FantLab ru

Борис Акунин «Алмазная колесница»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.68
Голосов:
2523
Моя оценка:
-

подробнее

Алмазная колесница

Роман, год; цикл «Приключения Эраста Фандорина»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 167
Аннотация:

«Алмазная колесница» — книга Бориса Акунина из серии «Приключения Эраста Фандорина».

Книга издана в двух томах. Первый том начинается в 1905 году, со встречи со штабс-капитаном Рыбниковым, знакомым нам по повести Куприна. Русско-японская война, в России весьма успешно работает сеть японских агентов, но на пути у них встает опытный и умудрённый годами Эраст Петрович Фандорин.

Второй том переносит нас в Японию, 1878 года: ниндзя, гейши, самураи... Это история любви молодого дипломата Эраста Фандорина и роковой красавицы О-Юми, любви, изменившей всю его жизнь и напомнившей ему о себе через многие годы...

Примечание:

Время действия — 1905 и 1878 годы. Эрасту Петровичу Фандорину — 49 и 22 года.

В настоящее время снимают 12-серийный кинофильм по роману. Режиссёр — Сергей Урсуляк.


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Алмазная колесница (комплект из 2 книг)
2003 г.
Алмазная колесница. Том 2. Между строк
2003 г.
Алмазная колесница
2004 г.
Алмазная колесница
2006 г.
Алмазная колесница
2007 г.
Алмазная колесница (комплект из 2 книг)
2008 г.
Алмазная колесница
2013 г.
Алмазная Колесница (комплект из 2 книг)
2013 г.
Алмазная колесница
2015 г.

Аудиокниги:

Алмазная колесница
2012 г.

Издания на иностранных языках:

Die Diamantene Kutsche
2006 г.
(немецкий)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Согласно полулегенде-полубыли, Ян Флемминг незадолго до смерти сказал о своей Бондиане: «Всё это была всего лишь шутка».

Фандориана Бориса Акунина — это одна из самых блестящих литературных шуток рубежа тысячелетий. И именно в «Колеснице» водяной знак «шутка, господа» наиболее явно проступает под блестяще разыгранным сюжетом.

Можно искать в этой книге так называемую «историческую достоверность». Можно, насупив брови, дискутировать с автором по поводу неточностей в изложении им глубинной сути энергии «ки» или философско-религиозной концепции японского варианта буддизма.

А можно расслабиться. Всмотреться в хокку, завершающие каждую главу. Перечитать тщательную расшифровку псевдонима «Акунин» в тексте. И, наконец, увидев за каждой строкой мастерски спрятанную улыбку «Злого Человека», склониться перед ним в «японском» поклоне.

Писал, как пел, сукин сын. Настоящий Аку-Нин.

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дочитав на днях «Алмазную Колесницу», задумался над вопросом: первая часть является «предисловием из будущего» второй или же вторая — обширным пояснением к первой?

Книга 2 «Между строк» — это книга о столкновении Фандорина с силой высшей, чем он сам. С недоступными ему понятиями, силами мыслями. И высшей недостижимой моралью. Точнее, отсутствием морали как таковой. Можно много спорить о правильности-неправильности трактовки и преподнесении Акуниным сути Алмазной колесницы, суть следующая: есть некое знание, состоящее из двух частей:

1) Земной, жизненной, человеческой — умение бросать сюрикены, становится невидимым-неслышимым, умение владеть телом, разумом, головой.

2) Неземная, нечеловеческая — шляпка от гриба, тот самый Путь, для которого нету Добра, Зла (хоть с большой, хоть с маленькой буквы). А есть только соответствие Пути.

Фандорин сознательно отринул вторую часть, полностью освоив только первую. Получив невероятные возможности, пожелал остаться человеком с понятиями о Добре и Зле. Так и сформировалась личность, известная нам по всем остальным книгам цикла: холод и сталь «земной» части — но человечность и жизнь в «неземной».

А вот книга первая — это столкновение Фандорина Земного с Фандориным Неземным. Рыбников, по сути, с Фандориным в равных силах. Оба ученики мастера Тамбы, оба — великие мастера своего дела,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
да еще и одной крови в прямом смысле слова
. Только один идет по Пути, а второй — нет.

Как по мне, вторая книга и называется «Между строк», потому что, не смотря на более сложную событийную цепочку, читается она как-бы между строк более короткой первой. А вот почему первая называется «Ловец стекоз»? К кому относится стихотворение О-Юми

Мой ловец стрекоз,

О, как же далеко ты.

Нынче забежал.

К Рыбникову,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ее сыну, убежавшему з своими стрекозами аж в Россию и нашедшему там смерть
?

Или к Фандорину

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
отцу своего сына, который в своем отрицании пути зашел так далеко
?

Что меня в Акунине всегда впечатляло — та это умение переворачивать только что расставленные точки с ног на голову.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Только утверждаешься в мысли, что Булкокс виновник всех бед, как выясняется, что злодей — дон Цурумаки. Ах, нет — он не злодей, а идейный борец за счастье, желающий Фандорину добра, а злодеи — как раз-таки ниндзя. Стоп! Ниндзя не злодеи — все-таки Цурумаки негодяй и акунин... Ах, но и Тамба при этом нагло использует всех, даже жертвует своей дочерью... Ах, таки не жертвует...
И прелесть Акунина в том, что каждый раз веришь ему, как родному... Так что Акунин — настоящий вероломный акунин.

Томлюсь бездельем

Уже вторую неделю.

Прочитан Эраст.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

1905 год. Началась русско-японская война, и Эраст Петрович Фандорин возвращается в Россию, забросив поиски сокровищ на дне морском. Фандорин решает помочь своей стране защитить уязвимый железнодорожный путь из Европы в Азию, жизненно важный для ведущейся кампании. Японцы тоже знают о важности железных дорог, и в Санкт-Петербург под видом штабс-капитана Рыбникова прибывает японский агент.

Роман имеет двухчастную структуру. Части плотно скрепляются небольшим эпилогом, но в целом по настроению они совсем не похожи друг на друга и Фандорин в них тоже разный, что и неудивительно, ведь прошло 27 лет.

Первая книга «Ловец стрекоз» пасмурна и пронизывающе холодна. Идёт война с Японией, по стране летают искры будущей Гражданской, то тут то там поджигая миропорядок кровавыми вспышками усобицы. Когда читал и перечитывал, все события представлял как в черно-белом фильме, хорошо хоть не дозвуковом. Акунин верен себе — в самом начале романа мы узнаем, что Зюкин и Энглунд, персонажи «Коронации» погибли в Цусимской битве. Отсылка к Куприну остроумна. Фандорин по-прежнему холоден и немного пунктирен. В целом получилась неплохая повесть про контрразведку в реалиях начала прошлого века.

Вторая книга «Между строк» совсем другая по настроению, вся пронизана Солнцем и даже если идут дожди, то они красиво называются сливовыми. Увлекательная дальневосточная сказка для взрослых, дарящая читателю чудеса полной мерой, все эти японские «дзюцу», что способны ошарашить не только молодого титулярного советника. Именно в Японии Эраст Петрович и стал окончательно тем, кем мы его знаем — настоящим космополитом, человеком мира, способным воспринимать разные культуры и находящимся при этом немного над событиями. А вот в «Между строк» Фандорин наиболее очеловечен, пусть повествование идёт и не от первого лица, но здесь ему ещё можно по-настоящему сопереживать, как любому молодому человеку, слегка запутавшемуся в чувствах, убеждениях и долге, но искренне желающему поступать правильно.

«Алмазная колесница» — лучшее из того, что написал Акунин, могла бы стать прекрасным завершением «Приключений Фандорина», но писатель решил не останавливаться на вершине. А с неё, как известно, путь только один — вниз.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Взял в руки очередную книгу приключений Эраста Фандорина «Алмазная колесница» и в прямом смысле слова выпал из жизни на несколько вечеров. Заброшены все домашние дела, встречи с друзьями и родными, а на работе мысли о том: «Что же там дальше?». Теперь книга прочитана, и на душе немного грустно от того, что история закончена, но сколько она доставила удовольствия от прочтения.

Что собой представляет книга «Алмазная колесница» — это двойной роман, состоящий из частей, где действия происходят в разные временные интервалы и в разных географических местах.

I том «Ловец стрекоз» или 1 часть, является остросюжетным шпионским детективом, с захватывающим сюжетом и головокружительными погонями (задержаниями). Время действия 1905 год, место Российская Империя. Идет русско-японская война. 49 летнему Эрасту Петровичу Фандорину необходимо выследить и разоблачить японского шпиона-диверсанта, устроившего взрыв на железной дороге, с целью парализовать движение грузов на фронт. С чем он весьма успешно справляется. Однако остается не ясным один момент который будет раскрыт во второй части книги и свяжет две части в одно целое произведение.

II том «Между строк» или 2 часть, является скорее приключенческо-детективной историей. Время действия 1878 год, место Япония. 22 летний титулярный советник Эраст Фандорин (Расти) прибывает в Иокогаму, для работы в российском посольстве в должности вице-консул. Пока герой осваивается на новом месте, читатель погружается в быт и жизнь Японии, узнает историю знакомства Масы с хозяином, а потом происходит покушение на министра Окубо и Расти берется расследовать это дело…

Что мне понравилось в произведение:

- Наконец я узнал, чему Фандорин научился в Японии и как произошло знакомство с Масой. Это часть жизни героя, все время находилась скрытой от читателя;

- Получил удовольствие от атмосферы описываемой Японии: ниндзя, гейши, самураи.

- Тронула история любви Эраста Фандорина и красавицы О-Юми. Акунину удалось ярко и красочно описать любовь, которая заставляет кровь бежать быстрее по жилам и совершать искренние, но необдуманные поступки.

- Узнал о трех направлениях пути совершенствования в буддизме, называемыми Три колесницы (Малая колесница, Большая колесница, Алмазная колесница).

- Поразмышлял вместе с автором о порядке и хаосе.

- Напоследок я оставил самое «сладкое». Хокку или правильное название Хайку — короткие стихи, которыми заканчиваются все главы произведения. Они поистине прекрасно стилизованы автором. Например:

«Мой ловец стрекоз,

О, как же далеко ты

Нынче забежал…

– Красиво, – признал Фандорин. – Только я ничего не понял. Какой ловец стрекоз? Куда он забежал? И зачем? Мидори открыла глаза, мечтательно повторила: – Доко мадэ итта яра… Как прекрасно! Чтобы до конца понять хокку, нужно обладать особенным чутьём или сокровенным знанием. Если бы ты знал, что великая поэтесса Тиё написала это стихотворение на смерть своего маленького сына, ты не смотрел бы на меня с такой снисходительностью, верно?

Он замолчал, потрясённый глубиной силы и чувства, внезапно открывшейся в трех простых, будничных строках.

– Хокку подобно телесной оболочке, в которой заключена невидимая, неуловимая душа. Тайна спрятана в тесном пространстве между пятью слогами первой строки (она называется ками-но-ку) и семью слогами второй строки (она называется нака-но-ку), а потом меж семью слогами нака-но-ку и пятью слогами последней, третьей строки (она называется симо-но-ку). Как бы тебе объяснить, чтобы ты понял? – Лицо Мидори осветилось лукавой улыбкой. – Сейчас попробую. Хорошее хокку похоже на силуэт прекрасной женщины или на искусно обнажённую часть её тела. Контур, деталь волнуют куда больше, чем целое».

ИЛИ

«Самый прекрасный

Дар дерева — прощальный:

Осенний листок».

А МОЖЕТ

«На синем небе

Попробуй-ка разгляди

Синюю звезду».

На мой взгляд это лучшее произведение автора. Всем рекомендую к прочтению.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После 'Коронации' и некоторого перерыва, который разбавил другими историями, вновь вернулся к Акунину. Алмазная колесница... Очень глубокая вещь. И книга, и сама философия этого понятия. Путь человека к Нирване любыми способами, все хороши, даже если в понятии подавляющего большинства этот способ — Зло. Жизнь твоя ничтожна в сравнении с Высшей Целью... Молодой Фандорин не принял этой философии, молодой Фандорин решил бороться со Злом капитально и беспощадно. Два таких разных Фандорина в двух томах романа, и два таких одинаковых, ведь у него тоже есть Высшая Цель — служить своей стране, служить правосудию, бороться со Злом, уничтожать его, рубить под корень. Первая часть дышит Россией, вторая — Японией. Как всё различно! И как много общего. Отмирает старый мир, старый уклад, строится новый, революции, гражданские междуусобицы, убийства, всё в ходу... На фоне всех этих глубоко политических и социальных передряг развивается скорее даже не детективный, сколько приключенческий, драматический, сюжет. Любовь и смерть... Как вы близки и далеки...

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одна из лучших книг Фандоринского цикла.

Больше понравилась вторая часть, сыграл свою роль колорит Японии. Хокку, традиции, нинзя... Молодой Фандорин еще не такой герой и супермен, как в «Статском Советнике» и иже с ними, интересно наблюдать за его возмужанием.

Монологи Масы произвели неизгладимое впечатление. Европеец глазами японца — что может быть интереснее?)

Ну и надо отдать должное абсолютно неожиданному финалу. Единственное, что смутило — трудно было вернуться в 1905 год после целого тома, посвященного 1878. С трудом вспомнила, кто вообще такой этот Рыбников.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Проблема этой книги в том, что к Алмазной Колеснице — Ваджраяне она не имеет отношения. автор профанировал многие понятия колесницы в лекции ниндзи-учителя. сама Ваджраяна — официальная религия Тибета, Монголии, её элементы сильны в Бурятии и Калмыкии. но это не означает, что там все исповедуют путь ниндзя! путь Ваджраяны это интенсивная практика мантр, мудр, медитаций-садхана и мандала, йога. дело в том, что Ваджраяна через китайские школы попала в Японию в виде буддийских сект Тэндай-сю и Сингон-сю — школы тантрического буддизма (вполне официального). но дальше отшельники ямабуси на основе сингон-сю, даосизма и шаманизма создали свою версию — Сюгэндо, «путь овладения секретными силами», что противоречит изначальному буддизму, и было под запретом. и ниндзя взяли оттуда то, что им было нужно для убийств :mad:, а не для становления буддой.

так что злой человек Акунин исказил суть этой ветви буддизма, а тексты тантр, по которым немногие работют с подсознанием он воспринял буквально! сделал ли он это намеренно или плохо разбирается в теме, но для массового читателя это плохое дополнение к интересному сюжету.:dont:

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ох, давно я за Фандорина не брался. А в своё время всего перечитал и как раз на «Алмазной колеснице» остановился. А зря. Потому что вещь – в трацидионно акунинско-фандоринском стиле: красивая, с лёгкой стилизацией под язык конца XIX – начала XX века, с перекрученным донельзя сюжетом. Повествуется в ней о годах пребывания Эраста Фандорина в Японии в 1878 году и связанными с ними событиями 1905-го года. Ловля японских шпионов-ниндзя, любовь куртизанок, великолепно описанные характеры и персонажи (особенно прекрасен доктор, научишийся стрелять за день до дуэли), витиеватый сюжет – всё в духе. И – в отличие от всех остальных приключений Э.П. – у «Алмазной колеснице» офигительно сильная концовка. Роман стоит читать от начала до конца только ради послесловия. Хотя он увлекает и без него.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда читатель добирается до последнего произведения серии он обычно ожидает двух вещей: 1) качество будет так себе, 2) итоги будут непременно подведены.

Как ни странно Акунину удалось избежать обоих этих пунктов... Он не ставит финальную точку, не раскланивается под прощальные апплодисменты, он наконец-то объясняет как Фандорин стал таким, каким мы его видим на протяжении почти всей серии. Ведь что ни говори, прочитав первый том, ты понимаешь состояние «влюбленного мальчика с разбитым от горя сердцем», НО! кажется, что это вполне можно пережить, оглядываясь на его молодость, красоту и успешность....и только после «Алмазной колесницы», соединив несколько частей в одну, увидив сколько всего произошло с одним человеком за какие-то 3 года, становится понятно причина его заледеневшего сердца.

«Алмазная колесница» это книга заставляющая в душе что-то шевельнуться, не потому, что она напрашивается на слезы и сожаления, а потому что подробно и планомерно рассказывает, что Фандорин не «супергерой», а человек переживший глубокое личное горе и от того ставший словно «пеплом припорошенный»... И начинаешь задумываться, стоит ли эта феноменальность такой цены...

Описание Японии потрясает своей подробностью, наглядностью и что наиболее важно притягательностью. После прочтения книги так и хочется собрать чемоданы и тут же отправится в страну восходящего солнца.

И наконец финал... прочитав так много об этом человеке действительно хочется сказать «You CAN love Fandorin, you can love...»

Лучшая книга цикла.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Традиционно интересно. Тем более, что здесь проясняются некоторые моменты, не вполне понятные в произведениях, касающихся более позднего времени действия.

Конечно же, увлекают описания японской жизни, быта и психологии. И еще мне очень понравились «ежеглавные» хокку. Всё же очень интересная эта стихотворная форма...

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

2 вещи во 2-ом томе мне понравились чрезвычайно : философия Цурумаки о Порядке и Хаосе и философия Тамбы о зле. За них я готов простить весь это бульварно-экзотичный антураж. в 1-ом томе главное достоинство это образ Рыбникова : да он немного переигран, но читать про похождения этого авантюриста было крайне интересно, выглядел он намного ярче Фандорина, обладал и харизмой и интеллектом.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Увы, японская часть произвела скорее негативное впечатление. Какой-то уж больно несообразительный, туповатый оказался наш главный герой в целой серии эпизодов, когда, думаю, многие читатели лучше его предугадывали дальнейшее и поражались беспечности Эраста Петровича. Ну а если говорить про ниндзя, то и вообще все грустно... Супер-пупер и все такое, фантастическое воскрешение после мощного взрыва в паре шагов, прочие фокусы. Кажется, в этом произведении Акунин решил поэкспериментировать с тем, что называется «женский роман». Чаще, чем обычно, выбивал слезу и вообще снизил уровень логической, что ли, требовательности.

Именно после этого романа, мне не захотелось читать его любовников смерти (испугало впечатление от колесницы + заостренные на определенную аудиторию названия).

А вот Азазель, Пиковый валет, Смерть Ахиллеса весьма неплохи в этой серии. Есть прекрасные рассказы, например, Кладбищенские истории. Очень рекомендую аудиоверсию в исполнении Г. Чхартишвили (понятно кто) и А. Филиппенко (блестящее прочтение).

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Думаю, роман вышел в двух томах не только из коммерческих соображений. Такой формат диктуют каноны жанра: индийские мелодрамы – завсегда в двух сериях. А роман – хоть Индия и поминается там только в начале, де, было у Фандорина там романтическое приключение, в память о котором достался ему алмазный перстень (о, друзья мои, ждите, явят нам и наследника из Калькутты!) – именно индийская мелодрама, со страстью, гиперзлодеем-раджой, финальным поединком и признанием в конце а-ля «Я – твой мать!»(с)«Маски-шоу».

Вышло неплохо, ценители раннего Фандорина образца «Азазеля» разочарованы не будут, приключений на юного дипломата насыпется – выше крыши...

А мелодрама – это ничего, могло быть и хуже – Эраст Петрович мог оказаться тайным джедаем Акунином Скайвокером, вместо песков Татуина случайно заброшенным в снега Москвы. Все предпосылки к такой развязке истории были...

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Один из лучших детективов которые я читала.... Сочетании прекрасного юмора и трагичности . Детективная история переплетается с любовной и все это в приправе восточной культуры , такой далекой и такой яркой. Сплетения таких разных культур как европейская и восточная при помощи знаний и таланта автора породило замечательный сюжет. Там всего хватает и интриги и перестрелок и детективных уловок в стиле Шерлока Холмса и Любови. Не забываемая атмосфера книги уводит читателя в интригующей мир Японии а читатель не в силах сопротивляться послушно как собачка следует за автором и симпатичным главным героем... :shuffle:

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

До прочтения этой книги я относился к культуре востока весьма и весьма отстранёно. Цветастые кимоно, короткие, непонятные стихи, преимущественно о сакуре(Сакура! Да что в ней вообще такого), нинзя, самоубийства( Зачем? Для чего?), какой-то странный кодекс чести. Я был «западником».

Но Акунин, в этой книге, показал культуру востока в динамическом взаимодействии с людьми, с их характерами, с их менталитетом. Это заставило меня пересмотреть мои взгляды, почувствовать вкус Японской философии, и во многом просветило меня( о многом я и не знал). Могу без преувеличения сказать, что эта книга открыла для меня мир востока.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх