fantlab ru

Тим Пауэрс «Три дня до небытия»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.06
Оценок:
97
Моя оценка:
-

подробнее

Три дня до небытия

Three Days to Never

Роман, год

Аннотация:

По жанру мистический шпионский триллер с элементами хроноперы, роман рассказывает о потерянном фильме Чаплина, Альберте Эйнштейне и силах, которые борются за обладание оружием, способным предотвратить Вторую мировую войну.

Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2006 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов. 3-е место

номинант
Мифопоэтическая премия / Mythopoeic Awards, 2007 // Мифопоэтическая премия за произведение для взрослых

номинант
Локус / Locus Award, 2007 // Роман фэнтези

номинант
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2008 // Переводная книга фэнтези (США)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Три дня до небытия
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Three Days to Never
2013 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я долгое время откладывал знакомство с творчеством Тима Пауэрса, о которором был столько наслышан. «The Anubis Gates» (1983) слывёт легендарным образчиком нестандартной фэнтези, высоколобые любители альтернативной литературы могут вспомнить « Dinner at Deviant's Palace» (1984). О сём авторе я был более чем наслышан в былые годы, как о представителе «странной литературы», который своими необычными романами расширяет сознание не хуже ЛСД...

Мне казалось, что я не прогадаю, взяв в руки более поздний роман «Three Days to Never» (2006), я доверял опытному автору, его репутации и приятным отзывам...

И что же я получил? Право, я возмущён.

Итак, миропостроение. Америка 1980-х, перекрестье нескольких временных линий, сочетание хронопарадоксов. Альберт Эйнштейн (видимо, снова приплести пресловутого серба Николу было бы совсем мейнстримом) изобрёл машину, которая перемещает человека во времени и пространстве, пользовался ею вместе с Чарли Чаплиным. Сию «maschinchen» (так в тексте) он оставил своей внебрачной дочери, и состоит она из золотой свастики и плиты с отпечатками Чарли Чаплина. Через полтинник лет приёмные внуки сей дамы сталкиваются с Моссадом и апгрейженной Аннанербе, которые на самом деле катары, они вместе (то есть — вместе, но друг против друга) охотятся за этой машиной, причём Моссад активно пользуется поддержкой всех персонажей еврейской демонологии, а Ан... ах, Весперс, да — мистическими силами духов, связь с которыми устанавливают через отрезанную голову отца приёмных детей дочки Эйнштейна...

Господи, какой бред...

Да дело даже не в том, что это бред. Это всё могло бы работать в тексте, но это тупо не работает, господа, не работает! Все реалии мира расползаются по написанному Пауэрсом полотну как жирные кляксы, налезая друг на друга, и создавая новые парадоксы, на этот раз не временные, а сюжетные. Пытаясь хоть как-то выстроить происходящее на книжных страницах, автор настолько часто пользуется приёмом «рояль в кустах», что мог бы получится целый клавишный ансамбль, временные петли же выписывают такие изгибы, что отказывают все законы причинности, и даже простая логика пасует перед заворотами сюжета.

Неужели всё так плохо? Нет, в романе есть просветы, по всей видимости, ради которых и задумывался весь текст. Это линия Эйнштейна, на полуторе десятков страниц, который изменил не только прошлое, но и создал две параллельные реальности, но этого слишком мало. И линия пересечения главного героя, который в сюжете присутствует аж в двух экземплярах — один образца 1987 года, другой — 2006. Вопрос, как человек меняется во времени, всё время являясь и тобой самим и, кем-то другим, интересна.... Была бы интересна, если бы герои не были бы такими плоскими и скучными, и даже литературовед Фрэнк Маррити ужасно картонен, едва ли не картоннее, чем пресловутый профессор Лэнгдон. Если у мистера Брауна идёт сцепка с каким-то произведением или культурным комплексом, как правило, неудачно, то у нашего автора постоянны аллюзии и цитаты на шекспировскую «The Tempest», которые уместны... практически никогда.

В итоге, для меня Тим Пауэрс — это Джеймс Роллинс с запросами. С запросами на оригинальность, философичность, сложность... Но терпящий неудачу по всем этим фронтам.

Очень жаль. Давно я так не промахивался...

Оценка: 3
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почему: роман вышел в той же серии «Роман-головоломка», что и «Злые обезьяны» Метта Раффа. Опять тайные общества, мистика и экстрасенсорика. Ну и сам Пауэрс на хорошем счету у всех рецензентов

В итоге: да, Пауэрс не стесняется создавать большое и подробное полотно.

Широкими мазками набрасывает историю семьи Маррити на пять поколений вглубь. Это одна сторона.

Вторая сторона — «Халомот», эстрасенсорное подразделение «Моссад», чьи оперативники тоже поданы подробно и с любовью.

Третья сторона — общество «Весперс», основанное альбигойцами, в двадцатом веке некоторое время было известно, как «Анненербе».

Фоном упоминаются советские ясновидящие, из-за которых бедным американцам приходится оформлять пусковые шахты под бродячий цирк.

Основное время действия — 1987 год.

Макгаффин — секрет путешествий во времени.

Мистический шпионский триллер. Моссад и тайное общество устилают Америку трупами, но на горизонте не то что полицейских, даже местных спецслужб не замечено.

Переусложнённая в угоду задумке романа схема путешествий во времени: с многомерным пространством, астральными проекциями и побочными квантовыми младенцами.

Но написано прекрасно. Всё очень динамично, со знанием конспирологии, и, даже, в конце, наконец-то, с путешествием во времени.

Очень хорошая книга.

Оценка: 8
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне, если честно, роман доставил большое удовольствие.

Может быть моё мнение — это мнение неискушенного в массонстве и Каббале, а так же физике времени читателя, но это думаю в данном случае совсем не важно. Тиму Пауэрсу удалось создать книгу, описывающую узел вероятностей, такое себе раздорожье. Текст не задаёт вопросов и не даёт ответов. Он лишь демонстрирует, как десятки пространство-временных линий, или, более возвышенно, судеб спутываются в клубок и за короткое время изменяют свое направление или вовсе рвутся, и как такой коллапс затрагивает будущее и, даже, прошлое персонажей.

Роман охватывает временной промежуток всего в три дня, не затянут, и читается динамично. Большое количество персонажей, которые вводятся и выводятся из действия внезапно и неожиданно, создаёт атмосферу детективного романа, каковым, мне кажется, произведение не является по сути. Использование антуража современного мира и игра с известными именами и событиями создаёт налёт реальности событий.

Роман для меня стал, определённо, положительным событием. И хотя ни одной новой идеи или мысли, почерпнутой из него, я не могу выделить, но ощущение детерменированности и связанности бытия ( связанности или даже запутанности ?) осталось со мной как интересная линза, вариабельность осознания собственной жизни.

Но ещё, кроме своего художественного наполнения, роман является связкой разнородных понятий и имён, где-то знакомых, где-то нет, потянув за ниточку которых (в прошлое или будущее?), можно вытянуть новые пласты и объёмы информации и идей. Поэтому для меня роман стал не столько кладом, сколько раздорожным камнем, картой сокровищ, ведущим в другие вселённых и вероятности.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Муторная и чрезмерно винегретная средненькая книга на тему путешествий во времени, основное преимущество которой – в лихо скачущем по сюжетке повествовании, не дающем заскучать. Совсем без всякой системности в книгу вводятся Эйнштейн, Чаплин, куча спецслужб со своими внеплановыми стычками, демоны, бандитские разборки местного криминала, шпионские игрища, всякие провидцы, тайные общества и измененные реальности. Чувства меры и стиля у автора никакого, но это понимаешь только спустя всю книгу, в самом процессе сие наполнение вполне себе забавляет, изрядно бодрит и не кажется критичным недостатком. Но послевкусие у книги ужасное: муторность всего съеденного винегрета изрядно отдает тухлятиной, а сам продукт просится наружу.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тайная организация, ясновидящие на службе Моссад, доски Уиджи, путешествия во времени, Чаплин, Эйнштейн, Анненербе, демоны, говорящие головы — если Пауэрс расчитывал из этого супового набора сделать насыщенный шпионский триллер, то он явно переоценил свои силы. Это даже на словах выглядит переусложненным, будто вопрос из серии «вычеркните лишнее», только вот автор оставил список без изменений. Более того, весь этот винегрет подается с серьезной миной. Но да ладно, пусть все это чрезмерно, но Пауэрс все же смог увязать это все в одну историю, изрядно покопавшись в конспирологических теориях.

Что расстраивает куда больше, так это шпионская часть. Ждете напряженные кошки-мышки между тайными организациями, меж интересов которых попала обычная (ну с нюансами, хорошо) семья, убийства, что расклад карт меняется за секунды? А вот шиш. Практически половина книги описывает не действия, а персонажей, их бэкграунд и рефлексии. Подробно так. В итоге создается эффект, противоположный динамике. Пока ты пытаешься понять, зачем тебе дотошно рассказывают о прошлом еврейского разведчика, происходит примерно ничего. Самое комичное в том, что, не смотря на столь внушительные по объему описания действующих лиц, характеры у них проявлены слабо. Все персонажи не оживают, так и остаются набором черт, к которым не возникает и мимолетного сопереживания.

Подводя черту, Три дня до небытия проваливается как шпионский боевик или триллер — никакая динамика и пресные персонажи не способны изгнать скуку. Конспирология, которая пытается брать количеством заголовков желтой прессы? Нет, спасибо такому капустнику.

P.S. Есть такой Макс Барри со своим романом Лексикон. Так вот у него бы поучиться Пауэрсу, как на коспирологии выстраивать такой боевик, что мама не горюй.

Оценка: 6
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, книга претендует на статус «Разочарование года».

Вроде бы есть все, за что я люблю Пауэрса: исторические экскурсы, игры со временем, литературные детали и изящные цитаты, потрясающее, динамичное действие...

Но увы — чтобы облечь историю в поэтическую форму, Пауэрсу нужна дистанция. А здесь речь идет о 20-м веке, о Чаплине и Эйнштейне; эти персонажи оказываются куда как актуальными и с ними ассоциируются столь же актуальные и нимало не поэтические темы: власть спецслужб, арабо-израильские войны, национальные конфликты — и так далее, вплоть до 11 сентября. И на первый план выходит не поэзия, а убогая конспирология, и цитаты ограничиваются хрестоматийными фразами из «Бури» Шекспира (не всегда уместными) и дурацкими шифровками агентов МОССАДа. Хронопарадоксы вроде бы интригуют, но в самой концепции столько дыр, что автору приходится «призывать на помощь» еврейских демонов или гностические верования (прочитав этот фрагмент, я просто не смог сдержать невеселого смеха). А экшн? — да, все на месте...

Только получился не Пауэрс, а Дин Кунц какой-то — мужчина и девочка спасаются от спецслужб, попутно раскрывая мега-крутую тайну... Нет, на фоне Кунца выглядит отменно и читается превосходно. Но я-то хотел прочитать Пауэрса. А с этим, видимо, к другим книгам...

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Долго этот роман откладывал, пробил за пару дней, в итоге остался разачарован. Вроде бы сделан строго по пауэрсовскому рецепту, со всеми фирменными пауэрсовскими ингредиентами. Но по ходу дела разваливается на фрагменты, эпизоды держатся друг за друга очень условно, к финалу роман движется из последних сил, теряя дыхание, задор и последние остатки вдохновения. Шпионско-мистические игры происходят в вакууме, историческая привязка сделана на уровне публицистики газеты «Аргументы и факты». Забавно, что на протяжении романа почти все действие происходит на колесах. Герои живут в машинах, спят и едят, гоняются друг за другом и перестреливаются, умирают и подвергаются мистической трансформации, даже колдуют и уходят в астрал, даже путешествуют во времени, не покидая при этом тойот, мазд и комби, в крайнем случае перебираясь в придорожние мотели. И при этом всю дорогу — мучительные раздумья на тему: кого убить а кого не убить.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В итоге — гора трупов, чтобы никому не было обидно. Но хорошие воскреснут, конечно.

Оценка: нет
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Забавное ощущение: при том, что героев Пауэрса можно — хотя зачастую довольно условно — разделить на «плохих» и «хороших» — их противостояние зачастую возникает из банального непонимания друг друга и проистекающих из него страхов. В этом романе это не просто заметнее — но даже подчеркивается автором.

В остальном — вполне оригинально, довольно бодро, последняя треть — до развязки — несколько затянута. В общем — поклонники Пауэрса оценят.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх