Гарри Гаррисон «Билл — герой Галактики»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Сатирическое | Юмористическое | Пародийное
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Первый роман серии был начат Гарри Гаррисоном в Дании в 1959 как экспериментальная история. Первая глава и эскизы рисунков для романа (первоначальное название — «Если вы разбираете этот шрифт, значит, черт бы вас побрал, вы подошли слишком близко» (If You Can Read This You’re Too Damn Close)) были представлены на рассмотрение Деймону Найту. Ему понравилась идея, и Гаррисону был дан аванс в размере 1500 долларов для окончания романа. Однако представленная версия не понравилась Найту, посчитавшему, что получается приключенческая история, испорченная шутками. Впервые он был издан в сокращённом виде под названием «Звездорубы» (The Starsloggers) в декабре 1964 в журнале «Galaxy Science Fiction», практически в то же время — в нескольких номерах журнала «New Worlds». В 1965 году издательством Doubleday был издан отдельной книгой.
Судьба забрасывает Билла в ряды имперской космической пехоты. История отслеживает его путь в армии: обучение, сражения, и, наконец, он случайно становится человеком, кого весь обитаемый космос знает как Билла — Героя Галактики. Но в результате выясняется, что Билл — циничный, «серенький» офицер, цель которого состоит в том, чтобы пережить вербовку и уйти из армии. Пародия на военную жизнь и логику, выражающая антивоенную позицию автора.
Авторское посвящение: «Моему товарищу по кораблю Брайану У. Олдиссу, который использует секстант и прокладывает курс для всех нас».
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Нескорений, 15 июня 2015 г.
При анализе данного цикла в первую очередь необходимо отделить мух от котлет. Собственно в жанре армейской сатиры написаны только первый и последний романы цикла, а также единственный в данном сериале рассказ. Начиная со второго романа цикл превращается в пародийный постмодернистский кроссовер, несмотря на периодические отсылки к персонажам и событиям первого, самодостаточного и завершенного, произведения изначальный посыл и дух заглавного романа в продолжениях отсутствует.
Этот цикл стараниями как самого мастера, так и его соавторов является частью Вселенной Гарри Гаррисона, в которую помимо Билла, Героя Галактики можно увязать Стальную Крысу и Мир Смерти. Сквозные перекрестные отсылки в упомянутых циклах имеются и для внимательного читателя они очевидны, правда главным героям в рамках одного произведения встретиться не удалось, это и не удивительно, т.к. их разделяют тысячелетия, но чисто теоретически такой вариант был бы реален, учитывая описанную Гаррисоном возможность путешествий во времени, и если бы за дело взялись спецы из Marvel, возможно, мы бы получили аналог «Мстителей», но этого к счастью или к сожалению не произошло.
Перед нами далекое будущее, человечество расселилось по всей Галактике, образовав гигантскую Империю, раздоры, казалось бы, позади, но на горизонте новая угроза — ящероподобная раса миролюбивых чинджеров на свою беду вступила в контакт с человечеством и разразилась война — бесконечная, бессмысленная, беспощадная. Автор рисует перед нами образ типичного солдата Империи, тупой похотливый алкоголик Билл мечтает лишь об одном — о дембеле. Процесс перековки обычного гражданского в законченного армейского ублюдка прекрасно показан в первом романе, на этом стоило бы и поставить точку, ведь, как признался Гаррисон в одном из интервью, согласие на превращение исходного произведения в сериал было его ошибкой, о которой он сожалеет.
Со второго романа начинается пиршество постмодерна — постоянные отсылки к произведениям не только Гаррисона, но и других авторов, как фантастов, так и реалистов, высмеивание коллег по литературному цеху, зачастую за гранью фола, низкопробные пародии на популярные фантастические вселенные — «Звёздный войны», «Звёздный путь», «Чужой» — вот основное наполнение произведений продолжателей цикла. Всё это было бы интересно при наличии смешных шуток, внутренней логики и неординарных сюжетов — ничего этого в продолжениях нет, литературный уровень этих произведений довольно низок, даже именитый Р. Шекли порядком разочаровал, что уж говорить о менее известных соавторах.
Возможно, я в некотором роде литературный мазохист, но могу признаться, что в полном объеме прочел весь цикл дважды. Первый раз это случилось около десяти лет назад, решив освежить забытое в памяти перечитал — действительно, видимо, хорошее остается в памяти надолго, а плохое быстро забывается, большинство романов-продолжений я читал как будто впервые, поражаясь бредовости и абсурдности фантазии авторов, решивших посоревноваться друг с другом в «оригинальности».
Тем не менее, я бы однозначно рекомендовал к прочтению первый роман и рассказ о первом отпуске Билла. Для желающих проверить на своей шкуре истинность моих выводов касательно цикла и составить представление о сериале советую два романа — это приключения Билла на планете роботов-рабов и на планете десяти тысяч баров, остальной материал, мягко скажем, рассчитан на сильного любителя и вызывает впечатления в спектре от скуки до раздражения и возмущения.
Gvarang, 8 октября 2011 г.
Цикл очень интересный в плане « поразмыслить». Это не юмор, это довольно жосткий сарказм. Вроде бы и смешно и действительно остраумно, но остается внутри чувство горече и обиды за человечность и людей. В некторох маментах ,особенно в послеслови, пронзало наскозь прямо в сердце. Конечно это не легкая сатира Пратчета, иногда довольно жосткие слова вызывают оттаржение, но это, если вдуматься, отлично сочитается с общей идеей цыкла.
Особенно первая книга, столько яда в такой изысканной форме может разместить в действительно смешном романе только настоящий мастер.
Первый раз читая его лет 10 назад мне казалось что это уж очень поверхностнае произведение, и явный среднячок, куда больше меня привлекала стальная крыса, но теперь я понимаю что поверхностен был я как читатель.
Конечно последующие романы цикла намного слабее первого. По всей видимости Гарри спусьтил то что действительно накипело и не давало спокойно спать, а уже потом решил продолжить, но запал уже не тот.
Вобщем можно сказать одно «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь».
Хорошего вам чтения.
Nickolay, 17 мая 2007 г.
Первые два рассказа цикла идут хорошо. А потом начинается добротная халтура с соавторами. Гаррисон это дело, по видимому, любит.
Asaris, 23 апреля 2017 г.
Честно говоря, не знал, что по «БГГ» был написан целый цикл. Читал только первый роман. Слышал ранее, что планировался он как сатирический «ответ» на «Звёздный Десант» Р. Хайнлайна. И действительно, одну отсылку на «ЗД» я нашел
DukeLeto, 24 декабря 2006 г.
На фоне все остальных книг серии первая несомненно выделяется в лучшую сторону. Про все остальные могу сказать следующее.
Представьте себе титулованного автора всю жизнь писавшего серьезную фантастику, который сидит у камина и думает «Как вы все меня достали. Вот возьму сейчас и в отместку напишу какой-нибудь бред. Штоб вы все подавились своим хорошим мнением обо мне.» Ну вот и написал.
Gynny, 18 марта 2013 г.
Великолепная первая книга цикла — антимилитаристическая, антибюрократическая и много другого анти- (при том, что не люблю армейские шутки и грубый юмор а ля «Швейк» Гашека) с ударным финалом, и скатывание к неимоверной глупости дальше. Поставила троечку из уважения к автору (при том, что первый «Билл» десятка, а остальные части и оценивать не хочется).
Махновец, 22 ноября 2011 г.
Лично для меня фантастика отходит на второй план. В первую очередь я рассматриваю этот роман как сатиру. Если заменить фантастические штучки на реальные (к примеру корабль космический на АПЛ) выйдет повествование в стиле «Catch-22» Джозефа Хеллера (читал в переводе на украинский: «Пастка на дурнів» — «Ловушка на дураков»). Со знанием дела написано, сразу видно — человек послужил своей американской Родине. В каждом третьем-четвертом предложение узнавалась родная Советская Армия. Ну а сейчас почти в каждом я узнаю армию Украинскую.
Для неокрепшей психики сугубо гражданских лиц местами бывает грубовато.
Но насколько Г.Гаррисон прозорлив! Что это — случайность или угадывание, или что?! Лагерь подготовки новобранцев имени Льва Троцкого! Прочитал еще при Союзе, и вижу жесткую сатиру на военщину. Но на какую? Амерскую? Причем тогда здесь Лев Давыдыч? Советскую? Опять Троцкий не причем и к тому же, несмотря на угадывание общего для любой армии казарменного духа, на СА не похоже. Но сейчас, когда в америке к власти пришли неолибералы-троцкисты, все становится на свои места.
KindLion, 15 июля 2020 г.
Уходят мэтры фантастики… Вот и Гаррисона не стало. Покинул нас этот веселый, разбитной, гениальный и трудолюбивый дядька. Наверное, отправился открывать новые, до поры ему недоступные, миры.
Как всегда, после смерти звезд такого масштаба, СМИ разразилось серией материалов о нем. В одной из статей я прочел, что наиболее популярной серией Гаррисона на западе является «Билл – Герой Галлактики», у нас же – популярны другие произведения автора. И вправду – подумал я, — в свое время я читал «Стальную Крысу» и «Мир Смерти», пора восполнить свое образование о Герое Галлактики, и открыл эту книгу.
Первый же ее абзац заставил восторженно захохотать. Надо сказать, и при последующем чтении я неоднократно взревывал от восторга, то и дело подчеркивая особенно гениальные перлы.
О военно-полевой почте:
«Выдача писем велась с хорошо продуманной безалаберностью и медлительностью.»
Письмо солдату от мамы:
«Урожай плохой, долги, робомул подцепил прокладочный сап — надеюсь, у тебя тоже все хорошо, целую, мама.»
…
«Он верил в неукоснительную справедливость правосудия — поскольку никогда не сталкивался с ним»
«Начались переговоры, которые заняли несколько часов. Все трое испытывали взаимную симпатию, уважение и не верили друг другу ни на грош»
«После того, как он пообещал отстрелить им ноги, они полностью согласились с его аргументами»
.
Есть такая распространенная шутка: «Кто в армии служил – тот в цирке не смеется». Хотелось бы дополнить — «но, зато — он смеется над этой книгой Гаррисона.»
Мне очень импонирует антивоенная, точнее – антиармейская, тональность книги. К сожалению, автор, от сатиры на армейские порядки, во второй половине книги скатывается на сатиру всего и вся – градостроительства и градоустройства, религии, церковности и религиозности, юриспруденции, человеческих пороков и пороков человеческого общества. От этого, на мой вкус, книга здорово проигрывает, и теряет своих приверженцев.
Не уверен, что скоро засяду за другие тома серии.
P.S. Отзыв написан в августе 2012 года
Airwind, 11 октября 2016 г.
Очень, очень сложный для восприятия цикл. Дело даже не в многочисленной грубости, цинизме и отвратительности, но ещё и в самой структуре. Сюжет ведёт себя как хочет, локации сменяют друг друга в самых неожиданных комбинациях, мотивация, логика и прописанность персонажей признаны классовыми врагами. Читаешь — и не понимаешь, что читаешь, как, почему, зачем, что здесь вообще происходит.
Но при этом — прекрасный, практически идеальный образец антивоенной сатиры. И царяшим в армии бардаком дело не ограничивается, Гаррисон идёт дальше и показывает, что на самом деле стоит за войной и всеми красивыми словами о ней. Когда людей насильно и обманом отрывают от родного дома и отправляю умирать за цели, которые им неясны и неизвестны. Как одурманивают солдат сказками о том, что каждый может при проявленной доблести стать генералом, хотя генеральский круг крайне узок, не пустит к себе посторонних, и попасть туда исключительно за заслуги удаётся единицам. Как военные живут и бредят войной так, что готовы устроить её с кем угодно, даже во вред себе, лишь бы война шла. Как люди становятся пушечным мясом, которое буквально отправляют на убой — без цели, без смысла, без сожаления, а погибшие гражданские объявляются «сопутствующим уроном», и ответственность за их гибель никто не понесёт. Всё это и многое другое Гаррисон показывает хоть и со стёбом и рыганьем, но так достоверно, что становится не по себе.
Честно говоря, это очень по духу похоже на «Похождения Швейка» — точно такая же неприятная во всём сатира, читать которую трудно, но стоит того. Так что если вам понравилось одно — зацените и другое.
Итог: Сатира — 10, само произведение в целом — 5.
oalexey, 28 марта 2008 г.
Самая смешная фантастика, которую читал. Аналогов подобной книжке не видел, разве что цикл про Стальную Крысу у этого же автора.
drgre, 17 октября 2006 г.
Немного разочаровался в «великом классике». Написанно умело, хороший конь борозды не попортит, и тем не менее, почти все книги серии сильно пропитаны инфантильным и как точно подметил Unicorn «излишне грубым и прямым как кишка юмором«!
На мой взгляд можно было пропустить эту серию книг...
Din Tomas, 3 сентября 2006 г.
Сатира на армию, читать интересно, хотя и жвачка, и часто не слишком забавно)
lex_art, 5 февраля 2022 г.
Когда-то в детстве цикл про Билла «ставшего солдатом к вящей славе императора» казался мне предельно смешным. А теперь все стало немного иначе. Не хуже, а именно иначе. Я по-прежнему помню это произведение если не наизусть, то достаточно близко к тексту. Но, воистину, у меня есть возможность убедится, что любое художественное произведение — это не просто набор букв, но и эмоция, которая сопровождает чтение. А эмоция — штука недолговечная. Она не то, чтобы исчезает бесследно. Она просто изменяется со временем. Перечитывать старый знакомый текст было интересно, но уже не особо смешно. В конце концов я вспомнил фразу самого Гаррисона о том, что в НФ произведении легко быть легкомысленным, и на порядок сложнее — смешным. С годами я узнал, что Гаррисон сам имел отношение к армии, и вся его сатира родилась не на пустом месте. И поэтому я не склонен считать автора легкомысленным. Но если когда-то что-то казалось самым-самым, то со временем это мнение ухудшится. Просто потому, что от состояния «самый-самый» можно сползать только вниз. Именно поэтому произведения, не требующие для чтения какого-то особого настроения, заведомо будут выше чего-то специализированного. В данном случае — развлекательного. Просто спустя 20 лет окажется, что даже при сохранившейся привычке читать книги, развлекаться ты будешь уже как-то иначе. Неважно как. Просто — иначе.