света 1981'03», 1981 г.

— журнал «Вокруг света 1981'04», 1981 г.

— журнал «Вокруг света 1981'05», 1981 г.

— журнал «Вокруг света 1981'06», 1981 г.

— журнал «Вокруг света 1981'07», 1981 г.

— журнал «Вокруг света 1981'08», 1981 г.

— антологию «Поединок. Выпуск 15», 1989 г.

— антологию «Остросюжетный детектив», 1992 г.

— журнал «Подвиг 1994'01», 1994 г.

— антологию «Золотой фонд детектива. Том 12», 1995 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия «Шерлок» / Sherlock-priset, 1968

лауреат
Премия Эдгара / Edgar Awards, 1971 // Лучший роман

лауреат
Топ 100 детективных романов всех времён / The Top 100 Crime Novels of All Time, 1995 // Топ 100 детективных романов всех времён по версии Американских писателей детективов (MWA). (46 место)

Номинации на премии:


номинант
Премии Ассоциации писателей-криминалистов Великобритании "Кинжалы" / CWA Dagger Awards, 1971 // Золотой кинжал (перевод с шведского)

Экранизации:

«Смеющийся полицейский» / «The Laughing Policeman» 1973, США, реж: Стюарт Розенберг




Поединок. Выпуск 15
1989 г.
Остросюжетный детектив
1992 г.
Розанн. Смеющийся полицейский
1992 г.
Страх глубины
1992 г.
Шведский детектив. Выпуск 2
1993 г.
Золотой фонд детектива. Том 12
1995 г.
Рейс на эшафот
2002 г.
Рейс на эшафот
2011 г.
Розанна. Швед, который исчез. Человек на балконе. Рейс на эшафот
2019 г.
Рейс на эшафот
2021 г.

Периодика:

Вокруг света № 3, март 1981 г.
1981 г.
Вокруг света № 4, апрель 1981 г.
1981 г.
Вокруг света № 5, май 1981 г.
1981 г.
Вокруг света № 6, июнь 1981 г.
1981 г.
Вокруг света № 7, июль 1981 г.
1981 г.
Вокруг света № 8, август 1981 г.
1981 г.
Подвиг
1994 г.

Аудиокниги:

Рейс на эшафот
2013 г.

Издания на иностранных языках:

Гіркий смiх
1976 г.
(украинский)
笑う警官
2013 г.
(японский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если хочется почитать шведов, то совершенно не стоит ждать чего-то лайтового, даже, если это и написано в «тёплые» 60-ые годы. Скандинавов не переделать, тем более что именно Май Шёвалль и Пер Валё как раз и во многом заложили основы для нынешних шведских историй, где в фаворе мрачность, социальные проблемы, откровенность в сценах, а преступники непременно маньяки и извращенцы, наркоманы и террористы.

И данный роман несмотря на достаточно дружелюбное название как нельзя лучше вписывается в рамки вышесказанного.

Не буду говорить ничего более, чем сказано в аннотации, действительно, сюжет крутится вокруг массового расстрела людей в рейсовом автобусе. Сперва я думала, что это связано с какой-то политической акцией и уже настроилась на политический детектив, но в итоге все оказалось гораздо проще, корни происходящего тянутся из того самого днища, которое любят воспевать шведы. При чтении был интересен сам процесс расследования, было огромное количество героев с непривычными для нашего слуха фамилиями и именами, описание будней детективов, их характеров и присутствие достаточно тонкого, но понятного юмора, ну и конечно же атмосфера.«Дождь — уныло подумал он, глядя в окно автобуса. Ноябрьская темень и холодный ливень. Предвестники зимы. Скоро выпадет снег» — разве это не прекрасно? По мне так самое то, что нужно.

Что касается названия романа, то авторы им делают отсыл к популярной когда-то забавной английской песенке «Смеющийся полицейский», от которой главному герою совсем не смешно. Кроме того авторы в книге поднимают социальную проблему, которая актуальна и ныне, а именно проблему отношения нас всех к полиции. Что мы преимущественно считаем, что полиция это по типу необходимое зло, что чаще она вторгается в личную жизнь, докучает распросами и прочими невписывающимися в наши планы действиями, которые часто для нас кажутся пустыми. Но при этом даже отъявленному негодяю и вору, может помочь только она, т.к. только она в способна защитить его и его собственность в случае такой необходимости.

В общем очередной хороший детектив, от которого я получила в том числе и эстетическое удовольствие. Всем советую!)

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший детектив, классика своего жанра. Полицейские — обычные люди, которые устают, ошибаются, болеют, но добротно делают свою работу, несмотря ни на что. Интересно описаны обычные люди 60-х годов, тогдашняя жизнь, есть едкая сатира на «общество потребления», причем она абсолютно не устарела со временем. И преступник — не псих, не маньяк, а добропорядочный и обеспеченный гражданин, готовый на все, ради сохранения своего благополучия... Нет, такие вещи не устаревают. Хоть нет не мобильников, ни детективов-алкоголиков.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Предыдущий роман цикла («Человек на балконе») я не нашёл, поэтому после первых дух перекидываюсь сразу на чётвертый. Но не думаю, что это так уж важно. Гораздо важнее, что, по-моему, из прочитанных мной ранее (два первых плюс «Полиция, полиция, картофельное пюре») этот роман производит самое сильное впечатление.

Ужасное массовое убийство – образ красного двухэтажного автобуса с трупами внутри так и стоит перед глазами – гибель одного из команды Мартина Бека, тщательное, но какое-то отчаянное расследование, то и дело упирающееся в затор, тупик; таинственность многих обстоятельств, раскрывающихся как матрёшка, абсолютно непредсказуемые открытия и результаты. Отличный сюжет.

Но главное – здесь есть баланс. Здесь есть всё, что мне нравится у этой авторской пары, но, не выпячиваясь, не превалируя над сюжетом, над расследованием. Социальная сторона вопроса – пожалуйста, но чуть-чуть, без гипертрофии. Юмор – вот он, но в меру, такое остроумие чисто мужской компании, выпускающий пар. Полицейская кропотливая работа – имеется, но она умело раскидана по разнохарактерным и разнотипажным персонажам (а они поданы очень хорошо, разве что я время от времени как всегда путался в однозвучных шведских фамилиях), а не так как в романе «Швед, который исчез», где Бек просто шатался по Будапешту. Кстати сказать, баланс был и в отношении погибшего Оке Стенстрёма – у него нашлись свои тайны, но авторы не превратили его ни в скрытого негодяя, ни в мирового парня как с картинки… Влияние случайности – тоже есть, но не так как внезапно всплывшая коробка от пистолета в романе «Полиция, полиция, картофельное пюре»; она скорее «везёт тому, кто везёт», следствие больших усилий. И психология – психология убийц, психология жертв. И всё на низке интересного сюжета, интересного напряжённого расследования.

Прекрасный роман, который мне лично очень запомнился.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Смеющийся полицейский» — история о полицейском, который забыл, когда последний раз смеялся. Эфемерное словосочетание.

Отправная точка расследования — массовое убийство в автобусе. Яркое, жестокое преступление, не свойственное для Швеции. Для Мартина Бека и других знакомых по циклу полицейских, это дело становится личным — погиб их коллега. Впереди расследование-головоломка.

В 4-м романе криминального цикла «Мартин Бек» в очередной раз задействована забавная парочка патрульных из Сольны — Кристианссонн и Квант, уже знакомых по «Мужчине на балконе». Сцена их столкновения с грубоватым Гунвальдом Ларссоном подана с ноткой юмора, частично разряжающей напряжение серьезного сюжета. Забегая вперед, скажу, что это не последняя выволочка от Ларссона в их адрес. В «Исчезнувшей пожарной машине» они снова встретятся при неординарных обстоятельствах.

«Смеющийся полицейский» в какой-то степени о том, как важно для человека, что о нем думают окружающие. Как важно сохранить свой статус в обществе или добиться признания заслуг, выделиться, что-то доказать себе и другим. Настолько важно, что кого-то толкает на необдуманный риск, а кого-то на преступление.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Намного лучше предыдущей работы.

Сюжет хорош, яркое необычное преступление в декорации предрождественского Стокгольма с его холодом, снегом и сыростью, неспешное расследование, масса диалогов, изящное сплетение нескольких преступлений, яркая развязка. Неплохо выписаны характеры героев второго плана, ни один из них не похож на персонажа-функцию, это сразу придает тексту качество не простого криминального романа, а более серьезной литературы.

Немного удивила застенчивость автора при описании некоторых моментов расследования, все же тогда бушевала сексуальная революция, я ожидал чуть большей откровенности. Книга проста и реалистична насколько я могу судить, хоть безусловно и не знаком с криминальным миром Швеции середины шестидесятых. Немного смущает что автор никак не объяснил почему на расследование такого необычного преступления не был моментально брошен целый полк полиции, а работали все те же стокгольмские сыщики с куцым усилением.

Кроме того хотелось бы немного больше живости и эмоциональности в характерах Ггероев, немного они деревянные.

В целом — один из самых образцовых полицейских романов что я прочел.

7 из 10.

Оценка: нет
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читаю цикл с начала и должна отметить, что каждый следующий роман нравится больше предыдущего. Увлекает не только расследование сложных, казалось бы, безнадежных для раскрытия преступлений, но жизнь героев, их характеры, проблемы, планы, отношения в семьях. С каждой книгой узнаешь о героях все больше и все труднее расставаться с ними по завершении чтения. Затягивает цикл, а это значит, что написан он хорошо. Конечно, я не могу оценить степень достоверности отражения методов работы шведской полиции в далекие уже шестидесятые годы, но как читатель принимаю каждую историю с доверием и сопереживанием. Кажется, что так могло быть, и, может быть, было, ведь Пер Валё какое-то время работал репортером полицейской хроники и имел возможность черпать сюжеты из практики.

На этот раз команда Мартина Бека в ходе работы над преступлением только что совершенным раскрыли также давнее дело, сданное в архив шестнадцать лет назад. На примере этой истории мы видим, что преступление оставляет за собой незаметаемый след, он в любое время может внезапно обнажиться, по чистой случайности. Не зря время от времени в том или ином городе горят полицейские архивы. Они как минные закладки времен войны — пока никто не начал копать, всё спокойно, а отряхнули пыль со старых папок, двинули лопаткой вправо-влево, и взрывается прошлое, рушатся судьбы, гибнут люди. А преступник так привык к безнаказанности, что искренне считает себя главной жертвой. И он действительно жертва — жертва собственного выбора, когда личное благополучие ставится выше человеческой жизни и правды о себе.

А полицейские следователи живут, влюбляются, женятся, ссорятся, болеют, устают, раздражаются, но при этом медленно и настойчиво разгребают последствия неуёмных страстей человеческих. Кого-то недолюбили, кому-то привили личные комплексы и запреты, мешающие жить, кто-то внезапно сошёл с катушек в желании испытать в этой жизни нечто яркое и запретное и уже не может остановиться, кому-то хочется подтвердить свои возможности удивительным свершением, а кто-то просто боится -во всём этом нет ничего преступного, но часто непреступные проявления сплетаются так причудливо, что становятся причиной преступления. А сыщикам нужно распутать паутину, развязать узелки, собрать и верно истолковать мельчайшие факты и увидеть ошибку там, где заметить ее почти невозможно. Это действительно не только профессия, но и призвание.

Привлекательность историй о Мартине Беке и его коллегах в том, что Авторы рассматривают процессы раскрытия преступлений как один их элементов повседневности крупного города. Это всего лишь работа, и работа эта такова, что занимает в жизни человека больше времени, чем всё остальное. Потому что убийство — это ненормально, с этим нельзя мириться, за это надо наказывать, хотя никакое наказание не вернет жизнь погибшим и близких живым. Полицейские сыщики не могут устранить последствия случившегося, они могут только найти преступника, объяснить его действия и предоставить врачам и юристам решать его судьбу. Но это они делают на совесть...

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удачный роман в цикле. Прекрасно выстроена собственно детективная загадка, увязаны два разведенных во времени убийства. Большой акцент сделан именно на технической составляющей расследования, внутренних отношениях в полицейском участке. Разные типажи ( все как один, правда, зануды) копов с неизменным Беком в середине. Традиционный антибуржуазный пафос и определенная совковость в манере подачи материала. Скандинавы удачно упаковывали материал, этот роман тоже невелик по объему, но информативен. Не думаю, что будет очень уж спойлером указать впечатливший меня эпизод: персонаж Х. обладает вяловатым сексуальным темпераментом, но ему надо восстановить образ действия злодея. И вот, добросовестно поставив перед собой такую задачу, он прямо драконит в течение месяца свою подругу-нимфоманку, которая диву дается его прыти. Таковы возможности профессиональной мотивации. Диво дивное. Достойно уважения.

Оценка: 7
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Стареют ли детективы? Нет, не великие сыщики (с этими всё ясно), а романы, написанные об ужасных преступлениях и захватывающих дух расследованиях?

Мне представляется, что это в первую очередь от авторов зависит. И вот этих шведских авторов — Пера Валё и Май Шёвалль — очень и очень люблю, а поэтому мне хочется, чтобы их книги никогда не старели.

«Гибель 31-го отдела» (1964), «Стальной прыжок» (1968), «Полиция, полиция, картофельное пюре!» (1970), «Негодяй из Сефлё» (1971) прочитаны давным-давно, а то и перечитаны не раз. Вот и представьте себе сладкий озноб, завладевший мною, когда я наткнулась на полке нашего «рабочего» книжного магазинчика на неизвестную мне доселе книжку шведского семейно-детективного дуэта — «Рейс на эшафот»…

Мрачная и кровавая завязка. Бесприютно-промозглая атмосфера поздней осени, постепенно, по мере того, как беспомощно поначалу буксует расследование, перетекающей в неприветливую зиму. Длинные многосуставчатые названия шведских улиц и площадей. И… работа полиции: каждодневная, въедливая, упорная, немыслимая без общих усилий.

Здесь нет _одного_ великого сыщика, сверхъестественной проницательности и чуть ли не паранормальным способностям которого читатели будут обязаны отвисшей челюстью. Нет, здесь трудится целый муравейник: деловитый, суетливый, настырный, иногда бестолковый — но постепенно «муравьи» подтаскивают один к другому кусочки паззла, и вот уже мало-помалу, начиная с краёв, вырисовывается картина преступления и сам убийца — его плащ… фигура… лицо!

Интерес по мере чтения нарастает; ставшая общим местом читательских отзывов медлительность скандинавских детективов куда-то улетучивается. И всё же неудержимый интерес к развитию сюжета совершенно не затеняет персонажей книги — очень разных, очень человечных со своими печалями и проблемами, загадками и потерями.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из лучших романов цикла, на мой взгляд. Убитый полицейский, который в свободное от службы время расследовал старое дело, отработка разных версий следственной группой, тупики, в которые заходит расследование, и упорство следователей, которые это расследование из тупиков вытаскивают.

Очень здорово показана работа следственной полицейской группы (не пишу «достоверно», ибо это было давно и в другой стране).

Хороший криминальный полицейский роман

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх