FantLab ru

Михаил Лермонтов «Герой нашего времени»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.64
Голосов:
941
Моя оценка:
-

подробнее

Герой нашего времени

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 124
Аннотация:

«Герой нашего времени» по праву считается первым психологическим романом в русской литературе.

В основе повествования — история жизни главного героя, Григория Печорина. Произведение состоит из пяти частей, расположенных не в хронологическом порядке, однако в этом есть своя логика. Писатель постепенно начинает погружать читателя во внутренний мир его героя, циника, прожигателя жизни, ни во что не верящего, противоречивого и неоднозначного.

При всем при этом «Герой нашего времени» — это и философское произведение, ставящее перед читателем важнейшие вопросы о смысле жизни, о роли фатума; это еще и любовный роман, увлекательный, волнующий и трагический.

Написанный в позапрошлом веке «Герой нашего времени», не теряет своей актуальности, потому что в каждом поколении есть свои герои, свои Печорины, свои «лишние люди».

Примечание:

Датируется 1837–1839 гг.

Впервые: 1) Отечественные записки. 1839. No 3. отд. III. с. 167–212. — «Бэла. (Из записок офицера о Кавказе)».

2) Отечественные записки. 1839. No 11. отд. III. с. 146–158 — «Фаталист».

3) Отечественные записки. 1840. No 2. отд. III. с. 144–154 — «Тамань».

4) Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова. ч. I и II. Спб.: в типографии Ильи Глазунова и к°, 1840.

5) Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова. ч. 1–2. 2-е изд. Спб.: в типографии Ильи Глазунова и к°, 1841.

Предисловие к роману «Герой нашего времени» Лермонтов написал в Петербурге весной 1841г. для второго издания романа.


В произведение входит:

  • Предисловие
  • Часть первая
8.56 (410)
-
8.38 (385)
-
  • Журнал Печорина
  • Предисловие
8.32 (388)
-
  • Часть вторая (Окончание журнала Печорина)
8.65 (418)
-
3 отз.
8.63 (426)
-
2 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Похожие произведения:

 

 


Полное собрание сочинений. Том III-IV
1891 г.
Герой нашего времени
1932 г.
Герой нашего времени
1932 г.
Герой нашего времени
1933 г.
Герой нашего времени
1934 г.
Избранная проза
1935 г.
Полное собрание сочинений в 5 томах. Том 5
1935 г.
Герой нашего времени
1936 г.
Герой нашего времени
1937 г.
Герой нашего времени
1938 г.
Герой нашего времени
1939 г.
Герой нашего времени
1941 г.
Герой нашего времени
1941 г.
Герой нашего времени
1943 г.
Герой нашего времени
1948 г.
Герой нашего времени
1948 г.
Герой нашего времени
1948 г.
Полное собрание сочинений. Том 4
1948 г.
Герой нашего времени
1950 г.
Герой нашего времени
1951 г.
Герой нашего времени
1953 г.
Герой нашего времени
1953 г.
Избранное
1953 г.
Полное собрание сочинений в 4 томах. Том 4
1953 г.
Герой нашего времени
1954 г.
Герой нашего времени
1955 г.
Избранные произведения
1956 г.
Герой нашего времени
1957 г.
Собрание сочинений в 6 томах. Том 6
1957 г.
Собрание сочинений. Том 4. Проза. Письма
1958 г.
Герой нашего времени
1959 г.
Избранные сочинения в 2 томах. Том 2
1959 г.
Герой нашего времени
1961 г.
Герой нашего времени
1962 г.
Собрание сочинений в 4 томах. Том 4
1962 г.
Герой нашего времени
1963 г.
Герой нашего времени
1964 г.
Герой нашего времени
1965 г.
Герой нашего времени
1966 г.
Герой нашего времени
1967 г.
Стихотворения. Герой нашего времени
1967 г.
Избранные произведения
1968 г.
Стихотворения. Герой нашего времени
1968 г.
Герой нашего времени
1969 г.
Герой нашего времени
1970 г.
Герой нашего времени
1972 г.
Герой нашего времени
1972 г.
Избранное
1972 г.
Стихотворения. Поэмы. Герой нашего времени
1972 г.
Стихотворения. Поэмы. Маскарад. Герой нашего времени
1972 г.
Герой нашего времени
1973 г.
Герой нашего времени
1974 г.
Герой нашего времени
1975 г.
Герой нашего времени. Комментарий
1975 г.
В тот чудный мир тревог и битв…
1976 г.
Герой нашего времени
1976 г.
Стихотворения. Герой нашего времени
1976 г.
Герой нашего времени
1977 г.
Герой нашего времени
1977 г.
Избранные сочинения
1977 г.
Проза
1977 г.
Герой нашего времени
1978 г.
Герой нашего времени
1978 г.
Герой нашего времени
1978 г.
Герой нашего времени
1979 г.
Избранное
1979 г.
Избранные произведения
1979 г.
Проза. Избранное
1979 г.
Герой нашего времени
1980 г.
Герой нашего времени
1980 г.
Герой нашего времени
1980 г.
Лирика. Мцыри. Герой нашего времени
1980 г.
Проза
1980 г.
Стихотворения. Герой нашего времени
1980 г.
Герой нашего времени
1981 г.
Герой нашего времени
1981 г.
Собрание сочинений в 4 томах. Том 4
1981 г.
Стихотворения. Поэмы. Маскарад. Герой нашего времени
1981 г.
Герой нашего времени
1982 г.
Герой нашего времени
1982 г.
Избранное
1982 г.
Проза. Поэмы. Лирика
1982 г.
Стихотворения. Герой нашего времени
1982 г.
Избранное
1983 г.
Избранные сочинения
1983 г.
Стихотворения. Герой нашего времени
1983 г.
Во всём дойти до совершенства
1984 г.
Герой нашего времени
1984 г.
Стихотворения. Поэмы. Маскарад. Герой нашего времени
1984 г.
Герой нашего времени
1985 г.
Избранные произведения
1985 г.
Избранные произведения
1985 г.
Проза
1985 г.
Стихотворения. Поэмы. Маскарад. Герой нашего времени
1985 г.
Избранные сочинения
1987 г.
Герой нашего времени
1988 г.
Герой нашего времени
1988 г.
Стихотворения. Поэмы. Маскарад. Герой нашего времени
1988 г.
Проза. Избранное
1989 г.
Стихотворения. Поэмы. Маскарад. Герой нашего времени
1989 г.
Герой нашего времени
1990 г.
Сочинения в двух томах. Том 2
1990 г.
Герой нашего времени. Проза
1994 г.
Наш девятнадцатый век. Том 1
1995 г.
Герой нашего времени
1995 г.
Герой нашего времени
1996 г.
Избранное
1996 г.
Стихотворения. Поэмы. Герой нашего времени
1996 г.
Герой нашего времени
1997 г.
Избранное
1998 г.
Стихотворения. Поэмы. Драмы. Проза
1999 г.
Поэзия. Драматургия. Проза
2000 г.
Герой нашего времени
2001 г.
Герой нашего времени
2001 г.
Избранное
2002 г.
Полное собрание сочинений в 10 томах. Том 6
2002 г.
Герой нашего времени
2003 г.
Лирика. Герой нашего времени
2003 г.
Ваш Лермонтов
2004 г.
Герой нашего времени
2004 г.
Герой нашего времени
2004 г.
Избранное
2004 г.
Избранное
2004 г.
Поэзия и проза
2004 г.
Герой нашего времени
2005 г.
Герой нашего времени
2006 г.
Герой нашего времени
2006 г.
Герой нашего времени
2006 г.
Герой нашего времени
2006 г.
Герой нашего времени
2006 г.
Герой нашего времени
2006 г.
Герой нашего времени. Княгиня Лиговская
2006 г.
Герой нашего времени. Стихотворения. Поэмы
2006 г.
Драматургия и проза
2006 г.
Герой нашего времени
2007 г.
Герой нашего времени
2007 г.
Герой нашего времени. Поэмы. Стихотворения
2007 г.
Демон
2007 г.
Поэзия и проза
2007 г.
Русская мелодия. Поэзия, драматургия, проза
2007 г.
Герой нашего времени
2008 г.
Герой нашего времени
2008 г.
Герой нашего времени
2008 г.
Герой нашего времени
2008 г.
Герой нашего времени. Стихотворения
2008 г.
Избранная проза
2008 г.
Михаил Лермонтов. Проза поэта
2008 г.
Поэмы. Герой нашего времени
2008 г.
Поэмы. Герой нашего времени
2008 г.
Стихотворения. Поэмы. Проза
2008 г.
Герой нашего времени
2009 г.
Герой нашего времени
2009 г.
Герой нашего времени
2009 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
2009 г.
Поэзия. Проза
2009 г.
Герой нашего времени
2010 г.
Герой нашего времени. Княгиня Лиговская
2010 г.
Евгений Онегин. Герой нашего времени. Поэмы
2010 г.
Поэмы. Герой нашего времени
2010 г.
Герой нашего времени
2011 г.
Герой нашего времени
2011 г.
Герой нашего времени
2011 г.
Герой нашего времени
2011 г.
Герой нашего времени
2011 г.
Герой нашего времени
2012 г.
Герой нашего времени
2012 г.
Герой нашего времени
2012 г.
Герой нашего времени
2012 г.
Герой нашего времени
2012 г.
Герой нашего времени
2012 г.
Герой нашего времени
2012 г.
Герой нашего времени. Повести и романы
2012 г.
Герой нашего времени
2013 г.
Герой нашего времени
2013 г.
Герой нашего времени
2013 г.
Герой нашего времени
2013 г.
Герой нашего времени
2013 г.
Малое собрание сочинений
2013 г.
Собрание сочинений
2013 г.
Герой нашего времени
2014 г.
Герой нашего времени
2014 г.
Герой нашего времени
2014 г.
Герой нашего времени
2014 г.
Герой нашего времени
2014 г.
Герой нашего времени
2014 г.
Полное собрание сочинений
2014 г.
Полное собрание сочинений. Том 4
2014 г.
Собрание сочинений. Том 4. Проза. Письма
2014 г.
Стихи. Поэма
2014 г.

2015 г.
Герой нашего времени
2015 г.
Герой нашего времени
2015 г.
Герой нашего времени
2015 г.
Герой нашего времени
2015 г.
Герой нашего времени
2015 г.
Герой нашего времени. Поэмы. Стихотворения
2015 г.
Демон
2015 г.
Княгиня Лиговская. Герой нашего времени
2015 г.
Герой нашего времени
2017 г.
Герой нашего времени
2017 г.
Герой нашего времени
2017 г.
Герой нашего времени
2017 г.
Герой нашего времени
2017 г.
Герой нашего времени
2017 г.
Евгений Онегин. Герой нашего времени
2017 г.
Герой нашего времени
2018 г.
Герой нашего времени
2018 г.
Герой нашего времени
2018 г.
Герой нашего времени
2018 г.
Герой нашего времени
2018 г.
Герой нашего времени
2018 г.
Герой нашего времени
2018 г.
Герой нашего времени
2019 г.
Герой нашего времени. Маскарад
2019 г.
Герой нашего времени. Маскарад
2019 г.
Евгений Онегин. Герой нашего времени
2019 г.

Аудиокниги:

Герой нашего времени
2005 г.
«Лишний человек» в русской литературе XIX в.
2007 г.
Михаил Лермонтов в исполнении мастеров художественного слова (аудиокнига MP3)
2009 г.
Русская классика. Лучшее
2010 г.
Русская классика. Лучшее
2011 г.

Издания на иностранных языках:

Кроткая
1989 г.
Зарубіжна література. Хрестоматія
2011 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Герой нашего времени» до сих пор не потерял своей актуальности. Каждое новое поколение выдвигает своих героев, формирует свои идеалы.

В образе Печорина М.Лермонтов воплотил типичные черты, присущие молодому поколению того времени. По словам самого автора «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном развитии».

Печорин- персонаж романтический, в его нраве мы видим глубокое одиночество и отрешенность. Но, тем не менее, он — натура глубоко одаренная, он рвется к действию, постоянно чувствуя необходимость найти сферу приложения своим силам. Одна из основных черт его характера — внутренний конфликт души и разума. М.Лермонтов в образе Печорина говорит, что подобные люди в большей степени жертвы общественного строя.

Главный герой искренне не желает причинять боль и страдание. Но получается так, что беду он приносит людям, которые его искренне любят.

В связи с этим хотелось бы поговорить о самом трогательном образе романа — Бэле. Девушка с открытой и нежной душой, выросшая в единстве с окружающей природой. Она горда, как истинная дочь гор. Но даже любовь этой девушки не смогла растопить лед в душе Печорина.

Постичь глубину натуры Григория смогла только Вера, но она замужем и их отношения невозможны.

Была ещё одна девушка, в судьбе которой герой оставил глубокий след. Княжна Мери. Её душе свойственны благородные, человеческие мотивы, она обладает быстрым умом. Даже безответная любовь к Печорину не убивает в её сердце радость и сострадание.

Замечательный персонаж романа – Максим Максимыч. Эта чуткая, внимательная натура долго хранит в сердце отцовскую любовь и уважение к Григорию не смотря на глубокую обиду во время их последней встречи. Люди подобные Максиму Максимычу на многое способны ради дружбы, они освещают и согревают окружающих своим душевным теплом.

Все образы этого текста необычайно лиричны, ведь М.Ю.Лермонтов пишет первый психологический роман в русской литературе и соответственно в этом тексте особый хронотоп: пространство и время расположены не в линейном порядке, автор меняет порядок изложения событий, позволяя увидеть героя, как с точки зрения самого персонажа, так и с точки зрения автора. Не случайно искать себя Григорий отправляется нам Кавказ. Ведь именно Кавказ в русской литературе связан с буйством чувств, свободой и страстью. Автор рисует своему читателю чудесные пейзажи, которые добавляют особый колорит стилю произведения.

Вообще, роман, прежде всего о мире и обществе. Один из главных вопросов: почему люди столь одиноки и несчастны. Судьба каждого человека наполнена и трагедией и радостями, но полного счастья не получает никто. Это закон жизни.

Особая завораживающая сила этого произведения в правде жизни, проникновении в человеческую душу и в великолепном слоге.

Оценка: 10
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

У некоторых еще со школы засел в голове стереотип о том, что Печорин — не самый положительный персонаж, «лишний» человек, совершающий кучу поступков, которые вредят другим, и всё в таком духе.

Какое счастье, что есть люди, не подверженные подобным домыслам. Ведь именно с ними можно восторжено раз за разом обсуждать данную книгу.

Для меня Печорин — сильная личность, которой я очень симпатизирую. И мысли короторого мне часто близки.

И это не он плохой, а мир, окружающий его. Разве он виноват в том, что общество вокруг слишком примитивно, слишком поддается влиянию, слишком поверхностно и не очень умно?

Ведь Печорин знает людей, как облупленных. Знает, что будет чувствовать Бэла, княжна Мэри, Грушницкий... предугадывает все их действиях. И потому неудивительно, что ему скучно. И так же неудивительно, что он пытается разнообразить свою жизнь хоть как-то. Любому было бы скучно в мире, где для тебя уже по сути не осталось ничего нового.

Возможно, будь общество примерно равно Печорину по интеллекту, он бы не смотрел на него свысока, не был бы порой столь циничен, относился бы добрее к миру. А так ему больше ничего и не остается.

Ну и конечно, всего «Героя» можно растащить на цитаты. Я частенько перечитываю эту книгу и каждый раз нахожу какую-то новую, поразительно точную мысль, над которой раньше не задумывалась. «Герой» — гениальное произведение, вне сомнений.

Оценка: 10
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Нет в мире силы сильнее времени.

И нет более объективного показателя меры «гениальности, талантливости, посредственности итд» художественного произведения как его способности подтверждать свой класс из поколения в поколения из века в век.

Много ли Вы знаете произведений которые через 170 лет без всякой скидки на возраст, при совершенно невероятной конкуренции со стороны миллионов появившихся (и использующие огромный опыт человечества) новых произведений подтверждает свой уровень раз за разом.

Сейчас в мире столько всего замечательного достойного того что бы с этим познакомится, что на все уже у человека не хватит жизни. Причем за бортом оказываются даже не просто хорошее и интересное а уже просто замечательные вещи.

Я уверен, что Герой нашего времени по прежнему то, что надо обязательно прочитать. И не для общего культурного развития ( а такое чтение тоже необходимо) а просто потому даже сейчас в 21 веке это просто очень интересное и очень сильное чтение.

В свое время я пытался себе представить, что из себя должен представлять Лермонтов как личность, что бы тогда написать ТАКОЕ. Мне даже жутко становится от чувствования насколько этот человек опередил свой век. Как ему там было одиноко и тошно. Я думаю что его дуэль это была подсознательный поиск смерти т.к. жизнь была непрекращающейся мукой. Если здесь есть верущие люди, когда будете в церкви помолитесь за Михаил Юрьевича.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Боюсь, по горячим следам хороший отзыв «Герою нашего времени» написать сложно. Но попробую.

Первое, на что стоит обратить внимание — язык романа. Он лёгок, изящен, но без вычурности и манерности. Это тот язык, который хочешь слышать вокруг и которым хочешь выражать свои мысли.

Второе — центральный персонаж, противоречивый Печорин. Попытки при анализе загнать его в рамки, определить в нём положительного или отрицательного героя, доброго или злого, кажутся бесперспективными. Произведение, прежде всего, психологическое, то есть раскрывает внутренний мир героя. И следует помнить, что перед читателем не выдающаяся историческая личность, располагающая неординарными талантами и душевными качествами, а дворянин-офицер, коих на просторах бескрайней Российской империи было множество. И надо понимать, что идеальных людей в принципе не существует. Кроме того, большая часть романа — дневник Печорина, а дневникам поверяют самые сокровенные мысли и чувства. Следовательно портрет главного героя — портрет личности, пусть и незаурядной, но совершенно земной, с достоинствами и недостатками, с добродетелью и пороками. Думаю, таким же противоречивым персонажем мог оказаться Грушницкий, Максим Максимыч или Казбич, если бы автор «обнародовал» их дневники. Потому название романа кажется очень уместным. Печорин — не герой в смысле эпическом, а в герой в разрезе типичности. Таких Печориных в те времена (да и в любые другие) хватает.

Третье, не менее интересное и важное — общество. Не то чтобы описанное Лермонтовым общество офицеров, кавказцев и скучающих курортников стало каким-то откровением. Скорее наоборот. Тем не менее, царящие нравы и предрассудки, любовные сюжеты прописаны отчётливо, и потому роман не ограничивается одним лишь Печориным, он намного шире и глубже.

В итоге мы имеем небольшое, но добротное произведение, талантливо написанное, интересное и, несомненно, поучительное.

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, мне понятны чувства некоторых читателей и особенно читательниц, относящихся к Печорину с нескрываемым обожанием и чуть ли не с восторгом. Ведь Григорий Александрович вовсе не дурак, он — умён, образован, эрудирован, является знатоком человеческих душ и поступков, смел в бою, имеет приятную наружность... Я сам чуть было не начал симпатизировать Печорину при чтении его дневника...

Но всё-таки не надо забывать, что Печорин — зло. Он — отрицательный персонаж, своеобразное собрание пороков, присущих «лермонтовскому» поколению, совершающее порой свои злодеяния совершенно осознанно и наслаждающееся чужими и своими страданиями. Он сам в своём журнале сравнивает себя с вампиром. Причём, Печорину такое сравнение даже нравится!

В иных рецензиях и отзывах говорится, что бедный Печорин-де является жертвой существовавшего тогда политического строя и порядков, мешающим ему отправить свою энергию в полезное для других людей русло. А по моему, Печорин — никакая не жертва каких-то несправедливых порядков, таким он уж уродился. Это, напротив, посторонние люди являются его жертвами. А разрушает судьбы и надежды, будь-то своего приятеля Грушницкого или «дикарки» Бэлы, он только потому, что не может иначе. Он уже превратился в этакого вампира, который не может жить не причиняя страдания другим. И не надо стараться понять его или оправдать (есть у нас такая тенденция оправдывать всяких мразей и подонков, мотивируя тем, что у мразей этих было-де трудное детство, они страдали от одиночества, окружающие их обижали и т.д, и т.п.), его нужно просто уничтожить.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

О, проза, Классическая Русская Проза! Русская Классика, на удивление небольшой и монолитный свод текстов, надолго (как бы не навсегда...) определивший матрицу российской если не жизни, то уж культуры точно!

Правда за двести ( с позже вышедшими книгами 150-120 лет) условный цикл «Русская Классика» так прилежно изучали, преподавали и «проходили», что читать, воспринимать как просто художественную литературу, разучились начисто.

«Герой нашего времени» один из знаковых романов в культурном феномене Русской Классики.

В своем отзыве я постараюсь максимально далеко отойти и от «школьного» и от «антишкольного» понимания книги и отношения к ней.

Начну издалека, но по древу не буду растекаться.

Есть любопытный феномен (частью которого являюсь и я сам, чего уж...), это фанатские сообщества.

Люди проводят огромное количество времени, и тратят много душевных сил, разбирая, анализируя, вгоняя в систему и выискивая тонкие связи, в книгах, относящихся к беспримесно развлекательному жанру, которые сами авторы часто воспринимают намного легче, чем поклонники.

То есть тончайшие анализы психологии, мотиваций, интертекстуальных связей, культурных отсылок и тп., а в основе — натуральная космоопера с лучевыми мечами, или фэнтези про мужика с вооот такееенной секирой.

Комментарии давно уже по глубине и осмысленности превысили послуживший им основой текст (фильм), но остаются по-прежнему вторичны относительно сделанного на тяп-ляп, чтобы денег зашибить (или в порыве неотрефлесированного полета фантазии) произведения, их вдохновившего.

Теперь же представим, что «Звездные войны» как объект исчезли, а фанатские сайты остались...

Роман Лермонтова лично мне предстает таким же блестящим, тонким, исполненным психологической глубины, социологической наблюдательности и философской мысли, комментарием к подзабытой, и уже при жизни Лермонтова устаревшей эстетике классического Романтизма.

Молодой русский писатель (романтично искавший у себя шотландские корни и не менее романтично видевший своими духовными братьями кавказцев, с которыми воевал), взял Романтизм с его выспренностью, неестественным накалом страстей, фактурными (сейчас сказали бы «комиксовыми») героями, непременным их противопоставлением «мелкому«обществу.

Взял и изложил романтические сюжеты (а каждая глава «Героя» препарирует какой-либо романтический штамп) средствами психологического, реалистичного романа. В романе все — из Романтизма. И только Печорин — настоящий. А еще Печорин — честный. Рисовке он не чужд, но он же еще так молод, так что большей рисовкой было бы полное ее отсутствие. В «обдирании» внутренней жизни от всевозможных клише, которыми мы обычно себя оправдываем в своих же глазах, и себе же рассказываем истории про себя, Лермонтов достиг такой степени откровенности, какой и не все французские романисты достигали...

Печорин человек плохой, отрицательный персонаж?

Пожалуй, но теперь представьте, если бы автор написал те же самые сюжеты, но без внутренних монологов циничного манипулятора, каким Печорин вне сомнений, является?

Вышел бы даже не Вальтер Скотт (которого читал сам Печорин, и которого спасало от впадения в позерство лишь ироническое снижение пафоса), а скорее Марлинский.

Хотя, конечно, к пародии на Романтизм роман не сводим.

Иначе вышел бы Теккерей...

Для этого в «Герое» слишком заметна символическая нагрузка.

По иронии судьбы, несмотря на популярность, роман Лермонтова оставил в российской словесности не такой уж большой след.

Трезвость взгляда, переходящая в цинизм, не отменяла трагичного тона книги.

Романтизм Лермонтов деконструировал, а к «натуральной школе» не пристал.

Он написал о том, как мечется в клетке Жизни, сильная личность, столкнувшись с экзистенциальным тупиком, из которого пожалуй, что нет выхода.

Да, ходульны романтические образы вроде орла летящего в свете Луны.

Но свет табели о рангах тоже не слишком согревает.

Смешны доморощенные байрониты, нелепы в своей театральности, и много зла несут окружающим.

А земные, «нормальные», практические люди как будто лучше?

Все это было слишком страшно.

Такое сочетание оказалось не под силу ни читателю, ни писателям следующих поколений.

В Русской Классике возобладал «теплый» вариант реализма, безгранично предвзятый, и скрывающий свою предвзятость под элементами физиологического очерка.

А «Герой нашего времени» остался стоять холодной, величественной вершиной, подобно Грапианам, или Кавказским горам.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Школьная программа осталась уже очень далеко, а прочитать этот роман и вникнуть в его смысл взялась только сейчас. Все книги нам попадаются именно в какой-то определенный для нас по значимости отрезок жизни, по-крайней мере заметила для себя эту тенденцию. Вот, и прочитав это произведение, задумалась. А не узнала ли я какие-то черты главного героя в себе и не от того ли он мне так не понравился? Думаю, многие бы узнали. Ведь Печорин черствый, апатичный, эгоистичный, холодный, душевно пустой в общем-то человек. У него нет цели в жизни. Ему все скучно. Нет дружбы и любви. Вряд ли найдется много людей, которые наличие хотя бы одной из этих черт у себя будут отрицать. Но когда они присутствуют все вместе в одном герое – это очень страшно. Он именно представляет собой, как и сказано в книге — «...жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждения и гордости, без наслаждения и страха...». Но, надо отдать ему должное, сам все это признает, понимает, хладнокровно осуждает и смотрит на себя со стороны. Он, как бы разбирает по кусочкам себя и жизнь и демонстрирует читателю. Разумеется, это его не оправдывает, но все же. Не могу понять его успеха у женщин. Разве что им просто надо выйти замуж вовремя за успешного с виду кавалера и плевать на его личные качества. По сути во все времена это опять же актуальный вопрос для женщин. Лишь бы выгодная партия была. Потому что как человек он лично мне крайне неприятен. Роман же гениален. Из названия, я думаю, понятно, что Печорин олицетворяет собой именно то время, которое описывает автор. Как собирательный образ. Недостатки же эти человеческие не меняются во все времена и в наше время все так же актуальны. Сейчас вот тоже можно много вокруг таких «Печориных» найти, которые живут только для себя, пользуются людьми, играют их чувствами и ни за что не отвечают. Роман показывает людям, какими они не должны быть, ну или хотя бы стараться для этого.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасный и великолепный роман русской классики. Отдельный поклон самому Лермонтову и его таланту сумевшему написать столь монументальное и в тоже время живое произведение в 24 года — сейчас никто так не сможет и написать и выстроить сюжетную линию и создать такие образы действующих лиц. Прекрасное , с огромной буквы прекрасное произведение. И если говорить громогласно, то Лермонтовский «Герой» на несколько голов даже выше иконы Пушкина с его «Капитанской дочкой», которая на его фоне выглядит несколько блёкло.

За гений и талант однозначно надо ставить выше чем 10.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне не нравится Лермонтов. И этот роман кажется скучным. Как и «Красное и черное». Что-то мне не даются книги, в которых ГГ — расчетливый бесчувственный манипулятор. Просто меня все эти Печорины и Жюльены Сорели выбешивают своей непроходимой тупостью.

Господи, ну кто это выдумал, будто Печорин — умный и глубокий человек? Он просто пустышка, который видит в окружающих плохое, потому что не способен видеть хорошее. Не способный любить и быть нежным, он может только смеяться над чувствами других. Глубокий человек никогда не станет так поступать с людьми.

Да Лермонтов сам в предисловии указывал, что Печорин — образ отрицательный. Неужели вы думаете, что название «Герой нашего времени» стоит воспринимать буквально? Это злая насмешка автора над своим поколением, которое могло изменить судьбу России, но весь свой потенциал растратило впустую.

Похвалить произведение стоит за психологизм, исключительный для того времени, и новую форму. Хронологическая непоследовательность — это дело неслыханное для литературы позапрошлого века. Чуть ли не предтеча постмодернизма.

Ну, а так, в общем, ни уму, ни сердцу. Жалко Максима Максимыча, и все на этом.

Оценка: 3
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Печорин, наверное, интересный тип для психолога. Манипулятор, сознательно давящий в себе человеческие чувства («Еще минута, и я бы упал к ногам ее» — но не упал, подавил в себе это желание), он и сам не умеет быть счастливым, и всех вокруг себя делает несчастными. Кто из девочек не был влюблен в него в школе?) Кто из женщин захотел бы столкнуться с таким человеком на своем жизненном пути? Умный, образованный, циничный, уверенный в себе и собственной неотразимости, как шахматную партию просчитывающий план соблазнения невинной жертвы. Чего ради? Чтобы «подышать и бросить на дороге»... Брр, Боже упаси от таких людей.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В нашем тёмном 21 веке от многих можно услышать фразы, обозначающие, скажем так, негативное отношение к классике. При этом абсолютное большинство отзывается не о конкретных книгах, а о некоем жанре, к которому они, отзывающиеся то бишь, относят таких великих русских писателей, как Толстой, Чехов, Гоголь, Достоевский, Лесков и пр. Затрудняясь охарактеризовать жанр, в котором творили вышеназванные авторы, злоязыкие критики обзывают слишком толстые для них произведения собирательным словом «классика». В их устах это звучит почти что ругательством.

Я, конечно, с мнениями таких вот «литературоведов» совершенно не согласен, однако термин «классика«всё же не могу отвергнуть. Так что же всё-таки означает это пресловутое слово? Жанр? Я думаю, нет. В буквальном смысле классика — это нечто каноническое, принятое всеми. Я не филолог, на глубинные знания в литературе не претендую, так что придётся остановиться на этом.

Итак, «Герой нашего времени». Классика в самом прямом понимание этого термина. Последнее обстоятельство меня несколько смутило, однако читательский запал не пропал, а лишь чуть-чуть приостыл. Впрочем, первые же страницы, напрочь избавили меня от какого-либо предубеждения против этого романа.

Первое, что «зацепило» — описания. Лермонтов, совершенно не боясь потерять внимание читателя, искусно вплетает в роман «печатные картинки» Кавказа и народов, населяющих этот столь красочный и колоритный уголок Земли. Чувствуется, что описываемое близко автору.

Сюжет же наоборот разочаровывает. Не то чтобы он банальный, отнюдь. Просто складывается такое впечатление, что разыгрываемые сценки нужны писателю лишь для того, чтобы раскрыть нам характер Героя нашего времени, показать душу Печорина с разных ракурсов. И, надо сказать, это удалось Лермонтову просто бесподобно.

Ведь писатель создал не просто хорошо прописанный образ, а Человека. Самого настоящего Человека с огромным внутренним миром! Уже с десятой страницы романа Григорий перестал быть марионеткой в руках автора. Печорин вышел из узких рамок романа. Теперь он есть и вне книги, отдельно от сюжета. Воистину, Лермонтов сумел создать законченный и до нельзя реалистичный образ за какие-то 100 страниц. Аплодирую стоя.

К сожалению, у всего есть предел. Лермонтов создал гениальный образ Печорина, однако другие персонажи вышли какими-то неправдоподобными. Скажем так, в них не веришь. Внешность прописана замечательно, но суть, характер... Увы. Может быть, причина недостаточного раскрытия героев в стиле повествования от первого лица? Не знаю. В любом случае, создаётся впечатление, что второстепенные герои несут незавидную роль орудий автора в достижение каких-то его целей.

Пожалуй, единственным исключением является повесть «Княжна Мери». Вера, Грушницкий, Мери. Эти герои запомнятся мне надолго, равно как и связанные с ними события. Кстати, именно в этой повести самый сильный сюжет.

Подведём итог. «Герой нашего времени» — несомненно выдающееся произведение, но гениальным я бы его не назвал. Красивейший язык автора прикрывает многие недостатки книги, вскрывающиеся при повторном чтение романа. Главными из этих недостатков на мой взгляд являются не всегда одинаково интересная сюжетная линия и безликие, «мёртвые» второстепенные герои. Однако, автору можно простить почти всё за великолепный образ Печорина. Тот самый случай, когда один Огромный плюс закрывает собой несколько маленьких минусов.

P.S. Наверное, классика — это книги, выдержавшие испытание временем. Самое точное определение.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень многие восхищаются этим великим произведением Михаила Юрьевича Лермонтова. А я не спешу пока присоединиться в их ряды.

Объясню почему. Во-первых, мне не понравился язык. Сложный, наполненный неизвестными мне словами(хорошо, что придумали сноски!).

Также не понравилось нарушение фабулы. Согласна, расположив всё в хронологическом порядке, потеряется часть интриги, уйдёт частичка индивидуальности, но... Я приверженец порядка, и любое его нарушение — наказание для меня.

Конечно, я и похвалю Лермонтова. Несмотря на свою обособленность и наличие 'острых игл', он оказался неплохим психологом. Все-таки, создать произведение на долгие века удавалось далеко не каждому. Поражает и другое. Сразу веришь в происходящие события и не сомневаешся в их достоверности.

Но все-таки это произведение 'не моё'. Простите, но не люблю я Лермонтова...

Поставлю 7.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень понравилось. Осталась под большим впечатлением. Очень точно и тонко описаны характеры героев.

Сам Печерен — оставил неизгладимое впечатление.

На самом деле — этот роман обязателен к прочтению.

Сложно сказать, насколько понятно это школьникам, но взрослым — обязательно прочитать всем.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не люблю я Лермонтова. Вот правда. Нет в нем, той глубины, которая есть у Пушкина. Не хватает ему той прозорливости и умения видеть дальше, как у Гоголя... Не цепляют меня большинство его произведений. Будь то поэмы, или стихи, или что-либо еще.. Но только не это произведение... Это произведение меня зацепило.. Я уж даже и не ожидал ничего подобного..

В центре повествования находится светский лев, Печорин. Уж как только ему не везет.. И в школе как-то нас подталкивали к мысли, что он скорее отрицательный персонаж, нежели положительный... Ничего подобного. Он просто научился так тонко понимать и чувствовать людей, что к большинству он равнодушен в лучшем случае. Он понимает, что большинством двигает личная выгода, жажда лучшей жизни. И поэтому, ему с большинством из них по пути.. В этом и кроется его трагедия. В конечном счете он стал «белой вороной». Оценка 9/10

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Крайне не понравился Печорин!

Вот что не рассказ – один негатив в его сторону!

Бэла – поиграл и бросил. Выкрал себе игрушку из родительского дома, надоела, и оставил девушку чахнуть. В итоге – умерла бедная молодая девушка!

Максим Максимыч – здесь больше о Печорине непосредственно от Максим Максимыча. От том какой он гадина! Человек (а именно ММ) к нему со всей душой! А Печорин…Как козел (прости Господи) поступил – и знать не знаю, и тьфу на тебя, да и кто ты вообще такой! Зла не хватает!

Тамань – вот тут ничего плохо не скажу… Только негодование, что была сделана попытка утопить Печорина – но неудачная попытка (а жаль!). Сунулся только к контрабандистам на кой-то фиг, из праздного любопытства, да и девушку еще молодую утопил!

Княжна Мэри – вот тут меня эмоции просто разрывали на кусочки! Ради спортивного интереса проявил внимание к молодой девушке! Влюбилась она в него, гада этакого, а он – не люблю я тебя! Дак зачем ты тогда клинья к ней подбивал?! Назло другому молодому человеку, да потому что скучно. А чувствами молодой девушки поиграть – это ай как весело! Итог – разбитое сердце девушки, да убийство молодого человека, который питал к ней чувства.

Фаталист – куда, вроде, проще? Дак и то смерть принес Печорин…

Итог – вот где не побывал – наигрался чувствами, потоптал, наплевал, да и смерти каждый раз после себя наоставлял! Отличный «Герой» нашего времени

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх