FantLab ru

Сомерсет Моэм «Острие бритвы»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.43
Голосов:
87
Моя оценка:
-

подробнее

Острие бритвы

The Razor’s Edge

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 10
Аннотация:

Лучшие романы Сомерсета Моэма — в одном томе. Очень разные, но неизменно яркие и остроумные, полные глубокого психологизма и безукоризненного знания человеческой природы. В них писатель поднимает извечные темы: любовь и предательство, искусство и жизнь, свобода и зависимость, отношения мужчин и женщин, творцов и толпы… Однако Моэм не ставит диагнозов и не выносит приговоров — он живописует свою собственную «хронику утраченного времени», познать которую предстоит читателю.

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Пироги и пиво, или Скелет в шкафу. Острие бритвы
1981 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 3
1993 г.
Луна и грош. Рассказы. Острие бритвы
2004 г.
Луна и грош. Рассказы. Острие бритвы
2010 г.
Пять лучших романов в одном томе
2010 г.
Острие бритвы
2014 г.
Острие бритвы
2015 г.
Пять лучших романов
2016 г.
Острие бритвы
2019 г.
Острие бритвы
2019 г.

Аудиокниги:

Острие бритвы
2003 г.

Издания на иностранных языках:

An Anthology of the English literature, XX
1985 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 мая 2015 г.

Ценность этого романа неоспорима и многовекторна (во как странно сложил я в одну корзину большое и сладкое!).

Моэм знакомит нас с ещё одним представителем «потерянного поколения» — о них, об этих опалённых Первой Мировой войной парнях писали Ремарк и Хэмингуэй. Конечно же Ларри как раз из них, из тех, о ком автор термина Гертруда Стайн сказала столь метко, точно и ёмко.

Однако Ларри, испытав едва ли не смертельный опыт сближения со смертью и почти прикосновения с ней, не спивается и не бросается в поисках наслаждения во все физические и физиологические пороки и страсти. Скорее наоборот — что-то ему открылось заповедное и сокрытое от других, обычных людей, что-то такое, что заставило его переосмысливать и свою и чужую жизни (и смерти тоже!) и искать и смыслы и того и другого, и, в конечном счёте, искать То и Того, поиском кого и чего занято человечество уже тысячелетия своего осмысленного существования (постараюсь всё же удержаться на тонкой грани, на острие лезвия между рассекречиванием основных событий романа и сохранением интриги — вдруг есть ещё те, кто не читал эту книгу).

В этом своём духовно-физическом квесте наш Ларри практически становится антагонистом и антиподом своей совершенно реалистичной и расчётливой возлюбленной Изабеллы. И Моэм отчётливо разделяет наших двух героев, помещая в два разных лагеря, при этом соединяя, собирая в одно целое Изабеллу с дядюшкой Эллиотом и другими представителями мира большинства, и оставляя Ларри едва ли не в одиночестве.

В этих своих поисках самого себя и чего-то высшего и идеального, а также гармонии и равновесия, Ларри знакомится сам и знакомит всех нас с миром духовного и возвышенного, с буддистско-дзенскими воззрениями и эзотерическими идеями и смыслами. Конечно, если кто-то уже интересовался этой темой и читал другие книги соответствующего направления, то ничего нового для себя в романе Моэма не откроет, но для новенького эти эзотерические и дзен-буддистские размышления и убеждения Ларри могут стать неким откровением.

А между тем наша милая Изабелла в своём страстном стремлении сохранить довольно мнимое «обладание» своим возлюбленным Ларри совершает такие поступки, которые тоже не оставят читателя в равнодушно-созерцательном настроении и благодушном состоянии.

Кто он, этот Ларри — в начале повествования всего двадцатилетний парень? Что такого увидел он в тот самый день, когда соприкоснулся со Смертью рука об руку, когда эта дама с косой взглянула ему в глаза? Кто прав из них — практичная и реалистичная Изабелла (и вместе с ней все остальные прагматики и потребленцы), или же Ларри, ищущий всю свою жизнь что-то сложновыразимое и с трудом формулируемое? А дальше вопросы начинают усложняться и приобретать всё более философский и мировоззренческий характер.

Где я был, когда меня не было?

Где я окажусь, когда уйду насовсем из этого мира?

Неужто достаточно съесть N центнеров жратвы, выпить несколько декалитров алкоголя и заполнить список любовно-романтических приключений двумя-тремя десятками дамских имён, чтобы потом можно было удовлетворённо думать, что ты прожил «хорошую и интересную» жизнь?

В чём суть бытия?

Зачем приходим мы сюда?..

А ответа — общего универсального ответа — как всегда, нет! Зато есть личные ответы и свои собственные Выборы, которые мы делаем ежеминутно и ежечасно и год за годом всю свою жизнь...

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 марта 2017 г.

Блестящий классический английский роман.

В центре — история поиска себя молодого ветерана войны военного летчика Ларри. Парня, который выбирает для себя свой единственный путь к пониманию мира.

Интересно смотреть со стороны, как индийская философия находит отклик в сердце человека, который всерьез задумался о проблемах мироздания.

Путь Ларри можно принимать, можно не принимать. Но то, что эти поиски умного ищущего человека, разочарованного в прежних идеалах описаны мастерски — по-моему, бесспорно. Особенно на фоне других. очень живых, персонажей — добродушного деятельного сноба, молодой очаровательной хищницы, спивающейся нимфоманки с трагичной судьбой, простодушного и недалекого трудяги-предпринимателя, куртизанки-художницы... Каждый из героев странным образом в результате приходит к тому, к чему невольно стремился всю жизнь.

Может быть, ирония судьбы в этом и заключается?

Особенно мне понравился образ самого автора, который является проводником-«Вергилием» в этом мире.

Очень и очень достойная книга!

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 октября 2016 г.

Ох, уж этот Моэм! Заинтригует, закружит, заворожит прозрачной ясностью слога, а потом окажется, что все это время он прятал под легкой светской болтовней что-то по-настоящему важное.

Главный герой здесь тот, кто всегда в тени, и сделано это намеренно: он должен почти до самого конца оставаться неразрешимой загадкой. И действительно, загадкой он и остается. Но вот ведь какая беда: хотя герой полон ангельского очарования, временами я забывала, как его зовут (а ведь, казалось бы, чего проще — запомнить имя «Лоренс Даррел«!). Ларри скользит по страницам бесплотным призраком. Живыми и яркими выходят к читателю люди, куда более банальные: Сюзанна с ее жизнью «при живописи», Изабелла с ее страстью к роскоши, Эллиот с его снобизмом, многие другие, даже эпизодические персонажи... Они-то уверенно занимают первый план, ими возмущаешься, над ними посмеиваешься, им сочувствуешь. А ведь важны-то автору не они, важен вот этот поиск Абсолюта, на который Ларри потратил свою жизнь. И как знать, что видит впереди современный Галахад — то ли предвечное сияние Грааля, то ли очередной мираж? Или вовсе дьявольское искушение?

Роман безупречно выстроен, подача материала организована идеально. Вообще, книга очень «технична», она именно что хорошо сделана. Писатель этого не прячет, наоборот — приоткрывает секреты своего мастерства. Он вступает в беседу с читателем, то и дело комментируя собственный текст (да как комментируя!): так, эту главу можете пропустить, а как же это у меня получилась такая концовка? Нехорошо, критики не одобрят. И ведь лукавит и посмеивается. «Ненужная» глава на деле оказывается программной, «неудачная» концовка — естественной и необходимой. Словом, я получила огромное удовольствие от повествования самого по себе. И в то же время история Ларри (возможно, по нынешним нашим временам) не показалась мне такой исключительной, какой она была для Моэма: индуистская эзотерика с тех пор успела войти в моду.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 марта 2018 г.

История молодого человека, описанная Моэмом в психологическом романе «Острие бритвы» задевает за живое. Она грустная, мудрая, жизнеутверждающая и ... побуждающая к размышлениям, к переосмыслению своей собственной жизни. Эта книга рассказывает о поиске человеком своего пути истины; о том, сколь разные все люди; о жизненных ценностях — духовных и материальных, о том, как порой непросто сделать выбор между ними; о любви; о нравах. Вот именно нравы, господствующие в обществе начала двадцатого века, века кипящего страстями, и служат базой для книги, они рождают героев, объясняют их мировоззрение, поведение, идеалы, мечты.

Очень интересные типажи показал автор, многие из них намеренно противопоставлены друг другу, и все герои прописаны настолько детально, что не возникает сомнений, будто срисованы они с реальных людей. Несмотря на то, что все персонажи абсолютно разные, приоритеты каждого героя вполне объяснимы и, наверное, цели также оправданы, ведь мыслят они каждый о своем, «по своей правде». Даже любовь герои произведения истолковывают порой настолько различно, что диву даешься...

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 апреля 2015 г.

Моэм хорош! Сразу попал на полку любимых писателей. Роман «Острие бритвы» захватил с первых страниц и держал до последних строк. А это значит, что книга затрагивает что-то очень-очень важное для меня.

Чрезвычайно любопытен исторический фон романа — начало 20 века — цивилизация затаилась перед техно-промышленным и социо-культурным прыжком. Накапливается и бурлит творческая всеразрушающая социальная энергия. На глазах у одного поколения меняется уклад жизни. «Как ты можешь отсиживаться в этом болоте, когда мы переживаем самое увлекательное время во всей истории? Европа свое отжила. Сейчас мы — самая великая, самая могущественная нация в мире. Мы движемся вперед огромными скачками. У нас есть решительно все.»

Интересен автор как действующее лицо романа. Завидно наблюдать его разговоры по душам, постоянные разъезды между Лондоном, Парижем, югом Франции и различными частями света. Любопытны зарисовки жизни высшего света и парижской богемы. «Одна из мелких неприятностей парижской жизни состоит в том, что вам в любое время суток могут предложить стаканчик скверного портвейна. С этим нужно мириться».

Ну и конечно, зовуще привлекательна история духовного становления главного героя — Ларри. Человек, познавший горе утраты близкого друга и выживший на войне, решил разобраться на что ее потратить. Путешествия героя в физическом и духовном мирах позволяют ему найти свою истину. Он не находит утешение в религии и осознает, что искать поддержки надо в собственной душе. Он идентифицирует самый высокий идеал для человека в самосовершенствовании. И выбирает, отвергая любовь красивой женщины и материальное благополучие, свой путь. « ... подлинное удовлетворение может дать только жизнь духа и еще что, следуя кротко и бескорыстно по пути к совершенству, он будет тем самым служить людям не хуже, чем если бы писал книги или проповедовал перед тысячными толпами».

Но почему-то Ларри становится гораздо менее привлекательным, когда находит свой путь «святого». Он становится скучным, блеклым отражением себя ищущего. Не могу с собой ничего поделать. Но к концу книги какое-то разочарование наступило. Видимо я еще духовно не дорос до его уровня. :)

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 июля 2014 г.

Это совсем не тот Моэм, который водил за кулисы «Театра». С этим Моэмом было сложнее, но не менее интересно (хотя вначале читалось несколько нудно). Разные характеры, судьбы, взгляды на жизнь и никакого авторского вмешательства – читатель сам выбирает, что плохо-хорошо, что ему ближе. Произведение актуально на все времена, потому как мы всегда в поиске ответов, любви, счастья, своего места… Иногда сложно понять те или иные поступки героев, но тем увлекательнее чтение. Сложно прожить жизнь, не оступаясь, так же, как сложно не пораниться острием бритвы. И несколько цитат:

Мы, зрелые люди, и не подозреваем, как беспощадно, и притом безошибочно, судят о нас дети.

В мире все имеет конец, неразумно просить, чтобы что-то хорошее продлилось, но еще неразумнее не наслаждаться им, пока оно есть.

Существует мнение, что когда человек ни на что иное не пригоден, он становится писателем.

Влюбленные находят тысячи способов убедить себя в том, что раз им чего-то хочется, значит это разумно. Отсюда, думается мне, и огромное число неудавшихся браков.

На мой взгляд, утверждение, что может быть любовь без страсти, – абсурд; когда люди уверяют, что любовь может длиться, даже если страсть умерла, они имеют в виду другое: привязанность, дружбу, общность интересов и вкусов, привычку. Главное – привычку. Половые сношения могут продолжаться по привычке, вот так же у людей пробуждается голод к тому часу, когда они привыкли есть. Влечение без любви, разумеется, возможно. Влечение – это не страсть. Это – естественное проявление полового инстинкта, и значит оно не больше, чем любая другая функция животного организма. Поэтому-то и неразумны женщины, воображающие, что все пропало, когда их мужья изредка позволяют себе согрешить на стороне, если время и место тому способствуют.

В деловой жизни мошенничество иногда сходит с рук, но в искусстве честность – не только лучшая, но единственно возможная политика.

Самопожертвование – страсть настолько всепоглощающая, что по сравнению с ней даже голод и вожделение — безделка. Она мчит своего раба к погибели в час наивысшего утверждения его личности. Предмет страсти не имеет значения: может быть, за него стоит погибать, а может быть нет. Эта страсть пьянит сильнее любого вина, потрясает сильнее любой любви, затягивает сильнее любого порока. Жертвуя собой, человек становится выше Бога, ибо как может Бог, бесконечный и всемогущий, пожертвовать собой? В лучшем случае он может принести в жертву своего единственного сына.

Вы ведь знаете, какие мы, женщины, несчастные, так часто бывает, что стоит полюбить – и сама уже не вызываешь любви.

Но собственные невзгоды сносить легко, для этого требуется лишь немножко мужества; по-настоящему нестерпимо то зло, часто кажущееся столь незаслуженным, от которого страдают другие.

Ничто не остается без последствий. Бросьте в пруд камень – и вы уже немного изменили Вселенную.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 июня 2018 г.

На свете нет ничего легче, чем стойко сносить чужие невзгоды.

Для меня нет ничего труднее, чем писать рецензии на книги, которые никак не зацепили меня. К сожалению, каким бы не был гениальным Моэм, но «Острие бритвы» с первых же страниц вызвал у дикую скуку. Я не знаю по каким причинам, но с каждой перевернутой страницей становилось все тяжелей заставить себя продвинуться дальше. А ведь мне нравится творчество Моэма! Может проблема возникла из-за того, что он взялся писать не совсем типичную для себя книгу — жизнь американцев со стороны англичанина... В любом случае «Острие бритвы» не вызывал никаких положительных эмоций, да и вообще каких-либо эмоций!

Зная о том, что у меня специфические требования к любым книгам, и вообще угодить крайне сложно, то не стоит удивляться на невысокую оценку романа. Персонажи мне не понравились. Остается лишь надеяться, что когда в следующий раз возьмусь за творчество Моэма, впечатления будут куда лучше.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 марта 2017 г.

Помню, долго мурыжил этот роман. Долго из-за того, наверное, что тогда (в студенчестве) не особо любил такой жанр. Сюжет как таковой фактически отсутствует, какие-то разговоры с отвлечёнными рассуждениями... Только лишь главный герой Ларри с его духовным поиском и был интересен. В то же время, не скажу, что роман не понравился. Он показался глубоким, но таким, который требует для его понимания обязательного дополнительного десятка прожитых лет.

Вот к чему не было претензий — к стилю повествования. Великолепный язык, мастерское умение Моэма как рассказчика не позволили роману оказаться в списке недочитанных книг. Уже впоследствии, спустя некоторое время после прочтения «Острие бритвы» словно догнал меня в виде растворимого послевкусия. Как после хорошей беседы: особо вспомнить нечего, но нечто неосязаемое навсегда осталось в душе.

Одним словом, хорошая книга, стоящая!

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх