fantlab ru

Дэниел Абрахам, Тай Френк «Война Калибана»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.24
Оценок:
1788
Моя оценка:
-

подробнее

,

Война Калибана

Caliban's War

Роман, год; цикл «Пространство»

Аннотация:

Мы не одни.

На Ганимеде, кормящем внешние планеты, марсианская десантница видит, как ужасный суперсолдат уничтожает ее отряд. На Земле высокопоставленный политик старается предотвратить возобновление межпланетной войны. На Венере, инопланетная протомолекула наводнила планету, провоцируя огромные изменения, и грозит распространиться по всей солнечной системе.

В глуши космоса Джеймс Холден и команда корабля “Росинант”, помогают Альянсу Внешних Планет поддерживать мир. Когда они соглашаются помочь ученому найти пропавшего ребенка на раздираемом войной Ганимеде, будущее человечества зависит от того, сможет ли один корабль остановить вторжение, которое уже началось…

“Война Калибана” – стремительное приключение, продолжающее сюжет “Пробуждения Левиафана”.

© Перевод аннотации geralt9999
С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2013 // Научная фантастика

Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2012 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов. 8-е место

номинант
Локус / Locus Award, 2013 // Роман НФ

Похожие произведения:

 

 


Война Калибана
2013 г.
Война Калибана
2018 г.
Война Калибана. Маслобойка. Боги риска
2021 г.

Электронные издания:

Война Калибана
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Caliban's War
2012 г.
(английский)
Війна Калібана
2021 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающее «Пробуждение Левиафана» завоевало Дэниелу Абрахаму и Таю Фрэнку немало поклонников, но одновременно поставило перед довольно сложной задачей. Следующие книги цикла должны были если не перепрыгнуть установленную самими авторами планку качества, так хотя бы не уронить ее. С задачей «минимум» справиться удалось. «Война» практически ни в чем не уступает «Пробуждению» и активно пользуется все теми же козырями, но в то же время не предлагает ничего нового и оставляет ощущение мостика, перекинутого между первой и третьей частями трилогии.

В структурном плане «Война Калибана» получилась гораздо более цельной книгой, чем «Пробуждение Левиафана». Если первый роман представлял собой лоскутное одеяло из самых разных жанров, то вторая книга трилогии с первой и до последней страницы остается космооперой. Тем не менее, Абрахам и Фрэнк стараются найти применение практически для каждой вещи из того набора инструментов, что принес успех в прошлый раз. На страницах «Войны» находится место и для лихих ковбойских приключений, и для перестрелок, и для политических интриг, и для тошнотворных зомби, причем порой авторы прямо следуют незатейливому слогану типичных сиквелов «В два раза быстрее, в два раза круче, в два раза больше». В этом плане единственное существенное отличие «Войны» заключается в том, что вместе с Миллером из повествования выбыли все намеки на нуарный детектив.

А вот во всем остальном соавторы тщательно стараются следовать установленным в первой части канонам. Даже завязка сюжета «Войны» практически полностью копирует начало «Пробуждение» — при загадочных обстоятельствах исчезает маленькая девочка, и ее безутешный отец организовывает поиски дочери. Но если в первой книге Жан-Пьерр Мао действовал чужими руками, то здесь безутешный родитель сам отправляется на поиски и становится одним из главных героев повествования.

По сравнению с «Пробуждением» количество основных персонажей увеличилось в два раза, причем в трех случаях из четырех это оказались совершенно новые лица. С бедой ученого Пракса Менга мы уже частично столкнулись – его дочка пропала при загадочных обстоятельствах, и Пракс понятия не имеет, где ее искать. Комендор-сержант (по сути – командир взвода) марсианского десанта Роберта Дрейпер потеряла всех своих людей, а заодно и смысл жизни, в схватке с загадочной тварью, как-то связанной с протомолекулой, и теперь единственное будущее, которое она видит для себя, заключается в героической гибели при попытке повторной схватки с монстром. И, наконец, последняя из новичков в списке – заместитель Генерального секретаря ООН Кристджен Авасарала – пожилой прожженный политик, бабушка с добрым сердцем и лексиконом сапожника, которая пытается вдохнуть хоть немного смысла в ООН и удержать человечество от самой главной ошибки в своей истории.

Ну и последний герой нашей истории в особых представлениях не нуждается. Капитан «Росинанта» Джеймс Холден без особых потерь прошел «Пробуждение», чуть было не стал виновником самой кровопролитной войны в истории человечества и умудрился стать занозой в заднице как на Земле, так и на Марсе, но за всю эту историю он так и не поумнел и остался все тем же наивным идиотом, свято верящим в одному ему ведомые идеалы. Правда, если раньше он сначала пытался поделиться с миром своими открытиями, а уже потом включал мозг и начинал думать, то теперь он сначала хватается за дробовик и начинает стрелять, а уже потом задает вопросы.

Соавторы отлично вырисовали портреты своих персонажей, которые действуют в строгом соответствии со своим характером. Например, тот же Холден как начал творить глупости в самом начале первой книги, так и продолжает этим заниматься по сей день. Другие герои представляют больший интерес, поскольку каждый их них попадает в совершенно непривычные для себя обстоятельства. Привычный уютный мирок Пракса рушится после того, как его дом становится ареной ожесточенной схватки между Землей и Марсом, а неизвестные злоумышленники похищают его дочь. Ученый пытается найти девочку, но его аналитический ум заточен под совсем другие задачи и нуждается в помощи. Сержант Дрейпер совершенно теряется в новом окружении, но вместе с тем начинает понимать, что на свете есть куда более страшные вещи, чем драка между Землей и Марсом. Ну а Кристжен Авасарала, привыкшая считать себя самой крупной рыбой в пруду, внезапно выясняет, что и ее порой можно обвести вокруг пальца, как вчерашнюю школьницу. Необычная обстановка требует от героев другой реакции и нестандартных решений, так что наблюдать за их поведением достаточно интересно.

С Холденом ситуация другая. События «Левиафана» не могли не оставить на нем свой отпечаток, и нельзя сказать, что Джеймс изменился в лучшую сторону. Скорее наоборот, если раньше он творил глупости из высоких побуждений, то теперь им часто движет страх, который тоже не способствует обдумыванию своих действий. А так Холден не научился ни просчитывать последствия своих поступков, ни понимать последствия своих решений. Впрочем, ему на роду написано быть наивным идеалистом, ведь название его корабля, «Росинант», открыто намекает на то, откуда растут корни подобного поведения.

Впрочем, Абрахам вообще любит подобный символизм, что особенно проявляется в названиях его книг. В «Пробуждении Левиафана» люди, сами того не ведая, пробуждают инопланетную угрозу, способную уничтожить все человечество, а в «Войне Калибана» заставляют воевать и умирать за свои интересы, совершенно не понимая, какого джинна выпустили из бутылки, и как их эксперименты могут отразиться на них самих. Но это уже случится во «Вратах Абаддона», название, как-никак, обязывает.

По сути, именно поэтому «Война Калибана» представляется переходным мостиком. На фоне инопланетной угрозы, всю вторую книгу обретающейся на заднем плане под облаками Венеры, все мелкие и крупные дрязги между Землей и Марсом и даже самые коварные заговоры недалеких махинаторов выглядят детскими шалостями. Хотя читать о них, безусловно, интересно.

Оценка: 8
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Помнится, когда читала «Пробуждение Левиафана», меня не оставляло ощущение чего-то знакомого и классически «голливудского». Чего-то наподобие космического «Крепкого орешка», в котором отдельные благородные и честные личности борются с изначально неблагородным и несправедливым миром. Все было в первом романе продуманно и крепко скроено с хорошим балансом сражений и сентиментальной лирики, хотя и несколько однобоко и упрощено: герои геройствовали, безумные ученые с безумным смехом отправляли мир в тартары, рефлексирующие граждане пьянствовали от бессилия и в промежутке между запоями совершали благородные поступки. Но, в результате, все заканчивалось более-менее благоприятно с обязательным заделом для продолжения.

Продолжение не заставило себя ждать и появилось в виде романа «Война Калибана», который довольно успешно закрепляет достигнутые «Пробуждение Левиафана» успехи и даже отвоевывает новые позиции.

Как и для любой «голливудской» серии успешный сценарий в своей основе практически не меняется. В центре сюжета все та же история вторжения инопланетян в виде грозной протомолекулы. Уже в конце первого романа было понятно, что история еще не закончена, и кто-то плохой обязательно припрячет «лакомый кусочек» для своих черных замыслов. Эти ожидания оказываются, оправданы на все сто процентов: нехорошие граждане вновь решают создать супероружие из протомолекулы, для чего разворачивают новые «полевые испытания» на просторах дальнего Внеземелья.

Ничего не будет существенно нового, и в дальнейшем построении сюжета, только одни элементы, вышедшие из оборота по причине порчи или гибели, заменяются на другие. Раньше искали взрослую девушку Мао, теперь ищем украденную девчушку Мэй. Раньше летали на Эрос, теперь полетим на Ио и Ганимед. Раньше роль «рефлексирующего» персонажа исполнял пьяница Миллер, теперь — десантница с Марса Роберта. Но в центре так и останутся все тот же герой-одиночка Джеймс Холден и его команда с корабля “Росинант», которые опять не могут пройти мимо несправедливости и отчаянно кидаются на защиту невинных в самую гущу событий.

Самое интересное, что ожидаемый набор «сюжетных кирпичиков» не портит впечатление. Показалось, что авторы учли замечания читателей, и внесли нужные коррективы для поддержания интереса. Добавили действия, уменьшили диалоги, немного убрали лирики и сантиментов, добавив перестрелок и чего-то похожего на интеллектуальные игры политиков. И читать стало гораздо интереснее: хождение по космическому кораблю все же короче по времени и динамичнее, чем многостраничные блуждания по целой станции. Задание выполняется быстрее, и монстры убиваются оперативнее.

Даже начала проглядывать за перестрелками некая социальная идея. Если в первой части говорилось о пробуждении некоего всеобщего Зла, ветхозаветного Левиафана, то здесь уже в открытую говорится о противостоянии разных социальных групп, «цивилизованной» буржуазии Земли и «дикарями» колоний, бесхитростно и прямолинейно отсылая к самому Шекспиру и его «Буре».

Что еще добавить? Через весь сюжет проходит и некая составляющая, обещающая продолжение. Это все та же протомолекула, которая что-то там таинственное делает на Венере. Все ждала, когда же она появится на сцене во всей красе. Надеялась, что ее используют в раскрутке сюжета. Но в этой книге ей отвели только роль фона: грозовых туч, которые сгущаются на горизонте, пока человечество решает свои мелкие местничковые проблемы. Зато финал ожидаемо не разочаровал, позволяя повернуть сюжет в новое русло. Неожиданно? Ожидаемо! Но приятно...

Как приятно и то, что серия «не сдулась» в самом начале, не просто закрепившись на отвоеванных позициях, но и немного продвинувшись вперед. И давая надежду на развитие успеха. Будем ждать.

Оценка: 8
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Знаете, бывает такое ощущение от книги или фильма: вроде все понравилось, желаешь «продолжения банкета», однако фанатом произведения не становишься. А спустя пару дней или недель это самое желание «продолжения банкета» плавно перетекает в «надо будет как-нибудь повторить». Ситуация с циклом Кори как раз такая. Нечто похожее у меня было с «Трансформерами» Майкла Бэя, когда я на второй фильм пошел в поисках таких же впечатлений, как от первого, и примерно их и получил, за исключением разве что новизны. Даже концепция сиквела у произведений схожа: все то же самое, только ярче, больше и масштабней. «Пробуждение Левиафана» играло с жанрами, плавно перетекая с ужастика на космооперу, оттуда в состояние легкого нуара, и через несколько приключений мы вновь читали ужастик. В «Войне Калибана» такого нет, перед нами вполне определившаяся космоопера с максимумом приключений и политических интриг, а также с четырьмя главными героями. Итак, знакомьтесь:

• Капитан Джеймс Холден. Хотя с ним можете и не знакомиться, он успешно перешел из первой книги. И если раньше этот человек зарекомендовал себя, мягко говоря, крайне недальновидным, то теперь он еще и приобрел привычку решать некоторые проблемы с помощью пистолета. И в целом такое развитие персонажа вполне закономерно, к тому же стагнация его образа не наступает.

• Ученый Праксидик Менг. Простой ботаник, у которого похитили дочь и который всеми силами старается ее отыскать. Таким бравым приключенцем, как Холден, ему, конечно, не стать, да это и ни к чему. Менг у нас отвечает за несколько вовремя поданных умных мыслей, а также за драматизм ситуации.

• Десантница Роберта Драппер. На ее глазах монстр уничтожил взвод подготовленных солдат, она сама лишь чудом избежала гибели. Конечно же, ей теперь есть что сказать чудовищам из протомолекулы при встрече. Однако до этой самой встречи ей предстоит пройти довольно длинный и тернистый путь сквозь политические интриги Земли и Марса.

• Политик Крисьен Авасарала. Въедливая и острая на язык пожилая дама, которая очень напоминает Оленну Тирелл из «Песни льда и пламени». Именно благодаря ей мы можем видеть и понимать суть интриг и танцев с бубнами в высших эшелонах власти.

Как вы видите, в продолжении стало больше действующих лиц, действие приобрело больший масштаб и порождений протомолекулы тоже стало больше. Однако вся сложившаяся ситуация напоминает ту же «Песнь льда и пламени» или, если хотите пример из истории, период междоусобиц: несколько условно «княжеств» постоянно выясняют отношения между собой, в то время как на них движется опасный враг, одолеть которого можно только в случае объединения и сотрудничества (и то не факт). Однако разборки с соседом привычнее и интереснее, так что...

В целом читать книгу чуть менее интересно, чем «Пробуждение Левиафана», однако это лишь субъективные впечатления. Мне интереснее было бы читать про развитие отношений с протомолекулой, однако это, видимо, припасено на третий том. Что ж, остается только ждать и надеяться, что продолжение не подкачает.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Продолжение цикла, удачно использующее знакомые по первой части литературные приемы. Отправной точкой для развития фабулы стал инцидент на спутнике Юпитера Ганимеде, связанный с протомолекулярным мутантом. Венера под властью протомолекулы превратилась в ящик Пандоры, за которым мировой общественности остается только наблюдать и который откроется в эпилоге – сюжетный мостик к событиям третьей части. Более подробно нас знакомят с обустройством жизни на Земле будущего: общество потребительства победило и большая часть населения превратилось в тунеядцев, живущих на базовое пособие. Число главных героев выросло до четырех, однако сюжетные линии быстро слились сначала в два дуэта, а затем – в квартет.

Общение Холдена с Миллером однозначно повлияло на характер первого, поубавив уровень идеализма и гуманизма, что вызвало недовольство нежданной дамы сердца, Наоми. В результате капитану «Росинанта» приходится решать не только глобальные проблемы, но и разруливать трудности на личном фронте. Его вера в силу правды и пользу информационной открытости осталась непоколебима, что в итоге даже принесло финансовую выгоду его кампании.

Образ ученого с Ганимеда Праксидика Менга показался самым скучным. Явно его ввели в повествование, чтобы привнести во все происходящее личный интерес. Одержимость растениями у него вытеснилась желанием вернуть похищенную дочь в самом начале романа и с тех пор в душевном состоянии ботаника никаких кардинальных перемен не происходило, поэтому количество глав, ему посвященных, избыточно. Хотя, конечно, сцена, где на его беду откликнулась масса людей, трогает.

За сюжетный пласт «про Большую Политику» отвечает чиновница ООН Крисьен Авасарала – старушка с огромным набором ругательств и непреклонной волей. Удерживая мир от войны, она пытается искупить вину за случайную гибель сына. При этом осознает одновременную тщетность подобных усилий и невозможность ничего не делать. Авторы явно верят в существование порядочных политиков.

В паре с ней идеально смотрится марсианская десантница «великанша» Роберта «Бобби» Драпер, потерявшая боевых товарищей на Ганимеде. Интересно, как через боль потери и жажду мести Бобби в финале обращается от войны к миру (поездка на свадьбу брата). Символично в этом плане, что ей пришлось отказаться от своей «второй кожи» — боевого скафандра.

Что, надо признать, не удалось авторам – так это политические интриги с заговором корпорации «Маоквик» и примкнувшей к ней военной верхушки Земли и Марса: бесхитростно, поверхностно и слишком легко преодолимо. В этом отношении писатели напоминают Холдена: судя по всему, им сложно представить, на сколько подлыми, изощренными и т.д. могут быть негодяи. Отсутствие цинизма в картине мира. В связи с этим после чтения остаются как позитивные эмоции («Добро победит!»), так и ощущение нереалистичности происходящего.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая книга трилогии, что приятно, оказалась ничуть не хуже первой — а то и чуток посильнее. Смело могу рекомендовать всем ценителям космической НФ хайнлайновской школы, без виртуальной реальности и гиперпрыжков.

Формально «Война Калибана» — самостоятельный роман, но он настолько плотно завязан на события и персонажей первой части, что по сути одна книга от другой неотделима.

Всё очень качественно и ровно написано, мир раскрывается шире, персонажи показаны глубже, метасюжет потихоньку движется. Марс, Земля и Союз внешних планет все так же строят друг другу козни. Политики продолжают вести переговоры, бизнесмены заключают сделки, адмиралы проводят флотские учения. Злодеи не оставляют попыток приспособить инопланетную протомолекулу в качестве оружия. Нечеловеческий супермозг, покрывший поверхность Венеры, по-прежнему занят своими непостижимыми делами.

Неунывающий оптимист капитан Холден (подозрительно похожий на капитана Рейнольдса из Firefly) со своей бестолковой командой все так же мотается между Землей и Юпитером, зарабатывая на чем придется и ввязываясь в разные благородные авантюры. Бескомпромиссный детектив Миллер (подозрительно похожий на постаревшего Роршаха из Watchmen), к большому сожалению, выбыл из повествования, но на замену ему пришла суровая женщина-морпех Бобби, личность не менее колоритная и драматичная. Вместе они обязательно спасут всех похищенных детей, выведут на чистую воду всех негодяев и предотвратят очередную войну.

В общем, кому понравилась Leviathan Wakes — Caliban's War понравится еще больше.

Кто первую не осилил — за эту браться тоже не стоит, ничего нового в ней нет.

Кто с «Левиафаном» не знаком — в «Калибане» мало что поймет, цикл надо читать последовательно.

PS. Судя по адскому накалу клиффхэнгеров в эпилоге — третья часть будет особо зажигательная, ждем с нетерпением.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

К серии «Экспансия» решила обратиться после вышедшего одноименного сериала, который действительно оказался событием – сюжет, персонажи, актеры, визуальная составляющая — все было свежо и на высоте. Книгу «Пробуждение Левиафана» в продаже уже не отловила, нашла «Войну Калибана». Хотелось продолжения приключений и встречи с интересными героями сериала.

Ну что ж, роман прочитан, к концу уже скрипя зубами. Легким и приятным это чтение для меня не стало… из-за обилия ненормативной лексики. Страницы пестрят диалогами вроде «Капитан, вы ж… разговариваете лучше, чем любой из нас ртом!». По-моему, все персонажи на протяжении книги делятся информацией о том, что они наделали штаны. Прибавляют ли это откровения остроты, перчинки? Каждый решает сам. У меня просто возникло чувство, что держу в руках литературу далеко не первого сорта.

Бросается в глаза исключительная бедность речевой характеристики персонажей. Иначе говоря, дипломат высшего эшелона по разговору ничем не отличается от корабельного механика. Очень странно, что Крисьен Авасарала, индианка, женщина, вышедшая из совсем другой культурной традиции, прошедшая всю дипломатическую лестницу, так убого выражает свои мысли. Как-то ее ум, доброта и приверженность правому делу для меня совсем потерялись за бесконечными обещаниями оторвать кому-нибудь… К концу уже спотыкаешься буквально о каждую фразу, видимо, что должно символизировать напряженность действия.

Книга очень растянута. Пухлый, раздутый томик, где информативность каждой главы минимальна, например: герой прошел по коридору, попал в другое помещение. Персонажи картонные, Холден и его команда в особенности. Какая-то жизнь есть в Бобби и Авасарале, но диалоги все как один пресные, ни о чем. Вроде отмечала какие-то занятные научно-технические задумки авторов, но за перечисленными недостатками они тоже поблекли. Есть несколько кусков с закрученным сюжетом, несколько экшн-сцен.

Вердикт: кино изрядно облагородило творение Дэниела Абрахама и Тая Франка. В изложении на киноязык, возможно, это все и приняло бы подобающий и «вкусный» вид (хотя сюжет дублирует «Пробуждение Левиафана», и это бы бросалось в глаза), но книга производит впечатление пачки едва съедобных снеков, которыми, конечно, можно набить желудок, но вот нужно ли?

Оценка: 3
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мое первое и четкое впечатление от этой книги — это не наше будущее. Это какая то параллельная вселенная населенная потомками какой то иной версии человекообразной обезьяны. Хотя может быть я и не прав и мы читаем описание действия «эффекта лемминга» — количество разума отведенного для одного вида постоянно и при росте популяции на отдельного индивидуума приходится его все меньше и меньше. Оставляя в стороне сюжет (он достаточно стандартен для фантастики, некая третья внечеловеческая сила вмешивается в военное противостояние человеческих группировок), перейду сразу к персонажам. В детстве у каждого из нас были книги, героям которых хотелось подражать. Отбиваться от собак с Маугли, нестись по свету с Филеасом Фоггом, подкладывать гранату под траки тигра с лейтенантом Кузнецовым. Да, вместо этого в лучшем случае мы шли мастерить поджиг и рубить палкой головы репейнику. Но это было действо, сопереживания и масса интереса. Здесь же... больше всего, персонажи напоминают горсть тараканов, которых вытряхнули из банки на стол и включили свет. Все ломятся в разные стороны, без малейших проблесков разумной деятельности. У меня на протяжении всей книги (точнее всего сериала Пространство), было постоянное желание взять каждого из героев за шкирку — развернуть в сторону разума и дать хорошего пинка для ускорения. Без этого они в собственных подтяжках путаются... . Да, это тоже своего рода сопереживание. Но это состояние полной обдолбанности героев книги, реально бесит, бесит до ломоты в ... короче бесит.

Не верьте, что это боевик про космическую войну. Не верьте, что это политический триллер о борьбе за власть над Землей или Марсом. Нет. Все это один большой цирк. Цирк, в котором выступают одни только клоуны. Белые, рыжие, иногда не столько смешные, сколько глупые или нелепые, зато очень старательные в своих ужимках. Перед вами арена, почти не отличающаяся от реальной жизни. Но именно, что «почти».

Читал кусками. Делая перерывы на более внятные, с точки зрения обыденной логики произведения.

И при всем при этом, роман великолепен. Действие затягивает. Мир выглядит выпуклым, ярким и приятным на ощупь. Фантастика выглядит по настоящему научной.

P.S. ИМХО — сериал у Сайфая получился откровенно слабым. Книга ярче и сложнее.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Признаюсь честно, ожидал от книги намного большего. На деле же получил сюжет, следующий той же канве, что была нам предложена в «Пробуждении Левиафана». Почему-то даже возникла ассоциация с недавним «Пробуждение силы», которое, согласитесь, многое почерпнуло из четвертого эпизода небезызвестной звездной саги.

Детективная составляющая истории, на мой взгляд, слабее чем в первой части. Политических интриг стало больше (отдельное спасибо за образ Авасаралы, которую киношники воплотили на экране ещё с самого начала истории), боевка — сочнее, Холден — менее наивен и от этого не так напрягал, как в «Левиафане». Естественно, самым запоминающимся персонажем смело можно назвать десантницу Бобби. Вот уж за кем точно было интересно следить. К сожалению, не могу сказать того же о другом новичке — Праксидике. Более унылого и не проработанного персонажа будет найти трудновато.

Но проблема книги отнюдь не в скучном ученом. На протяжении всего повествования я натыкался на откровенные глупости, как-то:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

1. Марсианскую десантницу официально «нанимает» в свой штат представитель ООН в то время, когда между Марсом и Землей в самом разгаре военный конфликт. И это не считается изменой для Бобби. Она даже марсианское жалование продолжает получать! Да это же явная попытка перевербовки, за такое сразу под трибунал отправляют.

2. Собирание денег на спасательную операцию через спам? Серьезно? Ещё ладно похожий прием прошел в первой части, но тогда это можно было списать на то, что сообщение в первую очередь получили космические корабли, станции и космопорты и, учитывая общую политическую ситуацию, новость об уничтожении «Кентербери» Марсом могли бы «слить» в общий доступ. Но в данном случае, такие просьбы должны отсеиваться спам-фильтрами в любом приемнике. Либо же всему населению Солнечной системы ежеминутно должны приходить такие «письма счастья».

3. Передача вооружения (боевых торпед!) с военного корабля во время боевого дежурства кучке авантюристов на краденом марсианском корвете, пусть даже и с представителем ООН на борту. И все это безвозмездно, за «спасибо». Кто придумал такую ахинею?

4. Скафандр с защитой от радиации на протяжении 6 часов и запасом воздуха на 2 часа. Какой смысл в этом скафандре? Чтобы труп можно было хоронить без радиации?

И подобные моменты встречаются повсеместно.

«Война Калибана» принадлежит к тому сорту литературы, который стремится просто развлечь читателя, не нагружая его никакими философскими вопросами и дилеммами. Безусловно, в этом нет ничего плохого. Данный роман смог меня развлечь, хотя, повторюсь, я ожидал большего, учитывая сильную первую часть.

Оценка: 6
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Война Калибана» хронологически продолжает события, произошедшие в Пробуждении Левиафана , поэтому читать вторую книгу без первой можно, но не то, чтобы рекомендуется — много отсылок и маяков будут не распознаны. Не то, чтобы это имело большое значение, но.

Особенность «Войны Калибана» — и не вполне ясно, хорошо это или плохо, — в ней сжимается та пружина, которая начала было растягиваться к концу «Пробуждения Левиафана». Декорационные планы, выросшие с размеров небольшого кораблика до размеров Солнечной системы, здесь обратно возвращаются чуть ли не в исходные антуражи — действие большей части событий происходит именно в таких небольших локациях. Научные лаборатории, каюты космических челноков, переговорные и совещательные комнаты, камбузы, узкие коридоры жизненных пространств планетоидов, вакуумные шлюзы — фокус смещён на человеческие эмоции, испытываемые носителями оных, помещенных волей авторов в события более чем достаточной степени узнаваемости. Окружающий персонажей космос представляется уже вполне обжитым пространством, обнесенным бытом, внутренними правилами и обычаями.

Возникшее привыкание позволяет сконцентрировать внимание на сюжетных линиях. Здесь их две с половиной, и героев — тоже два с половиной. Причём новых, несмотря на присутствие в полном составе всей команды «Росинанта» во главе с праведником Джеймсом «Развяжу галактическую войну!» Холденом. Специалист по биокультурам с юпитерского спутника Ганимеда, разыскивающий предположительно похищенную дочь. Сержант, потерявшая в бойне с неизвестным феноменом не только весь свой отряд, но и саму себя. Серый кардинал, дергающая за нити политической жизни в Галактике. Так или иначе, все судьбы сплетутся, влекомые ветрами внутригалактических перемен, связанных с уже упомянутым длинным словом на букву «П».

По существу книга понравилась меньше первой части. Вместо хорошего и плохого полицейского, пробующих на прочность собственные личности в условиях общецивилизационной угрозы, персонажи «Войны Калибана» гораздо более предсказуемы и очевидны — не то, чтобы шаблонны, но почти. Линия Пракса лишена какого-то научного прагматизма, что ли — в ней больше драматического элемента, чем того требует ситуация. Линия Бобби вполне понятна — космический вояка со всеми сопутствующими; при том, что персонаж достаточно бодрый и явно, с самого начала книги, претендующий на финальную_схватку_с_боссом_уровня, ничего неожиданного или необычного не показывает — видали и покруче. Линия Авасаралы требует самой большой концентрации внимания — так, по крайней мере, кажется на первый взгляд. Потому что все эти политические игры, выраженные противостояния между действующими силами намекают на приобщение читательского интереса к ним. Приобщения не происходит, потому что насколько неплохо выписана Авасарала, настолько же картонными остаются все эти адмиралы, министры и их прислужники — к концу уже второй книги всё так же трудно сказать, чем отличается адмирал Соутер от адмирала Нгайена или от господина Эрринрайта, и какие конкретно у них интересы. Задействованы разные силы — армии АВП, Земли, Марса — но в чём существенная разница по крайней мере между последними двумя, так и остаётся загадкой — не видно ни единого идеологического или иного повода для противоречий на планетарном уровне.

Линия харизматичной Авасаралы, к тому же, подчиняет себе остальные. В итоге, если посчитать навскидку, у неё будет где-то 40% общего времени, у Холдена с командой, включая разговоры и «сериальные» выяснения отношений — тоже процентов 40, а у непосредственного действия и решения той самой П-проблемы останется в итоге процентов 10. Маловато будет, господа. И всё можно выразить двумя словами, сказанными Кхалом Дрого на дотракийском: vilajerosh adori. Не больше и не меньше.

Что до самого издания, есть претензии к коректорско-редакторской работе. Ганимед, становящийся Ганимидом; Авасарала, теряющая букву «а» там, где точно не стоило бы; нелучшее время; сержант, всю книгу бывшая Бобби и становящаяся на один случайный момент Робби; никуда не девшийся роджер — эти и другие мелкие претензии картину не портят, но.

В целом фантастический градус немного снизился и это может быть поводом насторожиться. Наверное, стоит дождаться третьей книги — она покажет, как относиться к миру вселенной «Expanse».

Оценка: 6
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая книга цикла «Пробуждение Левиафана» была прочитана с интересом но не более того . «Война Калибана» показалась мне намного сильнее

Во первых перестала быть достаточно сумбурным смешением всех возможных жанров от космооперы до зомби-ужастика вмещая в себя по пути детектив , триллер , боевик и бог знает что еще. Теперь это практически «твердая» космопера с уклоном в твердую НФ . Воспринимается как то более целостно в общем .

Во вторых заметно возросла динамика повествования , ибо мир уже проработан и не надо разбрасываться на его описания . Новые и интересные штрихи и тут и там набросаны, но это действительно лишь штрихи .

В третьих значительно больше внимания уделяется персонажам . В первом романе цикла они были до определенной степени схематичны (не картонны , боже упаси , но тем не менее) . Ну а Крисьен Авасарала просто шикарный персонаж получился .

В общем если после прочтения первой книги ожидание издания второй было «Ну скорее всего прочитаю» , то следующий роман роман цикла буду ожидать уже с нетерпением , и надеюсь что он будет не хуже «Войны Калибана»

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странное дело — продолжение отмеченной многими книги «Левиафан пробуждается», прочитанное, очевидно, тоже многими, долго-долго оставалось на фантлабе без единого отзыва. Шустро прочитавшие вторую книгу, отписывались в комментариях, но на отзыв так и не вдохновились. И я, кажется, знаю, почему. Просто книга не вдохновляет.

Не сказать, что она так уж плоха — Тай Фрэнк и Дэниел Абрахам удовлетворили потребности быстро разросшегося фэндома серии, как могли. Ничего, что могло понравится в «Левиафане», не осталось за бортом в «Войне Калибана». Политика? Замечательно, даже больше — теперь политические интриги представлены отдельной сюжетной линией, ведомой острой на язык, но доброй внутри индуской под именем Авасарала. Махач? Чтобы Холдену, являющемуся по сути всего лишь космическим вотербоем не пришлось в одиночку ублажать охочую до экшна публику и дальше, ему приходит на подмогу соблазнительный марсианский солдат Роберта Драппер. Протомолекула, зомби? Есть, в двоекратном размере. Теперь не только блевотные зомби(которые как мельком упоминается, стали умнее), но и быстрые как молния, сильные как поезд монстры-убийцы — основывающаяся на протомолекуле, секретная разработка военных(вроде не спойлер, это становится ясно достаточно быстро). Душевные метания героя, переживающего кризис? На это у нас опять есть новый персонаж — учёный с Ганимеда. Квест в поисках женщины — даже это авторы бережно перенесли из первой книги. Даже структурно книга точная копия «Левиафана» — начинается прологом, в котором один из второстепенных персонажей попадает в беду из-за козней учёного-социопата, кончается эпилогом с неожиданным финалом.

Но такое дотошное соблюдение статуса-кво плохо уже тем, что серия не развивается — и авторы стоят на месте, не опробовав никаких новых техник или сюжетов, и читатели разочаровываются, потому что хотят удивляться, а их кормят осетриной второй свежести. Возможно, не на руку играет и тот факт, что теперь главных героев вдвое больше и захватывающего противостояния двух протагонистов уже не увидишь.

Конечно, пара сюжетных ходов интересна и изобретательна, а персонажи не дивят нелогичностью действий, то есть все признаки хорошего чтива на месте. Но постепенно интерес к приключением персонажей спадает и не помогает даже крючок, закинутый в конце книги.

P.S.По случайности, мой отзыв получился противоположностью рецензии glaymore, который я увидел только сегодня. Вторая часть ничем не лучше первой.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

По сравнению с первой книгой более глуповатое произведение.

Да ещё и бессмысленный замах на Уильяма нашего Шекспира: Калибаном здесь и не пахнет.

В отзыве primorec пишет, что отсылка к «Буре» — это противостояние «разных социальных групп, «цивилизованной» буржуазии Земли и «дикарями»». Но вряд ли за это может сойти противопоставление роскоши яхты Мао с житьём-бытьём на Ганимеде или война Эрринрайта — это не социальный конфликт, а антураж для основной мысли «Мушкетёры короля против гвардейцев кардинала». Пунктирная линия, весьма скудоумно прописанная только для того, чтобы свести вместе несколько горячих сердец, способных сообща одолеть могущественную корпорацию: человечность против бесчеловечности.

Пока не прочла книгу, думала, что за Калибана будет протомолекула. Но нет: это тоже антураж для пущего драматизму, мотив для Эрринрайта, катарсис Бобби и шаблон для остроты приключений Холдена.

В «Пробуждении Левиафана», как более драматичном произведении, есть похожее на клубок социальных и межпланетных противоречий: например, Миллер и Джули, Хэвлок и церерцы. Хотя и в «Войне Калибана» был интересный момент, когда команда «Росинанта» обнаруживает, что с Ганимеда улетают груженные продовольствием корабли по оплаченным контрактам (начало книги вообще выглядит более продуманным, чем легковесные, слащавые середина и конец).

И всё-таки «Война Калибана» — это пустой, но увлекательный космический боевик. С несусветными глупостями, местами с юмором, с одномерными героями и с изюминкой в виде загадки протомолекулы (но загадка больше растёт из первой книги, а во второй — это больше шаблон).

Оценка: нет
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

У Уильяма Шекспира Калибан — персонаж неоднозначаный. Его можно бы было назвать отрицательным, однако он по своему во многом прав. Это символ человечества, которое окружает прекрасный мир, но которое в силу скудости знания, не может в полной мере им насладиться. Такое вот человечество мы и наблюдаем во второй части цикла «Пространство». Человечество, которое вместо того, чтобы объединиться против общего врага, начинает беспощадную войну само с собой. Сама мысль о том, что перед лицом опасности нужно не объединяться, а кинуть все силы на уничтожение менее сильного и более знакомого врага, кажется вначале какой-то нелепой. Однако, вспомнив историю мировых войн, с удивлением понимаешь, что именно так и поступают мировые державы.

Мне очень понравился этот роман. Он досконально продуман. Он интересен. В нем подредактированы личности главных героев, они эволюцианировали по сравнению с первой частью в сторону реальности. Капитан Джеймс Холден практически перестал вести себя как капризный ребенок и даже затаившийся в глубине его души страх играет положительную роль в становлении его характера. Мне немного не хватало детектива Миллера, однако зам. ген. секретаря ООН Авасарала во многом заполнила эту пустоту.

Политики стало больше, экшн в основном происходит в различных кабинетах и каютах кораблей, но все это очень динамично, очень логично и очень захватывающе.

Видно, что автор много думал, много консультировался со специалистами, потому что в романе присутствует множество фишечек, о которых не думаешь, но которые необходимы в мире, где царит низкая или и вовсе нулевая гравитация. Все эти каскадные системы умирающего Ганимеда, планировки космических кораблей, устройства для питья и многое-многое другое. Это вроде бы футуристические мелочи, но именно они создают правдоподобность, они заставляют ваш мозг работать и представлять а как это прожить всю жизнь в мире, состоящем из одних туннелей и вдруг оказаться под голубым небом Земли? Именно такие вещи и отличали фантастов золотого века от нынешних любителей многотомных циклов. И Абрахам идет с ними параллельным курсом, за что ему огромное спасибо!

Эпилог меня порадовал, я честно говоря, именно его и ждал. Теперь нужно пускаться на поиски третьей части и, похоже, в бумажном варианте, т.к. перевода в сети нет. Оно и к лучшему, так как (спасибо лаборанту Bizon, который вручил мне эту книгу как приз за победу в одном из конкурсов) мне очень понравилось спустя уже долгое время снова прочитать именно бумажный томик.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Приключения «Холдена энд компани» продолжаются. Старые и новые герои сражаются со старыми и новыми врагами. Ничего нового Война Калибана во вселенную книги не привнесла, но тем не менее внимание читателя ужержать в состоянии.

Вторая часть цикла окончательно разрулилась с жанровой принадлежностью (в первой же части был и детективный нуар и элементы хоррора) — теперь это эдакая приключенческая космическая фантастика. Здесь, конечно, дело вкуса, но мне такие метаморфозы не пришлись по душе — книга немного скучноватая на мой взгляд. Содержания касаться не буду, но скажу лишь, что упор здесь больше сделан на какие-то политические интриги, любовные расприи. Несмотря на внушительный размер книги, бодрых моментов всего раз-два и обчелся — в начале и в конце книги, середина же затянута. Но повторюсь опять же — это дело вкуса, и кому-то наоборот понравится следить за «дворцовыми» интригами и любовными стенаниями главных героев.

Написан роман в том же стиле, что и первая часть — читается легко, быстро, скомканных моментов и прочих огрехов не видно. Автор(ы) держит марку, за что ему спасибо.

Ставлю роману 8 (на бал ниже чем Пробуждению Левиафана). Если первая часть была прорывом (не побоюсь этого слова) на, так сказать, «безрыбье» в нише космической фантастики последних лет, то вторая часть представляется неким «аддоном» (пусть и объемным), нежели полноправным романом. В любом случае,всем любителям космооперы советую к прочтению, особенно тем, кто читал первую часть. Если же первую часть не читали, или она вам не пришлась по душе, то и этот роман начинать не стоит.

Ждем перевод заключительной части.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, это было приятное чтение, как когда-то в далеком детстве/юношестве, с погружением в описанный мир, и даже визуальным восприятием рассказанных авторами приключений. Ощущение странноватое: ничего нового с точки зрения развития сюжетных линий по сравнению с «Пробуждением Левиафана» не нашел. Но удовольствие от этого маленького недостатка меньше не стало. Ведь к характерам старых героев добавились новые психологические черточки, описания героев стали более цельными, каждый стал еще более особенным и запоминающимся. Новые герои (например, марсодесантница) — также оказались весьма интересными и полноценными. Добавилось больше интриги: политической и военной. Любовные линии усилили эмоциональность, психологичность и красочность. Заселенный мир Солнечной системы воспринимался очень даже реалистично и убедительно. Ну а приключения — они всегда приключения, в покое не оставляли и вызывали сопереживание. Эффектная концовка — не просто красивый авантюрный ход, но и обещание каскада неожиданностей, невероятных сюжетных поворотов, волнений и беспокойства за будущее героев романа. Надеюсь разочарований не случится.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх