fantlab ru

Мишель де Монтень «Опыты»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.46
Оценок:
48
Моя оценка:
-

подробнее

Опыты

Essais

Произведение (прочее), год

Аннотация:

Мишель де Монтень — французский писатель и философ-гуманист эпохи Возрождения, оказавший большое влияние на мировую литературу. Над «Опытами» он работал до конца своих дней, называл его трудом всей своей жизни. Среди его эссе есть и заметки о любимых книгах, и размышления об управлении государством, войнах, особенностях человеческого поведения. Воспитание, дружба, родительская любовь, свобода совести, власть над собственной волей — все рассматривается с точки зрения личного опыта и подкрепляется цитатами из произведений античных и современных ему авторов.


В произведение входит:


8.25 (4)
-
9.00 (1)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Мысли о воспитании и обучении
1896 г.
Корабли мысли
1986 г.
Опыты
1991 г.
Из истории мировой гуманистической мысли
1995 г.
Опыты. Том второй
1997 г.
Опыты. Том первый
1997 г.
Опыты
2007 г.
Опыты
2015 г.
Опыты
2021 г.
Опыты
2022 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Такие книги совсем не боятся спойлеров, поскольку сюжета как такового там нет. Это просто ход мыслей писателя на всё, что его окружает с большими экскурсами в древность, где Монтень черпает примеры, чтоб подкрепить свои слова событиями седой старины.

Но обо всё по порядку.

Ох и долго я подступался к чтению «Опытов». Смотрел видео академиков, учёных, где они размышляют и говорят об этом опусе (а книгу эту без должной подготовки читать не следует). Первые попытки были предприняты на первом курсе университета, но тогда банально не хватало времени, чтобы осилить труд Монтеня полностью. Потом тоже всеми возможными окольными путями стремился прочесть, но тоже безуспешно.

Выход нашёлся позже, когда купил бумажную книгу (в электронном варианте книга неудобна для чтения ввиду своего объёма) и решил читать понемногу каждый день в свободное время страниц по 10. И так у меня ушло на полное прочтение больше полугода. Но всякий раз открывать эту книгу было делом приятным, всегда приходило осознание, что сейчас ты прикоснёшься к поистине высоким мыслям и впитаешь что-нибудь из этого.

Понимаю, что книга на любителя: личные мысли автора теснейшим образом переплетаются с философскими соображениями и, как уже было отмечено, черпаются бесконечные примеры из жизни древних, как отдельных людей, так и целых народов. Тем не менее, считаю нужным выделить отдельные темы, которые у писателя явно преобладают над другими.

I. О суетности.

Таково название главы IX третьей книги (хотя названия далеко не всегда сути излагаемого в «Опытах»). Вообще, тема тщетности красной нитью проходит через все три книги «Опытов». Автор неоднократно возвращается к этой теме, чтобы показать, что этим пронизана вся наша жизнь («Кто начал иревожиться, тому себя не сдержать», Сенека). В этой связи он конечно же не мог не вспомнить о Соломоне с «Книгой Екклесиаста», что входит в Ветхий Завет. Не исключает Монтень и себя. Вообще он очень часто говорит про себя: начиная с того, какую одежду он предпочитает в тех или обстоятельствах, заканчивая своими болячками, особенно часто и продолжительно посещающими его на склоне лет. Отсылки к собственной персоне особенно часты в самом конце. И всё это украшается вставками из стихов на латинском (переводы даются).

II. О старости.

Немалое количество внимания Монтень уделяет этому вопросу и отношению к старости самих стариков. Старость, подчёркивает автор, всегда сопровождается невзгодами в виде болезней, физической немощи, а порой и банальной усталостью («Молодых лишает жизни насилие, стариков – преклонный возраст», Цицерон). Но всё не так плохо, если к этому поменять наше отношение, что в наших силах (тут Монтень особенно часто ссылается на Сенеку). Следует принять и понять, что жизнь на закате и, в конце концов, дать дорогу новому поколению, приходящему на смену. Следует осознать, что жизнь прошла, а всё, что можно было сделать, сделано (а если и нет, то чья в этом вина, если это ваша жизнь?).

III. О смерти

Неизбежно за старостью (если вы конечно до неё дожили), следует смерть. В наших культурах смерть облачена в мрачную скорбь: жизнь ушла, что дальше – неизвестно. Но тут Монтень ссылается на пример Сократа, на смертном одре коего стенали все, но не он сам. Фигура такого масштаба, как Сократ, бесспорно заслуживает быть упомянутой. Так вот философ твердил, что коль скоро неизвестно доподлинно, что такое смерть и что за ней воспоследует. И вот он утвержает, что какой смысл печалиться, если ничего, во-первых, неизвестно (тобишь, совсем не факт, что в ней кроется зло), а во-вторых, она естественна и неизбежна («Всё, что делается согласно природе, должно считаться хорошим», Цицерон; он же: «Всё, что согласно с природой, заслуживает уважения»). А если ничего неизвестно, то не несёт ли она с собой заветного освобождения от земных оков? Высказывая все эти доводы, Сократ на смертном одре был безмятежен, как младенец. Нам же остаётся преодолеть общепринятое восприятие горестной смерти и последовать примеру древнегреческого мужа.

IV. О философии.

В первой кгниге «Опытов» есть глава с красноречивым названием «О том, что философствовать – это значит учиться умирать». И правда, где бы мы ни были, в каком бы положении ни находились, у нас всегда есть «прибежище от жизненных бурь» философия. Не нужно вспоминать, какой учёный муж древности и что говорит по тому или иному поводу, стоит в себе самом выработать тот стержень, который будет помогать («Мудрый усердно ищет естественного богатства», Сенека). Ещё один важный урок, который несёт в себе философия – это чувство умеренности. Сам Монтень, неоднократно каясь во всяких мелких грешках, неоднократно заявляет о том, что вот как раз-таки это чувство ему знакомо. Умеренность везде и во всём: от еды до умственного труда («Как безмерная радость, так и безмерная скорбь в одинаковой мере заслуживают порицания», Цицерон).

Отсуетился, теперь можно и к выводу: книга достойна того, чтобы ознакоимться с ней, недаром её упоминал Стивенсон в небольшом эссе «Кинги, которые оказали на меня влияние». Её большой плюс в том, что она безвременна, всегда актуальна, хотя современный ускоренный ритм жизни не споспешествует её прочтению. Есть откровенно затянутые моменты, которые могут оттолкнуть потенциальных читателей, но те крупицы мудрости, которые рассыпаны в этой книге, стоят того, чтобы её прочесть.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх