fantlab ru

Малькольм Брэдбери «Профессор Криминале»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.00
Оценок:
27
Моя оценка:
-

подробнее

Профессор Криминале

Doctor Criminale

Роман, год

Аннотация:

Начинается все с того, как молодой журналист невольно провоцирует громкий скандал на церемонии вручения Букеровской премии; и вот в результате ряда романтических кульбитов он же преследует по всей Европе загадочного профессора Басло Криминале — человека с тысячью лиц, всемирно знаменитого философа и гиганта любви, объекта пристального интереса медиакорпораций и даже спецслужб...

Входит в:



Профессор Криминале
2000 г.
Профессор Криминале
2010 г.

Периодика:

Иностранная литература №1, 1995
1995 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

АБСОЛЮТНО ОШИЗИТЕЛЬНО!

Именно так – «абсолютно ошизительно!» – могли бы отозваться об этом романе Малькольма Брэдбери две его второстепенные героини, ассистентки профессора Монцы (кажется, что Монца списан с Умберто Эко, но подозрение это все-таки недоказуемо). Все здесь так замечательно, что, право слово, хочется использовать как можно больше прилагательных в превосходной степени и на этом, собственно, закончить рецензию, мол, пусть читатели поверят на слово и сами, если на то будет их желание, во всем разберутся: и в сюжете, и в персонажах, и в лейтмотивах, и в контекстах, и в подтекстах, и всяких там постмодернистских отсылках и цитатах. Но не стоит поддаваться этой слабости, необходимо проявить силу воли и дать хотя бы небольшой обзор «Профессора Криминале», чтобы прилагательные в превосходной степени не показались голословными. В конце концов, проявлял же силу воли Фрэнсис Джей в поисках Басло Криминале. И не только в этом, конечно, если вы понимаете, что имеется в виду.

Представьте себе церемонию вручения Букеровской премии начала 1990-ых годов (что забавно, два ученика Малькольма Брэдбери – Иэн Макьюэн и Кадзуо Исигуро – получили-таки означенную премию, а вот их учителю уже не судьба, ведь он умер в 2000-ом; никто не исключает, что жюри Букеровской премии просто обиделось на язвительную сцену, открывающую этот роман, и в том уподобилось Нобелевскому комитету, который так и не почтил своей премией Грэма Грина из-за одной его неосторожной интрижки, о чем в виде анекдота – вот пойди проверь – говорится где-то в середине «Профессора Криминале»; в общем, Букеровской же премии хуже). На этой церемонии опростоволосился один молодой журналист, Фрэнсис Джей. Не надо было ему в прямом эфире язвительно высказываться о номинантах. Он тут же стал персоной нон-грата, а чуть позже и вовсе оказался без работы, но эти события явным образом не связаны, хотя что там связано, а что не связано в пространстве «Профессора Криминале», вот уж точно сказать невозможно. Далее Фрэнсис Джей, от лица которого и ведется повествование, саркастически описывает свое житье-бытье и то, как докатился до того, что стал сценаристом фильма про легендарного философа Басло Криминале. Сценарий Фрэнсиса Джея его новому руководству понравился, вот только для съемок надо бы все-таки добраться до главного героя намечающегося фильма. Оказалось, что сделать это далеко не просто, ведь он та еще фигура мировой культуры – вечно прыгает с конгресса на конгресс и от всех ускользает. Вот и пришлось Фрэнсису Джею отправиться на его поиски. Впереди Вена, Будапешт, итальянская вилла Бароло, Лозанна… В какой-то момент «Профессор Криминале» начинает напоминать туристический путеводитель. И это далеко не так скучно, как может показаться человеку, который не знаком с этим романом Малькольма Брэдбери.

Чем дальше едет Фрэнсис Джей, тем ясней ему становится, что Криминале не так прост, как кажется. То есть с самого начала он не казался простым, а тут, вообще, открывается, что он гораздо сложней. Погрязнув в хитросплетениях биографии прославленного философа, рассказчик с удивлением понимает, что не только про Криминале, он и про окружающую реальность мало что знает. В общем, герой взрослеет, но не спешите заскучать – эта классическая коллизия в руках опытного постмодерниста может удивить даже самого опытного читателя.

Создавая потрет Европы начала 1990-ых, Малькольм Брэдбери умудрился написать роман, который и на исходе второго десятилетия XXI века остается актуальней некуда. Хотя, наверное, романы про любые переходные эпохи будут актуальны в любые переходные эпохи. Замени тут новостные заголовки на нынешние новостные заголовки, добавь айфоны и Интернет в каждом кармане, и все описанное покажется невероятно злободневным репортажем про современную жизнь. Все тут вроде бы предельно серьезно, но при этом еще и смешно (порой очень смешно). Если коротко, то перед нами образцовая сатира. Правда, на дистанции в четыре сотни страниц даже самая качественная сатира может приесться и набить оскомину. Читателю «Профессора Криминале» это не грозит. Просто сатира здесь сдобрена отменным сюжетом. Ведь Фрэнсису Джею надо все-таки разобраться с Басло Криминале.

Сюжетных поворотов в избытке, фабула вся из себя детективная, а жанровая принадлежность текста может в любой момент измениться. То мы читаем про повседневную жизнь на международных конференциях, то окунаемся с головой в шпионские страсти, то вместе с повествователем задумываемся об исторических парадоксах XX века. И все это ради того, чтобы в финале перед читателем был поставлен достаточно банальный вопрос: можно ли судить человека за его ошибки, совершенные в прошлом, по меркам дня сегодняшнего? Мораль, безусловно, пластична, она зависит от сиюминутных событий, чего бы там не хотели моралисты любых эпох. Эта мысль может быть неприятна и дискомфортна, но от этого она не перестает быть истинной. Но как в таком случае ответить на сформулированный выше вопрос? Как водится в романах воспитания, Фрэнсис Джей вроде бы ответил на свой манер. Опять же как водится в подобных случаях, соглашаться с ним или нет – уже дело читателя. Сам Фрэнсис Джей только приветствовал бы такую постановку проблемы, в конце концов, он тот еще постмодернист. Потому и оказался столь уязвимым, когда жизнь больно ткнула его харей в неприятно вещественную реальность.

Но на пути к главному вопросу «Профессора Криминале» – кто его знает, вдруг это и впрямь наиглавнейший философский вопрос сегодняшнего дня? – читателя ждет еще великое множество вопросов и рассуждений: начиная с рассуждений о том, что журналисты не фиксируют реальность, а лишь ее конструируют, и заканчивая мучительными размышлениями повествователя о природе любви. И да – по дороге будет над чем от души посмеяться. Все-таки Малькольм Брэдбери – тот еще искусник, умудрился же серьезные и порой неприятные темы упаковать в такую пеструю и причудливую сюжетную рамку.

И не забудем напоследок про прилагательные в превосходной степени. Итак, «Профессор Криминале» – это крутейший, остроумнейший, увлекательнейший, головокружительнейший, поразительнейший etc. роман, переполненный колоритнейшими персонажами.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга является прекрасным путеводителем по Европе, вы посетите Вену….Посетите уютные венские кафе, прогуляетесь по прекрасным венским площадям, будите очарованы ароматом свежего кофе и чудесными лакомствами. А также сможете окунуться в атмосферу постсоветской Венгрии и понаблюдать за тем как Будапешт вдыхает «воздухом свободы и коммерции». Вдохнуть волну свежего бриза с итальянского побережья и насладиться красотами итальянской природы. Совершить прогулку на теплоходе по умиротворяющему Женевскому озеру к угрюмому и одинокому замку Шильон. Прогуляться по знойному БуэносАйресу. И отведать деликатесов в середине сердца Новой Европы- Брюсселе в ресторане «Ля Рошетт». А так же вам представиться возможность прикоснуться к истории Европы 20 века в лицах. местах и исторических событиях которые пронизывают книгу являясь связующим звеном между историей и достопримечательностями.

Порою при прочтении книги я ловил себя на мысли, что Криминале не существует. Он архетип порождённый сложным коллективным сновидением жителей Европы 20 века о которых писал З.Фрейд. Криминале настолько многогранен, масштабен и всекультурен, что трудно определить его этническую прилежность. Роман и о стыке и смене эпох, на страницах мы видим как уходит тетчеризм и на смену ему приходить постетчеризм ,рушится Берлинская стена, рушится коммунистический режим, страны Балтии борются за независимость, восточная Европа освобождается от оккупации советов. Мир в романе наполнен изобилием и одновременно духовной пустотой. Премии ради фуршетов, искусство ради денег и славы. В романе неспроста столько ярких и пустых фуршетов (что бы гостиницы не разорились) на которых находятся непонятные люди из политики и искусства, сами не понимающие зачем они тут и не находящие язык даже со своими коллегами.

Понравилась форма романа, построен из отрывков воспоминаний он как жизнь неоднозначен обрывочен и туманен. То же и с персонажами главного героя и Криминале-они делают ошибки, проигрывают и побеждают, просто живут, меняются и остаются прежними.

Роман конечно же поднимает тему любви: а что бы вы выбрали славу (Нобелевскую премию)или любовь. Таким странным вопросом задаётся профессор Криминале погружаясь в фонтанирующее изобилие свободного рынка наводнившего Европу.

Возможно кому то из читателей станет понятно почему Голубой Дунай – голубой, почему Будапешт это два города Буда и Пешт, сколько было романов у Борхеса .Какой вывод я сделал для себя из произведения-нет абсолютной истины, все относительно-будь наблюдателем, не пытайся оценить, получай удовольствие от всех граней мира.

Рекомендую для любителей философии, релакса и людей пытающихся найти высшую мудрость, которой, как выясняется и нет вовсе.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень насыщенная событиями, мыслями, действием книга. Книга, которая как-то буднично, без пафоса и закатывания глаз, развенчивает мифы. Миф о журналистской работе — главное фуршет. Миф о литературных премиях (мое любимое, строчки о любви юной девы где-то на Французской Ривьере в 1913-м — и так 6 раз у каждого из номинантов). Миф о смене эпох — да постоянно, успевай замечать! Миф о международных конференциях... ))) Миф о честных европейских бюрократах! ))))

Вот да, вас никогда не удивляли Папа Римский — мальчик из «Гитлерюгенд», канцлер Германии — пионерка, другой канцлер ФРГ — глава комитета акционеров компании-оператора СЕГ...? И да, этот список можно продолжать бесконечно... Боже, как наивна я была! )))

В общем, книга неожиданно простая и написана человеком с западным мировоззрением. Это плутовской роман, который, при всей легкости, цепляет очень важные, неоднозначные темы.

В том хаосе, что случился в начале 90-х в Восточной Европе в связи с развалом соцлагеря, автор ориентируется хорошо. А уж в психологии «слегка привенгерившихся» низов и «давно привенгерившихся» верхов — просто отлично.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх