fantlab ru

Г. Ф. Лавкрафт «Алхимик»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.09
Оценок:
796
Моя оценка:
-

подробнее

Алхимик

The Alchemist

Рассказ, год (год написания: 1908)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 105
Аннотация:

Маленький, но незабываемый рассказ, одно из первых произведений автора.

Молодой граф в поисках избавления от проклятья, наложенного на его предка много лет назад, натыкается в полуразрушенном замке на «неприметную крышку люка с кольцом» ...

Входит в:

— антологию «The Shuttered Room and Other Pieces», 1959 г.

— сборник «Dagon and Other Macabre Tales», 1965 г.

— антологию «Реаниматор», 1992 г.

— журнал «Супер Триллер №22 (145)», 2007 г.

«Тёмные аллеи», 2007 г.

— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.

— антологию «Вусцішны пакой», 2013 г.


Номинации на премии:


номинант
Premi Ictineu, 2012 (IV) // Рассказ, переведённый на каталанский (США)

Похожие произведения:

 

 


Реаниматор
1993 г.
Зверь в подземелье
2000 г.
Азатот
2001 г.
Том 1. Притаившийся ужас
2001 г.
Ночное братство
2005 г.
Ночное братство
2005 г.
Ночное братство
2005 г.
Ночное братство
2005 г.
Зов Ктулху
2006 г.
Зов Ктулху
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Зов Ктулху
2010 г.
Дагон и другие жуткие рассказы
2012 г.
Зов Ктулху
2014 г.
Хребты безумия
2016 г.
Ктулху
2017 г.
Сны Ктулху
2018 г.
Криптософия
2019 г.
Хребты безумия
2021 г.

Периодика:

«Супер Триллер» №22 (145), 2007
2007 г.

Аудиокниги:

Тёмные аллеи №05
2008 г.
Сборник рассказов 3. Зов Ктулху
2013 г.
Алхимик. Сборник рассказов
2020 г.

Издания на иностранных языках:

The Shuttered Room and Other Pieces
1959 г.
(английский)
Dagon and Other Macabre Tales
1965 г.
(английский)
The Tomb and Other Tales
1975 г.
(английский)
Dagon
1978 г.
(французский)
Dagon and Other Macabre Tales
1987 г.
(английский)
The Fiction: Complete and Unabridged
2008 г.
(английский)
The Early Works Of H. P. Lovecraft
2009 г.
(английский)
The Complete Fiction
2011 г.
(английский)
Вусцішны пакой
2013 г.
(белорусский)
Кліч Ктулху
2017 г.
(белорусский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из ранних рассказов Лавкрафта, написанный им в 17-18 лет и один из немногих оставшихся, от ранней библиографии писателя. Неплохой, короткий рассказ выдержанный в стилистике готических романов и рассказов 19 века (в частности конечно По) с довольно любопытным поворотом, касающимся главного злодея. Как дебют — неплохо, но как отдельное произведение, мимо него можно и пройти, особо вы ничего не потеряете.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сложно оценивать, с одной стороны все выглядит замыленным, так как тема, и образы, достаточно распространённые. С другой стороны остаются некие ощущения, которые будь этот рассказ написанным кем, другим, возможно бы не появились, или они бы были просто другими, остался бы некий другой осадок, послевкусие. Атмосфера Эдгара По, и возможно других готических авторов, все же отлична, есть нечто оригинальное, сложно уловимое. Некие чувства и эмоции возникающие при прочтении, очень пестры, сложно объяснимы, так как на них действует целый комплекс разных приемов

Возможно автор и написал это рано, но в тоже время нельзя и исключать правки в более зрелом возрасте. Рассказ очень прост, но в этой простоте возможно и заключенна одна из главных особенностей.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Совершенно готический антураж. Но, пара но. Первое — не подтолкнул ли этот рассказ, его начало, Мервина Пика к написанию «Горменгаста»? Громадный, практически необъятной замок, цитадель...

И второе но — не напоминает ли неприметный люк другой, пражский люк: Майринк, Голем?

И чем алхимик не голем, со лба которого стирает бессмертие пламень факела?

И если это проба пера молодого автора, то проба великолепная. Лавкрафт нашёл, пусть и не сразу, пусть и не в этом тексте, но всё же, эликсир бессмертия.

А что до бессмертия, то: Геннадий Алексеев «Катулл и Лесбия»:

Мой друг Катулл

своей подружке Лесбии

собрался было

подарить сережки, да денежки с приятелем пропил.

И подарил он Лесбии

бессмертье.

Бабенка эта

до сих пор жива.

Она все злится на беспутного Катулла —

ведь обещал же

подарить сережки!

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это, я так понимаю, первый рассказ Лавкрафта. И дебют, по-моему, вышел неплохим. Да, тянет подражанием Эдгару По, особенно в теме родового проклятья оно угадывается, да и к стилю По автор явно стремиться – ну так, а чем это плохо? Да и атмосфера от этого есть. Однако минусом я вижу то, что рассказ при его атмосфере мрачной легенды (очень, кстати, понравилось описание обветшавшего замка, в котором проживший всю свою жизнь герой не изведал все уголки даже – это ж прям мурашки по коже!) написан как-то слишком ровно и монотонно, да так что в моменте появления чужака, там где накал должен был сгуститься, где испуг должен был возникнуть, удивление – всё идёт в одном настроении, и это, по-моему, многое губит. Да и догадаться, что это за человек было проще простого, отталкиваясь от его слов (то для героя, а для читателя и того проще – название рассказа в помощь!), однако герой понимает всё только в концовке – настрой был на ударный последний абзац, который из-за его очевидности в полную силу и не сыграл… Хотя сама-то идея-находка в череде «родовых проклятий» (такое, пусть и сверхъестественное решение загадки) выглядит очень неплохо.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень нехарактерное для Лавкрафта произведение. Зло здесь предстает в лице обычного человека, пусть и бессмертного. Картина описываемого родового проклятия объясняется самыми заурядными преступными действиями озлобленного человека. И лишь в несовершенных умах столкнувшихся с неизведанным людей данные деяния трансформировались в мистику и суеверный ужас.

Суть рассказа проста — зачастую лишь наша вера во что-то дает ему жизнь и долгие часы жизни.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

В этом рассказике нет ничего особенного. Такие вещи ценны своей непредсказуемостью, а тут как раз с самого начала обо всём догадываешься.

Но всё же рассказ интересен, какои-то древней жуткостью. Кажеться, что сам оказываешся в неком средневековом замке. Не смотря на свою простоту, это произведение запоминается надолго.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это отлично сбитое неплохое фентези с отличной передачей образов самих персонажей, а так же атмосферы в целом, но с довольно простым и понятным сюжетом, без какой либо попытки закрутить интригу и запутать читателя, но тем не менее автор явно хотел показать свой опыт в этаком фентезийном жанре с элементами детективной истории.

Что хорошо получилось у Лавкрафта, так это описание мрачной атмосферы, мрачного глухого безлюдного замка, где практически всю свою жизнь пробыл главный герой, а так же хорошо переданы его мысли и переживания. Очень очерчена и хорошо подана угроза, она предстает в виде рока, проклятия, которое настигает всех из родства главного героя в возрасте 32 лет, и что неумолимо настигнет и его самого. Это загоняет героя в некие тиски, из которых на протяжении всего рассказа он пытается выбраться, что неумолимо придает сюжету остроты и еще более мрачности.

Концовка радует и пугает снова образами, которые цепко задержатся в вашей голове на долгую память. Описание подвала, сколоченной деревянной двери, за которой прятался ужасного вида человек, который и являлся разгадкой ко всему произошедшему — все это внушает уважение к писателю, ибо передано все в ярких и сочных красках. Но сама интрига не являет собой какого-то открытия или озарения, это скорее логичный вывод из всего прочитанного, который напрашивается сам собой.

Тем не менее рассказ получился колоритный и живой.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Алхимик» — один из ранних опытов Лавкрафта. Завязка в рассказе классическая: зловещий замок, родовое проклятие, колдуны и алхимики. Развитие тоже не самое оригинальное. Декорации и атрибуты то и дело напоминают Блэквуда, Стокэра, Ирвинга. Однако наряду с подражательством и рукой новичка в рассказе чётко просвечивается и стиль будущего мастера. В «Алхимике» можно заметить типичные для Лавкрафта элементы. Это очень богатый, щедрый на описания и длиннющие предложения с словесными изысками и вывертами стиль. Это огромные абзацы и отсутствие диалогов (Стивен Кинг в «Как писать книги» очень метко заметил, что минимум диалогов в произведениях Лавкрафта можно объяснить тем, что он мало общался с людьми). Это страх от столкновения с чем-то невыразимо ужасным (в стиле «То, что предстало передо мной, было настолько ужасным и выходящим из рамок человеческих представлений, что я наложил...), а также обычное лавкрафтовское раскрытие главного героя.

Вместе с тем отсутствие некоторых фишек Лавкрафта разочаровывает. Многие его рассказы, в том числе мои любимые «Притаившийся ужас» и «Крысы в стенах», начинаются почти как документальные произведение (подразумевается стиль), а заканчиваются полным безумием, безбашенностью и содомией. Здесь этого нет. Да и в целом концовка, мягко говоря, оставляет желать лучшего. В целом, задумка неплоха, но исполнение слабенькое. Рассказ стоит почитать любителям Лавкрафта.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чего у Лавкрафта никак не отнять, так это умения создавать в своих произведениях соответствующую атмосферу: упадка, мрака, страха, отчаяния... Разрушающийся от старости замок, громадные пустые гулкие залы, укутанные пылью, рассыпающиеся от прикосновения в прах вещи, скользкие от плесени ступени подземелья, отчаяние человека, который знает, что скоро умрет — все это выписано весьма и весьма атмосферно и красиво.

Сам же сюжет рассказа очень прост (и даже слаб) и служит в большей мере всего лишь подпоркой для мрачной атмосферности произведения..

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из ранних рассказов автора, созданный еще до «мифологического периода».

Потомок старинного графского рода пытается раскрыть тайну проклятия, наложенного на его предка в 14 веке. И ему это удается.

Отличный, хотя во многом ученический рассказ. Читается с интересом, антураж – разрушающийся замок в горном лесу, мрачное проклятие, довлеющее над старинным родом и тайна старого злобного колдуна.

Интересный образец раннего творчества Лавкрафта.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Задумка очень хороша, мистики мастер нагнал до умопомрачения, практически вынес приговор главному герою... Однако не стоит слишком рано пускать скупую мужскую слезу по этому симпатичному обреченному отпрыску благородного рода... Примерно так. Жаль только, что плохие парни у мастера мрут, как мухи. Не в пример хорошим, которые и в огне не горят, и в воде не тонут...

Оценка: 5
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохая сюжетная задумка, но очень уж примитивно реализованная. Я имею в виду литературный уровень. Впрочем, конечно же, надо учитывать почти столетний возраст этой истории. Это сейчас нам подавай стилистические и прочие изыски, чтобы вызвать эмоции, а тогда. наверное, и этого было вполне достаточно...

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно неплохой рассказ, без привычных нагромождений. однако как-то я не уловил в поведении героя близкую кончину, как-то уж очень спокойно он к этому отнесся...

А в целом довольно интересный сюжет с хорошим концом. Хеппи-энд)

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень интересный и атмосферный рассказ

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх