fantlab ru

Борис Акунин «Ф. М.»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.47
Оценок:
1137
Моя оценка:
-

подробнее

Ф. М.

Роман, год; цикл «Приключения магистра»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 73
Аннотация:

В увлекательном детективе Бориса Акунина «Ф. М.» читатель встретится с уже знакомым персонажем: внуком Эраста Петровича Фандорина Николасом Фандориным, которому предстоит увлекательное и опасное приключение — поиск неизвестной рукописи Достоевского, представляющей огромную ценность.

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Ф. М. В двух томах
2006 г.
Ф.М. Том 1
2006 г.
Ф.М. Том 1
2006 г.
Ф.М. Том 2
2006 г.
Ф.М. Том 2
2006 г.
Ф.М.
2008 г.
Ф. М.
2009 г.
Ф. М.
2010 г.
Ф.М. Том 1
2010 г.
Ф. М.
2013 г.
Ф. М. Том 1
2014 г.
Ф. М. Том 2
2014 г.

Аудиокниги:

Ф. М.
2008 г.
Ф. М.
2013 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман тех лохматых времен, когда Акунину еще больше нравилось оригинальничать в беллетристристике, чем зарабатывать на этом деньги, хотя чашечки весов уже стремятся одна к одной навстречу. Но здесь старание разбросать камешки заметно. От названия глав двумя словами на Ф и М до квеста с читателями про спрятанный перстень. И, конечно, сам Акунин явно старался мимикрировать под Достоевского, вставив в роман роман, аки Мастер для Маргариты. Поэтому и мнение по «Ф.М.» будут неоднозначные. Мне, например, резал постоянный рваный ритм, как ни старался писатель синхронизировать два сюжета. Кстати, сюжет с погибшим папенькой Мармеладовой он уже использовал в раннем японском Фандорине. Кроме того, оправдание названий глав в половине случаев была достаточно коряво, вроде Финальный Матч.Но читать было интересно и достаточно познавательно, что нечато в развлекательных произведений. Николас, конечно, слабый персонаж, но его худо-бедно юзают. Плюс детективная основа с разоблачением мистических видений.

Нормальная единица цикла.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почему: когда-то давно, покончив с циклом про Эраста Фандорина, взялся за цикл романов о его потомке

В итоге: произведения про приключения Николаса Фандорина в современной Москве и предков Эраста в разные времена существенно уступают по качеству самому известному циклу Акунина.

Настолько уступают, что между чтением второго и третьего романа у меня прошло года четыре.

Начал читать и вспомнил, почему же я перестал читать «Приключения магистра» –меня раздражает малахольный англичанин Ника Фандорин. Как-то измельчало племя Фандориных за век.

Как и в других романах о магистре, современная линия уступает исторической части. Но в «Ф. М.» Акунину еще и чувство вкуса изменило. Многие сцены (и это не линия бойцовского трансвестита Вали) вызывали брезгливость. То ли это неуважение к читателю, то ли ужасная попытка сатиры на современное общество.

Несмотря на чёткую искусственную сконструированность и симметричность романа, автор допускает какую-то непростительную небрежность. Антагонисты впервые появляются в примечании!!! Вскользь, по касательной. Ничего не объясняя.

Современную линию несколько искупает «рукопись Достоевского». Здесь уже настоящая постмодернистская игра в классику. У следователя Порфирия Петровича из «Преступления и наказания» появляется фамилия! Догадайтесь, какая. Но и рукопись обрывается на полуслове, в самом финале.

Неряшливая поделка, издевательство над читателем. Вот уж никогда не думал, что напишу такое о творчестве уважаемого мной Акунина.

3(ПЛОХО)

Оценка: 3
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

2005 год. В руки директора фирмы «Страна советов» Николая Александровича Фандорина попадает рукописная страница, принадлежащая, впрочем предположительно, перу Фёдора Михайловича Достоевского. За рукописью идёт настоящая охота, в процессе которой уменьшается количество москвичей и гостей столицы, а тут ещё ко всему прочему семейная лодка Николая Александровича попала в жизненный шторм. И что со всем этим будет делать наш магистр...

«Ф.М.» из тех вещей, которые довольно быстро стираются из памяти. Похоже, «Приключения магистра» изначально задумывались как некая летопись эпохи, призванная отразить изменения, происходящие со страной через призму восприятия магистра и баронета. Вот и тут появляются «оборотни в погонах», рублёвский гламур и «Культурный разговор: Coelho-Murakami, Robsky-Dostoevsky.» Себя Борис Акунин тоже не преминул скромно упомянуть, пересказав сюжет «Азазеля».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Что у нас в окуджавской триаде дальше идет? Талант? Окей. Предположим, вы богатый человек и хотите взрастить в своем чаде талант. Наймите лучших специалистов по детской психологии и педагогике, пусть как следует понянькаются с вашим крошкой, проанализируют каждый его чих и, пардон, анализ кала. А потом пусть дадут научный вердикт. Так, мол, и так, ваше степенство, честно отработав полученные от вас деньги, докладываем, что ваш сын имеет явную склонность, ну не знаю, к художественному свисту. Или к морской биологии, неважно. Потом, уже зная, к какому занятию расположено от природы ваше дитятко, вкладываете в пестование этого таланта еще столько-то, и лет через пятнадцать получаете готового гения. Ведь, как утверждает современная наука, какой-никакой скрытый дар заложен в каждом из нас, просто нужно как следует в человеке порыться. Про это даже роман написан, у этого, как его… забыл имя. Ладно, черт с ним

Если при чтении предыдущего романа цикла казалось очевидным, что ничего более дикого в сюжетном плане в цикле этом уже не появится, то «Ф.М.» смело расширил границы восприятия. Тут тебе и люди с весьма странными болезнями, продажа девственности за три сотни долларов, рублёвская любовь между трансвеститом и лесбиянкой и череда изощрённых убийств японским псом-демоном, Красной Шапочкой, Человеком-пауком и ещё Бог знает кем.

Но при всей затейливости антуража, главная мысль у автора проста и не нова. Ничего-то не меняется. И вот уже в XXI веке живут герои Достоевского пусть и под другими именами. Есть и Лужин и Свидригайлов и старуха-процентщица и даже Сонечка Мармеладова.

В конце книги супруга магистра и мать двоих его детей Алтын Мамаева-Фандорина произносит странную фразу: «Ты без меня пропадешь. А меня без тебя вообще не будет…», что позволяет предположить — падение с крыши «Архива древних рукописей» не прошло для магистра и баронета даром и все последующие приключения не более чем коматозный морок внука Эраста Петровича Фандорина.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень и очень профессионально сделанное произведение.

Неплохой детективный сюжет — квест в буквальном смысле, реализуемый с помощью ключевого персонажа Николаса Фандорина вместе с коллегой-трансом, прости Господи (единственное, что является негативным фактором — это как раз пропаганда автором неправильного отношения к подобным личностям) , верной супругой Алтын и разного рода удачных совпадений.

Отдельный сюжетный элемент — это авторская версия всемирно известного романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», конечно с определенным стебом и издевательством, но тем не менее весьма интересно и талантливо изложенная. Эта линия, на мой взгляд, получилась не менее великолепной.

Рекомендую.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Борис Акунин

Ф. М.

Ситуация точно такая же, как и в предыдущих романах о Николасе Фандорине: похождения баронета по прежнему наводят тоску и скуку. Получив от некоего наркомана несколько рукописных листков, Фандорин с изумлением обнаруживает, что это черновая версия известнейшего романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Ну того самого, где Родион-топор-старуха-Соня-«Тварь ли я...»-признание-каторга». Дальше начинаются поиски всей рукописи и ...тут полный провал. Понеслась круговерть из Спайдер-мэнов, Сэйлор-мунов, олигархов, свихнувшихся «достоевсковедов», трансгендеров, детей с печальными глазами...Такой бред, похлеще чем во «Внеклассном чтении». Честно, в какой то момент думал, что ещё пара страниц, и сюжет скатиться в откровенную чернуху, но кажись пронесло...

А вот история черновика «ПиН» уже интереснее. Нет, стилизацией под ФМД тут естественно и не пахнет, слишком разные фигуры — Достоевский и Акунин, поэтому из оригинального романа здесь присутствуют даже не персонажи, а имена — Раскольников, Лужин, Порфирий Петрович. Но расследование убийства старухи-процентщицы написано добротно,хорошо, плотно и завлекательно. Нет никаких глубоких идей, душевных терзаний, мук совести, а есть детектив — пародия времён ХIХ века происходившая в литературном городе Санкт-Петербурге. По крайней мере история Федорина написана на несколько порядков лучше метущегося Николаса.

Резюме — «Ф.М.» чуть лучше «ВЧ», но до действительно интересного «Алтын-толобас» не дотянула.

Самый большой плюс романа — он побудил меня в ближайшее время перечитать историю Родиона Раскольникова...

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прежде чем писать отзыв на «Ф.М.», должен заметить, что мне ОЧЕНЬ сильно не нравится творчество Достоевского и прошу иметь это в виду. Я высказываю своё мнение, при этом законов нигде не нарушаю (никакого, там, терроризма, экстремизма и т.д.), а если каким-нибудь фанатам Достоевского мой подход не нравится, дальше эту рецензию им лучше не читать.

Итак. «Преступление и наказание» я в своё время читал в школе, но до конца не осилил, хоть оно и было в нашей школьной программе. Ну, я прочитал какие-то основные моменты, но буквально самый минимум, чтобы двойку не поставили. Дочитывать всё остальное у меня желания не возникает. В отличие от Достоевского, Акунин написал свой «Ф.М.» достаточно хорошо, на крепкую четвёрку. Во-первых, он существенно улучшил оригинал (т.е. само «Преступление и наказание»), но сумел сохранить стиль Достоевского. В общем, получилось весьма похоже, только гораздо лучше. Хотя мне всё-таки больше понравилась современная часть. Жизнь 19 века я знаю намного хуже, и она мне просто меньше нравится, чем наша нынешняя. Слишком уж многих необходимых вещей тогда не было.

Тем не менее, я всё-таки не могу поставить Акунину пять и даже пять с минусом. Ему мешают два серьёзных недостатка, частично пересекающихся друг с другом. И один из этих недостатков можно заметить во многих книгах Бориса. У него явно присутствует склонность к подробнейшему смакованию всяческих болезней, уродства и ошибок природы. Иногда меня это реально раздражает. Я не говорю о морально-этической стороне дела — нет, это просто противно. Неаппетитно, можно сказать.

Второй недостаток — это чрезмерное погружение в мир всяческой толерастии. Для чего понадобилось

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
делать секретаршу Фандорина трансвеститом, постоянно меняющим пол туда-сюда? И с её манерами... по правде говоря, её манеры мне были бы в целом симпатичны, но здесь Акунин явно переигрывает в сторону грубости. Я бы оставил из этого следующее: пусть бы Валентина была прекрасной девушкой (настоящей!) из крутой семьи, действительно влюблённой в Фандорина и даже (ну, чёрт с ней) бисексуальной — ладно уж, пусть у неё будут и лесбийские замашки, это ещё не конец света — но без всякой смены пола, это уже слишком. Ну и манеры ей чуть-чуть сгладить, чтоб немного поприличнее себя вела.

Ну и ещё один маленький штришок, тоже в плане толерастии. А почему у Акунина главный герой называется «Ника»? Я бы на его месте был очень недоволен. Есть же нормальное мужское сокращение «Ник«! Извините, но я чувствую какое-то несоответствие, когда мужик носит прозвище «Ника», или когда Юрий Шевчук поёт «...Была я невеста, прекрасная дама», или когда историк Лев Клейн пишет про другого историка Л. Н. Гумилёва: «...В. Шаламов познакомил вольный мир с типичным образом лагерной Шехерезады — интеллигента, брошенного в среду урок и нашедшего способ адаптации к этой среде, способ выживания. Почти в каждом скоплении урок был такой рассказчик, ежевечерне «толкающий романы» для услаждения блатных. Я не знаю, был ли Лев Николаевич подобной Шехерезадой, но похоже, что был (никак не хочу его этим унизить — самой лучшей Шехерезадой, самой благородной).» Мне вот это всё режет слух. Может, отстаю от времени, ну и пофиг.

Таким образом, хотя в целом «Ф.М.» безусловно весьма интересен и я рекомендую его к прочтению, но ему всё же далеко до идеала.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну-ну, мэтру захотелось немножечко побыть Фёдром Михайловичем Достоевским. И даже попробовать за него что-нибудь написать... :)

Таким образом, роман всецело посвящён этой идее, овладевшей Акуниным. Автор ведёт линию современных событий, переплетая её с мотивами истории Достоевского, а так же, сюжетом вымышленного романа.

На мой вкус, линия самого романа от такого переплетения теряет. Акунин допускает ряд сюжетных ошибок, обычно не свойственных автору. Интрига явно отдаёт неблагородной бульварщиной.

Сценизм, в основном, удовлетворителен.

Образы героев понравились не все. Изображая наркомана, доктора, политика, автор тянет слишком много штампов. Пара героев откровенно бредовые. Детективная линия романа непривычно проста, и излишне утяжелена сущностями...

Тем не менее, для любителей творчества автора роман я рекомендую. Читается легко, и развлекает.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Занятно — в качестве чтения «для комплекта» — раз уж берешься читать Акунина. Так же, как в предыдущем романе, современная линия не очень удачна и интересна. А вот вариант Преступления и наказания» я читала с удовольствием. И, как тут уже писали, захотелось освежить в памяти первоисточник... Стиля Ф.М. тут, конечно, и близко нет. Но интересно.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне кажется, этот роман слабоват…Хоть я почти до самого конца не смогла угадать преступника…Перечитывать не захочется точно. Но сюжет и связка с мои любимым романом Преступление и наказание Достоевского довольно интересная задумка)))

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

2 в 1: исторический детектив + современный несерьёзный детектив. К Николасу Фандорину попадает часть неизвестной рукописи Достоевского — детективный роман с героями «Преступления и наказания». Николас берётся за поиски других частей этого бесценного раритета...

Концепция романа интересная, но сюжет получился особенно надуманным. Читается роман бойко, но часто возникало ощущение, что автор перегибает палку... Много трупов, эксклюзивных заболеваний, фантастичных событий. Создаётся впечатление, что Акунина мучила совесть так же, как и Фёдора Михайловича — писать хочется помонументальней, а нужно попопсовей. Вот и получилось увлекательное, но сильно нашпигованное чтиво. Историческая часть «под Достоевского», впрочем, выполнена достойно. Современная — чересчур неубедительно и поверхностно.

Читать рекомендую, но не больше 1 раза ) Несмотря на критику, я ставлю достаточно высокую оценку (8), т.к. роман читал четыре дня с большим азартом. Ещё — хороша тематика, ей можно подтолкнуть людей к чтению нашего великого классика. Ну и отличный слог Акунина всегда повышает оценку на бал )

Оценка: 8
– [  -2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Классная книга! Одна из моих любимых. Советую. Первая книга прочитанная у Акунина. После нее прочитал «Алтын Толобас» и «Внеклассное чтение». Все на «5», но «Ф.М.», пожалуй, понравился больше всех

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд цикл «Приключения магистра», куда входит роман «Ф.М.», вторичен по отношению книгам об Эрасте Фандорине. Менее яркие персонажи, откровенно слабая интрига. Да и современность какая-то неинтересная у Акунина получается. В общем, от Акунина ожидал большего.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень затянуто! Размышлизмы о Достоевском конечно хороши, сюжет развит, раскручен, но вот современная версия просто убивает своей наивностью. Главный злодей не впечатлил. Могу сказать это, пока первая книга автора которой я не поверил!

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читать, конечно же, легко, как и все книги Акунина. Но определенно не самая лучшая его работа. Но поклонникам Акунина читать обязательно.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Откровенно говоря не очень, да интересно местами, да забавно, но как-то не правильно... Но задумка с рукописью черновика Преступления и Наказания довольно интересная:)

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх