FantLab ru

Роберт Хайнлайн «Год окончания игры»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.60
Голосов:
257
Моя оценка:
-

подробнее

Год окончания игры

The Year of the Jackpot

Другие названия: Год невезения; Год, когда был сорван банк; Год резонанса

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 37
Аннотация:

На улицах города эпидемия – леди начали раздеваться…

Вся жизнь подчинена циклам. Смена времен года и появление пятен на солнце, миграции леммингов и периоды засух, приливы и отливы, длина женских юбок, количество лосося в реке – все происходит в определенном ритме. Бывают времена, когда несколько циклов достигают своего пика или провала.

А что происходит, когда все циклы – все – достигают своего минимума или максимума? Тогда и происходит – год Резонанса...

Входит в:

— условный цикл «La Grande anthologie de la science-fiction»  >  антологию «Histoires de catastrophes», 1985 г.

— сборник «Угроза с Земли», 1959 г.

— антологию «The SFWA Grand Masters, Volume 1», 1999 г.

— журнал «512: Magazine of science fiction & fantasy. - 1991. - № 0.», 1991 г.

— сборник «New Worlds to Conquer», 2010 г.

— антологию «A Shocking Thing», 1974 г.

— антологию «Shadow of Tomorrow», 1953 г.

— антологию «Nightmare Age», 1970 г.

— антологию «Apothéoses, apocalypses et retours à zéro», 1975 г.

— антологию «Science Fiction for People Who Hate Science Fiction», 1966 г.

— журнал «Galaxy Science Fiction, March 1952», 1952 г.

— антологию «Windows into Tomorrow», 1974 г.


Похожие произведения:

 

 


Дверь в лето
1991 г.
Свободное владение Фарнхэма. Рассказы
1992 г.
Дверь в лето. Беспокойные Стоуны
1993 г.
Миры Роберта Хайнлайна. Книга 24
1994 г.
Сочинения в 3 томах. Том 3
2000 г.
Угроза с Земли. Расширенная Вселенная
2003 г.
Вне всяких сомнений
2007 г.

Периодика:


1991 г.

Издания на иностранных языках:

Galaxy Science Fiction, March 1952
1952 г.
(английский)
Shadow of Tomorrow
1953 г.
(английский)
Science Fiction for People Who Hate Science Fiction
1966 г.
(английский)
Nightmare Age
1970 г.
(английский)
Windows into Tomorrow
1974 г.
(английский)
A Shocking Thing
1974 г.
(английский)
Windows into Tomorrow
1975 г.
(английский)
Apothéoses, apocalypses et retours à zéro
1975 г.
(французский)
Histoires de catastrophes
1985 г.
(французский)
The SFWA Grand Masters, Volume 1
1999 г.
(английский)
The SFWA Grand Masters, Volume 1
2000 г.
(английский)
New Worlds to Conquer
2010 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот все ополчились на леммингов. А вдруг у них есть особая и годами проверенная доктрина, именно требующая сбиваться в стаи и держать путь к скалистым фьордам? Вдруг среди леммингов есть аналитики и экономисты, которые на основе изучения статистических данных составляют специальные графики, а затем,взгромоздившись на кочку в тундре, доводят до сведения окружающих, что иного выхода нет. Дескать, братцы, демографический кризис, циклы зациклились, резонанс грядет. И пора вспомнить, где же ближайший фьорд...

И люди вроде Потифара Брина мне знакомы. В смысле не личного знакомства, а в том смысле, что они пишут книги. И очень усердно пророчат человечеству, что вот оно возьмет и непременно вымрет. Даже сэр Исаак Ньютон, надышавшись парами ртути, вычислял сроки этого события. И заняты этим все, кому не лень. Пресловутый Римский клуб грозился, что к 2000 году нефть кончится, и еда кончится, и вообще озоновые дыры...

И вот совсем недавно листал я в книжном магазине две книжки каких-то неведомых зарубежных авторов. И ведь один очень убедительно доказывал, что маленькая полярная лисичка ( которая песец) придет к человечеству в гости в 2050 году. Ибо нефть кончится, еда кончится, всю артезианскую воду выпьют. И я еще порадовался, что в 2050 году мне будет за 70 годков, то есть, по сути уже наплевать...

Но тут второй автор, тоже очень убедительно, с кучей табличек и графиков, доказал мне, что в 2050 году все будет ништяк (извиняюсь за сленг). И даже возможно лучше. Нефть кончится, но вода не кончится, зато авто будут ездить на этой самой воде. И еды будет море, и до Марса долетим. И я подумал, что можно будет и после 70-ти пожить: на Марс не полечу, но вдруг сборная России по футболу что-нибудь выиграет...

И это я тут словоблудием занимаюсь для того, чтобы сказать: пугал меня замечательный писатель Хайнлайн, пугал вот этими массовыми психозами, засухами, переходящими в наводнение, ядерной войной, эпидемиями и прочим. Очень хорошо и выверенно пугал, а результат странный. Вроде бы и страшно, а вроде бы и нет. Вот если случатся все эти кошмары, то тяпнем по двести, завернемся в простыню и далее по тексту анекдота. А если не случатся, то можно и по триста...

И вообще, как пел Валерий Золотухин в фильме «Не валяй дурака»:

Эх, петь будем,

И гулять будем.

А смерть придет-

Помирать будем...

Вот бы эти строки сделать эпиграфом к сему произведению. В котором происходит конец света, обставленный так, что производит впечатление бурлеска. Мир погибает, а хор статистиков пускается в пляс...

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Год резонанса» – очень неплохое произведение, главным достоинство которой является оригинальная сюжетная задумка. Вся наша жизнь так или иначе подчинена циклам, но что будет, если у всех циклов максимумы и минимумы придутся на одно и тоже время? Разумеется катастрофа, причём катастрофа планетарного масштаба.

У Хайнлайна получилось очень соразмерная вещь. При желании, конечно, «Год резонанса» можно было бы растянуть и на целый роман, но в этом случае пришлось бы вводить дополнительные сюжетные линии, плодить диалоги или насыщать текст новыми подробностями, в результате чего идея о том, что с помощью статистики можно предсказать Конец Света оказалась бы отодвинута на задний план.

Тем не менее, у повести есть серьёзные недостатки. Первым и главным из них является то, что автор безбожно слил конец произведения. С одной стороны – получилось даже оригинально, а с другой – как-то очень сумбурно и в результате развязка никак не сочетается с основной частью сюжета.

Во-вторых, меня позабавило то, как Хайнлайн попытался оправдать своего героя в глазах американского читателя. Глядите, говорит он в заключительной части рассказа, мой герой вовсе не трус, который сумел вместе с любимой женщиной пережить в уютной горной долине и Третью мировую войну, и Конец Света. Нет, он патриот США, он убил двух русских солдат, которые высадились в Калифорнии!

Лично мне этот момент показался откровенно слабым, поскольку на мой взгляд ни Потифар Брин, ни Мид Барстоу в оправдании не нуждаются. В охватившем мир безумии (причем безумии не в переносном, а в самом что ни на есть прямом смысле) каждый выживает как умеет, так что нет ничего зазорного в том, чтобы сбежать из мегаполиса, и постараться пережить лихие времена где-нибудь в глуши. В свете задумка автора о том, что пара советских солдат из числа десантировавшихся на калифорнийское побережье внезапно окажутся в горной долине, где их сможет убить в спину американский статистик, выглядит откровенно чужеродно, для столь гармоничного произведения. Мне кажется, что тут дело в том, что «Год резонанса» появился на свет в 1952 году, в самый разгар «охоты на ведьм» устроенной сенатором Маккарти и его сторонниками. Если я прав, то советские десантники в этом повести – это страховка Хайнлайна от обвинений в недостаточности патриотизма.

P.S. В произведении неоднократно упоминаются лемминги, которые служат символом самоуничтожения. Образ стада грызунов, несущегося к обрыву настолько ярок и нагляден, что писатель просто не мог им не воспользоваться. И уж, конечно, Хайнлайн не предполагал, что в XXI веке учёные снимут с этих зверьков клеймо самоубийц. Если верить современной науке, то у леммингов не зафиксировано достоверных случаев коллективных миграций в поисках собственной смерти, а единственная кинозапись подобного процесса является постановочным фильмом, то есть доказательством служить не может.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вы думаете, мы — люди? Разумные, свободные волей люди, обладатели рассудка и интеллекта? Что ж, разочарую вас. Мы не люди, мы — лемминги, и мы сходим с ума, медленно, но верно, с каждый годом все сильнее и сильнее. Не верите? Скажите мне, почему вот эта симпатичная девушка разделась на автобусной остановке? А вон тот парень пошел по соседям собирать деньги за земельные участки в Антарктиде? А эти люди, объявившие сегодняшний день Днем Ноги Атлета? — разве это нормально?

Все в мире циклично, все растет и развивается, чтобы потом рухнуть вниз, в бездну, в пучину, в никуда.

Потифар Брин, математик-статистик, знал, что настал год Резонанса, год, когда колебания всех показателей сумасшествия сложатся в одну гигантскую волну, и она накроет человечество. Он и его подруга Мид — одни из тех немногих, кто увидел в увеличении числа трансвеститов не просто цифры, а прогноз. Апокалипсис, предсказанный научно, не перестает быть менее ужасным. Бегство может спасти их, только бегство, и они бегут прочь, из города, который почти сразу же исчезает с лица Земли... Из мира, который умирает в судорогах.

Но то, что ждет их впереди, когда, казалось бы, все уже кончилось.. намного страшнее...

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Один из наиболее интересных рассказов автора, который хотя и развивается без резких поворотов сюжета, захватывает сразу и не отпускает до самого конца. Несмотря на апокалиптическую направленность произведения, основной темой является предрешенность существования всего и вся в мире, и как следствие, возможность отслеживать тенденции развития событий, а вовсе не ужасы конца света. Рекомендуется всем без исключения любителям фильма «Знамение» и подобных произведений.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хайнлайн, похоже, отметился во всех жанрах. На сей раз это апокалиптика, причём катастрофических факторов, в итоге приводящих ко всеобщему концу, несколько: массовое психическое помешательство, долгая засуха, сменившаяся потопом, многочисленные землетрясения, третья мировая ядерная война, эпидемии и под конец — перерождение Солнца в белого карлика (хотя по современным научным данным, оно должно превратиться в красного гиганта). Берите любую составляющую этого рассказа и получите новый сюжет для фильма-катастрофы. Там, кстати, есть и элементы фильма «2012»: потоп, землетрясения и семейная парочка, удирающая из города на автомобиле.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ хоть и не самый лучший у автора и с несколько скучноватым началом, но понемногу затягивает и завораживает. Перед читателем постепенно разворачивается гнетущая, сгущающаяся атмосфера ожидания... чего? Герои и сами толком не знают, но точно ничего хорошего не ждут. С такого начала можно было бы развить целый роман, а то и не один. Мне почему-то вызвало ассоциации с фильмом Меланхолия. И если первая часть рассказа больше нежели на семерку не тянет то концовка заслуживает у меня твердой восьмерки.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А тут уже разработка темы о всяческих влияющих на человечество солнечных циклах. Лично я к этой теории всегда относился с большим сомнением — подавляющее большинство войн вызвано историческими предпосылками, причинами и обстоятельствами, а не пятнами на солнце. Но возможно, они и имеют влияние на мозги и психику отдельных представителей человечества. Да и вообще Хайнлайн имеет полное право на свои авторские допущения).

В любом случае, очень интересен здесь главный герой-математик-статистик, оказавшийся способен не только предсказать год невезения, но и подготовиться, по мере сил, к концу света. Его рассуждения о природе и неизбежности очень и очень любопытны. Умиляет и примесь клюквы, особенно упоминание о том, как ГГ — толстый математик-философ, играючи подстрелил аж трёх русских десантников.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх