fantlab ru

Теодор Старджон «Бог микрокосмоса»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.65
Оценок:
135
Моя оценка:
-

подробнее

Бог микрокосмоса

Microcosmic God

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 33
Аннотация:

Гениальный, но далёкий от повседневных забот биохимик Киддер устраивает в своей лаборатории процесс эволюции in vitro и выводит расу разумных существ. Искусственная эволюция идёт ускоренными темпами, и вскоре создания Киддера обгоняют по развитию человечество. Теперь Киддер и его маленький народец может решить практически любую техническую проблему на Земле. Но плодами технического прогресса хотят завладеть нечистые на руку люди, гораздо более практичные, чем наивный гений.

Входит в:

— журнал «Astounding Science-Fiction, April 1941», 1941 г.

— антологию «The Pocket Book of Science-Fiction», 1943 г.

— сборник «Without Sorcery», 1948 г.

— сборник «Caviar», 1955 г.

— антологию «На суше и на море 1961», 1961 г.

— антологию «Modern Masterpieces of Science Fiction», 1965 г.

— антологию «Microcosmic God and Other Stories from Modern Masterpieces of Science Fiction», 1968 г.

— антологию «Science Fiction Hall of Fame, Volume One», 1970 г.

— антологию «Classic Science Fiction: The First Golden Age», 1978 г.

— антологию «Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 3 (1941)», 1980 г.

— сборник «Alien Cargo», 1984 г.

— антологию «Фантастика века», 1995 г.

— антологию «Sense of Wonder — A Century of Science Fiction», 2011 г.

— антологию «Глотайте хирурга», 2015 г.

— антологию «We, Robots: Artificial Intelligence in 100 Stories», 2020 г.


Похожие произведения:

 

 


На суше и на море. 1961
1961 г.
Искусники планеты Ксанаду
1993 г.
Фантастика века
1995 г.

Периодика:

Astounding Science-Fiction, April 1941
1941 г.
(английский)

Самиздат и фэнзины:

Мне отмщение...
2000 г.
Чудовище
2021 г.

Электронные издания:

Глотайте хирурга
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Without Sorcery
1948 г.
(английский)
Caviar
1955 г.
(английский)
Caviar
1955 г.
(английский)
Modern Masterpieces of Science Fiction
1965 г.
(английский)
Chefs-d'oeuvre de la science-fiction
1967 г.
(французский)
Microcosmic God and Other Stories from Modern Masterpieces of Science Fiction
1968 г.
(английский)
Caviar
1970 г.
(английский)
The Science Fiction Hall of Fame, Volume One
1970 г.
(английский)
Science Fiction Hall of Fame
1971 г.
(английский)
Science Fiction Hall of Fame, Volume One
1972 г.
(английский)
Modern Masterpieces of Science Fiction
1974 г.
(английский)
Modern Masterpieces of Science Fiction
1974 г.
(английский)
The Science Fiction Hall of Fame: The Greatest Science Fiction Stories of All Time
1975 г.
(английский)
Microcosmic God and Other Stories from Modern Masterpieces of Science Fiction
1975 г.
(английский)
Classic Science Fiction: The First Golden Age
1978 г.
(английский)
Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 3 (1941)
1980 г.
(английский)
Die besten Stories von 1941 — ausgewählt von Isaac Asimov
1981 г.
(немецкий)
Isaac Asimov Presents The Golden Years of Science Fiction: 2nd Series
1983 г.
(английский)
Alien Cargo
1984 г.
(английский)
Microcosmic God, Volume II: The Complete Stories of Theodore Sturgeon
1995 г.
(английский)
The Science Fiction Hall of Fame, Volume Onee
1998 г.
(английский)
The Science Fiction Hall of Fame, Volume One, 1929-1964
2003 г.
(английский)
Sense of Wonder: A Century of Science Fiction
2011 г.
(английский)
We, Robots
2020 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Любопытно почувствовать себя в роли всемогущего создателя, своей волей творящего миры и создающего многочисленное потомство безропотно подчиняющееся карающей всеблагой руке. Герою рассказа довелось попробовать себя в такой роли в виде вознаграждения за самоотверженный труд научного гения. Автор не стал показывать Киддера в роли абсолютно чокнутого профессора, если не считать невменяемостью полное отрешение от мира сего и абсолютное погружение в искусственно созданный мир микрокосмоса. Хотя следовать каким-то крайностям всегда плохо, это приводит к фанатизму, а следовательно речь уже не может идти о полноценной личности ученого.

Киддер на своем острове хотел отгородиться от всего мира, но мир не собирался от него отгораживаться. В общем-то стремления научного гения были лишены практической алчности и носили сугубо познавательный характер. Но такая фанатичная отрешенность не позволила персонажу оценить риски со стороны обитателей мира чистогана, а умение предвидеть социальные последствия своих открытий входит в круг обязанностей истинного ученого. Вот тут-то Киддер и подкачал, а Конэнт, как настоящая акула капитализма, постарался проглотить слишком уж большой кусок в виде мирового всемогущества.

Но всемирной катастрофы все же не произошло, разум победил безумие. Киддер понял, что коль уж ты хочешь жить в созданной своими руками реальности, то необходимо поставить по отношению к внешнему миру действительно непреодолимый барьер. Это печально, но факт, всегда найдутся люди подобные Коэнту, с непрерывно прогрессирующей манией величия и ищущие для этого любые средства. Поэтому не зря существует мудрое изречение:«Что бы не создавали ученые, всегда получится оружие».

А рассказ весьма неплох, как в виде такого предупреждения, так и в плане наличия научно-фантастической составляющей создания системы взаимопроникающих миров различного масштаба. По сути культ неотериков по отношению к Киддеру полностью отражает наши религиозные отношения, за исключением прямой взаимообразной связи с богом, недоступной для обычных людей. И может быть мы являемся такими же марионетками, выполняющими непостижимую для человеческого разума миссию.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ещё один шедевр от неистощимого на парадоксальные выдумки автора рассказов «Золотое яйцо» и «Искусники планеты Ксанаду». Сама идея возвысить человека до уровня бога-творца на тот момент, по-моему, была уже не нова, но технология прикладного использования сотворённой цивилизации описана с блеском. Более того, рассказ неизбежно наводит пытливого читателя на мысль — а, может, и нас сотворили с некой подобной целью?

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Необычный для того времени и для нынешнего времени рассказ. Он оригинален и не похож на классические рассказы о сумасшедших учёных, которые хотят захватить власть над миром. Оригинальна сама идея произведения о возможности ускорения развития науки и получения практических результатов на этой основе. Пока я еще не встречал повторения этой идеи в последующей литературе после её публикации. Необычен сюжет, текст, они привлекают даже сегодня. Жаль, с моей точки зрения, что концовка получилась этакой рождественской, счастливой. Но в любом случае рассказ заслуживает особого отношения к нему.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень интересный рассказ, обманчивый, как и почти все у Старджона. Внешнее противостояние рассеянного и наивного ученого и жадного беспринципного банкира на деле оказывается противостоянием двух до крайности похожих людей. Оба жестоки: один — сознательно, другой — бездумно, обоих интересуют исключительно их собственные планы, обоим глубоко наплевать на интересы тех, кто должен служить их целям. Просто так уж сложилось, что банкиру безразличны люди, а ученому — созданная им раса разумных существ, жизнь которых зависит исключительно от его желаний и планов. Из этих двоих ученый кажется, пожалуй, еще более бесчеловечным, ибо ему не свойственна человечность даже в искривленной форме: его не интересуют ни власть, ни деньги, ни свое эго.

Позиция самого автора по вопросу вполне ясно просматривается из самого тона рассказа. Когда читаешь, как сухо-иронично Старджон перечисляет все эксперименты, которые Киддер проводит над своими Неотериками, становится очень понятной финальная мрачноватая фраза «когда я думаю об этом, меня охватывает испуг». Потому, что, скорее всего, конец света для человечества начнется с начала эры Бога Киддера и его Творения.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Квинтэссенция «Гиперболоида инженера Гарина», «Продавец воздуха «, «Властелин мира» и прочих. Гениальный ученый и результаты его деятельности.В рассказе всё-таки учёный сумел обезопасить мир от своего изобретения.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Единственное что понравилось — сам эксперимент ученного. Довольно неплохо описан и продуман. я даже поверил, что такое (в принципе) может быть.

Ну и написан рассказ легко, читается с удовольствием.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал этот рассказ в детстве, в сборнике «На суше и на море» 1961 г.

Потрясающий рассказ, перечитываю каждый раз как есть возможность взять в руки книгу, крайний раз — два дня назад :)

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне рассказ не понравился. Вышел он какой-то рваный, с плохим текстом (я далёк от мысли, что «виноват» перевод Ф. Мендельсона), с плохо различимой идеей, но с чётко расставленными акцентами: вот плохой и жестокий банкир, вот хороший и наивный учёный. Мне такое не по вкусу. Вообще, сложилось впечатление, что это рассказ-набросок для чего-то большего, вроде конспекта с основными тезисами. Характеры, личности героев не раскрываются, сюжет описывается бегом, на каждое действие – буквально несколько строчек, на каждую сцену – несколько абзацев. Грандиозный эксперимент учёного Киддера описывается так скоро, так поверхностно, так мимоходом, что лично мне абсолютно не верится не то что в его благоприятный исход, но даже и вообще в закономерную конечность какого-то итога, результата. Читал и твердил себе: этого не может произойти (…так быстро). Но только из этого научного эксперимента можно было вычленить автору что-то интересное для читателя, однако же Старджон сделал акцент на противостоянии банкира и учёного, итог которого ясен с первого намёка на это.

Вполне возможно, что на восприятие влияет дата написания рассказа: не перманентно, мол, ага, 1941-й год, ну тогда яможно и не ждать от этого рассказа каких-то оригинальных, свежих идей; наоборот, только после прочтения говоришь себе: «наверное, дата написания сего – 30-40-е годы, очень похоже…». В целом же, не глубокое произведение, с карикатурными, шаблонными не героями даже, но персонажами. Перечитывать не потянет.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ «Бог микрокосмоса» входит как раз в тот один процент произведений, которые, согласно «закону Старджона», только и заслуживают внимания на фоне 99 процентов «трэша»...

Простодушный в своей смелости сюжет, — в лучших традициях Золотого века НФ, когда сверх-достижения легко удавались отшельникам-учёным. Им даже удавалось подстёгивать темпы эволюции. И создавать расу сверхразумных.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепный рассказ, один из лучших в НФ. Парадоксальность ситуации, затрагивание философии взаимоотношений существ во Вселенной. Для ускоренного развития цивилизации необходима стрессовая ситуация!

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Извечная тема об использовании научных открытий «не по назначению» или о присвоении чужого интеллектуального труда:smile:

Главное отличие рассказа Т.Старджона от других произведений на эту тему — «активная жизненная позиция» самого изобретения. Впервые, пожалуй, ученого защищает его же творение. Причем, сам первооткрыватель к этому абсолютно непричастен. Если проводить аналогии с человеческим обществом, то рассказ посвящен вопросам Веры. Есть время для создания религии, но в какой-то момент приходит и время защищать эту религию от посягательств. Мы защищаем наших богов. А они об этом могут и не догадываться, занятые другими проблемами.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вообще, рассказ странный. Сложно сформулировать какую-то конкретную мысль, почерпнутую из него. Интересно какая была оснрвная идея автора.:confused:

Оценка: нет
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень хорошо помню этот рассказ, впервые напечатанный, кажется, в одном из сборников «На суше и на море». Очень необычный по тем временам, мне кажется, он и сейчас будет читаться с интересом.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх