FantLab ru

Грег Бир «Корпус-3»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.98
Голосов:
327
Моя оценка:
-

подробнее

Корпус-3

Hull Zero Three

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Космический корабль мчится сквозь пустоту космоса. Пункт его назначения неизвестен, цель загадочна, история затеряна.

Но вот человек пробуждается. Оторванный от мечты о новом доме, новой планете и женщине, которую любил, он обнаруживает себя мокрым, обнажённым и замёрзшим почти до смерти. Тёмные залы полны монстров, но доверие к другим выжившим может оказаться гораздо большей опасностью.

Единственные вопросы, которые у него есть: Кто он? Куда они летят? Что случилось с мечтой о новой жизни? Что случилось с женщиной, которую он любил? Что случилось с Корпусом 03?

Он найдёт ответы на все вопросы. Приоткроет завесу тайны. Починит корабль. Найдёт путь домой. Если выживет.

© Перевод аннотации WiNchiK

Номинации на премии:


номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2011 // Лучший НФ-роман

номинант
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2012 // Роман

номинант
Премия Курда Лассвица / Kurd-Laßwitz-Preis, 2012 // Лучший зарубежный роман

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Корпус-3
2013 г.

Издания на иностранных языках:

Hull Zero Three
2011 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Совесть — нравственное сознание человека, выражающееся в оценке собственных и чужих поступков, на основании определенного критерия добра и зла./Словарь Брокгауза и Ефрона/

Совесть — моральное осознание того, что является добром и злом./Словарь по общественным наукам/

Совесть — это потребность человека нести ответственность за свои действия. Совесть — способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности./Википедия/

Вам какое нравится определение? Потому что это исключительно важно для прочтения этого романа, который, в сущности, является размышлением о значении Совести для Человечества, поданном в форме рассказа об одной фантастической трагедии.

Внешне — это «обычная» история о корабле-ковчеге, в который обречённые на гибель земляне вложили все свои надежды. Очередная наивная мечта о далеком рае, не выдержавшая испытания пространством и временем.

Внешне все выглядит именно так. Наш герой, которого все именуют Учителем, просыпается лишенным памяти посреди хаоса обреченного на гибель корабля/ Что-то пошло не так, и вместо обещанного триумфа Человека — упадок, бессмысленные смерти и неизвестность. Мир Корабля-ковчега, который должен быть теплым и уютным для семян жизни, которые он несет через Космос, превращается в вечную войну за существование — холод, голод, неизвестные враги, игры пространства и гравитации. Все против героя и его товарищей, даже собственная память и чувства. И невозможно определить, где правда, где ложь. кто друг, кто враг, есть ли еще цель или все бесполезно и бессмысленно.

Как может выжить Человек в таком мире? И вообще, останется ли он Человеком в том понимании, которое мы вкладываем в это слово? Вот такие вопросы поднимает небольшой роман.

Наш герой Учитель, несущий знания всего человечества, один из тех, кому суждено не просто разгадать загадки гибнущего корабля, а отыскать опору и предназначение для всех людей. Опору не материальную, а духовную. В том самом понятии Совести, с которого я начала рассказ об этом романе.

Вот, что интересно. Человечество, отправившее в полет своих детей, предстает изначально аморальным в своих целях и методах. И на самом Корабле продолжают творится ужасающие вещи. Оттого все действие в романе становится для героя поиском того элемента, черты, идеи, чувства, которые могли бы оправдать Человечество в глазах неведомых судей и самих себя. И это не Любовь. Есть в романе пугающий образ Матери, которая творит невообразимые вещи, прикрываясь Любовью — к своей родине, расе, дочерям, мужчине, профессии, вере.

Но есть неведомый, недостающий элемент, который, по мнению героя, должен все исправить . Совесть. Та, которая «нравственное сознание» и «оценка добра и зла». Та самая, неуловимая и непредсказуемая, которая будоражит и жжет, не дает спать и гонит вперед в поисках несуществующих ответов.

Вот о чем я прочитала в этом романе. Эта книга не для всех. Она для тех, кто ломает голову над нравственным выбором героев Лема и Стругацких и слушает «Иные песни» Дукая. И поэтому закончу с того, с чего начала. Еще одним определением Совести, которое мне нравится больше всего.

Совесть — нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития/Толковый словарь Даля/

Оценка: 9
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот это да! Никак не ожидала, что «Корпус-3» станет одним из сильнейших читательских впечатлений за последнее время. Я вряд ли могу причислить себя к фанатам научной фантастики, а тем более книг, рассказывающих о космосе. Ну совершенно не моя тема. К приключениям на дальних планетах, где мало внимания уделено межзвездным перелетам, я отношусь спокойно. Но вот космический корабль, затерянный в необъятных просторах вселенной – нет уж, увольте. Тем удивительней то, что мне вообще попалась эта книга.

О научной составляющей романа – обо всех этих подробностях строения космического корабля, происхождении чудовищ, его населяющих, о планетах и звездах – я рассуждать не буду. Достаточно сказать, что для человека, далекого от этой тематики и никогда не проявлявшего к ней особого интереса, текст не превращается в нагромождение непонятных терминов и заумных идей. Грег Бир выдает информацию по кусочкам, и изложено все предельно ясно. И вообще та составляющая книги, которая собственно и относится к научной фантастике, вынесена на периферию романа. Это лишь декорации для сюжетной линии главного героя – Учителя.

Читатель следует за ним с самого его первого пробуждения, и этот путь – поиск своей собственной личности, попытки разобраться в нагромождении лжи и полуправды – вот то, чем книга цепляет с самых первых страниц. Своеобразный стиль – от лица героя, который понимает не больше, а иногда даже и меньше, чем мы, подкупает и завораживает. Несмотря на откровенно фантастические злоключения, которые выпадают на долю Учителя, ни разу не возникает ощущения надуманности, фальшивости происходящего. Не говоря уже о сумасшедшей динамике повествования, которое лишь ненадолго останавливается для того, чтобы дать героям несколько мгновений для осмысления происходящего, а затем семимильными шагами несется к финалу.

И вот о финале нужно поговорить отдельно. Потому что если само произведение читается как фантастический триллер, то завершается оно в лучших традициях фантастики социальной, не скатываясь при этом в дидактизм и морализаторство. Автор закономерно сводит всю информацию, которую мы получаем в процессе чтения, к ответу на важнейшие вопросы человечества. Всегда ли цель оправдывает средства? Готовы ли мы, во имя своих «благих» намерений, уничтожать как подобных себе, так и чуждых нам существ? К каким извращенным зверствам мы можем прибегнуть, чтобы достичь заветной цели? И согласны ли мы на то, чтобы заглушить голос своей собственной совести, подавив его ложными воспоминаниями и устремлениями? Безусловно, радует тот факт, что Грег Бир на все эти вопросы отвечает отрицательно и завершает книгу на светлой ноте. Пока в человеке, как бы он ни выглядел и для чего бы ни был создан, остается его Человечность, остается и надежда на счастливое будущее, на торжество гуманизма в самом его лучшем смысле!

«Корпус-3» — замечательный роман! В высшей степени увлекательный, а главное – он напоминает о том, кто мы есть и к чему мы должны стремиться. Вывод, может, и не самый оригинальный, но иногда очень полезно посмотреть на себя в зеркало и вспомнить – что значит быть Человеком. И особенно это актуально ввиду событий, которые происходят сейчас в мире. Остается только надеяться, что есть еще люди, которые помнят о том, что совесть – это «готовность пожертвовать чем-то ради общего блага… Мечтами, планами. Личным». И тогда, возможно, наступит день, когда прекратятся конфликты и все мы будем понимать и уважать друг друга.

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Человек пробудился. Он очнулся в новой жизни, жизни, которую видел во Сне и о которой мечтал. Но реальность не оправдала его надежд, и человек окунулся в кошмар. Вокруг коридоры, трюмы и отсеки космического корабля, и корабль этот болен. Человеку помогает девочка, различные существа, которых сложно назвать людьми. За человеком охотятся опасные твари. Человека называют Учителем, но он не понимает происходящего с ним кошмара. Учителя знают ответы, однако он знает лишь вопросы. Путь человека будет труден, он увидит многое, встретит многих и поймет многое. Но сперва, надо идти вперед.

«Корпус-3» — винегрет идей и концепций, большая часть которых уже встречалась в том или ином виде. Первая половина книги вообще напоминает больше компьютерную игру. Судите сами: мы видим окружающий мир глазами безликого, почти бесчувственного и отчасти безэмоционального персонажа (любой шутер); много внимания уделено маленькой девочке (Bioshok); множество коридоров, атмосфера опасности с долей хоррора, обилие трупов (Dead space или Half life); врагов главный герой ударить толком не может, приходится прятаться и убегать (Penumbra) и т.д. Ну а так как Грег Бир — мастер визуализации, то все блуждания главного героя доверху наполнены яркими, временами сюрреалистичными картинами и читается все это дело легко и с интересом. Вторая часть книги сходства с компьютерными играми уже не имеет, перед нами добротная научная фантастика (правда имеется сходство с другими книгами на ту же тему, вспомнить хотя бы тех же «Пасынков вселенной» Р. Хайнлайна) со всеми ее плюсами (идеи космического ковчега, его внутреннего и внешнего строения, несколько интересных научных концепций, добротная интрига и интересный финал, а также ряд моральных вопросов, связанных с научным прогрессом и ролью человечества в этом мире) и минусами (картонные персонажи, временами провисающий сюжет и т.д.).

В итоге перед нами интересная, пусть и местами вторичная книга. Написано ярко и качественно, однако местные идеи, сюжет и персонажи придутся по душе далеко не всем.

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С «Пасынков Вселенной» непреложно: как большой релятивистских скоростей корабль, так все всё позабыли и всё не так.

Сквозь коридоры, каюты и родильные залы зависшего в космосе без права возврата, звездного ковчега, через разговоры, книжки, трупы, пожарища, невесомость, зубы чистильщиков и смыкающиеся переборки ведут недружную компанию лишенных пупка мутантов и клонов, девочки-малышки.

В сюрреалистичном забеге участвует новенький, не раз преданный, но обладающий совестью Учитель. Он важен для войны со Штурманской группой, если, конечно, сможет разобраться в противоречиях своей памяти... и его не спутали при рождении.

Остальное, в основном, про сложный выбор.

Грег Бир именит, премирован. Пишет про непостижимость систем управления и средства подъема боевого духа, возможно, по личному опыту. Но, увы, как литератор сойдет только в строгой НФ, для которой придуманное важнее оформления. Формален, суше Артура Кларка. Склонен к планам, маршрутам и отчетам вместо картин, баек и портретов. Его игры с архетипами (Мать, лед, обезьяны, долг) не несут и доли очарования Желязны. А доходит до разумных чудовищ и джунглей внутри звездолетов — куда ему до Макоули и Олдисса.

Хорош в другом. Инженерное: раскрутки, трансформации, река в желобе, поставки топлива, доки — очевидно, лучше консервных банок с реактором Хайнлайна, Дилэни и Рэвис. Целеполагание: существенное пополнение банка идей. Кладос, Каталог и адаптация (полная) к любым условиям отдают постгуманизмом, хотя, безусловно, позволяют «отправиться к звездам подготовленным». Идея исчезающего поколения и Грез — тоже сильно. Не то, чтоб совсем не было к чему придраться, живые носители информации при повреждении корпуса (!) радиацией не кажутся хорошей идеей, а синий шар раздражает ненатуральностью.

Издано нормально, каких-либо особенностей перевода не заметил.

На обложке «16+«. Чрезмерно высоко. По качеству от силы четверка, а возраст можно опустить до 14, если не до 12 лет. Ничего такого.

Оценка: нет
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да, концепция произведения конечно не нова. На тему космических путешествий длиной в несколько поколений написано, снято великое множество картин, да и компьютерных игр тоже хватает. Однако, я считаю, это не значит что тема исчерпана. Тема глубока и невероятно интересна, тем более что в ближайшие столетия человечеству придется решать такие задачи.

Оценивать данное произведение нужно именно в своем сегменте. Это не космоопера или эпик. События происходят в довольно ограниченном пространстве, хоть и довольно внушительного космического корабля. Кстати, сам корабль заслуживает отдельного внимания, он, если можно так сказать — один из героев романа. Представьте себе космический полет длиной в 500 лет в доселе неисследованном пространстве и далеко не самое важное что нас ждет в конце путешествия, намного важнее что может случится во время него. И Бир показывает нам свое видение такого путешествия.

Мне кажется, как и в любом произведении, многие ответы лежат между строк. Пытливый ум всегда найдет объяснение, а не будет говорить что автор что то ему не до рассказал.

«Корпус-3» — прочитал на одном дыхании. Очень атмосферное произведение, проблем с визуализацией образов и событий у меня лично не возникло.

Моя рекомендация: Высокая!

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочел «Корпус 3» Грега Беара и подумал-хорошая книга, но как ей далеко до «Пасынков Вселенной» Роберта Хайнлайна. Вроде, это и понятно, написанный через несколько десятков лет роман Беара по всякому вторичен, хотя ему нельзя отказать в некоторой оригинальности сюжета. Да и читается «Корпус» с интересом, хотя я, например, столкнулся со сложностью визуального представления прочитанного. Мне сложно было воочию представить громоздкие и сложные описания «интерьеров» гигантского космического корабля, преодолевать которые выпадает на долю главгероя и его спутников. Может быть это недостаток перевода? Хотя, навряд ли. В целом, перевод вполне адекватен и не мешает чтению. Однако, проблема «визуализации» прочитанного налицо и не могу сказать, что воображение часто меня подводило при чтении, например, тех же «Пасынков». Герои романа Беара, как мне кажется, получились несколько картонными, особенного сопереживания не вызывают. И тем не менее, роман читается с интересом и, местами, даже значительным. Написал это все и подумал,перечитаю-ка я, что бы вы думали? Естественно, гениальных «Пасынков Вселенной».

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чисто субъективно, книга мне не понравилась. Возможно тонкости перевода, хотя буду честным, даже не труд переводчика, а общий стиль повествования меня расстроил. Тема выбранная автором уже не раз раскрывалась, и ничего нового в этом романе для себя я не увидел. Подача сюжета оказалась слабой, герои не живые и не запоминающиеся.

Я почитал остальные отзывы, и вижу, люди находят эту книгу интересной. От себя рекомендовать к прочтению не буду. Может, просто не в то время ее прочитал.

Оценка: 3
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Грег Бир – знаковый автор в американской фантастике. Обладает несколькими статуэтками Хьюго и Небьюлы, специализируется в основном на твердой НФ, но не брезгует и работой в популярных вселенных – Halo, Star Wars. Женат на дочке Пола Андерсона. И вот, совершенно неожиданно, в Снах Разума, выходит один из его последних романов «Копус 3».

Это классический рассказ о Корабле поколений. Идея была предложена еще в 1920-х и активно используется с тех пор авторами фантастики. Идея строится на допущении, что быстрее скорости света путешествие в космосе не возможно, а значит единственным возможным способом колонизировать звезды, остаются огромные ковчеги, способные либо поддерживать жизнь в состоянии анабиоза или обеспечить существование нескольких поколений космонавтов. Идея великое множество раз была использована в книгах («Пасынки вселенной» Хайнлайна, «Беспосадочный полет» Олдиса) и фильмах (ВАЛЛ-И, Пандорум), но у Бира есть возражения...

История начинается с пробуждения главного героя в криогенной капсуле. На корабле темно и очень холодно, а вокруг валяются трупы. У него потеря памяти. Странная маленькая девочка (прямиком из Bioshock) спасает от холодной смерти, ведет к более теплому отсеку. И так начинается путешествие. Вскоре герой узнает, что корабль был сильно поврежден, хотя он и не знает, как и почему.

Прежде всего, «Корпус 3» выделяется стилем изложения. Общая амнезия персонажа, позволяет постепенно восстанавливать цепь событий и лучше вникнуть в усложненный сюжет. Повествование ведется от первого лица, это заставляет чувствовать, что вы тоже часть истории. Автор общается с читателем по средствам этакого сюрреалистичного потока сознания. В таком подходе и кроется недостаток. Иногда г-на Бира начинает заносить, а слова складываются в такую нечитабельную абракадабру, что и вообразить сложно. Описания и стиль становятся запутаны, рассказчика тяготит к излишнему визионерству и странной терминологии, а читателю подчас очень сложно это все визуализировать. Такое еще в «сЛожной слепоте» было, хотя некоторым это даже по душе.

Как НФ триллер в ограниченном пространстве, «Корпус 3» очень хорош. Головоломный сюжет наполнен загадками, чувство клаустрофобии, странный корабль на котором что-то не так. Тут все играет на поддержание атмосферы, очень камерной и неуютной. Бир удачно совмещает хоррор составляющую с научной фантастикой, рассказывает об устройстве корабля, наглядно показывает, как здесь выживают, открывает истинное значение различных приспособлений. Жаль, в остальном — фэнтези.

Из минусов. Ранние разделы книги напоминают сюжет фильма ужасов Кристиана Алверта «Пандорум», а можно еще и Bioshock вспомнить. Неубедительные характеры персонажей убивают на корню желание сопереживать. Окончание вышло менее захватывающим, чем я рассчитывал.

Неплохой научно-фантастический триллер, но страдающий от собственной вторичности и стилистических странностей.

Оценка: 6
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, «Корпус-3» сложно оценивать объективно. В основу интриги положен этический вопрос, к которому каждый отнесется по-своему, а значит, и впечатление о книге сложится свое, субъективное. )))

Фантастика середины ХХ века подарила нам множество имен и множество сюжетов, которые так или иначе используются и современными авторами. «Космический ковчег», пожалуй, один из них.

Но в середине ХХ века мало кто из писателей-фантастов задумывался об ограниченности ресурсов и их экономии. Слетать на Сатурн, чтобы посмотреть концерт, отправится на Меркурий ради партии в шахматы — обычная практика для их героев.

А наше общество помешано на экономии.

Интересно, сколько драгоценных ресурсов можно сэкономить, если погрузить весь экипаж «космического ковчега» в анабиоз? Отпадает необходимость отапливать и освещать весь корабль, задумываться о поддержании уровня знаний у будущих поколений, чьи, возможно, далекие потомки таки достигнут нового мира. Не нужно держать на борту земных животных, ведь их можно вырастить перед посадкой... И ведь экономить можно целыми столетиями!

Но что если что-то все же пошло не так, корабль несется сквозь космос неведомо куда, ты просыпаешься — вокруг полная неразбериха, собачий холод, лязгающие переборки в коридорах, жажда и голод, меняющаяся сила тяжести, штабеля замерзших тел...

Ты ничего не помнишь, с трудом отличаешь Сон от яви...

И тебе, чтобы выжить, придется разбираться что же все-таки произошло.

Несмотря на некоторые недостатки, вроде немного экзотического смешения жанров, мне история очень понравилась. Читается легко, быстро и живо.

Ну и... Есть над чем подумать. )))

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Корабли без капитанов

Капитан без корабля

Надо заново придумать

Некий смысл бытия

Нах...я?» ©«Агата Кристи»

Такое ощущение,что прочитал литературную адоптацию компьютерной игры.Причем довольно посредственную.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Изначально первая Штурманская Группа проложила курс к системе, которая, по данным астрономов, уже была населена разумными существами. Выполнив свою работу, штурманы умерли, но оказалось, что работа была сделана плохо.

Когда Корабль подошел к месту назначения, была создана первая Мать и ее супруги. Они готовили Корабль к тому, чтобы уничтожить и заменить обитателей системы.

Но каким-то образом Корабль отклонился от курса и стал двигаться к опасной цели — нестабильной звезде.

Перво-наперво:а нафига лететь 500 лет до уже заселенной планеты?Ближе не было,или цель именно загеноцидить тамошних жителей.

Второе:штурманская группа есть,а где остальная команда,не колонисты,а именно команда.Где техники,где капитан наконец?Да и дежурную(аварийную)команду логично было бы иметь .Но логика и «Корпус 3» понятия мало совместимые).

Далее:если монстров-охотников создали на земле со вполне понятной(но Очень спорной) целью,то вот откуда появились психоделические «черно-синие»,«розовые»,«коричневые с пурпурным»,«лимонные»,«парни с гребнями»,что автор употреблял?Да и каким образом на земном корабле вдруг появился новый язык,состоящий из свиста и кряканья,на котором общаются эти непонятные мутанты...

Отдельный бонус представителям штурманской группы,которые перед смертью перенесли свои сознания в тела обезьян.Прыгать по веткам это так романтично!)

Короче очень специфично и галюциногенно — больше чем на «посредственно» не тянет(имхо,конечно).

Оценка: 5
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Скучно. Рваное повествование, имитирующее сознание человека с потерей памяти, объяснения по ходу дела. Трупы клонов, понимание, что «я не первый». Поиск смысла, блуждание по космическому кораблю, в котором творится черт знает что.

Загадки эти не цепляют, не интересно узнать, что происходит и что будет дальше.

Скучно

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга очень напоминает компьютерную игру. Какую-нибудь космическую коридорную стрелялку-бродилку. Например «Dead Space”, «Pray», или подобные, их море. Обычно, для меня сравнение литературного произведения с игрой говорит не в пользу первого. Но, не в этом случае. Роман отличный.

Сюжет довольно прост, но в то же время, в двух словах его не опишешь. Герой просыпается на космическом корабле без памяти. И чтобы выжить, как совершенно точно написано в аннотации, он должен вспомнить, как выжить. И дальше начинается его поход по кораблю. Некие монстры пытаются его убить, автоматические системы готовят смертельные ловушки. Как говориться, «налево пойдёшь, коня потеряешь, прямо пойдёшь — убит будешь». Каждый поворот коридора грозит гибелью, а оставаться на месте — верная смерть. Куда идти и зачем герой сам тольком не знает. Постепенно, он начинает вспоминать и догадываться о своём предназначении. После, герой встречает других существ, которые тоже не вполне понимают, что случилось. И сюжет становится все сложнее и интереснее. Впрочем, рассказать вкратце об этом трудно, нужно читать книгу.

Первое, что приходит на ум, роман психологически довольно сложен, хотя и интересен. Автор смог сделать так, что читатель буквально вживается в образ главного героя. И ему вместе с ним приходится заново познавать окружающую реальность — вспоминать слова, их смысл, учиться говорить и мыслить целостно. Это достаточно трудно, нужно привыкнуть к такому стилю повествования. Но это и захватывающе.

Во-вторых, книга очень атмосферная. Огромный корабль, каждый отсек и коридор подробно и ярко описаны, благодаря чему читатель видит все своими глазами. Все образно и кинематографично. Лично мне приходит на ум сравнение с романом А. Кларка «Свидание с Рамой». Гигантские, величественные и грандиозные масштабы корабля, бесконечный чёрный космос.

А с середины романа, ненавязчивый, динамичный, но довольно простой рассказ о попытках героя всего лишь выжить, превращается в сложную, порой философскую историю, с попытками обосновать и оценить моральные ценности персонажей и всего человечества в целом.

Короче, мне понравилось, хотя это довольно сложное чтение. Поставил бы и высший балл, но есть ещё и «Пасынки Вселенной» Хайлайна, которые я ещё не читал.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я всю жизнь оставляю «вкусненькое» на потом… Часто выбор падает на те книги, у которых готовятся продолжения (циклов), а значит, нужно поскорее решать, осуществлять ли покупку следующей… Но вот пришел черед «вкусненького»…захотелось себя побаловать…

Наконец-то за долгие месяцы, если не годы, я прочитал самую что ни на есть «твердую» фантастику… Не то, чтобы в большой домашней библиотеке нет еще десятков романов этого жанра, но…

Итак… Очень далекое будущее… Далекое хотя бы потому, что из запланированных 500 световых лет корабль уже летит не менее 435… А поскольку Корабль движется со скоростью 20% от световой, то нетрудно представить время… Из отрывочных сведений цель Корабля («спасательная шлюпка») – терраформирование (возможно) и посев «семян» — высадка человекообразных существ и механизмов (строительства) инфраструктуры для последующей высадки обычнорожденных поселенцев (переселенцев)… Непонятно только, почему именно так далеко…нашли подходящую планету…да и вообще, нашли ли…

Корабль огромен (если Корабль в первой главке и являющийся местом дальнейшего повествования – это один и тот же Корабль, то 12 км. в длину, «самый дорогой объект в истории человечества»). Он представляет собой половинку сложной формы «кольца» с «приваренными» по концам и в центре веретенообразными корпусами – так приваривают розетки для держания камней к кольцам… Этих корпусов 3. События происходят сначала в Корпусе-1, затем перемещаются мимо разрушенного Корпуса-2 в Корпус-3….и… где многое становится явным, понятным и достигается вершина остроты повествования… Отсюда и название «Корпус-3» (по мне, не вполне соответствующее)…. В Корпусе-3 находится водоем Генофонда (оставшийся) и Кладос – картотека существ, механизмов и … «Снов»… из Каталогов, и основная часть родильных камер…Размеры корпусов тоже исчисляются километрами. Полукольцо «обнимает» как бы шар изо льда и космической пыли, от найденной где-то в области облака Оорта луны первоначальным диаметром 100 км., в качестве перевозимого источника воды и дейтерия (для ядерных и инициируемых ими реакций бозонных двигателей) и ремонта износившихся частей (обшивки) Корабля…

Все основные персонажи не знают (не помнят) ни цели, ни своих функций… Они их вспоминают, как и человеческие слова, понятия («Что такое «жаргон». Инертный газ или стиль речи? Вроде бы второе»), как срабатывающие «переключатели», «триггеры»… В некотором смысле главный герой, не имеющий имени, вспоминает что-то из Снов… Но Сны недолговременны и вариативны, отсюда и отрывочность знаний… Ведь Кораблю вовсе нет необходимости выращивать клонов годами… Это не гибернация. Дело в том, что обычнорожденных людей на Корабле крайне мало… Я так и не понял, есть ли, было ли когда-то на Корабле, много ли обычнорожденных людей, находящихся в состоянии гибернации («спящих») ввиду такого длинного пути. Из Сна следует, что было всего лишь 300… Точно обычнорожденного человека мы встречаем только к концу романа… Вроде бы обычнорожденные являются героями и вводной главки (Он – отвечает за физподготовку и культуру, Она – главная по биологии, мечтающая о дочерях, и таких «соединившихся во Сне» пар достигших Планеты, находясь в состоянии Сна, много… или это всего лишь один из вариантов Сна из Каталога, задействованный Кораблем на случай запланированных благоприятных событий?), в которой говорится о прибытии к уже «засеянной» и готовой к поселенцам Планете… А может быть это тоже не обычнорожденные (раз уж во Сне забывают или никогда и не знали своих родителей и имена, разве что клоны тоже деторожденьеспособные, раз разбиваются на «пары»?). Роман – предыстория этой главки, а может быть вводная главка – это гипотетический результат всего лишь одного из 100 неудачно закончившихся перелетов… А так «основные персонажи» — это рождаемые Кораблем по собственной инициативе, вследствие «молитв» Девочек, распоряжений Штурманской группы или еще по какой-то причине неповторяемые и клонируемые существа… Желтый Великан говорит, что он такой один. Возможно один и Костяной Гребень (Томчин), и 2,5 метровая женщина-паук (Нелл). А вот Девочки (и Мальчики, один из которых умеющий «выпрашивать» у Корабля хлеб и воду встретился на пути главного героя), вследствие постоянной гибели, регенерируются Кораблем… Регенерируются Кораблем из неких красноватых «мешков», напоминающих детородные женские органы, и Учителя (воплощения) — сразу взрослые мужчины обычной человеческой внешности, строения и функционирования… Их предназначение и величание Учителями является знанием Девочек (которые общаются каким-то образом с Матерью — творением Корабля) и, конечно Матери, использующей их…. Кроме Девочек, Мальчиков, Женщин и Учителей «люди» не в полной мере соответствуют привычному для нас понятию… У кого огромный рост и шерсть, у кого странные головы и руки… Я уже не говорю о говорящем по-человечески биокибернетическом псе — «охотнике» Циное (как потом окажется, сконструированной для выполнения функций астронавигатора и невероятной мощи бойца-разведчицы авангарда высадки на планеты)… И еще «серебристая фигура», встречаемая главным героем – Учителем, существование которой отрицается всеми, а упоминание является табу…

Чертовски печально осознавать многочисленные смерти сотен Учителей, трупы которых Чистильщики складируют (наряду с другими трупами Мать их «исцеляет», превращая как биоматериал в Девочек и новых Учителей)… То есть Корабль «рождает» Учителя, тот пытается что-то понять, вспомнить, выполнить, передать знания и … встретиться с Матерью…но… в невероятно опасной атмосфере (чудовища, ядовитые жидкости, кислота, электричество, пожары и т.п.) быстро погибает, и Корабль создает нового клона… Учителя «человекообразны», ведут Дневники (Книги), часто находимые самими Учителями или передаваемые от погибших Учителей их вновь созданным клонам Девочками… Бывают ситуации одновременного существования нескольких Учителей разного «возраста». Под возрастом подразумевается число циклов вращения Корабля («раскрутки и замедления»). У «главного героя» их около 100, группа спасает и движется дальше с клоном с «возрастом» около 400 циклов… Естественно это вовсе не означает, что более «старый» Учитель знает больше, чем «молодой»… Все определяется наличием (нахождением) той или иной полноты Дневника и опыта… Что успевают Учителя записать в новые или продолжаемые Дневники, то и достается «в наследство» вновь создаваемым клонам…

Корабль населяют и «чудовища»… Некоторые (большинство?) из «чудовищ» Факторы (я так понял, имеются в виду «условно полезные, сознательно не убивающие создания Корабля»). Их основные типы:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Чистильщики (убирающие остатки-останки органических и неорганических существ и предметов, вроде бы не осознающие нечаянное убийство живых людей биомеханические создания с тремя головами-мордами и 6 ногами), Разведчики, Ремонтники (опасны лишь в случае, если ты стоишь на пути к ремонтируемому), Переработчики (опасны, превращают мертвую органику в жижу, пример – «зуборыл», или «зубастый угорь», который откусил …), Садовники (летающий «пончик»). Но есть и Убийцы (Охотники).… Если Чистильщики, Ремонтники и прочие видимо были заранее запрограммированы в качестве «условно полезных» (кому какое дело до нечаянного убийства того или иного количества созданных Кораблем клонов), то с Убийцами сложнее… С клешнями, зубастыми мордами барракуд-крокодилов и каких только причудливых форм нет не способных разговаривать Убийц….создаваемых «по заказу» …. Кораблем по типам из самых сокрытых частей Каталога с целью наиболее эффективного убийства …. людей …

Что произошло на Корабле неизвестно… Из записей одного из погибших Учителей в Дневнике следует его предположение, что Корабль достиг точки, где нужно было выбрать одну из двух планет (звездных систем), для чего была сформирована команда (размещенная в специальном корпусе на ледяном шаре «Штурманская Группа» из 5 человек, «выращенных из оригинальных, обычнорожденных младенцев») …

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Что-то сильно напугало Штурманскую Группу и была совершена ошибка, вроде бы в выборе пути вблизи взрыва сверхновой, от которого и повредился Корабль…… «Факторы пошли в атаку и сожгли родильные камеры и жилые отсеки в корме»… Учителя должны были «родиться» позже, перед посадкой, в одной из наиболее приспособленных к планете «модификации»… А тут досрочно стали «рождаться»… Отдельными героями произносятся предположения о аварии или войне, возможно между Кораблем и Управлением Корабля или Штурманской Группой….непонятно почему (почти до самого конца)…
. Многое разрушено, сгорело… Но Корабль продолжает полет, иногда даже с повышенной скоростью…

90% перемещений героев осуществляется… полетами в невесомости, столкновением с острыми и окровавленными кусками мебели, корпуса и плоти… в состоянии смены холода (в основном), сопровождающегося примерзанием конечностей к поверхностям с последующим кровотечением при отрыве от них ног и рук, и некоторого тепла… Бесконечные отсеки, камеры, залы, помещения, туннели, коридоры, переборки и открывающиеся и закрывающиеся (нужно успеть) перегородки, шлюзы, люки… И невероятные чудовища-убийцы! Корпуса остывают. По мнению одних, это делается, чтобы погубить гуманоидных созданий, по мнению Девочек – чтобы экономить энергию… И 5 новорожденных в секретной родильной камере – возможно новая Штурманская Группа «обычнорожденных»… Последние 20 страниц так «насыщены», напряженны знаниями, событиями и перспективами, что …нет слов и восторга их описать, не то, что тщательно обдумать…

Создатели Корабля были аморальны – высадка любой ценой… А какое решение приняли бы Вы: высадиться на уже оказывается заселенной разумными негуманоидными существами планете, уничтожив их (а как воспитать в Снах эти чувства и мысли, и что будет последствием? Или для этого и предназначены Учителя, «эксперты по культуре»?) или погибнув, или погибнуть, так и не найдя свободной, пригодной (например, в случае исчерпания топлива – ледяного шара)? Что или что такое Мать? Кто и зачем отключил энергетический щит – защиту от космических частиц и «собиратель» их для использования в починке Корабля?…Что (или кто) такое Штурманская Группа и… таинственный помощник с лучевым оружием – призрачная «серебристая фигура»?… Каковы их цели? И еще десятки вопросов интригуют, да и не на все вопросы можно ответить даже в конце…

Я бы охарактеризовал роман, как драму… Причем жестокую… Автор «просто бесчеловечен» к героям… Меня не покидало долгое время чувство печали, безысходности, жалости, страха за героев… У героев нет чувств любви (разве что воспоминание о ней) – ими движет чувство САМОСОХРАНЕНИЯ, СОВЕСТИ и поиска чего-то: знаний, мудрости, безопасности, тепла, пищи и воды…

«Если хотите узнать, откуда берется зло, просто взгляните на природу человека. Все доброе извращается, и неизбежно появляется плохое».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Что вам не нравится в действиях Корабля?»..

«Что такое совесть?»…

Читая роман, я часто не мог зрительно представить себе точные картины мест и обликов, многого не понимал….но даже и не пытался вдумываться…. Вперед влекла интрига, знание, неизвестное, тайна, Откровение…. … Хотя и не покидала мысль о кинематографичности происходящего… Повествование ведется в настоящем времени от лица условно главного героя «молодого» Учителя (Я…)… В романе много невысказанных чувств и глубочайших мыслей…

Вы будете надо мной смеяться, но первая аналогия у меня возникла в мыслях о «Волшебнике Изумрудного города». Циной – трусливый Лев (на самом деле вовсе не трусливый) или даже Тотошка; Томчин (или Ким?) – Железный Дровосек… Девочки – образ Элли (позже я понял, что Девочки совсем не Элли)… Они все вместе двигаются, перемещаются к цели, демонстрируя знания или совершая поступки (часто спорные, но, в конечном счете, вначале (а с «вложенной совестью» и до конца) ПРАВИЛЬНЫЕ, ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ), характерные для них, запрограммированные, являющиеся их навыками, знаниями, помогая друг другу в опасных ситуациях… Роман немного напомнил мне и культовый для меня роман «Пасынки Вселенной»…всего лишь несколько уступая последнему в «человечности» героев…и «сокрытостью» чувств – «Облачный атлас» Митчелла…Наверняка были и другие прочитанные, но не помню..

Браво мэтр! Блестяще! Побольше бы таких романов! Но побольше бы эмоций, высказанных чувств, мыслей, «почеловечнее», «потеплей» бы характеры…

Кстати, оценка 3,34/5 всего то 2873 читателей (10.11.2014) на goodreads (да в общем-то и невысокая оценка лаборантов) свидетельствует об … ошибочности высказанного в одном из моих отзывов мнения об адекватности оценок на goodreads и fantlab моим предпочтениям… Вот так ломаются убеждения…закономерности… 8,3…Немного не дотягивает до моей «девятки»....Мой «лучший роман» за последний год, наверное...

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не совсем типичное для Грега Бира произведение . С одной стороны достаточно сильно вторичное , о «Кораблях поколений» кто только и не писал , и в общем разобрано уже все что можно , включая и социальные проблемы и психологические , и эволюцию . Придумать что то новое очень сложно , и Биру в общем по большому счету это и не удалось .

Для научной фантастики написано как то слишком сюрреалистично и психоделично , что несколько затрудняет восприятие именно в отношении «твердой» НФ .

В некоторых моментах отсутствует внутренняя логика , а мотивации частенько шиты белыми нитками .

Тем не менее весьма добротно и качественно . А описания внутренних пространств Корабля а особенно обитающих в нем существ более чем добротно , скорее даже очень впечатляюще .

Одним словом почитать стоит , читается неплохо , язык хороший , перевод нормальный .

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если сравнивать с «Пасынками» Хайнлайна — явно слабее, учитывая когда «Пасынки» были написаны. На мой взгляд — подростковый роман, со всеми этими фэнтэзийными персонажами. От силы троечка. Бир продолжает разочаровывать.

Оценка: 3


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх