Жан-Кристоф Гранже «Лес мертвецов»
- Жанры/поджанры: Триллер | Детектив (Полицейский детектив )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ) | Америка (Латинская Америка ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Серия кровавых ритуальных убийств заставляет содрогнуться от ужаса даже видавших виды парижских полицейских. В городе орудует маньяк-каннибал, пожирающий плоть своих жертв. Кто он — психопат-аутист, садист-извращенец, поклонник первобытных культов? Множатся версии, но ни одна не ведет к разгадке зловещей тайны. У Жанны Крулевска — опытного следственного судьи и красивой женщины — есть личные причины принять брошенный убийцей вызов. Поиски истины перенесут ее через океан, вынудят пересечь Никарагуа и Гватемалу, заведут в глубь аргентинских болот. Здесь, в самом сердце Леса мертвецов, ей откроется подлинный источник Зла...
- /языки:
- русский (4), украинский (1)
- /тип:
- книги (5)
- /перевод:
- Е. Головина (4), Э. Евтушенко (1), А. Ратай (4)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
_EF_, 13 августа 2016 г.
Прочитав это произведение, считаю, что Гранже — лучший современный автор детективов.
Кроме загадочного мистического сюжета, блестящей логичной развязки и писательского мастерства, роман наполнен массой интересных сведений из психиатрии, антропологии и даже кулинарии.
Именно отсюда узнал, что такое тартинки, неспрессо, тамаль, матэ.
Читал всю ночь, не в силах оторваться.
Зинаида, 22 июля 2013 г.
На мой взгляд очень удачная книга. Тут и ужас и триллер и детектив, всё в одном флаконе приправленной фирменным стилем Гранже. Единственный минус это в концовке, мне показалось, что там не хватает эпилога, т.к. по сути нет концовки, только финал: разгадка, сражение и всё...корочка книги. Нет эпилога, нет красивой точки, книга не закончена, словно Гранже не успевал к сроку сдать книгу и в общем что имеем, то имеем. А книга достойная. Я прочитала её залпом.
Итак, серия кровавых ритуальных убийств, каннибализм, аргентинские хунты, концлагеря, южно-американский зной, непроходимые болота где живёт зло. А может это зло всё время находилось рядом с Жанной Крулевской, подглядывало, следило и выжидала момента чтобы погубить Жанну...
Прекрасная книга! 9 из 10 (не 10-ку ставлю потому что, финальной точки нет)
senoid, 29 января 2015 г.
Жан-Кристоф Гранже написал свой первый роман в 1994 году, но и до этого вполне успешно зарабатывал словом на жизнь. Он трудился копирайтером в рекламном агентстве, путешествовал по всему миру в качестве международного корреспондента и даже получил две престижнейшие премии в области журналистики — Reuter и World Press. По-настоящему известен как литератор он стал благодаря второй своей книге — «Багровые реки», чему в немалой степени способствовала и отличная экранизация с Жаном Рено и Венсаном Касселем в главных ролях. Почивать на лаврах автор не стал и продолжил рождать на свет остросюжетные хиты. Сейчас его книги переводятся на десятки языков, продаются миллионными тиражами и обретают вторую жизнь в кинематографической оболочке. Триллеры Гранже отличают необычные, далекие от банальности убийства, поэтому неудивительно, что среди злодеев рано или поздно должен был объявиться каннибал.
В Париже одна за другой страшной смертью гибнут женщины. Убийца не просто расчленяет — он их пожирает, причем в первую очередь съедает половые органы. На месте преступления маньяк оставляет знаки из смеси крови, слюны и экскрементов, точно рисунки на стенах древних пещер. Сходства с первобытными временами добавляет тот факт, что убийца разводит костер и использует в качестве свечей жир своих жертв. А еще он подвешивает женщин вверх ногами и сливает кровь, разбивает череп, чтобы добраться до мозга, и, судя по следам босых ног и рук, во время страшного действа передвигается на четвереньках. Несмотря на невероятную жестокость и животные повадки, маньяк чрезвычайно осторожен. Никаких серьезных улик, никаких зацепок, никаких свидетелей. Следствие в замешательстве. Что это: первобытный ритуал? Похождения законченного психа? А может, и вовсе дело рук оборотня? Во всем этом и предстоит разбираться следственному судье по имени Жанна Крулевска.
В шкуру Жанны Гранже влез довольно уверенно, с первых же страниц подключив героине «девочковое» внимание к шмоткам и брендам, а также рефлексии по поводу неустроенной личной жизни. Вместе с тем фанатам темного жанра сложно будет устоять перед образом Жанны, ведь та смотрит фильмы Дарио Ардженто и Дэвида Финчера, расчлененные тела сравнивает с куклами Ханса Беллмера, расхаживает в майке с логотипом своей любимой группы «Nine Inch Nails», а внешне похожа на молодую Джулианну Мур, у которой в послужном списке также есть роль противостоящей людоеду женщины. Героиня получилась живая и интересная, впрочем, как и почти все остальные персонажи. Они прорисованы и фактурны, однако ирония заключается в том, что часть из них книге абсолютно не нужна. Гранже иногда отказывает чувство меры, и словесная избыточность расползается по тексту, словно опухоль. Злокачественной ее назвать нельзя, так что недостаток не смертелен, но в наличии чужеродного нароста на здоровом теле нет ничего хорошего. Здесь проявляется журналистская сущность автора: проходной диалог рискует превратиться в полноценное интервью, а за любым описанием или важным для сюжета фактом может последовать нудный и продолжительный экскурс в историю. Гранже знает очень многое и хочет знанием поделиться, вот только не всегда это идет на пользу произведению. А когда из книги можно безболезненно выкинуть страниц сто, то есть опасность, что автор обилием «воды» начисто размоет сюжетный скелет...
По счастью, к «Лесу мертвецов» это не относится. Затянутость — чуть ли не единственный минус романа, хотя порой в нем встречаются сомнительные с точки зрения медицины вещи, а автор уж больно любит свою героиню, в ходе расследования волшебным образом направляя ее на путь истинный. Но все это выглядит крупицами горького перца в аппетитном блюде шеф-повара Гранже — поморщиться придется, только если они попадут на зуб. Кое-кто и не заметит. Потому что книга увлекает с самого начала, а висящая над героиней мрачная тайна не отпустит читателя до финала.
Сюжетная география уводит нас от рамок камерного триллера, приглашая в опасный вояж по следам убийцы. Гранже мастерски нагнетает напряжение и на подземной парковке в Париже, где только что отобедал маньяк-каннибал; и в никарагуанской резиденции кровяного магната, так называемого Вампира из Манагуа; и посреди кишащих кайманами аргентинских болот, где на плавучих островах живет своей жизнью Лес мертвецов... Оттенки ужаса чередуются, смешиваются друг с другом, запутывают читателя и затягивают внутрь темной воронки зла. Шок от первобытной жестокости в цивилизованном обществе, страх перед сверхъестественным, осознание всех зверств военной хунты, жуткая догадка об обитателях Леса мертвецов — что и говорить, Жанне не позавидуешь. Автор руками своей героини разворошил такое осиное гнездо, что хватило бы на несколько хоррор-романов. Очень здорово продумана и личность каннибала — это не просто очередной маньяк без роду и племени, а полноценный, «глубокий» персонаж с прошлым, с историей. И с необычными особенностями, которые не ограничиваются любовью к человеческому мясу.
«Лес мертвецов» — отличный детективный триллер с путешествиями, страшными тайнами, симпатичными героями и жутким антагонистом. Натурализм ряда сцен даст фору некоторым экстремальным фильмам ужасов, так что детям книжку лучше не показывать. Атмосфера пропитана тревогой, опасностью, зловещая фигура каннибала всегда где-то рядом, поэтому приятный холодок, пробегающий по спине, раз за разом будет напоминать о том, что автор знает толк в саспенсе. Возможно, книгу нельзя отнести к жемчужинам творчества Гранже, но утолить читательский голод поклонникам мрачной литературы с ее помощью удастся наверняка. И это будет очень аппетитная трапеза.
Liz, 4 декабря 2014 г.
По-моему, вполне удачная книга. Хорошо закручен сюжет, множество мест действия придает истории «объемность». Натуралистичность описаний тоже многое добавляет роману — наконец-то вместо гениального сыщика, который не ест-не пьет-не мерзнет мы видим реального человека, который способен ошибаться, смущаться, испытывать отвращение, одним словом — живого человека: какой бы строгой судьей Жанна ни была в рабочее время, в жизни она остается наивной девушкой, мечтающей о любви и не очень-то разбирающейся в мужчинах:) Ну и конечно, интересны и познавательны описания латиноамериканских стран, пока еще являющихся экзотикой для большинства людей.
Ouroboros_8, 16 декабря 2021 г.
֍ ВЗБАЛАМУТИТЬ ВЕСЬ АД, или СУДЬЯ, ЛЮБИВШАЯ ХОДИТЬ ПО КРАЮ ֍ ?
ЦИТАТЫ:
«У него внутри живет другой человек… Ребенок, который вырос внутри моего сына. Словно раковая опухоль…»
(Жан-Кристоф Гранже. «Лес мертвецов». 2009)
«…уравнение с тремя неизвестными: аутизм, генетика, первобытная история…»
(Жан-Кристоф Гранже. «Лес мертвецов». 2009)
Я полагала, что могу «переварить» любой роман любого жанра, лишь бы он не был скучным и нудным. Знала, что с Гранже уж точно не заскучаешь. Так-то оно так… Но после «Леса мертвецов» (La Forêt des mânes, 2009) Жана-Кристофа Гранже (пер. Евгений Головин, Александра Ратай) особенно ясно понимаешь, что книги, как и музыка, и живопись серьёзно влияют на психическое состояние человека. Вряд ли без следа проходит то, что мы читаем, слушаем, рассматриваем, изначально настроившись на развлечение и удовлетворение своего любопытства.
Такое вступление я предприняла для того, чтобы контролировать свои собственные эмоции и предупредить читателей, стоящих перед выбором, читать-не читать «Лес мертвецов» Гранже.
Читать, если вы считаете себя достаточно подготовленным читателем, способным адекватно оценивать художественное литературное произведение и не давать волю эмоциям. И, как бы банально ни звучало, слабонервным не читать. Это та книга, которую не всякий сможет «переварить» …
***
«Лес мертвецов» – третья – венчающая книга триптиха о зле, в который также входят «Чёрная линия» и «Присягнувшие тьме». Гранже во всех трёх книгах в художественной форме исследует природу зла, подбираясь к его истокам. По большому счёту он фантазирует, используя имеющийся у него опыт журналиста-путешественника, исследователя и писателя.
К «Лесу мертвецов» относиться следует, как к образцу массовой развлекательной литературы. Здесь нет глубоких философских, религиозных и иных исследований причин возникновения Добра и Зла, но тем не менее роман, на мой взгляд, не лишён определённой глубины. Автор пытается углубиться в психологию человека, определить психические мотивы поведения персонажей и раскрыть мотивы серии ужасающих кровавых преступлений.
«Объективности не существует. Правосудие – дело рук человеческих» – говорит автор словами главной героини романа – следственной судьи при Нантерском исправительном суде Жанны Крулевски (у Гранже, вообще-то, у неё фамилия Korowa). Это суждение можно было бы отнести практически ко всем проявлениям деятельности человека, в том числе и к взглядам на происхождение Добра и Зла.
Итак, основная идея романа – отыскать источник Зла. Для этого автор с помощью своих персонажей рассматривает Зло под различными углами: «аутизм, генетика, первобытная история».
Сюжет романа (триллер, роман-путешествие, приключенческий роман с элементами детектива и околонаучной фантастики) в наибольшей степени завязан на психотипе главной героини – Жанны. Она здесь является главной во всех смыслах: её психика, интеллект, образованность, опыт путешественницы, характер и мировоззрение. Все остальные персонажи призваны лишь осуществлять поддержку, как партнёр в балете, чтобы раскрыть талант и мастерство примы.
Жанна, пережившая серьёзную психическую травму – смерть своей 17-летней сестры, растерзанной каким-то психопатом-убийцей, хочет понять, откуда берётся такая свирепая жестокость. Она ещё не оправилась от этого потрясения («горстями» пьёт антидепрессанты, с головой уходит в работу), а тут ещё в Париже случается серия кровавых убийств, совершённых с фантастической жестокостью, и обостривших её незаживающую травму. Плюс проблемы с мужчинами: она никак не может найти свою «вторую половинку», чтобы установить долговременные отношения и наконец реализовать, заложенную в каждой женщине, тягу к материнству…
С её злополучного бойфренда – Тома и его психоаналитика Антуана Феро всё и начинается. Жанна рискнула нарушить должностную этику и превысила свои полномочия, включив в список на прослушку по новому делу, связанному с экономическим преступлением, простого фотографа Тома – своего любовника, понимая, что «тянет пустышку» и не имея на то СП – судебного поручения. Глупость, однако. «Нормальная» судья разве установила бы незаконную прослушку, тем более в угоду сугубо личным, бабским страданиям?
Жан-Кристоф Гранже «ищет» истоки зла, привлекая весь «арсенал» доступных ему средств. Какие только невероятные версии не выдвигает писатель. Если в «Присягнувших тьме» основная версия истоков зла – это служение дьяволу, то в «Лесу мертвецов» – какая-то мешанина из Фрейда, «механизма Отцов», древнейшей первобытной памяти народов (уж не Гюстава Лебона ли имел ввиду автор?)
Роман насыщен фактическими сведениями: географические путешествия в Никарагуа, Гватемалу, Аргентину с яркими и образными описаниями; исторический экскурс в докроманьонский период; прикосновение к антропологии; специфика жестких политических режимов – военные преступления против человечества и их безнаказанность; международная торговля оружием; каннибализм, инцест, кровавые жертвоприношения … и, конечно же, проблемы психических отклонений: аутизм, шизофрения … Причём, что характерно для Гранже, отклонения в психике есть у всех: и преследователей, и преследуемых.
Всё закручивается в духе Гранже: невероятные приключения, связанные с жаждой понять и отыскать истоки зла свершившейся серии убийств: взглянуть злу прямо в лицо. И только такая ненормальная, как Жанна, могла бы пуститься во все тяжкие, рванув к чёрту на рога – в Латинскую Америку, не задумываясь тратя все личные сбережения, обнуляя свои банковские счета. Ощущение не совсем психически здорового человека в лице главной героини не покидало почти до конца романа. И только в самом конце становится понятным, что она наконец-то пришла в себя. Стрессовые ситуации помогли понять Жанне смысл жизни и её ценность.
«Под занавес» романа Жанна, прекратившая принимать антидепрессанты и наконец ощутившая вкус жизни, говорит:
«Просто жизнь.
В конце концов, это не так уж и плохо».
P.S.
Что в сухом остатке? Хороший, добротный триллер в характерном Гранжевском исполнении. Узнаваем. Лично мне «испарять воду» не было нужды. На мой взгляд, все отступления от основного сюжета органично связаны с сюжетом: мне было интересно.
Михаэль, 19 мая 2019 г.
Преувеличенный и надуманный, но при этом шокирующе-натуралистичный хоррор-триллер от мэтра современного французского гиньоля.
Начинается книга с описаний любовных томлений и финансовых неурядиц 35-летней парижской следачки Жанны. Надо сказать, особых симпатий дамочка не вызывает. С одной стороны типичная, что говорится «фифа» помешанная на гламурных шмотках, диетах и «отношениях». С другой — чиновница в худшем смысле слова. То есть унижать и разводить подследственных в стиле «вызвать как свидетеля, а начать крутить как подозреваемого» — запросто! Использовать служебное положение для того, чтобы организовать слежку за своим любовником — да легко!
Потом правда Жанну вызывают «на труп», а убийство не рядовая бытовуха и не разборки банд. Нет, жуткое, зверское убийство с людоедством. Да еще и не просто людоедством, а с какими-то хтоническими-доисторическими ритуалами, рисунками на стенах, нанесенными телесными жидкостями и тп.
Гранже есть Гранже, то есть в нужном месте — публицистика (левацкого, ясное дело, толка), в нужном месте психологизм (в духе королевы chic-lit Кэндис Бушнелл), в меру сведений по антропологии, генетике, культуре примитивных народов.
Все что вы не знали об аутизме, аргентинской военной хунте, криминальных синдикатах, террористах в Восточном Тиморе и коррупции во французских судах, вы благодаря этой книге узнаете.
А в центре всего — ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО КРОВИЩА!
То есть не просто кровища, а Кровищщщааа, топленое человеческое сало, вывернутые внутренности и проч. и проч.
Сюжет показался мне перегруженным. Слишком много всего под одной обложкой, и репрессии в Латинской Америке и индейские националистические банды, и генетические исследования, и теории Фрейда, и злодей, страдающий даже не раздвоением, а расщеплением личности.
Плюс перемещение героев по глобусу в духе Клуба Кинопутешествий.
Но центральная линия держит крепко, хотя может быть, дело личного вкуса.
Каннибализм, вырождение закрытых общин, откат по эволюционной лестнице, темное прошлое человеческого рода, я все это дюже люблю, а Гранже все-таки мастер. Интрига, повторюсь, перегружена посторонними, часто никуда не ведущими экскурсами (татуированные изуверы из 18 street gang возникают ВООБЩЕ НИ ЗА ЧЕМ), но при этом крепко закручена.
Когда действие перемещается в Латинскую Америку, с Жанной (и романом вообще) что-то происходит.
Гламурная фифа на грани анорексии оказывается вдруг бой-бабой, которой что сквозь джунгли переть, размахивая мачете, что с местными «черными археологами» переговоры вести, обычное дело. Не то, чтобы таких женщин не бывает, просто образ Лары Крофт мало состыкуется с манерной столичной штучкой из первых глав. Но такая Жанна уже не бесит.
Да и сама книга как-то чуть сползает в сторону «приключений в экзотической локации» в духе Инди Джонса.
С упорством, граничащим с одержимостью, Жанна идет по следам страшного убийцы, распутывая тайны его прошлого, уходящего все дальше и дальше джунгли, в дебри, в Лес Мертвецов.
Подозреваемый в книге, в общем-то один, и спрятан он настолько плохо, что автор похоже и не старался, но его жуткий выход «из шкафа» («это не МЫ живем в Лесу, это Лес живет в НАС....») все равно впечатляет.
Мне всегда казалось странным, что при всей очевидной сценарной закваске книг Гранже, он так мало экранизирован.
«Лес мертвецов» просто просится на экраны! Готов помочь агентам по кастингу.
И так, надуманный (слишком гротескный преступник со слишком экзотической мотивацией, и слишком грандиозной предысторией), но при этом увлекательный, очень кинематографичный триллер.
Сайт, на котором я пишу эту рецензию называется «Фантлаб» и наверное, можно сказать, что смелость и безапелляционность, с которой Гранже ворочает данными по антропологии, генетике, клинической психиатрии, психоаналическими концепциями и теориями, ставит его книгу на грань хоть и научной, но все-таки ФАНТАСТИКИ.
Гранже — на 101% коммерческий автор, но у него есть сверх-идея, которая его ведет.
Он ищет Корень Зла, но обычную, привычную мистику не приемлет. В Дьявола («Присягнувшие Тьме») или индейских богов («Лес Мертвецов») автор не верит и свести к ним вопрос о том, откуда в человеке берется потребность рвать зубами и ногтями плоть своих сородичей, не может. Вот и погружается куда-то уже на клеточный уровень, в поисках не то гена, не то первомолекулы ответственной за черные мысли. Так глубоко в науку, что она граничит больше с космическим ужасом Лавкрафта (помните его выродившиеся общины людоедов и кровосмесителей...), чем со скучной криминологией.
Рекомендую всем, кто в принципе жалует такой жанр, как «новая французская жесть» и Гранже лично, а так же любит истории о людоедстве, первородном зле в человеке, дегенеративных мутациях и тому подобных материях.
Zombie 1st class, 22 марта 2024 г.
Это первый роман Гранже, что я прочитал. Ранее смотрел только кое-какие экранизации его творчества.
Детективный триллер с элементами ужасов, 2009 года издания. В Париже происходит серия убийств, причем максимально зверских, с расчлененкой, каннибализмом, и следами непонятных оккультных ритуалов. Похоже, орудует маньяк – пока это основная версия полиции. Или кто-то, очень ловко косящий под маньяка. Некую важную информацию о деле случайно (на первый взгляд) узнает Жанна, наша главная героиня, которая работает следственным судьей в Нантерском округе. Специфика сведений и способ их получения таковы, что она вынуждена какое-то время изучать дело втайне от коллег, и заниматься собственным расследованием неофициально. Ни к чему хорошему это, конечно же, не приводит – число трупов растет, в деле появляются все новые безумные обстоятельства, окончательно все запутывающие, а следы тянутся вообще на другой континент.
Я про саму должность следственных судей никогда не слышал – это интересная специфическая черта французской системы юстиции, про которую было весьма любопытно узнать. И подобных познавательных моментов в книжке вообще будет немало – так, из нее читатель сможет почерпнуть немало фактов о первобытном каннибализме, о страшных зверствах аргентинской хунты и последующей судьбе ее преступников, о современной транспортной инфраструктуре в Латиноамерике, об учении Фрейда, о войне сандинистов и контрас в Никарагуа, и про многое другое. Местами, возможно, даже больше, чем хотелось бы знать: без некоторых макабрических деталей я бы смог прожить в счастливом неведении… Ну да ладно.
Книга разбита на три части. Первая выдержана в канонах полицейского детектива с редкими вкраплениями хоррора. Пугать не пугает, поскольку все по-настоящему ужасное и кровавое нам демонстрируют как правило уже в виде последствий, но мрачные образы довольно эффектны и ярки. Преступления шокирующие и жестокие. Вторая и третья – продолжение расследования, переплетенного с приключениями в экзотических локациях, с элементами этнографических зарисовок.
Что мне понравилось:
- Действия много и оно разнообразно. Тут и детектив, и полицейский процедурник, и напряженные хоррор-сцены «один на один с монстром», и интересно изложенный политико-исторический бэкграунд, и приключения, и какой-то даже «Ад каннибалов» ближе к завершению (автор явно смотрел соответствующие фильмы!).
- Образ главной героини достаточно интересен. Жанна неидеальна, мягко говоря – порой даже неприятна, особенно поначалу. Совершает иногда сомнительные поступки, как с моральной, так и с рациональной т.з. Слишком много внимания уделяется ее мыслям о мужиках и своей неустроенной личной жизни. Но чем дальше в лес (во всех смыслах), тем большую симпатию она вызывает, местами даже ошарашивая внезапной крутизной, изобретательностью и силой воли.
- Автор явно весьма эрудирован и много где побывал (журналистское прошлое дает о себе знать). Различные инфодампы о современной и классической культуре, об истории латиноамериканских стран, пейзажные очерки – все это читать было интересно.
- Финальная часть в значительной мере состоит из моего любимого тропа «Путешествие к сердцу тьмы»: постепенно все дальше от цивилизации, все глубже во мрак первобытного ужаса. Люблю этот художественный прием до неимоверной степени.
Что вызвало вопросы:
- Роман показался мне несколько затянутым. Очень много в нем сцен, которые не несут никакой нагрузки: ни для сюжета, ни для характеризации героев, ни для чего. Раздутые диалоги, ненужные персонажи, и т.д. Точно так же и многие второстепенные линии, кажущиеся относительно важными, оказываются по итогу ничего не значащими оборванными нитями в никуда. Зачем их было добавлять? -_-
- Есть *серьезные* вопросы к паре важных поворотов и их реалистичности. Но писать здесь я об этом не считаю возможным, даже под спойлером, т.к. сие было бы раскрытием совсем уж ключевых сюжетных твистов. Скажем так, это было крайне эффектно “в моменте”, но пост-фактум вызвало у меня серьезное недоверие.
- Финал оставил странное впечатление. Нет, он не плохой, не фрустрирующий, не вызывает чувства незавершенности или оборванности на полуслове, но все равно кажется… ну не знаю, недотянутым в каком-то смысле.
Тем не менее, в целом книга оставила приятное впечатление – которое могло бы стать еще приятнее, будь она чуть-чуть короче.
Шербетун, 17 марта 2015 г.
Если вы хотите пощекотать нервы и погрузиться в мрачную атмосферу первобытного ужаса, то читайте «Лес мертвецов», но знайте — здесь будет много кровищи, внутренностей и неожиданных виражей. Изощренные убийства, психопаты, части тела, таинственные рисунки, коррупционные схемы, каннибализм, путешествие, военный переворот, неофашизм, — многовато компонентов, даже откровенный бред в наличии, но все они достаточно органично вписываются в сюжетную линию, а натурализм описываемых тайн и ужасов прогнал по моей коже стада марширующих мурашек с очень холодными лапками.
Лихо закрученный сюжет насыщен жестокостью и держит читателя в напряжении, периодически окуная в размышления героини, словно намеренно сбивая уровень адреналина. Жуткий триллер балансирует на грани с хоррором, впускающим свои мерзкие мокрые щупальца в устоявшийся мирок следственного судьи, награждая её рутинную жизнь, наполненную лишь одиночеством, обидами, модными тряпками и антидепрессантами, долгожданными смыслом и целью...
Ох уж этот кровожадный Гранже, бррррр…
alex1970, 18 февраля 2012 г.
Жанна Крулевска случайно оказывается причастна к расследованию жестоких ритуальных убийств, произошедших в Париже. Женщина идет по следу очень необычного преступника, и след ведет ее в Никарагуа, а затем в безлюдный район Аргентины.
Причины убийства кроются в мрачных тайнах аргентинской военной хунты, и концлагеря, который затерян в болотах.
Жестоко, мрачно, довольно интересно, хотя некоторые моменты, на мой взгляд, излишне натуралистичны.
Читать интересно, хотя явная левацкая заряженность автора портит восприятие
PCYCHOCAT, 19 июня 2015 г.
Книга мне скорее понравилась, чем не понравилась, хотя...
Автор все время акцентирует внимание на проблемах Жанны. Из-за этого временами героиня начинает напоминать подростка-эмо. Очень условны, в духе голливудских страшилок, описания мест «зыверских убивств» и того, что там видит Жанна. Видимо, автор плохо знаком с криминалистикой. Чтобы вырвать у трупа руки-ноги нужно быть Кинг-Конгом — не верю. Вообще, описание всех этих преступлений рассчитано на обывательскую любовь к чернухе. Стремление напугать читателя ведет к перебору и абсурду — убийца на месте преступления съел чуть ли не весь труп, обглодал кости и высосал мозг. Много смысловых ошибок. Героиня, рассматривая фотографию человека в черных очках, различает цвет глаз сфотографированного. Вообще, вся вещь очень европейская, видно, что писал человек, находящийся в плену очень многих совершенно мифологических представлений. И очень кинематографична, ощущение, что это готовый сценарий под будущую экранизацию. Видимо, автор изначально заботится о дальнейшей судьбе своих сочинений.
Однако написано крепко и с фантазией (хоть местами и нездоровой), что говорит о несомненном мастерстве автора.
Поставлю 7 баллов
sokol-88, 3 января 2015 г.
Высокую для меня оценку книге обеспечила исключительно натуралистичность описаний и перемещение героев на другой континент. Не так уж много книг, где описываются быт и нравы Южной Америки, поэтому в этой части читать интересно.
Огромный минус — полное отсутствие детективной составляющей. После установки главной героиней прослушки в кабинете психоаналитика и изучения ей результатов т.н. «ОРД» все становится ясно. А еще страниц через 30 в книге имеется фраза, закрепляющая уверенность. Таким образом финал не удивил ни капельки.
А в остальном вполне пристойное чтиво в дорогу, или провести свободный вечер дома. Написано хорошо, в соответствии с довольно высоким статусом автора. Не затянуто, в то же время действие и не бежит галопом, а развивается равномерно, логически выверено.
Традиционные полицейские ляпы присутствуют, но не больше чем у других признанных авторов триллеров, и тем, кто не работал/работает в Системе, они глаз резать не должны.
sergej210477, 30 сентября 2018 г.
Мой первый прочитанный роман Ж-К. Гранже.
Если вы надеятесь увидеть в этой книге характерные черты детективного полицейского романа — четкую, логическую последовательность, загадки, которые требуют рационального объяснения, то читать «Лес мертвецов» вам не надо.
Это — кровавый триллер, с элементами хоррора. И в то же время, в книге много общего с приключенческой литературой.
Но, детективом роман назвать нельзя.
Вооще, в логически завершённый и целостный сюжет эта книга не укладывается.
Возникла у писателя задумка — показать маньяка-каннибала. И сделать это на фоне различных экзотических декораций. Париж, Никарагуа, Гватемала, Аргентина — отличный фон. Красивые колониальные столицы, трущобы, джунгли, болота — очень атмосферно и интересно.
А вот с мотивами героев — полная неувязка. Все все время куда-то бегут, преследуют, убегают. А зачем? Нет логики ни в поступках злодеев, ни в действиях главной героини.
Все притянуто за уши. Поэтому, и финал слит.
Книга состоит из трёх разных по жанру частей:
Первая треть — вообще, психологическая драма. Да, главный герой — следственный судья Жанна Крулевска. Но, мне сложно представить, как ее держат на этой работе. Свои прямые обязанности Жанну не интересуют. Нет, это французская литература, поэтому — «любовь», здесь ключевое понятие. Впрочем, разобраться в образе героини мне так и не удалось — она сама не представляет, что она хочет и зачем совершает различные поступки. Какой-там маньяк, Жанне наплевать на него, ее больше интересует будущий потенциальный любовник!
Вторая часть — приключения в далекой и опасной Латинской Америки. Главное — революция, военная хунта, описания зверств диктатуры.
А третья, заключительная часть истории — «Затерянный мир» А. Конан Дойля. Ну, прям, один в один! Путешествие по джунглям Южной Америки в поисках таинственного народа. Ну и в финале — «Остров Доктора Моро» Уэльса. Экшена хватает!
Теперь о слабых местах книги.
Постоянно бросается в глаза наличие огромного количества нелепых, несуразных, нелогичных и просто глупых моментов, сцен и действий героев.
Я не говорю про основную сюжетную линию, все время балансирующую на грани мистики и фантастики.
Я имею ввиду постоянные мелкие неправдоподобности, режущие глаз.
Персонажи часто поступают непонятным образом. Рассуждают и ведут себя противоречиво. Шарахаются из стороны в сторону.
Я, конечно, не специалист по системе французских судебных органов, но то, как описал их работу Гранже — это нечто!
Неужели и вправду существуют следственные судьи, похожие на образ Жанны Крулевски? Глотающие горстями антидепрессанты, лечащиеся в психиатрических стационарах, разговаривающих с начальством подобным образом?
Кошмар! Продажные и коррупционные полицейские из американских детективов показались мне по сравнению с главной героиней верхом реализма.
А описание стран Южной и Латинской Америки? Концлагеря, пытки, казни. Автор прям зациклился на этой теме.
Таких моментов не счесть!
Ну да, художественный вымысел — хорошая вещь, но, все-таки, это детективный триллер, а не сказка.
А ещё, в книге куча таких «перлов», что уж не знаю, автор виноват, или переводчик.
Ну, например:
Каждые десять километров уклон уменьшался на 40 сантиметров.»
Это как!? Какой уклон, если поверхность ровная и плоская? И кто замерял, в джунглях, в болоте, величину уклона на расстоянии в десятки километров? Бред.И зачем вообще читателю эта информация?
Ладно бы, единичные ляпы! Но такое встречается постоянно.
Вот столько слабых сторон, а назвать эту книгу плохой, я не могу!
Просто надо плюнуть на реалистичность происходящего и читать это произведение, как приключенческий роман.
Окружающий мир — ярко, красочно и зрелищно описан. Много экзотики, описания быта, обычаев, религиозных верований.
Очень кинематографично.
Крови и расчлененки хватает. Натуралистических сцен достаточно много.
Героиня, хоть и ведёт себя как-то глупо, но картонным персонажем ее не назовёшь. Ее неуклюжесть, некая наивность, неуравновешенность и эмоциональностью заставляет читателя переживать за неё.
Все очень динамично, постоянно что-то происходит, скучать некогда.
Лично мне, книга по жанру, напомнила фильмы про Индиану Джонса.
Потому что, на мой взгляд, главное здесь не триллер и не детектив, а приключения.
Deathcrafter, 25 декабря 2019 г.
Многие со мной не согласятся, наверное, но детективы — самый заштампованный жанр. Всегда так считал и буду считать. Бывают приятные исключения, но не в этот раз.
Гранже широко разрекламирован, его роман «Пассажир» часто стоит на полочках с плашкой «Бестселлер». Круто, наверное, но вот не моё…
Краеугольный камень сюжета — серия ритуальных убийств, к которым причастен некий первобытный культ. Вообще, что радует — это антропология как один из сюжетообразующих элементов. Эту науку я люблю и уважаю, но здесь она подана очень криво. Дробышевский бы вряд ли одобрил… =)
Ну, хорошо, убийства. Ритуальные. Жестокие. Это всё замечательно выглядит в сплаттерпанке, в джалло, хорроре, да даже в гримдарке (особенно в гримдарке), а всё потому, что убийство на виду. Мы читаем про испуганные глаза жертвы, про последние попытки договориться с убийцей, про отчаяние, про предсмертные вздохи и конвульсии. Здесь этого нет. Всё «мясо» происходит за кадром, а посему не получается испытать шок.
Я не берусь судить о косячности перевода, так как я не знаю французский, но в русском варианте язык ужасен. Канцеляризм на канцеляризме, какие-то очень серые и невыразительные фигуры речи. Не плохо, но и не хорошо. Никак.
Персонажи квадратные, а арка персонажа интересная только у главного злодея. Протагонист — следственный судья Жанна Крулевска — типичная Мэри Сью, образ которой не удалось спасти даже деталями, характерными для одиноких женщин 35+ (надо сказать — стереотипными деталями).
Сюжет развивается вяло. Сначала он ползёт нехотя, лишь под конец ускоряясь до нелепого галопа, а в итоге еле-еле успевает притормозить. Нет, скомканной концовку не назовёшь, но и гармоничной тоже.
В общем, на любителя. Лично я больше не хочу читать Жана Кристофа Гранже.
Elistrat, 15 августа 2017 г.
Книга оставила противоречивые впечатления. Начало просто отличное: загадочные убийства,каннибализм, интересные персонажи. в середине книга скатывается в банальное описание «приехали сюда- поговорили с тем».
Финал книги слит чуть больше ,чем полностью..
Vir2ozz, 12 июля 2021 г.
Первые 100 страниц можно пропустить и ничего не потеряете вообще, то есть никакого сюжета и его развития на первых 100 страницах нет, на них описания ежедневного быта, ненужных встреч, описания декораций. Дальше если читать пропуская по 1-2 страницы то вы ничего не потеряете. То есть книга на 90% состоит из воды в основном описание местности и размусоливания одной идеи, которую вертят, вертят и вертят.
Был неплохой момент когда описывали убийство в подробностях, этот момент получилось описать очень хорошо, как раз на 110-120 странице, но потом опять муть ни о чем еще хуже чем у Кинга.
После этой книги посмотрел фильм «Багровые реки» тоже по Гранже, думал что может именно лес мертвецов такой слабый, но и там 80% фильма это вода. Явный стиль Гранже)