fantlab ru

Роберт Джордан «Око мира»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.09
Оценок:
3743
Моя оценка:
-

подробнее

Око мира

The Eye of the World

Роман, год; роман-эпопея «Колесо Времени»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Жители небольшой деревни Эмондов Луг не без основания считали, что приближающийся праздник будет лучшим за многие годы. Но надежды их не сбылись — в ночь перед ним на деревню напал отряд троллоков, солдат Тьмы, до сих пор считавшихся не более чем мифом. Чтобы обезопасить своих родных и друзей, трое юношей — Ранд, Мэт и Перрин — вынуждены отправиться в далекий путь в поисках убежища, ведь именно они и были целью нападения. Но есть ли в этом мире спокойное убежище для тех, на кого пал взгляд самого Темного?

© Nog
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

В 2002 году появилось новое издание «Ока Мира» на английском языке (в серии «Young Adults» того же изд-ва Tor Books) в котором перед прежним прологом помещен еще один — из детства Ранда и прочих двуреченцев, а также дополнен глоссарий. Это издание состоит из двух томов — «Из Двуречья» («From the Two Rivers») и «В Запустение» («To the Blight»).

В однотомных изданиях «Ока мира», выпущенных в сериях «Золотая серия фэнтези» и «Колесо времени», глоссарий сокращён по объёму практически в три раза по сравнению с первым изданием — двухтомником в «Веке Дракона» 1996 г. Оставлено 54 статьи из 158. Причём принцип сокращения не понятен совершенно. Так, были убраны все синонимичные термины, содержащие только ссылки на основные статьи (например: «Отец Лжи. См. Темный» или «Получеловек. См. Мурддраал»). Исчезли абсолютно все статьи с именами действующих лиц (например: «Айбарра, Перрин», «Байар, Джарет», «Гавин», «Мачира, Илайас») и почти все статьи с географическими названиями (например: «Байрлон», «Кэймлин», «Марадон»). Но, что самое удивительное, под нож пошла часть статей с основополагающими терминами, такие, как «Колесо Времени» или «Разлом Мира».

В текстах тех статей глоссария, что остались, сокращений нет. Поэтому в них часто попадаются ссылки на убранные статьи, способные вызвать у читателя, не знакомого с первым изданием, недоумение. Так, в статье «Единая Сила» есть ссылка: «См. также направлять, Времена Безумия, Истинный Источник». Первых двух нет. Статья «Совет Деревни»: «См. также Круг Женщин». Никакого «Круга...» вы в глоссарии однотомника не найдёте. Статья «Троллоковы Войны»: «См. также Договор Десяти Государств». Естественно, отсутствует.



В произведение входит:


  • Из Двуречья / From the Two Rivers
  • В Запустение / To the Blight
8.59 (17)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— роман-эпопею «Колесо Времени»


Награды и премии:


лауреат
Премия "Озон" / Prix Ozone, 1997 // Зарубежный роман фэнтези (США)

Номинации на премии:


номинант
"Сталкер" / Stalker, 2005 // Переводной роман (США, 1990)

Похожие произведения:

 

 


Око мира. Книга I
1996 г.
Око мира. Книга II
1996 г.
Око мира
2000 г.
Око мира
2001 г.
Око мира
2001 г.
Око мира
2005 г.
Око мира
2005 г.
Око мира
2020 г.
Око мира
2021 г.

Самиздат и фэнзины:

Око Мира
2015 г.

Издания на иностранных языках:

The Eye of the World
1990 г.
(английский)
The Eye of the World
1990 г.
(английский)
The Eye of the World
2002 г.
(английский)
The Eye Of The World
2011 г.
(английский)
The Eye of the World
2012 г.
(английский)
The Eye of the World
2019 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эту книгу, даже отдельно от всего цикла, можно рекомендовать всем любителям приключений и фэнтези. Но читать её стоит, никуда не торопясь, вдумчиво, наслаждаясь каждой прочитанной страницей и тем, как неспешно, по крупицам приподнимается завеса истории и раскрывается огромный неизведанный мир, созданный автором. Тогда можно получить незабываемое удовольствие от книги, и оно перевесит все её возможные огрехи.

Начинается масштабная история очень просто. На далёкую деревушку в Двуречье накануне весеннего праздника нападают троллоки — жуткие создания, в ком суть и облик людей искажены до неузнаваемости. Пожар, битва, борьба за выживание — всё это обрушивается на простых фермеров внезапно и могло бы закончиться печально, если б не помощь Айз Седай — женщины, обладающей даром к мощной Единой Силе (местный аналог магии). Тем не менее, в легендах о ей подобных сложилось не самое лестное мнение, а потому не все жители благодарны за спасение, а некоторые даже пытаются её прогнать из деревни. Одновременно неподалёку от набега троллоков с трудом спасается юноша по имени Ранд. Он кое-как притаскивает в деревню раненого отца. И вскоре выясняется, что враги явились сюда неспроста. Им зачем-то очень нужен либо Ранд, либо ещё один из двух юношей, живущих в деревне — Тэм или Перрин. Все трое, а ещё две девушки из деревни оказываются втянуты в водоворот событий. Это то, что в легендах называют Узором Эпохи, сплетаемым незримым Колесом времени. Или, по-нашему — предопределённой судьбой.

А дальше персонажей ждут приключения, бегство от врагов, путешествие через половину мира, преодоление самых разных опасностей, раскрытие необычных способностей, встреча с самыми неожиданными жителями огромного мира — от великана-огира до человека, понимающего волков телепатически и живущего вместе с ними.

Автор неспешно ведёт повествование, зато позволяет проникнуться описываемым миром. Перед читателями предстанут совершенно разные персонажи — от странствующего народа, избравшего ненасильственный путь листа, до жестоких в своей глупости детей Света — кого-то вроде местной инквизиции. Но вскоре выясняется, что над всем миром нависла угроза надвигающейся разрушительной войны. И мало кто сможет остаться в стороне.

Не знаю, что за магию текста применил Джордан, но читать книгу было очень уютно, несмотря на все подстерегающие героев опасности. Остались очень приятные ощущения — возможно, это связано с тем, что читатель находится в комфортных условиях, а вот персонажам приходится несладко: тащиться сквозь холод и голод, ночевать в стогах, бороться с чудовищами, узнавать, что порой некоторые люди даже опаснее монстров.

Это приятное послевкусие осталось после прочтения всего нехилого тома в более чем 850 страниц, несмотря на небольшие логические нестыковки. Например, я так и не понял, как конные персонажи не смогли догнать и перегнать двух пеших, даже при изначальном отставании в полтора дня? Или почему для поимки двух беглецов не перекрыли все дороги, как им удалось пройти по многолюдному тракту, да ещё имея с собой опасную реликвию, что притягивала врагов как магнит? Конечно, были в их путешествии опасные моменты, но даже меньше, чем у других персонажей.

Впрочем, все эти огрехи можно объяснить и по канону: Колесо времени плетёт Узор Эпохи так, как оно того пожелает. И в итоге получается очень красивая картина. Концовка романа очень впечатлила.

Кстати, эту книгу можно читать даже как отдельный роман — она логически завершена. Но я обязательно ещё вернусь к многотомному циклу и наверняка вскоре приступлю ко второй части.

10 из 10

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

У меня во время прочтения «Ока Мира» набралось не так чтобы много впечатлений для подробного отзыва, поэтому пройдусь просто по основным моментам.

— стиль автора вполне сбалансирован — описания в меру красочные, а экшен -сцены вполне динамичны;

— формула сюжета, на мой взгляд, оказалась следующей: 10% — стартовая локация (деревня), 80% — герои куда-то идут, едут, плывут; 10% — то, что происходит на

стоянках или в гостиницах;

— персонажи очень архетипичны — отторжения не вызывают, но и не цепляют. Из троицы главных героев мне больше понравился Перрин — он получился чуть более живым

и настоящим, что ли, в отличии от Ранда, которого автор изо всех сил делает героистым героем. Ну а Мэту просто недодали «экранного» времени. И, как-то, не чувствуется

химии — я ожидал, что после прочтения такой толстенной книги буду думать о персонажах, как о старых знакомых, но, увы, этого не произошло;

— как по мне, Эгвейн, по крайней мере в этой книге, одна из самых раздражающих пассий главного героя во всех фэнтезийных циклах, мной прочитанных. Уступает,

наверное, только Денне, из «Хроник убийц короля» Ротфусса. Ничего полезного для отряда не делала, а гонору... ;

— местная вселенная скорее набросана широкими мазками, чем подробна описана, но как недостаток это не ощущается, а чувствуется, что автор просто решил выдавать

сведения о мироустройстве порционно, чтобы не переусложнять повествование;

— финал мне показался скомканным и несоразмерным. Будто автор решил, что читателя уже утомила эта бесконечная скачка и пора бы уже добавить что-то крутое и

масштабное, но перестарался;

Конечно, то что я описал, больше походит на недостатки, но, на самом деле, в целом, книга хорошая. Этакий крепкий середнячок. Да и чувствуется большой потенциал.

И, не смотря на внушительный объем, «Око Мира» следует воспринимать как пролог к масштабному фэнтезийному циклу. И с этой ролью роман вполне справляется.

Оценка: 8
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сразу с места в карьер.

Вся книга это путь из точки А в точку Б. Это неплохо и многие способны интересно это подать, но тут... Они едут в одно место, описание места, мы покушали, мы подозрительно переглянулись, мы едем, Лан всех гонит, Морейн секретничает, Эгвейн стервозит (Найнив её потом перегонит), за нами гонятся, Лан и Морейн что-то сделали и за нами не гонятся. Повторить -надцать раз. Когда повествование разделилось на различных повов, появился интерес, но за исключением арки Перрина, они все совершенно унылы и такие же, как я описал раньше. И дело не в описаниях, а в событиях и в самих персонаж.

Если описания я с лёгкостью перевариваю и мне они интересны (сколько раз я читал различные книги и не ощущал мира вокруг из-за скудных описаний и минимального количества деталей), то события вообще неинтересны и вызывают уныние. Может дело в подаче, но когда ты уже в третий раз читаешь про сон персонажа, к которому ты вообще ничего не чувствуешь (потому что автор плохо прописал персонажа), и только под конец тебе дают интересную идею

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
о влиянии мира снов на реальность
то тебе совершенно плевать, потому что про это вспомнят через странниц 100 или больше. Автор расставляет ружья, но, пока они выстрелят, порох отсыреет.

Многие причитают на копирку персонажей с Властелина колец, ну и ладно, можно же создать интересных персонажей, даже если по типажу и роли они будут похожи. Но тут герои просто никакие: тройка основных героев никакие и просто следуют за другими никак особо не проявляя свой характер (Перрин хоть как-то проявляет себя), другие же просто набор черт и они им соответствуют (например, Морейн – скрытный колдун, Лан – суровый воин), эпизодические персонажи в городе это НПС, встреченные за городом хоть имеют свой характер. Дети света вообще карикатурные веруны, про которых и говорить не хочется (хотя как их организация существует, если их все ненавидят? Не иначе как проделки темного). Не имею проблем с сильными женскими персонажами, наоборот они классные и всегда интересно за ними наблюдать: Сара Коннор, Эллен Рипли, Алиса Л. Кэрролла, Софи Хаттер (Ходячий замок), Тейлор (Worm) и так далее. Они сами находят решение своих проблем, не причитают и не оскорбляют других, а просто решают проблемы всеми доступными методами. Они личности со своими характером и проблемами и влияют на сюжет своими действиями. Что мы имеем здесь: сильные женские персонажи? Скорее стервозные, но не сильные. Если часть из них способны сами решить проблемы, то другая часть способна только понтоваться и всех оскорблять, считая, что вот такая я лучше других, все мужики думают волосами на груди, и только женщины могут что-то делать. Ну молодец, хорошо сказала, а делать что будешь? И... ноль действий. Из ключевых женских персонажей только Морейн можно назвать сильным женским персонаж, но не проработанным, так как нам многое неизвестно и как персонаж она пустовата. А Найнив и Эгвейн две стервозные девочки, которые считают себя лучше, но при этом ничего не делают. Так себе пример хороших женских персонажей.

Говорить что-то про придуманную вселенную, судя только по первой книге такое себе цельное мнение (могу нести чушь, хотя я её и раньше нёс). Мир огромный и чувствуется, что в нем есть много деталей, интересных мест, обычаев и традиций. Но сам намечающийся конфликт против вселенского злыдня (злой потому что злой и только) против сил добра... избито и неинтересно. Я понимаю, что на момент выхода это было не так избито, но сейчас кроме скуки это ничего не вызывает. Не нужна серая мораль, но можно было хотя бы придать мотивации быть злом, чтобы злодей не был просто злым и только. Это скучно и не вызывает эмоций.

Для своего времени книга неплохая, но культ вокруг данной серии я могу списать только на стокгольмский синдром после прочтения 14 книг.

P.S. Тот момент когда фанат, выросший на произведениях автора, справился лучше по всем фронтам (где-то сильно лучше, где-то чуть лучше). Уж лучше пойду вновь его перечитаю.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал первую книгу саги. Впечатления спорные. Постоянные параллели, если не сказать плагиат с Властелина Колец. Но когда сравниваешь как события Ока Мира пересекаются с событиями Властелина Колец, то перевес однозначно остаётся на стороне Толкина. Вот, Джордану надо взять и прикрутить какого-то персонажа или какое-то событие из Властелина Колец, чтобы завлечь любителей Толкина. Но если в ВК это всё смотрится нормально, органично и на своём месте, то здесь больше напоминает какой-то неумелый и корявый косплей, когда кое-как прикрутили, а оно торчит, болтается и непонятно к чему вообще здесь! Не советую читать, есть книги и получше.

Оценка: 3
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга отличная. Много героев, много событий, большая история мира. Автор показал каждого персонажа разным — пастух у него действует и мыслит, как пастух, а волшебник — как волшебник. История мира раскрывается исподволь, из всяких упоминаний в разговорах. Аллюзии на «Братство кольца» совершенно очевидны, но так же очевидно, что это было сделано намеренно, и смотрится это органично.

Плюс книга интересна сама по себе, не только как завязка огромной эпопеи. Я ее впервые прочитал в 1996, сразу после выхода на русский, и за это время она нисколько не потеряла для меня сою прелесть и интерес

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

В нынешнем многообразии фэнтези трудно разобраться, отделить зёрна от плевел, так сказать. «Колесо времени» обещает погружение в мир традиционного классического фэнтези на протяжении увесистых 14-и томов. Именно солидный объем может кого-то отпугнуть — а вдруг не зайдет, придется забросить или, как альтернатива — продолжать поглощать колючий кактус на протяжении нескольких месяцев. В этом плане первый том эпопеи, под названием «Око мира», может сыграть роль пробного шара — книга достаточно объемная, но сюжет вполне завершенный, не обрывается на полуслове, хотя, конечно же,- продолжение следует. У читателя будет достаточно времени, чтобы оценить мастерство автора, понять принципы построения вселенной, познакомиться с героями, и далее уже решить для себя — ехать дальше или же нажать на «стоп». Несмотря на сильную детализированность и неспешность сюжет затягивает, хочется узнать «а что дальше?», и перейти к продолжению.

В начале повествования мы встречаем трех простых деревенских парней, которым суждено примерить на себя личину «избранных» — Ранд, Мэт и Перрин мечтают о приключениях, и те незамедлительно врываются в их размеренную жизнь. В деревне появляются чужаки — благородная леди Морейн и её спутник, опытный воин Лан. Вскоре главные герои понимают, что стали объектом пристального внимания Тёмного, и ради спасения мира им придется совершить длительное и опасное путешествие к загадочному Оку мира, находящемуся в недружелюбном краю, именуемом Запустением. Троица приятелей в компании с Ланом и Морейн, а также ещё с парой ключевых персонажей, отправляется в путь, преследуемая по пятам слугами Тёмного. Наши герои пока не владеют ни магией, ни боевыми навыками, поэтому в любой опасной ситуации им приходится либо прятаться, либо бежать со всех ног, надеясь на удачу и благоволение автора, плетущего сюжетные нити.

Из этого краткого вступления бывалый читатель сразу выявит прозрачные параллели с фундаментальным творением Дж. Р.Р. Толкина — вот, мол, аналог уютненького Хоббитона с простодушными хоббитами, есть и свой Гэндальф в юбке, путешествующий в компании с местным Арагорном, орки и назгулы, добавляющие остроты сюжету, тоже наличествуют. С одной стороны — это всё так, до определенного момента можно объяснять всё тем, что и в музыке всего семь нот, как и цветов в радуге, что в любом фэнтези можно найти отсылки к творчеству Профессора, таков закона жанра и от этого никуда не деться. Однако, когда герои попадают в заброшенный город Шадар Логот и узнают легенду о Мордете, под копирку списанную с эпизода про Гриму Гнилоуста, или же когда автор упоминает полное настоящее имя Лана, практически созвучное имени «Арагорн», понимаешь, что случайности не просто не случайны, но вводятся в текст романа автором намеренно, чтобы читатель это заметил.

Здесь следует обратиться к космогонии вымышленной вселенной, тогда всё сразу встанет на свои места. Существует некое Колесо, плетущее узор судеб, как отдельных людей, так и целых государств и народов. В этом Колесе семь спиц, условных эпох — по истечении времени Колесо совершает полный круг, завершая Узор, затем история повторяется, сплетается новый Узор, во многом похожий на предыдущие, но всегда с новыми вариациями, и так до бесконечности. Если мы обращаемся к Средиземью Толкина или к Хайбории Говарда, например, то можно предположить, что описанные в тех сагах события реально могли происходить на Земле в незапамятные времена. Именно на это и намекает Джордан, вплетая в свой текст прозрачные отсылки — «всё уже было». Кроме того, даже наш мир с его небоскребами, автомобилями и самолетами — это тоже уже часть прошлого, проявленная в одном из оборотов Колеса, об этом тоже упоминается в тексте романа.

Если говорить откровенно, то «плагиат» с той же легкостью можно найти и во «Властелине колец», построенном на чётком фундаменте англосаксонских легенд и кельтских мифов, а «Песнь Льда и Огня» Дж. Мартина — всего лишь калька с исторических событий войны Алой и Белой розы, чего сам автор даже и не скрывает. Важно отличать сюжетно обусловленные заимствования от тупого копирования, берущего начало из творческой импотенции. Первого Джордан не отрицает, а от второго же явно не страдает. Его мир в достаточной мере оригинален и самобытен, здесь есть и чёткая система магии, и монашеско-рыцарские ордена, подробно описан быт и праздники горожан и фермеров. Центральные персонажи прописаны достаточно глубоко и не являются из ниоткуда, по умолчанию наделенными всеми мыслимыми способностями и умениями, а кропотливо развиваются, постепенно улучшая свои боевые навыки, обретая сверхъестественные способности.

Автор очень подробно и неторопливо ведет развитие сюжетной линии, которая в начале строго линейна, а в ключевой точке разветвляется на несколько параллельных веток, которые сводятся воедино ближе к кульминации романа. Обилие деталей служит максимальному погружению читателя в вымышленный мир и не утомляет пустым перечислением бытовых скучных подробностей, чем грешат некоторые авторы: «проснулся, почистил зубы, почесал под мышкой и т.д.». Единственно, что местами вызывает недоумение — в любой сложной ситуации герои имеют обыкновение зависать на целую минуту (!) будь то посередине важного разговора или же при встрече с очередным опасным противником, но, возможно, это связано с «трудностями перевода». Псевдоисторический реализм соблюдается, т.е. кавалеристы вооружены пиками, а городские стражники алебардами, и никак не наоборот. Читается роман очень приятно, хочется узнать чем всё кончится, но в то же время есть желание растягивать удовольствие, у меня чтение первого тома заняло три дня неторопливого чтения, после чего я сразу взялся за продолжение. Безусловно, понравиться каждому «Око мира» не в состоянии, это не сто долларов, но своего читателя эта книга безусловно заслуживает, обещая много часов приятного чтения.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это было начало. Очень качественное начало. Однозначно, Роберту Джордану положено получить свою порцию ругани за то, что, так высоко подняв планку, он не сумел продолжить повествование на том же высоком уровне. Но не будем о печальном.

«Око мира» — годится и в качестве самостоятельного произведения, и в качестве пролога к большой серии романов, что, собственно, и произошло. Кажется, что, с точки зрения Джордана, это был пробный камень: пойдет ли? Пошло. Мир «Колеса» не просто продуман, но очень тщательно проработан. Параллели с Толкиеном не случайны, как мне кажется, абсолютно намерены, взвешены, органичны, и выполняют свою роль: наступают нам на архетипические мозоли, таким образом, подталкивая нас к принятию самой книги и к тому, чтобы бежать за продолжениями.

«Око мира» написано прекрасно. Оно динамично, язык хорош, персонажи раскрываются по ходу, но остаются естественными, при этом есть место для загадок, которые будут сопровождать нас на протяжении всех последующих книг, мучать и заставлять фантазировать и думать о том, как могут действительно произойти вещи в книжном будущем. В общем, чудесное начало, за которым последовало несколько хромающее продолжение.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лекарство от тягостных мыслей

Однажды хотелось почитать эпичное фентези, сказку длинную, чтоб погрузиться в мир, где всё просто и тяжело одновременно. Тяжело, потому что физические испытания, боль, борьба со злом, а просто потому что понятно куда идти, какая цель, где зло, а где добро. Изучил рекомендации и выбор пал на эту книгу. С первых страниц затянуло это неспешное повествование, с легким привкусом средиземья. И самое главное не хотелось ускорять темп событий. Всё так было гармонично. Потихоньку, мог одну главу почитать и на несколько дней оставить, затем вернуться в этот волшебный мир. Мне кажется эту книгу надо смаковать, а не глотать залпом. А может принимать по главе в день как лекарство от дум. И в ожидании, что будущие книги цикла будут лучше, то оценил на 8, чтоб было куда повышать.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

С удивлением прочитал, что афтор пытался подражать Толкиену. Я конечно не знаю, что он под этим подразумевал, но у него не получилось это от слова совсем. Я сломался уже на первой же книге, удивительно скучно, все развивается очень медленно да и все описанные события меня как то не вдохновили. Судя по комментариям, у многих зашедших дальше по пути просветления, чувства вызванные произведением аналогичные.

Оценку ставить не буду, потому что вполне возможно найдутся любители подобной неторопливой и очень длинной литературы.

Оценка: нет
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Расскажите подробнее, чем вам понравилась книга... Да ничем, загрызи меня вошь, не понравилась.

Автор сказал в одном из интервью, что намеренно подражал творению Толкина. Дескать, все нормально, дорогие читатели, вы в знакомом мире. Только вдумайтесь! Плагиат, вторичность, недостаток фантазии, пустые персонажи, скучное и утомительное повествование — оказывается всего лишь приемы в литературе, в основе которых лежит намерение автора погрузить читателя в свой скудный и убогий мирок в щадящем, так сказать, режиме.

Я уверен, и в этом — как мне кажется, — отчасти и кроется разгадка популярности данного сочинения, господин Джордан решил сразу привлечь на свою сторону немалую армию любителей эпического фэнтези в духе «Властелина Колец». Проще говоря, перед нами откровенно коммерческая поделка, рассчитанная на подростков. Особенно на девочек.

Но, думаю, не стоит дальше излишне мусолить сей опус. Можно было бы добавить, к примеру, нелогичное и откровенно глупое поведение персонажей; наспех, на мой предвзятый взгляд, слепленную концовку, лишь подтверждающую коммерческую направленность романа и так далее...

Но, повторюсь, не стоит. Итог же, друзья, таков. Это не эпическое фэнтези. Не героическое фэнтези. Не темное, черт побери, фэнтези.

Это никакое фэнтези.

Оценка: 4
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

На первый взгляд книга может показаться вторичной, копирующей «Властелин Колец»: главные герои — простые мирные деревенские парни из глуши, что напоминает хоббитов из Шира, главный злодей — практически тот же Саурон, вместо орков — троллоки, вместо Арагорна — Лан, ну и так далее. Сам сюжет «Ока мира» также как и «Властелин колец» представляет собой путешествие отряда героев из точки А в точку Б.

Но, следует осознать, что «Око мира» лишь завязка, лишь пролог длинной эпичной истории. И эту эпичность можно прочувствовать. Мое главное положительное впечатление от книги в том, насколько нарочито неторопливый, размеренный стиль повествования, выбранный автором, помогает погрузится в эту вселенную, помогает прочувствовать не время, проведенное за чтением, а время, потраченное героями книги в пути. Описанное в книге длительное путешествие ощущается длительным, трудное ощущается трудным, опасное — опасным. И после прочтения, даже спустя время, когда детали сюжета забудутся, когда возможно будут прочтены следующие книги цикла, все равно останется ощущение значимости преодоленного пути каждым из героев.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая книга из четырнадцати. Ох… что ж, «Око мира». Колесо времени Роберта Джордана. Много хорошего слышал о романе от одного интернет товарища, но монументальность цикла, отталкивала от прочтения. Амазон оказался действенней. Пять серий экранизации по мотивам, посмотрел залпом. Был очень удивлен низкому рейтингу на IMDb и Кинопоиске. И удивлен до сих пор, даже по прочтению первоисточника. Да, экранизация не точна к тексту, да, опять толерантности завезли, добавили второстепенных персонажей геев, например, постельных сцен парочку (коих в первой книге серии нет, от слова совсем) напортачили даже с характерами главных героев, сходу дав каждому по персональной драме. В общем, типичная голливудщина. Тем не менее, у сериала есть и достоинства. Во-первый, неплохой каст, Розамунд Пайк, в роли Морен, голубой Айз Седай, великолепна. Остальные, плюс минус – внешне соответствуют книжному канону (но только внешне). Во-вторых, визуально сериал не выглядит дешево, качественно снят (Амазон подтянули режиссеров «Игры престолов») и может похвастаться неплохими эффектами. Сюжет первого сезона максимально отъезжает от сюжета книги, где-то на третьей серии, потом творится сценарная отсебятина с вкраплениями перевернутых и видоизменённых событий книги. Но тут уж, как говорится, нельзя так просто взять и снять точно по тексту. А текста в «Око мира» около восьмиста страниц. Что как бы намекает, невпихуемость в восемь пятидесятиминутных серий первого сезона. Ладно… начал за книгу, кончил за сериал... кхм…

Мир Колеса времени – некое «альтернативное» средневековье, где пару тысяч лет назад произошёл Разрыв. Магии, как таковой, в нём не существует. Заменяет её – Единая сила, которой владеют направляющие – Айз Седай. Эдакий «магический» орден, состоящий только из женщин. Мир колеса, матриархален. Женщины здесь открыто посмеиваются над мужичками, а некоторые из Айз Седай, красные, например, вообще ровняют их с троллоками (порождениями тьмы, тысячи их – тупые, рогатые, копытные, свинорылые, злобные существа). Мужичков, правда, за дело недолюбливают архаичные феминистки. Собственно, раньше, давным давно, мужчины тоже владели Единой силой, до тех пор пока у них не съезжала крыша и они не начинали вытворять дичайшую дичь. Ну там мир раскалывали, приближая приход Тёмного и прочие такие штуки. Один из таких мужичков, правитель времён легенд, конкретно так поехал, выпилил всё своё семейство, поддавшись Тёмному, шайтану (в общем, местному Саурону), а позже придя в себе, воспользовался Единой силой и устроил конец света. Как-то так. Теперь «орден» Айз Седай охотится на мужчин направляющих Единую силу, тем самым оберегая мир от нового конца света. Мир колеса цикличен. Эпоха сменяет эпоху. События так или иначе повторяются. Символы уробороса встречаются по ходу книги постоянно. Реинкарнации уделено огромное значение. Ибо придёт Дракон и мир падет!

Сюжет стартует в маленькой деревушке Эмондов Луг (аналог Шира. Вообще, первая книга часто напоминает творение Толкина. Сам автор говорил, что он сделал это намеренно, дабы проще погрузить читателя в мир колеса). Там читатель и познакомится с главными героями саги (саги? Четырнадцать книг, боже). Деревней управляет совет и женский круг – Мудрые, слушающие ветер. Женщины безустанно подъёбывают мужчин. Мужчины безустанно терпят унижения. Отличная, кстати, книга. Феминизма здесь воз и маленькая тележка. Ранд Ал Тор – пастух, сын своего отца, но не совсем, как окажется, объект насмешек и любви Эгвейн Ал Вир, дочери мэра, по совместительству будущей Мудрой. Мэт Коутон – весельчак, трикстер (в сериале его зачем-то сделали вором). Перрин Айбара – сын кузнеца, здоровяк (в сериале, опять же таки, убивший свою жену, дабы драмы нагнать). Найнив – молодая Мудрая Эмондова луга.

Джордан мастерски владеющий языком, очень душевно описывает быт и уклад деревни, попутно рассказывая и приоткрывая занавес над миром колеса. В общем, так бы и жили наши ламповые ребятки в своём уютном Шире, если бы в деревню не приехали незнакомцы. Синяя Айз Седай Морен Дамодред (направляющих силу, кстати,большая часть населения мира колеса недолюбливает или же боится) со стражем Ланом Мандрогором. Эта парочка снимает номер, кхм, в местой таверне и начинает присматриваться к жителям Эмондова луга, что-то выискивая. Жители, тем временем, готовятся к празднику Бэл Тайм, но праздник получился не очень праздничным, так как ночью на деревню нападают троллоки. Главные герои чудом остаются живы и узнают от Морен, что деревню сожгли из-за них. Ну и тут излюбленное клише фэнтези. Ранд, Мэт, Перрин – избранные, а один из них – реинкарнация Дракона, что погрузит мир во тьму. Ребята покидают родную деревню и спешат в Тар Валон, прибежище Айз Седай. На пути, как и полагается, их ждут приключения, потери, ужасы, встречи и расставания, превозмогание, любовь, смерть… Джордан, как я говорил выше, мастерски справляется, держа интригу, интерес читателя, идеально проработанным миром и персонажами, которым хочешь не хочешь, будешь сопереживать. Все герои, даже второстепенные, прописаны, а главные, так вообще, как живые. Ну и сочность языка, профессионализм Роберта Джордана – вышка. Некоторые местные цитаты, так и просятся на пост, а за приключенческим фэнтези, как ни крути – философские зарисовки о человеке и окружающем его мире. О свете и тьме, внутри и снаружи.

На этом всё. Мои графоманские силы иссякли, а черпать Единую силу я не умею, так что… скажу лишь, что давненько не читал ничего более увлекательного и в тоже время не «пошлого» в рамках жанра фэнтези.

9 драконов из 10.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«И явилось это в те дни, как являлось раньше и как будет являться не раз, — Тьма тяжко легла на землю и омрачила сердца людей. И возопили люди к Создателю, говоря: О свет Небес, Свет Мира, пусть гора родит Обещанного, о котором говорят пророчества, как то было в эпохах прошедших и как то будет в эпохах грядущих. Пусть длань Повелителя рассвета укроет нас от Тьмы, и великий меч справедливости защитит нас. Пусть вновь несется Дракон не ветрах времени.»

Где-то на окраине государства Андор лежит край с говорящим названием — Двуречье. Он расположен внутри треугольника, состоящего из двух рек и Песчаных холмов. Полностью отрезанные Лесом Теней с юга и трясинами с востока, жители деревень Двуречья даже не знают, являются ли они частью большего королевства или нет. В одном из таких поселений и начинается основная история литературного цикла длиной в 14 книг. Колесо Времени вращается, Эпохи приходят и уходят. То, что было, что будет и что есть — все в одночасье может очутиться в Тени. Так вот однажды жизнь небольшой деревушки под названием Эмондов Луг оказалась в центре плетеного Колесом Времени Узора. Привычное и мирное существование живописного места разом превратилось в кошмар. Все изменилось в ту ночь, когда страшные существа, напоминающие демонов из худших ночных кошмаров, превратили уют в горе и несчастье. Безумие, царящее вокруг, говорило лишь об одном — Зло не дремлет и, возможно, печати в тюрьме Темного не так надежны, как думало человечество несколько тысячелетий. Великое зло распространяется по земле, нашептывая людям в уши сладкую ложь, отравляя и развращая любого, кто хочет слушать и служить ему. Отныне несколько молодых людей вынуждены променять тепло домашнего очага на смелое приключение, достойное величайших сборников легенд. И как только они оказываются вовлеченными в неотвратимую войну Света и Тьмы, возникает один-единственный, но животрепещущий вопрос, преследующий их повсюду: «Суждено ли одному из них стать тем, кто спасет мир?» Спасет или все же разрушит его окончательно?

«Противостоять Тени, пока крепко железо и тверд камень. Оборонять людей до последней капли крови. Отомстить за то, что нельзя защитить.»

Нельзя сказать, что эта книга переворачивает фэнтези-литературу с ног на голову. Она даже не вносит серьезных изменений в жанр. Это не одна из самых новаторских книг, которые я читала и, наверное, не самая интересная. Читая ее, я довольно легко смогла найти сходства со многими предыдущими работами в данной области, особенно с «Властелином Колец». Действительно, многие мотивы в этом романе, кажется, дублируют образы, установленные великой трилогией. Однако ее флюиды, ощутимые здесь, мне даже нравились. Надо отметить, что трудно найти эпический фэнтезийный сериал, который не основывался бы на фундаменте, созданном профессором Толкином. Тем более Джордан в значительной степени заимствованное у кого-то приукрашивал собственными многочисленными идеями. Да и в целом мир «Колеса времени», даже на уровне первой части, не казался таким очевидным и однозначным, как в ранее упомянутом произведении. Однозначно, это гениальное творение, которое заслуживает того, чтобы с ним познакомились любители фэнтези.

«Отсюда мы должны плести свои нити порознь.»

«Око мира» становился более захватывающим и интересным по мере того, как я углублялась в историю. С каждой страницей появлялись интригующие персонажи, а повествование приобретало несколько неожиданных поворотов, украшающих фабулу. Меня невероятно веселила яркая ирония автора в создании героев, отсутствие житейской мудрости и неопытность которых зачастую выражались в постоянно повторяющихся незрелых поступках и глупых решениях. Женские персонажи, за исключением уже знакомой по приквелу Айз Седай, раздражали категоричностью и высокомерием. На уровне этой части цикла они выглядели не очень интересными. Самым же любопытным из трио юношей для меня оказался Перрин. Поначалу казавшийся воистину шерстеголовым, он внезапно сумел продемонстрировать неожиданную глубину образа. И все же свое сердце я отдала красноречивому представителю нечеловеческой расы с большим плоским носом, нависающими бровями и длинными ушами с кисточками на конце. Огиры прелестны. Да осияет Свет их стеддинги!

«Когда схватил волка за уши, то держать его так же опасно, как и отпустить».

Сюжет затягивал, словно водоворот, втаскивая в свою бездну и в клочья разрывая всяческие замечания относительно происходящего. Изобретательная магическая система — самый очевидный из оригинальных достижений автора. Мироздание, демиургом которого выступал Джордан, в каком-то плане очень феминизировано, с сильно выраженным женским началом. Например, в Эмондовом Лугу Женский Круг правит мужчинами из Совета деревни. Магия — это тоже женская сфера, несмотря на то, что действует на дуальном принципе равновесия инь-ян. Представителям сильного пола по определенным (спойлерным) причинам запрещено прикасаться к мужской составляющей Единой Силе (саидин), в то время как прекрасные Айз Седай могут свободно использовать женскую магию (саидар). Как вы понимаете, такая неуравновешенность влекла за собой множество ужасных и в то же время интересных нюансов. Особенно в мире, где борьбу между Светом и Тьмой циклично повторяет Колесо Времени, которое вплетает судьбы в кружева веков и тысячелетий.

»...есть тайны, о которых слишком опасно говорить вслух, даже если вы думаете, что знаете тех, кто их слышит.»

Как же я соскучилась по метафоричному и красноречивому писательскому слогу! Магия слов Джордана завораживала детальным описанием всего, что попадало в повествовательный ракурс произведения. Кто-то скажет, что автор движется к описательному излишеству. В романе существует десятки сотен подробных описаний почти каждой пройденной деревни, каждого из встреченных путников, зданий, предметов и костюмов. С одной стороны, это замедляло темп и развитие событий, но, с другой стороны, оказывало положительное влияние: мир цикла становился более достоверным, сложным и увлекательным. Это касалось и досконально продуманного сюжета. Отдельная благодарность автору за пронзительные сцены со снами главного героя, которыми инкрустированы многие главы книги. Пространство меркло перед глазами, сужалось в туннель, где светлым пятном в конце стоял во весь рост черный силуэт. Свет..! Свет уменьшался, пока не становился размером с ладонь, превращаясь в ничто. А мир, словно смерч, крутился, бросая нас в темноту и смерть.

«То, что свершается во снах, бывает куда опаснее того, что происходит наяву.»

Хотя мне очень понравилась эта книга, я скажу, что она не для всех. Роберт Джордан продемонстрировал силу слова и мысли в построении мира. Однако описания пространства и времени иногда бывали немного непонятными и даже запутанными. Автор имел тенденцию упоминать о персонажах и локациях задолго до того, как они появлялись в истории. В некотором смысле это делало более интригующими следующие произведения цикла. Во всяком случае, я надеюсь, что элементы сюжета, оставленные загадкой в ​​данной части, будут позже иметь больший смысл. Кроме того, в сюжетных линиях иногда бывали длинные перерывы. В силу того, что повествование разбито на несколько линий, чередующихся между собой. Поэтому любой, кто ждет от романа стремительное приключение, может быть разочарован этой особенностью. Впрочем, если вы ищете богатый, детально прописанный мир для исследования и созерцания, наполненный неотразимыми персонажами (а также Найнив с Эгвейн), то вам пора отправиться в путешествие по Око мира!

«Там, где собираются вместе два человека, рано или поздно всегда возникают неприятности.»

За свою жизнь я прочитала множество произведений. Одни — оказались невероятно увлекательными, другие — абсолютно пустыми. Поэтому я сумею в любом литературном творении увидеть что-то действительно необычное и ценное. Определенно «Око мира» Роберта Джордана — кладезь приятных сюрпризов, особенно для любителей эпического фэнтези. С некоторых пор я тоже вхожу в их число. Именно этот жанр художественной литературы дает мне сладкую и немного детскую радость посетить орбиты других судеб, найти во тьме маршруты туда, где еще существуют волшебство и магия. Я изначально была уверена, что «Колесо Времени» достойное фэнтези с многослойным рисунком сюжета и межличностными сложностями в судьбах героев. Поэтому я уверена, что сочту целесообразным познакомиться с остальными тринадцатью томами (такого же или даже большего объема) этого цикла. Более того, я не могу дождаться, когда начну читать следующую книгу серии под названием «Великая охота». Продолжение следует...

«Я ли найду песню, или найдет ее кто другой, но песня вновь зазвучит, в этом году или в году грядущем. Как было когда-то, так будет и вновь, и нет миру конца!»

Оценка: 10
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

К широко известным циклам и эпопеям у меня всегда сложное первоначальное отношение. Я долго раздумываю, ведь начинать погружение в историю, которая может насчитывать тысячи и тысячи страниц страшновато. Во-первых: боишься потерять ЗРЯ много времени. Во-вторых: жалко времени даже, если окажется, что текст в принципе читаем, но ничего выдающегося нет. Но желание, найти «нового Властелина Колец», или «новую Песнь Льда и Огня» не оставляет. Всё хочешь найти в обыденной будничности своего читательского бытия какую-нибудь, хотя бы жемчужину, про алмаз молчу. И поэтому, с упорством достойным лучшего применения, я пытаюсь читать (искать) разных авторов в жанре фэнтэзи, надеясь на чудо. Но, увы, чудеса случаются крайне редко.

Вот и «Око мира», несмотря на восторженную реакцию большинства, особых восторгов у меня не вызвал. Эпично, но очень вторично. Подробно, но зачастую очень занудно.

Множество героев, но настоящих образов, которым ты бы мог искренне сопереживать нет.

Во многих отзывах отмечены аллюзии с Толкиеным. Ктулху Милосердный да какие аллюзии! В большинстве случаев обычный «копирайт», да к тому же не очень талантливый. Особенно это касается персонажей, населяющих Мир Колеса. Понятно, что жители Двуречья ( читай Шира) Ранд, Мэт и Перрин — это хоббиты. Лан, последний лорд Семи Башен, некоронованный король — это вылитый Арагорн. Бегающий с волками Илайас почти Беорн. Троллоки так же линейно выписанная пехота Зла, какой у Профессора являлась орочья рать. Ну там хотя бы у некоторых орков были даже имена, они ДАЖЕ разговаривали друг с другом и делились на подвиды. А здесь?

Ладно, идём дальше. Пламменноглазый Баалзамон = Багряноокий Саурон, Андор — Гондор, мурддраалы — назгулы..и т.д.,и т.п. Даже свой псевдоГоллум имеется в лице странствующего торговца Падана Фейна. С этого периодически пропадающего, а потом появляющегося персонажа я реально «орал«! Это АЛЛЮЗИИ!!???

Дальше — больше. Мы встречаем каменные статуи королей вдоль реки, птиц — шпионов, Огиров и Зелёного человека, которые, ну чем вам не энты? Я просто утомился подмечать подобные детали. Понятно, что сам автор КАК БЫ не скрывает своего увлечения творчеством Толкиена, но приличия КАК БЫ надо соблюдать. Нельзя же так откровенно, пусть даже весьма творчески, «перенимать».

Но ладно, если бы герои получились по-настоящему живыми. Но они просто пошлы в своей примитивности. НИ ОДНОГО, НИ ОДНОГО, к удивлению своему образа, не отметил для себя как достойного сопереживания. Да в небольшой повести Танит Ли их больше! Как-то наивно -примитивно, местами просто бестолково и неестественно ведут себя герои Джордана. Особенно женщины. Поведение, речь всех этих Эгвейн, Иллэйн, Моргейн и прочих Найнив это что-то с чем-то. Я просто бесился от их неправдоподобности.

Атмосферы, которая должна побуждать читателей одолевать все эти сотни страниц романа у текста просто нет. От слова совсем.

Все эти бесконечные харчевни и постоялые дворы (займусь как-нибудь на досуге — все посчитаю и выпишу названия, опубликую потом отдельным постом), описания бесконечных путевых пейзажей (ей-богу записки путешественника) ничего кроме раздражения не вызывают ибо существуют абсолютно сами по себе, так сказать вне смысла текста. Выделяется, разве что, картина природы Запустения. Она автору действительно удалась.

Могу выделить ещё пару эпизодов, когда мне реально было интересно читать. Это описание быта Лудильщиков, все эти «танцы с волками» Илайаса, нравы Белоплащников в их лагере во время пленения Перрина. Таких ярких, выделяющихся пятен в романе немного, но они есть.

Неплоха и сама идея, когда работа загадочного Колеса Времени, где жизни большинства людей лишь нити, из которых плетётся полотно истории Мира, вдруг изменяется. Появляются «та верен» — люди, вокруг которых начинаются сплетаться САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ УЗОРЫ, могущие изменить всю картину мироздания.

А некоторые из них становятся Драконами, которые....А вот чтобы узнать, кто они такие и что эти, Ктулху милосердный, драконы будут делать, надо читать дальше. И я не знаю, стоит ли это делать.

Прочитайте 126, мой 127, отзывов и решайте сами. Ничего рекомендовать не буду.

Шесть баллов за масштаб и небесталанность письма.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

В отдаленной деревне живут себе спокойно люди. Мальчики занимаются фермерством и торговлей, а девочки хотят постичь знания, чтобы дальше стать Мудрой. Но однажды спокойствие мирного городка нарушают троллоки. Так вышло их нападение совпало с появлением загадочной женщины и ее спутника. И теперь юный Ранд с друзьями и теми самыми незнакомцами вынужден покинуть дом, потому что, как оказалось, троллоки приходили за ними.

Долго я смотрела на этот цикл и ломалась, читать или нет. Кто-то мне его хвалил, кто-то предупреждал, что такое не для меня, но в итоге я решила все-таки рискнуть.

Сразу скажу, первая книга особого впечатления на меня не произвела. Это было неплохо и местами интересно, но не более того.

Конечно, трудно судить по первой части об огромном цикле, но бывало и когда происходящее цепляет с первых страниц. Здесь такого не произошло. Читалось «Око мира» легко и быстро, но когда я его откладывала, то сию же минуту снова вернуться к чтению не хотелось. Именно поэтому мое знакомство с Джорданом растянулось на добрые две недели.

Ни один герой не запал в душу. Ранд, Мэт, Перрин — интересные ребята, но особых эмоций не вызвали. Вот кто вызвал эмоции, так это женские героини. Здесь их было три штуки и все как на подбор одинаковые: раздраженные и пафосные. Причем, если у взрослых женщин с Силой пафос мог быть обоснован, то у мелкой колючки Эгвейн, которая сама увязалась за ребятами и ее в путешествие никто не звал, вообще непонятно откуда это взялось. В одном отзыве я видела, что этот цикл называют политкорректным, феминистским чтивом, и я в некоторой степени вынуждена с этим согласиться. Потому что в первой книге ничего, кроме посыла «мужчины — зло, а женщины — добро», в общем-то нет. В том, что именно избранный парень обрел силу, вся трагедия этой истории и заключается, как я понимаю.

Теперь о том, что «Колесо времени» очень похоже на «Властелина колец». Да, это действительно так. И дело не в том, что кто-то избранный куда-то идет с какой-то миссией, такое есть во многих циклах. Здесь же даже герои напоминают «Властелина колец». Ранд и Ко — хоббиты, Морейн — пафосный Гендальф, Лан — Арагорн, троллоки — орки. Даже имена собственные созвучны с названиями из ВК. А проход героев через Пути — ну чисто события в Копях Мории. За исключением одного досадного события.

Пока не знаю, буду ли читать дальше. Масштабный мир меня увлекает, но боюсь, что этот цикл — больше дань феминизму и написан по соответствующему шаблону. Поэтому заранее можно предугадать некоторые моменты. Например, навряд ли здесь облажается женщина и навряд ли кто-то из женских героинь погибнет (нет, я не намекаю на Эгвейн). Скорее всего все жертвы будут приходиться на мужчин. В общем, вроде бы интересно посмотреть, что будет дальше, а вроде бы и не так чтобы очень. Пока что мои впечатления весьма усредненные. Оценку ниже поставить не решилась, потому что написано это хорошо и продумано. И местами все-таки было даже захватывающе.

Как сказали в чате совместного чтения: я пожалуй даже на вторую книгу не буду завышать ожидания. Вот и я постараюсь не завышать, если все-таки возьмусь за нее.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх