fantlab ru

Джон Голсуорси «Сдаётся внаём»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.81
Оценок:
166
Моя оценка:
-

подробнее

Сдаётся внаём

To Let

Роман, год; цикл «Хроники семьи Форсайтов»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 24
Аннотация:

Заключительная часть первого цикла, роман «Сдаётся в наём» – история отношений двух юных представителей враждующих ветвей рода Форсайтов: дочери Сомса – Флёр и сына Ирэн – Джона. Что окажется сильнее – прекрасное чувство любви или старая семейная ненависть и обиды минувших лет?..

Входит в:


Экранизации:

«Сага о Форсайтах: Сдается в наем» / «The Forsyte Saga: To Let» 2003, Великобритания, реж: Энди Уилсон




Семья Форсайтов
1929 г.
Сага о Форсайтах. Том первый
1946 г.
Сага о Форсайтах. Том первый
1951 г.
Сага о Форсайтах. Том первый
1956 г.
Сага о Форсайтах. Том первый
1956 г.
Сага о Форсайтах. В двух томах. Том 1
1957 г.
Сага о Форсайтах. Том второй
1958 г.
Сага о Форсайтах. Том второй
1960 г.
Джон Голсуорси. Собрание сочинений в шестнадцати томах. Том 2
1962 г.
Сага о Форсайтах. Том 1
1973 г.
Сага о Форсайтах. Том первый
1982 г.
Сага о Форсайтах. Том второй
1983 г.
Сага о Форсайтах. Том третий
1983 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 2
1983 г.
Сага о Форсайтах. Том второй
1988 г.
Сага о Форсайтах. Том второй
1988 г.
Сага о Форсайтах
1992 г.
Сага о Форсайтах. Том первый
1992 г.
Сага о Форсайтах. Том третий
1992 г.
Сага о Форсайтах. Том 2 (комплект из 2 книг)
1993 г.
Сага о Форсайтах. Том второй
1993 г.
Сага о Форсайтах. Том первый
1993 г.
Сага о Форсайтах. Том второй
1994 г.
Сага о Форсайтах. Том первый
1997 г.
Сага о Форсайтах. Сдается внаем. Белая обезьяна
1998 г.
Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 2
1999 г.
Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 3
1999 г.
Сага о Форсайтах. Том первый
2000 г.
Сага о Форсайтах. Том I
2003 г.
Сага о Форсайтах. Том первый
2004 г.
Сага о Форсайтах. Том первый
2004 г.
Сага о Форсайтах. Том 1
2005 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 2. Сага о Форсайтах
2006 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 3. Сага о Форсайтах. Современная комедия
2006 г.
Сага о Форсайтах. Том 1. Собственник. Последнее лето Форсайта. В петле. Пробуждение. Сдается внаем
2007 г.
Сага о Форсайтах
2008 г.
Сага о Форсайтах
2009 г.
Сага о Форсайтах
2011 г.
Сага о Форсайтах
2011 г.
Форсайты
2011 г.
Лучшее из
2013 г.
Сага о Форсайтах
2014 г.
Сага о Форсайтах
2016 г.
Сага о Форсайтах
2016 г.
Сага о Форсайтах
2016 г.
Сага о Форсайтах
2016 г.
Сага о Форсайтах
2016 г.
Сага о Форсайтах. Том 2
2016 г.
Сага о Форсайтах. Том 1
2017 г.
Сага о Форсайтах
2020 г.

Аудиокниги:

Сага о Форсайтах. Сдается внаем
2006 г.
Сага о Форсайтах. Сдается в наем (аудиокнига MP3)
2012 г.

Издания на иностранных языках:

To Let
1952 г.
(английский)
To let
1954 г.
(английский)
Сага про Форсайтів
1976 г.
(украинский)
An Anthology of English literature. XX
1985 г.
(английский)
To Let
1991 г.
(английский)
The Forsyte Saga: To Let
2009 г.
(английский)
The Forsyte Saga
2012 г.
(английский)
The Forsyte Saga. Awakening & To Let
2018 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

1920. Старая Англия умирает. Форсайты, прежние хозяева жизни, чувствуют себя неуютно. Их теперь даже жалко. Всех, кроме симпатичных автору «хороших» Форсайтов. Они показали себя во всей красе.

Джон Форсайт страдает хронической беспомощностью. Судя по всему, это уже неизлечимо. Но пока что парню 19 лет. В 19 лет каждый человек, даже самый беспомощный, за свою любовь стоит насмерть. Джон только мнётся, что-то мямлит и с облегчением сдаётся. Хороший мальчик, добрый, но посочувствовать ему не получается. Трудно представить, что ребята из этого же поколения, окончившие школу годом раньше, успели пройти через войну, самую страшную войну в истории Англии.

Молодой, а теперь уже совсем немолодой Джолион, в очередной раз предаёт своего ребёнка. Похоже, ему незнакомы родительские чувства. У Джолиона четверо детей от трёх жён. И от каждого ребёнка он отворачивается в тот самый момент, когда ему или ей особенно нужен. В результате у всех четверых испорчена жизнь (Холли, если разобраться, не исключение).

Первый родитель — ещё ладно. Он человек, в общем, симпатичный, только несколько ущербный. Второй родитель приводит в состояние тихого бешенства. Последние 40 лет Ирэн вела жизнь вампира — питалась чужим восхищением и чужими жизнями. Когда количество восхищённых мужчин заметно поубавилось, она решила поломать жизнь своему единственному сыну. Причём из одной только застарелой неприязни к человеку, который сделал ей гадостей гораздо меньше, чем она ему. Достойный итог достойно прожитой жизни.

И единственный герой романа, который вызывает симпатию, это Сомс, образец плохого Форсайта. Буржуазный до безобразия, занудный, расчётливый, эгоистичный. Только он один, как выясняется, и способен подняться над своим эгоизмом и своими амбициями.

Итак, в третьей книге мир Форсайтов переворачивается вверх тормашками. Не думаю, что автор старался добиться именно такого эффекта. Он просто писал правду.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Здесь время событий скачком перепрыгнуло через 20 лет, оставив в междустрочии и Первую Мировую войну, и все три русские революции — автор только вскользь, ровно настолько, насколько это ему нужно, упоминает об участии некоторых второстепенных Форсайтов и отдельных новых персонажей в войне. И соответственно за прошедшее двадцатилетие появилось — выросло и окрепло — новое поколение Форсайтов, и мы помним, что предыдущий роман и заканчивается рождениями дочери в одном семействе, и незадолго до этого появлением сына у другой конфликтующей стороны. Согласитесь, что уже сами эти события и факты буквально подталкивают и нас и автора столкнуть между собой уже молодых людей и посмотреть, что из этого получится...

Как часто в нас живёт Прошлое, живёт крепко и уцеписто, и не просто живёт, но вовсю старается командовать, вмешивается во всё происходящее, гневно хмурит свои бровки и одёргивает, окрикивает, вставляет палки во все колёса и всячески вмешивается в наше Настоящее и, главное, в Будущее. Не зря всякие тени прошлого мистики обычно выводят в отрицательных и устрашающих ролях — разные привидения и прочие негодяи тянут свои когтистые лапы из Прошлого в сюда, в реалии нашей жизни. И даже самые сильные и самые благородные люди никак не могут избавить ни себя самоих, ни своих близких, ни даже своих детей от влияния этих теней, которые являются только их личными тенями и пугалами, однако почему-то оказываются тенями и пугалами и для молодых Форсайтов.

По-прежнему непроходящий интерес к событийной стороне, по-прежнему несколько не наскучившие размышления автора о форсатизме и об сочетании этого, наверное уже уходящего, явления английской общественной жизни с реалиями нового времени — аристократизм и накопление богатства становятся постепенно сами тенями и хоть и цепляются за жизнь, однако уходят старые Форсайты, оставляя уже среднее и молодое поколение лицом к лицу с жизнью...

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не прошло и пяти книг, как я наконец осознала и сформулировала, что в Голсуорси такое особенное, заставляющее меня так сочувствовать Сомсу и так категорически отвергать Ирэн и иже с ней. Все очень просто: он не умеет (или не хочет) описывать любовь. И именно из-за отсутствия «движений души», умолчания о том, что творится у персонажей на сердце, все их поступки, диктуемые исключительно любовью, выглядят надуманно и фальшиво, а подчас — откровенно глупо и подло. Между тем, как говорила когда-то Соло, влюбленный человек и порядочность — понятия несовместимые, и это так и есть))

Очень странно, на самом деле, но все романы, что я прочитала, написаны насквозь форсайтским стилем. Притом, что автор клеймит Форсайтов как племя и образ жизни, что ни попадя прохаживаясь на их счет. А между тем сами Форсайты выписаны настолько тонко, настолько детально и со знанием дела, что невольно проникаешься к ним как минимум симпатией — ну, примерно как к родственникам, которые не сделали нам ничего плохого, но чьи идеалы и ценности категорически не совместимы с нашими. Зато родные)

Форсайтский мир оправдан хотя бы потому, что раскрыт полностью, а другой точки зрения нам не дано. В целом, знаете, я считаю, что если автор может выписать POV персонажа так, чтобы персонаж получался кругом прав, это признак таланта, признак глубокой проработки характера. Особенно в том случае, если автор сам персонажа отнюдь не считает идеалом. Это касается как литературы, так и фанфикшн, потому что правила, в общем, одни. Каждый нормальный человек в глубине души считает, что его идеалы, ценности, мысли и действия — если не единственно, то наиболее верны)) Точно так же верны и форсайтские ценности.

Так вот, возвращаясь к вопросу о любви. По сути, единственно чувство, которое реально прописано — это чувства Сомса к Ирэн. Но... не знаю, как на ваш вкус, а именно по части любви они выглядят какими-то замороженными, неестественными. Хочется остановиться и спросить: «а с чего бы это?» Вспомните, например, что вы больше всего любите в любимом человеке — его как личность или какой у него прекрасный профиль? Вот-вот. Поэтому в случае с Сомсом прекрасно прописана банальная жажда обладания, плюс физическое влечение, плюс обида и ревность. А любви, увы, нет.

Дальше — еще хуже. Где любовь между Ирэн и Босини, между Флер и Джоном? Ее нет, есть только слова, да и тех мало. А еще есть набор дурацких действий, которые не приносят пользу, но причиняют вред любовникам и окружающим. Из текста остается только сделать вывод, что любовь — плохая штука. И все это — лишь потому, что читателю не дана ясная логичная картина, почему они полюбили, как они полюбили, как возникло и развивалось чувство. А это как раз самое интересное))

Впрочем, я подозреваю, Голсуорси писал именно так, «без любви», совершенно намеренно: иначе это противоречило бы самой идее форсайтизма, и текст получился бы как лоскутное одеяло. Но, все же, мне кажется, он немного переборщил, лишив бедный Форсайтах право на любовь как таковую. Потому что это как раз тот случай, когда я вынуждена сказать «не верю».

Не говоря уж о том, что постоянное избегание необходимости изображать любовь (то кого-то давят, то кто-то уезжает в Америку) немного негативно сказывается на логичности и достоверности сюжета. Бедная Флер, повторившая судьбу своего отца — это уже слишком, ну право. Мне особенно жаль, потому что Флер — чуть ли не единственный персонаж, который мне симпатичен: она умна, она знает, чего хочет, и действует, а не ждет манны небесной. В общем, Флер молодец.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх