fantlab ru

Юлиан Семёнов «Экспансия-III»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.54
Оценок:
116
Моя оценка:
-

подробнее

Экспансия-III

Роман, год; цикл «Политические хроники»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 15
Аннотация:

Роман «Экспансия-III» заслуженного деятеля искусств, лауреата Государственной премии РСФСР писателя Юлиана Семёнова является продолжением романов «Экспансия-I» и «Экспансия-II». Романы объединены одним героем — советским разведчиком Максимом Максимовичем Исаевым (Штирлицем). В построенном на документальной основе произведении разоблачается реакционная деятельность ЦРУ в Латинской Америке в послевоенный период.

Примечание:

Первая публикация: журнал «Советский воин», 1987, № 1—3 (главы из романа); журнал «Молодая гвардия», 1987, № 9—12.


Входит в:

— журнал «Молодая гвардия 1987'09», 1987 г.

— сборник «Позиция», 1987 г.

— журнал «Роман-газета, 1990, № 15», 1990 г.

— журнал «Роман-газета, 1990, № 16», 1990 г.



Позиция. Книга четвертая
1987 г.
Экспансия-III
1989 г.
Отчаяние
1994 г.
Собрание сочинений. Том 13. Экспансия-III
1995 г.
Экспансия-III
1997 г.
Экспансия-3
2007 г.
Экспансия-III
2008 г.
Экспансия III
2015 г.
Экспансия-3
2019 г.

Периодика:

Молодая гвардия 1987, 9
1987 г.
«Роман-газета», 1990, № 15
1990 г.
«Роман-газета», 1990, № 16
1990 г.

Самиздат и фэнзины:

Том 7
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Товарищ Семёнов научился писать динамично и легко, но окончательно стал превращаться в шпионско-детективный сериал... Да, сериал неплохой, но эта лёгкость, вкупе с политизированностью сюжета, несколько клюквенные образы американцев, описание их жизни, которое автор не может оживить полностью, так как не понимает его в полной мере... в общем всё это отбирает какой-то флёр и очарование, которое было у предыдущих книг серии. Как будто бы лишь чистая и высокая тема войны и предвоенного времени давала автору какой-то секретный ингредиент! И вот, чем дальше от мая 45го — тем меньше его остатки в сюжете.

Интересная фраза звучит в книге — искусство – это пророчество, только выражается чувством, а не логикой, или – точнее – чувственной логикой. Так вот искусство самого Семёнова становится больше про чувства и переживания, уходит тот интеллектуальный роман, что был раньше.

Драматизма придают отношения Пола и Кристы, конечно, всё не может быть как в сказке — они не жили, ни долго, не счастливо.

Но как сильно пожилой уже писатель увлекается этой темой женской жертвенности, как рассуждает о подчинённой роли женщины, что умно терпеть измены и надо уметь прощать такие мелочи мужчинам. Зачем так много этого мужского шовинизма? Совершенно непонятно мне. И честно говоря, эти вещи не менее неприятны, как ярко выраженные феминистические мотивы в некоторых современных произведениях. Неужели нельзя просто написать, ну сделай ты такой слабый образ женщинам, но зачем столько страниц тратить на рассуждения о гендерных ролях? Хотя с другой стороны — надо помнить, что повествование идёт со стороны ненадёжного рассказчика Штирлица, воспитанного в царской России и покинувшего СССР в 1926, потому не надо удивляться таким вещам — автор лишь нарисовал нам его видение, это он так мыслит, а не товарищ Семёнов.

Любопытно выглядит ирония над Оруэллом и его 1984, причём в этом моменте участвует другая известная писательница — Айн Рэнд, написавшая знаменитую книгу-антиутопию Атлант расправил плечи. Эту книгу часто рекомендуют различные бизнес-гуру, говоря, что она учит успеху.

Так вот эта самая Айн Рэнд, бывшая во времена проживания в царской России и недолгое время в СССР, Алисой Розенбаум — выступает свидетельницей в антикоммунистической комиссии в Голливуде и рисует абсолютно хтоническую картинку советской действительности, с тотальной бедностью и голодом, где все на всех стучат, царит двоемыслие и в обществе люди говорят одно, а лишь за дверями своих квартир могут пошептаться о том, что на самом деле думают. При этом обвиняя фильм Песнь о России в пропаганде коммунизма, ведь там дирижёр увозит крестьянку из глубинки в Москву, водит в ресторан и затем венчается с ней в церкви. И это действительно было бы невозможно, так как у колхозников не было паспортов аж до 1974 года, так что любой милиционер в Москве остановил бы нелегалку. И венчать в церкви, естественно, в советские годы нельзя было — ведь был институт гражданского брака, то есть регистрируемого ЗАГСами. Ну и с ресторанами после НЭПа стало так себе, ведь строился новый человек, освобождённый от буржуйских привычек, способный покушать на фабрике-кухне или в столовой. Так что, к сожалению или счастью, шутка над антиутопией оказалась не так далека от правды. И опять же — это восприятие Штирлица, который в Союзе не был 20 лет, не видел 1937 год и очень идеализированные представления о жизни на Родине, конечно, по сравнению с этими представлениями — слова Айн Рэнд кажутся крамолой.

Впрочем, дальше рисуется уж слишком кривое зеркало, которое действительно выставляет комиссию чистым злом, с которым не хочется соглашаться...

Любопытно, что позже, когда Штирлиц обсуждает передачу своей доли в коммерческом предприятии аргентинскому коллеги — он говорит ему не надеяться на муниципалитет, строить подъёмник самому. Тут будто звучит эхо Перестройки — ведь роман написан в 1987, когда вовсю разворачивались кооперативы, начиналась советская коммерция.

Вообще вся эта гангстерская линия, которая приделана пусть и неплохо, но как-то всё равно слегка наиграно, начинает утомлять по ходу романа. Но в конце писатель всё-таки ловко разыгрывает комбинацию, за что хочется повысить оценку книге и в целом этой трилогии, в рамках цикла.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это вам не «Эвита», это совсем другая история...

Финальная книга заграничных приключений (если всё происходившее можно таковыми считать) Владимирова-Исаева-Штирлица-Бользена-Юстаса…

Поиски доказательств непричастности Штирлица к нескольким убийствам, приписываемым именно ему не без активного содействия нацистских недобитков, а также попытки помешать атомному проекту аргентинского диктатора Перона, да ещё и отыскать и привлечь к ответственности (т. е. к международному суду) нацистских преступников разных уровней — вот, собственно говоря, то, чем занят бывший штандартенфюрер СС Штирлиц — полковник Исаев.

Хитросплетения закулисных политических игр на высших уровнях, перерасчёт сил на мировой политической арене, перегруппировка связей и интересов мировых игроков — всё это безумно интересно и многое что проясняет и в том, что делалось и в последующие годы и десятилетия, и даже в том, что творится сейчас.

К сожалению, в этом романе мы узнаем о гибели нескольких симпатичных нам людей — Юлиан Семёнов совсем не старался свести всё к хэппи-энду, а наоборот, стремился сделать книгу максимально реалистичной. И на мой взгляд, это у него получилось в полной мере.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх