fantlab ru

Джек Кетчам «Девушка напротив»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.65
Оценок:
141
Моя оценка:
-

подробнее

Девушка напротив

The Girl Next Door

Другие названия: Девушка по соседству

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 18
Аннотация:

Две девушки, 14-летняя Мэг и её младшая 10-летняя сестра Сьюзен, после гибели родителей в автокатастрофе вынуждены переехать жить к своей тетке Рут. Здесь, в маленьком городке, в компании местных ребятишек и троюродных братьев, они должны были бы отвлечься от горьких воспоминаний. Но после радужного приема сердце их мачехи постепенно наполняется гневом от воспоминаний о несбывшихся надеждах и утраченной юности. Что же должно случится, когда чаша злости переполнится?

Экранизации:

«Девушка по соседству» / «The Girl Next Door» 2007, США, реж: Грегори Уилсон



Похожие произведения:

 

 


Девушка напротив
2017 г.
Девушка по соседству
2021 г.
Девушка по соседству
2023 г.

Издания на иностранных языках:

The Girl Next Door
1989 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  33  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это преступление до сих пор считается в Индиане одним из самых тяжких за всю уголовную историю штата. Случилось оно в пригороде Индианаполиса, в далеком уже 1965-м. Тогда Гертруда Банишевски, ничем в общем-то не примечательная домохозяйка, с помощью своих и соседских детей замучила до смерти Сильвию Лайкенс, девочку-подростка, которую незадолго до этого сама же взяла под опеку. Насилие над ней растянулось на долгие недели: началось все с оскорблений и оплеух, а закончилось средневековыми пытками в подвале.

После был громкий судебный процесс, броские заголовки в газетах, прошения о помиловании и – в пику им, требования смертной казни, словом, все то, что традиционно подобные дела окружает. В конце концов все виновные понесли наказание; некоторые из них, ввиду своего юного возраста, весьма символическое.

«Девушка напротив» Джека Кетчама была опубликована в 1989 году и, по большому счету, роман этот есть художественный пересказ тех трагических событий. Тот самый случай, когда все имена и фамилии вымышлены, но совпадения НЕслучайны. Банишевски превратились в Чэндлеров, Сильвия Лайкенс – в Мэг Луэлин, всё остальное – подвал, дети, исключительная жестокость – осталось на месте.

Главный герой романа – двенадцатилетний Дэвид Моран. Он живет в соседнем с Чэндлерами доме и крепко дружит с сыновьями Рут. Последнюю, в силу своей юности, он считает по-настоящему классной и клевой, что в общем-то неудивительно. Побитая жизнью, с вечной сигаретой в зубах, Рут Чэндлер позволяет соседской ребятне если не все, то многое. Хочешь пива – бери в холодильнике. Сигареты? На книжной полке. И никаких «мисс Чэндлер», зови меня просто Рут. Очевидное её безразличие принимается детьми за прогрессивные взгляды, отсутствие контроля и каких-либо запретов – за добродетель. Хей, остальным до Рут как до луны!

Привычный ход вещей в доме Чэндлеров нарушает появление Мэг Луэлин и её младшей сестры-инвалида Сюзан. Родители девочек погибли в аварии и опека перешла к их тете, Рут, как к ближайшему родственнику.

Довольно скоро в доме Чэндлеров, один за другим, начинают вспыхивать конфликты. Действия Мэг, даже самые безобидные, житейские, из раза в раз натыкаются на яростные истерики. Рут то и дело попрекает сирот куском хлеба, бездельничаньем, высокомерием. Инстинктивная пощечина, которая Мэг дает одному из её сыновей – тот схватил её за грудь, – приводит к первому избиению девушки. После следует второе, третье. Вскоре Мэг отказывают в еде. Когда она начинает искать помощи на стороне, демонстративной порке подвергается уже Сюзан – так Рут лишает Мэг воли, бьет в её слабое место. В конце концов, Чэндлеры бросают её в подвал, из которого Мэг живой уже не выйти.

Дэвид – свидетель всего этого кошмара, до самого его конца. В самих истязаниях он не участвует, однако пользуется его плодами: спускается в подвал, чтобы посмотреть на обнаженное тело девушки, присутствует на экзекуциях; как и все остальные, он охвачен зыбким и нечистым чувством бесконечной власти над Мэг. Вообще его персонаж большая и, пожалуй, главная удача Кетчама. Дэвид не плохой, вовсе нет. Он понимает, что происходит что-то неправильное, жуткое, но побороть стереотипы – «взрослые лучше знают, что делают», «все воспитывают детей розгами», «это же наша Рут!» – у него получается не сразу, а когда это ему наконец удается, уже слишком поздно.

«Девушка напротив», безусловно, роман взросления. «Мальчишечьи ужасы». Однако, в отличие от большинства своих коллег, Кетчам пишет об обратной стороне детства, о его слабости, уязвимости, порочности, в конце концов. При этом автор никого не оправдывает и не осуждает – просто пишет: она подошла, она сказала, он подумал и сделал, добиваясь этой своей отстраненностью по-настоящему жуткой реалистичности происходящего на страницах. Такой, что от книги порой хочется просто отмахнуться, забыть о ней, сказать «так не бывает». Но ведь бывает же... Бывает, черт возьми! Воистину, детство это время, когда дружба – крепче, клятвы – тверже, а жестокость – немотивированней.

Итог: очень тяжелый, трудный роман, затрагивающий такую непростую тему, как детская жестокость. Программное произведение Джека Кетчама, яркое и как никогда злободневное.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман, шокирующий своей жестокостью и чудовищностью. Оставляет в душе после прочтения огромный ком отрицательных эмоций, и нужно быть готовым к тому, что от злобы ко всему происходящему и бессилия помочь героям будет трясти.

Эта книга учит нас тому, что нужно быть бдительными, терпимыми друг к другу, помогать, не оставлять в беде, давать отчет каждому своему поступку, анализировать каждое свое действие, и если станем свидетелями чего-то, что выходит за рамки, немедленно трубить об этом везде, где только можно. Потому что то, что происходит в книге, просто не укладывается в голове. Как можно было довести ситуацию до такой черты? И когда начинаешь раскладывать всё по полочкам после прочтения и усмирения первоначальных эмоций, понимаешь, что вина в таком исходе событий лежит абсолютно на всех, просто кто-то виноват в большей степени, кто-то в меньшей.

Главный виновник торжества, безусловно, Рут, если бы не она, не было бы ничего. Максимум подержала бы некоторое время Мэг голодной, отлупила бы сестру, но как правило дальше этого не доходит. У нормальных людей. Но здесь совершенно иной случай. Рут психически больна, она завидует, что в доме появилась пышущая красотой и здоровьем девушка, которая автоматически становится объектом внимания всех мальчишек маленького городка, а возможно и не только мальчишек. То, что у Рут нет друзей, также говорит о многом. И у неё просто нет тормозов, она позволяет своим мальчикам, как иногда она нарочито подчеркивает, делать всё, что им захочется, и явно в процессе всего этого садизма получает удовольствие. С ней всё понятно уже в первой половине романа, это клиника, а заметить это и что-то предпринять могут только её дети. Но она для них авторитет, в то время считалось что взрослые всемогущие и мудрые, надо их слушаться беспрекословно, они знают, как надо и что надо делать. И всё же в первую очередь её сыновья могли всё это прекратить, сказав: мам, это уже зашло далеко, довольно, давай её уже отпустим. Но тут в них взыграл повелитель мух, и нездоровое любопытство: а что будет, если вот так, а сколько выдержит Мэг, будет ли она кричать, будет ли плакать, и т.п. Плюс играло свою роль воспитание Рут, всё же она растила явно не джентльменов. Поэтому рассчитывать на благоразумие от них было наивно.

Зато главный герой романа, рассказчик, Дэвид, мог запросто спасти Мэг. Нужно было просто во всём признаться родителям. Его попытка выглядела очень странно, как-будто он не особо этого хотел. После этого, скорее всего, девчонок бы забрали, Рут полечили, все были бы живы-здоровы. Это был самый легкий способ остановить расширяющееся инквизиционное сумасшествие.

Или тот момент, когда в дом пришёл полицейский. Дэвид запросто мог выйти и просто сказать: офицер, загляните в подвал. Угрозы Рут были пустыми, ничего бы она не сделала, а всё бы прекратилось. Но он подросток, ему было страшно, он видел, что делали с Мэг и боялся безумной Рут. Но этот страх нужно было преодолеть

Но при этом, знали о пленнице в подвале и другие подростки городка, но и они считали это нормальным, хотя любой из них мог подговорить остальных сходить всем вместе (чтобы не было так страшно) к шерифу и выложить так, как есть.

И был ещё один герой, халатность которого, как я считаю, также стоила Мэг очень дорого. Первый звоночек, ясное дело, полицейский не воспринял всерьез, но этот его визит домой к Рут показал абсолютную профнепригодность.

Он увидел сестру, которая была запугана, но не увидел саму Мэг, которая к нему лично обращалась за помощью. Поверил лапше, которую ему навесила Рут и не стал ждать, требовать личной встречи с Мэг, что он и должен был сделать. На этом бы всё закончилось, Рут была бы прижата к стенке, и выкрутиться никак бы не удалось, потому что Мэг, даже если бы её развязали, запугали, не стала бы юлить и просто сдала всех с потрохами. Рут бы все отрицала, начала бы валить на детей и их игру (это 100%, потому что понимала, что им ничего не будет), а всё остальное вранье и фантазии девочки, невзлюбившей Рут. При этом все были бы живы и здоровы, и точка была поставлена вовремя, никаких трагедий и поломанных судеб.

И конечно, пусть и малая, но степень вины лежит на сестре, Сьюзан. Но слишком малая, учитывая её возраст. Её запугать как раз проще простого. Но именно она могла реально изменить всё, если бы в том разговоре призналась полицейскому. Мы то понимаем, что угрозы Рут это защитная мера, но маленькая девочка нет.

Итого, «молчание ягнят» привело к закономерному концу, это было неизбежно, так как мучители не собирались останавливаться.

И ладно бы это был вымысел, но самое страшное. что этот роман основан на реальной истории, что просто не укладывается в голове.

И в этой реальной истории также были те, кто мог повлиять на судьбу несчастной девушки, но либо струсил, либо не хотел, либо проявил халатность (участковая медсестра), либо было лень и прочее.

И этот роман просто кричит нам об этом, мы ответственны за судьбы других, и нужно всегда и везде проявлять человечность, а смелый поступок может спасти жизни.

Отдельно стоит отметить слово автора, он сказал свое мнение об этой ситуации и своё отношение к подобным людям. Это монстры среди нас, и им на самом деле не место в нашем обществе. И наша задача обнаруживать этих монстров и изолировать от людей. Девушка по соседству должна напоминать нам, что нужно оставаться человеком и не переступать черту, за которой ты начнёшь трансформироваться как раз в этого монстра-нелюдя.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как сказал знаменитый Стивен Кинг об этом романе менее известного (по крайней мере в России) Джека Кетчама:

- Эта книга как оголённый провод....

И это действительно так. Книга безжалостно бьёт читателя, засасывает, вбирает в себя и выплёвывает опустошённым и раздавленным. Давненько мне не попадалась столь же сильная вещь, по эмоциональному воздействию и атмосферности, как будто я не читал эту историю, а жил в ней, широко раскрытыми от ужаса и изумления глазами наблюдал за происходящим через дырку в заборе. Дышал этим воздухом, видел этот безумный блеск глаз и слышал эти крики боли.... Крики, которые услышали другие лишь тогда, когда стало слишком поздно. Не буду пересказывать сюжет, он основан на реальных событиях. Информацию про убийство Сильвии Лайкинс можно легко найти в интернете. В романе нет ничего сверхъестественного и тем не менее Джек Кетчам показал нам ад и показал нам демонов. Ад, в который как по щелчку может превратиться наша жизнь. И демонов, которые могут внезапно выглянуть из казалось бы хорошо знакомых нам людей.....и даже из нас самих. Максимальная оценка.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для победы зла достаточно только одного — чтобы хорошие люди ничего не делали.

— Эдмунд Берк

Тяжелая, очень тяжелая книга, и пропустить ее через себя – опыт незабываемый и незавидный. Не раз по ходу дела я чувствовал себя таким опустошенным, что едва находил силы снова вернуться к ней.

Нет, это не «роман ужасов» и не книга о насилии; если вы пришли сюда из вуайеристического любопытства или за сублимацией своих желаний, то вы не по адресу. Кетчам не пугает – для него это скучно; у него в запасе есть нечто похуже – он хватает тебя за горло и долго, бесконечно долго бьет по лицу за все, о чем ты подумал, за все, что ты когда-либо натворил, за всех, кому ты причинил боль. Это не «шоковая терапия» из «Заводного апельсина», это – проводник в самые темные закоулки твоей собственной души. Да, здесь есть сцены жестокости, изнасилования, унижения, и все же, это – книга нужная, правильная и светлая; пожалуй, лучший роман о морали и совести конца прошлого века. Надеюсь, эта книга сделает каждого хоть чуть-чуть лучше. Читайте. После никто не останется прежним.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Говорят: даже палка стреляет раз в год

Мы без интелектуалов, грязные животные

В выходные пахнем, в будние дни потные

Орем громче всех, если девочки симпотные

© Адиль

***

«Девушка по соседству» — фильм, который громыхнул в свое время. Очень сильно громыхнул. Благодаря ему многие узнали о реальной основе событий. Книга Кетчема «Девушка напротив» — роман, на котором и основан вышеназванный фильм. Соответственно, «Девушка напротив» основана на трагедии Сильвии Лайкенс.

Роман повествует об обычном лете американских подростков середины ХХ века. Вот только дела у них совсем необычные. Дэйву 12 лет, он водит дружбу с семьей Чендлеров, которая представлена Рут (мать-одиночка), Донни (лучший друг Дэйва), Уиллом и Рупором (последний – самый младший). Одним летним днем Дэйв знакомиться с девушкой по имени Мэг. Мэг старше Дэйва, но это небольшая разница. Куда интереснее другое. Мэг с сестрой Сьюзен (она намного младше Мэг, так же у Сьюзен проблемы с ОДА) в семье Чендлеров! Дэйв очень доволен таким положением дел, ведь Мэг ему приглянулась.

Но…

…дальше все пошло не по плану. От слова «совсем». Мэг становится объектом совершенно животного поведения семьи Чендлеров и не только. Подобное поведение можно сравнить по уровню асоциальности, например, со Стэнфордским экспериментом. Но эксперимент Зимбардо не имел таких последствий.

Описывать сюжет нет смысла. Многим он знаком по фильму \ реальной истории. Эта книга создана определенно не для сюжета. И здесь даже нет как такового резонанса, на что часто делают акцент. Эта книга о нижайших потребностях человека. Настолько низких, что даже животные вряд ли поступают подобным образом. Для животных нормально проявлять агрессию по отношению к себе подобным, например, в силу борьбы за территорию, самку, пропитание. А что стало основой для действий Чендлеров? Однозначно ответить сложно. Здесь огромный пласт психологии, ведь по Рут плачет МКБ 10. Увы. И выводы каждому делать свои.

Немного общих моментов. Книга очень короткая, читается легко, интересно. Присутствует обсценная лексика. Поправка – читается легко не в силу содержания, а в силу стиля написания. Сам по себе текст поднимает очень мрачные вопросы, что может вогнать сенситивного человека в дисфорию. А то и в депрессию. Поэтому сенситивным людям лучше протий мимо «Девушки напротив».

Заключение: феноменальный роман. Тяжелый, мрачный. Если вы ищете что-то жуткое и реалистичное – вам сюда. Не ждите ни хэппи энда, ни добрых персонажей. Если вы хотите прочитать что-то отличное от «ура-оптимизма», если вы хотите выйти за рамки обыденного – вам сюда. Сложно остаться равнодушным.

Сильвии Лайкенс посвящается.

10 жестокостей из 10…

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

[Самая красивая девочка из всех виденных мною улыбалась мне с насыпи: длинные загорелые ноги, длинные рыжие волосы, завязанные сзади в хвост, шорты и выцветшая блуза с распахнутым воротником]

[Она раскачивала кабинку взад-вперёд и мурлыкала какую-то незнакомую мне мелодию. Потом колесо закрутилось, и она засмеялась, а я подумал, что это самые радостные, самые прекрасные звуки…]

[Из всех ночей мне больше всего нравились ночи во время карнавала. Через открытое окно, выходившее на игровую площадку, слышны были музыка парового органа, крики, визг и скрежет оборудования аттракционов]

[Грузчики уже открывали двери трейлера. У нарисованного на нём улыбающегося клоуна голова разъехалась пополам]

О Джеке Кетчаме знаю давно, из списков Топовой литературы составленной королём ужасов в первую очередь. К слову, в романе «Девушка напротив» Стивен Кинг автор длинного и восторженного вступления. А восхищаться действительно есть чем. О достоинствах этой книги на Fantlab сказано много, добавлю только: всё сказанное явно правда. История из тех, что надолго в самых ярких деталях после прочтения остаётся в памяти и производит невероятный эффект, даже если до знакомства с ней знать сюжет. Сначала я посмотрел фильм, довольно точную экранизацию, фактически на 80%. Но даже после фильма с подробностями, оригинал «Девушки по соседству» всё равно удивительный. Зная финал, конечно, читать тяжело, а также оттого, что девушка настоящая (история основана на реальных событиях) и вызывает соответствующие эмоции. Другие события тоже достоверные, воспринимаются должным образом – создают вполне зрительную и выразительную картину. На фоне паранойи «потерянного поколения» (вследствие психологического давления во время холодной войны на обычных людей), когда не все ещё отошли от угрозы ядерных бомбардировок, растёт новое поколение. И эти дети впитывают всё самое извращённое, порочное и злое, что видят вокруг. Некоторые родители в этом им даже покровительствуют, просто проецируя на детей свои неудачи. А позволяя алкоголь с никотином, вовсе, становились авторитетом. Так герои книги знали о «Игре» детей, в которой Коммандо «брали в плен» (привязывали к дереву) и молчали. А другие если и замечали что-то такое, закрывали на это глаза. В глухих деревнях / малолюдных посёлках меньше правил, а ещё царит что-то похожее на необусловленную договорённость. Соседи знают про отклонения друг друга и для них это является нормой. Две несчастные девочки недавно потерявших в аварии своих родителей пожалеют о том, что выжили. Они стали предметом издевательств собственной больной тётки и её дьявольского отродья. Началось всё из мелкой непокорности гостьи: грязные отбросы окружили городскую красотку, хотели её полапать, а Мэг влепила одному по уху. Он пожаловался маме. А та сука выпорола сестрёнку Мэг, которая после аварии носила ещё гипс и ортопедические скобы. Мэг рассказала о насилии копу, который сначала не нашел доказательства. А чёкнутая мамаша связала Мэг и спустила в подвал, прямо в бомбоубежище. После чего начался сплошной ад жестоких и несправедливых наказаний провоцирующих праведный гнев и возмущение. Честно говоря, даже кое-что под финал пропустил через строчку. Контрастом этому кромешному мраку служит светлое, романтическое, позитивное, даже немного волшебное начало (хотя и над ним витает обеспокоенная настороженность), а именно знакомство главного героя с Мэг, карнавал и чёртовое колесо. И если обсуждение мальчиками женских сисек (с покуриванием сигарет) в палатке на заднем дворе может отослать к «Телу» короля, то фрагмент с «Карни» в духе «Страны радости» – 10/10. В целом, очень стройный роман, чувствуется рука профессионала.

Джека в общем-то уже несколько лет нет, но получилось так, что осенью познакомился с его лучшим другом, мистером Эдвардом Ли, и это тоже крайне волнительный момент. Джек Кетчим в свою очередь, написал вступление к роману Ли, создал с ним целый соавторский сборник («Sleep Disorder») и даже снялся в эпизоде «Головача». А до Ли часто общался с Робертом Блохом, знающим лично магистра тьмы, Г. Ф. нашего Лавкрафта.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из тяжелейших прочитанных книг. Кетчам просто рвет струны души. Читая роман, действительно СОПЕРЕЖИВАЕШЬ Мэг и Сьюзен, чувствуешь их боль и страдания. Честно, иногда просто был вынужден оторваться от этих жестоких строк, потому как глаза, не побоюсь сказать, застилали слёзы. Автор создал просто поразительный эффект присутствия.

Вместе с тем легко понимаешь мотивы психически неуравновешенной «старой девы» Рут, особенно когда к ней на попечение попадает молодая девушка, дышащая юностью и красотой и у которой всё еще впереди – настоящая Леди…

Линия подростков – как ответ автора родителям. Ведь дети всегда проецируют поведение взрослых на свои поступки. Кто-то безразличен, кто-то жесток, а кто-то просто труслив. Всё это есть в романе. И от этого не убежать, не спрятаться, как бы не хотелось. Жестокая книга, но написанная вовсе не ради жестокости. Скорее, ради памяти Сильвии Лайкенс. Дабы подобное не повторилось.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ух! смог оторваться от книги, только дочитав до конца в 3 ночи.

В произведении понравилось все: и выписанные характеры 3-х основных героев (Дэвида, Мэг и Рут), и талант Автора, которому не понадобилось раздувать роман, чтобы показать деградацию компании отроков под руководством взрослой женщины и даже те волны ненависти в отношении участников, которые накатывали на меня в ходе прочтения. Чтение романа вообще вызывает очень конкретные и яркие эмоции — ненависть, сочувствие. В книге совсем нет места полутонам и половинчатым оценкам. Отрицательных героев нельзя назвать такими прилагательными как «плохой», «нехороший», оставляющими некие надежды на исправление ситуации — только «выродки». Отдельного упоминания заслуживает Рут — еще довольно молодая женщина, многодетная мать, «разведенка» с психопатией и паранойей в анамнезе. Автор не пишет об этом прямо, но из повествования становится понятно, что у Рут нет приятельниц и друзей среди ровесников — взрослых людей. Она вызывает неприязнь даже у мамы Дэвида, несмотря на дружбу между детьми в этих семьях. Для ровесников Рут просто неинтересна, а ее саму вполне устраивает роль эдакой бандерши среди группы подростков 10-14 лет. Только с ними она может реализовать свои ранее неудовлетворенные амбиции, почувствовать себя хозяйкой ситуации, хозяйкой в доме. И когда в их компании появляется симпатичная девушка 15-ти лет (немножко старше всех мальчишек), Рут воспринимает ее как угрозу своей «руководящей и направляющей» роли. И вся никчемность Рут, ее ненависть к окружающему миру, вся ущербность и внутренние комплексы выливаются на несчастную Мэг.

Хотел написать, что на развитие ситуации оказывает влияние провинциальность городка, где происходят события книги, деревенская скука, изолированность, несовременность провинции, но уже в ходе написания отзыва понял, что тут это совсем ни при чем. Происходили бы события в крупном городе, Рут реализовывала свою власть на членах семьи, была бы т.н. «родитель-тиран», а сами подростки отрывались бы не на Мэг, а на животных, например, имея по достижении среднего возраста по парочке судимостей каждый. Повторись история в городе, Рут бы выбрала Сьюзен, физически ограниченную в возможностях и передвижении, и ситуация бы повторилась, возможно в несколько другой форме и виде.

Жанр и характеристики в тегах прописан абсолютно верно — «хоррор» совсем не подходит. Произведение я бы отнес к жанру психологической драмы.

9/10. Будущий Читатель, ты не пожалеешь!

Чуть не забыл, произведение является вольной интерпретацией известного в криминалистике не только США реального случая — убийства Сильвии Лайкенс

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Средний по трешовости роман Кетчама. История о превращении доброй тетушки в злую НЕТ, ОЧЕНЬ ЗЛУЮ мачеху, которая заставит собственного сына изнасиловать одну из сестер, будет выбирать среди дворовой ребятни умельца набить клеймо «Я проститутка», и даст своему молокососу полное право кромсать кузину. И все ради развлекухи и веселой игры. Только вот в основе романа лежит реальная история Сильвии Лайкенс и Гертруды Бнишевски (почитайте в гугле про это), и это совсем не весело.

Оценка: 9
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Представление о том, как протекала жизнь в США в 1958-м году, многие поклонники хоррора получили благодаря роману «Оно» Стивена Кинга.

В данном произведении Король Ужасов очень точно передал дух того времени, смешав реальность с фантастикой.

В свою очередь, писатель Джек Кетчам пошел по иному пути, отбросив все откровенно сверхъестественное и нарисовав собственную пугающую картину 1958-го под названием «Девушка напротив».

В основу книги легла история шестнадцатилетней Сильвии Лайкенс, которая была замучена до смерти обычной с виду домохозяйкой Гертрудой Банишевски, ее детьми и их друзьями.

Этот шокирующий случай произошел в Индианаполисе в 1965-м году и был назван «самым страшным преступлением, когда-либо совершенным в штате Индиана».

У меня нет желания пересказывать подробности гибели девушки (если вам все же любопытно, можете заглянуть в статью на Википедии, озаглавленную «Убийство Сильвии Лайкенс»), потому что они действительно потрясают.

Очередной раз убеждаешься, что человеческая жестокость не имеет границ.

Особенно к себе подобным.

И Джек Кетчам отлично показал это в своем романе.

Изменив многие детали той давней трагедии, писатель создал крайне тяжелую, но очень важную, книгу.

Тяжелую, потому что в ней полно насилия, которое просто невозможно безболезненно пропустить через себя.

А важную, потому что она заставляет задуматься о природе зла.

О том, что непротивление ему делает тебя его соучастником.

И только спасая другого, ты сможешь спасти и себя.

«Девушка напротив» — очень сильный роман, который воспринимается скорее как документальный, нежели художественный, несмотря на то, что все его герои и события были вымышлены.

Именно поэтому мне трудно объективно оценить творение Джека Кетчама.

Книга уделяет слишком много внимания тем ужасам, которые обрушились на главную героиню, забывая при этом делать паузы, во время которых читатели могли бы отдышаться и прийти в себя.

Иными словами, «Девушка напротив» показалась мне слегка однобокой, хотя я и понимаю, что без концентрации на пытках роман возможно не произвел бы своего ошеломляющего эффекта.

Эффекта, который был почти полностью потерян в экранизации романа, выпущенной в 2007-м году.

И если на скомканный сюжет, убивший всю психологическую достоверность произведения Кетчама, еще можно закрыть глаза, то измененный финал книги попросту испортил всю историю.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Умышленное убийство Рут Чандлер главным героем (в романе) выглядело намного интереснее, чем ее случайная гибель (в фильме).

В первую очередь потому, что убийство — это осознанное желание паренька наказать зло.

Это окончательный выбор молодого человека, который всю книгу метался между светом и тьмой.

К сожалению, в фильме для этого символизма места не нашлось.

Хотя картина у Грегори Уилсона вышла не такая уж и плохая.

Она вполне может служить хорошей альтернативой для тех, кто боится брать в руки оригинальную книгу, но все же хочет узнать о непростой судьбе девушки напротив.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

О, Господи! Ну и талантливая, замечательная мерзость!!!

Я почему-то почувствовал, догадался (может по предисловию Стивена Кинга, может быть, по обложке), о чем-то подобном…

Роман 30+, для женатых, надлежащим образом воспитанных, культурных, здоровых психически, людей… Только сейчас заметил соответствующее объявление перед началом романа…

Роман построен, как тяжелые воспоминания, укоры в свой адрес главного героя Дэвида.

Лето 1958-го года (как «Холодное лето 53-го»), маленький городок, поселок в США. Мне почему-то кажется, что Стивен Кинг неправ, говоря, что «это творилось повсюду – не только в доме Рут»…. Да, наверное, те времена, то развитие общества в США способствовало таким событиям… Но не думаю, что все кардинально изменилось после принятия «Декларация прав ребёнка» (1959)… Случается не только в США (где сейчас, по информации из ТВ в частности, власти весьма пристальны к семьям с малолетними, приемными детьми, вообще с детьми, суровы наказания за …), не только в маленьких городах, деревеньках, но и в больших городах, и в России, и в больших городах, и в школе…. Со съемками издевательств и размещением в соцсетях фотографий и видео…

Да, невнимание органов социального обеспечения, опеки и попечительства, правоохранительных органов, наверное, в маленьких городках, деревнях, особенно тогда, имело место… Но, наверное, такие случаи вечны, во всяком случае, до тех пор, пока всех людей не переделают с детства на генетическом уровне…

Подростки и дети доподросткового возраста в городке, где жители знают друг-друга, общаются, ходят в гости, живут обычной жизнью: речка, озеро, рыбалка, лягушки, кораблики, воздушные змеи, березовый сок, прятки, догонялки, прочие игры на воздухе, рыбалка, раки… кино, мороженое, дети без присмотра – сигареты, папиросы и даже алкоголь…. Нецензурная брань… Все, как обычно… Может быть, сегодня у сегодняшних детей уже меньше остается «свободного» времени с айфонами, смартфонами, чатами, досками, джамперами, роллерсёрфами, снейкбордами… и введены запреты на продажу табачных и алкогольных изделий… Материальное благополучие и рыночное общество привело к доступности художественной литературы, спорта… Какой? Это уже второе… Но я уже писал, что в школах (ну может быть в последний год пошло на убыль…) в России… подобное случалось нередко, писали и говорили по ТВ об избиениях подростков подростками, глумлениях и прочем…

А здесь…

Вконец замотанная, неработающая, живущая на пособия, мать-одиночка с тремя мальчиками и двумя приемными дочерями погибшей сестры, явно умирающая, может вследствие курения, может еще по какой причине, Рут… «Слетает с катушек»… Что ей могло прийти в голову? Наверное, и зависть к молодой, хорошей, талантливой, красивой девушке-подростку Мэг, у которой еще может быть счастье… А, может, проснулись еще какие «звериные» инстинкты…ведь она оказывается ..и сестру-инвалида Сьюзен. А что вы хотели? Когда мать в присутствии детей постоянно курит, пьет пиво, грубо и нецензурно выражается, постоянно рефлексирует на тему интимных отношений…даже позволяет детям употреблять пиво…

Один сынок – маленький мучитель червей, муравьев, будущий маньяк или убийца Рупор…

Недалеко от него Уилл. Только Донни поначалу внушает хоть какую-то симпатию..

Да еще соседские дети: жестокий психопат Эдди, избиваемый регулярно отцом, и его сестра Дениз 12 лет, которая уже не отказывается раздеться перед мальчиками в Игре…

И поведение Дэйва тоже понятно и предсказуемо… Не все супермены, герои, да еще в таком возрасте и воспитании… Хорошо хоть некоторые в жизни воспитаны, генетически понимают «хорошо» и «плохо», границы… И тоже манит «темная сторона»… Разве мы прививаем детям правило … «жаловаться» (рассказывать) взрослым на чьи-либо действия, явно не гуманные, тем более знакомых сверстников, приятелей?… Или каждый день, каждый случай говорим «это нехорошо»?

Ох уж это проклятое детское ранее сексуальное любопытство и безграмотность… Не без этого…

Я уверен лишь в одном – чем меньше культуры, тем …вероятность становления уродов выше. Ну разве что кроме психически больных…

И явно недоработка органов по делам семьи, детства, правоохранительных (Дженнингс)…

Просто ужасный роман…. Чудовищный…

Двоякое чувство по части советов читать и иметь в библиотеке… Я не жалею, что прочитал, оставляю – у меня мальчики уже большие и женатые… Но фабула, тема, да и натурализм меня просто шокировали!

За фабулу, сюжет 2! За авторское мастерство, правдивость и социальную значимость 10! Итого, 7,8 – ну не могу больше… Нельзя не учитывать омерзение от сюжета, увы…

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочел оба романа Кетчама, «Девушка напротив» и «Прятки». Джек Кетчам — не самый великий придумщик в жанре «хоррор», но точно — хороший писатель. Да, шокирующе реалистичный, и хэппи-энд у него весьма относителен, но его книги производят впечатление и вряд ли скоро выветрятся из памяти. Сравнение его с Лаймоном как писателя точно не в пользу Лаймона. «Хоррор» для него скорее прием, позволяющий ярче обрисовать интересующие его проблемы. А сам он — писатель-моралист, близкий этим к Стивену нашему Кингу.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх