fantlab ru

Гарри Гаррисон «Да здравствует Трансатлантический туннель! Ура!»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.89
Оценок:
371
Моя оценка:
-

подробнее

Да здравствует Трансатлантический туннель! Ура!

A Transatlantic Tunnel, Hurrah!

Другие названия: Ура туннелю под Атлантикой!; Tunnel Through the Deeps

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 43
Аннотация:

Этот мир очень похож на наш — и в то же время разительно от него отличается. В результате гибели в 1212 году безвестного пастуха испанцы проиграли войну за освобождение своей родины от мавров, Колумб не открыл Америку, и история пошла по другому пути. В этом мире тоже есть самолеты — но они летают на угле, есть поезда — но их буксируют атомные локомотивы, и между Англией и Америкой строится гигантский железнодорожный, туннель... Если вы хотите поближе познакомиться с этим удивительным миром — читайте замечательный роман великого Гарри Гаррисона!

С этим произведением связаны термины:

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (8)

Да здравствует Трансатлантический туннель! Ура!
1993 г.
Миры Гарри Гаррисона. Книга 8
1993 г.
Чума из космоса
1998 г.
Да здравствует Трансатлантический туннель! Ура!
2001 г.
Туннель во времени
2006 г.
Время для мятежника
2009 г.
Приключения: на земле, под землей и в космосе
2023 г.

Издания на иностранных языках:

A Transatlantic Tunnel, Hurrah!
1972 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть такие романы и фильмы, которые представляют собой хорошо проработанные фоны. Четко очерченные персонажи, отличные декорации, проработанная машинерия фона — вот только сюжета нет. То есть вроде бы какое-то действие есть, герои взаимодействуют, движение вперед наличествует. Но на самом деле вся эта движуха — фон и побочные события, у них отсутствует стержень и самодостаточность. Сравните «Трансатлантический тоннель» и «Машину различий» и сразу станет заметно, где книга — развернутая история, а где — просто разрисованный задник.

Любовная линия здесь — ровно для галочки (она его за муки полюбила, а он ее — за состраданье к ним), авантюрная написана человеком, явно авантюрные романы презирающим (и поэтому откровенно использующего самые замшелые штампы), подводные сцены как будто неуместный оммаж Жюлю Верну, в целом же похоже на то, как если б пьесу Гете ставили силами провинциального рабочего клуба. В книге есть только тот самый туннель, который все время строят с превозмоганием, борьбой с саботажниками и вредителями, гибелью «хороших парней», социалистическим соревнованием, торжественной смычкой и противостоянием инженеров старой и новой формаций. Сейчас вот перечитал и подумал — ну натурально же «Цемент». Только викторианский.

Викторианство здесь везде и если обычно это в плюс, то в книге это грандиозный минус, потому как здесь оно давно сдохло и все пропитано вонью его разложившегося трупа, которую автор и герои старательно делают вид, что не замечают — может, принюхались, не знаю. Абсолютно отовсюду несет этим духом, так что совершенно не удивительны реплики вроде «Вы же такой уважаемый человек, как вы пошли на столь преступные деяния?!»

Вся книга, империя, да и мир пронафталиненные — во Франции король, скажем, а Германия не объединилась. Все дело, как выясняется, в том, что янки проиграли войну за независимость и это каким-то неясным для меня образом повлияло на многие события в Европе. (То есть отсчет вообще-то идет от поражения Реконкисты, но про арабов и мусульман в книге почти ничего нет, так что битва при Толосе вроде как есть, а на самом деле только кажется.) Все как-то страшно законсервировалось на уровне начала двадцатого века — трудовые отношения, межгендерные, воззрения на монархию.

Гарри Гаррисон демонстрирует поразительный разброс в технологиях — наравне с атомными поездами, лазерными резаками, планирующими вертолетами и серьезной компьютеризацией отсутствует переработка нефти и по-видимому, пенициллин, а радио при этом «экспериментальная технология». С чего вдруг такой рывок в науке, непонятно, учитывая очевидный застой в социальной и культурной жизни империи.

Как альтернативная история это настолько неубедительно, насколько вообще возможно, художественная часть хромает на обе ноги, про техническую молчу, потому как не разбираюсь (хотя осмысленность и выгодность заглавного сооружения стремится, как мне кажется, к отрицательной величине) и в целом производит впечатление чего-то очень плохо продуманного и поспешно написанного, хотя и с серьезным потенциалом.

Оценка: 6
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

А что было бы если..? С этого вопроса в голове некоторых писателей зарождаются сюжеты новых книг, которым будет суждено явить привычному нам миру его альтернативную историю. История человечества — череда бесконечных случайностей, исходы великих битв, научно-технический прогресс и даже открытие целых континентов могли выглядеть совершенно иначе. О том что даже сущий пустяк в прошлом может вызвать катастрофические последствия в будущем писал еще Р. Брэдбери в знаменитом рассказе «И грянул гром..», в рассматриваемом нами романе Г. Гаррисон вносит в привычный ход истории новые переменные. Что было бы если в 1212 году христиане потерпели поражение от мусульман, американцы проиграли войну за независимость, а честь открытия обеих Америк принадлежала бы Джону Кэботу?

Решая собственное историческое уравнение автор предлагает нам ответы на поставленные вопросы — Британская империя сохранила гегемонию до наших дней, США продолжают числиться в разряде колоний, а европейские державы вяло грызутся между собой, периодически пытаясь вставлять палки в колеса англичанам. В этом мире органично сочетаются паровые экипажи и автомобили на электродвигателях, воздушные суда с угольными топками и яйцеобразные вертолеты, заправляемые бутаном, поезда и подлодки, оснащенные атомными реакторами — перед нами откроется настоящая ярмарка британского тщеславия.

Ничто не вечно под луной, любое государство рано или поздно клонится к закату, и вот мы становимся свидетелями событий, грозящих завершить историю Владычицы морей. Все внешние рынки освоены, дальнейший экстенсивный рост невозможен, на горизонте мрачные перспективы глобального экономического кризиса, который грозит социальными потрясениями и даже сменой режима. Ещё живой на тот момент старина Кейнс предлагает простое, но эффективное решение — постройка трансатлантического туннеля станет спасением для экономики Империи — новые рабочие места, колоссальная потребность в ресурсах и товарах тяжелой промышленности, финансовые инвестиции частного капитала, которые в перспективе сулят солидные барыши — на бумаге всё более чем гладко, но, как известно, реализация любого проекта такого масштаба таит массу подводных камней.

Главный герой — инженер, отвечающий за постройку американской части туннеля, Гас Вашингтон, потомок того самого Джорджа, только в этой реальности фамилия известного предка скорее камень преткновения, чем подспорье. Персонаж получился довольно симпатичным — изобретательный ум, способность жертвовать личным счастьем во имя дела всей жизни, забота о людях и ораторский талант — с такими качествами проиграть невозможно. Лиричная романтическая история полна случайных встреч, надежд и горьких расставаний — благодаря ее наличию образ главного героя приобретает дополнительную глубину.

По своей внутренней структуре роман делится на три части, в свою очередь разбитые на главы, у каждой части и главы романа есть свое название, завершается произведение небольшим эпилогом. Линейный сюжет характеризуется высочайшей степенью динамичности, что особенно заметно на примере второй части романа, где герой беспрестанно едет, плавает, летит, стараясь выиграть гонку со временем и прибыть в Лондон к назначенному часу — сам автор напрямую говорит здесь о сходстве с романом Ж. Верна «Вокруг света за 80 дней». В целом же каждая часть романа посвящена отдельному этапу постройки туннеля — от первых сотен метров под океаном до триумфального путешествия скоростного поезда под Атлантикой.

Производственные эпизоды романа не кажутся перегруженными специальной терминологией и читаются сравнительно легко, описания понятные и достаточны для формирования картины происходящего. Заскучать во время чтения сложно, потому как описания технических достижений очень грамотно разбавлены приключенческой компонентой — покушение на главного героя, акты саботажа, глобальный заговор и диверсии — здесь автор с удовольствием играет на привычном для себя поле. Несмотря на причудливость и разнообразие техники, представленной на страницах романа, при чтении не покидает ощущение, что ты попал на экскурсию местной ВДНХ — большинство чудес технической мысли, которые встречаются нам, носят экспериментальный характер, не являются объектами массового производства.

Хотелось бы больше узнать о жизни простых обывателей, чтобы в этом мире захотелось по-настоящему жить. Нет описаний бытовой техники, личных транспортных средств, устройства мест общего пользования, парков, улиц, площадей, по этой причине полного погружения не происходит. Социальная структура общества также довольно размыта, по большей части приходится строить догадки на основании косвенных свидетельств. Также автор чересчур упирает на британский консерватизм — до сих пор по улицам громыхают архаичные кэбы, только вместо живых лошадей их влекут механические кони на паровом ходу, которые медленно уступают место электродвигателям.

Для нас, привыкших к интернету и метро, мир Гаса Вашингтона кажется не слишком комфортным, но стоит отметить, что в его реальности человечество избежало кровопролитных мировых войн, политики агрессивной толерантности и интеграции, а также ничего не слышно там про исламскую экспансию. Жаль, объема произведения не хватило для раскрытия темы мировой политики — ясно, что мы имеем дело с однополярным миром, Европа и Россия упоминаются вскользь, а про состояние дел в Азии, Африке и на Ближнем Востоке вообще ничего не известно, тему религии автор здесь также обходит стороной.

Пусть вас не пугает производственный характер этого романа — произведение написано понятным языком, сюжет увлекательный и книга прочитывается влёт, что называется, не отходя от кассы. Автору удалось создать красивый мир, который одновременно похож на наш, но и во многом отличается — есть определенные недочеты в описательной части, но в целом они не так уж и существенны. Для тех, кто еще не знаком с явлением стимпанка в литературе — это хороший образец для первого знакомства, может не во всем идеальный, но достойный прочтения не только поклонниками творчества автора.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал этот роман давно, лет 15 назад... В составе сборника романов «Чума из космоса» Что хорошо помню, смутило такое длинное название.. И мне тогда казалось, что название неудачное.. Оказалось что нет. Оно вполне подходит.. 90% повествования крутится вокруг этого самого туннеля.. Очень много технических деталей, терминов, жаргона, специального юмора... На 100% согласен с теми, кто назвает этот роман «технической фантастикой», «производственный роман» и т.д... Однако несмотря на обилие технической составляющей, мне, тогда еще ребенку, читать оказалось легко и приятно.. Но роман в самом деле на любителя.. Как тот самый любитель, моя оценка 7.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

К сожалению, я не художник и напрочь не умею рисовать. Моя фантази оказалась не в состоянии изобразить у меня в голове, как бы круто это могло все выглядеть. Повесть не просто нуждается, она требует мощнейшего, качественного иллюстрирования. Даже концепт-арта, с отдельно проработанными элементами, механизмами и финтифлюшками. В силу убогости своего воображения как бы я хотела увидеть всю эту красоту! Атомный локомотив, туннель с его титаническими механизмами. А этот летающий левиафан! Кто-нибудь, нарисуйте это)))

Оценка: 6
– [  -4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал в середине 90-х. Странно было читать это у Гаррисона. Читать конечно можно но думаю понравится далеко не всем.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я бы сказал техническая фантастика. Создается впечатление, что автор сознательно пошел по пути подражания фантастическим романам 19-го века: та же детализация технических сторон проекта, приключения, патриотизм, четкое разделение на добро и зло. Но в целом читается, как новая грань таланта автора.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересная стилизация под Жюля Верна... На любителя.

А еще любопытный европоцентризм: поскольку Испания осталась арабской, колонизации Южной и Центральной Америки не было... А почему, собственно? Почему мавры не могли отправить экспедиции за океан? До католической Реконкисты Испания была даже более развитым регионом...

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, лучше всего этой книге подходит определение «производственный роман». Можно уточнить — «фантастический производственный роман». Нет, имеются тут и любовная линия (пусть и едва намеченная), и детективная интрига, и щедрая порция традиционного для Гаррисона американского патриотизма, но главное в сюжете — это все же именно строительство туннеля. И хотя это может показаться скучным (ну что может быть интересного в описании работы?), но все-таки признаюсь — захватывает, честное слово. Конечно, знаешь, что человек с фамилией Вашингтон в американском романе просто не может потерпеть поражение, но все равно читать интересно. А значит, время потрачено не зря.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень знаете на любителя. Много специфического юмора для технарей. Стилизация под викторианскую Англию.

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх