fantlab ru

Виктор Гюго «Собор Парижской Богоматери»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.46
Оценок:
769
Моя оценка:
-

подробнее

Собор Парижской Богоматери

Notre-Dame de Paris

Другие названия: Нотр-Дам де Пари

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 104
Аннотация:

Знаменитый роман В. Гюго, в котором автор обращается к истории Франции XV века. Яркие образы уличной танцовщицы цыганки Эсмеральды, влюбленного в нее урода Квазимодо, звонаря собора Нотр Дам, священника Фролло и капитана Феба де Шатопера даны на фоне причудливого и пестрого средневекового Парижа.

Награды и премии:


лауреат
1001 книга, которую необходимо прочитать / 1001 Books You Must Read Before You Die, 2006

Экранизации:

«Горбун из Нотр Дама» / «The Hunchback of Notre Dame» 1996, США, реж: Гари Труздейл, Кирк Уайз



Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Собор Парижской Богоматери
2024 г.

Издания:

Собор Парижской Богоматери
1947 г.
Собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 2
1953 г.
Собор Парижской Богоматери
1954 г.
Собор Парижской Богоматери
1955 г.
Собор Парижской Богоматери
1956 г.
Собор Парижской Богоматери
1959 г.
Собор Парижской богоматери
1970 г.
Собрание сочинений в десяти томах. Том 3
1972 г.
Собор Парижской богоматери
1976 г.
Собор Парижской Богоматери
1977 г.
Собор Парижской богоматери
1977 г.
Собор Парижской Богоматери
1978 г.
Собор Парижской богоматери
1979 г.
Собор Парижской богоматери
1981 г.
Собор Парижской Богоматери
1982 г.
Собор Парижской богоматери
1982 г.
Собор Парижской богоматери
1984 г.
Собор Парижской Богоматери
1984 г.
Собор Парижской богоматери
1984 г.
Собор Парижской богоматери
1984 г.
Собор Парижской Богоматери
1984 г.
Собор Парижской Богоматери
1985 г.
Собор Парижской Богоматери
1988 г.
Собор Парижской Богоматери
1988 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 1
1988 г.
Собор Парижской Богоматери
1989 г.
Собор Парижской Богоматери
1990 г.
Собор Парижской Богоматери
1993 г.
Том 1. Собор Парижской богоматери
1993 г.
Собор Парижской Богоматери
1999 г.
Собор Парижской Богоматери
2003 г.
Собор Парижской Богоматери
2003 г.
Собор Парижской Богоматери
2005 г.
Собор Парижской Богоматери
2006 г.
Алхимия и Нотр-Дам де Пари
2007 г.
Собор Парижской Богоматери
2007 г.
Собор Парижской Богоматери
2008 г.
Собор Парижской Богоматери
2010 г.
Собор Парижской Богоматери
2010 г.
Собор Парижской Богоматери
2010 г.
Собор Парижской Богоматери
2012 г.
Собор Парижской Богоматери
2012 г.
Собор Парижской Богоматери
2012 г.
Собор Парижской Богоматери
2012 г.
Собор Парижской Богоматери
2012 г.
Собор Парижской богоматери
2013 г.
Собор Парижской Богоматери
2014 г.
Собор Парижской Богоматери
2014 г.
Собор Парижской Богоматери
2014 г.
Собор Парижской Богоматери
2015 г.
Собор Парижской Богоматери
2016 г.
Собор Парижской Богоматери
2016 г.
Собор Парижской Богоматери
2016 г.
Собор Парижской Богоматери
2017 г.
Собор Парижской Богоматери
2017 г.
Собор Парижской Богоматери
2017 г.
Собор Парижской Богоматери
2018 г.
Собор Парижской Богоматери
2018 г.
Собор Парижской Богоматери
2019 г.
Собор Парижской Богоматери
2019 г.
Собор Парижской Богоматери. Том второй
2019 г.
Собор Парижской Богоматери. Том первый
2019 г.
Собор Парижской Богоматери
2019 г.
Собор Парижской Богоматери
2019 г.
Собор Парижской Богоматери
2019 г.
Собор Парижской Богоматери
2020 г.
Собор Парижской Богоматери
2020 г.
Собор Парижской Богоматери
2020 г.
Собор Парижской Богоматери
2020 г.
Собор Парижской Богоматери
2022 г.
Собор Парижской Богоматери
2022 г.
Собор Парижской Богоматери
2024 г.

Аудиокниги:

Собор Парижской Богоматери
2003 г.
Собор Парижской Богоматери
2006 г.
Зарубежная классика. Лучшее
2011 г.

Издания на иностранных языках:

Собор Паризької Богоматері
2016 г.
(украинский)
Собор Паризької Богоматері
2016 г.
(украинский)
Собор Паризької Богоматері
2021 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Он был злобен, потому что был дик; он был дик, потому что был безобразен… Впрочем…его злоба…не была врожденной. С первых же шагов среди людей он почувствовал…себя существом отверженным, затравленным, заклейменным… Подрастая, он встречал вокруг себя лишь ненависть и заразился ею. Преследуемый всеобщим озлоблением, он наконец поднял оружие, которым был ранен.»

Какие чувства появляются, когда закрываешь последнюю страницу «Собора Парижской Богоматери»? Солнце слишком яркое, трава слишком зеленая, и вокруг все слишком шумное и... современное. Потому что я еще там – в мрачном, готическом Париже XV века. Под стрельчатыми сводами соборов и дворцов. На темных извилистых улочках, среди нищих, калек и бродяг. Там, где блистательный мир дворянства и аристократии сталкивается с простонародьем. В безграмотном и суеверном средневековье… С романом Гюго так легко забыть об окружающем мире и с головой погрузиться в далекое прошлое.

Вряд ли еще найдется человек, хотя бы краем уха не слышавший об истории, рассказанной в «Соборе…». В детстве у меня была чудесная иллюстрированная книжка «Горбун из Нотр-Дама». Уже не вспомнить, насколько близка к тексту была эта адаптация романа Гюго, но вот картинки были точно шикарны. В любом случае, того драматизма, от которого просто дух захватывает, тех переживаний за героев, которые вызывает книга, не найдешь ни в одной адаптации или экранизации. От истории любви и ревности, вращающейся вокруг нескольких персонажей – к масштабным событиям, охватывающим весь город, и трагической развязке.

Жемчужина книги, без сомнения, ее герои. Их здесь великое множество, но даже самые проходные персонажи, нарисованные парой штрихов авторской мысли, предстают перед глазами, будто живые. К каждому можно относиться по-разному: жалеть или презирать, любить или ненавидеть, но совершенно невозможно остаться равнодушным. Вроде бы и нет в главных героях каких-то неожиданных черт: поэт-философ Гренгуар, считающий себя непризнанным гением; отверженный, презираемый и ненавидимый обществом Квазимодо; юная и непосредственная Эсмеральда; священник, в котором под внешней благочестивой оболочкой таится бездна безумия. Но все они проникают в самую душу и остаются в ней надолго, если не навсегда.

Конечно, есть в романе и своя ложка дегтя. Это около тридцати страниц описания сначала собора, а затем и Парижа с высоты птичьего полета. Две, в общем-то, небольшие главы, два вечера адских мучений и отчаянной борьбы со сном каждый раз, как я открывала книгу. Но что такое тридцать страниц из пятисот? Капля в море. Потому что во всем остальном роман превосходен.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что меня больше всего поразило в этой книге, так это моя поверхностность. Как я себе ее представляла? Многоугольная история любви, которая случилась в Париже где-то на задворках истории. А! И еще Петкун пел в мьюзикле… наверное за Квазимодо, хотя что-то там о бесах было. Но это же шедевр! Классика мировой литературы! Надо читать!

Описывать мой облом смысла нет. На самом деле оказалось, что это действительно история любовного многоугольника и действительно на фоне Парижа. Только не Эсмеральда, Квазимодо или кто-то еще здесь главный герой. Герой тут – сам Город! Именно его Виктор Гюго любит, лелеет и развивает. Не берусь утверждать, но по ощущениям глав, где описываются улицы столицы Франции, достопримечательности и их история, больше, чем глав с персонажами-людьми. Мы узнаем откуда пошел Париж, кем и как он строился, как изменялся, кто принимал решения об изменениях и кто воплощал их в жизнь. Первая мысль была: «А не пролистать ли городские главы? Я ж сюда за любовью пришла», потом эту мысль я отпустила, расслабилась, и читала три месяца в свое удовольствие.

Что касается человеческого облика «Собора Парижской Богоматери», то восторг мой еще больший, чем от бесплатного путешествия по Городу Света. Арсенал персонажей, которыми действует автор, невелик. По крайней мере относительно размеров книги. Но это же целая энциклопедия! Срез не только географии, но и общества, нравов, жизненного уклада. Очень понравилось, как переданы терзания архидьякона Клода Фролло. Человек всю жизнь прожил в одном мире, а потом оказалось, что все не так. При чем сколько великодушия он проявил, усыновив Квазимодо, и выращивая своего младшего брата, столько же малодушия он показал в своей любви к Эсмеральде. Пожалуй, для меня это был самый интересный герой.

Остальные более-менее не подвели. Эсмеральда прекрасна. Квазимодо – на лицо ужасный, добрый внутри. Феб де Шатопер – поручик Ржевский. Затворница еще заинтересовала… Ее необоснованная ненависть к цыганке мне на самом деле близка и понятна. И эволюция интересна. Флер де Лис – цветочек аленький. В самом конце еще Гюго поразил – схохмил в развязке очень неожиданно. Ночная сцена защиты Нотр Дам де Пари была… героической, но обычной. Что мы, о подвигах в Войну не читали что ли? А вот пытка Эсмеральды, ее чувства и быстрая сдача позиций гордой и независимой – вот это тонко. Я понимаю, много их было, кто сам на себя давал показания в испанском сапоге, но мне кажется, что для описания слабости нужно острее и тоньше чувствовать жизнь. Самым же сокровенным открытием стало беззастенчивое описание влечения человека к животным… Я читала, конечно, Бальзака… и Золя… и была готова ко многому, но такое от Классика… не ожидала, одним словом!

Времени у меня эта книга забрала массу! Сил еще больше! Но! С ней я сама выросла. Изменилась. Это был большой и тяжелый труд – ее чтение, но он оказался благотворным. Не могу описать, что изменилось. Я сама. Если бы раньше меня увлекла только любовная история, при чем именно Феба и цыганки, то сейчас… отрицательный персонаж показался понятнее и привлекательнее. Нудные описательные части – познавательными и нужными. Тонкую грань между Средневековьем и Возрождением точнее было бы не передать. Все менялось – города, люди, нравы… и я поменялась вместе с ними.

Поэтому, как не было бы трудно, читайте! Растите над собой!

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Гюго, лично для меня, синоним Парижа, любви и драмы. Это обожание своего города, эта непередаваемая страсть, это история, вызывающая сильнейший эмоциональный всплеск- все это Собор Парижской Богоматери. Очень жалею, что не прочла этот шедевр в подростковом возрасте. Такие истории должны взрослеть вместе с тобой.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вообще, я жуткая поклонница мюзикла. Заезжен диск, dvdшник и все к нему прилагающееся. Знаю наизусть песни с 6 летнего возраста. И к своему стыду до книги добралась только к 14 годам. Ну, все хорошо, что хорошо кончается. Потому что возраст оказался подходящим, благодатным и я увидела очень много того, что не заметила бы раньше(какая банальная фраза. фу!). Очень была рада, что мюзикл- это сплошная цитата текста Гюго. Браво-ребята!

Я была уверена, что текст в стиле Сервантеса(то бишь для сангвиников на 36%мало подходит) и какого было мое удивления, когда к 4 утра я обнаружила себя на 400 стр! Оторваться было нереально. Особенно понравились диалоги Фролло и Грегуара. Кстати про Грегуара, была очень разочарована. Видно образ Бруно Пельтье был слишком хорош для этой роли и они решили поменять всю Грегуаровскую сущность. Самый такой банальный пример: между спасением Эсмеральды и козы, он выбрал козу(еще так вздохнул и подумал «не, двоих мне не потянуть»). Вот козел, одним словом! (а на сайте можно ругаться? ну хоть чуть-чуть?)

Не знаю как относятся читатели к Фролло... У меня он вызвал острую жалость. Ну и еще у меня появилось четкое презрение к чувству любовь, хотя тут конечно определенно доминирует слово страсть. Я вообще отношусь к любым чувствам, как к химической реакции, а какое может быть отношение к экзотермической реакции в колбе? Вот именно- с точки зрения чувств- никакой. Вообще вся эта книга, одно сплошное доказательство вредности любви (прям чувствую злобное дыхание сотен романтиков прямо в спину). Я уверена многие скажут: «чтобы вообще этом рассуждать нужно самой полюбить.» А у меня железный аргумент: а зачем, если можно прочитать 1000 книг и сделать анализ без всяких потерь? Все по научному! Как будто все астрономы видели черную дыру! А сколько диссертаций написано!

На мой взгляд, если человек ради какого-то чувства готов убивать, мстить и т.д. и т.п. нужно ли и полезно ли такое чувство? Если священник думает пошла ли бы ему шпага и латы? Если чувство чаще приносит страдание чем что либо еще? Такие яркие примеры как Ретт Баттлер, Рочестер... Разве они ничему не учат?

Слышу крик из зала: как будто бы это от нас зависит: чувствовать или нет. Ну, тут на это мне сказать нечего... Реакции действительно происходят хотим мы этого или нет. Но заставить меня теперь думать, что любовь это «прекрасное, нежное чувство, счастлив тот, кто испытал его»- извольте меня. В хорошие концы любви я не верю и вообще думаете, что Ромео и Джульетта были бы счастливы в браке? Судя по много-влюбленности Ромео-врят ли.

Итог: если книга заставляет думать-это хорошая книга! И спасибо Гюго за рукопись, а то бы мы сейчас не смогли бы полюбоваться великим и прекрасным Нотр- Дамом де Пари!

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепный роман. Одна из любимейших моих книг сейчас, и самая любимая — в юности, когда прочла ее по школьной программе. Помню, что количество страниц романа меня ужасно пугало, но я все-таки взялась его прочесть и не пожалела. С первых же страниц книга затягивает и не отпускает ни на секунду (мне было интересно читать даже разнообразные описания). Прекрасный язык повествования, яркие персонажи, запоминающиеся на всю жизнь, невероятные повороты сюжета и шокирующая концовка (для меня в подростковом возрасте она была именно такой).

В общем, гениальное произведение, которое должен прочесть каждый.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чудесное произведение! Виктор Гюго — мастер своего дела. Описания Парижа и самого собора Парижской Богоматери восхищают и заставляют снова и снова перечитывать книгу. Читаешь эти строчки и появляется ощущение, что ты тоже гуляешь по этим улочкам, рассматриваешь витражи готического собора и завороженно смотришь на танцующую цыганку с козочкой.

Сюжет оригинален и необычен, держит в напряжении до последних страниц. Очень понравился и тот факт, что автор не разделяет героев на положительных и отрицательных. В каждом есть что-то хорошее и плохое. Например, жестокий и беспринципный Клод Фролло способен к большой любви, а страстная Эсмиральда не смогла увидеть доброе сердце Квазимодо за его маской.

10 из 10!

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впервые прочёл в пятнадцать лет. Мать долго заставляла прочесть это. Прочёл -- не зацепило. Но через несколько лет я послушал мюзикл «Notre-Dame de Paris» и решил перечитать. С тех пор, это одна из моих любимейших историй. Браво, Гюго. *аплодирует и прыгает в кресле*

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот и перевернута последняя страница романа «Собор Парижской Богоматери»! История любви, рассказанная в этом романе, не является здесь какой-то банальщиной, наоборот лихо закрученный сюжет и герои, которых нам автор преподносит, как бы постепенно раскрывая характер героев! А здесь их не так уж и мало, и каждый заслуживает, чтобы о нём рассказали отдельно: поэт-философ Гренгуар, считающий себя непризнанным гением; отверженный, презираемый и ненавидимый обществом Квазимодо; юная и непосредственная Эсмеральда; священник, в котором под внешней благочестивой оболочкой таится бездна безумия. Но все они проникают в самую душу и остаются в ней надолго, если не навсегда. Но главным героем на мой взгляд, здесь является Париж, так ярко описанный в романе! Сам Париж представлен неким «муравейником», где копошатся люди! Люди совершенно разные по характеру и положению в обществе. И конечно же описывается сам «Собор Парижской Богоматери», некий образец шедевра архитектурной мысли: красивый, величественный, неприкосновенный!

Как сказал архидьякон в романе: «Нет нечего величественнее архитектуры, ведь она передаёт веками накопленную историю, сквозь века! Но Собор будет уничтожен, с появлением книгопечатания!»

Аналогов истории, изложенной в романе, вряд ли найдёшь в экранизациях и постановках, нежели в самом романе!

От истории любви и ревности, вращающейся вокруг нескольких персонажей – к масштабным событиям, охватывающим весь город, и трагической развязке.

На мой взгляд роман посвящён теме злого рока, довлеющего над человеком! Будто кроме горя и испытаний, посланных героям, они больше нечего не заслуживают, пока не научатся смотреть выше и дальше собственных интересов?! Люди не властны над своей судьбой, и не могут ей воспротивиться!

Развязка романа хоть и была мне знакома, однако заставила сопереживать и плакать, будто события романа я проживал вместе с героями! А это дорогого стоит! Однозначно читать, и перечитывать!

Оценка: 10
– [  -3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга отличная спасибо издателям. Очень понравился отрывок о символах: собор замещается книгопечатанием, романский стиль — готикой и т.д.

Знает кто-нибудь, что обозначает символ ƎB на множестве иллюстраций???

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Контраст, всё контраст. От комической мистерии через водевиль, переходящий в макабр, к надрывной готической драме. От смеха до страха, от веселья до печали. От черни к королю, и от цыганки к монаху. Всё контраст – контраст смешной и контраст страшный. Глухой, допрашивающий глухого, мать, по незнанию проклинающая своё любимое дитя, порочные, ударившиеся в тёмные искусства судьи, обрекающие непорочное создание на смерть. Уроды с чистым сердцем и красавцы с сердцем гнилым. А над всем этим – Париж. Париж старый разлинованный, как пергамент, ведь архитектура – тоже текст, алхимика и кабалистика. И над всем этим – густая как крем авторская эстетика. Все это – пиршество. А на пиршестве, в отличие от пира, иногда приходится расстегивать пояс и дышать тяжело – всё, объелся, а, кстати, что это там на том блюде, дайте-ка и мне! Так и этой эстетикой, так и этой готической романтикой (лично я – просторным описанием Парижа, или рассуждением о книгопечатании и зодчестве) можно отяжелеть, читая её взахлеб, одуреть от неё – но после небольшой передышки снова продолжить читать.

Здесь есть свои шуты, свои ангелы… и свои демоны. Но, по-моему, главной демонической силой здесь обладает сам автор. Он, как демон, всегда на острие драмы, на острие трагедии. Он над бурей, он затягивает узлы и подводит героев к бездне. Признаться, с этим романом я знакомлюсь с Гюго, и по этому демоническому полёту я уже вижу великолепного автора. Только и ищет, и создаёт остроту ситуаций и драм боле острую, чем кромка бритвы. Только такой и знает, как цеплять, и заставлять читателя ощущать сильные эмоции – никаких роялей в кустах, а если и спасать кого-нибудь из героев, то лишь для того, чтобы поставить его на край более глубокой бездны. Попробуйте-ка не любить его за это!

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, самое известное произведение автора, о котором наверняка слышали даже люди, весьма далекие от его творчества, благодаря многочисленным экранизациям и постановкам. И это один из самых ярких примеров избитой истины «книга лучше». Потому что все интерпретации оставляют собору лишь яркий фасад из персонажей, напрочь забывая о его фундаменте из среза нравов и обычаев той эпохи. Многие сетуют на пространные и вроде бы отстраненные описания автора, но, на мой взгляд, они как и сюжет с персонажами, являются элементами одной картины, дополняя ее и делая ярче и понятней. Одно из лучших произведений для того, чтобы проникнуться атмосферой позднего средневековья, где красота и уродство, как внешние, так и внутренние, шли рука и об руку. Не ставлю книге высший бал лишь потому, что у Гюго есть «Человек, который смеется», где он, на мой взгляд, поработал над языком повествования (да и над переплетением сюжета и исторических справок) все-таки получше.

Ну и пару слов об иллюстрированном издании с рисунками Лакомба. Мне оно не понравилось. Лакомб неплохой художник, и сборник рассказов По с его иллюстрациями мне весьма приглянулся. Но тут просто по-моему не его стихия, не его настрой. Рисунки к книге не подходят. Все как-то только мрачно и гротескно, нет той попытки сыграть на контрастах, как в самом произведении.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Гюго, как всегда, несколько многословен, но подача романа довольна приятна.

Сюжет нетипичный, завораживающий, персонажи яркие и порождающие интерес.

У меня столько разных мыслей и чувств насчет романа, что это невомзожно выразить в напечатанных буквах, да и не стоит этого того.

Каждый сам должен прочитать «Собор» и прочувствовать его.

А «СПБ», безусловно, стоит, чтобы его прочувствовали.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Гюго изрядно преуспел в описании уродства Квазимодо: и лицо кривое, и на спине горб, и глаз один. Да ещё Квазимодо глухой. Самому-то Гюго было не жалко так издеваться над Квазимодо?

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

О художественных достоинствах самой истории написано уже много, поэтому я бы обратил внимане на другой аспект произведения. А именно — восприятие позднего средневековья с точки зрения людей первой половины XIX века.

Гюго описывает людей XIV века в романтическом стиле. Ими руководят чувства, а не разум. Их внутренний мир превалирует над внешним обликом. Религия уходит на второй план, заменяясь мистикой. Общество делится не на знать и простой народ, а на короля, который использует чернь как инструмент против аристократии, и сторонних обывателей. Работники творческих профессий оказываются социально более близки уголовному миру, чем высшему свету.

Все эти предположения автора скорее помогают понять Францию времён написания романа, чем Францию во времена описываемых событий. Потому что отношение людей к своему прошлому иногда характеризует их лучше, чем рассказы о настоящем.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неумирающая классика. Роману почти 200, а как читается. Ууух. От смеха до слез, от печали до радости. Гюго фантастически качает писателя в плане эмоций. Очень насыщенные и интересные персонажи. До последней страницы не понимаешь чем все завершится. Не удивительно, что это одна из самых популярнейших театральных постановок мира

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх