fantlab ru

Ирвин Шоу «Богач, бедняк»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.71
Оценок:
240
Моя оценка:
-

подробнее

Богач, бедняк

Rich Man, Poor Man

Роман, год; цикл «Богач, бедняк»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 36
Аннотация:

«Богач, бедняк» — одно из лучших произведений Ирвина Шоу. Трагическая история семьи немецкого эмигранта в Америке охватывает период с конца Второй мировой войны до конца 60-х годов прошлого века и отражает возможности, открывающиеся перед «типичными» американцами, людьми без корней, стремящимися пробиться, достичь успеха…

Семья Джордахов сложная, трудная и тяжелая. Они живут под одной крышей, но не испытывают симпатии и должного уважения друг к другу. В этом доме все поставлено на будущее благополучие старшего Руди, остальные дети по боку: младший Томас совсем отбился от рук, а единственная дочь красавица Гретхен работает в госпитале и ничего, кроме недоверия и ненависти со стороны матери не испытывает. В семье, где царит атмосфера пренебрежения, где отсутствует любовь невозможно быть счастливым и вполне понятно, что молодое поколение семьи старается поскорее покинуть этот дом, отделиться от семьи, изменить свою жизнь. Что ждет их в этом мире?

На примере героев, автор дает понять, что за счастье не только необходимо бороться, отдавая все силы, но и важно просто его разглядеть... Очень жаль, что иногда к человеку это понимание приходит порой с запозданием...


В произведение входит:


8.29 (7)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Богач, бедняк. Нищий, вор
1986 г.
Богач, бедняк
1987 г.
Богач, бедняк
1992 г.
Богач, бедняк
1993 г.
Богач, бедняк
1993 г.
Богач, бедняк. Нищий, вор
1995 г.
Богач, бедняк
2000 г.
Богач, бедняк. Книга 1
2000 г.
Богач, бедняк. Книга 2
2000 г.
Богач, бедняк
2010 г.
Богач, бедняк. Нищий, вор
2010 г.
Богач, бедняк. Нищий, вор. Великая дилогия в одном томе.
2014 г.
Богач, бедняк
2014 г.
Богач, бедняк. Нищий, вор
2014 г.
Богач, бедняк
2018 г.
Богач, бедняк
2019 г.
Богач, бедняк. Нищий, вор
2022 г.
Богач, бедняк
2024 г.

Аудиокниги:

Богач, бедняк
2001 г.
Богач, бедняк
2006 г.

Издания на иностранных языках:

Rich Man, Poor Man
1976 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Богач, бедняк» — это размашистая семейная сага о трёх очень разных детях Акселя Джордаха, немецкого эмигранта, который прибыл в США после Первой мировой войны. События разворачиваются с 1944 до 1967 года и буквально во всех подробностях показывают, каким трудным и непростым путём Гретхен, Томас и Рудольф идут по жизни.

Объёмный роман Ирвина Шоу без всяких натяжек и споров — «большая литература». Герои тут очень живые, очень настоящие — они не статичные плоские картинки, а трудные, хрупкие личности со своими комплексами и проблемами. Водоворот событий бесконечен — чуть героям улыбается счастье и удача как злой рок или их собственная слепота забирает у них спокойствие и везение. Шоу никому толком не сочувствует и не подыгрывает — он беспристрастен, хотя видно, что к богатству он относится с долей язвительного презрения.

Какой-то назойливой морали или яркой финальной точки здесь, пожалуй нет — автор оставляет нас и Джордахов размышлять о смысле жизни и о том, какие возможности нам даёт судьба.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это четвёртая прочитанная мной книга Шоу, и я, пожалуй, могу уже сформулировать впечатление о его творчестве в целом. Он замечательно пишет, читать его легко и приятно. И темы поднимает серьёзные и глубокие. При этом он не судит своих героев: никто не идеален, все совершают ошибки, но всегда есть шанс дальше жить по-другому. С другой стороны, Шоу выступает отстранённо, он как будто равнодушно глядит на своих персонажей и описывает происходящее с ними. Не хватает живых чувств. Поэтому не всегда получается проникнуться.

Теперь непосредственно о романе «Богач, бедняк». Это семейная сага, охватывающая три поколения семьи Джордахов. В центре повествования два брата и сестра, а также их родители и дети. Следить за их становлением было интересно, но ближе к середине (книги и их жизни) этот интерес начал затухать под гнётом той серости и грязи, которыми пропитано просто всё. Герои трепыхаются, но стоит кому-то нащупать своё счастье, как автор макает его обратно лицом в беспросветность. Они очень человечны, но очень несчастны, от этого устаешь.

Между главами проходят большие временные промежутки, и изменения характеров персонажей только декларируются, мы не видим, как именно они происходят. Вот в таком-то году случился такой эпизод (подробно описанный), потом следующий эпизод уже пять лет спустя — уже с новыми особенностями. Не видны их старания, складывается ощущение, что всё получается само собой. Из-за этого опять же не проникаешься героями.

В итоге я испытываю смешанные чувства, автора уважаю, но читать что-то ещё не хочу.

Оценка: 6
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Богач, бедняк» замечательный образец семейной саги. Подробно, год за годом, Шоу описывает историю семьи Джордах. Семья, как и водится в семейных сагах, сложная, проблемная. Пока читала, в голове крутилась мысль — «травматики порождают травматиков». Я о чем. О том, что Аксель и Мэри Джордах поженились ни любя, ни уважая, ни друг друга, ни себя, никого. И в этом несчастном браке родили детей, которые заранее были обречены на несчастья, неудачи. Гретхен — высокомерная, циничная. Рудольф — умный, честный. Томас — злобный, невежественный. Да, они такие разные, но и одинаковые в том, что они не любимы и не умеющие любить. К ним в течение жизни приходит любовь и удача, но эти гости долго не задерживаются в домах Джордахов.

Очень грустное повествование. Кипелов когда-то пел «Лучше быть одному всю жизнь, чем найти свой дом, и жить в нем, с кем попало! «.

Мне очень понравилась обстоятельность и неторопливость развития сюжета. Благодаря чему я буквально прожила с героями их жизни. Язык книги очень сочный и образный. Если автор описывает мерзкую сцену, то буквально тошнит от отвращения. А если солнечное утро на лазурном море, то возникает желание счастливо щуриться от солнышка.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эпохальное произведение. Хотя и не лишено определённых штампов романтического жанра. Дети Джордахов — Гретхен, Рудольф, Томас — одарены волей автора эффектной внешностью, волей к жизни, редкостным умом либо физической силой.

Тем не менее, стартовые условия у них достаточно скромные — денег нет, хотя семья не голодает, но доход от семейного бизнеса — пекарни очень скромный для пяти человек. Поэтому первоначальный капитал на развитие в Америке 1945 года 19-летняя Гретхен, 16-летний Рудольф, и 15-летний Том добывают самостоятельно, используя собственные природные данные.

И в целом, это у них удается, в «американском» понимании — через двадцать лет, пройдя через вполне грамотно показанные автором перипетии строительства развитого капитализма в США (а также в европейских краях,но это уже прикладное), каждый получает то, к чему стремился, то есть вроде бы американская мечта не химера.

Однако это не простой авантюрный рОман, не даром книга названа «Богач, бедняк». Проходит ещё два года — и оборотная сторона жизненного успеха нарисуется каждому из детей Акселя Джордаха. Такая вот американская трагедия и драма на фоне аналогичных драм и трагедий второстепенных персонажей весьма немаленького произведения.

Отмечу, что отличный советский телесериал по этой книге на удивление ёмко смог передать суть такого большого романа, а все пропагандистские элементы остались «в заставке».

В целом, хороший и интересный литературный труд, не утративший актуальности и в настоящее время.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Волнуясь о будущих поколениях.

Десять лет назад я прочитал эту книгу совершенно иначе. Меня увлекли судьбы трёх главных героев, такие неоднозначные и от того реалистичные. Не было хороших персонажей, не было плохих, каждый из них был и тем, и другим в разные периоды своей жизни. Они делали сложные выборы в своей судьбе, и мне надо было делать сложные выборы в своей судьбе. Они запутались, но ещё не сбились, и я — так же. Сейчас, перечитывая, я уже больше волновался не о них, а о судьбе их детей, как волнуюсь о судьбе своих. Акценты сместились. Мне стали ближе герои не в начале книги, не в середине, а ближе к концу. Ближе по возрасту, по жизненной ситуации, когда почти все ставки уже сделаны. Да, можно ещё что-то изменить, даже изменить резко, радикально, но раз до этого не понял, что именно менять, вряд ли уже поймёшь теперь. В этом и великость этого произведения. Его можно читать в разном возрасте, в разном возрасте восхищаться и цитировать разные куски, наиболее близкие тебе именно сейчас. Мне даже интересно, что привлечёт моё внимание во время следующего перечитывания, спустя много лет. Книга настолько мне нравится, что я боюсь читать продолжение: «Нищий, вор». Боюсь потерять что-то в героях, разочароваться в них. Прячу голову в песок, хотя это же глупо. Это всего лишь книга! Книжные персонажи! Но такие дорогие сердцу. Точно так же я боюсь читать «Современную комедию» после «Саги о Форсайтах». Ну смешно же так к этому относиться. Так переживать. Так страшиться будущего, написанного давным давно сюжета. Но как потом выкинуть новое, если оно не понравится? Начиная перечитывать «Богач, бедняк», уже точно решил следом прочитать «Нищий, вор», дочитав же снова колеблюсь. Но ещё больше страшусь за будущее наших детей. Такими они кажутся потерянными, не подготовленными к жизни. Прямо как мы казались нашим родителям. Те — своим родителям. И так далее. Вот это размышление о новом поколении, начав с осознания прошедшего пути своего поколения, чувствуется в данной книге. И не важно, что то поколение уже наши дедушки и бабушки, ведь родители новые, а их тревоги — старые. Так что дело не только в интересном сюжете, продуманных героях и красивом языке. К этой книге можно обратиться в трудную минуту и найти там совет, как жить дальше. Громко сказано? Возможно. Но такового послевкусие от чтения: яркое, громкое, будоражащее. После него хочется вспоминать прошлое и с интересом вглядеться в будущее.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Аннотатор романа не подкачал и чётко сформулировал суть книги. Семья Джордахов.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Отец — послевоенный переселенец из Германии Аксель Джордах. Мать, приютская американка Мэри, никогда не знавшая радостей любви и удовольствий семейной жизни и потому рано состарившаяся. И дети: Гретхен, Руди и Том. И уже вне семьи Джордахов один взрослый мужчина, богач и сластолюбец, приметивший Гретхен и положивший на неё свой похотливый глаз...

Начало истории относит нас к весне 1945 года (хотя история Акселя Джордаха начинается гораздо раньше и Шоу нас с этой судьбой знакомит, равно как и с юностью матери семейства Джордахов). Чувствуете сразу вероятный сюжетно-событийный накал? Молоденькая 18-летняя, созревшая для взрослой жизни медсестра Гретхен и молодые выздоравливающие раненые солдаты. И Аксель Джордах, ветеран Первой мировой войны, немец — тоже повод для событий и размышлений. А ещё ведь есть Том, любитель уличных драк, хулиган и задира Том. И весь из себя правильный Руди...

Так что нет мира под звёздами...

И так постепенно год за годом, событие за событием и происшествие за происшествием, Шоу ведёт нас по жизням наших героев. Ибо каждый из них живёт сообразно своим представлениям о жизни, совершая по ходу этой жизни поступки, ошибки и проступки. И перед каждым встают те же самые жизненные соблазны, которые манят обыкновенного простого американца тех лет (возможно вот именно этим как раз и силён и хорош роман Шоу — он написан как раз про тех самых простых невычурных людей, которые живут здесь же, по-соседству, ровно такой же как у тебя жизнью, и потому ты всё про них знаешь и понимаешь — если иметь ввиду читателя-американца). Перед каждым из героев романа возникают новые порой критические по своей значимости задачи и проблемы, которые с наскоку не решишь и от которых не отвертишься. Причём проблемы и задачи эти совсем не всегда на уровне деловом, иной раз автор ставит своего героя перед мощным нравственно-этическим выбором, перед Выбором Поступка (ну вот к примеру Руди в ситуации с гонимым профессором из-за подозрения, что тот сочувствует коммунистам, а ведь в США в этот период аккурат разгул маккартизма!). И так непрерывно и постоянно, глава к главе.

И очень многозначное название романа. Честно говоря, я сначала думал, что противостояние героев пойдёт по линии Руди Джордах — богач Теодор Бойлен. Потом: Бойлен — Том Джордах. А оказалось вообще совсем не так, как предполагалось и ожидалось. И мера бедности и богатства, выведенная в романе, тоже оказалась не эквивалентна мере материального достатка братьев Джордахов. И это ещё надо посмотреть, кто там в романе к концу повествования настоящий богач, а кто бедняк!

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Ирвин Шоу умел облекать высокую литературную суть в обманчиво простую форму занимательной беллетристики», — прочёл я когда-то в аннотации к одной из книг писателя. И долго не мог взять в толк, что же имел ввиду критик.

Открытием и своеобразным предостережением стал роман «Вершина холма», покорила «Люси Краун», вызвал бурю эмоций погружающий в мир артистической богемы «Вечер в Византии»… Но «высокой литературной сути» в этих романах я так и не увидел. Автор брал мастерством. Пленял богатством палитры чувств. Изысканной вычурностью. «Богач, бедняк» же — очевидно, нечто большее. Думаю, в аннотации подразумевалось именно это произведение.

Перед нами – масштабная панорама судеб. Три человека, три пути. Потомки немецкого эмигранта, юность которых пришлась на послевоенные годы, молодость на 50-е и 60-е в центре повествования от начала и до конца. Поначалу они кажутся если и не картонными, то весьма стандартными персонажами. Совестливый Делец, Драчун-гангстер, молодая Девушка на перепутье. Конечно же, такое представление будет достаточно быстро сломлено. Герои растут, кого-то лепит заново жизнь, кто-то меняется сам. Судьба тасует колоду и сдаёт карты. Кто сумеет распорядиться случайностями, использовать во благо себе прихоти судьбы? Выиграть? Постойте, господа... А что это вообще такое в данном случае — выигрыш? Возможно, богатство, слава, когда «тебя приветствуют те, чьи каделаки подкатили к вершине чуть раньше»? Так полагал Делец в самом начале своего пути. Но деньги быстро стали ему безразличны. Девушка тоже искала счастья — в кипучем Нью-Йорке — нашла его даже на какое-то время, но зыбкое ощущение оказалось недолговечным.

«Богач, бедняк» называется книга, но вкладывал ли автор в название «меркантильный» смысл? Я полагаю, богач тут тот, кто сумел заключить выгодную сделку с судьбой, обрести душевный покой. Все герои алчно ищут его. Кроме одного, того, кому в итоге и повезёт. Это закономерно. В одном из предыдущих отзывов писали: «роман о том, как важно прожить свою жизнь именно так, как ты сам считаешь нужным». Стереотипы «правильного» построения жизни и есть проклятие Джордахов. Они полагают, что следуя определённым правилам, нормам, смогут достигнуть желаемого, но это лишь путь в никуда.

Впрочем, проблемами смысла жизни, терзаний поиска, проблематика, заложенная автором в книгу, не исчерпывается. Хотя, лично меня именно эти размышления, внутренние монологи задели, дали пищу для раздумий.

Выше я причислил роман к Литературе, обделив этой регалией другие, не менее замечательные произведения автора. Хочу объясниться. «Богач, бедняк», как я уже писал, заставил меня поразмышлять. А всё ли я делаю правильно? Куда приведут меня нынешние ориентиры? Было тревожно узнавать в молодом Рудольфе себя. Для сравнения: стареющий рефлексирующий сценарист Крейг из «Вечера в Византии» тоже вызывал у меня симпатии, сострадание. Событийная насыщенность романа, градус накала, объективно дают фору местами даже скучноватой семейной саге. Однако, вжиться в Крейга никак не удавалось. Он именно что герой книги в жанре беллетристики. Можно сказать, «сделан» для самокопаний на публику.

Однако же, не буду отвлекаться от основного объекта рецензии. Итак, самое «вкусное», то, из-за чего я бы стал рекомендовать вам данный роман — это антураж. Время и место действия (Америка) накладывают заметный отпечаток на дух повествования. Шум делового Нью-Йорка, сухое потрескивание плёнок с отснятыми в Голливуде серо-белыми фильмами; спокойствие Европы против предпринимательского духа Америки, тень холодной войны, маккартизм… — перелистывая первую страницу читатель попадает в мир, который уже стал историей, но всё ещё недостаточно отдалённой: эхо того времени вовсю гуляет по современности. Ирвин Шоу, живший тогда, «впитавший» в себя эпоху, мастерски погружает в неё читателя.

Особенно интересным станет роман для уже знакомых с творчеством Шоу, фактами его биографии. Писатель не стал вводить «своего» персонажа, тем увлекательнее с помощью героев, по изменяющемуся стилю письма, угадывать его восторженное отношение к Европе, морю, горечь воспоминаний о прочувствованном на собственной шкуре маккартизме. Интереснее всего «расшифровывать» отношение автора к Америке. Что она для него – «хранимая богом страна» как для Рудольфа? Или он выразил своё отношение к Штатам устами Тома?

P.S. Вообще, по прочтении роман оставляет немного гнетущее впечатление. Чувство безысходности. С деньгами плохо, без – тоже. Америка страна великих возможностей, но кому они в конечном счёте нужны?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А познавший счастье тут же сыграл в ящик.

И всё равно, читайте. Оно того стоит.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверняка, каждый хотя бы раз в жизни смотрел фильм «Богач, бедняк…». Я тоже неоднократно смотрела этот замечательный фильм, но книгу прочла совсем недавно. И должна отметить, что впечатление от книги и от фильма рознятся, несмотря на то, что фильм снят максимально приближенно к книге. Книга намного глубже передает мотивы, внутренний мир, противоречия и истинную суть героев. Она меняет даже отношение к ним, либо еще больше усиливает произведенное впечатление.

Семья Джордахов, историю которой рассказывает Ирвин Шоу, сложная, трудная и тяжелая. Они живут под одной крышей, но не испытывают симпатии и уважения друг к другу. В семье, где царит атмосфера ненависти, пренебрежения, где отсутствует любовь невозможно быть счастливым и вполне понятно, что молодое поколение семьи старается поскорее покинуть этот дом, отделиться от семьи, изменить свою жизнь.

Глава семьи немецкий эмигрант – жестокий тиран, недовольный жизнью, ненавидящий людей, презирающий Америку даже больше, чем свою Родину. Эти чувства в полной мере передаются его детям. Мать истеричка, клянущая судьбу, в своей ненависти к мужу и окружающему дошедшая практически до сумасшествия. В фильме Мэри Джордах вызывала сочувствие из-за незавидной судьбы, но в книге автор более глубоко показал ее истинную натуру, то, что крутится у нее в голове, ее мысли – от этого она уже не вызывает сочувствия. Мэри махнула на своих детей рукой, на всех, кроме Рудольфа.

Но разве можно назвать то болезненное чувство, которое родители испытывают к нему, любовью? В этом доме все подчинено на будущее благополучие Руди, остальные дети по боку. Руди прилежен, умен, хорошо учится, безоговорочный помощник в доме, но в душе он себя чувствует плохо, постоянно себе выносит приговоры, постоянно собою недоволен, т.к. все время вынужден притворяться.

Разве можно винить Гретхен за ее жизнь? Она молодая, красивая, талантливая, умная девушка, желающая избавиться от ярма своей семьи, которая ее породила. В книге более сильно чувствуется ненависть и злоба матери, когда она вспоминает о своей дочери, иначе, как проституткой мать ее не называет. Я ей сопереживала до слез, особенно, когда Гретхен находит и теряет опору своей жизни.

С самого начала и до самого конца книги наибольшую симпатию вызывает младший Томас. Несмотря на свою жестокость, нелюбовь к людям, он единственный из молодого поколения семьи, кому не ведомо притворство, он живет и поступает так, как чувствует. Но, все же, как больно ему, пятнадцатилетнему, было остаться одному, даже без такой семьи. Постепенно, с опытом, к нему приходит понимание того, ради чего стоит жить, он находит свое истинное счастье, но слишком поздно.

В книге сильнее и острее, чем в фильме показано отрицательное отношение к богатым и состоятельным людям, что богатство не приносит людям счастья (здесь я не согласна с автором в этом вопросе, ведь состоятельные люди тоже бывают разные). Я никак не могла понять, почему в фильме к Теодору Бойлану такое плохое отношение, ведь он состоятельный, успешный, да, пренебрежительно и с высока относится к людям, но не более, чем иногда можно увидеть сейчас, в наше время. Но в книге Тедди описан, как очень порочный, развращенный, пресыщенный, самовлюбленный человек и вызывает только отрицательные чувства. Что касается успеха и богатства, то Рудольфу они тоже не принесли счастья. Здесь я должна отметить, что автор показал в книге потребительское богатство Америки середины прошлого века, волну ненависти и протеста к нему, поэтому эта линия вызывает такие негативные чувства.

Важно помнить, что все мы родом из детства. Все, что происходит с нами в детстве, оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь. Судьба молодого поколения Джордахов вызывает искреннее сочувствие, т.к. на них сказалось пророчество их отца, оставившего им в наследство свои грехи, за которые им пришлось расплачиваться с лихвой.

Красной нитью в романе проходит тема воспитания детей. Став родителями, второе поколение Джордахов с большим трудом идут на контакт с детьми... И тут становится совершенно понятно, насколько глубока связь судьбы их родителей, их сложных отношений, а также мера отцовского и материнского участия в формировании характера детей...

На примере героев, автор дает понять, что за счастье не только необходимо бороться, отдавая все силы, но и важно просто его разглядеть... Очень жаль, что иногда к человеку это понимание приходит порой с запозданием...

Замечательная книга, читая которую испытываешь истинное наслаждение качественной прозой, легкостью изложения событий, живыми и настоящими героями, какой бы горькой не была их судьба.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх