FantLab ru

Роберт Джордан «Восходящая тень»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.54
Голосов:
1860
Моя оценка:
-

подробнее

Восходящая тень

The Shadow Rising

Роман, год; роман-эпопея «Колесо Времени»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Завладев Калландором, Ранд ал'Тор доказал, что он и есть Возрождённый Дракон. Многие тирские вельможи признали его и присягнули на верность. Но близится Последняя Битва, и Ранду ещё нужно заручится поддержкой многих народов и королевств. Для этого он отправляется в Айильскую пустыню, где живут лучшие воины, в священный город Руиддин, который живёт по своим законам и ни от кого не зависит. Но из Двуречья приходят плохие новости о том, что мир там нарушен и Перрин едет в Эмондов Луг, чтобы оказать землякам посильную помощь. Эгвейн, Найнив и Илэйн продолжают выполнять задание Суан Санчей и направляются за Чёрными Айя в Танчико. Так пути главных героев расходятся, возможно, чтобы потом снова сойтись.

Примечание:

История о неверном указании переводчиков в разных изданиях данного романа описана в авторской колонке Сергея Бережного.


Входит в:

— роман-эпопею «Колесо Времени»


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (9)

Восходящая Тень. Книга I
1997 г.
Восходящая Тень. Книга II
1997 г.
Восходящая Тень. Книга III
1997 г.
Восходящая Тень
2002 г.
Восходящая тень
2002 г.
Восходящая Тень
2002 г.
Восходящая тень
2005 г.
Восходящая Тень
2005 г.

Самиздат и фэнзины:

Восходящая тень
2017 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Четвертый роман из цикла «Колесо времени» многие называют лучшим или любимым томом цикла, и этому есть свои причины. Нет, «Восходящая тень» не опередила на голову остальные части — уровень у всех более-менее одинаков, но все же несколько выделяется среди прочих. Этому способствует целый ряд факторов:

-Повествование строится на контрасте трех основных сюжетных линий, совершенно различных по антуражу, но сходных наличием острого конфликта: это и суровая Аийлская пустыня, и охваченный хаосом Тарабон, и пасторальное Двуречье.

-Глобальное изменение направления сюжета: подчинив Тир и Аийл, Ранд из одиночки превращается в глобальную силу и отныне его линия уже не сколько приключенческая, сколько политическая. Усугубляет такое положение и другое ключевое событие —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
раскол Белой Башни
.

-Наличие ряда особо ярких эпизодов, к котором я причисляю «искажение Узора» в начале книги, визит в тирский тер'ангриал и, конечно же, посещение Руидина. Руидин стал для меня едва ли не самой важным моментом эпопеи: читая его, понимаешь НАСКОЛЬКО глубоко и скрупулезно Джордан проработал свой мир и его историю. Каждая мелочь, каждая деталь вроде «шуфа» и Лудильщиков выверенно занимает свое место, создавая невообразимый Узор — не знаю, как иначе выразить свои ощущения, не говоря уже о том, что многие моменты откровенно берут за душу. Признаться, с этого момента Толкиен и многие другие столпы жанра изрядно поблекли для меня в плане построения мира.

Если говорить о наиболее слабых моментах, то выделю, пожалуй, финальную сцену Перрина: уж несколько неправдоподобно смотрится его победа над превосходящими силами противника. С другой стороны, начинаешь по-настоящему понимать, насколько удачно автор сотворил концепцию та'верена — ключевой фигуры Узора судьбы, которая одним своим присутствием опрокидывает все расклады и изменяет привычные вероятности.

Подводя итог, резюмирую — именно после «Восходящей тени» я перевел для себя «Колесо времени» из просто «очень интересного цикла» в классику и шедевры мирового фэнтези. Да, все происходящее было тщательно подготовлено в предыдущих книгах, но от того оно становится только более притягательным.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лично мне этот роман понравился, как и предыдущие, несмотря на затянутость, размытость и рутину. В нём говорится о самом главном — борьбе добра и зла, света и тени, совести и бесчестия. Причём показано, что эти понятия являются относительными и каждый волен сам выбирать на которой он стороне. Также к абсолютным плюсам произведения хочу отнести его глубокий психологизм, который можно проследить чуть ли не в каждой строчке. Например преданность Ранда Эмондовому Лугу и Тэму ал Тору, его постоянные сомнения и во многом нерешительность; безграничную отчаянность Мэта, порой переплетающуюся с безграничной глупостью; Эгвейн и Найнив, которые чётко следуют программе повышения по карьерной лестнице; простая и чистая любовь Илэйн к Ранду, которая затрагивает даже Авиенду; а что касается романа Перрина и Заринэ, то это вообще восхитительно, только придаёт произведению более реализма; также весьма интересна линия взаимоотношений Льюиса и Ланфир. Превосходно показана психология Чёрных Айя и Отрёкшихся. И те, и другие свернули с пути Света в надежде получить нечто большее, в данном случае их сгубила жажда власти. Джордан чётко подаёт анатомию предательства, особенно в случае с низвержением Суан Санчей.

Вообще, после шестнадцатой главы «Восходящая тень» разделяется на четыре параллельные сюжетные линии, одной из которых в романе уделяется совсем немного места. Я имею в виду мятеж в Тар Валоне. Но эта линия в глобальном плане эпопеи ничуть не менее важна, чем остальные три, а именно:

1) путешествие Ранда в Руидин;

2) возвращение Перрина в Эмондов Луг;

3) погоня Найнив и Илэйн за Чёрными Айя в Танчико.

Как мы видим во всех четырёх сюжетных линиях идёт война. Причём на разных уровнях. В Руидине этот уровень самый высокий, так как борьба идёт между самими «верховно-главнокомандующими», также в Айильских землях идёт политическая игра, Ранду нужно склонить на свою сторону воинов пустыни, так как ещё не все кланы айильцев признают его Возрождённым Драконом, а они могут стать хорошим подспорьем в борьбе с троллоками и мурдрааллами. В то же время в Танчико боевые действия приобретают магический оборот, Найнив удаётся остановить одну из Отрёкшихся, причём быть может даже самую сильную после Ланфир. В Тар Валоне происходит попытка подорвать сторону главных героев с самого тыла. Поэтому дальнейшее развитие сюжета выглядит весьма и весьма захватывающим. И, наконец, в Эмондовом Лугу война происходит на уровне исполнения, что отнюдь не умаляет карту боевых действий Перрина, так как в них вовлечено мирное, доселе, население. Поэтому за развитие всех четырёх сюжетных линий автору можно простить и затянутость, и рутину, и неимоверно большой объём романа.

Насчёт послевкусия от прочитанного, так скажу, что нет того, как после торта с солёным кремом. Если вообще сравнивать «Восходящую тень» с кулинарными произведениями, то, думаю, роман никак нельзя отнести к десерту. На мой взгляд это скорее хорошее, добротное овощное блюдо, возможно борщ или рагу, без какой-либо примеси сладкого. Впрочем, уверен, что у каждого читателя это произведение вызовет свои индивидуальные эмоции. Скажу только, что истинные любители фэнтези, кто прекрасно понимает этот жанр и восхищается им, прочитав «Восходящую тень» разочарованы не будут.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Попробую писать «по горячему», в процессе чтения. Основательно подустав от первых книг, с некоей ленцой, и даже местами предубеждением (вплоть до отвращения) начал читать четвертый том. Сразу же уточню — некую меру отвращения начали вызывать вполне обыденные и невинные худприемы, которые, впрочем, угнездились как в горле рыбья кость. Первое, что достало — сколько же раз можно повторять одно и то же описание: каждого главного героя, краткие очерки их биографии, определенных мест, нравов и т.д. Да, да, даа... Повторение — мать учения. Но это же не учебник истории, нам по нему экзамен не сдавать... Да и в какой форме это сделано — подчеркнуто, акцентировано, убедительно ненавязчивой — типа никто ничего не заметит. Понимаю, кто то может начать не с первой книги, но причём здесь остальное большинство, которое случайно было причислено к идиотам? Вторая кость... — серьезные психические расстройства многих героев. За свою жизнь я знал (знаю) всего двух людей, которые могут сами с собой общаться вслух, причем один из них имеет диагноз — шизофрения, второй — официально здоров, но в быту довольно странен. Здесь же... что ни монолог, что ни рассуждение — чуть ли не каждое — это мысли вслух, причем эту оччень тайную мысль обязательно кто то очень случайно услышит, что в свою очередь влечет за собой изменение сюжета... Один-два раза можно, конечно, ввернуть подобное, но не десятки раз в каждой книге... И ладно это делают случайные персонажи, немного нервные ребята, но когда допускают такое целый ряд Айз-Седай — чуть ли не воплощение сдержанности, невозмутимости и самоконтроля, то уж извините, за кого нас автор принимает (принимал)? Категорически не могу привыкнуть к этой клинике. Только в этом томе я уже насчитал 11 случаев мыслей вслух, а ведь только за половину перемахнул. Третье — ну, тут на любителя, кому нравиться, кому нет, но на мой вкус, описание траектории каждого листика при дуновении ветерка, да ещё в поэтической форме, каждого завитка узора на каждом платье, качества обработки каждого камня на каждом здании... Все это заставляет меня поступаться принципами и привычкой читать от корки до корки.

Автор продолжает вплетать новые идеи в уже и так затянувшийся сериал. Новая фишка — миазмы зла. Это типа ожившего галюна, который дерётся как бешеный, ни с того, ни с сего обижает главных героев. Потом некая мифическая сила — губитель появляется... А сколько времени ушло, чтобы придумать, кто же аильцы, и в чем разница между ними, цыганами и евреями. Эти вымученные придумки чем крут Мэт и Перин... Как то так, само собой вышло — только они узнали, что они зам месии по связях с общественностью — сразу, бонусом непобедимые... Начинаю чётко осознавать — читать серию надо было в процессе ее создания — пока не знаешь, со скольких книг она будет состоять, и тем более, когда не знаешь, что жизнь автора оказалась короче, чем длина книги. Устал. А еще процентов 30 впереди.

Прошла неделя, осилил еще 10%. Динамичные сцены проглатываются залпом, когда сюжетные линии плетутся вокруг интриг и интриганов — читать не могу, совсем. Две девочки дощечками отбиваются от десятка амбалов, те в страхе разбегаются... где мои юные годы, читать такое и восхищаться?

Прошла еще неделя. Книгу осилит грызущий! Послевкусие... Как будто любимая девушка угостила собственным тортом, но в крем — сахар с солью перепутала, и спрашивает — ну как???

Оценка: 5
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Восходящая тень» развивается очень стремительно (видимо, Джордан не отошел от концовки предыдущего тома). Казалось бы, неспешная первая глава, которая вгоняет в скуку, за ней вторая, сильно отличающая от начальной. Наши герои тут же впадают в переделку, от которой тянет мистикой и непонятным за версту.

Наконец-то, Джордан добавил в своё произведение любовную линию. Я не считаю себя фанатом «соплей», не считаю, что это обязательно должно быть. Но в качестве разнообразия к «эдвенчури стори» — неплохая приправа. Более того, всё не 1+1. Это скорее треугольник или даже квадрат. Иные увидят и фигуру в пять углов. Так то! Опять же, наконец-то, получила своё развитие история с Ланфир. Чувствую, эта особа будет являться на страницах «КВ» ещё очень долго. И свою роль сыграет. Отмечу главу «Возвращение домой». Мало того, что мы впервые за 4 тома узнаем о судьбе Эмондова луга, так ещё и чувственность этих страниц зашкаливает. Не буду спойлерить о том, кто там показывает себя, но у него это получилось уж точно.

Хочу остановиться подольше на Ранде. Предыдущий роман Джордан умело избегал говорить о Драконе, но в «Восходящей тени» ал'Тору уделено немало времени. Ранд сильно изменился. На него по-прежнему сильно действуют Айз Седай с их теорией о грядущем сумасшествии Дракона. На него долго влияла Эгвейн и её любовь. Теперь добавились айильцы и люди Тира с их Благородными Лордами. Всё это сваливается на могучие плечи Ранда. Но ведь совсем недавно он был лишь пастухом (как тут не вспоминть усмешку Лана?!). А сейчас он — Дракон. И от того, что он сделает, зависит судьба всего мира. Неудивительно, что Ранд часто срывается и истерит. И от того он становится еще более настоящим и живым. Намного лучше той картонки, что бегала по лесам в «Возрожденном драконе». Не могу не сказать — мы наконец-то узнаем о прошлом Ранда. Всего лишь крупицы, но и от них кое-что становится понятнее.

Много внимания уделено быту и обычаям Морского народа. На мой взгляд, это очень интересные люди. Так же Джордан приоткрыл завесу тайны над айильцами. Их специфическая терминология и их жизнь меня порой удивляла. Очень много у них взято от Буддизма. Особенно понравилась отсылка к Сиддхартхе Гаутама и дереву, под которым он сидел. Более того, мне особенно понравилась глава «Путь к копью», где Ранд раскрывает нам то, почему айил стали именно такими, а не какими-то другими (правда, по началу главы я мало что понимал).

Порадовало появление Падана Файна. Не то, чтобы мне по душе этот персонаж. Но он грамотно разгоняет сюжет.

Теперь о плохом и не очень. На мой взгляд, это первый роман, где Джордан стал лить воду. Возможно, многие назовут его графоманом и с первой книги цикла. Но как по мне, так в «Восходящей тени» это точно заметно. Во-первых, это постоянные «справки» о том или ином элементе, что встречался раньше. Неужели есть те, кто начал читать цикл с этого романа? Верится слабо. Во-вторых, это наличие совершенно ненужных (порой!) подробностей. Иногда глава начинается 1-2 листами, которые по сути не несут смысловую нагрузку. 58 глав — лишних 58 листов. Плюс «справочки» — это уже 150-200 (это я про электронные странички, не про бумажные!). А это уже 8-10% лишнего (на мой взгляд, конечно же). Ещё один минус, чисто субъективный: часто главы из одной линии сюжета идут одна за другой. И за это время я пресыщался персонажами, начиная мысленно отвлекаться на другие ветки. Мне бы хотелось, чтобы главы перемежались друг с другом, почаще переключая читателя с героя на героя.

Итог: толковое продолжение цикла, нисколько не хуже прошлых романов.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Четвертый том «Колеса Времени» окончательно подвел черту под первой частью цикла и завершил глобальное изменение его направленности, начатое в «Возрожденном Драконе». Все основные персонажи последний раз собрались вместе в Тире — отсюда дороги их расходятся в разные стороны и не имеют единого конечного пункта. То есть в принципе цель, конечно, имеется, но как и где будет проходить Последняя битва, пока никому неведомо. Хотя опять поправлюсь — насчет «где» определенная ясность имеется, не зря же пророчества указывают на «склоны Шайол Гул», но это не значит, что выйдя из Тира, Ранду и остальным необходимо устремляться прямо туда и пытаться снова запечатать тюрьму Темного. Вообще, эта самая конечная цель пока бесконечно далека, так что героям предстоит решать более локальные задачи. Поэтому Ранд вместе с Мэтом, Морейн и Эгвейн отправляется на восток, чтоб стать верховным вождем айильских племен, Найнив и Илэйн плывут в Танчико, чтоб разузнать, что за неясная угроза для Ранда исходит оттуда, а Перрин возвращается на помощь землякам в Двуречье, где хозяйничают Дети Света. И это только несколько основных сюжетных линий. Впоследствии дороги героев будут пересекаться, совпадать на какое-то время и снова разделяться, но больше все вместе они уже не соберутся. Могу лишь предположить, что такая общая встреча состоится лишь во время Тармон Гайдон и ознаменует собой финал цикла, но это лишь предположение.

«Восходящая тень» — одна из самых объемных книг цикла (по количеству страниц она уступает только «Властелину Хаоса», шестому роману) и неудивительно, что она вместила в себя сразу несколько поистине судьбоносных событий для мира и героев. Здесь и испытание Ранда в Руидине (пожалуй, самый мой любимый отрывок из всего цикла), и мятеж и раскол в Белой Башне, и бои в Двуречье, и начало второго вторжения Шончан, и уже явное воздействие Отрекшихся на происходящие события. Плюс к тому именно здесь Тел'аран'риод становится столь же равноправным местом действия, как и реальный мир — это стоит выделить, так как для меня он стал одной из лучших находок Джордана. Именно в этой книге Мир Снов достаточно подробно узнают наши герои (пусть доступен он и не всем) причем узнают с разных точек зрения — восприятие этого мира Эгвейн значительно отличается от того, как его видит Перрин. Конечно, вместе с деталями появляются и новые загадки — хотя бы башня Генджей или Губитель чего стоят. Уже сейчас можно предположить, насколько важен будет Мир Снов в дальнейшем.

Ну а в целом — пожалуй, одна из лучших книг во всем цикле. Хотя даже несмотря на то, что перечитываю я КВ с большими перерывами между отдельными романами, мне все равно трудно не воспринимать цикл как единое целое, так что и на оценку каждой книге это влияет сильно. И к Темному объективность.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Можно сказать что начиная с романа Восходящая Тень эпопея Джордана переходет в несколько иную степень повествования. Заканчиваются приключения небольшой группы пилигримов и вот уже судьбы государств и народов определяются решениями одного человека. Начиная с этой книги масштабность происходящих событий будет только наростать и вскоре ни одно государство, ни один народ не останется в стороне от происходящих событий.

На мой взгляд это один из лучших романов КВ. Именно здесь Ранд и Эгвейн впервые знакомятся обычаями Айил, Перин — сталкивается с Губителем, а Мэт встретит Элфин и Илфин...

Читая этот роман начинаешь осознавать колоссальный авторский замысел, эпический размах, масштабность и детализацию вселенной Колеса Времени!

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лучшая книга цикла. Тут мы видим интереснейший народ — айильцев, наблюдаем их культуру, полностью отличающуюся от любой из земных, даже от культуры древних арабов — их прототипа. Линией Перрина в Двуречье наслаждался, жадно поглощая каждое слово. Да и все прочие линии сюжета хороши, вместе они образуют сюжетную плоскость, придавая действию масштабность. Стиль автора не изменился, чему я лишь обрадовался, уж больно мне нравятся джордановские описания. Замечательная вещь. Настоящая литература

Оценка: нет
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Для меня, одна из лучших(любимых) книг в серии. Прочитал на одном дыхании несмотря на солидный объем. Очень понравилась сюжетная линия «Перрин и Двуречье». Твердая десятка!

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошее продолжение глобально интересного цикла. Без восторга, потому что затянуто, хотелось бы большей динамики событий.

Понравилось описание мира Руидина и Мира Снов. И если действительно все герои развиваются, то вот образ Найнив откровенно тормозит: и силу она до сих пор не может направлять не придя в ярость, и личные качества, как для Мудрой, оставляют желать лучшего. Наверное, у нее, как и у читателей, все впереди...

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Один из наиболее понравившихся романов цикла.

Ранд и Мэт должни найти ответы на свои вопросы и отправляются в Руидин. На плечи Перрина ложится судьба Эмондового Луга. Главные персонажи в романе раскрываются с новых сторон, в их образах прослеживается глубина. События, произошедшие в книге, заставляют их заблистать новыми гранями. Так как моими любимыми персонажами являются Перрин и Мэт, я был крайне доволен, так как они получили много эфирного времени.

Еще один шаг навстречу Тармон Гайдон сделан.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неплохо. Конечно, книга вышла чересчур затянутой, как и все из этого цикла, но вполне читабельна. Линия Перрина — выше всяких похвал, жаль, что Ранд и прочие подкачали. Айильцы — скучнейший народ, но руидинский экскурс в их прошлое (а точнее, в прошлое мира) изрядно порадовал. События в Башне — тоже плюс автору, все четко и логично. Лучшая книга цикла

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С этой книжки можно уже и не читать.

А как хорошо всё начиналось. Ээххх.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличный том, чуть ли не самый интересный из первых четырех — чего стоит только возвращение Перрина домой. И чувствуется рост мастерства Джордана.

Не понравилось, правда, то, как Перрин резко изменился. Раньше я ему симпатизировал, а теперь он стал какой-то почти бездушной машиной...посмотрим, что будет в следующих книгах цикла.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

4-й роман читается сложнее, в связи с неизбежной «шахматизацией» сюжетной схемы. Все фигуры расставлены, и автор начинает разыгрывать ими этюды, в 4-х географических локациях.

В каждом «этюде» встречается несколько увлекательных схем, однако новых поворотов сюжета в романе нет, всё довольно предсказуемо.

Как тут уже замечали, герои проявляют неясное милосердие к плохим парням и барышням, явно сохраняя их для автора, в интересах будущих романов цикла.

Надеюсь, в будущем, Джордан несколько «освежает» сюжет, иначе закончить цикл будет не просто.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал уже три книги берусь за эту. Честно говоря, очень и очень достойная вещь. Сюжет не отпускает, пусть и не так жестко как У Мартина. Где-то между ним и Толкиеном.10 без сомнения.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх