Агата Кристи «Десять негритят»
- Жанры/поджанры: Детектив (Классический детектив ) | Триллер
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ) | Мировой океан, моря (Остров вдалеке от континентов и цивилизации ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Небольшой Негритянский остров, отрезанный от материка. Большой современный особняк. Группа незнакомых между собой людей, которые под разными предлогами приглашены на остров и отрезаны от цивилизации. Старая детская считалка, описывающая смерть десяти негритят...
Гости острова начинают погибать один за одним, и убийство каждого из них в точности соответствует описанию смерти негритенка из детской считалочки. Люди на острове понимают, что убийца находится среди них, а помощи ждать неоткуда...
Невероятно напряженный роман от королевы детективов Агаты Кристи, ставший, очевидно, одним из прародителей всех современных психологических триллеров.
Сама леди Агата считала этот роман своей лучшей книгой.
Роман Агаты Кристи «Десять негритят», который она сама считала своим лучшим произведением, очень мало где издается под своим оригинальным названием. В основном книгу называют «И никого не стало» – по последней фразе из знаменитой считалочки:
«Последний негритенок поглядел устало,
Он пошел повесился, и никого не стало».
Зачинателями этой традиции стали американцы – они не смогли опубликовать роман под таким названием из соображений политкорректности, а название «Десять афроамериканцев» как-то не звучало. Негритят по всему тексту, в том числе и в считалочке, заменили на маленьких индейцев. А в некоторых странах в считалочке стали умирать маленькие солдатики и даже маленькие морячки — во Франции есть аналогичная по смыслу считалочка, где один за другим гибнут матросы.
Под названием «And Then There Were None» книга впервые вышла на территории США в январе 1940 года. В период между 1964 и 1986 годами роман также издавался под названием «Ten Little Indians» («Десять маленьких индейцев»).
----------
Под названием «Загадка острова Негра» печатался в газете «Сегодня Вечером» (Рига) с 23 апреля по 5 июня 1940 года.
----------
В 1943 году была поставлена пьеса «Потом не стало никого».
Входит в:
— журнал «The Saturday Evening Post, Vol. 211, No. 47 (May 20, 1939)», 1939 г.
— журнал «The Saturday Evening Post, Vol. 211, No. 48 (May 27, 1939)», 1939 г.
— журнал «The Saturday Evening Post, Vol. 211, No. 49 (June 3, 1939)», 1939 г.
— журнал «The Saturday Evening Post, Vol. 211, No. 50 (June 10, 1939)», 1939 г.
— журнал «The Saturday Evening Post, Vol. 211, No. 51 (June 17, 1939)», 1939 г.
— журнал «The Saturday Evening Post, Vol. 211, No. 52 (June 24, 1939)», 1939 г.
— журнал «The Saturday Evening Post, Vol. 212, No. 1 (July 1, 1939)», 1939 г.
— антологию «Дорогами приключений. Выпуск 1», 1989 г.
— антологию «Десять негритят. Мировой детектив. Выпуск 6», 1995 г.
Награды и премии:
лауреат |
Топ 100 детективных романов всех времён / The Top 100 Crime Novels of All Time, 1990 // Топ 100 детективных романов всех времён по версии Британской ассоциации писателей детективов (CWA). (19 место) | |
лауреат |
Топ 100 детективных романов всех времён / The Top 100 Crime Novels of All Time, 1995 // Топ 100 детективных романов всех времён по версии Американских писателей детективов (MWA). (10 место) |
Экранизации:
— «И не осталось никого» / «And Then There Were None» 1945, США, реж: Рене Клер
— «Десять негритят» / «Ten Little Niggers» 1949, Великобритания, реж: Kevin Sheldon
— «Десять негритят» / «Ten Little Indians» 1959, США, реж: Пол Богарт, Филип Ф. Фальконе, Leo Farrenkopf, ...
— «Мистерия» / «Gumnaam» 1965, Индия, реж: Раджа Навате
— «Десять негритят» / «Ten Little Indians» 1965, Великобритания, реж: Джордж Поллок
— «Десять негритят» / «Ein Unbekannter rechnet ab» 1974, Италия, Германия (ФРГ), Франция, Испания, Великобритания, реж: Питер Коллинсон
— «Десять негритят» 1987, СССР, реж: Станислав Говорухин
— «Десять негритят» / «Ten Little Indians» 1989, Великобритания, реж: Алан Биркиншоу
— «Подозрения» / «Suspicions» 1995, США, реж: Michael Sperrazza
— «И никого не стало» / «And Then There Were None» 2015, Великобритания, реж: Basi Akpabio, Ребекка Кин, Крэйг Вивейрос
- /языки:
- русский (56), английский (74), немецкий (30), испанский (30), французский (28), португальский (24), итальянский (25), греческий (11), шведский (15), датский (6), голландский (20), финский (14), норвежский (11), латышский (2), литовский (3), чешский (7), эстонский (3), украинский (5), польский (11), словацкий (3), словенский (2), болгарский (8), венгерский (11), сербский (5), хорватский (3), армянский (2), грузинский (2), узбекский (1), иврит (4), арабский (14), тайский (11), персидский (10), вьетнамский (5), китайский (11), корейский (5), японский (7), азербайджанский (2), румынский (7), хинди (1), бенгальский (3), турецкий (10), монгольский (1), македонский (1), каталанский (6), исландский (2), албанский (1), индонезийский (4), сингальский (2), тамильский (1), малаялам (1), гуджарати (1), гренландский (1), галисийский (1), боснийский (1), бретонский (2), западнофризский (1), баскский (2)
- /тип:
- книги (521), периодика (7), аудиокниги (2)
- /перевод:
- Дунта (2), М.М. (1), И. Алвеш (4), М. Альфон (1), Х. Аоки (2), М. Ару (3), А. Асававет (1), Б. Афрасиаби (2), Ц. Ахонг (1), Г.-И. Бабасакис (1), Д. Баруксис (1), Г. Берадзе (2), Л. Беспалова (28), О. Биге (2), В. Бостьянчич-Турк (1), Р. Бугарский (1), Л. Буцевичене (1), Л. Валландро (12), Л. Ванйонг (2), Х. Вархо (13), Л. Вечей (1), C. Вирасингх (2), Д. Вэй (1), У. Гайль (13), Е. Гарсия (1), С. Геродиму (1), Б. Д. Фраттина (23), Т. Давидова (4), С. Дейтмер (10), Х. Джиндаанан (1), М. Джурич (1), Д. Дрейка (2), Н. Екимова (20), П. И. Либе (4), Ч. Ин (1), Л. Иоанну (1), В. Иттихирунвонг (1), О. Йоренс (30), С. Кайсери (2), Т. Канджанасупак (1), Я. Канкаанпаа (1), Л. Канчанасуфат (2), М. Каса (1), А. Креснин (1), Д. Крижман (1), Сийдьярто Л. (10), И. Леванон (1), М. Лжичка (1), Г.Х. Ли (2), В. Лили (3), Х. Люнгмарк (1), Р. М. де Оливейру (6), Л. Маллинг (10), М. Марета (4), Н. Милев (1), Д. Мистраки (6), Х. Мумтаз (1), В. Мучи (1), Х. Мёллер (1), С. Никоненко (1), Б. Нильсен (2), О. Ничифорович-Бабац (1), И. Новак (6), Ж. Озтекин (1), Л. Паярскене (1), Л. Постиф (11), П. Рат (1), О. Рахат (2), А. Реманн (7), Х. Самией (3), Э. Саргсян (1), В. Селина (1), С. Симидзу (5), З. Славянова (4), А. Смилянич (1), М. Стихович (1), Г. Суверен (3), C. Сулейман (1), Ж. Сюмэй (2), С. Тамбурашев (2), Т. Тамер (1), Э. Термениус (14), Х. Тешабаев (1), В. Тирдатов (1), А. Тодерика (1), Н. Уманец (1), Т. Уяр (1), И. Фахми (2), В. Ха (2), Н. Хаецкая (2), В. Хазин (3), М. Хайран (1), М. Христова (1), Н. Ципранич (1), А. Чабрайя (1), Р. Чшонстовский (11), Ф. Шаян (1), К. Шринивас (1), Б. Эрол (1), К. Юскова (3), А. Языджоглу (2), Ся Янь (2), Ж. де Шерже (17), Б. де Карвалью (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
SNG, 25 сентября 2011 г.
Многие говорят, что «Десять негритят» — это лучший детектив Агаты Кристи и один из лучших детективов за всю историю. Я соглашусь с этим лишь частично. «Десять негритят» — это лучший роман Агаты Кристи и один из лучших романов за всю историю. Но он никак не может быть лучшим детективом королевы детективов, потому что он вовсе не детектив.
Знаю, многие готовы будут предать меня анафеме за эти слова, но посудите сами: тягучая, мрачная атмосфера, глубокий психологизм, отлично прописанные портреты персонажей, отсутствие традиционного раскрытия преступления героем-детективом — это совершенно несвойственные детективу признаки. Детективное расследование вообще играет в этой книге третьестепенное значение, автор концентрируется в первую очередь на персонажах.
Поэтому можно заключить, что «Десять негритят» — это невероятно напряженный и мастерски написанный психологический триллер. Возможно, благодаря этому роману мы знаем жанр триллера таким, как он есть.
И, наверное, только в триллере можно было осуществить то самое идеальное убийство, потому что любой детектив предполагает, что преступник допустил мелкие оплошности, по которым его и вычисляют. Тут же раскрытие убийцы не предполагается. Логика, внимательность, умение анализировать — отбросьте их, они не помогут вам. Не с этой книгой.
«И никого не стало».
lord_lex, 9 августа 2011 г.
Один из самых кровавых детективов Агаты Кристи. Обычно классические детективы писались по одной простой формуле: некая предыстория, убийство, расследование, разоблачение убийцы. Но виртуозный ум королевы детектива обошёл эту догму, и писательница создала блестящий роман.
Как и всегда у Кристи — характеры героев выписаны мастерски. Проходит некоторое время после прочтения, забываются имена и сложные для нашего уха английские фамилии, но образы, образы-то персонажей остаются. Так и в этом случае. Уже прошло больше года как я прочёл этот детектив, а Веру Клейторн помню до сих пор, наверное, она самый яркий герой, хотя другие не сильно отстают в пёстрости. Отчаянный гонщик, уравновешенный судья, мягкохарактерная прислуга...
Концепция идеального убийства настолько хорошо продумана и реализована, что, думаю, писательница съела не один мешок яблок, плескаясь в ванной. Догадаться кто убийца практически невозможно, это бы выходило за рамки возможностей человека. Если в детективах о Пуаро, например, можно до вердикта догадаться кто же на самом деле соврал (у меня даже пару раз получалось), то здесь я был практически бессилен. Но когда дочитываешь последнюю страницу — это не передать...
Пару слов хотелось бы замолвить о считалочке. Очень остроумный ход, очень. Люди наконец-то поняли, что их убивали и продолжают убивать по жестокому сценарию, но паника и инстинкт самосохранения затуманил их разум, что играет на руку расчётливому убийце. Вообще, очень жутко. Трудно представить, как бы повёл себя ты в такой сложной ситуации.
Кристи подарила миру один из самых величайших детективов в истории. Он был, есть и будет оставаться моим самым любимым, потому что логика против него бессильна.
2480, 26 декабря 2011 г.
Попалась книга «Десять негритят» в отделе иностранной литературы на французском. Что ж, что-то надо брать на индивидуальное чтение, почему не эту книжку? Как результат всё стало побоку, мир сконцентрировался на Негритянском острове и жизни десяти человек.
Сказать, что очень интересно, это бессовестно мало. Сказать, что предсказуемо, значит сознаться в том, что не читали его. Это образец того, как надо писать, чтобы закрутить сюжет. Наверное, для начинающих писателей это настольная книга, как надо писать.
Герои, несмотря на такое их количество, ярко индивидуальны и их не путаешь. У каждого свой скелет в шкафу — у кого из нас их нет? Герои нам становятся ближе. А когда события только разворачиваются, волнуешься с ними. Атмосфера великолепна — напряжённость сквозит во всём. То, как герои пытаются спастись, какие версии они выдвигают, всё логично и непротиворечиво. Финал, когда остаётся их трое, это прямо Средневековье, того и гляди пляска святого Витта начнётся. Истерия на высоте и заслоняет сознание.
В книге есть два финала: один- на острове, второй- исповедь убийцы. После первого финала сумятица в мыслях достигает предела, а после второго понимаешь, как же всё красиво и стройно закручено. Высший пилотаж дать имя убийцы в последней строчке эпилога.
Очень красиво построенная книга, логичная и иррациональная разом (логичная- когда узнаёшь второй финал, иррациональная до этого). Читается очень быстро, без перерывов (читатели забывают о том, что существует мир вокруг).
Читается настолько упоительно, что за один вечер проглатываешь почти 100 страниц иноязычного текста. Правда, утром наблюдается некоторая заторможенность, но это пустяки, ведь стало известно имя убийцы!
i_am_misha1991, 20 мая 2020 г.
Это одно из тех произведений, которое никогда не устареет, Литература на все времена, именно с большой буквы.
Агата Кристи — женщина незаурядного таланта. Не зря ее называют королевой детектива. И именно это роман во всей красе раскрывает мастерство Автора. Лучший ли это роман в ее творчестве? Не уверен, но он явно один из. А вот для знакомства с Автором вполне подходит в силу своей внецикличности.
Нет смысла пересказывать сюжет, Автор сделает это гораздо более мастерски, чем я =) Но хочу отметить, что то, как Агата Кристи всего несколькими штрихами создает настолько объемные и правдоподобные образы, заслуживает отдельных похвал! Интрига и сюжет как всегда на высоте. Признаюсь, я не догадался про личность убийцы, хотя имелось множество подсказок: и считалочка, и то, с кем персонажи говорили и про что договаривались, и сами личности гостей острова... Их вполне достаточно, чтобы самому догадаться о личности убийцы. Но в этом-то и состоит мастерство Автора — при всех этих многочисленных подсказках читатель в основном все ровно смотрит в совершенно иную сторону (во всяком случае — я).
Так что рекомендация очень высокая. Жемчужина детективного жанра.
Адажио, 27 июня 2018 г.
Я не люблю читать Агату Кристи, потому что... Она — мой детективный эталон! Лучше ее историй мне не встречалось загадок. Почти все я предугадываю по крайней мере в первой трети книги, а иногда и в четверти, и потом просто дочитываю — подтверждаю свои догадки и даю автору шанс высказаться.
Что в прошлый раз (в «Убийство в Восточном экспрессе»), что сейчас — я до последних страниц хлопала глазами и думаю: «Где же этот дворецкий, который всех убил?»
Сюжет «Десяти негритят» знаком многим по советскому фильму. Я фильм не помню, это м̶е̶н̶я̶ ̶и̶ ̶п̶о̶г̶у̶б̶и̶л̶о̶ не давало спать всю ночь. На угрюмом Негритянском острове один богач построил особняк, а второй его взял в аренду. Туда он пригласин на редкость разношерстную публику: мажора, доктора, судью, старую деву, училку, всего двух слуг, бывших военных. В комнате каждого гостя обнаружился лист с детской песенкой о том, как «десять негритят отправились обедать, их осталось девять» и так до тех пор, пока «и никого не стало». По странному стечению обстоятельств, с каждой смертью в столовой уменьшалось по одной статуэтке-негритенку, служившими оформлением. Всем гостям был зачитан приговор на грамофонной записи, но всерьез они его не восприняли, хотя голос знал, о чем он говорит, и собрали этих десятерых на острове не случайно.
Измучилась от зуда любопытсва! Каких только версий у меня не было! И убийца среди гостей! И он ловко скрывается! И вообще действует организованная банда! Но почти никак не ожидала Такого финала!
Теперь мне этак книга дорога не только сакральным знанием, что я читала оригинал, а не только смотрела фильм, и даже не только замечательно проведенным временем. Мне понравился посыл наказуемости даже в тех случаях, когда официально никаких обвинений предъявить нельзя. Закан совести что ли. Не очень понравилось, что перстом карающим назначил себя человек, такой же смертный, как и «обвиняемые», но! Он один заступился за невинно пострадавших по чужому действию или преступному бездействию. И то, что не хватило улик, внимательности со стороны полиции или просто ума следователям, чтобы соединить ниточки в поиске действительно виновных — чести Закону не делает.
Закостенелым бюрократам такое читать нельзя. Их непривычные думать и чувствовать самостоятельно мозги не выдержат, закипят, взбунтуются. Для остальных — это хороший пример, что «Бог не Микишка, у него своя книжка» и вести себя нужно прилично и достойно. В любой ситуации, с любым человеком. Для желающих писать свои собственные детективы — экзамен на знание творчества Агаты Кристи обязателен!
Wolf94, 13 мая 2020 г.
Леди и джентльмены! Прошу тишины! Вам предъявляются следующие обвинения...
Не знаете с чего начать у Кристи? Боитесь браться за серию Пуаро, а тем более мисс Марпл? Тогда милости просим на Негритянский остров!
8 августа восемь абсолютно незнакомых друг с другом людей из разных слоёв общества приезжают на остров по приглашению мистера и миссис А. Н. Оуэн (Алрик Норман Оуэн и Анна Нэнси Оуэн). Оуэнов на острове нет, гостей встречает супружеская пара слуг. В гостиной стоит поднос с десятью фарфоровыми негритятами, а в комнате у каждого из гостей висит детская считалка.
Когда все обедали, Роджерс поставил пластинку «Лебединая песнь», и вместо музыки слышат голос, который предъявляет им обвинения в совершённых убийствах. Гости мгновенно начинают все отрицать, и требуют от дворецкого информации, кто этот А.Н. Оуэн, но тут считалка начинает действовать.
Шикарный детектив, который в первый раз произвел такое впечатление, что я еще долго пыталась осознать прочитанное.
Спокойной ночи, господа. Хотелось бы завтра встретиться в том же составе.
Konbook, 20 сентября 2019 г.
..Последний негритенок поглядел устало,
Он пошел повесился, и никого не стало...
Бессмысленно, что либо говорить... Какие здесь нужны слова?
Всего лишь четыре слова: Агата Кристи и «Десять негритят», и все становится понятно.
Какие могут быть рецензии, когда речь идет о горячо любимой мною (и миллионами читателей) «Королеве детектива» (будем честны: лучше Агаты Кристи не писал детективы никто, даже уважаемый мною Конан Дойл) и самом известном ее детище — классическом детективном шедевре, в не просто популярном «романе тайн», но и настоящем психологическом триллере?
Десять людей не связанных между собою, замкнутое пространство и невидимая рука убийцы, неумолимая, твердая, жестокая и беспощадная, взявшаяся казнить тех, кто считает себя вполне законопослушными гражданами... Кто убийца? Кто следующий? Какой способ убийства изберет изощренный убийца? Жребий брошен, роли распределены... И помочь может лишь обыкновенная считалка — простая детская считалка... Но сумеют ли негритята догадаться, какая судьба им уготована, до того, как следующая строчка песенки будет приведена убийцей в действие?..
Блестящий, неоднократно перечитываемый детектив, заставляющий при прочтении слышать шум прибоя, шепот молитв, бой настенных часов, звуки бури и ощущать страх тех, кто обречен...
... А лодка так и не показалась на горизонте...
P.S. Читать только в переводе Ларисы Георгиевны Беспаловой!
Интересный факт: в первоначальной версии романа фигурировало 8 человек; в расширенной — двенадцать, но в итоге леди Агата отказалась от двух персонажей — безымянного капитана и миссис Уайнъярд. Также писательница рассматривала версию «стороннего наблюдателя».
Old_Gonsalez, 7 ноября 2022 г.
У королевы детектива получилось написать лучший камерный триллер всех времен и народов. Здесь нет победителей и проигравших — все герои получили по заслугам. Здесь нет протагонистов и антагонистов — все герои одинаково мерзки. Здесь нет пространных рассуждений и велеречивых диалогов — но роман читается на одном дыхании, а образы заставляют застыть и задуматься. Здесь нет жутких кровавых сцен и непристойного поведения — и все равно это жутчайший триллер, который даст фору любому современному грайндкору.
Напомню о сюжете — 10 человек, разных профессий, социальных слоев и характеров приглашаются на веселый тусняк на остров. И выясняется что у них у всех рыльце в пушку, на острове они одни, и к тому же их постепенно начинает кто-то убивать...
Читается роман на одном дыхании, причем, он обладает редким для детектива свойством речитабельности: вроде бы все — тайны раскрыты, загадки разгаданы, а спустя какое-то время еще раз хочется погрузиться в непередаваемую атмосферу убийств на Негритянском острове.
Браво!
P.S. А все-таки неужели никак нельзя было вплавь на каком-нибудь старинном дубовом столе?
Cerber66608, 19 ноября 2020 г.
Знакомство с автором вышло более чем удачным. Детектив читается очень легко, интрига сохраняется до самого конца. Персонажи колоритные, все со своей историей и узнать кто же из них умрет следующим было очень интересно, а разгадать тайну убийцы еще интереснее. Признаться честно, сам я разгадать эту тайну не смог, все намеки автора уводили меня в сторону другого человека, который прекрасно подходил для этой роли и в один момент даже он сам поверил в нее и подыграл.
Пожалуй, меня можно отнести к той немногочисленной и счастливой категории людей, которые до прочтения одного из самых известных литературных произведений не словили никаких спойлеров. Я не знал кто убийца, даже советскую экранизацию не смотрел. Знал только, что первая жертва поперхнулась, но это даже в синопсисе есть. Безусловно, так читать интереснее, в детективе должна быть тайна.
invikto, 19 ноября 2017 г.
Странно, но я умудрился не только не прочитать этот роман, но и не посмотреть ни одной экранизации. Я даже сумел избежать спойлеров. И очень рад этому.
Сюжет произведения шикарен! Загадка странных убийств на острове завораживает и заставляет найти логическую разгадку. Но этого сделать не получается. Вначале начинаешь подозревать одного, потом другого. А когда узнаёшь, что на самом деле творилось на острове — просто разводить руками от неожиданной развязки.
Загадка хороша, но больше всего мне понравилась атмосфера повествования. Мистика происходящего пугает и заставляет ужаснуться. Но это вначале: после знакомства с героями понимаешь, что они заслужили своей доли.
Характеры персонажей очень разные. Поэтому и вести себя они начинают по разному. Наблюдая за этим задумывается, что бы сделал я на их месте. И эти размышления позволяют ещё больше погрузиться в роман.
Мне понравилось, что нашлись «негритята», которые сумели понять ужас своих преступлений и раскаяться.
Произведение отличное, читается в один присест.
usachevaanna, 24 декабря 2017 г.
И никого не стало...
Как только я прикоснулась к первым страницам этого захватывающего детектива, я поняла, что впереди меня ждет увлекательное путешествие. Непревзойденное мастерство Агаты Кристи показать всю изнанку привилегированного общества, где люди вершат самосуд и сами решают, кому выносить приговор.
Все события в книге были связанны единой нитью и менялись одно за другим, увлекая все дальше. Я так сильно была поглощена этой книгой, что прочитала ее за два дня. Оторваться было невозможно. Приятный слог автора, выразительные персонажи, закрученный сюжет – все сложилось удачно.
Но чем ближе была разгадка, тем больше я запутывалась в собственных мыслях. Отличный пример идеального преступления. Мне не удалось разоблачить убийцу. Я предполагала, что самыми очевидными персонажами на эту роль будут Вера и Ломбард, но и тут я ошиблась. В конце концов, я выдвигала предположение, что все герои просто поочередно убивали друг друга, либо кончали жизнь самоубийством, потому, что их мучили угрызения совести. Однако и тут я была не права.
Судья Уоргрейв показался мне самым здравомыслящим из всех героев. Это и была ловушка, в которую я попалась. Как правило, ведь убийца — тот, на кого даже и не думаешь. И судья таким и казался, его позиция была позицией человека со стороны – держать все в своих руках и при этом играть жертву. Эта роль далась ему на все 100! Я ни нашла ни единой зацепки в тексте (а возможно я просто невнимательно прочла, увлекаясь повествованием) которая определенно могла бы навести на мысль об убийце. Единственный факт в истории смерти судьи меня смутил: ни одному герою не было слышно выстрела. Это натолкнуло меня на мысль, что судья жив, но он мог, таким образом, просто себя обезопасить, притворившись одним из жертв. Хотя у меня были мысли, что убийца – человек, хорошо знающий закон. И пару раз я делала ставки на судью и Блора. Но слишком хитро выстроила сюжетную линию леди Кристи.
Самыми очевидными кандидатурами для меня на роль убийцы были Вера, Армстронг и Ломбард.
Вера – ее нервозное поведение частенько запутывало меня и приводило в тупик. Известно, что на грани с истерикой женщина может быть очень хладнокровной и жестокой. Если уж ради любимого человека она пошла на преступление, почему бы ей не начать вершить суд, в виду разыгравшегося безумства?
Армстронг – врач, у него была легкая возможность подсыпать яд или снотворное миссис Роджерс и Марстону. Но в других преступлениях я не видела его вины. Именно эти факты подтолкнули меня к мысли, что он действовал в сговоре с кем-то еще, для установления правосудия. Но, по-моему, слабоватый мотив, учитывая, что его руки тоже были в крови.
И, наконец, Ломбард. Один из самых хладнокровных и жестоких. Обрек 20 человек на верную смерть. Что ему мешало продумать гениальный план и более изощрено убить 9 человек? Но, как показала многоуважаемый автор, Ломбард не так умен и изобретателен. Все, на что он способен – убийство с целью самозащиты, для чего и нужен был револьвер.
Что сказать в итоге? Невероятное, захватывающее произведение, от которого порой бросает в дрожь. Необычная задумка, еще раз поражаюсь фантазии и мастерству автора. Идеальное преступление, идеальный детектив.
Каролина Мира, 17 ноября 2021 г.
Роман – это «классика жанра», один из основоположников современного триллера и психологического фильма ужасов, подразумевающий группу людей и пространство, из которого не сбежать. Участники невольно «маринуются» в страхе за свою драгоценную жизнь и в подозрении всех и вся – не нужно никаких сверхъестественных сил, все равно страшно. Все десять страшные люди…
Каждый из десяти грешников, оказавшись в клетке с себе подобными, считает себя правым. А про другого думает «Ну как так можно?» Это очень в человеческой природе – искренне считать, что в своем праве, поступая мягко говоря неверно. А устранить свою «проблему» в лице другого человека, вместо того, чтобы решать ее конструктивно, так нет человека – нет проблемы. И никому из десяти в голову не приходило, что однажды догонит Божья возмездие, карма, закон сеяния и жатвы – что угодно, что является частью мировоззрения. Виноватых там нет, все правы. И все на голубом глазу собирались жить счастливо после того, что натворили!
В отзывах на книгу или одну из экранизаций – 1987 или 2015 года часто задают вопрос: почему они не объединились, не начали держаться вместе? Но во-первых, они постоянно подозревали того, кто рядом (я верила, что это кто-то одиннадцатый, извне), а во-вторых на создание подобия коллектива способны только конструктивные личности. Тут же «Я посланница Бога!», «А я никого никуда не посылал». Деструктивные люди сами за себя, они не верят ни себе, не ближним.
Каждый из «негритят» в романе — яркая личность, даже слабохарактерный «убийца по неосторожности» Эдвард Армстронг, и каждый интересен, если бы не возомнил себя божеством или «жертвой обстоятельств». Но увы, расчеловечивая жертву (мешала, вела греховный образ жизни, все равно бы умерла, преступник и т.д), убийца расчеловечивает сам себя. У Господа Бога нет советников. Я люблю «комедии замкнутых пространств», в которых слетают маски из-за того, что «актеров» вынуждают жить по чужому сценарию. Сразу становится ясно, кто есть кто.
Экранизации смотрела две – Говорухина и от ВВС. В «нашей» понравился чисто британский колорит, демон в обличии ангела в исполнении актрисы Татьяны Друбич, то что супруги Роджерсы друг друга любят, ненавидя весь мир. В сериале ВВС впечатлил «пир во время чумы» — я и в книге ждала чего-то подобного, шикарнейший Тоби Стивенс в роли «никакого» доктора и совершенно не цепляющий Бёрн Горман в роли интересного и харизматичного Уильяма Блора.
А какая экранизация ближе вам?
Штирлиц, 8 февраля 2014 г.
Отличный триллер. Здесь нет ни одного положительного персонажа, каждый в своём роде убийца. Примечательно, что никто из «негритят» после обвинения неизвестным голосом на пластинке не признал свою вину. Каждый оправдывал себя, объяснял всё несчастным случаем, хотя и знал, что виновен.
Того, кто оказался убийцей, я как-то совсем не подозревал. Он всё продумал, но не предусмотрел одного —
Но при чтении я этого не заметил.
10 баллов из 10 за напряжённую атмосферу.
artem-sailer, 7 ноября 2021 г.
Великолепный классический детектив, писать о котором как-то даже и не с руки — настолько известен всем, что с удивлением читаешь отзывы, что кто-то догадался или не догадался по ходу чтения о том, кто этот загадочный убийца.
В то же время, даже зная, что «убийца — дворецкий», с удовольствием в очередной раз перечитал эту книгу. Не только детектив, но жесточайший триллер — благодаря искусно нагнетённой атмосфере и мастерски прописанным диалогам, в которых герои излагают свои соображение по поводу происходящего и выдвигают свои гипотезы.
Ну, и фильм, разумеется. Экранизация Станислава Говорухина, в коей советские актёры играют англичан в тысячу раз лучше, убедительнее, чем это смогли бы сделать сами англичане. Благодаря режиссёрскому мастерству, благодаря безупречному подбору актёров, благодаря системе Станиславского старой школы советского кино.
Старый, въедливый, нудный, но безупречно логичный и наблюдательный судья Уоргрейв-Зельдин, положивший жизнь на алтарь закона.
Прекрасная, романтичная и очень женственная Вера-Друбич, скрывающая за нежным и чувственным лицом жестокость хладнокровного и расчётливого убийцы.
Харизматичный и отчаянный Ломбард-Кайдановский, как и подобает настоящему джентльмену удачи из середины ХХ века, изрядно циничный, но так и напрашивается на оценку «красавчик».
Блестящий дуэт ему составляет не менее отчаянный Блор-Жарков — прожжённый полицейский следователь, испорченный правоохранительной системой Британии.
Доктор Армстронг-Ромашин — уравновешенный и здравомыслящий профессионал, готовый всегда прийти на помощь, но, как оказалось, тоже не без греха.
Чемпион по антипатиям в этой компании, безусловно, мисс Брент-Максакова — вот уж поистине дьявол во плоти, воинствующая добродетель, скрывающая за обложкой Библии свою ненависть ко всему, что выходит за догматы, вбитые ей в голову в самом раннем детстве.
Классический дворецкий в вакууме Роджерс-Золотницкий, невозмутимо и по всем правилам готовящий завтрак гостям спустя полчаса после безвременной кончины собственной жены — а как же иначе? Ведь это — моя работа, господа ведь не смогут позавтракать самостоятельно.
Генерал Макартур-Глузский — бывший бравый офицер, а ныне — просто пожилой человек с расшатанными нервами, тихо-мирно в очередной раз пережёвывающий свою вину из давнего прошлого.
Запуганная собственной тенью служанка миссис Роджерс-Терещенко, вероятно, всю жизнь прожившая под влиянием своего супруга.
И наконец, гламурный подонок Марстон-Абдулов, даже не сразу вспомнивший имена ребятишек, которых в прошлом году насмерть сбил на своём шикарном автомобиле.
Великолепная десятка героев детектива в закрытой комнате. Каждый виновен, но каждый хочет выжить. Тёплая ламповая атмосфера старой чопорной Англии. Скелеты поначалу смотрят из шкафов украдкой, укоряюще, к концу же книги устраивают на трупах неистовую дьявольскую джигу. Идеалистический роман о том, что тайное так или иначе всё равно станет явным, а за каждое преступление рано или поздно придётся ответить.
Mao_Ri, 27 апреля 2016 г.
Казалось бы, что интересного в перечитывании детективной истории, когда уже знаешь, кто убийца. Но интерес есть, уверяю. Теперь, зная виновника, я могла анализировать поведение других людей и выискивать промашки убийцы.
Итак, в доме на острове собрались десять никак не связанных на первый взгляд людей. Они самые обычные люди, и дом на острове самый обычный, но в первый же вечер они узнают, что каждый их них так или иначе, по своей воле или случайно виноват в смерти людей. Гости начинают подозревать что-то неладное, но начался шторм и выбраться с острова нет возможности. А тут еще начинаются смерти, повторяющие сюжет детской считалочки про негритят...
Обыскав весь остров, собравшиеся приходят к выводу — убийца кто-то из них.
И вот до самого конца гадаешь, кто же убийца, кто же заманил всех на остов, кто руководит этой постановкой? Читая в первый раз, я не угадала. Постоянно ждала какого-то намека на разгадку, какой-то оплошности со стороны убийцы. И все-равно, пока не прочитала признание, даже не думала, что все окажется вот так. Шикарно.