FantLab ru

Макс Фрай «Жалобная книга»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.87
Голосов:
605
Моя оценка:
-

подробнее

Жалобная книга

Другие названия: Книга жалоб; Маленький роман из жизни накхов

Роман, год; цикл «Мир Ехо и приключения Макса»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 32
Аннотация:

В трудную минуту, когда кажется, что жизнь не удалась, будьте бдительны, не проклинайте судьбу — ни вслух, ни даже про себя. Мужчина за соседним столиком в кафе, девушка, улыбнувшаяся вам в метро, приветливая старушка во дворе могут оказаться одними из тех, кто с радостью проживет вашу жизнь вместо вас. Вы даже и не заметите, как это случится. Они называют себя НАКХИ. Они всегда рядом с нами. Мужество и готовность принять свою судьбу, какой бы она ни была, — наша единственная защита от них, но она действует безотказно.

В произведение входит:

7.58 (41)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 351

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2680 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 56 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 39%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Жалобная книга
2003 г.
Жалобная книга. Маленький роман из жизни накхов
2006 г.
Жалобная книга
2008 г.
Жалобная книга
2009 г.
Жалобная книга
2009 г.
Жалобная книга. Книга предложений
2012 г.
Книга жалоб. Книга предложений
2012 г.
Жалобная книга
2013 г.
Жалобная книга
2016 г.

Аудиокниги:

Жалобная книга
2015 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 июля 2014 г.

Я всегда стараюсь найти что-нибудь хорошее в читаемых книгах, что-нибудь, за что можно зацепиться и не обращать внимания на некоторые особенности, которые в моих глазах выглядят недостатками. Я приняла негласный постриг, посвятив себя чтению даже самых запущенных графоманских художеств и самых нелепых переводческих опусов. Но наступил такой момент, когда я дошла до середины книги и сдалась. Продолжать чтение «Жалобной книги» – это издеваться над организмом. Посему ни разу не краткое резюме того, что я успела прочувствовать:

1. Я жалуюсь. Себе, друзьям, маме, коллегам, дворовым кошкам. Если уж на меня найдет, то фиг остановишь. Но после этого я собираю себя в кулак, иду и делаю все как надо. Жалоба – это некое подготовительное действие, когда собираешься перед прыжком и надо высказать все свои страхи и переживания. Так уж я устроена. И когда в романе появляются персонажи, которые ловят людей в минуты слабости (сидишь ты в кафе и мимолетно жалуешься самому себе на жизнь) и выкачивают из них яркость будущих впечатлений, то мне хочется стереть их с лица матушки Земли. Это не просто выражение, это практически осязаемая ярость. Эти паразиты выслеживают твою слабость и крадут твои эмоции. Отнимают у тебя часть жизни, после чего существуешь в сером безэмоциональном вакууме. Когда дементоры высасывали душу, мне нечего было сказать – у них роль такая, они безмозглые злодеи, которым на роду написано заниматься подобным. Но у МФ «злодеями» выступают простые люди, ловящие кайф от высасывания чужих жизней.

Если кто-нибудь скажет мне, что герои этого романа, они же накхи, не злодеи, которых надо стирать с лица земли, а по замыслу автора просто люди, пытающиеся научить других ценить моменты и не жаловаться на судьбу, то нет, спасибо, не надо. Для меня эти твари похлеще вампиров, оборотней и прочей нечисти, которые просто убивают народ, причем чаще всего исключительно для пропитания. Накхи действуют вдвойне мерзко, забирают то, без чего и живешь-то потом вхолостую, а по окончании еще и кофеи гоняют и делятся впечатлениями, кому кто попался сегодня.

И еще, пожалуйста, покажите мне человека, который ни разу в жизни не жаловался.

2. Если забыть на пару минут о первом пункте, то есть у книги еще две проблемы: мишура и одноголосие. Все эти кофеечки, чаечки, кафешечки, платьица, кухоньки достали меня настолько, что я стала пропускать целые абзацы с описаниями видов кофе и прочим конфетти. Я понимаю, Макс Фрай – девочка, и нельзя не обогатить свое творение жратвой и детальками (и все это выглядело изумительно гармонично в Ехо), но здесь оно не срабатывает – наверное, потому что тут и в помине нет Еховского юмора и легкости. Языковые причуды выдают слабые потуги расправить крылья, но этого откровенно не хватает.

Любовная линия проклюнулась и сразу же затухла, потому что герои говорят одинаковыми словами, используют одинаковые выражения, страдают одинаковым словообразованием и вообще похожи в своей слаженности на братов-акробатов, синхронно излучающих одинаковые мысли одинаковыми волнами. Чтобы потом по очереди выпулить своими оригинальностями и порадоваться, как они хорошо друг друга понимают. Я не требую от них сверхъестественной разности, пускай они будут в два голосочка сладко самоиронизировать. Но это скука несусветная, когда двое героев, пытающихся найти точки пересечения, уже их имеют, и им остается только не запутаться в том, кто говорит следующую фразу. Неестественное одноголосие лишает эту парочку любой интересности.

Если книга мне не понравилась, я стараюсь выгородить ее и сказать, что она просто «не моя», и только в редких случаях не могу найти ей оправдания. «Жалобная книга» открывает новую категорию: «растоптать и сжечь». И последнее: я как была жалобщиком, так и осталась; а всякие накхи, существуй они на самом деле, получили бы от меня ррроскошный пинок под зад. Я все сказал.

Оценка: 1
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 июля 2016 г.

Я в юности очень любила истории из цикла про Ехо, особенно первые, но чем дальше, тем становилось хуже, а все остальное, что я читала у Макс Фрай — просто ужасающего качества тексты. Именно технически ужасающего качества, оставим даже в стороне содержание. Текст, только чтобы заполнить место, совершенно ненужные и бессмысленные диалоги и внутренние монологи героев, одинаковые до такой степени, что разница персонажей определяется только по тому, говорит ли оно о себе в женском или мужском роде, повторяющиеся фразы и действия.

Содержательно, кстати, Ехо тоже сильно отличался: в нем было что-то собственное, выдуманное. Остальное же — вечное пережевывание набора из десятка сворованных у других авторов идей и моментов: зеленая дверь, власть несбывшегося, кофе этот бесконечный, который герои потребляют литрами, так, что даже меня, плющую зеленый чай с молоком, от пары десятков страниц начинает физически подташнивать уже.

Идея «Жалобной книги» — в том, что существуют такие накхи, «проживающие», как в кино, чужие судьбы — целая жизнь за несколько секунд. Естественно, своя жизнь у них атрофируется за ненадобностью. И вот в начале книги встречаются два таких одиночества. А дальше, вы не поверите, ничего не происходит. То есть вот буквально весь текст ничего не происходит, кроме самого финала, действия нет как жанра. Герои ходят по кафе, смотрят чужие жизни, уюятся в маленькой съемной квартире, постояно пьют кофе и курят. А еще раз в страницы 3 глядят друг на друга и думают: «Какой же он/она хороший/хорошая». Сам себя не похвалишь, что называется... Мелькнувшая было в начале любовная линия быстро издыхает в этих кофейно-сигаретных парах.

Люди говорят, вот как выглядят дементоры. Крадут чужие судьбы, и человек, чья судьба сожрана накхом, говорится по тексту, дальше живет как бы во сне, не испытывая сильных эмоций. Откуда это известно, правда, не уточняется. Но если трезво взглянуть на парочку недотыкомок, которых нам тут нарисовал автор, становится понятно, что никакие они не дементоры, а просто несчастные люди, у которые не хватает жизненной силы или силы воли прожить собственную жизнь по-настоящему. У них нет ни любви (даже в том идеально созданном автором раскладе нахождения «второй половины» — и все равно не получилось!), ни собственного дела, ни даже собственного дома. Они мыкаются с одной дешевой съемной квартиры с мебелью, которую хозяева постеснялись забрать на дачу, на другую, перебиваются какими-то необязательными фрилансами (перевод с популярных языков и копирайтинг), непременно курят и создают у читателя общее впечатление нестроенности и неухоженности, такое жалостливое. Родители махнули на них рукой и перестали даже говорить про семью и карьеру. Часто такие люди ведут эмоциональную жизнь где-то за пределами реальности, да; в интернете, особенно в фандомах, достаточно именно таких персонажей. Обычно они очень милые, но их немного жалко и в их обществе о том, что у тебя есть какой-то реал, говорить неловко.

На фоне ясного понимания, что нам подносят именно таких персонажей в качестве героев, и это у них происходят всякие мистические прозрения, прямо на прокуренной кухне в съемной квартире, хочется сказать, ну автор, ну кого-то обманываешь-то? Себя первым делом, видимо. Особенно учитывая, что герой-то на самом деле один, а именно — героиня средних лет, образ одинокой неустроенной тетки, которая выдумала себе и любовь, и «необычность», и, сидя в кафе, фантазирует, как могла бы сложиться жизнь у людей за соседними столиками — отлично удался. Фантазирует на тему чужой жизни, а не своей собственной, заметьте, именно потому, что про себя-то все в глубине души прекрасно понимает: там скучно и пусто. В самом конце, когда «таинственный незнакомец» открывает нашим героям новый вид наркотиков — возможность путешествовать по несбывшимся развилкам собственной судьбы — это выглядит гораздо, гораздо схематичнее и менее достоверно, чем описания судеб чужих.

В итоге вся история, которая по существу есть триумф эскапизма, за счет убогого стиля, убогих героев, полнейшего отсутствия событий и смысла наверняка однозначно приводит к выводу, что в эскапизме надо знать меру, чтобы не дай бог не обнаружить себя когда-нибудь в одиночестве на прокуренной кухне в съемной квартире в Бабушкино, когда единственной радостью останется выпить кофе

Оценка: 2
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 июля 2009 г.

Как я посмотрю, многие начинали знакомиться с творчеством Фрая именно с этого романа. Я не стану исключением.

В общем и целом, роман очень средний. Бульварное чтиво, что с него взять? Но, как показывает моя практика, и чтиво может увлечь, и попасть в список «перечитать через годик, другой». Тут, другая ситуация. Первое что бросилось в глаза — грубая речь, а точнее маты. Может я такой старый, что не понимаю смысловой нагрузки нецензурной лексики. Может. Но я ярый противник трех букв в печатной литературе, не смотря на качество романа и цель, которую ставил перед собой автор (а точнее авторы, в данном случае), что он хотел донести до читателя: бытовые эмоции или философскую мысль. Роман даже когда начинает увлекать своей простотой речи, интересными бытовыми диалогами, начинаешь интересоваться «а что дальше», а тут в глаза попадается оборот типа «жопой чую», и все, желание, вместе с настроем на чтение пропадает. Поэтому данный роман шел у меня особенно долго. Есть, конечно, интересные находки, не дающие скучать, на пример чужие жизни (особенно понравилась жизнь нарколога, может потому что разделяю его взгляды на алкоголизм) или сказка про маленького динозавра (я ее даже выписал отдельно, очень она мне понравилась). Вердикт: прочитать в целях ознакомления и забыть. Может я начал не с того романа Фрая, но пока желания читать еще не возникает, увы.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 августа 2008 г.

Это первое произведение Макса Фрай (заранее извините, если склоняю не правильно!), которое попало ко мне в руки. До этого отншение к этому автору был каким то негативным, сложенным из сугубо субъективных мнений пользователей некоего форума. А тут что-то так захотелось почитать что нибудь этого автора, чтоб уж окончательно убедиться.

И началось... Первые 5 страниц я с интересом наблюдала необычные речевые обороты. Следующие 10 страниц я ухмылялась иногда про себя, иногда в открытую. Еще 5 страниц — и я стала тихо похихикивать (дело ночью было, не хотелось будить родных). Еще пара страниц и я уже просто всхлипывала в истерике) Нет. честно, не знаю почему оно на меня так подействовало, но это нечто потрясающее!

Столько тонкого стеба, поразительной самоиронии я еще не встречала ни у одного автора. Прибавьте сюда легкий налет мистики и еще не пойми чего и получите книгу, за котрой время летит незаметно и лимит хорошего настроения увеличивается прото на глазах!

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 апреля 2014 г.

Это — отличный пример того, что можно сделать с очень интересной идеей.

Вот есть накхи (очевидно это что-то такое значит на немецком) — они умеют проживать чужие жизни наперёд в ускоренном темпе. Ах да, им ещё для этого нужно что бы потенциальная жертва дала что-то вроде «официального согласия» — на судьбинушку свою начала жаловаться.

Ну вот, отличная же идея, оригинальная, сколько по ней накатать можно! И в любом жанре! Хоть триллер, хоть хоррор, хоть драму, хоть комедию...

Но нет. Макс Фрай будет писать о кафешках и кофе. И о совершенно неуместной любовной линии.

А персонажи подобраны так, что хуже уже просто некуда. Зачем Варя там вообще была нужна? Что она? Кто она? ТП, типическая, ага, ну правда.

С Максом полегче, но думаю что человек, проживающий тысячи чужих жизней за неделю должен быть куда глубже, интересней, ненормальней (только представьте, что должно там с его памятью твориться?). Либо же наоборот — совершенно безликим, забывшим себя. А Макс — среднячок. Ни туды ни сюды.

Ещё недосток — целая куча недораскрытых линий. Информации много, но её никак не объясняют. Ну да, я понимаю, «чудам» причины не нужны, но всё же...

Так что — увы и ах. А идея ведь правда великолепная была...

Оценка: нет
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 мая 2011 г.

Почему мне нравится Фрай? Он даёт возможности вместо асфальтированных дорог, вопросы вместо ответов и настроение вместо программы телепередач. В этой книге есть идея! Которую все вроде бы знают, но под этим углом на неё никто не смотрел. Все в курсе, что кошелёк нужно держать при себе, ключи от квартиры не разбрасывать почём зря и личные вещи тоже стараться держать на виду. С материальным миром мы на короткой ноге и обезопасили себя насколько это нам под силу. А вот духовный мир у нас никак не охраняется, про горести рассказывать готовы часами, лишь бы уши имелись, жаловаться на судьбу является признаком хорошего тона и никто не задумывается о том, что то что нам не нужно, вполне может быть нужно кому-то другому. После прочтения этой книжки, я ещё долго останавливала внутренние причитания в общественных местах, потому что а мало ли… А конец просто бесподобный, я с удовольствием обдумывала эту мысль, о том какие бы миры возникли в моей жизни, как бы она шла, если…

Слог как всегда хорош (хотя ненормативная лексика сразу же на первой странице заставляла меня несколько раз удержаться от покупки этой книги). Понравился ход, взгляда на одно и то же событие с разных сторон. Эта книга более «приземлённая» с одной стороны, потому что действие происходит большей частью в реальном мире, но и более «странная», потому что в реальном мире по нереальным законам. В принципе, мне не особо нужны ответы, как правильно, где выход? Потому что однозначных ответов «про жизнь» не существует. Мне нужна идея. И тут она есть.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 мая 2015 г.

Ощущение от книги примерно такое: меня привели в «Мед Кумона» и выдали специально для меня подготовленный медовый торт (приторный такой), изготовленный по рецептам Бубуты Боха (изрядно разбавленный дерьмецом).

Оценка: 2
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 марта 2010 г.

Скучная, вялотекущая история о людях, умеющих проживать чужие жизни. После романов о Максе читать Жалобную книгу просто неинтересно. Не ощущаешь той легкости и радости от прочтения. Хотя, казалось бы, все классические ходы соблюдены. Есть и молодой герой, который ничего не решает, а события сами происходят вокруг него. И легкий приятный юмор. И «вкусные» описания кулинарных способностей героев. А все равно не то. Перенос героев фентезийного мира в мир реальный не получился. Книгу хочется отложить уже после нескольких десятков страниц.

К тому же роман испорчен наличием мата. Совсем не ожидаешь подобного от автора Лабиринтов Ехо. Его не много, но совсем не к месту и достаточно пошло.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 февраля 2010 г.

Замысел интересный, но воплощение на троечку (( При довольно увлекательнй и легкой завязке, к середине увязаешь в каком-то нудном любовном романе. От бесконечных сопливых страданий Вари и рефлексии ее «таинственного» возлюбленного просто зубы сводило! К концу события вроде бы снова «закручиваются», но финал настолько мутный, что остается только мысль: ну и зачем все это?? :confused: К тому же с моралью у героев проблематично — сплошной эгоизм!

Жаль! потому что идея была действительно интересной...

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 июня 2009 г.

Фирменные фишки Фрая — кафе, еда, разговоры и слегка запутанный сюжет. Не детективный на это раз, а скорее искательный.

Однако много позитивных впечатлений, много забавных фраз и оборотов, без которых эта проза утратила бы свою легкость.

Жизнь течет, люди едят, спят, разговаривают иногда что-то делают, работают фрилансерами, например. Наверное кто-то скажет, что это скучно, но это более чем реально. Даже не скажу, что «Жалобная книга» — это фантастика, потому что иногда мне кажется, что накхи где-то рядом, и что в какой-то мере один или несколько накхов уже покопались в мой жизни — утрату остроты ощущений можно заметить, если об этом думать, а если не думать, то и в самом деле эти ощущения мы профукаем, разбросаем и останемся ни с чем, так какая разница, кому они достанутся.

А еще «Жалобная книга» ознаменовала собой мое возвращение к Фраю после упоения хрониками в конце 90-ых, она лежала 2 года, купленная по случаю, и дождалась того часа, когда мне захотелось пошуршать страницами.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 февраля 2018 г.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
прожить жизнь другого человека, какого это? Вам интересно?)

тогда эта книга для Вас. книжка повествует о людях со странной способностью переживать чужую жизнь.

идея новая. во всяком случае я ничего подобного ранее не встречал.

да и написано здорово, за исключением ненормативной лексикой... но в принципе на неё можно особо не обращать внимания.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 ноября 2014 г.

Неужели вам не интересно кто такой Макс? Что за промежуток времени он проживает в этой книге? А Варя...кто такая ВАря? ПОчему Максу везет на коротко стриженных девушек. Почему он называет ее своей тенью в этой книге? (поэтому они и так похожи). Почему помнит что надежда — глупое чувство. Возможно, я читала все лабиринты и все хроники слишком давно. Может поэтому не могу связать все воедино.) Если кто-то подскажет мне, то буду благодарна.

А начинать читать Фрая с этой книги, действительно тяжело. А как кусочек всей жизни (всех жизней) Макса, то увлекательно.

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 октября 2012 г.

Я тоже начала знакомство с Фраем именно с этой книги. Читала в электронном варианте. Ехать было долго, дай, думаю, начну читать книжку, скоротаю время. Через минут 10 поняла — в общественных местах это читать невозможно — смех просто невозможно остановить, люди косятся — а меня еще больше разбирает... В общем, книга хорошая, автор чувством юмора не обделен — и это приятно. Вначале, правда, мат неприятно резал глаз, но потом как-то втянулась, что ли... Хоть я и не поклонница крепкого словца, но раз автор посчитал нужной такую «приправу» — смирилась. И не пожалела. Впечатления — только положительные. И не только юмор автора порадовал. Общая идея романа, и во время чтения, и после окончания книги — заставляет задуматься именно над своим отношением к своей жизни. А настолько ли она плоха как порой нам кажется? ;)

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 августа 2009 г.

читала ее уже после всей серии Ехо. и черезе пару лет после Ехо.

Идея — дико понравилась и до сих пор пугает мою параноидальную сторону... но вот воплощение. уж не знаю Что случилось с моим восприятием, но язык начал нервировать уже на первой странице. поэтому читалось тяжело (за исключением моментов погружения в чужие жизни).

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 марта 2007 г.

говорят избыток впечатлений притупляет восприятие так что накхи должны были попасть в свою же ловушку...и вообще, чудеса это здорово и скорее всего не нашлось бы человека способного отказаться от такого «подарка», но очень уж обреченно, отстраненно и холодно...бр-р

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх