fantlab ru

Гарри Гаррисон «Подвиньтесь! Подвиньтесь!»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.79
Оценок:
679
Моя оценка:
-

подробнее

Подвиньтесь! Подвиньтесь!

Make Room! Make Room!

Другие названия: Дайте места!; Пространства! Пространства!

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 71
Аннотация:

Близкое будущее. Нью-Йорк 1999 года. Тридцать пять миллионов жителей влачат жалкое существование, используя в качестве жилья все: заброшенные автомобили, корабли, станции метро, заводы и фабрики. Соя, чечевица и маргарин здесь являются основными продуктами питания, а питьевая вода — главным угощением. Нарушена экология, остановлено производство, иссякли природные ископаемые. Все говорит о приближающемся конце света. Что может спасти цивилизацию от страшной гибели? Только контроль за рождаемостью...

© sham
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Посвящение: «Тодду и Мойре, для вас, дети, я надеюсь, что всё это окажется лишь художественным произведением». Тодд и Мойра — дети Гарри Гаррисона.


Награды и премии:


лауреат
Премия Жюля Верна (Швеция) / Jules Verne-priset, 1980 // (США; роман)

лауреат
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985

Экранизации:

«Зеленый Сойлент» / «Soylent Green» 1973, США, реж: Ричард Флейшер



Похожие произведения:

 

 


Тревожные колокола
1991 г.
Миры Гарри Гаррисона. Книга 6
1993 г.
Плененная Вселенная
1998 г.
Плененная Вселенная
1999 г.
К звездам!
2005 г.
Плененная Вселенная
2008 г.
Плененная Вселенная
2009 г.
Подвиньтесь! Подвиньтесь!
2016 г.
Фантастическая сага
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Make Room! Make Room!
1967 г.
(английский)
Make Room! Make Room!
1978 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда все пишут про нео-нуар, то всплывает имя Ридли Скотта и его «Бегущий по лезвию». Но его изобрёл Гарри Гаррисон лет за 16 своим романом «Подвиньтесь! Подвиньтесь!» в 1966 году, а спустя семь лет его экранизировали как «Зелёный сойлент».

В фильме от романа осталось только перенаселение. Даже год стал 2022... Но сам роман нео-нуарный со всеми атрибутами. Жаль, что Хамфри Богарт не дожил, а так было бы стопроцентное попадание. Фильм же в стилистке начала 1970-х с видом на перенаселение и сценарием, где брать еду. В романе мясо необыкновенного происхождения есть, но это улитки...

И если в романе 1999 год и 10 миллиардов на планете из которых 35 миллионов живёт в Нью-Йорке. Но в романе сам детектив играет второстепенную роль. Обилие линий превращает его в роман-экспозицию. Гаррисон захотел показать модель перенаселённого мира и у него это получилось. В фильме перенаселённый мир как фон для детектива, чтобы выяснить из чего же делают зелёный сойлент. И герой Чарльстона Хэнстона похож на своего же героя из «Планеты обезьян» в финале — проклинает всех подряд своей правдой.

Роман прежде хорош тем, что как во вступлении сказано «Всё это не окажется правдой»... И мы с вами не в 1999 с его 10 миллиардами. Человечество достигло в 2022 только 8 миллиардов. Ну что ж, се ля ви. Прости, Гарри, мы тебя подвели. И это здорово!

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если говорить очень кратко, то вот моё мнение: у Гаррисона получилась прекрасная антиутопия, но не очень хороший роман. У автора было своё видение будущего мира и ему вполне удалось донести это видение до читателя. Мир получился достаточно правдоподобным и живым, в него легко поверить, ведь все те вещи, которые мы в нём видим, есть и в нашей реальности, просто не все разом и в одном месте. Автор собрал в одном месте все тёмные стороны нашего мира: социальное неравенство и нищету, проблемы перенаселения, проблемы нехватки продовольствия, бесконечную бюрократию политиков, которые откладывают принятие жизненно-важных для страны решений на годы и годы вперёд, и многое другое. И пусть наш мир пока не дошёл до той точки, что показана в романе, однако что будет ещё через сотню лет? Не исключено, что ситуация будет ничуть не лучше, чем показанная в книге.

К сожалению, история, которой Гарри Гаррисон попытался соединить все свои мысли о будущем в единый роман, получилась не слишком выразительной. Если в первых главах она стремительно набирала обороты, когда главный герой занялся расследованием, то с середины книги история сильно забуксовала и превратилась в не очень хорошую мелодраму, разбавленную большим количеством повседневности героев в условиях придуманного авторами мира. В какой-то момент и сам автор понимает, что больше не может тянуть резину и выдаёт мощную концовку.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Грядёт 2000-й год, мир, кажется, достиг уже критической точки и вот-вот взорвётся, религиозные фанатики замирают в ожидании конца света и явления Христа. Но вот, часы пробивают полночь... и ничего не происходит. Президент как всегда выступает с речью о том, что в следующем году всё будет лучше, чем обычно, люди празднуют наступление Нового Года, а потом возвращаются к своим повседневным делам.

В целом же, на мой взгляд, своих ключевых целей автор добился. Роман-предупреждение о том, какое будущее нас может ожидать, получился достаточно впечатляющим и реальность придуманного им мира сглаживает сюжетные шероховатости.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Выхода нет?

Старенькая социальная апокалиптическая фантастика. Ну как старенькая — написано всего-то в 1966 году, полвека с чуточкой прошло. Однако книга, с одной стороны, устарела просто потому, что предсказываемые автором на конец XX столетия события пошли в реальности совсем по другому сценарию. Однако, с другой стороны, актуальность романа сохраняется, потому что вообще вся проблема, обозначенная в книге, остаётся живой.

Итак, перенаселение. При этом страшно не само перенаселение всего земного шарика, а то, что люди в основном сконцентрированы в крупных городах и потому городская инфраструктура не справляется — не хватает продовольствия, воды, нет работы, с медикаментами и соответственно с заболеваемостью проблемы. Скученность создаёт эпидемии, плюс рождаются новые болезни. Преступность растёт. В общем, весь набор апокалипсиса перенаселения к нашим услугам.

Героями романа становятся нью-йоркский детектив-полицейский, а также девушка из категории «бабочек», т. е. живущая с богатенькими и властными в качестве эскортницы-любовницы. И событийной начинкой мы видим красочные (не в смысле красивые, а умело изображаемые Гаррисоном) картины городских беспорядков и бунтов, наблюдаем за бытом в перенаселённом городе.

И на фоне всего этого жизнь вот этих двух главных и плюс ещё нескольких чуть менее, чем главных, но всё-таки весьма значимых героев и персонажей — преступление и расследование убийства, совместная жизнь наших героев, выживание и ещё раз выживание.

И в конечном итоге автор подводит нас к идее контроля за рождаемостью, который сможет ограничить и упорядочить рост народонаселения, снизить нагрузку на город, на земли, на всю планету — вот тут ничего не возразишь, идея весьма актуальна и ныне.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не так уж и много произведений у Гаррисона я прочитал, но при этом не так уж и мало – и чаще всего ощущения у меня от него: да, неплохо, увлекательно, но как-то на один раз. Но это только к его приключениям в космосе, к его юмору, но, ни в коем случае, не к историям жёстким, таким как «Смертельные муки пришельца», или «Источник опасности» и т.д. – именно в них мне чудится истинная авторская сила. И этот роман вызывал у меня интерес и определённые ожидания – антиутопия всё-таки!

Да, в основном ожидания он оправдал. Но при этом оказалось, что частично я его уже читал – рассказ «Соседи», являющийся некой «вырезкой» из романа. И тут пошла для меня главная загвоздка – я сравнивал, просто не мог их не сравнивать.

И где-то к середине романа, я вдруг начал спрашивать – а нужен ли роман при том, что есть такой рассказ? Рассказ, в котором пусть всего лишь одна сюжетная линия, но сам единый мир этих произведений обретает вдруг такую плотность, что пугает сильнее, чем в романе. Да и сюжет пусть лишён детективного начала, но вдруг обретает более сильный драматизм – холодный, но давящий драматизм отношений.

Мало того, вторая часть романа на мой вкус сдала – казалась, что история начала зажёвывать, ничего не добавляла, к тому, что уже сказано. Та же линия Билли Чуна, совсем истощилась, и он появлялся, казалось, только для того, чтобы о себе напомнить, и оттого, что по законам композиции он должен был существовать, чтобы встретиться с главным героем в самом конце. И естественно возникал вопрос, а зачем он вообще был нужен, нужен как полноценная линия? Для сюжета-то ладно, он его закрутил, но для истории, для самого мира? Показать дно? С этим справлялся и сам главный герой, занимавший место между его слоями, по долгу службы то, спускаясь на это самое дно, то поднимаясь в дома богачей. Дно Билли Чуна однообразно, и на самом деле, старики, лежащие на улице с привязанными к ним детьми, очереди за водой, «гужевики», и прочее, фоном проходящее, в первых главах уже давали полное и даже более яркое представление о мире.

Дно… Дно, полностью показанное, в конце концов начало вызывать у меня легкое недоверие. Эх, благословенный 66-й – видно в те времена, даже стоя на грани катастрофы, мир казался человечным; а ведь можно было предположить и беззаконие, и сращивание полиции с криминалом, и ад морально опускающейся толпы, готовой на всё лишь бы выжить. И опять рассказ был в этом страшнее – он не давал полного представления о происходящем в мире, тут можно было домысливать и пугаться от того, что может быть всякое.

Рассказ, помнится, вызвал у меня вопрос: а почему люди не бегут от голода и тесноты в другие места – роман дал ответ (и странно, что его нет в рассказе – хватило бы и двух-трех предложения). Но вместе с тем роман «подарил» другие точки недоверия. Он упёрся в проблему контроля рождаемости – и мне было странно, что эта проблема вообще существует в том мире; мне не верилось в пуритан, которые не видят, что твориться вокруг и наверняка голодают сами. И такое ощущение было, что контрацепция в том мире запрещена – и это безумно странно. В этом моменте мне вообще казалось, что автор предостерегающе грозит пальцем, рисуя перенаселённый мир, исчерпавший все земные ресурсы, но обосновывает его очень нелепо. Стоило ли вообще это делать?

Нет, роман хорош, и его тревога – даже чувствуя, что автор смягчает, и такой мир в реальности был бы ещё страшнее – его тревога передаётся, и читать его интересно – особенно в начале, когда преступление одного из героев разбрасывает его на линии, которым предстоит, возможно, пересечься весьма трагично. Но, как ни странно, у меня есть ощущение, что пройдёт время, и, вспоминая этот роман, я, по сути, буду вспоминать рассказ «Соседи», так как именно он сконцентрировал в себе главное, что в этом романе есть (как я это вижу) – его мир, его страшную атмосферу голода и давки, его грозящий предупреждающий перст.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Действие романа происходит в 1999 году. Хотя некоторые моменты близкого (для времени написания) будущего Гаррисон предугадал, в целом общество в реальности существует более благополучно, чем в романе, по крайней мере в Нью-Йорке. Но жизнь в некоторых регионах и в нашем мире не так уж сильно отличается от описанной в этой книге. И в целом мир всё же движется именно в этом направлении, хоть и не так быстро. Поэтому есть все основания полагать, что лет через 50 после времени действия романа «Подвиньтесь! ...» и в нашей реальности в самых благополучных странах могут воплотиться реалии этого романа — отсутствие транспорта, выдача еды и воды по карточкам, уничтожение природы и т.д..

Главным достоинством произведения можно назвать то, что на фоне этих фантастических допущений (которые в наше теперешнее сложное будущее, в котором мы теперь живём, не сильно удивляют) Гаррисон изобразил живые характеры и судьбы простых людей, за которыми интересно следить.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман-предупреждение о том, что можно бездумно расходовать отпущенные тебе природные ресурсы, а потом оказаться на краю пропасти — воды нет, растительности нет, полезных ископаемых нет, и людей совершенно безумное количество. И даже оказавшись на краю пропасти, общество не может сделать ничего для своего спасения — только призывать всех экономить и уменьшать порции для каждого человека.

Безрадостное будущее у этого мира

Оценка: 8
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мы живем в тревожное время — глобальное потепление меняет климат, нефть может скоро закончиться, население старушки-Земли уже давно перевалило критическую отметку в семь миллиардов. Голоса людей обеспокоенных судьбой человечества звучали и продолжают звучать — перемены необходимы. К числу обеспокоенных нашей судьбой писателей и общественных деятелей можно смело отнести Г. Гаррисона, который в романе «Подвиньтесь! Подвиньтесь!» нарисовал яркую и пугающую картину мира, свидетелями которой мы вполне можем стать в реальности через двадцать, пятьдесят или сто лет.

На дворе 1999 год, для нас уже минувший, но для автора в момент написания романа — недалекое будущее. Население Нью-Йорка достигло 35 миллионов человек, людям не хватает воды, пищи, жилья, лекарств. Усугубляет положение аномальная жара и ощущение безысходности, исправить уже ничего нельзя, точка невозврата пройдена, и теперь персонажам романа остается только постараться выжить в том мире, который своими неразумными действиями человечество довело до ручки.

Главное достоинство романа — атмосфера постапокалипсиса, описания Нью-Йорка, быта обеспеченных и бедных горожан, а также потрясающее внимание к деталям. В повседневности мы даже не задумываемся, насколько зависим от исправной работы коммунальных служб, поставок продовольствия, бензина, лекарств в аптеки и больницы. Автору удалось показать в мелочах жизнь простых обывателей в сложной ситуации, когда каждый поход за водой к колонке превращается в опасный квест, для просмотра телевизора нужно вручную заряжать аккумуляторы, а ежедневные поиски пищи являют собой непрекращающийся кошмар. Жара, вонь немытых тел, искаженные страданиями лица голодных детей, умирающих стариков — все описано просто великолепно, создается эффект присутствия, причастности читателя к происходящему на страницах романа.

Второе достоинство романа — это действующие лица, которые по-настоящему разнообразны, у каждого своя история, характер, положение в социальной структуре. Главный герой — полицейский детектив Энди Раш, который делит комнату с бывшим военным, а ныне пенсионером Соломоном Каном. Интересно, что коллега главного героя по работе носит имя Стив Кулозик, довольно редкая фамилия этого персонажа отсылает нас к другому персонажу Гаррисона — Яну Кулозику, главному герою трилогии «К звездам!», т.е. здесь прозрачный намек на то, что роман «Подвиньтесь! Подвиньтесь!» — это предыстория упомянутого цикла, события в котором будут происходить через 500 лет и расскажут нам о том, как человечество сумело выйти из периода Регрессии и сохранить основы цивилизации.

На самом низу социальной пирамиды находится молодой тайваньский иммигрант Билли Чун, с которым связана детективная линия произведения — автор сразу же показывает читателю картину преступления, и весь остаток романа нам остается только следить, как главный герой распутывает дело. В центре романтической линии — 23-летняя Ширли, содержанка криминального авторитета, наблюдая за которой мы узнаем много интересного о жизни высших классов описываемого общества.

Роман делится на две части — первая охватывает временной период с августа по сентябрь 1999 года, а вторая — с октября и вплоть до наступления миллениума. Если читая первую часть романа вы думали, что хуже уже быть не может, то вы ошибались — во второй части появляются дополнительные сложности, и героям придется основательно затянуть пояса, чтобы пережить зиму. В романе есть несколько параллельных сюжетных линий, которые периодически пересекаются между собой, каждая из них посвящена одному из центральных персонажей, поэтому детектив Энди Раш здесь главный герой лишь номинально.

После прочтения роман оставил в душе целую гамму эмоций, заставил размышлять и сочувствовать персонажам. После знакомства с такой картиной будущего начинаешь ценить все то, что есть у нас в реальности, те маленькие радости, которые мы привыкли не замечать, но без которых, как выясняется, очень трудно обходиться. В предисловии автор выразил надежду на то, что описанный сценарий никогда не осуществится, и, вроде бы, его надежды оправдались — миллениум мы пережили, население планеты достигло 7 миллиардов, но пока вроде есть бензин и с едой перебоев нет, вот только тревога остается — слишком уж самонадеянно человек ведет себя на предоставленной ему в пользование планете.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Социальная антиутопия на тему перенаселения планеты Земля. Вроде бы простые вещи в сюжете (я бы даже сказал что фантастики по сути и нет здесь, всё достаточно прозаично), а читается на одном дыхании. Герои книги как настоящие, повороты сюжета и события как в жизни, социальная напряжённость гнетёт — во многих произведениях социальной фантастики этого не хватает для большей правдоподобности. Здесь же всё задевает за живое, очень сильная атмосфера обречённости в книге. Почти весь роман буквально ждал что вместо обсуждения законопроектов о контроле за рождаемостью люди начнут поедать друг друга в буквальном смысле или хотя бы часть населения пустят на консервы.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

С Гаррисона началось мое увлечение научной фантастикой. И книг конкретно этого писателя я прочел довольно много. Но с годам выяснилось, что свою мировую писательскую популярность Гаррисон стяжал вовсе не за те книги, которые числятся у меня в любимчиках. Так состоялось мое знакомство с той частью Гаррисона, с которой знакомы все остальные, но не я. Итак, что за антиутопию мы имеем?

Год написания книги — 1966. А время действия — 1999. Читая текст легко можно заметить, что автор описывает будущее (для нас уже прошлое), которое за 33 года изрядно деградировало относительно момента написания книги. Именно так. Книжный мир деградировал именно относительно 1966 года куда-то к началу века. А местами и дальше. В тексте полно всевозможных описаний ветхости и обшарпанности, которые дают понять: красотой тут больше не интересуются, вопрос выживания заботит людей больше. Такси стали велорикшами. В гужевой транспорт запрягают не лошадей, а двуногих. Сам текст — сплошное описание. Либо бытовых обстоятельств, либо переживаний героев. И это действительно описание состояний ума, а не приключения ума. Мир замер в своем плачевном состоянии. Действий как таковых в нем нет. Не считать же примитивную детективную историю за стержень романа? Впрочем, она годится для того, чтобы подчеркнуть примитивность всего мира, нарисованного автором.

Будущее вышло действительно странным. Во всю ширь развернулось такая напасть, как энергетический кризис, который явился следствием перенаселенности. Все, наверное, неоднократно слышали прогнозы про то, как начнет пучить нашу планету при сохранении существующих темпов роста чего-нибудь. На деле «сохранения существующих темпов роста» мы не имеем, а то бы давно утонули в конском навозе, как это пророчил аж сам Менделеев. Но у нас все-таки фантастическая литература. Поэтому вполне можно пофантазировать о том, что «сохранение темпов роста» есть и понаблюдать, что бы из этого могло получиться.

В романе реально описывается фантастическая ситуация: перенаселенность, которой нужно добиваться десятками лет, есть, но человеческая цивилизация не среагировала на это никак. В том смысле, что новых изобретений, поставленных на службу человечеству, в тексте замечено не было. И даже новых социальных отношений, которые тоже являются изобретениями, в романе нет (прежде всего — контроля рождаемости). Кроме этого фантастического допущения все остальное очень реалистично. Я бы даже сказал, что — натуралистично. Один из комментаторов написал, что ожидал, как ближе к концу книги люди начнут есть друг друга. Признаться, я поначалу ждал того же самого.

Роман вообще не про Окончательную Катастрофу, а про то, что даже в предельно плачевной ситуации падать еще есть куда. Окончательная Катастрофа будет еще долго маячить, но не наступит. Наступает двухтысячный год и выясняется, что даже Конца Света человечество не заслужило. Деградация будет продолжаться. Поломки будут случаться. Будут новые перебои с водой и продуктами. Власти продолжат тянуть с введением контроля рождаемости.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ведь как сообщают читателю в последнем абзаце, население США по прежнему прет вверх и несмотря на все описанные неприятности сокращаться не собирается. Что вполне может означать, что в романе описана никакая не катастрофа, а результат продуманной политики, проводимой неназванной группой интересов.

Ясно одно: если контролем рождаемости не будет заниматься человек, то тогда контролем рождаемости начнет заниматься сама природа. Мрачный мир, нарисованный писателем, вполне может дождаться каннибализма, которого не дождался читатель.

Где-то на середине книга напомнила другое произведение другого старого писателя-фантаста. Я про Клиффорда Саймака и роман «Зачем их звать обратно с небес?». Тоже мрачное обшарпанное будущее, созерцание которого совершенно не доставляет. Но даже в нем есть светлые и понятные вещи, которые не дают скатиться миру в окончательное уныние. Например, романтические отношения между мужчиной и женщиной. Гаррисон тоже использует этот источник света. Или по крайней мере пытается это делать.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Длинномнение. Ну тема уж довольно любопытная.

До чего же приятно иногда перечитывать старую добрую качественно написанную фантастику... и даже порой вспоминать, что читал её ещё подростком. И написано сравнительно гуманно — ну есть убийство, но автор изобретает субпродукты и раздачу воды. А в современных пост-апах та точка, где уже съели всех собак — это момент, когда полиция будет сметена вот-вот, и только армия сможет защитить некоторые отдельные регионы (на что есть намёк), и начнётся мародёрство и дружба с крысами (ну, не все современные авторы так пишут, но всё же).

А ещё автор ставит вопрос, выдвинутый не каким-нибудь фиолетовым злодеем от Марвел, а самим Томасом Мальтусом. «Ресурсы конечны, а людей всё больше, и рано или поздно ресурсы исчерпаются...» А Мальтус был голова. В конце концов, средства контрацепции у нас теперь есть отчасти из-за него ) Так что не согласен я скорее с автором книги...

Во-первых, наш мир — мир изобилия и благодати. Мы уже научились снабжать население продовольством, отчасти благодаря НТР. И вот на земле уже живет больше 7 миллиардов человек... и да, кое-где положение аховое, но в большинстве стран — ну вполне жить можно, и даже комфортно. Не так беспросветно, как у автора.

И во-вторых... Перенаселение — отнюдь не первоочередная проблема человечества. Суждено ли нам найти свой конец от чьих-то глупых амбиций, от жадности? Неизвестно. От растущей идиотии и абсолютно тупых ошибок? Возможно... От ОМП, неизвестных вирусов, триффидов, [зомби] зачёркнуто, да хотя бы ближайшего ледникового периода из-за влияния на орбиту Земли? Да... не хотелось бы, а кто его знает... Но перенаселение? — нет, вот тут не согласен. Увы, численность человечества регулируется не только им самим, но и некоторыми форс-мажорными факторами (я не киношный злодей, и это совсем не кровожадная фраза).

Да, эти времена, когда обнажённая женщина ещё могла впечатлить читателя, а главгерой — остаться в полиции, в то время как любой современный герой не задумался бы ни на минуту. В этом есть какой-то поступок, не правда ли? В этом есть что-то от старой доброй фантастики.

P.S. В комментах Cerber21 и Нескорений нашли фамилию Кулозик. А я вот сразу обратил внимание на имя Соломон Кан... Я понимаю, что это только совпадение. Но какое же оно неожиданное ))

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Конец тысячелетия, надо б подвести какие-то итоги и человечеству сделать определенные выводы. Автор рискнул предположить, что будет с людьми, которые неуёмно тратят запасы планеты, не предлагая взамен каких-то альтернативных решений. В итоге вышла очень мрачная антиутопия, где народ борется с последствиями безрассудного использования ресурсов. Неграмотная политика привела к катастрофическим последствиям, где единственным правильным решением, кажется контроль за рождаемостью. Правда, мне не понятно, как это поможет восстановить полезные ископаемые и вернуть питьевую воду из уже истощенных резервов. Так что, снизив численность населения, человечество быть может продлит свое существование на небольшой срок, но не предложив другой альтернативы, израсходовав все что можно, неминуемо погибнет.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

В первый раз этот роман попал мне в руки лет двадцать назад. Тогда взахлёб читала о катастрофах, глобальных проблемах, мире будущего. Смерть, грязь, нищета, безнадёжность удовлетворяли мою нейронную неуклюжесть. И вот я вновь дохожу до строк «Торжественный звон церковных колоколов вырвался из репродукторов». Теперь на них наложится глас “Божественное Твое разумев истощение… во спасение людей Твоих…” Видимо, удар реальной жизнью получился достаточно сильным, «чтобы переключиться с конца света на собственные кишки». Кошмар поисков пищи, одежды, жилья... Оглядитесь вокруг. Не так гротескно, не жирными мазками, но то там, то тут, при желании, можно увидеть квош и как «Мамки пичкают своих детей крекерами и сладостями – тем, что подешевле»... Роман оставил в душе пучок чувств, и по-прежнему считаю его одним из лучших фантастических произведений.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не ожидал от Гарри Гаррисона такой депрессивной, нуарной антиутопии. Поначалу может показаться романом в рассказах, пока основные сюжетные линии не начнут переплетаться.

Полицейский-неудачник, не имеющий даже возможности нормально заниматься своей работой и выгнать посторонних людей из собственной квартиры. Он ведёт расследование, результаты которому никому даже не интересны.

Шлюха-содержанка, безуспешно пытающаяся строить жалостливую мину в стиле:«Это жизнь такая!». Её ещё надолго хватило, когда из апартаментов она переселилась в коммуналку. Впрочем, она единственный из главных персонажей, кого ждал хоть какой-то хеппиэнд.

Молодой парень-китаец, совершивший вооружённый разбой, напавший на полицейского при исполнении и столкнувшийся с закономерными последствиями.

Антиутопичный мир 1999 года, задыхающийся от переселения, голодающий, нищающий и вообще бесконечно несчастный. Да, это полноценный четвёртый персонаж.

Сюжет увлекателен, но персонажи особого сочувствия не вызывают. Нового счастья в новом, 2000-ом году хочется пожелать только детективу-полицейскому Энди Рашу.

Минус — Гаррисон неубедительно изобразил конфликт противников и сторонников абортов. Его симпатии слишком сильно перекашивают в сторону абортов, а их противники изображены исключительно буйными идиотами и отвратительными, грязными свиньями с кучей невоспитанных отпрысков. Всё, чтобы вызвать у читателя желание применить аборты по отношению к ним.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

С первых страниц данной книги чувствуется стиль Гарри Гаррисона, создаются настолько реальные ощущения присутствия, что текст можно спутать с собственными воспоминаниями. Детально проработанный мир, к главным героям быстро привязываешься.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Чуть не плачешь, когда погибает Сол...

В данном романе автор раскрывает довольно насущную проблему перенаселения: в городах огромное количество бездомных, еды не хватает, вода раздается по карточкам, газа или топлива нет, вся зима проводится в холоде, каждое утро вы едите на утро крекер из водорослей. Все это описано настолько хорошо, что вы сами начинаете чувствовать холод, голод, или тесноту помещения.

Сама книга читается на одном дыхании вызывая бурю эмоций. Единственным минусом можно назвать чуть скомканный конец, все таки можно было рассказать дальнейшую судьбу главного героя. К прочитыванию обязательно, как и остальные книги Гаррисона)

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читая эпизоды романа про Билли Чуна, постоянно приходит на ум «Преступление и наказание» Достоевского. Также цепляется за сознание фамилия коллеги Энди Раша Стива Кулозика. Уж не родственник ли он того самого Яна Кулозика, главного героя цикла «К звёздам!»? В этом цикле тоже был показан упадок человеческой цивилизации (точнее упомянут) в начале 21 века. И решение С. Кулозика в конце романа сделать себе карьеру в государственных органах (силовые структуры) наводит на мысль, что мы имеем приквел к циклу «К звёздам!».

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх