FantLab ru

Дуглас Адамс «Детективное агентство Дирка Джентли»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.67
Голосов:
486
Моя оценка:
-

подробнее

Детективное агентство Дирка Джентли

Dirk Gently's Holistic Detective Agency

Другие названия: Холистическое детективное агентство Дирка Джентли

Роман, год; цикл «Холистическое детективное агентство Дирка Джентли»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 41
Аннотация:

Если случается что-то странное и выходящее за рамки естественного, принято полагаться на агентов специальных служб. Когда события принимают государственный масштаб, можно вызвать специалистов отдела X-Files, но когда дело сугубо приватное — доверить его можно только частному детективу.

Холистическое детективное агентство Дирка Джентли расследует загадочные происшествия и таинственные преступления! Вас грабят домовые или терроризируют призраки? Древнеегипетский бог претендует на ваше тело? Дух Наполеона вербует вас для участия в новой битве при Ватерлоо? Решить эти и подобные проблемы вы сможете только с помощью Дирка Джентли — единственного в мире холистического детектива!

Входит в:


Экранизации:

«Дирк Джентли» / «Dirk Gently» 2012, Великобритания, реж: Том Шенклэнд, Дэймон Томас

«Детективное агентство Дирка Джентли» / «Dirk Gently's Holistic Detective Agency» 2016, США, Великобритания, реж: Пако Кабесас, Тамра Дэвис, Майкл Патрик Джэнн, ...



Похожие произведения:

 

 


Детективное агентство Дирка Джентли
1996 г.
Детективное агентство Дирка Джентли
2014 г.
Детективное агентство Дирка Джентли
2017 г.
Детективное агентство Дирка Джентли
2017 г.
Детективное агентство Дирка Джентли
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Dirk Gently's Holistic Detective Agency
1987 г.
(английский)
Dirk Gently's Holistic Detective Agency
1987 г.
(английский)
Dirk Gently's Holistic Detective Agency
1987 г.
(английский)
Dirk Gently's Holistic Detective Agency
1988 г.
(английский)
Dirk Gently's Holistic Detective Agency
1988 г.
(английский)
Dirk Gently's Holistic Detective Agency
1991 г.
(английский)
Dirk Gently's Holistic Detective Agency and The Long Dark Tea-Time of the Soul
1993 г.
(английский)
Two Complete Novels
1994 г.
(английский)
The Dirk Gently Omnibus
2001 г.
(английский)
Dirk Gently's Holistic Detective Agency
2012 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я вот сейчас возьму и выставлю этой книге десяточку, презрев все ее недостатки...

Сюжетные линии в ней увязаны, кстати, как надо и вовсе не наспех. Это вы поймете, когда прочитаете роман до конца, а затем перечитаете его второй раз. Тогда выяснится, что почти ничего случайного нет... Для примера разберем такую ситуацию. В четвертой главе ( она, кстати, ключевая, хотя кажется сперва, что состоит из разного трепа на непонятные темы) профессура говорит о музыкальных вечерах композитора Букстехуде ( добрые переводчики разъясняют, что это такой композитор, оказавший влияние на Баха), а директор радиопрограммы отвечает, что имеется вообще-то в виду фестиваль музыки Глюка. Вот такой намек, что действие разворачивается не совсем в нашей реальности, а в той, где не было Баха. И о чудо:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в последней главе главный герой, вдоволь напутешествовавшись во времени и создав все-таки нашу реальность, с изумлением узнает, что появился в прошлом ВЕЛИКИЙ КОМПОЗИТОР БАХ...

Дуглас Адамс поступает по отношению к читателю как добросовестный автор детектива: он читателя всячески запутывает, но при этом щедро разбрасывает по тексту разные намеки на разгадку тайны. Все дело в путешествиях во времени...

В той же главе профессор вовсе не спроста вспоминает о своих беседах с Георгом III. Надо же было выбрать именно того короля, биография которого связана с безумием, а безумие связано с тайнами времени...

Нет никакого сумбура и никакой мешанины. Все очень хорошо организовано. Как именно, смотрите в главе 19, где речь идет о музыке и фрактальных пейзажах. Многие сложные процессы на деле подчиняются простым законам...

Кстати, психологическое воздействие книги вполне эффективно. Дирк Джентли доходчиво учит отказаться от ряда расхожих стереотипов, помогает научиться видеть взаимосвязь между вроде бы несвязанными вещами. Профессор Крониотис намекает, что не стоит все время горевать по поводу совершенных ошибок, ибо спустя какое-то время наша память позаботится стереть их пакостный ореол. Ричард отсекает крайности их воззрений и способствует пониманию того, как надо правильно заниматься рефлексией...

И призраки просто замечательные. Сразу вспоминается такая классика как «Пирушка с привидениями» Джерома...

Эффект просветительский: возникает стойкое желание побольше узнать насчет Баха, Шредингера и естественно системообразующих для данного романа произведений Колриджа.

Не буду перечислять другие достоинства книги, но дам полезный совет: они лучше видны, если не зацикливаться на том, что Адамс создал «Автостоп». Ну создал и создал. Молодец, а вот эта книга ценна сама по себе... Не ждите обилия пародийных гэгов, а настройтесь на истинно британский юмор с коктейлем из классиков разных жанров вплоть до квантовой физики...

Чуть не забыл подобно профессору Крониотису о пресловутой кушетке. Ее главная тайна тайн состоит в том, что она специально там и сям упоминается в тексте, чтобы отвлечь читателя от подлинных тайн повествования...

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

http://kobold-wizard.livejournal.com/775470.html

В этот раз мне несказанно повезло. Во-первых, я посмотрел минисериал по этому циклу раньше. Во-вторых, и кино, и книга мне очень понравились. И наконец, в-третьих, сериал снят настолько по мотивам текста, что сценарии с точки зрения фабулы имеют немного общего с первоисточником. В результате я получил в 2 раза больше хороших смешных историй!

Раньше Адамс был для меня автором только цикла про автостоп. И если от первого романа я был в восторге, то второй роман уже отдавал горечью разочарования в человечестве. ИМХО один из основных плюсов цикла о Дирке Джентли — отсутствие приговора нашему обществу. Хаос в данном случае милосерден, потому что в круговерти Космоса остается место забавным совпадениям. Заглавный герой лавирует между ними, пытаясь разгадать самые интересные тайны мироздания, и получился роман-пародия, спекулирующий на образах Холмса, Пуаро и прочих сыщиков. Там где классические детективы пытались выстроить красивую удачную взаимосвязь событий, Дирк хватается за самую парадоксальную версию и вытягивает за нее ту самую взаимосвязь — ловля хитрого, старого сома, давно засевшего под корягой. Описывается происходящее с точки зрения местного оригинального Гастингса — программиста Ричарда МакДаффа, превращающего окружающий мир в музыку.

С другой стороны Адамс был достаточно оригинальным философом. Из этого романа я вынес образ Электрического монаха — интересный парадокс для кибернетики. Мне тяжело представить каким образом может быть запрограммирована вера, свободная от догм. Даже творчество может быть осмысленно через какую-нибудь гармонизацию и обработку случайностей, но веру на мой взгляд тяжело формализовать так, чтобы она не была высушена до ритуала.

И наконец «Дирк Джентли» — это еще один образец британского юмористического романа. Повторюсь, в этот раз Адамс куда более человеколюбив, а потому здесь неуместно говорить о сатире. Скорее получилось остроумное подтрунивание над программированием, академической наукой, искусствоведением и преподаванием. ИМХО профессор Фарнсуорт из Футурамы очень напоминает профессора Кронотиса.

Итого: Прекрасный роман для отдыха.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Взмах крыльев бабочки в Бразилии вызовет торнадо в штате Техас»

Эдвард Лоренц

Вы, когда ни будь задумывались о том, насколько все в мире взаимосвязано? — например, как цвет вашей утренней рубашки повлиял на слияние звезд в галактике Андромеды. Не думали, а стоило бы! История детектива Дирка Джентли нам это продемонстрирует.

Начало довольно затянуто и запутанно — долгое время читатель вообще не очень понимает, что происходит. Но, по мере прочтения, все начинает выстраиваться в единую стройную картину, взаимосвязанных событий. Только для этого приходится по несколько раз возвращаться к отдельным кускам повествовании и перечитывать некоторые фрагменты, выискивая нити сюжета. Можно сказать, что это роман-головоломка.

Все герои яркие, гротескные, отчего кажутся нереальными, но, если посмотреть за ширму сатиры, свойственную всему творчеству Адамса, во многих из них узнаваемы обычные люди. Все персонажи прописаны качественно, но без излишеств. И если Вам сразу не понятны их мотивации, то читайте дальше!

На мой взгляд, это очень интересное произведение, автор которого хотел заставить читателя меньше доверять стереотипам и больше анализировать происходящие, как в книге, так и в жизни. И если Вам кажется, что что-то происходит случайно, то значит вы просто не до конца разобрались в вопросе.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первое и самое главное впечатление — облегчение. Книгу и одноименный сериал (тот, который американский, а не британский) объединяет лишь название, имя главного героя и общая атмосфера. Я изначально боялся, что мне придётся читать про то, что видел в сериале, но обошлось.

А вот без чего точно не обошлось, так это удовольствие.

Плавное неторопливое повествование, начинающееся как фрагменты и эпизоды, которые постепенно оказываются частями одной большой головоломки. Иначе и быть не могло.

Потому что ВСЁ СВЯЗАНО.

Кушетки, птицы, музыка, солонки, монахи, убийства, тайны и разгадки — всё так или иначе является звеньями одной цепи. Чтобы это понять не нужно быть гением, нужно просто верить во всеобщую взаимосвязь и не допускать и мысли о том, что есть что-то невозможное.

Здесь стоит заметить, что иной раз масштаб происходящего и авторская задумка столь масштабны, что мелкие детали порой норовят сбежать. Часть маленьких вопросов остаётся без ответов, часть мотивации скрыта покровом авторской тайны, а кульминация слегка сумбурна и не сказать, что сильно выделяется накалом на фоне остальных частей романа.

Однако эти мелкие неприятности не способны умалить наслаждение от чтения. Просто вышло так, что отличное могло быть великолепным, но что-то не срослось. А может быть это как раз тот случай, который японцы называют «ваби-саби». И тогда всё случилось именно так, как должно было случиться.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сначала я посмотрел американский сериал про Дирка Джентли. Потом — британский. Потом — прочитал эту книгу.

Она абсолютно не похожа на американский сериал и почти ничем не похожа на британский. Она, в общем-то, лучше. Главный герой ярче и симпатичней (и не бесполезный неумеха, как в американской версии), сюжет закручен загадочнее. Но самое главное — это юмор. Он очень близок тому юмору, что был в «Путеводителе», но на этот раз — гораздо более «земной».

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вполне вероятно, что Адамс писал «Детективное агентство Дирка Джентли» во многом с той целью, чтоб не быть вечно скованным рамками своей самой известной серии. Пародийная комедия абсурда сменилась вообще невообразимым смешением жанров – в этой книге присутствуют и детектив, и юмор, и мистика, и роботы, и путешествия во времени, и странствия между мирами, и многое, многое другое. Автор словно бы старался уместить в один небольшой роман всё или почти всё, что можно придумать в литературе вообще и фантастике в частности. А вот заглавный герой книги, тот самый Дирк Джентли, как раз словно бы прибыл из вселенной «Автостопа». По крайней мере, я без труда могу представить его в одной компании с Зафодом Библброксом, Фордом Префектом и Марвином: его странности вполне это позволяют, ведь Дирк Джентли – весьма необычный детектив. Прежде всего, специализируется он в основном на поиске пропавших котов, но даже в этой области ничуть не преуспевает, поскольку занимается преимущественно размышлениями на тему того, как расследуемое им происшествие вписывается в картину окружающего мира. Но теперь он ведёт, пожалуй, самое загадочное дело в своей жизни, в котором помимо прочих фигурируют призрак убитого компьютерщика, робот-священник, университетский профессор, беседовавший некогда с королём Георгом III, а также лошадь в ванной и кушетка, застрявшая в лестничном проёме. А кроме того, пока непонятно не только, чем всё это закончится, но и с чего оно вообще-то началось.

Подобное многообразие тем и жанров может оказаться как плюсом, так и минусом любого произведения. К сожалению, в данном случае я склоняюсь ко второму варианту. При том, что по отдельности имеющиеся сюжетные линии неплохи и интересны, друг с другом они увязаны кое-как, словно бы наспех, из-за чего общая нить повествования то и дело рвётся или запутывается. К тому же, книга по объёму невелика, и в ней просто не хватает места, чтоб превратить сумбур и мешанину в какое-то единое целое. Это, пожалуй, главный недостаток «Агентства», который сильно портит впечатление от книги. Герои на этом фоне вовсе теряются, сюжет, как сказано выше, прослеживается не без труда, а сколько-нибудь складную картину мира вообще представить очень трудно. И очень жаль, потому что интересные и перспективные идеи встречаются здесь довольно регулярно.

Итог: интересный, но не вполне удачно воплощённый замысел. Книга могла бы быть намного лучше, чем получилась в действительности.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ознакомиться с данным произведением меня подтолкнул одноименный американский сериал (который, как оказалось, даже не «по мотивам», а вообще совершенно другой). Так сказать, решил глянуть первоисточник. И, честно говоря, я в какой-то мере остался разочарован этим произведением. Поэтому у меня будет здесь не столько отзыв, сколько скорее некое сравнение книги с сериалом.

Книга, как бы это, сказать, в сравнении с сериалом… она какая-то обычная. Типичная для тех времен, когда авторы еще не вываливали сразу на читателя всю подноготную и в тоже время не нагнетали таинственности на пустом месте. Даже в какой-то мере предсказуемая, правда скорее лишь ближе к финалу и лишь для тех, кто знаком с творчеством Адамса (поклонником которого я, к слову, не являюсь). Все, что роднит эти два произведения – имя главного героя да «мозаичный» подход к повествованию, когда цельная картина вырисовывается постепенно. А так это две абсолютно разные истории. Книга – она действительно про детектива, пусть с фантастикой и абсурдным британским юмором. Сериал – история про неудачников со сверхъестественными способностями. Причем неудачники тут буквально все – и ваши, и наши, что как сюжетный ход встречается весьма редко. Вот лишь один пример, как по-разному обходятся авторы книги и сериала с одной и той же ситуацией.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Итак, у нас есть машина времени. Книжный Дирк с ее помощью возвращается в прошлое и предотвращает глобальную катастрофу. Сериальный не только не предотвращает своим возвращением катастрофу весьма локальную, но даже в какой-то мере сам ее запускает…

Так что снимаю шляпу перед сценаристами за то, что они умудрились выстроить на фундаменте произведения Адамса. У нас тут почти уникальный случай, когда из книжного первоисточника выросло нечто совсем иное по сути и духу, но при этом весьма талантливое.

И да, если в какой-то иной реальности есть сериал по мотивам такой штуки, как Unknown Armies, бьюсь об заклад, он выглядит примерно также.

P.S. Все мои дифирамбы касательно сериала касаются лишь первого сезона. К сожалению.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Слишком много замыслов, слишком много сюжетных линий, слишком много разных направлений в фантастике, что в конечном итоге затрудняет чтение и не доставляет настоящего удовольствия.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Поразительно умение Дугласа Адамса связывать самые разнообразные замыслы воедино. Здесь, в этой книге, это умение достигло апофигея. Автор смешал пришельцев, призраков, стихи Кольриджа(это по видимому классик английской поэзии, о котором я, к сожалению, до прочтения этой книги ничего не знал), путешествия во времени, эксцентричного детектива и даже робота под названием Электрический Монах(между прочим это вовсе не робот-священник, как сказано в предыдущем отзыве:dont:).

У книги есть несколько весомых недостатков:во-первых, детектив Дирк Джентли вынесеный в заглавие романа появляется в книге только на надцатой главе, что не очень хорошо, так как на протяжении предыдущих глав книге явно не хватает харизматичного и по-настоящему интересного персонажа. Во-вторых, повествование в начале книги весьма размереное к концу становится таким стремительным, что за ним не поспеваеш. Но что меня наиболее разочаровало, так это то, что не раскрыта тайна кушетки, намертво застрявшей в дверях квартиры главного героя.

В принципе книга довольно интересна, написана почти на уровне «В основном безвредна» и рекомендуется к прочтению фанатам «автостопного» цикла.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я в восторге и от сериала и от книги. Они вроде совершенно разные, связанные только главным героем. Но все же и сериал и книгу роднит полнейший сумбур в начале и, начиная где-то с середины, складывающаяся в определенный сюжет, очень неординарная, увлекательная история. Читать стоит всем, и попытайтесь дочитать хотя бы до третьей главы, потом — будет просто не возможно оторваться!

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Согласен вещь шикарная. Но надо в начале надо потерпеть, ничего не понятно, зато потом все усилия окупятся!

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вообще-то — шикарная вещь! Главное — вникнуть в нее пусть даже на 30-й странице.

Они вообще молодцы — что Адамс что Ффорде, что Пратчетт...

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эту книгу прочитала раньше «Автостопа» и люблю больше, кроме разве что четвёртой части «Всего хорошего, и спасибо за рыбу». Она прекрасна, и сразу мне понравилась. Понравились все герои, даже тот робот-всадник, убивший одного из главных героев. А какие там второстепенные герои потрясающие — чего стоит девушка в кафе, у которой Дирк спёр кофе! И «наплыв жёлтого» — та самая иррациональная красота, которая вне логики, поскольку логика — это всего лишь круг знаний, не выходящий из своих границ.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Довольно неплохо, начало немного туповатое, но чем дальше вчитываешся, тем интереснее становится повествование. Должен заметить что у автора интересный почерк, очень нестандартный, также есть несколько смешных моментов в романе, но есть и довольно примитивные намеки на юмор. В общем должен сказать, что начиная где-то с 50 страницы читать было интересно, хотя конец конечно довольно спорный.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитав первые страницы, думал, что дочитывать не стоит — ерунда какая-то, но незаметно для себя втянулся. Всего в меру, правда немного сумбурно. Очень «по Желязновски».

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх