Евгений Константинов «Тайна нефритового голубя»
Сколько существует Новоиерусалимский монастырь, столько живет на свете Андрей Панкратович Безуглый, единственный человек знающий тайну «нефритового голубя» – древней реликвии, спрятанной в подвалах Воскресенского собора. Ослепленный фашистами в декабре 1941 года, старик Безуглый не теряет надежды вернуть зрение, воспользовавшись силой волшебного нефритового голубя. Но чтобы открыть тайник, необходимо иметь ключ-складень, центральная часть которого пропала во время войны, и только сейчас, в конце семидесятых, оказалась у семнадцатилетнего москвича Андрея, вместе с друзьями выкравшего ее из музея монастыря.
Суля баснословные богатства, Безуглый уговаривает дачницу Ирину любым способом добыть ему ключ-иконку. Ради этого Ирина связывается с местной шпаной, идет на унижения, предает лучших подруг, но не подозревает, что «тайна нефритового голубя» может оказаться смертельно-опасной для всех, кто к ней прикоснется…
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
URRRiy, 13 июля 2017 г.
Насыщенный действием мистический боевик с вкраплениями исторических событий далёкого и не очень прошлого, при этом основное действие происходит в 1977 году. Сюжет — напряжённый, действие развивается стремительно, — загадка древнего артефакта, почти латиноамериканские страсти и эротические сцены, драки до крови и не только, в общем и целом — прекрасный образец развлекательной литературы.
Dobkachleo, 7 июля 2015 г.
«Секрет долголетия»
Рецензия на «Тайну нефритового голубя» Евгения Константинова
Честно говоря, ещё ни разу я не читал роман, который до этого читал как роман в романе. «Тайна нефритового голубя» стала для меня исключением. Впервые с ней я познакомился, когда читал другой роман Евгения Константинова, «Рисунки Виктора Кармазова». Приступая к чтению «Тайны…», я уже заранее знал, кого убьют, что произойдёт, иногда — кто что скажет. Но роман в романе — это одно, а полноценная версия, как ни крути, совсем другое.
Действие разворачивается в июле 1977 года. Забавно: получается, что я читал роман спустя ровно тридцать восемь лет после описываемых событий. В центре повествования — семнадцатилетние парни и девушки (в большинстве своём). По идее, это должно накладывать определённые ограничения на автора, потому как взрослые здесь маячат разве что на горизонте. Ан нет: Евгений Константинов делает из своих юных персонажей вполне сформировавшиеся личности, готовые и сексом заниматься, и убивать. Возможно, для меня такой диссонанс между возрастом и действиями кажется столь серьёзным, поскольку два года назад, когда мне самому было семнадцать, ни о чём таком, о чём размышляют и что делают герои, я и не задумывался. В то же время я не могу отрицать, что такие личности встречаются, но всё-таки меня не покидает ощущение, что роман всё ещё о взрослых… в телах несовершеннолетних обормотов.
Впрочем, не все события разворачиваются в 1977 году. Роман можно назвать историко-фантастическим, хотя и с натяжкой. Время от времени действие проваливается на несколько сотен лет назад (чем дальше — тем разрыв во времени меньше, вплоть до жалких тридцати с чем-то лет), во времена патриарха Никона. Помимо образов действующих лиц автор выводит образ и Новоиерусалимского монастыря. Как их строили, зачем. Какие тайны скрывают они. Стоп. Тайна, собственно, только одна: нефритового голубя. С ней связана и историческая часть книги, и «настоящая» (хотя для нас с вами 1977 год — это далёкое прошлое). Не буду углубляться в неё, замечу лишь, что Евгению достаточно неплохо удаётся… нет, не интригу создать, её-то тут, вопреки названию, нет вовсе… удаётся отразить последствия, к которым приводит чудодейственная сила нефритового голубя.
Да, последствия поступков — пожалуй, истинный конёк Евгения Константинова. Они позволяют лучше понять, прочувствовать сюжетную линию, как всегда, переполненную не тем, чем надо, но здесь это «не то, что надо», в принципе, относительно оправданно. Ещё расставляют приоритеты, кому сочувствовать, кого ненавидеть. Честно говоря, я совершенно не понимаю, как Андрей влюбился в Таню, а Шурик — в развратную Ирину. Обе ж курят! И обе, вернее, только Ирина, Таню очень быстро задвигает Настя (этот ход меня ещё в «Рисунках Виктора Кармазова» напряг ввиду того, что девочка — малолетка и родственница её любовного интереса), творит столько всего, что ничего, кроме презрения и злобного глумления над её неудачами, не вызывает. И всё, ещё раз повторяю, зиждется именно на последствиях определённых поступков. И, пожалуй, ещё решений. «Тайна нефритового голубя» хороша именно тем, что показывает, как необдуманные поступки и коварные решения приводят человека, мягко скажем, в никуда.
Несмотря на то, что роман короче предыдущих произведений в той же «весовой категории», он под завязку наполнен самыми разными событиями и, будем честными, не отпускает ни на минуту. Единственная проблема, с которой я столкнулся, — это то, что благодаря «Рисункам Виктора Кармазова» наперёд знал, к чему всё придёт. Не знай я этого, возможно, мог бы счесть «Тайну…» достаточно непредсказуемым романом. Впрочем, точно сказать не берусь, ведь всё-таки сюжет я знал до начала чтения текста. Зато в очередной раз убедился: ни в коем случае не перечитывайте книги, что уже читали! Такого же восторга испытать не удастся. Как итог, скажу, что в целом читать было действительно интересно, даже несмотря на указанные выше «ворчания».
olpo70, 15 мая 2016 г.
Закончил читать роман и немного «завис»,как говорит молодежь.Сразу скажу что роман мне очень понравился и прочитал его я на одном дыхании.Практически за один вечер.И вот пытаюсь определиться.Что я прочитал?
С одной стороны это роман о жизни подростков в маленьком провинциальном городке.Я сам вырос практически в таком же.Правда здесь описывается 1977 год,мне 17 лет было в 1987 году.Но практически каждого из персонажей я узнал,узнал в тех людях которые окружали меня в то время.В своих друзьях,знакомых и не очень.Было впечатление что вернулся в свою юность.Правда некоторые персонажи,а особенно некоторые их поступки,меня немного удивили.Или я чего-то не помню,или чего-то не знаю.А может у меня было всё немного по другому.Но автор не побоялся быть жестким.Он описал характеры героев и их поступки без преукрашивания.Правда-противная, жестокая,грязная,но настоящая.И не стоит автору ставить минусы за это.Минусы надо ставить нам,за то что мы так живем,за то что пускаем эту грязь в нашу жизнь и закрываем глаза,предпочитая молчать.
С другой стороны это мистическая история.История с тайной которую в принципе так и не разгадали.Но к ней захотели прикоснуться все ,кто узнал о ней.И эта мистическая история проходит через весь роман таким историческим сюжетом.И эти две сюжетные линии-мистико-историческая и реальная,органично переплетаются.Сливаясь в конце в одно целое.
Но что бы я не прочитал.Я прочитал замечательную книгу.Мои наилучшие пожелания тем кто откроет её в первые.Завидую по доброму.
Тиань, 7 февраля 2015 г.
Этот небольшой по объему роман выдержан в лучших традициях советской приключенческой литературы. В нем есть все элементы увлекательного сюжета: древняя реликвия, с которой связана тайна, загадочный старик, жаждущий добраться до этой реликвии, компания молодежи, в которой страсти плещут через край, а также драки, убийства, спасения, первая любовь и первое разочарование. Книга навевает воспоминания о произведениях Анатолия Рыбакова — есть что-то неуловимо общее даже не по стилю, а по настроению.
Атмосфера тайны в произведении присутствует. И это при том, что тайны как таковой нет: что такое эта реликвия, откуда она взялась и как работает автор разъясняет читателю задолго до окончания романа, даже ближе к началу. И тем не менее, покров тайны не рассеивается. Это признак хорошего приключенческого романа, когда от читателя ничего не скрывают о вещах и явлениях, потому что главный акцент сделан на поведении героев — как они поступят, какой выбор сделают, испугаются или нет.
Герои получились очень разные, непохожие друг на друга, и, в то же время, принадлежащие конкретному времени. Автор не просто так ставит дату — 1977 год. Он и воссоздает атмосферу жизни провинциального городка второй половины восьмидесятых, с подробностями быта, нравов, настроением людей. Нравы хочется отметить особо. Если предположить, что автор воссоздавал их по личным впечатлениям, утверждения о большей моральности молодежи тех лет по сравнению с нынешней критики не выдерживает. Молодежь — она в любые времена молодежь)) И в те, далеко доперестроечные тоже.
Атмосфера провинции до перестройки составляет одну из самых привлекательных черт романа. Несмотря на волнующие, трагические события, провинциальный городок живет спокойно, слегка сонно, мысли о будущем связаны в основном с выбором подходящего парня в мужья. Особых потрясений в жизни никто не ожидает, за исключением попадания в милицию, причем возможны и серьезные попадания, ведь несколько людей погибли и виновные есть.
Отступления в век семнадцатый тоже очень к месту. Они позволяют избавиться от нудных объяснений по ходу развития сюжета. Ведь автор пишет не детектив, здесь нет цели до финальной сцены хранить тайну. Разъяснение ее читателю включением в действие параллельного потока событий в веке семнадцатом, наверное, наилучший вариант. Он позволяет выдержать баланс таинственности и экшена.
По этому роману могло бы получиться замечательное кино: полнометражный двух или трех серийный фильм. Он был бы ничем не хуже «Бронзовой птицы» или «Колье Шарлотты». Хорошая вещь, увлекательная, не глупая, живая.
Yarowind, 25 февраля 2016 г.
Первая половина повести показалась интересной, чем-то в духе Акунина времен монахини Пелагеи, особенно исторические главы — таинственные секты, патриарх Никон, старообрядцы... Но постепенно повесть стала изобиловать сексуальными сценами да еще и с лесбийским БДСМ уклоном. Зачем? Таинственно-мистическая сторона повести практически испарилась , осталась одна бытовуха 70-х годов.
sav94, 19 февраля 2015 г.
Добротный роман в духе приключенческой фантастики с элементами детектива. Хотя фантастики мало, здесь скорее мистика которая держит интерес с первых страниц и до финала( умеет Константинов завлекать читателей)
Хорошо пер атмосфера 70-х годов. Вставки из прошлого очень уместны:они сделаны так ,что у читателя формируются кусочки из которых он собирает сюжетно-идейную мозаику. Просто на отлично прописаны действующие лица, абсолютно не картонные ,настоящие и живые. И углядел очень интересную фишку:а ведь получается, что большинство героев представляет собой местный криминалитет или с ним связаны(+аморальные молодежные нравы), иными словами «ангелов» здесь нет и тем не менее одни как бы хорошие, а другие плохие.
Остается неоднозначная концовка