fantlab ru

Макс Фрай «Чужак»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.38
Оценок:
3552
Моя оценка:
-

подробнее

Чужак

Другие названия: Лабиринт

Сборник, год; цикл «Мир Ехо и приключения Макса»

Аннотация:

В нашем, земном мире Макс был неудачником, находившим отдых только в красочных снах. И однажды от человека из сна он получил предложение, от которого невозможно отказаться. Он навеки оставил Землю и перенёсся в волшебный мир Ехо. Здесь он — правая рука великого и ужасного сэра Джуффина Халли, главы тайного сыска, борющегося с незаконным применением магии. Его считают загадочным варваром, гениальным сыщиком и опаснейшим человеком...

Примечание:

В 2009 году книга была переведена на английский язык и вышла в американском издательстве «Overlook» под названием «The Stranger».



В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


8.19 (2994)
-
56 отз.
8.22 (2632)
-
31 отз.
8.24 (2541)
-
29 отз.
8.21 (2593)
-
36 отз.
8.23 (2466)
-
27 отз.
8.27 (2436)
-
26 отз.
8.55 (2621)
-
37 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Лабиринт
1996 г.
Лабиринт (Чужак)
1999 г.
Чужак
2000 г.
Чужак
2000 г.
Чужак
2003 г.
Дебют в Exo
2004 г.
Жертва обстоятельств
2004 г.
Путешествие в Кеттари
2004 г.
Чужак
2005 г.
Дебют в Ехо
2009 г.
Жертвы обстоятельств
2009 г.
Путешествие в Кеттари
2009 г.
Чужак
2011 г.
Чужак
2014 г.
Лабиринты Ехо
2015 г.
Чужак
2017 г.
Лабиринты Ехо
2020 г.
Чужак
2020 г.
Чужак
2022 г.
Чужак
2024 г.

Аудиокниги:

Дебют в Ехо
2006 г.
Жертвы обстоятельств
2006 г.
Путешествие в Кеттари
2006 г.
Чужак
2006 г.

Издания на иностранных языках:

Forastero
2005 г.
(испанский)
Cizinec
2006 г.
(чешский)
Forastero I
2007 г.
(испанский)
Forastero II
2007 г.
(испанский)
Der Fremdling
2007 г.
(немецкий)
Cesta do Kettari
2008 г.
(чешский)
The Stranger
2009 г.
(английский)
Främlingen
2010 г.
(шведский)
Чужак
2017 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Так получилось, что первыми прочитанными у Макса Фрая были «Сказки старого Вильнюса». Атмосферно и оригинально. Прошло время — и в моем поле зрения появился новый объект — цикл «Чужак». Ребята, а вам не кажется, что нас держат за баранов, которых нужно стричь? Это ничем не замаскированный коммерческий проект, где автор(ы) тупо гонит текст, притом большие подозрение, что сюжет лепился без оглядки и планирования. Неси меня, река, гони, клавиатура, объём. Здесь нет ни атмосферы, ни оригинальности. Осточертевшие всем попаданцы — это ладно. Ну хоть минимально обрисовать мир, и необходимость нахождения в нем героя можно было бы. А так — щелк пальцами — и герой запихивается куда угодно, куда с утра коллективному автору захотелось — что-то лениво делает, над чем-то лениво рефлексирует — объём текста пухнет.

В-общем, честно прочитанный цикл выполнил, как минимум, одну цель — отложил проект «Макс Фрай» туда, куда доберешься не скоро, если вообще доберешься.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мое знакомство с Максом Фраем началось с книги «Гнезда Химер», в которую я моментально влюбилась. Но книга «Чужак», почему-то долгое время не вызывала у меня никаких особых эмоций. Но потом после некоторых жизненных событий, я стала по-другому смотреть на мир, и вдруг «Чужак» стала для меня очень интересной книгой. Для меня вдруг подстветились те моменты в книге, которые я раньше вообще не замечала. Например, как Макс чувствует мир. Это очень круто описано. Или его способность путешественника между мирами и все соответствующие этой способности аспекты личности: он перекати поле, ни к чему не привязан, максимально легок, у него «нет лица». Его бесконечная удачливость следствие этого, он интуитивно выбирает самый лучший путь, как бывалый путешественник. Ну, и тот факт, что в нашем мире он был никем, а жил преимущественно во снах, тоже объясняется: а что ему собственно тут делать? в этом мире у него не было возможностей реализовать свои способности. Так же он идеален для службы в тайном сыскном войске. Те проблемы, которые он решает, невозможно решить тяжелому запрограммированному на что-то определенное сознанию. В Eхо, мире магии, Макс — идеальный решатель нестандартных ситуаций, потому что у него нет ничего стандартного. Так же мне понравились постоянные посещения таверны и питье Камры. От этого веет такой любовью к жизни, таким наслаждением реальностью, что я считаю, эти вставки очень важны для общей атмосферы.

Я считаю, Макс — очень глубокий персонаж. Но это скрыто за игривой легкостью, с которой он относится к миру. Для людей запрограммированных на тяжесть, определенность, трудности книга будет вызывать отторжение. Или скуку, потому что они вообще не понимают о чем читают.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Решил написать отзыв на первый цикл приключений Макса в Ехо.

При этом оценивать книгу, плохая и хорошая, не хочется, напишу своё субъективное впечатление. Перечитывал несколько раз, каждый раз лет через пять минимум. Продолжение же не читал и не хочется, прочитанного мне вполне достаточно. Данный цикл я не воспринимаю, как описание реальности, а как сон, который видит главный герой (о чем, собственно, в книгах и говорится). Мир Ехо это мир снов главного героя и поэтому там такие персонажи и вообще всё представляет собой некую мозаику, в которой видны только отдельные части. Приключения Макса это всего лишь однообразные узоры на ковре, сотканном из его снов.

Оценка: нет
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это не литература вообще. Это уровень хренового фанфика. Когда вижу оценку 8.3, мне кажется, что тут проходит какой-то мемный флэшмоб, как с проставлением десяток фильмам Невского на Кинопоиске

Оценка: 1
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательные истории, по-своему очаровательные и юморные. Жалко только что дальше книги про Макса превратились в мыльную оперу.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несерьёзная литература, скучная и пустая. Много «воды», бессмысленной болтовни, сортирного юмора и ненужных подробностей. Не смотря на всё это безобразие, Фрай много кому понравился благодаря своей ненапряжности и детективным сюжетам с обилием различной магии.

Оценка: 7
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Макса Фрая мне долго советовали почитать своенравные и кокетливые лица женского пола и увлекающиеся Кастанедой странные личности. Я заказал по интернету «Чужака», и когда получил заказ, уже был разочарован изданием 2020 года — за цветастой обложкой салатового оттенка скрылась книга, напечатанная на ужасного качества бумаге, напоминающей рулоны туалетного предназначения ещё в СССР. Шрифт странноватый и вычурный, и напечатано так слепо, что по степени градации фон мало отличается от текста — это просто различные оттенки серо-коричневого. Зачем АСТ так книги переиздаёт, надо спросить у них, потому что цена совершенно не оправдана. Теперь о сборнике конкретно. Несколько небольших повестей, описывающих приключения какого-то везучего недотёпы, обилие неимоверного количества совершенно ненужных диалогов, постоянно пестрящими глупыми и непонятными шутками, а уровень абсурда достигает уровня нашумевшего в своё время романа «Автостопом по Галактике», которого я никогда не признавал и не понимал. Парой щелчков пальцами герой распутывает магические преступления, выводит всех на чистую воду, а потом идёт в кабак и пьёт какую-ту непонятную хрень, не чай и не кофе, а какая-то «камра». Помимо этого он долго болтает и шутит с друзьями и коллегами, и написано всё это таким непонятным макаром, что я сразу понял: автор — не мой. Ну не мой совершенно. Жалею, что купил, да к тому же ошибся, что купил сразу два тома. Прочитать то прочитал, но удовольствия не получил, через текст пришлось буквально продираться, пересиливая себя и поражаясь, насколько своеобразным может быть у человека чувство юмора. Хочу заметить: у меня есть чувство юмора, я смеюсь над хорошими шутками и сатирой, постоянно сам подшучиваю, но тут просто какая-то Ерунда с большой буквы.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Знаю, что многим с трудом заходила именно первая книга в серии. Мне тоже потребовалось время, чтобы привыкнуть к авторскому стилю. Но если сначала хмурилась, пыталась разобраться, иногда перечитывала моменты, то потом как по щелчку полюбился и мир, и герои, и их история.

Интересная концепция мира. Магия ступенчатая, делится на черную и белую, но при этом не считается ни плохой, ни хорошей. И да, главный герой практически всесильный, ему многое дается очень легко. Поэтому тем, кто категорически не приемлет такой принцип, читать я бы не рекомендовала. Мне попадалось много книг, где ГГ был всемогущ, только вот там это казалось глупым и подавалось с каким-то пафосом, и это отталкивало. Здесь же есть какое-то обаяние. Он многое может и быстро учится, однако несмотря на все свои возможности с трудностями он все же сталкивается. И судьба у него не настолько радужная, как могло бы показаться при его способностях.

Текст на самом деле довольно легкий, нужно только немного привыкнуть. Для меня обладает каким-то терапевтическим эффектом, как будто тоску снимает.

Оценка: 9
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал, много, поначалу понравилось. Осилил аж больше половины книг.

Но в итоге на середине одно из них задумался — Что дальше?

Главный герой никто в своем мире, попадет в сказку где он может стать супер человеком.

Но и здесь он не прикладывает вообще ни каких усилий чтобы стать лучше, все происходит само по себе.

Ты думаешь вот он сильный злодей как он с ним справится? А решается все за 1 секунду — у ГГ неожиданно появляется иммунитет или сверх сила или просто неведомая сила делает все за него, а он потом ничего не помнит...

Суть всех книг — Поел — поспал — щелкнул пальцами и решил все проблемы.

Оценка: 3
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Цикл оставил двойственное ощущение... Красивый легкий слог, весьма необычный «ламповый» мир, забавные герои. Вот, пожалуй и весь актив. В пассиве же... Как-то скучновато. События развиваются неспешно, все проблемы решаются главным героем походя, не напрягаясь, порою элементарно и даже наивно. В отзывах пишут про юмор... хм... ну не знаю. Да, вроде герои и шутят друг над другом, но, отчего-то смешно только им — это как в американской комедии, где за кадром смех. Весельчак Бубута Бох, словесный жонглер наглядный тому пример:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

– Бычачьи сиськи! Ты будешь говорить это своей заднице в отхожем месте!

– Бычачьи сиськи! Это что за новая дерьмовина в моем сортире? 

– Такому дерьму место в сортире для свиней! Бычачьи сиськи! Ты отправишься туда и будешь хлебать свое дерьмо, пока оно не кончится в твоей тощей заднице!

– Бычачьи сиськи! Если эти худосочные задницы не могут найти собственное дерьмо в полном дерьма сортире,

На самом же деле редко когда ситуации вызывают улыбку, не говорю уже о том, чтобы посмеяться в голос.

Имена... Ощущение того, что Максимка попал в мир анлгоязычной рыцарской Финляндии, не иначе. Ну зачем? Не понимаю... сэр Джуффин Халли, сэр Маклук Олли, сэр Мелифаросэр, сэр Кофа Йох, сэр Шурф Лонли-Локли, леди Меламори Блимм, сэр Луукфи Пэнц, Бубута Бох. Ничего не имею против, но, режет же слух/глаз, а запоминается то как...

Ознакомился с циклом в аудиоформате. Часто слушаю перед сном. Бывает, произведение держит в тонусе, не дает уснуть. Но это не про чужака. Уходил к морфею быстро, легко и бескомпромиссно. Второй раз слушать точно не буду.

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несмотря на высокие рекомендательные оценки, данная серия мне не пошла. Вроде и написано ровно, и герой не вызывает отторжения, но читать дальше я не смог. А причина проста, я на разной волне с автором.

Не думаю, что милая, стройная леди (демиург мира Эхо), в реале поклонник чревоугодию. Однако, в своём произведении она просто отрывалась. В результате главный герой безостановочно ел, пил и таскался по тавернам — первая волна, назовём её «идея фикс», которой пронизано всё произведение. Вторая – одежда и все сопутствующие аксессуары. Ну тут всё понятно – женщина всегда тянется к прекрасному. Грубым и не отёсанным мужикам не дано прочувствовать всю важность этого вопроса. И третья волна... Нет, скорее основательный осиновый кол, который меня добил – это разное отношение к миру (миру Эхо в частности).

Если я человек действия, наслаждающийся тайной, интригой, знанием. То автор на мой взгляд человек созерцания. В результате, не смотря на то что в произведении есть всё — и действия, и тайны, и знания, и интриги. Однако подаётся это в состоянии неторопливого воззрения на вынужденную суету. Которая так некстати прерывает наслаждение выпитой чашкой камры с дюжиной пирожных, откладывает будоражащие сплетни и подначки под сигаретку другую, а также мешает переодеванию в соответствующую моменту лоохи.

Оценка: 5
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Немалая часть текста произведения состоит из цикличного описания приёма пищи главным героем и его коллегами-эвдемонитсами, нескончаемого потока комплиментов от последних, а также его эмоциональных переживаний по этим 2м поводам. После десятой итерации начинаешь читать всё это по-диагонали.

Основная же сюжетная канва в каждой повести бесхитростна и удручающе линейна. Главный герой, обёрнутый в броню Бога из машины, неспешно плывёт к финалу расследования мимо торчащих из кустов роялей. В конце — буря восхищения коллег, рукоплескания и всё новые превосходные эпитеты.

Все сюжетные ходы от основного его двигателя — бесконечной удачливости Макса, до простейшего — все обитатели другого мира разговаривают на его родном языке, объясняются не мудрствуя лукаво одной фразой: «Потому что Магия».

Манера речи Макса сильно раздражает. Так разговаривают люди, которым очень хочется показать себя непревзойдённым ораторам и им кажется, что всё, что для этого нужно — максимально витиеватая речь, местами присыпанная неуместным просторечием. Использовать этот приём пару раз в юмористических целях может и можно, но если делать это постоянно — герой становится, на мой взгляд, отталкивающим. Ещё труднее испытывать симпатии к человеку, который предпочёл граппу, которую он, по его же словам, не сильно любит, бельгийскому пиву.

Бесхитростный юмор несколько разряжает это напыщенную атмосферу. Как будто это что-то хорошее.

Город — важнейший элемент городской фэнтези — за пределами многочисленных трактирных сцен повёрнут к читателю спиной. Я тоже люблю трактиры, но в новом городе можно найти и другие, достойные упоминания, достопримечательности. Странно, что в столь многословном произведении, автор не посчитал нужным пожертвовать хотя бы парочкой из нескольких десятков трапезных сцен ради более вкусного описания города.

Итого имеем банальную историю попаданца, превратившегося, практически без каких-либо усилий с его стороны, из ничем не примечательного индивида в ровню лучшим представителям своей новой профессии. К сожалению, — очередное несостоявшееся произведение в потенциально интересном жанре детектива в декорациях городского фэнтези, испорченное явной ориентацией на невзыскательных подростков.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

А по мне — неплохо. Лёгкое такое чтиво, на один вечерок, повышающее настроение. Если бы читал лет в 12, был бы в восторге и поставил 10/10. В те времена я как раз увлекался ЮФ, читал Белянина и иже с ним. В целом, что мы имеем здесь? Все характерные для жанра черты. Не стоит строить иллюзий, если вы такое не любите — не читайте. В большинстве передряг герой ведёт себя как круглый идиот и выпутывается из передряг, полагаясь исключительно на интуицию — в принципе, это норма для жанра ЮФ, тем более про попаданца. В процессе у него проявляются различные суперспособности — тоже норма. На удивление, лично меня здесь не раздражала всемогущесть главного героя. Наверное, потому что он совершенно не умеет ей пользоваться и не спешит в одиночку уничтожать вражеские армии, а лучше предоставит это дело невозмутимому Лонли-Локли или своему шефу, а сам со стороны посмотрит. Характеры персонажей на удивление неплохо поддерживаются. Нет, они не оригинальны, они довольно просты, но персонажи не выходят из своих ролей и их характеры не меняются по ходу сюжета внезапно и безосновательно. К сожалению, насладиться книгой мешала пара моментов — восхваление чревоугодия и избыток сортирного юмора. Нет, ладно, едва попав в другой мир главный герой побежал набивать брюхо — это нормально. Но кто ж знал, что он будет заниматься этим всю книгу и почти беспрерывно! Серьёзно, посиделки в различных заведениях здесь занимают где-то 90% текста, а ловле опасных преступников, битвам с Неправильно Убитыми Магистрами и прочим приключениям отводится пара страниц. Ещё хуже дело обстоит с юмором. Не знаю, почему автор решил, что упоминание «конского навоза» в каждом предложении развеселит читателя, а у меня это вызывало только отвращение. Вот, читаешь ты слащавую историю, всё здорово, настроение хорошее... и тут главный герой начинает рассказывать, как он мечтает пожрать конского навоза. Это смешно? На мой взгляд, нет. Надеюсь, автор в дальнейшем не решит добавить ещё шуток про пенисы и блевотину, как в тупых американских комедиях. Поскольку я всё же собираюсь прочесть ещё пару книг этой серии. Скорее всего, сделаю перерыв, почитаю пока что-то другое, а затем продолжу.

Оценка: 6
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

C моей точки зрения, «Мир Эхо» — фактически эталонный образчик абсолютно коммерческого бизнес-проекта, целевой аудиторией которого был выбран «среднестатистический», что называется, невзыскательный читатель-обыватель. Лозунгом проекта, очевидно, является девиз «кто был никем, тот станет всем», а рецепт приготовления зиждется на таких простых компонентах аки: центнеры третьесортных шуточек, целый ряд довольно плоских персонажей, бесхитростный, скомканный сюжет и непрекращающаяся ни на минуту ода чревоугодию, пьянству, табакокурению и т.д. Читай — богемный образ жизни. Что ж, именно так по мнению авторов выглядит мечта усредненного читателя-обывателя. Правда, у меня еще есть версия, согласно которой авторы просто выплеснули на бумагу все свои комплексы и потаенные желания, считая это универсальным рецептом. Что ж, ни в том, ни в ином случае, меня лично подобная картина маслом что-то не привлекает.

Найти тут что-то большее нежели простая жажда легкой наживы удастся лишь самому изобретательному человеку с мифологическим мировоззрением и развитым синдромом поиска глубинного смысла. Я думаю, что давать оценку данному произведению стоит только в рамках его весовой категории, именуемой в народе «бульварное чтиво» или как-то так.

По сему...

Оценка: 6
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Человеку просто необходим отдых от самого себя, хотя бы время от времени...»@ Сэр Шурф Лонли-Локли

Вот таким отдыхом и является поглощение «попаданческого» фэнтези, всеми ругаемого, но при этом активно читаемого, издаваемого и продаваемого.

«Чужак» — обычный блок историй о попаданце, связанный сквозным сюжетом, со всеми достоинствами и недостатками жанра.

Достоинства заключаются в увлекательности сюжета, прекрасных персонажах второго плана — ярких, запоминающихся, хотя и несколько односторонних — интересном и довольно уютном мире, местами похожем на драгоценную шкатулку, местами расплывающемся в пугающей пустоте, потому что прорисован этот мир фрагментами. Фрагменты симпатичные, а между ними немножко страшно.

В книге этой вообще все фрагментарно: и сюжет, и образы героев, и описания городов, приключений и процессов. В этом есть некая изюминка. Пробелы между фрагментами пока что можно заполнить чем угодно, фантазия читателя ничем не ограничена, как и фантазия главного героя сэра Макса, желания которого непременно осуществляются, так или иначе. Иллюзорный мир, забавные, чуть глуповатые приключения, симпатичные герои со странностями и парочка совершенно замечательных котят создают все возможности для хорошего вечернего отдыха и позитивного настроения.

Главный недостаток — сам герой-попаданец сэр Макс. По меркам нашего мира совершенно никчемное, хотя и не вредное существо, в мире магии и кинжала внезапно оказывающееся супер-супером. И способности у него открываются одна за другой, и умозаключения его (довольно туповатые, по меркам нашего мира) являются перлами мудрости и сообразительности, и дружить с ним все жаждут, от младших служащих до волшебников с тысячелетним жизненным опытом, и блага материальные он получает все, сразу и по большому счету ни за что.

Перед нами вариант Емели со щукой. Влачил существование, ничем особо не интересуясь и никому не доставляя радости, и вдруг по мановению щучьего хвоста получил всё, сразу и даром. У нас в нашем плохом и ужасном мире работать, понимаешь ли, надо, чтобы чего-то добиться, а в сказочном городе Ехо вся работа заключается в бесконечном питии камры (местный аналог чая и кофе), болтовне с симпатичными сослуживцами и эпизодических экспресс-приключений. При этом жалованье более чем приличное, собственное жилье просторное и сразу, карьерный рост обеспечен, положение в обществе стремительно укрепляется. Вот оно счастье. Но это бы бог с ним, попаданец, он и есть попаданец.

Второй недостаток — откровенная глупость некоторых эпизодов, должных свидетельствовать об исключительности героя. Как пример можно привести первую историю, где сэр Макс придумал трюк с зеркалом. А местные маги что, за тысячи лет до такой элементарной вещи не додумались? Умственной отсталостью страдают? И с какой стати отражение вдруг живым оказалось, второе зеркало ведь кровью никто не поливал, а кровавая баня — обязательное условие оживления зазеркальной сущности. Или поджаренный трактирщик. Как, собственно, он оказался в своей постели в таком виде? Такие вопросы часто возникали по ходу чтения, и книге это в плюс не шло.

Позабавило послесловие редактора, который попытался разъяснить читателям глубокий смысл и оригинальность прочитанного. Вдруг кто-то усомнится в достоинствах текста. Так надо сразу этих читателей-неумех на правильный путь направить. В свете послесловия парадоксальные афоризмы, периодически изрекаемые обитателями сказочного города Ехо, приобретают комическую окраску, а внига начинает восприниматься как пародия на жанр. Но это потом, когда книга уже прочитана.

В процессе же чтения получаешь массу удовольствия. Да, не самый умный текст. Но ведь хорошо в этом городе Ехо, а Кеттари так просто очаровывает. Сам сэр Макс по большей части раздражающая личность, но парень он не злой, не обидчивый, кошечек любит. Терпеть можно. Тем более, что окружение его более, чем занимательно. Всемогущие специализированные маги временами так трогательны в своей житейской ограниченности, в каждом из них проглядывает что-то из детства. Они такие могущественные по нашим меркам, а живут играючи, и в этой игровой составляющей, пожалуй, главная привлекательность созданного автором мира. В нем просто хорошо.

Так что книга прочитана с удовольствием. И хотя шедевром ее счесть затруднительно, возможность отдохнуть от самой себя она, безусловно, дает. А это главное, ведь ради этого и читают истории о «попаданцах».

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх