fantlab ru

Бернард Шоу «Новая драматургическая техника в пьесах Ибсена»

Рейтинг
Средняя оценка:
10.00
Оценок:
1
Моя оценка:
-

подробнее

Новая драматургическая техника в пьесах Ибсена

Статья

Входит в:



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
З. Александрова (1)

Писатели Англии о литературе XIX-XX вв.
1981 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Меня удивили два момента. Что Шоу ставил Ибсена выше англоязычного Шекспира и что, будучи шутником и острословом, он высоко ценил столь мрачного драматурга. Масса негативных отзывов о творчестве Ибсена и восторженное отношение к нему Шоу для меня говорит в пользу восприимчивого ума последнего. О любимом авторе писать хочется в последнюю очередь, но мне вздумалось рассказать о своём романе с «Брандом», начинавшемся с неприятия и ненависти. У нас стоял 4хтомник Ибсена, пожелтевший, с «ятями». Лет 15ти я взяла почитать один том — и наткнулась на пьесу «Бранд». (В годы социализма её ставил прибалтийский режиссёр). Ибсен — автор жестокий. Меня покоробили сцены смерти ребенка и страданий жены священника, которую убивает фанатизм мужа. Настоящее искусство должно первоначально вызывать отторжение. Если оно не вывернуло нас, оно не выполняет свои функции. Почему-то я прочла еще «Дикую утку» и «Маленький Эйольф», а это самые жесткие произведения драматурга. «Маленький Эйольф» подтолкнул Ларса фон Триера поставить «Антихриста». Начало в «Эйольфе» и «Антихристе» идентично. Родители занимаются любовью, а предоставленный себе ребенок падает (со стола или с подоконника — не важно). Но развивают тему Ибсен и Триер различно. У Триера героиня изучала источники об издевательствах мужчин инквизиторов над «ведьмами». Она стала мужененавистницей, не хотела, чтобы из ее сына вырос мужчина, надевала мальчику ботинки не на ту ногу, символично «переделывая его в немальчика» и подсознательно желая, чтобы его не стало. Она падает в обморок на похоронах сына, ощутив, что желала его смерти. В дальнейшем она переносит ненависть к мужчинам на мужа. Триер показывает, что гармоничные отношения между полами невозможны, т. к. в подсознании у людей «сидит» антагонистичное отношение к противоположному полу. «Антихрист» Триера (В отл. от «Догвилля») не стал моим любимым фильмом. Инквизиция уничтожила мужчин больше, чем женщин — «ведьм», и мне показалось, что Триер насильственно сузил и тенденционизировал тему. «Эйольф» логичнее и глубже. Собственница мать ревнует мужа к сыну. Мальчик падает и калечится, но не погибает и превращается в ковыляющий укор для матери. Ей хочется, чтобы он исчез, поскольку она устала чувствовать себя виноватой в его инвалидности. И ребенок тонет. Миф о безграничной и обязательной любви матери к собственному чаду развеян. А страдания отца, это кара за то, что в молодости он совершил предательство... Несколько лет я не брала Ибсена в руки. Потом прочла более мягкий «Кукольный дом», и он мне понравился. Я ознакомилась со всем его творчеством годам к 20ти. А в дальнейшем он стал моим любимым писателем. На сегодня я считаю ненавистного когда-то «Бранда» одной из лучших пьес в мировой драматургии. Я поняла, что Бранд с его девизом «Всё или ничего», это сам Ибсен, который был максималистом — и осудил в пьесе самого себя. Более того. Я поняла, что истинно верующий и должен быть таким как Бранд. Фанатик может быть не только священником. Он может быть фашистом, коммунистом и т. д. Но он до конца следует своим идеалам и в некоторых случаях вызывает восхищение своей цельностью, мужеством, возвышенностью, смелостью. Отправляющийся в бурю спасать души умирающих Бранд велик. Это не замечающий смертельной опасности титан. Но он жесток, ему недостает милосердия, и его осуждают и Господь, и сам Ибсен.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх